Рабочая программа по русскому языку 4 класс. (УМК "Школа 2100")
рабочая программа по русскому языку (4 класс) по теме

Дорофеева Галина Анатольевна

 

Программа соответствует федеральному компоненту государственного стандарта общего образования 2004 г. и обеспечена учебниками «Русский язык» для 1–4 кл., авторы Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина (заключения РАО (№ 01-90/5/7д от 06.08.2007) и АПК и ППРО (№ 614 от 26.07.2007).

 

Рабочая  программа разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта по данной образовательной области с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей младших школьников, дается распределение учебных часов по крупным разделам курса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon russkiy_yazyk.doc588.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Программа соответствует федеральному компоненту государственного стандарта общего образования 2004 г. и обеспечена учебниками «Русский язык» для 1–4 кл., авторы Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина (заключения РАО (№ 01-90/5/7д от 06.08.2007) и АПК и ППРО (№ 614 от 26.07.2007).

Рабочая  программа разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта по данной образовательной области с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей младших школьников, дается распределение учебных часов по крупным разделам курса.

Структура документа

Рабочая программа включает следующие разделы пояснительную записку, раскрывающую характеристику и место учебного предмета в базисном учебном плане, цели его изучения, основные содержательные линии; учебно-тематический план; основное содержание; требования к уровню подготовки обучающихся; учебно-методическое обеспечение.

Общая характеристика учебного предмета 

Ведущим направлением учебной деятельности обучающихся в 4 классе остается овладение письменной речью, культурой письменного общения.

В разделах «Предложение» и «Текст» продолжается развитие синтаксических и пунктуационных умений, а также формируется умение на доступном уровне производить синтаксический разбор простого и сложного предложений, вычленять словосочетания из предложения. Обучающиеся знакомятся с тем, что части сложного предложения могут соединяться с помощью союзов и, а, но.

Развивается умение ставить знаки препинания в предложениях с однородными членами предложениями, умение ставить запятую в сложном предложении из двух или трех частей.

В разделе «Слово» продолжается развитие умения писать слова с орфограммами, изученными в 1–3 классах, а также отрабатываются умения писать слова со следующими орфограммами:

1) мягкий знак после шипящих в существительных мужского и женского рода (луч, ночь); безударные окончания существительных 1, 2, 3-го склонений (кроме существительных на -ие, -ия, -ий, -мя);

2) безударные окончания имен прилагательных (кроме прилагательных с основой на шипящий и ц);

3) безударные окончания глаголов 1 и 2-го спряжений; ь после шипящих в глаголах 2-го лица единственного числа (читаешь, поешь); окончания -о, -а в глаголах прошедшего времени женского и среднего рода (ответила, ответило); -тся – -ться в глаголах, не с глаголами;

4) раздельное написание предлогов с личными местоимениями.

«Состав слова» – сквозная тема курса русского языка. В 4 классе обучающиеся продолжают наблюдения за словообразованием и словоизменением имен существительных, имен прилагательных, глаголов, личных местоимений, разбирают по составу доступные существительные, прилагательные, глаголы, тренируются в образовании этих частей речи с помощью суффиксов и приставок, в подборе однокоренных слов, относящихся к различным частям речи.

Лексическая работа включает в себя наблюдение над сочетаемостью слов, над словоупотреблением, практическое знакомство с синонимией, антонимией, омонимией, с многозначностью, с переносным значением слова.

В курсе русского языка морфология – один из сложных разделов, так как его изучение предполагает способности к обобщению, к абстрагированию и является средством развития мышления детей, представления о языке как о системе работы по повышению орфографической грамотности.

В 4 классе части речи становятся главным предметом изучения, так как для этого есть необходимые базовые знания и умения, накоплен достаточный языковой опыт в результате наблюдений за функционированием слов в речи.

Изучаются сведения об именах существительных, именах прилагательных, глаголах и личных местоимениях, об их роли в предложении. Параллельно вводятся соответствующие орфограммы и сведения об отдельных особенностях словообразования и словоизменения.

Цели обучения

Изучение русского языка в 4 классе направлено на достижение следующих целей:

- развитие речи, мышления, воображения обучающихся, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения, развитие интуиции и «чувства языка»;

- освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка; овладение элементарными способами анализа изучаемых явлений языка;

- овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания;

- воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к родному языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к родному слову, стремления совершенствовать свою речь.

Место предмета в базисном учебном плане

Согласно Федеральному базисному  учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации для обязательного изучения русского языка в 4 классе отводится 170 часов, из расчета 5 часов в неделю. В рабочей программе  предусмотрен резерв свободного учебного времени в объеме 15 часов.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Важную роль в обучении русскому языку играет целенаправленная работа по формированию у младших школьников элементов учебной самостоятельности, умений эффективно работать с учебной книгой, пользоваться лингвистическими словарями и справочниками, воспитание привычки обращаться к ним.

В рабочей программе специально выделен раздел «Виды речевой деятельности», чтобы акцентировать внимание на роли, месте и значении речевой работы.

 Такие разделы рабочей программы, как «Фонетика», «Морфология», «Лексика», «Состав слова», «Синтаксис и пунктуация» ориентированы на формирование у младших школьников целостного представления о родном языке, его морфологическом, морфемном и синтаксическом строе, звуко - буквенном составе, интонационном и лексическом богатстве.

Результаты обучения 

Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки обучающихся и содержат три компоненты: знать/понимать – перечень необходимых для усвоения каждым обучающимся знаний; уметь – владение конкретными умениями и навыками; выделена также группа умений, которыми обучающийся может пользоваться во внеучебной деятельности – использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ (170 часов)

Повторение (17 ч)

Содержание данного раздела направлено на углубление и систематизацию знаний по фонетике и графике,  на развитие фонематического слуха, орфографической зоркости.

Звуки и буквы: гласные и согласные. Гласные ударные и безударные. Согласные звонкие и глухие, мягкие и твердые; парные и непарные согласные по звонкости и глухости, по мягкости и твердости. Их различение. Деление слов на слоги. Словесное ударение.

Звуко-буквенный анализ как основа «перевода» слова звучащего в слово написанное. Произношение и обозначение на письме ударных и безударных гласных в слове. Произношение и обозначение на письме парных согласных в слове, обозначение мягкости согласных. Соотношение звуков и букв в словах типа стол, конь; в словах с йотированными гласными, с двойными и непроизносимыми согласными.

Разделительное произношение звуков в слове и способы их обозначения. Разделительные ь и ъ знаки. Произношение и обозначение на письме слов с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк-чн.

   Русский алфавит: правильное название букв, знание их последовательности. Умение пользоваться алфавитом при работе со словарями, справочниками, каталогами. Употребление прописной буквы в начале предложения, в именах собственных. Небуквенные графические средства: пробел (раздельность написания: в поле, в шесть, ко мне и т.д.), черточка (знак переноса: кни-га, по-крышка и т.д.).

В результате изучения темы обучающийся должен

знать/понимать: классификацию звуков и букв;

уметь: анализировать звуки речи, произношение и написание слов;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: соблюдения орфоэпических норм; создания в устной и письменной форме несложных текстов по интересующей младшего школьника тематике; овладения нормами русского речевого этикета в ситуациях повседневного общения (приветствие, прощание, благодарность, поздравительная открытка, письмо другу).

Предложение. Текст (35 ч)

Различение предложения, словосочетания, слова (их сходство и различие). Разновидности предложений по цели высказывания (повествовательные, вопросительные и побудительные); по эмоциональной окраске (интонации) – предложения восклицательные и невосклицательные. Знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательный знаки. Интонационные особенности повествовательных, побудительных, вопросительных и восклицательных предложений. Логическое ударение (практическое усвоение).

          Главные и второстепенные члены предложения. Подлежащее и сказуемое. Установление связи слов в предложении.

          Предложения с однородными членами без союзов и с союзами и, а, но. Интонация перечисления. Знаки препинания в предложениях с однородными членами.

          Предложения с прямой речью, различение и употребление в речи простых и сложных предложений.

