Главные вкладки

    Конспект урока + презентация по русскому языку на тему: "Склонение имён прилагательных в мужском и среднем роде в ед.ч, в В и Р падежах", 4 кл, УМК "Школа России"
    план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме

    Эргерт Анастасия Валерьевна

     

    Тема урока: Склонение имён прилагательных в мужском и среднем роде в ед.ч, в В и Р падежах

    Тип урока: закрепление

    Цели деятельности учителя: Обобщить знания учащихся о склонении имён прилагательных мужского и среднего рода, развивать умения распознавать падежи и правильно писать окончания.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

                                                                                                    Выполнила: Кириллова Анастасия

    Класс: 4                                                                                                        

    Тема урока: Склонение имён прилагательных в мужском и среднем роде в ед.ч, в В и Р падежах 

    Тип урока: закрепление

    Цели деятельности учителя: Обобщить знания учащихся о склонении имён прилагательных мужского и среднего рода, развивать умения распознавать падежи и правильно писать окончания.

    Планируемые результаты:

    • Личностные: Развитие мотивов учебной деятельности; формирование языковых ценностей и чувств; развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости. Воспитание познавательного интереса к предмету.
    • Предметные: Называть признаки имён прилагательных в винительном и родительном падежах;
    • Знать способы распознавания одушевлённых и неодушевленных имён существительных в винительном и родительном падежах;

    Оборудование: Русский язык. 4 класс. Учеб. Для общеобразоват. Организаций с прил. На электронном носителе. В 2 ч. Ч. 2 / В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. – 4 –е издание М. : Просвещение, 2015. – 159 с., [2] л. ил. – (Школа России). Презентация.

    Этап урока

    Метод и приемы

    Хронометраж

    Содержание урока. Деятельность учителя.

    Деятельность ученика

    УУД

    Орг. момент

    Здравствуйте, ребята, меня зовут Анастасия Валерьевна и сегодня я проведу у вас урок.

    Ровно встали,

    Тихо сели,

    Головами повертели,

    Сладко – сладко потянулись,

    И друг другу улыбнулись.

    Рот закрыли на замок,

    Начинается урок.

    Проверка домашнего задания.

    -Ребята, что вам было задано на дом? Отвечаем по поднятой руке.

    -N, выходи к доске и прочитай нам выполненное упражнение.

    -Хорошо, ты справился с заданием. А теперь присаживайся.

    Мотивационный

    Практич.: работа у доски

    Словес.: ответы на вопросы

    Ребята открываем тетради, записываем число и классная работа. Начинаем

    Минутку чистописания.

    Запишите каллиграфически.

    (ий ый ой ое ее).

    -С этими окончаниями связано ваше домашнее задание.

    -Теперь мы проверим домашнее задание. Отвечаем по поднятой руке. Какие пословицы у вас получились?

    -Как вы понимаете эти пословицы? Вот например, N, прочти 1ю пословицу и объясни как ты ее понимаешь.

    Упражнение 45

    Приветливое(И.п) слово побеждает гнев.

    Про доброе(В.п) дело говори смело.

    На красный (В.п) цветок и пчела летит.

    Под лежачий (В.п) вода не течет.

    Яблочное (И.п) семя, знает своё время.

    Острый (И.п) и дуб рубит.

    Вывод: Как определить падеж им. прил?(по сущ. с которым оно связано)

    -Какие окончания имеют им. прил. В И и В падежах?

    -Можно ли только по окончанию определять падеж? (нет)

    -Что же поможет не ошибиться? (только определяем падеж по им. сущ)

    Писать каллиграфически.

    Р: принимают и сохраняют уч. задачу

    Постановка учебной задачи и ее решение

    Практич.: устное граммат.

    Словес.: ответы на вопросы. Фронтальный опрос.

    Словес.: слово учителя, ответы на вопросы.

    5

    - Прочитайте запись на доске.(слайд)

    -Что написано? (словосочетания)

    (Великий н ∙ род, внимательный т ∙ варищ, радос.ное чу ство, доблес ный 
    с ∙ лдат, чес.ное слово, праз.ничный п ∙ рог.)

    -Какие орфограммы в этих словах? (Непроверяемые безударные гласные. Непроизносимые согласные)

    Работаем по цепочке.

