Конспект урока + презентация по русскому языку на тему: "Склонение имён прилагательных в мужском и среднем роде в ед.ч, в В и Р падежах", 4 кл, УМК "Школа России"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме

Эргерт Анастасия Валерьевна

 

Тема урока: Склонение имён прилагательных в мужском и среднем роде в ед.ч, в В и Р падежах

Тип урока: закрепление

Цели деятельности учителя: Обобщить знания учащихся о склонении имён прилагательных мужского и среднего рода, развивать умения распознавать падежи и правильно писать окончания.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                                                Выполнила: Кириллова Анастасия

Класс: 4                                                                                                        

Тема урока: Склонение имён прилагательных в мужском и среднем роде в ед.ч, в В и Р падежах 

Тип урока: закрепление

Цели деятельности учителя: Обобщить знания учащихся о склонении имён прилагательных мужского и среднего рода, развивать умения распознавать падежи и правильно писать окончания.

Планируемые результаты:

  • Личностные: Развитие мотивов учебной деятельности; формирование языковых ценностей и чувств; развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости. Воспитание познавательного интереса к предмету.
  • Предметные: Называть признаки имён прилагательных в винительном и родительном падежах;
  • Знать способы распознавания одушевлённых и неодушевленных имён существительных в винительном и родительном падежах;

Оборудование: Русский язык. 4 класс. Учеб. Для общеобразоват. Организаций с прил. На электронном носителе. В 2 ч. Ч. 2 / В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. – 4 –е издание М. : Просвещение, 2015. – 159 с., [2] л. ил. – (Школа России). Презентация.

Этап урока

Метод и приемы

Хронометраж

Содержание урока. Деятельность учителя.

Деятельность ученика

УУД

Орг. момент

Здравствуйте, ребята, меня зовут Анастасия Валерьевна и сегодня я проведу у вас урок.

Ровно встали,

Тихо сели,

Головами повертели,

Сладко – сладко потянулись,

И друг другу улыбнулись.

Рот закрыли на замок,

Начинается урок.

Проверка домашнего задания.

-Ребята, что вам было задано на дом? Отвечаем по поднятой руке.

-N, выходи к доске и прочитай нам выполненное упражнение.

-Хорошо, ты справился с заданием. А теперь присаживайся.

Мотивационный

Практич.: работа у доски

Словес.: ответы на вопросы

Ребята открываем тетради, записываем число и классная работа. Начинаем

Минутку чистописания.

Запишите каллиграфически.

(ий ый ой ое ее).

-С этими окончаниями связано ваше домашнее задание.

-Теперь мы проверим домашнее задание. Отвечаем по поднятой руке. Какие пословицы у вас получились?

-Как вы понимаете эти пословицы? Вот например, N, прочти 1ю пословицу и объясни как ты ее понимаешь.

Упражнение 45

Приветливое(И.п) слово побеждает гнев.

Про доброе(В.п) дело говори смело.

На красный (В.п) цветок и пчела летит.

Под лежачий (В.п) вода не течет.

Яблочное (И.п) семя, знает своё время.

Острый (И.п) и дуб рубит.

Вывод: Как определить падеж им. прил?(по сущ. с которым оно связано)

-Какие окончания имеют им. прил. В И и В падежах?

-Можно ли только по окончанию определять падеж? (нет)

-Что же поможет не ошибиться? (только определяем падеж по им. сущ)

Писать каллиграфически.

Р: принимают и сохраняют уч. задачу

Постановка учебной задачи и ее решение

Практич.: устное граммат.

Словес.: ответы на вопросы. Фронтальный опрос.

Словес.: слово учителя, ответы на вопросы.

5

- Прочитайте запись на доске.(слайд)

-Что написано? (словосочетания)

(Великий н ∙ род, внимательный т ∙ варищ, радос.ное чу ство, доблес ный 
с ∙ лдат, чес.ное слово, праз.ничный п ∙ рог.)

-Какие орфограммы в этих словах? (Непроверяемые безударные гласные. Непроизносимые согласные)

Работаем по цепочке.

-Вставьте пропущенные буквы.
- Что объединяет эти словосочетания?(состоят из сущ., и прил.)