В результате изучения темы обучающийся должен

знать/понимать: признаки предложения: главные и второстепенные члены предложения; понятия об однородных членах предложения; понятие о сложном предложении;

уметь: правильно пунктуационно  оформлять на письме простое предложение; ставить  запятую между однородными  членами в изученных случаях; ставить запятую между частями сложного предложения в изученных случаях;

использовать  приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:  создания в устной и письменной форме несложных текстов по интересующей младшего школьника тематике.

Слово

Имя существительное (39 ч)

Значение и употребление. Различение имен существительных, отвечающих на вопросы «кто?» и «что?»; имен существительных мужского, женского и среднего рода. Род имени существительного: мужской, женский, средний. Существительные мужского и женского рода с шипящими на конце (рожь, нож, ночь, мяч, мышь, камыш, вещь). Изменение существительных по числам. Изменение существительных по падежам (падежные вопросы) и числам. Различение первого, второго, третьего склонения имен существительных. Правописание безударных падежных окончаний имен существительных I, II, III склонения (кроме существительных на –мя, -ий, -ья, -ье, -ия, -ов, -ин).

В результате изучения темы обучающийся должен

знать/понимать: склонение имен существительных в единственном числе; особенности падежей и способы их распознавания; особенности несклоняемых имен существительных; три типа склонения имен существительных; правописание безударных падежных окончаний имен существительных 1,2 и 3-го склонения в единственном числе; употребление предлогов с именами существительными  в различных падежах; склонение имен существительных во множественном числе;

уметь: склонять имена существительные в единственном числе; определять и различать падежи имен существительных по совокупности их признаков; правильно употреблять существительные в  различных падежах;

распознавать тип склонений имени существительного по роду и окончанию в именительном падеже; различать безударные окончания существительных  одного и того склонения; правильно употреблять  в речи  существительные во множественном  числе.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: адекватного восприятия звучащей речи; работы со словарем; соблюдения орфоэпических норм; создания в устной и письменной форме несложных текстов по интересующей младшего школьника тематике; овладения нормами русского речевого этикета в ситуациях повседневного общения.

Имя прилагательное (18 ч)

Значение и употребление в речи. Изменение прилагательных по родам, числам и падежам, согласование с именами существительными. Склонение имен прилагательных, кроме прилагательных на –ий, -ья, -ов, -ин. Правописание безударных окончаний имен прилагательных (кроме прилагательного с основой на ц). 

В результате изучения темы обучающийся должен

знать/понимать: имя прилагательное как часть речи: общее значение, вопросы, изменения по родам, числам, падежам, роль в предложении; склонение имен прилагательных в мужском, среднем, женском роде в единственном числе; связь имен прилагательных с именами существительными; правописание гласных в безударных окончаниях; склонение и правописание имен прилагательных во множественном числе; употребление имен прилагательных в прямом и переносном смысле; прилагательные-синонимы, прилагательные-антонимы;

уметь: определять род, число, падеж имени прилагательного в единственном числе; употреблять в речи прилагательные-синонимы и прилагательные-антонимы; определять и распознавать падежи единственного числа имен прилагательных; правильно писать родовые окончания имен прилагательных в единственном числе; различать сходные по произношению окончания имен прилагательных и правильно писать; склонять и употреблять имена прилагательные во множественном числе; определять и распознавать падежи множественного числа имен прилагательных.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: адекватного восприятия звучащей речи; работы со словарем ; соблюдения орфоэпических норм; создания в устной и письменной форме несложных текстов по интересующей младшего школьника тематике; овладения нормами русского речевого этикета в ситуациях повседневного общения.

Глагол (47 ч)

Значение и употребление в речи. Неопределенная форма глагола, вопросы «что делать?» и «что сделать?». Изменение глаголов по временам. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Способы определения I и II спряжения глаголов (практическое овладение). Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам.

Практическое овладение способом определения спряжения глаголов по ударному окончанию и по неопределенной форме.

Правописание глаголов во 2-м лице единственного числа (-шь). Правописание безударных личных окончаний глаголов (I и II спряжения), не с глаголами.

В результате изучения темы обучающийся должен

знать/понимать:  особенности глаголов как части речи; прошедшее время глагола: употребление в речи, изменение по числам и родам, правописание родовых окончаний; общее понятие о неопределенной форме глагола как начальной; изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение); глаголы 1 и 2 спряжения; глаголы исключения; правописание безударных личных окончаний глаголов; правописание Ь после шипящих в окончаниях глаголов 2-го лица единственного числа; возвратные глаголы; распознавание глаголов в 3-м лице и глаголов в неопределенной форме с помощью вопросов «что делают? что делать?»; правописание суффиксов глаголов в прошедшем времени; глаголы-синонимы, глаголы-антонимы;

уметь: различать временные формы глагола и правильно их употреблять; определять род и число глаголов прошедшего времени; правильно ставить вопросы «что делать? что сделать?»; правильно употреблять в речи глаголы неопределенной формы; различать временные формы глагола; распознавать лицо глагола, осознанно употреблять глаголы в настоящем, прошедшем и будущем временах; спрягать глаголы, распознавать лицо и число глагола; писать мягкий знак в окончаниях 2-го лица единственного числа; точно употреблять глаголы в предложении; соотносить безударные окончания глаголов одного и того же спряжения в разных лицах;

правильно писать безударные личные окончания глаголов; обосновывать написание окончаний глаголов; определять у глагола спряжение, лицо, число, время; распознавать спряжение глагола по неопределенной форме.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: адекватного восприятия звучащей речи; работы со словарем ; соблюдения орфоэпических норм; создания в устной и письменной форме несложных текстов по интересующей младшего школьника тематике; овладения нормами русского речевого этикета в ситуациях повседневного общения.

Повторение (12 ч)

     Комплексное повторение изученного в разделах «Слово»,     «Предложение», «Текст» Контрольное изложение «Странный дуэт»

знать/понимать: значимые части слова; признаки изученных частей речи; типы предложений по цели высказывания и по эмоциональной окраске.

уметь: применять в системе полученные знания; выполнять работу над ошибками; редактировать текст;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: адекватного восприятия звучащей речи; создания в устной и письменной форме несложных текстов по интересующей младшего школьника тематике.

Резерв  времени (2 ч)

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

В результате изучения русского языка обучающийся 4 класса  должен

знать/понимать:

  • значимые части слова;
  • признаки изученных частей речи;
  • типы предложений по цели высказывания и по эмоциональной окраске.

уметь:

  • анализировать и кратко характеризовать звуки речи, состав слова; части речи, предложение;
  • различать произношение и написание слов;
  • находить способ проверки написания слова (в том числе по словарю);
  • без ошибок списывать несложный текст объемом 70-90 слов;
  • создавать несложные монологические тексты на доступные детям темы в форме повествования и описания;
  • соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации (диктант – текст 75-80 слов).

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • адекватного восприятия звучащей речи (высказывания взрослых и сверстников, детских радиопередач, аудиозаписей и др.);
  • работы со словарем (алфавит);
  • соблюдения орфоэпических норм;
  • создания в устной и письменной форме несложных текстов по интересующей младшего школьника тематике;
  • овладения нормами русского речевого этикета в ситуациях повседневного общения (приветствие, прощание, благодарность, поздравительная открытка, письмо другу).

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

1. Бунеев Р. Н., Бунеева, Е. В., Пронина О. В. Русский язык. 4 класс. Ч. 1, 2 / под ред. А. А. Леонтьева./ – М.: Баласс,  2009

2. Бунеева Е. В. Проверочные и контрольные работы по русскому языку.  4класс – М.: Баласс, 2009

Программа разработана с учетом специфики класса, рассчитана на среднего ученика.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№ п/п

Название темы

Кол-во часов

Кол-во

контрольных

Вид контроля

1

Повторение

17

2

1 контр. списывание + 1 контр. диктант

2

Предложение. Текст

35

4

3 контр. диктант + 1 слов. диктант

3

Имя существительное

39

3

2 контр. диктант + 1 слов. диктант

4

Имя прилагательное

18

1

1 контр. диктант

5

Глагол

47

6

1 контр. спис. + 3 контр. диктант + 1 конрт.работа+ 1 слов.диктант

6

Повторение

12

1

1 контр. изложение

7

Резерв времени

2

Итого:

170

17

п/п

Тема

Урока

Кол-во

часов

Тип

урока

Элементы содержания

Требования  к  уровню  подготовки обучающихся

Вид

контроля

Элементы дополнительного

содержания

Дата

Домашнее

задание

I  четверть

ПОВТОРЕНИЕ (17 ЧАСОВ)

1-2

Вводный урок.

