Урок – соревнование по русскому языку. 4 класс.«Падежные окончания имён прилагательных мужского и среднего рода»
методическая разработка по русскому языку (4 класс) по теме

Велиуллаева Юлия Сергеевна

Цели урока:  - обобщить знания учащихся по теме «Имя прилагательное», совершенствовать умение писать безударные окончания прилагательных мужского и среднего рода.

                       -  развивать орфографическую зоркость, внимание, память, речь.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok.doc179.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок – соревнование по русскому языку.

4 класс.

«Падежные окончания

имён прилагательных

мужского и среднего рода»

Учитель: Велиуллаева Ю. С.

Цели урока:  - обобщить знания учащихся по теме «Имя прилагательное», совершенствовать умение писать безударные окончания прилагательных мужского и среднего рода.

                       -  развивать орфографическую зоркость, внимание, память, речь.

Подготовка к уроку:  класс делится на две команды; у каждого ученика на столе учебник, тетрадь и ручки.

Оборудование:

1. Лепестки цветика – семицветика (из цветной бумаги),

2. Карточки с заданиями.

Ход урока:

  1. Организационный момент. Сообщение темы и целей урока.

- Сегодня у нас с вами необычный урок русского языка. Мы проведём этот урок в форме конкурсов. Наша задача определить, на сколько хорошо вы усвоили материал по теме «Имя прилагательное».

  1. Конкурс 1. «Цветик - семицветик» (конкурс капитанов)

(На доске в виде цветка прикреплены лепестки разного цвета, с обратной стороны записаны вопросы)

- К доске выйдут капитаны команд, будут выбирать лепесток, снимать его,  читать вопрос, отвечать на него. Команда имеет право помочь, но только в том случае, если капитан не смог ответить сам. Но тогда зарабатывается только 0,5 балла вместо 1.

1. Имя прилагательное обозначает … и отвечает на вопросы …, …, …

2. Имя прилагательное изменяется по … и по… .

3. В предложениях оно связано с …

4. Прилагательные мужского рода в И.п. имеют окончания …

5. Прилагательные женского рода в И.п. имеют окончания …

6. Прилагательные среднего рода в И.п. имеют окончания …

7. Прилагательные во множественном числе в И.п. имеют окончания …

8. Прилагательные мужского и среднего рода в Р.п. имеют окончания …

  1.  Конкурс 2. «Предмет - признак»

- Этот конкурс мы проведём в виде эстафеты. Каждая команда получает карточку с именами существительными (по количеству игроков). Каждый игрок образует от существительного однокоренные прилагательные и записывает его справа, после чего передаёт карточку следующему игроку.

- Закончив работу, передаёте карточку мне.

- Каждый правильный ответ – 1 балл.

Карточка 1.

Существительное

Прилагательное

Длина - …

 - длинный

Туман - …

- туманный

Скука - …

- скучный

Картон - …

- картонный

Вкус - …

- вкусный

Место - …

- местный

Капуста - …

- капустный

Теснота - …

- тесный

Ячмень - …

- ячменный

Ужас - …

- ужасный

Грусть - …

- грустный

Старина - …

- старинный

Осень - …

- осенний

Карман - …

- карманный

Карточка 2.

Существительное

Прилагательное

Удача - …

- удачный

Чудеса - …

- чудесный

Радость - …

- радостный

Мука - …

- мучной

Ясность - …

- ясный

Известие - …

- известный

Срок - …

- срочный

Река - …

- речной

Век - …

- вечный

Пламя - …

- пламенный

Огурец - …

- огуречный

Томат - …

- томатный

Прелесть - …

- прелестный

Молоко - …

- молочный

  1. Конкурс 3. «Знатоки имён прилагательных».

- По два человека от каждой команды садятся отдельно и письменно склоняют словосочетания:

1. Страшное несчастье.

2. Огромный змей.

- Остальные выполняют упражнение 41 стр. 170 – 171 (в команде можно совещаться во время работы). Затем учитель выбирает по две работы, проверяет их.

Страшное несчастье

Огромный змей

Им.п. страшное несчастье

Им.п. огромный змей

Р.п. страшного несчастья

Р.п. огромного змея

Д.п. страшному несчастью

Д.п. огромному змею

В.п. страшное несчастье

В.п. огромного змея

Т.п. страшным несчастьем

Т.п. огромным змеем

П.п. о страшном несчастье

П.п. об огромном змее

  1.  Конкурс 4. «Объяснялки»

 - Прочитайте словосочетания, объясните их значение, подберите к ним противоположные.

(командам даётся несколько минут для выполнения задания, затем по очереди каждая команда даёт свои ответы)

Карточка 1

Карточка 2

Свежий хлеб

Чёрствый хлеб

Глухой лес

Редкий лес

Свежий ветер

Тёплый ветер

Глухой звук

Звонкий звук (чёткий)

Свежая рубашка

Грязная рубашка

Глухой человек

Слышащий человек

Свежая газета

Старая газета

Глухой ворот

Свободный ворот

  1. Конкурс 5. «Узнай падеж прилагательного»

Словосочетания написаны на доске, участники команд выходят по очереди и указывают падеж прилагательного.

Для 1 команды

Для 2 команды

По летнему солнцу

Д. п.

С высокого здания

Р. п.

К младшему брату

Д. п.

В синем море

П. п.

На высоком дереве

П. п.

За дальним озером

Т. п.

Из дальнего города

Р. п.

К крайнему окну

Д. п.

О гусином пере

П. п.

С маленьким щенком

Т. п.

С верным другом

Т. п.

На высоком столбе

П. п.

Под ореховым кустом

Т. п.