- Найдите признаки, по которым можно разделить эти словосочетания на группы.(одуш., неодуш. М.р и ср.р)

- Внимательно рассмотрите таблицу и определите тему урока.

Одуш.

Неодуш.

Р.п

Верного друга

Ласкового слова

В.п

Верного друга

Ласковое слово

-Определите род у прил-х в 1м столбике. А теперь во 2м.

-У каких прилагательных совпадают окончания в Р и В падежах? (верного и верного)

- Посмотрите, с какими сущ. связаны эти прил-е? (одуш)

-Во втором столбике одинаковые или разные окончания? (разные)
- На какой вопрос отвечают эти прилагательные в мужском роде, и какие имеют окончания(ий, ый)? В ср.р.(ое, ее)?

Тема: Сегодня наш урок посвящен теме «Склонение имён прилагательных в мужском и среднем роде в ед.ч, в В и Р падежах».

-Кто может сказать, какая задача стоит перед нами на уроке? (учиться правильно писать безударные падежные окончания имён прилагательных в мужском и среднем роде и определять падежи.)

Строить грамматическое рассуждение.

Выбирать необходимую информацию.

Отвечать на вопросы.

Определять цели и пути их достижения

П: осуществляют поиск необходимой информации; дополняют и расширяют знания.

К: участвуют в учебном диалоге; формулируют ответы и выводы; обмениваются мнениями; строят реч. высказывания.

Р: принимают и сохраняют учебную задачу

Решение частных задач

Практич.: выполнение упражнения

Практич.: письм. граммат.упр., проверьте по образцу на доске.

Взаимопроверка

Словес.: фронтальный опрос

Практич.: устное выполн.упр.

Практич.: письм. граммат.упр.,

3

–Откройте учебник на стр.23 и посмотрите упражнение №46. N,прочитай, пожалуйста, его вслух. Это упражнение выполняем самостоятельно, а N, зайди за доску, и выполни упражнение там, потом проверим.

Упражнение 46:  

И.п. (какой) Морской берег, морской окунь

Р.п. (какого) Морского берега, морского окуня

В.п. (какой, какого) Морской берег, морского окуня.

Проверяем : обменяйтесь тетрадями и выполните проверку. У кого все также как на доске поставьте на полях плюсик.

Вывод: Почему окончания имени прилагательного в форме В.п разные? (если предмет одуш., то у него разные окончания)

-Кто испытывал затруднения при склонении имён прилагательных, поднимите руку? Почему?

-Чтобы просклонять что нужно знать?( Вспомогательные слова и падежные вопросы)
- Обратите внимание на родительный падеж и опишите в чём трудность в написании окончания.

( Слышим ова, -ева; пишем ого,-его)

-Какую особенность мы открыли склоняя имена прилагательные м.р. и ср. р.? ( м.р. и ср.р. отвечают на один и тот же вопрос и имеют одинаковые окончания одинаково склоняются)
 

Физминутка

-Ребят, давайте разомнемся, вставайте.

-Отлично, теперь все готовы работать дальше.

-Посмотрите упражнение 47, N, прочитай нам его вслух. Это упражнение мы будем выполнять устно.

-Какие сказки А.С Пушкина вы знаете? (о царе Салтане, о золотой рыбке, сказка о золотом петушке, о попе и работнике его балде).

Работаем устно. (славного В.п., золотого В.п.).

- Не забывайте про волшебное слово «лиса», если окончание «у», то В.п.

(славного царя, золотой колпак) И.п. неодуш. Из-за этого меняется окончание.

-Хорошо, и с этим упражнением мы справились ребята.

 

-Давайте псмотрим на 48 упражнение.

-Тут мы видим новые слова, давайте прочитаем их орфографически космонавт(ударение на «а»,первую «о» подчеркиваем, вторую запоминаем) космодром.

Космонавт - это человек, который летает в космос, изучает Галактику, летает в Пространстве

Космодром - это территория, на которой размещается комплекс сооружений, предназначенный для запуска космических аппаратов в космос.

-Это упражнение мы будем выполнять по рядам:

1й ряд записывают  2 предложения с 1м словосочетанием.