Поэты и писатели о

русском языке

2

Урок объяснения нового материала

Письмо  авторов  учебника, повторение  фонетики ( чист. С.2)

Текущий контроль

С.5  № 4 (д/м)

3

Повторение фонетики и графики.

1

Урок повторения изученного

Звуки  и  буквы гласные  и согласные, их классификация

( чист. С. 3)

Текущий контроль (устный  опрос)

Расширение словарного запаса

С. 6–7, № 6,7 (д/м)

Правило с.11

4

Повторение фонетики.  Слог и ударение.

1

Урок повторения изученного

Звуки  и  буквы гласные  и согласные. Гласные ударные  и безударные. Деление  слов  на слоги.

( чист. С. 3)

Текущий контроль

Умение отличать законы языка от правил письма

С. 8 №  13,14 (д/м)

5

Что такое графика.

Контрольное списывание №1

1

Урок повторения изученного. Урок  контроля..

Русский  алфавит.  Употребление  пробела  между  словами, знака  переноса. Списывание  текста.

Уметь  осуществлять самопроверку.

Текущий контроль: Контрольное списывание

Систематизация знаний о графике как науке

С.11 №18 (д/м)

Правило с. 17

6

Работа над  ошибками.

Фонетический разбор слова.

1

Урок повторения изученного

Буквы гласные  и согласные, их  классификация, словарная  работа. Роль  транскрипции,  порядок   фонетического  разбора

(чист. С. 4)

Знать:

-значимые  части  слова, признаки изученных  частей  речи, типы  предложений по  цели  высказывания и  эмоциональной  окраске;

- изученные  орфографические  правила.

Уметь

- применять на  письме изученные  орфограммы;

- анализировать  и  кратко характеризовать   звуки  речи, состав  слова, части  речи  предложение;

- различать    произношение  и  написание  слов;

- находить  способ  проверки  написания  слова;

- без  ошибок  списывать  несложный  текст;

- выполнять  фонетический  разбор

- осуществлять

взаимопроверку

Текущий контроль

Умение читать слова по транскрипции

С. 20 правило

с. 17 № 12,       С.22 № 19

7

Повторение орфографии

1

Урок повторения изученного

Правописание  безударных  гласных, парных звуков и  глухих  согласных.

(чист. С. 4)

Текущий контроль: тест

Тесная связь наук-орфографии и фонетики

С.45  №2,4.

Правило с. 22

8

Повторение изученных орфограмм и их графического изображения

1

Урок повторения изученного

Правописание  безударных  гласных,

Сочетаний жи–ши. Ча–ща.  Чу–щу, ъ  и ь знаков.

(чист. С.5)

Текущий контроль

Систематизация знаний об орфограммах

С. 45 № 3 (уч.)

С. 9 № 16  (д/м)

9

Развитие умения писать слова с изученными орфограммами

1

Урок развития умений и навыков

Правописание  безударных  гласных, парных звуков и  глухих  согласных. Сочетаний жи–ши. Ча–ща.  Чу–щу, ъ  и ь знаков.

(чист. С. 5)

Текущий контроль

Систематизация знаний об орфограммах

С. 22 № 21 (уч.),           с 10 № 17 (д/м)

10

Повторение состава слова

1

Урок повторения изученного

Выделение  значимых  частей  слова. Значение суффиксов  и приставок.

(чист. С. 6)

Знать  графическое   обозначение   орфограмм.

Уметь:

- работать  со  схемами,  

-выполнять  словарную  работу,

-  осуществлять

взаимопроверку

Текущий контроль

Систематизация знаний об орфограммах

С.30 выучить определение,

С.13 № 22, 23

      ( д/м)

11

Повторение изученного о частях речи

1

Урок повторения изученного

Имя существительное, прилагательное, глагол, местоимение их  значение  и употребление.

(чист. С. 6)

Текущий контроль

Систематизация знаний об орфограммах

С.45  № 5 (уч.)

12

Контрольный диктант №1 по теме  

«Повторение» с грамматическим заданием

1

Урок контроля:

входная контрольная  работа.

Знать  изученные  орфографические  правила  и   уметь  применять  их   на  письме.

Контрольная работа

Контрольная  работа, тетрадь  «Проверочные  и к/р  по р. яз.»

13

Работа над ошибками

«Пишу  правильно»

1

Урок коррекции знаний и умений

Контрольный  словарный  диктант

Уметь  находить и  исправлять  ошибки, допущенные  в  диктанте.

Уметь  осуществлять самопроверку.

Текущий контроль

Текущий  контроль

Повторить  словарные  слова.

14

Повторение изученного по синтаксису

1

Урок повторения изученного

Различие  слова, словосочетания и предложения. Разновидности  предложений по  цели  высказывания и эмоциональной окраске. Главные  и  второстепенные  члены  предложения.

(чист. С.7)

Знать  порядок  разбора   предложения  и  образец  записи.

Уметь:

- выполнять  словарную  работу,

- разбор  предложений (гл.  и  втор. чл .),

-  определять  виды  предложений  по  цели  высказывания  и  эмоциональной  окраске.

Текущий контроль

Текущий  контроль.

Устный  опрос.

с.39 № 43 ( уч.)

правило с 40

15

Что  мы  знаем  о  пунктуации. Обобщение по теме «Повторение»

1

Урок обобщения и систематизации знаний

Разновидности  предложений по  цели  высказывания и эмоциональной окраске. Главные  и  второстепенные  члены  предложения.

(чист. С. 7)

Текущий контроль

Творческое задание повышенной трудности, постановка  знаков  препинания в предложениях; выбор  алгоритма.

С.40 № 46 (уч.)

с. 14 № 26 (д/м)

16

Развитие речи

Обучающее изложение

«Золотой рубль»

1

Урок развития связной речи

Отличие  текста  от группы  предложений. Тема  и  главная  мысль

текста, план.

(чист. С. 8)

Уметь самостоятельно  записывать текст  по  памяти и  выполнять  самопроверку.

Творческая работа

Творческая  работа

Повторить словарные  слова с. 46 ( уч.)

17

Работа над  ошибками.

Анализ изложения

1

Урок коррекции знаний и умений

С. 14  № 24 (д/м)

ПРОСТОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ. ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ОДНОРОДНЫМИ ЧЛЕНАМИ. (13 Ч.)

18

Как отличить простое предложение от  сложного.

1

Урок ознакомления с новым материалом

Различие  слова, словосочетания и предложения. Разновидности  предложений по  цели  высказывания и эмоциональной окраске. Главные  и  второстепенные  члены  предложения.

Однородные  члены  предложения.

(чист. С. 8)

Знать  о простом предложении  как  наименьшей   единице  синтаксиса, отличительные  особенности  простого  предложения.

Уметь:

- узнавать  в  тексте  словосочетания, простые   предложения;

- приводить  примеры  повествовательных, вопросительных  и  побудительных  предложений;

- определять   предложения  по   цели  высказывания  и  интонации.

Составление схем предложений

Простое предложение.

С.49 №53 (уч.)

С.16 №29 (д/м)

19

Как отличить простое предложение от  сложного.

1

Урок рефлексии

Отличительные  особенности  простого  предложения  с  однородными   членами.

(чист. С.9)

Тест.

Различие и употребление в речи простых и сложных предложений.

С.61  №1 (уч.)

 С. 15 № 28 (д/м)

20-21

Предложения с однородными членами в художественном тексте

2

Комбинированный урок

Знаки  препинания  в  предложениях  с  однородными  членами.

(чист. С. 9,10)

(чист. С.10,11)

Уметь осуществлять взаимо-  и самопроверку.

Самостоятельная работа.

Развитие пунктуационных умений учащихся

С.16 № 30 (д/м)

С.61 № 2 (уч.)

22-23

Запятая в предложениях с однородными членами, соединенными союзами и, а, но

2

Комбинированный урок

Карточки.

