Урок русского языка в 1 классе.
план-конспект занятия (русский язык, 1 класс) на тему

Слово и его значение.

Скачать:


Предварительный просмотр:

               Пояснительная к уроку «Слово и его значение».

        Урок  русского языка  по теме  «Слово и его значение» разработан для 1-го класса с использованием УМК «Перспектива» и имеет личностно ориентированный характер, так как оно построено с учетом уровня интересов ребенка и его познавательных возможностей.

       В тематическом планировании данный урок  -  5-й.  Тема урока: Слово и его значение. Тип урока – усвоение новых знаний. На изучение материала  отводится 3 часа. Этот урок -  первый. Дети знакомятся со словами и их значениями, научатся различать звуки и буквы, узнавать значение слова; аргументированно отвечать, доказывать свое мнение; перерабатывать информацию для получения необходимого результата.

     Урок разработан с использованием методов технологии развивающего обучения. Основной педагогической идеей является то, что учащиеся самостоятельно получают знания в результате совместного исследовательского поиска, где у учащихся формируется учебная самостоятельность, создаются такие учебные ситуации, в которых нет готовых способов действий. Ученики должны не копировать образцы учителя, а искать свои собственные способы работы. На данном уроке развивается фонематический слух, логическое мышление. Обогащается словарный запас учащихся. Ученики на уроке работают в группах, в парах, по вариантам.

       Структура урока определяется его основной дидактической целью: введением понятия, установлением свойств изучаемых объектов, построением правил и т.п. Для проведения урока понадобится мультимедийный  проектор.

Слово и его значение

предметы начальной школы (русский язык)

Нурлыева Лайла Валиевна

учитель начальных классов МБОУ «Бугадинская ООШ» Актанышского района РТ.

     Тема: научить различать звуковую и буквенную оболочку слова и его значение.

     Планируемые результаты: учащиеся научатся различать звуки и буквы, узнавать значение слова; аргументированно отвечать, доказывать свое мнение; перерабатывать информацию для получения необходимого результата.

    Материал: учебник «Русский язык» Л.Ф.Климанова, С.Г.Макеева, рабочие тетради; карточки со словами, CD «Русский язык», компьютер и проектор, слайды.

                                        Ход урока.

I. Организационный момент

Психологическая подготовка к уроку, (хором): солнце, воздух и вода -     наши лучшие друзья!

II. Актуализация знаний

  1.  Чистописание: Зз Зз Зз Зз Зз – заболели у зебры зубы

  2.  Орфографическая работа

-   Узнайте слово по его значению и запишите его.  

1. Приспособление для управления движущейся машиной. (Руль.)                          

2. Небольшие неядовитые змеи. (Ужи.)

3.  Мужское русское имя, в сказках он часто бывает дурак. (Иван.)

4.  Большая кукла в огородах для отпугивания птиц. (Чучело.)

5.  Так называется наша страна. (Россия.)

6.  Наша республика. (Татарстан.)

7.  Человек, который учит. (Учитель.)

      - Проверяйте свои работы.                                                                          (слайд)

Ученики объясняют орфограммы в словах, подчеркивают их.

Самооценка  «!» - я молодец, написал правильно и красиво; «+» - хорошо, есть небольшие ошибки или исправления.

III. Самоопределение к деятельности.

      - Прочитайте слова на листочках: сирень, белка, ель, камыш, волк, ромашка, заяц, сторба.

      - Красными карандашами подчеркните слова, которые обозначают названия животных, а зелёным – слова, которые обозначают названия растений.

      - Какие слова подчеркнули красным карандашом, какие слова зелёным?             Проверяйте. (слайд).                                                                                                                                                        -    Где вы затруднялись? (В слове сторба, такого слова не бывает, оно ничего не обозначает.) 

     - Какому мнению пришли? (Слова могут обозначать что-то, то - есть, иметь значение.

      - Значит, какая задача сегодняшнего урока? (узнавать значение слова)

      - Откройте учебники, прочитайте тему урока. Слово и его значение.

IV. Работа по теме урока.

         1. Работа с CD. Слово и его значение. Рассказ Ивана Ивановича Самоварова.

      - Что является «скорлупой» слова, по словам профессора Самоварова? (Звуковая оболочка, звучание слова, произношение его.)

      - А с чем сравнивает Иван Иванович значение слова? (Значение слова – это ядро.)

        2. Работа по учебнику.

        Упр. 28 (с. 15)

      - Чем отличаются звуковые модели первого и второго слов? (Первым звуком [м’] и [м].)

