Урок – исследование по русскому языку на тему: Образование имён прилагательных с помощью суффиксов –н-, -ск-,-ист-.
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме

Игнатьева Виктория Владимировна

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок – исследование по русскому языку на тему: Образование имён прилагательных с помощью суффиксов –н-, -ск-,-ист-.

                                                     4 класс

Цель: закрепить знания учащихся о прилагательном как о части речи, познакомить с образованием прилагательных с помощью суффиксов –н-,-ск- и –ист-, уточнить значимость прилагательных в нашей речи.

Задачи:

  • повторение знаний о прилагательном как о части речи;
  • совершенствование навыков употребления прилагательных в речи;
  • совершенствование умения находить прилагательные среди других частей речи и правильно их употреблять;
  • ознакомление с суффиксальным способом образования прилагательных;
  • совершенствование умения графически правильно обозначать суффиксы прилагательных;
  • формирование умения безошибочного каллиграфически правильного письма;
  • развитие правильной устной и письменной речи учащихся;
  • воспитание самостоятельности, само- и взаимоконтроля, умения работать в парах и группах;
  • развитие памяти и концентрации внимания учащихся;
  • использование индивидуальных и возрастных особенностей каждого учащегося (использование знаний основ психофизиологии и технологии личностно-ориентированного образовательного процесса);
  • воспитание патриотического отношения к Родине и её героям.

Оборудование:

  • Полякова А.В. Русский язык. 4 класс. Учебник. – М.: Московский учебник, 2007. ( Система Л.В. Занкова)
  • Мультимедийный проектор (интерактивная доска)
  • Презентация

Межпредметные связи

  • Окружающий мир

  1. Орг. момент.

- Здравствуйте, ребята! Сегодня на наш необычный урок пришли не только гости, но еще вам прислали привет из прошлого. Вот это письмо пришло к нам через десятки лет, чтобы пожелать вам доброго пути по дороге к знаниям.  Это письмо 52 года назад написал первый космонавт Юрий Алексеевич Гагарин. Послушайте внимательно, что он хотел вам донести сквозь время?

Письмо космонавта

               Чтобы стать человеком сильной воли, надо воспитывать свою волю. Одним людям это дается легче, другим – труднее, но каждому она в жизни необходима.

              Воспитывать в себе волевые качества на всякий случай – дело бесполезное. Нужна цель, которая и поможет воспитанию этой хорошей черты характера человека.

             Перед вами цель – успешно окончить школу. Значит, необходимо хорошо готовиться к каждому уроку, ничего не делать наспех. Сумейте отказаться от того, что отвлекает от дела. Сделайте это – и воля ваша укрепится.

            Всего наилучшего вам, ребята!                                                      (Ю.Гагарин)

- Что же хотел вам сказать космонавт? (ответы детей)

Итог

Самоопределение к деятельности (целеполагание)

Цель:

  • актуализация знаний учащихся через материал предыдущего урока;
  • мотивация учащихся к изучению темы.

Ситуативные задания на актуализацию опорных знаний.

Задание 1 на актуализацию знаний

Словарная работа.

На доске запись: Космос, космонавт, герой, ракета, корабль, апрель, праздник, родина, народ, памятник

- Вставить буквы, указать морфологические признаки.

- Какой темой можно объединить все эти слова?

- Как вы думаете, почему для нашего урока мы выбрали такую тематику?

Пройдут годы, десятилетия, века, люди забудут даты войн и революций, но этот день будут помнить всегда, и, я думаю, что именно день 12 апреля в недалеком будущем станет красной праздничной датой на все грядущие века. Ведь именно с этого дня -12 апреля 1961 года – человек начал освоение космоса.

Ребята, все вы знаете, что 12 апреля вся наша страна отмечает праздник –День космонавтики. Сегодня мы очень коротко поговорим о том, как люди стали осваивать космос и почему именно 12 апреля мы отмечаем День космонавтики.

Ученик:

Далекие туманности клубя,

Всей красотою необыкновенной

Вселенная глядела на тебя,

И ты глядел в лицо Вселенной.

От угольно –холодной черноты,

От млечных вьюг

К людской согретой были

Советский человек, вернулся ты,

Не поседев от звездной пыли.

И Родина приветствует тебя,

И человечество стоит и рукоплещет,

И спину непокорную горбя,

Вселенная к тебе склонила плечи.

После Юрия Гагарина в космосе побывало около 500 землян. Большинство россиян, 85% , считают, что полет Ю.Гагарина и космос – это то, Чем мы всегда будем гордиться.

Этап II. Учебно-познавательная деятельность

Актуализация знаний учащихся, постановка проблемы.