Различие простого предложения с однородными членами и сложного предложения

С.17 №31 (д/м)

С.61 №2 (уч.)

24

Развитие речи. Обучающее изложение

 «Что я  люблю»

упр.64

1

Урок развития связной речи

Последовательное, логичное,  грамматически  правильное  изложение  своих  мыслей.

Уметь самостоятельно  записывать текст  по  памяти и  выполнять  самопроверку.

Творческая работа.

Требования к стилю изложения.

С.57 № 63 (уч.)

Сл. слова  с. 63

25

Работа  над  ошибками .

Анализ изложений

1

Урок коррекции знаний и умений

Текущий контроль: словарный диктант

Постановка проблемы и поиск ее решения

 С.18 № 33, 35

( д/м)

26-

27

Развитие умения ставить запятую в предложениях с однородными членами

2

Комбинированный урок

Знаки  препинания  в  предложениях  с  однородными  членами.

(чист. С.11)

Уметь:

- применять  теоретические  знания  на  практике;

- читать  схемы и расставлять  знаки  препинания  в  предложениях  с однородными   членами;

- выполнять синтаксический  разбор  предложения.

Текущий контроль: карточки

С.17 №32 (д/м)

С. 62 № 1  (уч.)

С. 62 №4 (уч.)

28

Упражнения  на  повторение

Проверочная работа №1

1

Урок обобщения и систематизации знаний

Знаки  препинания  в  предложениях  с однородными  членами.

(чист. С.12)

Уметь:

- применять  теоретические  знания  на  практике;

- читать  схемы и расставлять  знаки  препинания;

- выполнять синтаксический  разбор  предложения,

- уметь осуществлять взаимо-  и самопроверку.

Текущий контроль: проверочная работа

С.19 № 36 (д/м)

29

Контрольный диктант №2 по теме     « Простое предложение» с грамматическим заданием

1

Урок контроля.

Письмо  под  диктовку. Правильное  оформление  предложения  на  письме, постановка  знаков  препинания.

Контрольная работа

30

Работа над ошибками

1

Урок коррекции знаний и умений

Повторение  изученных  орфограмм и пунктограмм.

(с.20  №37для работы  на уроке).

Текущий контроль: устный опрос

Домашнее сочинение «Что я люблю» упр.65

СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ С СОЮЗАМИ И, А, НО (13Ч.)

31-

32

Отличие простого

предложения от сложного.

Запятая в сложном предложении с бессоюзной связью.

2

Урок объяснения

нового материала

Правило  расстановки  знаков препинания  в  предложениях  с  однородными  членами.

(чист. С. 12)

Уметь:

- применять  теоретические  знания  на  практике;

- читать  схемы и расставлять  знаки  препинания;

- расставлять запятые,

-различать тексты  по  типу.

Текущий

контроль

Сложное

предложение. Союз  и  в  сложном предложении  из  двух  частей. Различие  простого  предложения  с  однородными  членами и  сложного  предложения. Развитие пунктуационных   умений.

Развитие  умения  производить  синтаксический   разбор   предложений  изученных   типов.

С. 78 № 1 (уч.)

С.21 № 38 (д/м)

33-

34

Запятая в сложном предложении с союзами и, а, но

2

Урок объяснения нового материала

Постановка знаков  препинания  в  предложениях  с  однородными  членами.

(чист. С. 13)

Знать:

- правила расстановки  знаков  препинания  в  сложном предложении.  

У меть:

-использовать правила  расстановки  знаков  препинания  в  предложениях   с союзами  а ,но, и.

Текущий контроль: тест

С.23 № 40 (д/м)

С.79 № 3 (уч.)

35

Развитие речи. 

Обучающее сочинение

«Субботний вечер у нас дома»

1

Урок развития связной речи.

Последовательное, логичное,  грамматически  правильное  изложение  своих  мыслей.

(чист. С. 13)

Уметь самостоятельно  записывать текст  по  памяти и  выполнять  самопроверку.

Творческая работа

С.79 № 4 (уч.)

36-

37

Запятая в сложном предложении с союзами и в простом предложении с однородными членами.

2

Комбинированный урок

Правило  расстановки  знаков препинания  в  предложениях  с  однородными  членами.

(чист. С.14)

Знать:

- правила расстановки  знаков  препинания  в  сложном предложении.  

У меть:

-использовать правила  расстановки  знаков  препинания  в  предложениях   с союзами  а, но, и.

Текущий контроль

Развитие умения производить синтаксический разбор предложений изученных типов

С.24 № 42 (д/м)

С 23 № 41(д/м)

38

Повторение и обобщение по теме

 « Сложные предложения с союзами»

Проверочная работа №2

1

Комбинированный урок

Знаки  препинания  в  предложениях  с  однородными  членами,  анализ  предложений.

(чист. С. 14)

У меть:

-использовать правила  расстановки  знаков  препинания  в  предложениях   с союзами  а, но, и.

Проверочная работа Предупредительный  диктант

(д/м  с. 25)

С.80 № 1

С. 25 № 45(д/м)

Повторить орфограммы.

39

Контрольный диктант № 3 по теме «Сложные  предложения  с  союзами  и ,а, но» с грамматическим заданием

1

Урок контроля.

Актуализация  знаний  по  теме «Сложные предложения  с  союзами» Письмо  под  диктовку. Правильное  оформление  предложения  на  письме, постановка  знаков  препинания..

(чист. С.15)

Уметь:

- записывать текст под  диктовку, контролировать  своё  письмо,

- самопроверку.

Контрольная работа

40

Работа  над  ошибками.

Контрольный словарный диктант№1

1

Комбинированный урок

Уметь осуществлять взаимо-  и самопроверку.

Текущий контроль: работа в парах.

Составление предложений  по  заданному  плану.

С.24 № 43 (д/м)

С.81 сл.сл.

41

Развитие речи. Обучающее сочинение «Что сказала мама»

1

Урок развития связной речи.

Последовательное, логичное,  грамматически  правильное  изложение  своих  мыслей.

Уметь  письменно  излагать собственный  текст, использовать  предложения   с прямой  речью.

Творческая работа

С.24 №44(д/м)

42

Работа над  ошибками. Анализ  сочинений.

1

Комбинированный урок

Уметь  выполнять работу  над  ошибками.

Текущий контроль

С.71 № 76 (уч.)

43

Повторение и обобщение по теме

 « Сложные предложения с союзами»

1

Урок развития связной речи.

(чист. С. 15)

У меть:

-использовать правила  расстановки  знаков  препинания  в  предложениях   с союзами  а, но, и.

Контрольная работа

Развитие умения производить синтаксический разбор предложений изученных типов

С.74 №79

ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ПРЯМОЙ РЕЧЬЮ ( 9 Ч.)

44

Понятие о прямой речи.

1

Урок  изучения

нового материала

Составление  предложений  с прямой  речью, значение  прямой  речи.

(чист. С. 16)

Знать  из  чего  состоят  предложения  с прямой  речью, значение  прямой  речи

Текущий контроль

Пропедевтическое введение предложений с прямой речью.  Развитие пунктуационных   умений.

с.84 правило

с.95  № 1 ( уч.)

45

Знаки препинания в предложениях с прямой речью.

1

Правило  расстановки  знаков  препинания  в  предложениях  с прямой  речью.

(чист. С.17)

Знать  правило  расстановки  знаков  препинания  в  предложениях  с прямой  речью.

Уметь пунктуационно оформлять  такие  предложения.

Текущий контроль

Пропедевтическое введение предложений с прямой речью.

Правила с . 84,85

С.90 №93

II четверть

46/1

Развитие умения ставить знаки препинания в простом предложении, сложном и в предложении с прямой речью

1

Урок развития умений и навыков

Актуализация  знаний  по  теме «Прямая  речь».

(чист. С. 18)

Уметь  применять  знания  при  выполнении самостоятельной  работы

Текущий контроль

 С. 26 № 48(д/м)

С.88 правило

47-48/

2-3

Развитие умения ставить знаки препинания в простом предложении, сложном и в предложении с прямой речью

2

Урок развития умений и навыков

Умение «читать»  схемы  и расставлять знаки  препинания  в  предложениях  с прямой  речью.

(чист. С. 18)

Текущий контроль

С.95 №2( уч.)