До позднего часа

Р. п.

С ясного неба

Р. п.

Под голубым небом

Т. п.

  1. Конкурс 6. «Составь предложения»

- Сейчас я вам дам 5 минут на выполнение этого задания. Вы должны составить и записать предложения с данными словосочетаниями. Затем выбрать самые удачные и представить их классу.

  1. От быстрого бега
  2. К высокому дубу
  3. После короткого отдыха
  4. Лёгким шагом
  5. Под зимним солнцем

  1. Конкурс 7. «Смотр знаний»

 - Откройте учебники на странице 172 упражнение 44. Спишите текст. Укажите род, число и падеж имён прилагательных. Выделите в них окончания.

- Условие: все работают самостоятельно.

(Учитель собирает тетради с выполненным заданием, проверяет их. Пока ученики выполняют упражнение, учитель подсчитывает баллы за предыдущие шесть конкурсов)

  1. Итоги игры:

Подсчитываются последние баллы.

Объявляется команда – победитель.

Награждение победителей.

Оценивание учащихся за урок.

Приложение к

уроку

Конкурс 2.

«Предмет - признак»

Карточка 1.

Существительное

Прилагательное

Длина - …

Туман - …

Скука - …

Картон - …

Вкус - …

Место - …

Капуста - …

Теснота - …

Ячмень - …

Ужас - …

Грусть - …

Старина - …

Осень - …

Карман - …

Количество баллов: _______

Конкурс 2.

«Предмет - признак»

Карточка 2.

Существительное

Прилагательное

Удача - …

Чудеса - …

Радость - …

Мука - …

Ясность - …

Известие - …

Срок - …

Река - …

Век - …

Пламя - …

Огурец - …

Томат - …

Прелесть - …

Молоко - …

Количество баллов: _______

Конкурс 3.

«Знатоки имён прилагательных».

1 команда

Страшное несчастье

Им.п.

Р.п.

Д.п.

В.п.

Т.п.

П.п.

Количество баллов: _______

Конкурс 3.

«Знатоки имён прилагательных».

1 команда

Огромный змей

Им.п.

Р.п.

Д.п.

В.п.

Т.п.

П.п.

Количество баллов: _______

Конкурс 3.

«Знатоки имён прилагательных».

2 команда

Страшное несчастье

Им.п.

Р.п.

Д.п.

В.п.

Т.п.

П.п.

Количество баллов: _______

Конкурс 3.

«Знатоки имён прилагательных».

2 команда

Огромный змей

Им.п.

Р.п.

Д.п.

В.п.

Т.п.

П.п.

Количество баллов: _______

Конкурс 4.

«Объяснялки»

Карточка 1

Свежий хлеб

Свежий ветер

Свежая рубашка

Свежая газета

Количество баллов: _______

Конкурс 4.

«Объяснялки»

Карточка 2

Глухой лес

Глухой звук

Глухой человек

Глухой ворот

Количество баллов: _______

Конкурс 6.

«Составь предложения»

1 команда

  1. От быстрого бега

  1. К высокому дубу

  1. После короткого отдыха

  1. Лёгким шагом

  1. Под зимним солнцем

Конкурс 6.

«Составь предложения»

2 команда

  1. От быстрого бега

  1. К высокому дубу

  1. После короткого отдыха

  1. Лёгким шагом

  1. Под зимним солнцем

1. Имя прилагательное обозначает … и отвечает на вопросы …, …, …

2. Имя прилагательное изменяется по … и по… .

3. В предложениях оно связано с …

4. Прилагательные мужского рода в И.п. имеют окончания …

5. Прилагательные женского рода в И.п. имеют окончания …

6. Прилагательные среднего рода в И.п. имеют окончания …

7. Прилагательные во множественном числе в И.п. имеют окончания …

8. Прилагательные мужского и среднего рода в Р.п. имеют окончания …


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка по теме "Окончания имён прилагательных мужского, женского и среднего рода.

Урок открытия новых знаний по русскому языку, 3 класс, УМК "Школа 2100" Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС средствами технологии критического мышления....

Конспект урока по русскому языку "Правописание родовых окончаний имён прилагательных"

4 классТЕМА:  «Правописание родовых окончаний  имён прилагательных».          Цели урока:Развивать умения правильно и точно употреблять име...

Урок по русскому языку "Правописание безударных окончаний имён существительных в родительном и дательном падежах"

Обобщение знаний об окончаниях существительных в дательном и родительном падежах, формирование навыков правописания окончаний в родительном и дательном падежах, развитие умения сравнивать....

ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ Тема «Родовые окончания имён прилагательных»

                  ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУТема «Родовые окончания имён прилагательных»Цели:1) Совершенствовать умение находить имена прилагат...

Конспект урока + презентация по русскому языку на тему: "Склонение имён прилагательных в мужском и среднем роде в ед.ч, в В и Р падежах", 4 кл, УМК "Школа России"

Тема урока: Склонение имён прилагательных в мужском и среднем роде в ед.ч, в В и Р падежахТип урока: закреплениеЦели деятельности учителя: Обобщить знания учащихся о склонении имён прилагательны...

Урок русского языка по теме "Имена существительные мужского, женского, среднего рода".

Данный урок был составлен для учащихся 3 класса по программе "Школа 2100"...

Конспект урока по русскому языку на тему "Склонение прилагательных мужского и среднего рода с мягким окончанием на конце основы." 4 класс

1.Мотивация к учебной деятельности-Ребята, здравствуйте. Сегодня я проведу у вас урок русского языка. Меня зовут Яна Александровна. Открываем тетради, записываем дату, классную работу.2. Актуализация ...