Цель деятельности: познакомить учащихсяс понятием «Образование прилагательных с помощью суффиксов –н-,-ск- и –ист-».

Задание 1 на повторение изученного материала

- Образуйте от данных словарных слов прилагательные разных категорий рода и числа, запишите их в сочетании с существительными, выполните морфемный анализ прилагательных.

--- Что вы знаете о данной части речи?

---- Назовите морфологические признаки имен прилагательных.

На доске через смарт- доску открывается схема:

Связь                   Значение                       Вопросы

                             Прилагательное

Как изменяется?     Член предложения     Образование    

Дети отвечают на вопрос учителя, пользуясь схемой.

-Про прилагательное мы уже знаем многое, но не всё. Сегодня мы поговорим об образовании этой части речи с помощью суффиксов.

----- Дога дались, о чем будем говорить сегодня?

Будем учиться наблюдать и исследовать текст.

Проведем исследование

Апрельским утром 1961 года страна затаила дыхание. Люди давно мечтали освоить космические дали.  И одновременно боялись этого. Ведь там, на высоте, в пустоте и невесомости, еще никто ни разу не был.  

Юрий Гагарин сказал «Поехали!» и ракета понесла его вверх. Поднимаясь, он наблюдал за своей планетой. Все дальше и дальше удалялись от него холмистая местность, лесистые берега, горные хребты и крупные озера. А впереди ждал его удивительный мир космоса!

----- Что можете сказать о данной записи?  (Это текст.)

----- Докажите.  (предложения связаны по смыслу, есть тема)

----- Назовите тему.  

------ Что помогло нам увидеть и услышать полет человека в космос?    (Имена прилагательные). Назовите их.

----- Какую роль выполняют имена прилагательные?    Они помогают лучше понять содержание текста, делают его более точным и выразительным.

Выписать из текста имена прилагательные.

Итог

Работа над новым материалом.

-А что мы можем исследовать в выписанных словах? (Из чего состоят слова.)

---- Заполни таблицу.

Имя прилагательн.

Волшебное слово

Имя существительное

Суффикс

Апрельским

космические

холмистая

лесистые

горные

крупные

тот который

который

апрель

космос

холм

лес

гора

ск

ист

н

----- Какие слова связывает « волшебное слово» (Прилагательные и существительные.)

----- Сравните основы прилагательн.исуществительн. ( У прилаг. в основу входит суффикс)

------ Чем похожи основы? ( Корнем)

------- А какую роль выполняет суффикс? Образует новые слова.

-------- Какой вывод можно сделать? Прилагат. образуются от существит. при помощи суффиксов.

 Сформулируйте тему урока, запишите на листке исследование.                                                                                                                                                            -------- А давайте узнаем, что обозначают данные суффиксы, заглянем в «Словарик значения морфем для 5 кл.»    

Суффикс -ист- образует прилагательные со значением:

• похожий на что-то (серебристый, бархатистый);

• обладающий чем-то в большом количестве (голосистый, ветвистый);

• имеющий склонность к какому-нибудь действию (задиристый, отрывистый, порывистый).

Суффикс -н образует прилагательные со значением:

• признака или свойства, относящегося к предмету, явлению, действию, месту, времени или числу, названному исходным словом (весенний, дальний);

• подверженности какому-нибудь действию или результата какого-либо действия, которое названо исходным словом (отглагольные прилагательные ) ( рваный, читаный, званый, драный).                                                                                                                                                                      

Суффикс -ск образует прилагательные со значением:

  • относительные прилагательные обозначают свойства предмета через его отношение к другому предмету или действию (угличский (Углич), узбекский (узбек), таджикский(таджик)
  • в  названиях месяцев (апрельский, майский)
  • в иноязычных наименованиях; сельский, , тайваньский,  секретарский

Вывод.  

------ Как образуются имена прилагательные?

------ Составим алгоритм образования имен прилагатель. ( На доске : существит. + суффикс- н- , -к-, -ист-,-ок-.

Итог

Этап III. Диагностика качества освоения темы. Закрепление.

Цель: установить степень усвоения темы «Образование прилагательных».

Задание на определение степени понимания изучаемой темы и совершенствование умения производить самопроверку.

------- Как образуются имена прилагательные?

------ Как называется данный способ образования?  (суффиксальный)

----- Правильно мы рассуждали, прочтем правило в учебнике стр. 74.

----- Выполним упр. № 334   Индивидуальная работа

Итог

--- Ребята в нашем классе занимаются исследовательской деятельностью и разрабатывают презентации. Сегодня они подготовили небольшую экскурсию в мир космонавтики.