2й рад  2 предложения со вторым словосочетанием.

3й ряд с третьим словосочетанием.

-Можете преступать.

-Выполняя это упражнение, не забывайте про волшебное слово «лиса».

1)У российского космонавта взяли интервью.(Р.п)

На российского космонавта возлагают большие надежды.(В.п)

2) Около космического корабля собрались учёные.(Р.п)

В космический корабль вошли астронавты.(В.п)

3) Без изучения открытого космоса науке невозможно обойтись. (Р.п)

В открытый космос первым вышел Алексей Леонов.(В.п).

Вывод: У прилагательных связанных с одуш., сущ, в Р. и В.п совпадают окончания, пишем

–ого-,-его-, а слышим –ова-, -ева-. А у прил. С неодуш. Сущ в Р и В п. окончания не совпадают.

Домашнее задание.

Сейчас открываем дневники и записываем домашнее задание. Страница в учебнике номер 24, упражнение 95.

Слушать учителя

Отвечать на вопросы

Выполнять указания учителя

Проводить взаимоконтроль

Отвечать на вопросы учителя

Осваивать скорость реакции, пластику движений и координацию.

Вставлять окончания в имена прилагательные

Заменить одушевленное имя существительное неодушевленным

Записать предложения со словосочетаниями в Р и В падежах

Проверять работу

П:  извлекают необходимую информацию из рассказа учителя, собственного опыта; осуществляют поиск необходимой информации

К: осваивают  разные формы учебной кооперации (работа у доски и фронтально).

П: Обобщают

Р: осмысляют уч. материал; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; адекватно воспринимают оценку учителя.

Р: выполнение задания в парах

Итог урока. Рефлексия

(предметная).

Словес.:

фронтальный опрос

-Сейчас мы подводим итог нашего урока.

-Как определяем падеж имени прилагательного? (по имени существительному).

-В каких падежах одинаковые окончания? (у прил в В и Р. п)

-А в каких разные? (И и В)

-Посмотрите на слайд, и закончите предложения:

(Материал урока мне …

Своей работой я …).

-Поднимите красный карандаш, если вы все усвоили и вам все было понятно.Зеленый – если у вас иногда были трудности и сомнения.

Желтый – не усвоили тему, и было не интересно.

-Молодцы, до свидания!

Повторять материал

Р: принимают и сохраняют уч. задачу при выполнении заданий; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; применяют освоенные


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Каменистое дно, морской конек, пятнистый осьминог, колючий ерш, ое , ый , ий , ого.

Слайд 4

Великий н род, внимательный т варищ , радос ное чу ство , доблес ный с лдат , чес ное слово, праз ничный п рог.

Слайд 5

Великий н А род , внимательный т О варищ , радос Т ное чу В ство , доблес Т ный с О лдат , чес Т ное слово, праз Д ничный п И рог

Слайд 6

Одуш Неодуш Р.п Верного друга Ласкового слова В.п Верного друга Ласковое слово

Слайд 7

Тема : Склонение имён прилагательных в мужском и среднем роде в ед.ч, в В и Р падежах

Слайд 8

Учиться правильно писать безударные падежные окончания имён прилагательных в М.р. и Ср.р., определять падежи.

Слайд 10

Волшебное слово « лиса »

Слайд 11

Космонавт

Слайд 12

Космодром

Слайд 13

Космонавт - это человек, который летает в космос.

Слайд 14

Космодром - это территория, на которой размещается комплекс сооружений, предназначенный для запуска космических аппаратов в космос.

Слайд 15

Рефлексия Материал урока мне … Своей работой я …


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация по русскому языку на тему: "Склонение имён существительных. Продолжение"

Данный урок соответствует требованиям ФГОС НОО, проводится по учебнику Иванова С.В. , Евдокимова, А. О., Кузнецова, М. И., Петленко, Л. В., Романова, В. Ю. «Русский язык 3 класс» УМК «Начальная школа ...

Презентация к уроку русского тязыка.Тема урока: Родительный падеж имён прилагательных в мужском и среднем роде

Презентация к уроку русского тязыка.Тема урока: Родительный падеж  имён прилагательных в мужском и среднем роде...