    -Вставьте пропущенные буквы.
    - Что объединяет эти словосочетания?(состоят из сущ., и прил.)

    - Найдите признаки, по которым можно разделить эти словосочетания на группы.(одуш., неодуш. М.р и ср.р)

    - Внимательно рассмотрите таблицу и определите тему урока.

    Одуш.

    Неодуш.

    Р.п

    Верного друга

    Ласкового слова

    В.п

    Верного друга

    Ласковое слово

    -Определите род у прил-х в 1м столбике. А теперь во 2м.

    -У каких прилагательных совпадают окончания в Р и В падежах? (верного и верного)

    - Посмотрите, с какими сущ. связаны эти прил-е? (одуш)

    -Во втором столбике одинаковые или разные окончания? (разные)
    - На какой вопрос отвечают эти прилагательные в мужском роде, и какие имеют окончания(ий, ый)? В ср.р.(ое, ее)?

    Тема: Сегодня наш урок посвящен теме «Склонение имён прилагательных в мужском и среднем роде в ед.ч, в В и Р падежах».

    -Кто может сказать, какая задача стоит перед нами на уроке? (учиться правильно писать безударные падежные окончания имён прилагательных в мужском и среднем роде и определять падежи.)

    Строить грамматическое рассуждение.

    Выбирать необходимую информацию.

    Отвечать на вопросы.

    Определять цели и пути их достижения

    П: осуществляют поиск необходимой информации; дополняют и расширяют знания.

    К: участвуют в учебном диалоге; формулируют ответы и выводы; обмениваются мнениями; строят реч. высказывания.

    Р: принимают и сохраняют учебную задачу

    Решение частных задач

    Практич.: выполнение упражнения

    Практич.: письм. граммат.упр., проверьте по образцу на доске.

    Взаимопроверка

    Словес.: фронтальный опрос

    Практич.: устное выполн.упр.

    Практич.: письм. граммат.упр.,

    3

    –Откройте учебник на стр.23 и посмотрите упражнение №46. N,прочитай, пожалуйста, его вслух. Это упражнение выполняем самостоятельно, а N, зайди за доску, и выполни упражнение там, потом проверим.

    Упражнение 46:  

    И.п. (какой) Морской берег, морской окунь

    Р.п. (какого) Морского берега, морского окуня

    В.п. (какой, какого) Морской берег, морского окуня.

    Проверяем : обменяйтесь тетрадями и выполните проверку. У кого все также как на доске поставьте на полях плюсик.

    Вывод: Почему окончания имени прилагательного в форме В.п разные? (если предмет одуш., то у него разные окончания)

    -Кто испытывал затруднения при склонении имён прилагательных, поднимите руку? Почему?

    -Чтобы просклонять что нужно знать?( Вспомогательные слова и падежные вопросы)
    - Обратите внимание на родительный падеж и опишите в чём трудность в написании окончания.

    ( Слышим ова, -ева; пишем ого,-его)

    -Какую особенность мы открыли склоняя имена прилагательные м.р. и ср. р.? ( м.р. и ср.р. отвечают на один и тот же вопрос и имеют одинаковые окончания одинаково склоняются)
     

    Физминутка

    -Ребят, давайте разомнемся, вставайте.

    -Отлично, теперь все готовы работать дальше.

    -Посмотрите упражнение 47, N, прочитай нам его вслух. Это упражнение мы будем выполнять устно.

    -Какие сказки А.С Пушкина вы знаете? (о царе Салтане, о золотой рыбке, сказка о золотом петушке, о попе и работнике его балде).

    Работаем устно. (славного В.п., золотого В.п.).

    - Не забывайте про волшебное слово «лиса», если окончание «у», то В.п.

    (славного царя, золотой колпак) И.п. неодуш. Из-за этого меняется окончание.

    -Хорошо, и с этим упражнением мы справились ребята.

     

    -Давайте псмотрим на 48 упражнение.

    -Тут мы видим новые слова, давайте прочитаем их орфографически космонавт(ударение на «а»,первую «о» подчеркиваем, вторую запоминаем) космодром.

    Космонавт - это человек, который летает в космос, изучает Галактику, летает в Пространстве

    Космодром - это территория, на которой размещается комплекс сооружений, предназначенный для запуска космических аппаратов в космос.