      - Чем отличаются звуковые модели второго и третьего слов? (Звуки поменяли местами.)

      - Меняется ли при этом значение слов? (Да, меняется.)

      - Сделайте вывод. (Если заменить звука или поменять их местами, может измениться слово и его значение.) 

      - Обозначьте звуки буквами и запишите слова. (Мишка, мышка, камыш.)

     - Приведите свои примеры. (Нюра, нора, рано; ребята, работа.)

     - Прочитайте вывод на странице 15.

       Упр. 29 (с.16)

      - Что видите на рисунке слева? (Ладья – судно с парусом и веслами.)

       - Почему другие слова не подходят к рисунку? (Лодка не подходит, так как у лодки нет парусов. Парусник тоже не подходит, потому что у парусника нет весел, он использует парус и силу ветра. Корабль – большое судно с прямым парусным вооружением на всех мачтах, которых может быть три и более.)

3. Работа с CD. Слово и его значение. Звуки и буквы. Рассказ Иван Ивановича Самоварова (отрезки 1-3)

        - На какие вопросы отвечают слова, которые обозначают предметы? (Кто? Что?)

       - На какие вопросы отвечают слова, которые обозначают действие предметов? (Что делает?)  

      - На какие вопросы отвечают слова, которые обозначают признаки предметов? (Какой? Какая? Какое? Какие?)

V. Физкультминутка

Вышла уточка на луг – кря, кря, кря.

Полетел зелёный жук – ж – ж – ж.

Зашумел в пруду камыш – ш – ш – ш.

И опять настала тишь.

VI. Продолжение работы по теме урока.

      Работа по учебнику.

      Упр. 30 (с. 16)  (Самостоятельное выполнение.)

     - Проверяйте работы друг друга.

Самооценка  «!» - выполнил без ошибок, «+» - была ошибка, но исправил.

      Упр. 30 (с. 17)

      - Самостоятельно постройте модель слова «радуга».  Проверяйте.  (слайд)

Самооценка.

VII. Рефлексия

      1.Упр. 32 (с. 17), работа над пословицей.

      - Как ответили на вопрос? (Ядро – значение слова. Пустые слова – бессмыслица.)

      2. Выполнение заданий в рабочей тетради

          Упр.1 (с. 9), по вариантам. 1–й вариант – 1-я строка, 2-й вариант – 2-я строка.  Взаимопроверка.                                                                      (слайд)

  1. Работа с CD. Слово и его значение. Упр. «Помоги паучку сплести паутину»

VIII. Подведение итогов урока

        - Что узнали сегодня на уроке про значение слова? (У каждого слова должно быть значение. Слова могут обозначать предмет, действие или признак предмета.)

        - Придумайте свое слово и объясните его значение, у кого получится самое смешное, интересное слово.

        - Урок окончен, спасибо всем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока (русский язык, 4 класс) по теме: Русский язык 4 класс "О словарях разнообразных, поучительных и важных"

" 4 класс  Русский язык «О словарях разнообразных, поучительных и важных»Соколова Е.Я.Урок направлен на актуализацию  и расширение знаний учащихся о словарях русского языка. Основ...

Урок русского языка. 3 класс. Тема "Роль имени прилагательного в речи" УМК "Школа России" Учебник "Русский язык". Авторы В.П.Канакина, В.Г.Горецкий.

Урок составлен по требованиям ФГОС. Использоваллись технологии личностно-ориентированного обучения, ИКТ. Дифференцированный подход при закреплении материала и в домашнем задании помогут учащимся по си...

Презентация к уроку русского языка 1 класс "Согласные буквы русского языка"

Этот  материал содержит  презентацию  к  уроку  руского  языка  в 1 классе по  программе "Школа  2100"...

Урок русского языка (2 класс, УМК Л.В. Занкова) Лингвистическая тема: «Текст. Тема текста» Этнокультурная тема: «Обычаи русского народа. Праздник Масленица»

Урок  русского языка,  2 класс, 3 четверть, система Л. В. Занкова, лингвистическая тема: «Текст. Тема текста», этнокультурная тема: «Обычаи русского народа. Праздник  Масленица» - урок ...

Русский язык. Урок русского языка. 1 класс. Тема " Буква Е,е. Работа над словом"

Русский язык. Урок русского языка. 1 класс. Тема "Буква Е,е. Работа над словом"....

Урок русского языка 4 класс УМК "Гармония" "Открываем ещё несколько секретов русского языка"

рок русского языка 4 класс УМК "Гармония" "Открываем ещё несколько секретов русского языка"...