«Правописание окончаний имён существительных в родительном и дательном падежах.»
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Ромадова Ольга Сергеевна

Открытый урок русского языка в соответствии с ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnol.karta_uroka_russk.yaz_.v_4_kl.docx36.07 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Ф.И.О. учителя: Ромадовой О.С.

Предметная область: русский язык

Класс: 4 класс

Автор УМК: Русский язык 4 класс («Школа России»), автор: В.П.Канакина

Тип урока:   урок построения системы знаний.

Тема: «Правописание окончаний имён существительных в родительном и дательном падежах.»

Цель урока: развивать умение определять падеж имён существительных, правильно писать безударные падежные окончания имён существительных.

Ожидаемые результаты и формируемые УУД:

Личностные:

1. создание условий для развития интереса к изучаемой теме;

2. развитие самостоятельности, доброжелательного отношения, эмоциональной отзывчивости.

3.  Формирование умения слушать и слышать собеседника.

4. Формировать   умение сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении учебных проблем, принимать на себя ответственность за результаты своих действий.

Метапредметные:

1. Развитие умственных действий: анализ и синтез, сравнение, классификация, обобщение;

2 Формировать умение  принимать и сохранять учебную цель и задачи.

3 Планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, прогнозировать предстоящую работу.

4 Учить контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение на основе оценки и учёта характера ошибок, проявлять инициативу и самостоятельность в обучении.

5 Формировать орфографическую зоркость, развивать фонематический слух.

Предметные:

1. Актуализировать знания об именительном и винительном падеже имен существительных,

2. Сформировать представление о родительном и дательном  падежах имен существительных,

3. Формировать знания для определения безударных окончаний существительных в родительном и дательном падежах,

3. Овладение умением обосновывать написание безударных падежных окончаний имён существительных в родительном и дательном  падежах

п.-самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; анализ объектов с целью выделения их признаков; синтез;

к.-владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;

р.-постановка учебной задачи; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; оценивание качества и уровня усвоения материала;

л.-нравственно-этическое оценивание усваемого содержания, обеспечивающие личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.

.Средства (оборудование):

1)учебник по русскому языку;

2)карточки с текстами;

3)проектор-компьютер

4) таблица  самооценки

5)презентация по теме.

Содержание взаимодействия с учащимися

№п\п

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Формируемые УУД

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Организационный момент

Проверка домашнего задания

Актуализация знаний

Самоопределение к деятельности

Работа по теме урока

Физкультминутка

Закрепление нового знания.

Рефлексия

Подведение итогов урока.

Домашнее задание.

Упр.210 (с.114)

-Какую цель вы поставите для себя?

Выборочный диктант (2 детей работают у доски)

-выпишите имена существительные в дательном падеже вместе со словаит, от которых они зависят. Укажите склонение этих существительных, выделите в них окончания.

 Ветер по морю гуляет

 И кораблик подгоняет.

 Гости князю поклонились,

 Вышли вон и в путь пустились.

 Удивляются оне

 Незнакомой стороне.

 Осердилася пуще старуха,

 По щеке ударила мужа.

 Вот в сочельник в самый в ночь

 Бог даёт царице дочь.

 И наказывает ей,

 Сенной девушке своей.

 Вмиг по речи те спознали,

 Что царевну принимали…

                                                       А.С.Пушкин

-Из каких произведений взяты эти строки?

-Кто их написал?

-Почему окончания существительных в Д.п. различны?

-В каком склонении в Д.п. пишется окончание   -и?

  1. Прочитай слова

до площад…

от печк…

к маск…

по улиц…

из церк…

-Какой звук слышится в окончании существительных?

-Как вы думаете, одинаковые ли будут окончания?

(Ответы детей)

-Что нужно определить , чтобы ответить на этот вопрос?

2. Работа в парах

Списать слова с доски, выделить окончания, определить падеж существительных и склонение.

3.Проверка

-В каких падежах употреблены слова?

-Сформулируйте задачи урока

(слайд 1)

1.Повторение сведений о дательном и родительном падежах (по таблице)

(слайд 2)

-На какие смысловые вопросы отвечают имена существительные в каждом из этих падежей?

-Можно ли по этим вопросам различить падежи? Почему?

-Что нужно делать, чтобы не допустить ошибку?

-Как ещё можно различать падежи?

-Как правильно написать безударные окончания имени существительного?

2.2. Работа по учебнику

Упр.213 (с.115)-1,2 столбики.

-Записать данные имена существительные сначала в Р.п., а затем в Д.п., выделить окончания, указать склонение.

ВЫВОД:

  1. У каких имён существительных окончания в Р. и Д. падежах одинаковы?

(слайд 3)

  1. У каких существительных окончания отличаются?

(слайд 4)

Раздать конверты (упр.214 с.115)

Задания

-Из карточек составить и записать пословицы

-В выделенных словах выделить окончания имён существительных в форме Р. и Д. падежей, указать падеж и склонение.