    -Это упражнение мы будем выполнять по рядам:

    1й ряд записывают  2 предложения с 1м словосочетанием.

    2й рад  2 предложения со вторым словосочетанием.

    3й ряд с третьим словосочетанием.

    -Можете преступать.

    -Выполняя это упражнение, не забывайте про волшебное слово «лиса».

    1)У российского космонавта взяли интервью.(Р.п)

    На российского космонавта возлагают большие надежды.(В.п)

    2) Около космического корабля собрались учёные.(Р.п)

    В космический корабль вошли астронавты.(В.п)

    3) Без изучения открытого космоса науке невозможно обойтись. (Р.п)

    В открытый космос первым вышел Алексей Леонов.(В.п).

    Вывод: У прилагательных связанных с одуш., сущ, в Р. и В.п совпадают окончания, пишем

    –ого-,-его-, а слышим –ова-, -ева-. А у прил. С неодуш. Сущ в Р и В п. окончания не совпадают.

    Домашнее задание.

    Сейчас открываем дневники и записываем домашнее задание. Страница в учебнике номер 24, упражнение 95.

    Слушать учителя

    Отвечать на вопросы

    Выполнять указания учителя

    Проводить взаимоконтроль

    Отвечать на вопросы учителя

    Осваивать скорость реакции, пластику движений и координацию.

    Вставлять окончания в имена прилагательные

    Заменить одушевленное имя существительное неодушевленным

    Записать предложения со словосочетаниями в Р и В падежах

    Проверять работу

    П:  извлекают необходимую информацию из рассказа учителя, собственного опыта; осуществляют поиск необходимой информации

    К: осваивают  разные формы учебной кооперации (работа у доски и фронтально).

    П: Обобщают

    Р: осмысляют уч. материал; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; адекватно воспринимают оценку учителя.

    Р: выполнение задания в парах

    Итог урока. Рефлексия

    (предметная).

    Словес.:

    фронтальный опрос

    -Сейчас мы подводим итог нашего урока.

    -Как определяем падеж имени прилагательного? (по имени существительному).

    -В каких падежах одинаковые окончания? (у прил в В и Р. п)

    -А в каких разные? (И и В)

    -Посмотрите на слайд, и закончите предложения:

    (Материал урока мне …

    Своей работой я …).

    -Поднимите красный карандаш, если вы все усвоили и вам все было понятно.Зеленый – если у вас иногда были трудности и сомнения.

    Желтый – не усвоили тему, и было не интересно.

    -Молодцы, до свидания!

    Повторять материал

    Р: принимают и сохраняют уч. задачу при выполнении заданий; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; применяют освоенные


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 2

    Каменистое дно, морской конек, пятнистый осьминог, колючий ерш, ое , ый , ий , ого.

    Слайд 4

    Великий н род, внимательный т варищ , радос ное чу ство , доблес ный с лдат , чес ное слово, праз ничный п рог.

    Слайд 5

    Великий н А род , внимательный т О варищ , радос Т ное чу В ство , доблес Т ный с О лдат , чес Т ное слово, праз Д ничный п И рог

    Слайд 6

    Одуш Неодуш Р.п Верного друга Ласкового слова В.п Верного друга Ласковое слово

    Слайд 7

    Тема : Склонение имён прилагательных в мужском и среднем роде в ед.ч, в В и Р падежах

    Слайд 8

    Учиться правильно писать безударные падежные окончания имён прилагательных в М.р. и Ср.р., определять падежи.

    Слайд 10

    Волшебное слово « лиса »

    Слайд 11

    Космонавт

    Слайд 12

    Космодром

    Слайд 13

    Космонавт - это человек, который летает в космос.

    Слайд 14

    Космодром - это территория, на которой размещается комплекс сооружений, предназначенный для запуска космических аппаратов в космос.

    Слайд 15

    Рефлексия Материал урока мне … Своей работой я …


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Презентация по русскому языку на тему: "Склонение имён существительных. Продолжение"

    Данный урок соответствует требованиям ФГОС НОО, проводится по учебнику Иванова С.В. , Евдокимова, А. О., Кузнецова, М. И., Петленко, Л. В., Романова, В. Ю. «Русский язык 3 класс» УМК «Начальная школа ...