Главные вкладки

    Конспект урока по русскому языку на тему: «Образование имён прилагательных с помощью суффиксов» (УМК "Перспектива")
    план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

    Цели деятельности учителя: формирование умения образовывать имена прилагательные с помощью суффиксов

     Планируемые результаты

    Предметные:
    - открыть способы образования имен прилагательных от основ существительных и прилагательных;

    Личностные:

    - проявлять интерес к учебной деятельности;

    - формировать каллиграфические навыки;

    Тип урока:  открытие нового знания

    Оборудование: учебник: «Русский язык»; программа «Перспектива» 2012»; презентация;

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл russkiy_yazyk.docx293.96 КБ

    Предварительный просмотр:

    Дата: 12.04.2019                                                                        ФИО  учителя: Шверт Людьмила Павловна

    Школа: № 42                                                                                 ФИ студента:  Могильникова Анастасия

    Класс:  3а                                                                                   ФИО методиста: Галиуллина Н.К

    Кабинет:  12

    Конспект урока по русский язык

     «Образование имён прилагательных с помощью суффиксов».

    Цели деятельности учителя: сформировать умения образовывать имена прилагательные с помощью суффиксов

     Планируемые результаты

    Предметные: 
    - открыть способы образования имен прилагательных от основ существительных и прилагательных;

    Личностные:

    - проявлять интерес к учебной деятельности;

    - формировать каллиграфические навыки;

    Тип урока:  открытие нового знания

    Оборудование: учебник: «Русский язык»; программа «Перспектива» 2012»; презентация;

    Этапы урока

    Методы и приемы

    Хронометраж

    Содержание

    Формируемые УУД

    Деятельность учителя

    Деятельность учащихся

    Этап самоопределения к деятельности

    Словесный: беседа

    1 минута

    –– Проверь, дружок, 
    Готов ли ты начать урок?
    Все ль на месте, все ль в порядке:
    Книжка, ручка и тетрадка?
    Проверили? Садитесь!
    С усердием трудитесь!

    - приветствие учителя

    Л: самоопределение к деятельности;

    Актуализация знаний и мотивация

    Словесный: беседа

    Практический: запись слов

    Практический: отгадывание слов

    5 минут

    -Ребята, с чего обычно начинается урок русского языка?

     -Верно. А для чего нам нужна минутка чистописания? Что мы на ней делаем?

     -Открываем тетрадь записываем число. Сегодня 12 апреля, классная работа. И прописываем в тетради минутку чистописания.

    - Посмотрите на слайд. Какие это слова?.

    зап__д, инж__нер, инт__ресный,

    к__лендарь, кас__а, к_ртофель,

    к_стрюля, к_гда, комн_та, к_нечно,

    к_стёр, к_стюм

    Запишите, слова  через запятую,  и подчёркиваем в них орфограммы. Так же пишем красиво и аккуратно.
    - Покажите, как нужно правильно сидеть. Сидим ровно, спинки держим прямо.
    - Вежливые, старательные,

    Скромные и внимательные,

    Добрые, умные, справедливые,

    И веселые, и счастливые.

    - Сегодня я хотела бы так назвать вас, моих учеников, и видеть вас всегда такими.

    - Словами какой части речи я воспользовалась, называя, какие вы?

    - Какую роль они играют в нашей речи?

    -Итак, мы продолжаем знакомиться с именами прилагательными.

    Посмотрите на доску. Что написано?

    -оньк- -еньк- -оват-- на- -н- - чик-, ск

    - Как называются эти части слова?

    - Части слова называются морфемы

    - Как вы думаете, почему здесь написаны только суффиксы?

    - А какую часть речи мы сейчас изучаем? 

    - с минутки чистописания

    - Словарные

     открывают тетрадь записывают число

     

    -прилагательными

    Они уточняют, украшают нашу речь, делают её образной , выразительной, яркой.)

    Части слова– морфемы

    суффиксы

    Есть другие
    - потому что мы их сегодня будем изучать
    Имя прилагательное

    К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

    П:смысловое чтение

    Постановка учебной задачи

    Словесный: беседа

    Практический: работа над словом

    2минуты

    - Кто из вас догадался, какая будет тема на сегодняшнем уроке?