С.26 №47 (д/м)

С.96  № 3( уч.)

49/

4

Контрольный диктант №4  по теме «Предложения с прямой речью» с грамматическим заданием

1

Урок контроля

Актуализация  знаний  по  теме «Прямая  речь»

Уметь записывать текст под  диктовку, контролировать  своё  письмо

Тематический контроль

Правила с . 84,85,88

50/ 5

«Пишу  правильно»

Работа над ошибками

1

Урок коррекции знаний и умений

Повторение  изученных  орфограмм.

(чист. С.19)

Уметь  выполнять работу  над  ошибками.

тест

С. 93 № 98( уч.)

51/6

Развитие речи. Обучающее изложение.  « В здоровом  теле, здоровый  дух»

1

Урок развития связной речи

Составление  плана, определение  темы и  основной  мысли  текста.

Уметь самостоятельно  записывать текст  по  памяти и  выполнять  самопроверку.

Творческая работа

С. 28 № 50,51 (д/м)

52/7

Анализ изложений. Запись  цитаты  в  виде  предложения  с  прямой  речью

1

Комбинированный  урок

Нахождение  и  исправление  ошибок  в  изложении.

(чист. С.19)

Уметь  выполнять работу  над  ошибками.

Словарная работа

С.96 № 4 ( уч.)

сл. слова

ЧТО МЫ ЗНАЕМ ОБ ИМЕНИ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОМ ( 3 Ч.)

53/8

Имя существительное как часть речи. Постоянные и непостоянные признаки имен существительных

1

Урок изучения нового материала

Слово  и его  значение. Имя  существительное, значение  и употребление. Различие  имён  существительных.

(чист. С.20)

Знать:

- определение  имени  существительного, значение  и  употребление,

-  род имени  существ.,

- правописание  безударных  падежных  окончаний существ.  I,  II,  III  скл

Уметь:

- различать  имена  существ.  муж, жен, ср. рода

- различать  склонения  имён  

сущ.

Имя существительное в роли подлежащего.

Падеж  имён  существительных.

Три  склонения  имён  существительных.

Орфограммы  безударных  падежных   окончаний.

Словарное богатство русского языка

С. 29  №53(д/м)

54/9

Роль  имён  существ.  в  предложении, в  речи

Развитие речи сочинение-миниатюра «Вид  из окна»

1

Урок развития связной речи

Использование  словарей  русского  языка.

(чист. С.20)

Текущий контроль

С.30  №55(д/м)

С.99 № 105 ( уч.)

55/

10

Роль имен существительных в предложении и в речи. Многозначные слова, синонимы, антонимы.

1

Комбинированный урок

Имя существительное  в  роли подлежащего, в  роли  второстепенных  членов  предложения.

(чист. С.21)

Знать:

- определение  имени  существительного, значение  и  употребление,

-  род имени  существ.,

- правописание  безударных  падежных  окончаний существ.  I,  II,  III  скл

Уметь:

- различать  имена  существ.  муж, жен, ср. рода

- различать  склонения  имён  сущ.

Выборочный диктант

С. 30  № 54(д/м)

с 104 №111( уч.)

ИЗМЕНЕНИЕ ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ ПО ПАДЕЖАМ ( 11 Ч.)

56/

11

Наблюдение за словоизменением имен существительных

1

Комбинированный урок

Изменение имён  существ. по  числам  и падежам.

(чист. С.21)

Знать:

- определение  имени  существительного, значение  и  употребление,

-  род имени  существ.,

- правописание  безударных  падежных  окончаний существ.  I,  II,  III  скл

Уметь:

- различать  имена  существ.  муж, жен, ср. рода

- различать  склонения  имён  сущ.

- различать  склонения  имён  существ.,

- изменять имена  существ.  по  числам  и падежам.

Текущий контроль

Имя существительное в роли подлежащего, в роли второстепенных членов предложения. Падеж и три склонения имен существительных. Наблюдение над ролью имен существительных в речи.  Cсловарное богатство русского языка. Слова однозначные и многозначные. Синонимы и антонимы.

С 32 № 60(д/м)

 Выучить  таблицу  «Падежи» с. 110

57/

12

Развитие умения изменять имена существительные по падежам, ставить их в разные падежные формы

1

Урок развития умений и навыков

Падеж, изменение имён  существ. по  падежам, употребление в предложении существительных в  разных  формах.

(чист. С.22)

Текущий контроль

Имя существительное в роли подлежащего, в роли второстепенных членов предложения. Падеж и три склонения имен существительных.

Орфограммы  безударных  падежных  окончаний существительных 1,2,3 скл. , Ь после  шипящих  на  конце  существ.  ж.р. 3 –го скл.. Словарное  богатство  русского  языка

С.134 № 1( уч.)

 с 111 правило

58/

13

Изменение по падежам имен существительных в ед.и мн.числе.

1

Комбинированный урок

(чист. С.23)

Текущий контроль

Имя существительное в роли подлежащего, в роли второстепенных членов предложения. Падеж и три склонения имен существительных. безударных  падежных  окончаний существительных 1,2,3 скл. , Ь после  шипящих  на  конце  существ.  ж.р. 3 –го скл.. Словарное  богатство  русского  языка. Слова  однозначные  и многозначные, синонимы  и антонимы.

С 32 №61 (д/м)

59/

14

Именительный и винительный падеж.

1

Комбинированный урок

Тонкости употребления  именительного  и  винительного  падежей, умение  употреблять падеж  имён  существ.

(чист. С.23)

Знать:

- определение  имени  существительного, значение  и  употребление,

-  существительные мужского и женского  рода  с шипящими  на  конце

- правописание  безударных  падежных  окончаний существ.  I,  II,  III  скл

Уметь:

- различать  имена  существ.  муж, жен, ср. рода

- различать  склонения  имён  сущ.

- различать  склонения  имён  существ.,

- изменять имена  существ.  по  числам  и падежам.

Текущий контроль

С. 121 № 136( уч.)

С.120 правило

60/

15

Родительный падеж

1

Комбинированный урок

Особенности употребления имён  существ.  в  родительном  падеже. Определение падежа  имён  существ.

(чист. С.24)

Имя существительное в роли подлежащего, в роли второстепенных членов предложения. Падеж и три склонения имен существительных. безударных  падежных  окончаний существительных 1,2,3 скл. , Ь после  шипящих  на  конце  существ.  ж.р. 3 –го скл.. Словарное  богатство  русского  языка. Слова  однозначные  и многозначные, синонимы  и антонимы.

С. 126 №143( уч.)

Правило с. 124

С. 37 № 69 (д/м)

61/

16

Дательный падеж

1

Комбинированный урок

Особенности употребления имён  существ.  в  дательном падеже. Определение падежа  имён  существ.

(чист. С.24)

Знать:

- определение  имени  существительного, значение  и  употребление,

-  существительные мужского и женского  рода  с шипящими  на  конце

- правописание  безударных  падежных  окончаний существ.  I,  II,  III  скл

Уметь:

- различать  имена  существ.  муж, жен, ср. рода

- различать  склонения  имён  сущ.

- различать  склонения  имён  существ.,

- изменять имена  существ.  по  числам  и падежам.

Текущий контроль

Имя существительное в роли подлежащего, в роли второстепенных членов предложения. Падеж и три склонения имен существительных. безударных  падежных  окончаний существительных 1,2,3 скл. , Ь после  шипящих  на  конце  существ.  ж.р. 3 –го скл.. Словарное  богатство  русского  языка. Слова  однозначные  и многозначные, синонимы  и антонимы.

С.33 № 63(д/м)

С.135 № 4 ( уч.)

С.127 правило

62/

17

Творительный падеж

1

Комбинированный урок

Повторение  изученных  орфограмм

Особенности употребления имён  существ.  в  творительном падеже. Определение падежа  имён  существ.

(чист. С.25)

Текущий контроль

С.136 № 6( уч.)

С.130  правило

63/

18

Предложный падеж

1

Комбинированный урок

Особенности употребления имён  существ.  в  предложном падеже. Определение падежа  имён  существ.

(чист. С.25)

Текущий контроль

С.134 № 2( уч.)

С. 135 № 5( уч.)