Проверка

  1. Ленивому Микитке всё не до книжки.
  2. У лодыря Егорки всегда отговорки.
  3. У ленивой пряхи нет для себя и рубахи.

-Что их объединяет?

-О чем эти пословицы?

-Сформулируйте главную мысль пословиц.

(слайд 4)

-Вставить пропущенные окончания имён существительных, выделить окончания, указать падеж и склонение.

Проверка (слайд 5)

-Оцените свою работу на уроке.

-Чему вы научились сегодня на уроке?

-В каких падежах и у существительных какого склонения может быть окончание –е, -и?

-Что вы узнали об окончаниях существительных в Р. и Д. падежах?

(слайд 6)

-Какое упражнение вам было интересно выполнять?

Упр.215 (с.116)

Приветствуют учителя, гостей. Настраиваются на работу.

Выделяют звук, дают характеристику

Дети высказывают свои предположения.записывают соединения букв

Учащиеся сравнивают с эталоном

Оценка детьми выполненной работы по таблице самооценки.

Вспоминают правила посадки при письме.

Работа со словарем

Оценка детьми выполненной работы по таблице самооценки

Высказывают свои предположения Высказывают свои мысли.

Дети самостоятельно работают.

Проверяют исправляют ошибки, объясняют сами или обращаются за помощью к классу.

(Оценка детьми выполненной работы по таблице самооценки)

(Правописание окончаний имён существительных в родительном падеже)

(от, до, из, без, у, для, около, с)

(кого? чего?)

Дополнением, обстоятельством

Научиться правильно писать окончания существительных в родительном падеже

(подобрать им. сущ. с ударными окончаниями и поставить их в родительный падеж)

Записывают в род.падеже, выделяют окончания, заполняют таблицу.

ударные

безударная (слабая) позиция

Ученики работают в группах

Задания выполняют по выбору

Взаимопроверка по образцу

Определяют падеж, записывают, по начальным буквам.(шифровка)

Оценивают свою работу

Личностные:

выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять внимание.

Регулятивные:

- нацеливание на успешную работу.

Регулятивные: анализ, синтез звука

Коммуникативные:

- оформлять свои мысли в устной форме.

Коммуникативные:

-умение слушать и слышать друг друга;

- высказывать свои мысли.

Познавательные:

- уметь ориентироваться в своей системе знаний по данному вопросу.

Коммуникативные: уметьоформлять свои мысли в устной речи и понимать речь других.

Регулятивные: постановка темы и цели урока

Познавательные:

- развивать операции мышления: сравнения, сопоставления, анализа, синтеза и обобщения

Регулятивные:

- оценивать результаты своей работы.

Познавательные:

выявлять сходство и различие объектов,

-объединять в группы по признакам.Регулятивные:

-анализировать собственную работу.

- принимать учебно-познавательную задачу и сохранять ее до конца учебных действий.

Познавательные:

уметь ориентироваться в своей системе знаний;

- осуществлять анализ объектов.

Коммуникативные:

 - уметь оформлять свои мысли в устной и письменной речи, слушать и понимать речь других.

Личностные:

выражать положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание, узнать больше, сравнивать разные точки зрения.

Регулятивные

уметь планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные:

аргументировать свою позицию, проявлять активность в решении познавательных задач.

Регулятивные: умение сделать выбор в соответствии с уровнем собственных знаний.

Регулятивные:

- оценивать результаты своей работы.

Познавательные:

выявлять сходство и различие объектов,

-объединять в группы по признаку.

Познавательные:

уметь ориентироваться в своей системе знаний;

- осуществлять анализ объектов.

Коммуникативные:

аргументировать свою позицию, проявлять активность в решении познавательных задач.

Регулятивные:

осуществлять самоконтроль, взаимоконтроль.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Правописание безударных окончаний имён существительных в родительном и дательном падежах

Русский язык  4 класс.Тема : «Правописание безударных окончаний имён существительных в родительном и дательном падежах»...

Правописание окончаний имён существительных в родительном и дательном падежах

Конспект урока русского языка для 3 классаЦели:1. Усовершенствование умения распознавать падежи по их существенным признакам2. Развитие умения сравнивать3. Формирование навыка правописания окончаний в...

Урок по русскому языку "Правописание безударных окончаний имён существительных в родительном и дательном падежах"

Обобщение знаний об окончаниях существительных в дательном и родительном падежах, формирование навыков правописания окончаний в родительном и дательном падежах, развитие умения сравнивать....

Конспект урока русского языка в 4 классе по теме: "Правописание окончаний имён существительных в родительном и дательном падежах"

Среди основных задач изучения данной темы следует выделить приоритетные: развитие умения распознавать родительный и дательный падежи имёнсуществительных 1 склонения; формирование навыка правописания о...

Конспект по русскому языку 4 класс «Правописание окончаний имён существительных в родительном и дательном падежах»

Тема: «Правописание окончаний имён существительных в родительном и дательном падежах»Цель урока: развивать умение определять падеж имён существительных, правильно писать безударные па...