Ученик:Родион Филатов

Галактика, в которой находится наша планета, называется Млечный путь. В нашей галактике находится солнечная система, состоящая из центрального светила Солнца и девяти планет, одна из которых наша Земля. Слово «планеты» происходит от слова «блуждающие» , их назвали так потому, что они все время меняют свое положение на фоне звезд. Планеты солнечной системы: Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун и Плутон. Земля – третья по удаленности от Солнца планета.Наша планета Земля движется вокруг Солнца. А вот так выглядит наша Солнечная система.

Маша Евграфова

Итак, история событий в освоении космоса.

1955 год, Байконур…космическая гавань Вселенной. Великая честь открыть людям дорогу к другим мирам выпала на долю нашего соотечественника Константина Эдуардовича Циалковского. Он первым в мире дал описание корабля с реактивным двигателем.

Настя Родионова

Блестящий продолжатель его дела Сергей Павлович Королев. Под руководством Королева созданы космические ракеты, первые искусственные спутники Земли, космические корабли «Восток», «Восход», на которых впервые в истории совершены космический полет человека и выход его в открытый космос.

Полина Мумнова

Октябрь 1957 года – начало космической эры – был запущен первый искусственный спутник Земли.

АрсенийСабитов

Через месяц – запущен спутник с собакой Лайкой, снабженный всем необходимым для жизни. Запуск спутников позволил начать изучение космического пространства. Январь 1959 года – был запущен искусственный спутник «Луна -1», он прошел около Луны и стал ее первым искусственным спутником. Август 1960 года – космический корабль, на борту –собаки Белка и Стрелка.

Камилла Краснова

12 апреля 1961 года –день полета первого в мире космонавта, гражданина России Юрия Алексеевича Гагарина на космическом корабле «Восток». Ему было только 27 лет. Полет длился 108 минут.

День 12 апреля стал большим всенародным праздником в честь летчиков –космонавтов, конструкторов, инженеров, служащих и рабочих, которые создают ракеты, космические корабли и искусственные спутники Земли.

Катя Карпова

В 1963 году в космос полетела первая женщина –космонавт, Валентина Терешкова.

Вторая женщина –космонавт- Светлана Евгеньевна Савицкая. Она не только совершила полет в космос, но и много дней работала на орбитальной станции.

Регина Краснова

В 1965 году космонавт Алексей Леонов совершил первый в мире выход в открытый космос.

Камилла Ученик: Герои к звездам устремятся вновь. И будут жить от века и до века. Он – Первый, Словно первая любовь, И в памяти, и в сердце человека.

Антон Михеев

В ряду десятилетий каждый год

Мы метим новыми космическими вехами.

Но помним, к звездам начался поход

С Гагаринского русского: Поехали!

Просмотр ролика «Речь перед стартом»

Этап V. Рефлексивная деятельность

Цель деятельности: научитьшкольников соотносить полученный результат с поставленной целью и оценивать результат своей деятельности.

Карточка №3.

Урок: Полезный, радостный, активный, легкий, небесполезный, плодотворный.посильный. продуктивный, результативный, творческий, увлекательный, четкий, эффективный, однообразный, мудрый.

----- Выберите из данных имен прилагательных те, которые на ваш взгляд характеризуют данный урок. Как образованы данные прилагательные?

  • Что узнал нового каждый из вас на этом уроке?
  • Что вам понравилось на уроке?
    Что было трудным?
  • На смарт- доску учитель выводит изображение- запись Ю.А. Гагарина и говорит:

Завоевание космоса только начинается… Через 10 -15 лет вы поведете корабли к другим планетам или будете создавать сами эти корабли. Я хочу пожелать вам космических успехов в вашей жизни и закончить урок словами Юрия Алексеевича Гагарина:

http://upload.wikimedia.org/wikipedia/ru/thumb/0/0d/%D0%97%D0%B0%D0%BF%D0%B8%D1%81%D0%BA%D0%B0_%D0%93%D0%B0%D0%B3%D0%B0%D1%80%D0%B8%D0%BD%D0%B0.jpg/300px-%D0%97%D0%B0%D0%BF%D0%B8%D1%81%D0%BA%D0%B0_%D0%93%D0%B0%D0%B3%D0%B0%D1%80%D0%B8%D0%BD%D0%B0.jpg


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок – исследование по русскому языку на тему: « Образование имен прилагательных» Цель: закрепить знания учащихся о прилагательном как о части речи, познакомить с образованием прилагательных с помощью суффиксов –н-, -ск- и –ист-, уточнить значимость прилагательных в нашей речи. Подготовила: учитель начальных классов Игнатьева В.В.