64/

19

Обобщение знаний о падежах.

1

Урок обобщения и систематизации знаний

(чист. С. 26)

Падежи  имён  существительных, изменение  слов  по  падежам, определение  падежа  существительного, актуализация  знаний  по  теме.

Уметь:

-  составлять устный рассказ, предложения со  словами  в разных падежах,

- осуществлять взаимопроверку

Самостоятельная работа

65-66/

20-21

Упражнения  на  повторение «Изменение имён существительных по  падежам»

Проверочная работа № 3

2

Комбинированный  урок

Проверочная работа

Работа  в  парах.

С 34  № 65(д/м)

ТРИ СКЛОНЕНИЯ ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ (6 Ч.)

67- 68/

22-23

Три склонения имен существительного

2

Урок изучения нового материала

Различие 1,2,3-го склонения существительных.

(чист. С.26)

Знать  вывод  сформулированного  правила, алгоритм  определения  склонения  имен  существительных.

Текущий  контроль. Правило.

Работа с текстом: поиск слов на заданное условие

С. 38  № 72 (д/м)

С.141 правило

69-70/ 24-25

Развитие умения определять склонение имен существительных

2

Комбинированный урок

Типы  склонений  существительных, определение склонений  существительных, морфологический  разбор  существ.

(чист. С. 27,28)

Текущий контроль

С.141 вопр.  1-4

С.39 № 74(д/м)

71/

26

Морфологический разбор имени существительного

1

Урок повторения изученного

Текущий контроль

Знакомство с несклоняемыми существительными; обогащение словарного запаса

С.43 № 78(д/м)

72/

27

Понятие о несклоняемых именах существительных и особенностях их употребления

1

Комбинированный урок

Знакомство  с несклоняемыми  существительными.

(чист. С.28)

Уметь  находить несклоняемые  существительные, определять их  особенности.

Текущий контроль: устный опрос

Проблемная постановка вопроса об особенностях употребления несклоняемых имен существительных

С.148 № 169( уч.)

С.42 № 77 (д/м)

ПРАВОПИСАНИЕ МЯГКОГО ЗНАКА ПОСЛЕ БУКВ ШИПЯЩИХ НА КОНЦЕ ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ ( 8 ч.)

73/

28

Мягкий знак после шипящих на конце существительных женского рода

1

Урок изучения нового материала

Мягкий  знак  после  шипящих  на  конце  существ. ж.р. 3-го скл., правописание  сущ. м.р. с  шипящими  на  конце.

(чист. С.29)

Знать орфограмму «Ь после  шипящих  на  конце  существительных ж.р. 3-го  склонения».

Текущий контроль: устный опрос

Составление предложений со словами на заданную орфограмму.

С.5  правило

С. 44 № 82 (д/м)

74/

29

Буква ь после шипящих на конце имен существительных.

1

Урок развития умений и навыков

(чист. С.29)

Текущий контроль

Развитие  умения  действовать   о  алгоритму.

С.43 № 79(д/м)

С.12 № 5( уч.)

75/

30

Упражнения на повторение. Проверочная работа № 4

1

Урок развития умений и навыков

(чист. С.30)

76/

31

Буква ь после шипящих на конце имен существительных.

1

Комбинированный урок

Мягкий  знак  после  шипящих  на  конце  существ. ж.р. 3-го скл., правописание  сущ. м.р. с  шипящими  на  конце.

(чист. С.30)

Знать орфограмму «Ь после  шипящих  на  конце  существительных ж.р. 3-го  склонения».

Уметь правильно  записывать  существ. м.р.  с шипящими  на  конце.

Текущий контроль: словарный диктант

Развитие умения действовать по алгоритму

С.44  № 81

с. 45  № 85(д/м)

77/

32

Развитие речи. Обучающее сочинение

«Пальчики  оближешь»          

1

Урок развития связной речи

Определение  и раскрытие  темы и основной  мысли в сочинении.

Умение  употреблять  в  письменной речи  несклоняемые  существительные. Предложения  с однородными  членами.

Творческая  работа

С.45 № 87(д/м)

78/

33

 Контрольный диктант № 5 по теме «Мягкий знак после шипящих на конце существительных» с грамматическим заданием

1

Урок контроля

Письмо  под  диктовку, применение изученных орфограмм

Уметь  применять  изученные орфограммы при написании контрольного диктанта.

Тематический контроль

79/

34

Работа над ошибками

1

Урок коррекции знаний и умений

Самостоятельная работа  над  ошибками. Письмо  по  памяти

Уметь  выполнять работу  над  ошибками.

Текущий контроль: письмо по памяти

С12 № 2( уч.)

80/

35

Упражнения на повторение

Контрольный словарный диктант № 2 за 1 полугодие

1

Комбинированный урок

Выполнение  заданий  «Это  ты  знаешь  и умеешь», актуализация  знаний.

(чист. С.61)

Уметь выполнять самопроверку.

Текущий контроль.

С. 44 № 83(д/м)

1 полугодие – 80 уроков        III  четверть

ПРАВОПИСАНИЕ БЕЗУДАРНЫХ ПАДЕЖНЫХ ОКОНЧАНИЙ ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ ( 11 Ч.)

81/

1

Введение общего правила написания безударных падежных окончаний имен существительных

1

Урок изучения нового материала

Безударные  падежные  окончания  имён  сущ.

(чист. С.31

Знать  общее  правило  написания

безударных  падежных  окончаний  имён  сущ.

Текущий контроль

Развитие умения действовать по алгоритму

С. 28 № 1 ( уч.)

С.20  правило

82-83/

2 - 3

Развитие умения писать безударные гласные в падежных окончаниях имен существительных, действовать по алгоритму.

2

Урок развития умений и навыков

Безударные  падежные  окончания  имён  сущ

(чист. С.31, 32)

Знать  правило  написания

безударных  падежных  окончаний  имён  сущ.

Уметь применять  правило  и  действовать по  алгоритму.

Текущий контроль: запись под диктовку

С. 46 № 88(д/м)

С.46 № 89(д/м)

84-86/

4-6

Развитие умения писать слова с изученной орфограммой

3

Урок развития умений и навыков

Безударные  падежные  окончания имён  существительных

(чист. С.32, 33)

Уметь  применять правила  и  действовать  по  алгоритму.

С.28 № 2( уч.)

С. 29 № 3( уч.)

С.47 № 92(д/м)

С20  правило

87-89/

7-9

Упражнения на повторение. Проверочная  работа  №5

3

Комбинированный урок.

(от 21.01 с.48 №94 д/м)

Уметь составлять устный  рассказ  на  тему «Что  я  знаю  о  словоизменении  имён сущ.»

Текущий контроль: проверочная работа

С.29 № 4( уч.)

С20  правило

С.47. № 91(д/м)

С.31  сл. слова

С.47 № 93(д/м) С20  правило

90/

10

Контрольный диктант № 6 по теме

 « Правописание безударных падежных окончаний имен существительных» с грамматическим заданием

1

Урок контроля

Письмо  под  диктовку, применение изученных орфограмм

Уметь применять изученные  орфограммы  при  написании контрольного диктанта.

Тематический контроль

91/
11

Работа над ошибками

1

Урок коррекции знаний и умений

Самостоятельная работа  над  ошибками. Повторение  изученных  орфограмм.

Уметь  выполнять работу  над  ошибками по результатам  контрольного  диктанта,

выполнять самопроверку.

Текущий контроль

С. 46  № 90 (д/м) С.31  сл. слова

ЧТО МЫ ЗНАЕМ ОБ ИМЕНИ ПРИЛАГАТЕЛЬНОМ ( 4 Ч.)

92/

12

Повествование и описание-два типа речи. Роль имен прилагательных в речи.

1

Комбинированный урок

Значение  и употребление  имён  прилагательных  в  речи.

(чист. С.34)

Знать:

- значение  и употребление  имён  прилагательных  в  речи,

- изменение  прилагательных  по  родам  числам  и падежам,

- склонение  имён  прилаг.

- правописание безударных  окончаний  имён прилаг.

Текущий контроль: выборочный диктант

Имена прилагательные в роли второстепенных членов предложения. Наблюдение над ролью имен прилагательных в художественном тексте. Тематические группы имен прилагательных.

