Урок по русскому языку "Правописание безударных окончаний имён существительных в родительном и дательном падежах"
план-конспект урока по русскому языку на тему

Дергунова Тамара Владимировна

Обобщение знаний об окончаниях существительных в дательном и родительном падежах, формирование навыков правописания окончаний в родительном и дательном падежах, развитие умения сравнивать.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_bezud_okonch_sushchestv.doc49.5 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок по русскому языку

«Правописание безударных окончаний

имен существительных

в родительном и дательном падежах»,

проведенный в 4 «Б» классе МОУ «СОШ № 101» учителем 1 квалификационной категории Дергуновой Тамарой Владимировной

в рамках единого методического дня

10 декабря 2008 года

Саратов

2008 г.

        Тема урока: Правописание безударных окончаний существительных в родительном и дательном падежах

        Цели урока: 

  1. обобщать знания об окончаниях существительных в дательном и родительном падежах;
  2. формировать навык правописания окончаний в родительном и дательном падежах;
  3. развивать умение сравнивать.

Ход урока

  1. Организационный момент.

– Сегодня необычный урок. У нас присутствуют гости. Ребята! Не смущайтесь и покажите, как вы умеете работать на уроке.

Сядьте правильно, следите за своей осанкой.

  1. Минута чистописания.

Несколько минут мы уделим чистописанию.

– Отгадайте загадку:

   Запорошила дорожки,

   Разукрасила сережки.

   Наконец-то, ты пришла

   К нам волшебница  (зима).

Написание букв

        

– Подберите однокоренные слова к слову зима.

– Какие слова называются однокоренными?

– Какой частью речи являются эти слова?

        Разберите их по составу.

Зима,  зимний,  зимовать,  зимовье,  зимушка.

  1. Словарная работа.

Снеговик принес с собой много зимних слов.

– К какой части речи они относятся?

– Какое слово лишнее? Почему?

Ин . й,  сев . р,  к . ток,  м . роз,  св . ркает,  к . ньки.

– Запишите слова, вставляя пропущенные буквы. Поставьте ударение.

Подчеркните безударную гласную, которую надо запомнить.

(Проверка сигнальными карточками).

  1. Сообщение тему урока.

– Отгадайте загадку.

        Давно живу я в мире этом,

        Даю название предметам.

                                                  (Существительное)

– Что вы знаете об именах существительных? (Бывают мужского, женского, среднего родов, 1, 2, 3 склонения, изменяются по числам и по падежам).

– Что при этом изменяется у существительных? (Окончание).

– Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить? (О правописании окончаний имен существительных.

– На какие две группы можно разделить окончания существительных? (Ударные и безударные).

– Как проверить безударное падежное окончание существительных? (Правописание безударного падежного окончания имени существительного можно проверить ударным окончанием существительного того же склонения).

радуемся после стужи                                        радуемся стуже

сбрасывали с крыши                                          разбрасывали по крыше

вернулся из столицы                                          ездил по столице    

– В каком падеже существительные 1 столбика? (В родительном).

– В каком падеже существительные 2 столбика? (В дательном).

– Что объединяет существительные в двух столбиках? (Безударные окончания).

– Сформулируйте тему нашего урока. (Безударные окончания существительных в родительном и дательном падежах).

  1. Проверка домашнего задания.

Дома вы писали сочинение–миниатюру по теме «Зима», где употребляли существительные в родительном и дательном падежах.

Зачитывание сочинений.

Физминутка (Орлова Настя).

  1. Работа по теме урока (стр. 102).

– На какие вопросы отвечают существительные в родительном падеже?

   (Кого? Чего? Откуда? Где?)  

–  На какие вопросы отвечают существительные в дательном падеже?        

    (Кому? Чему? Где? Откуда?)

– С какими предлогами употребляются существительные в родительном падеже?

    (От, до, из, без, у, для, около, в, вокруг).

– С какими предлогами употребляются существительные в дательном падеже?

    (К, по).

– Перечислите окончания имен существительных в родительном падеже.

    (1 скл. – и, ы; 2 скл. – а, я; 3 скл. – и).

– Перечислите окончания имен существительных в дательном падеже.

    (1 скл. – е; 2 скл. – у, ю; 3 скл. – и).

– Каким членом предложения являются существительные в родительном и дательном падежах? (Второстепенными).

– Как отличить существительное в родительном падеже от существительного в дательном? (По вопросу, по предлогу, окончания существительных 1 и 2 скл. разные).

Прочитайте об этом на стр. 103.

  1. Допишите окончания.

На доске написаны слова, сгруппированные в 3 столбика

без вьюг .                                   до дерев .                                 от метел .

к вьюг .                                      по дерев .                                  к метел .