    -Вы правы. Но тема нашего урока будет звучать так «Образование имён прилагательных с помощью суффиксов»

    -Какую цель мы поставим перед собой?

     - суффиксы в именах прилагательных
    -научиться образовывать прилагательные с помощью суффиксов

    П: произвольное построение речевого высказывания

    П: самостоятельное выделение и формирование познавательной цели

    «Открытие» нового знания

    Словесный: беседа

    Работа с текстом: беглый просмотр

    Практический: работа в группах

    15 минут

    - Сейчас вы должны будете провести небольшую исследовательскую работу: опираясь на данные вам материалы, понаблюдать за составом имен прилагательных и выяснить, как они образованы.

    - Каждый ряд – творческая лаборатория, где будете трудиться вы -исследователи-лингвисты.

    - Как нужно работать в группах?
    1 ряд грязь + н = грязный

    свет + еньк = светленький

    гигант + ск = гигантский
    зелень+ еньк =
    ум + н=
    кавказ + ск =

    2 ряд на +стена + н = настенный

    под + вода + н = подводный

    дуб + оват = дубоватый
    пират + ск = пиратский
    вина + оват =
    на + стол + н =
    солдат + ск = солдатский

    3 ряд длина + н = длинный

    рассказ+чик=рассказчик
    сосед + ск = соседский
    луна + н =

    банкон + чик=
    флот + ск =


    - Запишите слова вместо вопросительного знака в тетрадь. Разберите их по составу. Сделайте вывод.

    -Чья творческая лаборатория работает успешнее?

    - Кто уже готов дать ответ: как образуются имена прилагательные? От каких основ и с помощью чего?

    Проверка. Ребята, ученик от каждой лаборатории объясняет свои выводы, дети за каждым пишут слово себе в тетрадь

    - Как образовались прилагательные в 1 лаборатории?

    Как образовались прилагательные во 2 лаборатории? (

    - Как образовались прилагательные в 3 лаборатории? 

    - Почему эти слова пишутся с удвоенной буквой н ?

    Где написана удвоенная согласная в этих словах? 

    - Приведите примеры других слов. 

    Только ли от основ имен существительных могут образовываться прилагательные? Как вы думаете? 

    - Прочитайте слово на слайде.

     - Определите часть речи. Прочитайте образованное от него слово. Как получили слово новенький? 

    - Какое значение вносит в слово новенький суффикс -еньк-? 

    - Расскажите об образовании следующего слова. (хорошенький, умненький )-устно

    - Подумайте и скажите как образовалось прилагательное красноватый? ? 

    -  Объясните значение этого слова.

    - Расскажите об образовании следующего слова. (сероватый)

    Объясните значение этого слова.

    - Какое прилагательное образуем от основы имени прилагательного коричневый - Объясните значение этого слова. Поставьте ударение. Можно ли проверить написание безударной гласной о?

    - А помочь нам может этимологический словарь.

    КОРИЧНЕВЫЙ. Искон. Суф. производное от коричный, суф. образования от корица (см.). Коричневый буквально — «цвета коры коричного дерева», КОРИЦА. Искон. В соврем. значении — из корица "корка", суф. производного от кора. Слово коричневый встречается в письменных источниках с конца XVII века. Первоначально это слово использовалось только для названия цвета тканей. Образовано оно от слова "корица", а то, в свою очередь, является уменьшительной формой от слова "кора".

    - Какое прилагательное образуем от основы имени прилагательного голубой?  (запись в тетрадь и разбор по составу голубоватый) -Поставьте ударение. Можно ли проверить написание безударной гласной о? 

    По мнению одних исследователей, русское слово «голубой» происходит от слова «голубь» (по одной версии — по цвету отлива шейных перьев птицы; хотя скорее всего речь идёт о цвете головного оперения птицы.) (ср.: лат. columbus — «голубь»);

    Также существует мнение, что слово «голубой» является родственным слову «глубокий», так как прозрачная вода при её глубине имеет синеватый оттенок, а прозрачный воздух атмосферы создаёт голубой цвет неба.