93/

13

Роль прилагательных-антонимов в речи

1

Урок рефлексии

Особенности употребления  прилагательных - антонимов  в речи.

(чист. С.34)

Текущий контроль

Имена прилагательные в роли второстепенных членов предложения. Наблюдение над ролью имен прилагательных в художественном тексте. Тематические группы имен прилагательных.

С.49 № 95(д/м)

94/

14

Развитие речи. Обучающее сочинение-описание «Прогулка»

1

Урок развития связной речи

Развитие  связной  речи.

Творческая работа

с.38 № 207( уч.)

95/

15

Работа над ошибками. Морфологический разбор имени прилагательного

1

Комбинированный урок

Употребление  имён  прилагательных  в  речи

(чист. С.35)

Текущий контроль: фронтальный опрос

Умение находить и исправлять ошибки в словах с изученными орфограммами.

С.50 № 97(д/м)

СЛОВОИЗМЕНЕНИЕ ИМЕН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ (3 Ч.)

96-97/

16-

17

Изменение имен прилагательных по падежам

2

Комбинированный урок

Изменение имен прилагательных по падежам.

(чист. С.35)

Знать  правило  и  порядок морфологического   разбора  прилагательного.

Текущий контроль: письмо под диктовку

С.56 №4( уч.)

С.51 № 99(д/м)

98/

18

Словосочетание существительное +

прилагательное. Главное и зависимое слово в словосочетании

1

Комбинированный урок

Согласование  с именами  существительными.

(чист. С.36)

Уметь  изменять прилагательные  по  родам, числам  и  падежам.

Текущий контроль

Самостоятельное составление предложений на заданные словосочетания

С.55 № 1( уч.)

ПРАВОПИСАНИЕ БЕЗУДАРНЫХ ПАДЕЖНЫХ ОКОНЧАНИЙ ИМЕН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ (11 Ч.)

99/

19

Правило написания безударных падежных окончаний имен прилагательных

1

Комбинированный урок

Правописание безударных  гласных  в падежных  окончаниях  имён  прилагательных

(чист. С.36)

Знать правило написания безударных падежных окончаний имен прилагательных.

Уметь  применять  правило  на  практике.

Текущий контроль

Умение находить и исправлять ошибки в словах с изученными орфограммами. Образование имен

С56 № 5( уч.)

100/

20

Развитие умения писать слова с изученной орфограммой

1

Урок развития умений и навыков

(чист. С.37)

Уметь  использовать в  письменной  речи  слова   с изученной  орфограммой.

Образование имен прилагательных с помощью суффиксов и приставок

С. 52 №101(д/м)

101-102/

21-

22

Развитие умения писать слова с изученной орфограммой

2

Урок развития умений и навыков

(чист. С.37)

Текущий контроль

С.53 № 104(д/м)

С.57 №6( уч.)

103/

23

Развитие речи

Обучающее изложение

«Первая  газета»

1

Урок развития связной речи

Развитие  связной  речи.

План, тема  и основная  мысль  текста,

самопроверка.

Творческая работа

С.53 № 105

104-105/

24-

25

Упражнения на повторение.

2

Комбинированный урок

(чист. С.38)

Уметь  использовать в  письменной  речи  слова   с изученной  орфограммой,

Взаимопроверка.

Текущий контроль: словарная работа,

работа  в  парах.

С.57 № 8( уч.)

С.56 № 110(д/м)

106/

26

 

Повторение по теме «Имя прилагательное» Проверочная  работа  №6

1

Комбинированный урок

Уметь выполнять работу самостоятельно  и  осуществлять самопроверку.

Текущий контроль

С. 54 № 106(д/м)

107-108/27-28

Работа над ошибками. Повторение по теме «Имя прилагательное»

2

Комбинированный урок. Урок развития умений и навыков.

(чист. С.39)

Уметь  использовать в  письменной  речи  слова   с изученной  орфограммой.

С. 57 №111(д/м)

С.58 №113(д/м)

109/

29

Контрольный диктант № 7 по теме

« Имя прилагательное» с грамматическим заданием

1

Урок контроля

Письмо  под  диктовку, применение изученных орфограмм

Уметь применять  изученный  материал по теме при  написании  контрольного  диктанта.

Контрольная работа

ЧТО МЫ ЗНАЕМ О ГЛАГОЛЕ (6 Ч.)

110/

30

Роль глаголов в предложении, в речи. Правописание глаголов с частицей не

1

Комбинированный урок

Значение  и употребление  глагола  в  речи, правописание  глаголов  с  частицей   НЕ.

 (чист. С.40)

Знать :

- значение  и употребление  глагола ,

- неопределённую  форму  глагола,

- изменение  глаголов по  временам лицам  и  числам (спряжение)

Правописание глаголов во 2-ом  лице ед.ч.

Написание глаголов с частицей не

Глагол в роли сказуемого в предложении. Способы определения спряжения глаголов. Практическое овладение способом определения спряжения глагола по ударному окончанию и по неопределенной форме

 С. 62 № 119

№ 120 (д/м)

111-112/

31-

32

Значение и грамматические признаки глагола

2

Комбинированный урок

Грамматические  признаки  глагола.

(чист. С.41)

Определение грамматических признаков глагола

С. 63

№ !21,122(д/м)

С.65 № 127(д/м)

113/

33

Морфологический разбор глагола.

1

Комбинированный урок

Грамматические  признаки  глагола.

Порядок морфологического  разбора  глагола.

(чист. С.42)

Текущий контроль

114-115/

34-35

Развитие речи

Обучающее сочинение «Моя любимая игрушка»

Работа  над  ошибками

2

С.65 № 126(д/м)

СЛОВОИЗМЕНЕНИЕ ГЛАГОЛОВ (3 Ч.)

116/

36

Понятие о спряжении глагола. Личные окончания глаголов 1 и 2 спряжения.

1

Комбинированный урок

Изменение  глагола  по  лицам  и  числам  в  настоящем  и  будущем   времени. Личные  окончания  глаголов 1  и 2-го спр.

(чист. С.42)

Знать: алгоритм определения  спряжения  глагола

Уметь:

- наблюдать  за   употреблением  глаголов  в устной  и  письменной  речи,

- пользоваться  алгоритмом для  выполнения  взаимопроверки.

Письмо по памяти

Работа  в  парах.

С.107 №  2( уч.)

С.107 № 3( уч.)

117-118/

37-

38

Как определить спряжение глагола, если окончание ударное

2

Комбинированный урок

Определение спряжения глаголов  с  безударными  окончаниями

(чист. С.43)

Знать :

- значение  и употребление  глагола ,

неопределённую  форму  глагола,

- изменение  глаголов по  временам лицам  и  числам (спряжение)

- изменение глаголов  прошедшего  времени по  родам  и числам,

- правописание глаголов во 2-ом  лице ед.ч.,

- правописание  безударных  личных  окончаний  глаголов

Письменный опрос

Способы определения  1 и 2 – го  спряжения глаголов. Практическое овладение способом определения спряжения глагола по ударному окончанию и по неопределенной форме.                      – тся и  -ться в  глаголах.

С.67 № 130(д/м)

с..№135(д/м)

ПРАВОПИСАНИЕ БЕЗУДАРНЫХ ЛИЧНЫХ ОКОНЧАНИЙ ГЛАГОЛОВ (19 ч.)

119/

39

Как определить спряжение глагола, если окончание безударное

1

Комбинированный урок

Определение  спряжения  глаголов  с безударным  окончанием.

(чист. С.44)

Знать :

- значение  и употребление  глагола ,

неопределённую  форму  глагола,

- изменение  глаголов по  временам лицам  и  числам (спряжение)

- изменение глаголов  прошедшего  времени по  родам  и числам,

- правописание глаголов во 2-ом  лице ед.ч.,

- правописание  безударных  личных  окончаний  глаголов

Текущий контроль

Глагол в роли сказуемого в предложении. Способы

с. 68 № 134(д/м)

120-121/

40-

41

Развитие умения применять правило, действовать по алгоритму

2

Урок развития умений и навыков

Определение  спряжения  глаголов  с безударным  окончанием.