по речк .                                     с пол .                                       для ел .

от речк .                                     к пол .                                       по ел .

для кормушк .                           от мороз .                                 до ноч .

к кормушк .                               по мороз .                                 к ноч .

– По какому принципу сгруппированы слова в 1 столбик?

   (существительные 1 склонения).

– По какому принципу сгруппированы слова во 2 столбик?

   (существительные 2 склонения).

– По какому принципу сгруппированы слова в 3 столбик?

   (существительные 3 склонения).

– В каком падеже данные существительные? (В родительном и дательном).

   Прочитайте правило на стр. 104 учебника.

– Прочитайте существительные 1 склонения в родительном падеже.

– Какое у них окончание? (-и).

– Прочитайте существительные 1 склонения в дательном падеже.

– Какое у них окончание? (-е).

– Прочитайте существительные 2 склонения в родительном падеже.

– Какое у них окончание? (-а, -я).

– Прочитайте существительные 2 склонения в дательном падеже.

– Какое у них окончание? (-у, -ю).

– Какое окончание у существительных 3 склонения? (-и).

Физминутка (Чалова Зарина).

  1. Работа с учебником.

Выполнить упр. № 197 (по вариантам).

Выборочное письмо.

1 вариант – запись словосочетаний с существительными в родительном падеже.

2 вариант – запись словосочетаний с существительными в дательном падеже.

Несколько человек работают по карточкам (Потехин, Скворцова, Никифорова, Солдатенкова, Веженков, Корольков, Добрынин).

Дописывают окончания имен существительных, указывают падеж и склонение.

Проверка выполнения упражнения № 197.

– Почему в слове по площади окончание  -и, а в остальных – окончание  -е?

(Существительное площадь – 3 склонения, остальные существительные – 1 склонения).

  1. Выполнить на стр. 104  упр. № 200 (устно).

Определить склонение и падеж выделенных существительных.

Разобрать по составы слова   ( кормушку,  приходили ).

Выполнить фонетический разбор слова   ели1.

       Ели1 – е-ли  [и э л и]

       [и ] – согл., зв., мяг.

       [э ] – гл., ударный

       [л ] – согл., зв., мяг.

       [и ] – гл., безуд.

       4 зв.                          3 б.

Записать предложение. Выполнить синтаксический разбор.

Приходили к кормушке и зайцы.       Составьте схему предложения.

Беседа по картине учебника (стр. 105). Под музыкальное сопровождение.

– Какое время года изображено на картинке?

– Кто и что изображено на ней? (Кормушка, к которой слетелись птицы).

Показ кормушки.

– Почему ребята сделали кормушки для птиц?

– Как вы думаете, хорошо ли они поступили?

– А кто из вас подкармливает птиц?

– Какие кормушки нужно делать для пернатых? Почему?

– Можно ли прибивать кормушки к деревьям?

– Что для птиц страшнее: голод или холод?

– Как можно назвать этих детей, которые сделали для птиц кормушки? (Молодцы!). Молодцы и те среди вас, кто также подкармливает птиц и делает кормушки.

        10.  Работа по картине «Зима» (на доске).

– Какое время года изображено на картине?

– Составьте по картине несколько предложений о зиме.

                         Зима.

         Наступила белоснежная зима.

         Деревья надели свои наряды.

         Ели нахлобучили на верхушки остроконечные шапки.

         Березки накинули на себя ажурные шали.

Запишите предложения.

  1.   Домашнее задание.

Упр. № 203, слова (д), повторить правила.

  1.   Подведение итогов урока. Рефлексия.

– Что нового узнали на уроке?

– Что понравилось на уроке?

– Чем мы занимались? (Тема урока)

– Почему важно это знать?

  1. Выставление и комментирование оценок.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Правописание безударных окончаний имён существительных в родительном и дательном падежах

Русский язык  4 класс.Тема : «Правописание безударных окончаний имён существительных в родительном и дательном падежах»...

Правописание окончаний имён существительных в родительном и дательном падежах

Конспект урока русского языка для 3 классаЦели:1. Усовершенствование умения распознавать падежи по их существенным признакам2. Развитие умения сравнивать3. Формирование навыка правописания окончаний в...

Конспект урока русского языка в 4 классе по теме: "Правописание окончаний имён существительных в родительном и дательном падежах"

Среди основных задач изучения данной темы следует выделить приоритетные: развитие умения распознавать родительный и дательный падежи имёнсуществительных 1 склонения; формирование навыка правописания о...

Конспект по русскому языку 4 класс «Правописание окончаний имён существительных в родительном и дательном падежах»

Тема: «Правописание окончаний имён существительных в родительном и дательном падежах»Цель урока: развивать умение определять падеж имён существительных, правильно писать безударные па...