    - Так как же еще образуются имена прилагательные?

    Если б всё на свете было одинакового цвета,

    Вас бы это рассердило или радовало это?

    Видеть мир привыкли люди

    Белым, жёлтым, синим, красным.

    Пусть же всё на свете будет удивительным и разным!

    - ответы детей

    -От основ имен существительных с помощью суффиксов

    - От основ имен существительных с помощью суффиксов и приставок
    - От основ

    имен существительных с помощью суффиксов - Корень оканчивается на н (луна), и добавляется суффикс -н-.) 
    -
    На стыке корня и суффикса.)
    - Пустынный, коронный, блинный...
    - Ответы детей
    - Новый.
    - Это прилагательное образовалось от основы прилагательного
     новый с помощью суффикса -еньк - уменьшительно-ласкательное).
    - Это прилагательное образовалось от основы прилагательного 
    красный с помощью суффикса –оват
    -  В некоторой, в определенной степени красный
    - В некоторой, в определенной степени серый
    - Это словарное слово
    - слушают

    - голубоватый
    Словарное слово)
     

    От основ имен прилагательных при помощи суффиксов – оват-, - еват

    Л: Смыслеобразование

    П: логическое

    обобщение

    К.: формулировать собственное мнение и позицию;

    П: логическое построение логической цепи рассуждений

    Динамическая пауза

    1 минута

    -Вы хорошо поработали, а теперь нужно отдохнуть.

    • - Сморим видеоролик и повторяем движения

    Повторяют движения

    Р: учитывать выделенные учителем ориентиры

    Первичное закрепление во внешней речи

    Практический:

    упражнение

    2 минуты

    Игра-эстафета
    Каждая команда-ряд получает карточку, на которой написаны имена

    существительные (по числу игроков):

    честь – удача -

    ужас – окно-

    грусть - простор -

    картон - мир -

    скука - друг –

    Каждый игрок образует от основы существительного однокоренное прилагательное с помощью суффикса -н- и записывает его справа, после чего передает карточку следующему игроку. Побеждает та команда, которая быстрее и правильнее выполнит задания.

    - честный, удачный, ужасный, оконный, грустный, просторный, картонный, мирный, скучный, дружный,  

    К: планирование учебного сотрудничества со сверстниками;

    П: логическое

    обобщение

    Самостоятельная работа с самопроверкой

    Словесный: беседа

    Практический: самостоятельная работа

    5 минут

    -выполняют самостоятельную работу

    К: договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

    Л: Самоопределение.

    П: общеучебные

    Структурирование

    Знаний

    Включение в систему знаний

    Словесный: беседа

    Домашнее задание: инструктаж

    3 минуты

     -Что нового узнали сегодня на уроке?
    - Какую цель ставили?
    - Мы достигли её

     - ответы детей
    - научились образовывать прилагательные с помощью суффиксов

    -да

    К: участвовать в учебном диалоге, формировать ответы и выводы.

    П: логическое

    Обобщение

    Р: Контроль

    Рефлексия деятельности

    Словесный: беседа

    3минуты

    - Закончи предложение: «На уроке мне ...»

    Было трудно ...                              

    Было интересно ...

    Было не понятно ...                      

    Было легко …

    -  анализируют свою работу

    Л: адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект урока по русскому языку на тему:"Склонение имён прилагательных во множественном числе"4 класс (конспект+презентация)

    Конспект урока по русскому языку на тему:"Склонение имён прилагательных во множественном числе"4 класс (конспект+презентация)...

    Конспект урока по русскому языку по теме: "Правописание имён прилагательных во множественном числе" 4 класс

    Цель: развивать умение определять падеж имён прилагательных; учить правильно писать падежные окончания имён прилагательных во множественном числе.Тип урока: урок открытия новых знаний и умений. П...

    Конспект урока по русскому языку по теме: "Склонение имён прилагательных во множественном числе" 4 класс

    Цель: учить распознавать имена прилагательные множественного числа в именительном и винительном падежах, правильно писать окончания таких имен прилагательных.Тип урока: урок открытия новых знаний и ум...