Слайд 2

Задачи: повторение знаний о прилагательном как о части речи; совершенствование навыков употребления прилагательных в речи; совершенствование умения находить прилагательные среди других частей речи и правильно их употреблять; ознакомление с суффиксальным способом образования прилагательных; совершенствование умения графически правильно обозначать суффиксы прилагательных; формирование умения безошибочного каллиграфически правильного письма; развитие правильной устной и письменной речи учащихся; воспитание самостоятельности, само- и взаимоконтроля, умения работать в парах и группах; развитие памяти и концентрации внимания учащихся; использование индивидуальных и возрастных особенностей каждого учащегося (использование знаний основ психофизиологии и технологии личностно-ориентированного образовательного процесса); воспитание патриотического отношения к Родине и её героям. Оборудование: Полякова А.В. Русский язык. 4 класс. Учебник. – М.: Московский учебник, 2010. ( Система Л.В. Занкова) Мультимедийный проектор ( интерактивная доска) Презентация Межпредметные связи Окружающий мир

Слайд 3

Письмо космонавта Чтобы стать человеком сильной воли, надо воспитывать свою волю. Одним людям это дается легче, другим – труднее, но каждому она в жизни необходима. Воспитывать в себе волевые качества на всякий случай – дело бесполезное. Нужна цель, которая и поможет воспитанию этой хорошей черты характера человека. Перед вами цель – успешно окончить школу. Значит, необходимо хорошо готовиться к каждому уроку, ничего не делать наспех. Сумейте отказаться от того, что отвлекает от дела. Сделайте это – и воля ваша укрепится. Всего наилучшего вам, ребята! (Ю.Гагарин)

Слайд 4

Космос космонавт герой ракета корабль вокруг апрель родина памятник

Слайд 5

Связь Значение Вопросы Прилагательное Как изменяется? Член предложения Образование

Слайд 6

Апрельским утром 1961 года страна затаила дыхание. Люди давно мечтали освоить космические дали. И одновременно боялись этого. Ведь там, на высоте, в пустоте и невесомости, еще никто ни разу не был. Юрий Гагарин сказал «Поехали!» и ракета понесла его вверх. Поднимаясь, он наблюдал за своей планетой. Все дальше и дальше удалялись от него холмистая местность, лесистые берега, горные хребты и пыльные дороги. А впереди ждал его удивительный мир космоса!

Слайд 7

Имя прилагательное Волшебное слово Имя существительное Суффикс Тот который

Слайд 8

Имя прилагательное Волшебное слово Имя существительное Суффикс Апрельским Тот который Апрель -ск- Космические Тот который Космос -ск- Холмистая Тот который Холм -ист- Лесистые Тот который Лес -ист- Горные Тот который Гора -н- Пыльные Тот который пыль -н-

Слайд 9

Существительное + суффикс -н- -ск- -ист-

Слайд 10

Полезный, радостный, активный, легкий, небесполезный, плодотворный, продуктивный, результативный, творческий, увлекательный, четкий, эффективный, однообразный, мудрый


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект урока русского языка с использованием интерактивного оборудования и интернет - ресурсов Образование имён прилагательных с помощью суффиксов –н-, -ск-,-ист-. 4 класс

Предложенный проект урока русского языка с использованием интерактивного оборудования и интернет - ресурсов " Образование имён прилагательных с помощью суффиксов –н-, -ск-,-ист-" для 4 класса предпола...

Урок русского языка в 4 классе тема: образование имен прилагательных при помощи суффиксов учитель:Гаряева Валентина Борисовна

Урок русского языка 4 класс. Тема: «Образование имён прилагательных с помощью суффиксов –н-, -ск-,-ист-.»...

Презентация к уроку по русскому языку 4 класс тема: «Образование имён прилагательных с помощью суффиксов" учитель Гаряева Валентина Борисовна

Презентация к уроку русского языка в 4 классе на тему образование имен прилагательных при помощи суфффиксов...

Конспект урока + презентация по русскому языку на тему: "Склонение имён прилагательных в мужском и среднем роде в ед.ч, в В и Р падежах", 4 кл, УМК "Школа России"

Тема урока: Склонение имён прилагательных в мужском и среднем роде в ед.ч, в В и Р падежахТип урока: закреплениеЦели деятельности учителя: Обобщить знания учащихся о склонении имён прилагательны...

Конспект урока по русскому языку на тему: «Образование имён прилагательных с помощью суффиксов» (УМК "Перспектива")

Цели деятельности учителя: формирование умения образовывать имена прилагательные с помощью суффиксов Планируемые результатыПредметные:- открыть способы образования имен прилагательных от основ су...

Технологическая карта урока русского языка 3 класс УМК "Перспектива" "Образование имён прилагательных при помощи суффиксов"

Технологическая карта урока русского языка 3 класс по теме: "Образование имён прилагательных при помощи суффиксов".Тип урока: «открытие» нового знания.Цель урока: формирование ум...