(чист. С 45)

Текущий контроль

определения спряжения глаголов. Практическое овладение способом определения спряжения глагола по ударному окончанию и по неопределенной форме

С.108 № 4( уч.)

С.108 № 5( уч.)

122-123/

42-

43

Глаголы-исключения.

2

Комбинированный урок

(чист. С.46

Письмо под диктовку

С. 77 № 153,

С. 77 № 155

124-125/

44-45

Развитие умения писать глаголы с безударными личными окончаниями

2

Урок развития умений и навыков

Правописание  безударных  личных  окончаний  глаголов

(чист. С.47

Знать :

- значение  и употребление  глагола ,

неопределённую  форму  глагола,

- изменение  глаголов по  временам лицам  и  числам (спряжение)

- изменение глаголов  прошедшего  времени по  родам  и числам,

- правописание глаголов во 2-ом  лице ед.ч.,

- правописание  безударных  личных  окончаний  глаголов

Текущий контрольн. индивид опрос.

Глагол в роли сказуемого в предложении. Способы определения спряжения глаголов. Практическое овладение способом определения спряжения глагола по ударному окончанию и по неопределенной  форме

С.71 №140(д/м)

С. 73 № 145(д/м)

126/

46

Разбор глагола как части речи

1

Комбинированный урок

Грамматические  признаки  глагола

(чист. С.48)

Знать :

- значение  и употребление  глагола ,

неопределённую  форму  глагола,

- изменение  глаголов по  временам лицам  и  числам (спряжение)

- изменение глаголов  прошедшего  времени по  родам  и числам.

Текущий контроль: письмо по памяти

С.68 №132 (д/м)

127/

47

Знакомство  с возвратной  формой  глагола. Правописание  глаголов  с -тся и

-ться

1

Комбинированный урок

Вывод  правила  о  написании -тся и –ться в глаголах

(чист.с 49)

Текущий контроль,  фронтальный опрос

Глагол в роли сказуемого в предложении. Способы определения спряжения глаголов. Практическое овладение способом определения спряжения глагола по ударному окончанию и по неопределенной  форме

С.75 №150(д/м)

128/

48

Контрольный диктант № 8 по теме «Правописание безударных окончаний глаголов» с грамматическим заданием

1

Урок контроля

Письмо  под  диктовку, применение  изученных  правил.

Контрольная работа

129/

49

Работа  над  ошибками Знакомство с орфограммой «буква ь после шипящих в глаголах 2 лица ед.числа»

1

Комбинированный урок

Самостоятельная работа  над  ошибками. Повторение  изученных  орфограмм.

Знакомство  с правописанием  Ь  после шипящих в 2 лица ед.числа»

Текущий контроль, инд. опрос

С.79№ 158(д/м)

130/

50

Развитие умения писать глаголы с безударной гласной в личных окончаниях

1

Урок развития умений и навыков

Правописание безударной гласной в личных окончаниях

глаголов.

Знать :

- значение  и употребление  глагола ,

неопределённую  форму  глагола,

- изменение  глаголов по  временам лицам  и  числам (спряжение)

- изменение глаголов   прошедшего  времени по  родам  и числам,

- правописание глаголов во 2-ом  лице ед.ч.,

- правописание  безударных  личных  окончаний  глаголов.

Текущий контроль

Глагол в роли сказуемого в предложении. Способы определения спряжения глаголов. Практическое овладение способом определения спряжения глагола по ударному  окончанию и по неопределенной  форме

С.82 № 165(д/м)

131/51

Развитие речи. Обучающее изложение

«Первое путешествие»

1

Урок развития связной речи

Развитие  связной  речи.

(чист.с 49)

С.80 № 162(д/м)

IV четверть

132/1

Развитие умения писать глаголы с безударными личными окончаниями

1

Комбинированный урок

Правописание безударной гласной в личных окончаниях

глаголов.

(чист.с 50)

С.109 № 7( уч.)

133/2

Развитие умения писать с орфограммой «Буква ь после шипящих в глаголах 2 лица ед. числа»

1

Урок развития умений и навыков

Правописание Ь  после шипящих в 2 лица ед.числа»

(чист.с 50)

134/

3

Развитие умения писать с орфограммой «буква ь после шипящих в глаголах 2 лица ед. числа»

1

Урок развития умений и навыков

Правописание Ь  после шипящих в 2 лица ед.числа»

(чист.с 51)

Знать :

- значение  и употребление  глагола ,

неопределённую  форму  глагола,

- изменение  глаголов по  временам лицам  и  числам (спряжение)

- изменение глаголов  прошедшего  времени по  родам  и числам,

- правописание глаголов во 2-ом  лице ед.ч.,

- правописание  безударных  личных  окончаний  глаголов.

Текущий контроль: тест

Глагол в роли сказуемого в предложении. Способы определения спряжения глаголов. Практическое овладение способом определения спряжения глагола по ударному окончанию и по неопределенной  форме

с. 80 № 162(д/м)

135-136/4-5

Развитие умения писать глаголы с безударной гласной в личных окончаниях

2

Урок развития умений и навыков

Правописание безударной гласной в личных окончаниях

глаголов.

(чист.с 52)

с.81 №164(д/м)

с.77 №154(д/м)

137/

6

Контрольное списывание № 2

1

Урок контроля

Уметь  грамотно и каллиграфически  верно списывать

(чист с 62)

РАЗБОР ГЛАГОЛА ПО СОСТАВУ (19 Ч.)

138/

7

Работа  над ошибками

Порядок разбора глагола по составу.

1

Комбинированный урок

Самостоятельная работа  над  ошибками. Повторение  изученных  орфограмм.

(чист.с 53)

Уметь  выполнять разбор глагола по составу, выполнять самопроверку.

Текущий контроль, фронтальный  опрос

Работа  в  парах.

с.83 № 166(д/м)

с.111 правило

139/8

Развитие речи

Обучающее изложение

«Первые  школы»

1

Урок развития связной речи

План, тема, основная  мысль текста.

Уметь использовать  в письменной речи  глаголы  в настоящем  времени  с изученными  орфограммами.

Творческая работа

140/9

Работа над ошибками

Редактирование изложения.

1

Комбинированный урок

Работа  над  ошибками. Повторение  изученных  орфограмм.

(чист.с 53)

с.83 № 169(д/м)

141-142/10-11

Порядок разбора глагола по составу.

2

Комбинированный урок

Части  слова :корень, суффикс,  приставка, окончание.

(чист.с 54)

Уметь  выполнять разбор глагола по составу.

Текущий контроль: фронтальный опрос

Глагол в роли сказуемого в предложении. Способы определения спряжения глаголов. Практическое овладение способом определения спряжения глагола по ударному окончанию и по неопределенной форме

С.83

№ 167,168(д/м)

С.84 № 170(д/м)

143/12

Развитие речи.

Обучающее сочинение по картинкам

1

Урок развития связной речи

Использование  в  речи  глаголов   в заданной  форме

Уметь использовать  в письменной речи  глаголы  в настоящем  времени  с изученными  орфограммами.

Творческая работа

с.113 №297( уч.)

144-145/13-14

Работа  над  ошибками

Развитие умений разбирать глаголы по составу

2

Урок развития умений и навыков

Работа  над  ошибками. Повторение  изученных  орфограмм.

(чист.с 55)

Уметь использовать  в письменной речи  глаголы  в настоящем  времени  с изученными  орфограммами.

Текущий контроль: письменный опрос

с.113 № 298( уч.)

с.116 №300( уч.)

146-147/15-16

Развитие умения писать глаголы с изученными орфограммами. Проверочная работа № 7

2

Урок развития умений и навыков

Правописание  безударных  личных окончаний  глаголов.

(чист.с 56)

Письменный

с.117 №303( уч.)

опрос

148-149/17-18

Итоговый контрольный диктант.

Работа над ошибками.

2

Урок контроля

Письмо  под  диктовку, применение  изученных  правил.

Итоговый контроль

150/19

Развитие речи. Обучающее сочинение с использованием глаголов

1

Урок развития связной речи

Уметь использовать  в письменной речи  глаголы с изученными  орфограммами, редактировать  изложение.

Творческая работа

с.119 № 306( уч.)

151-152/20-21

Повторение по теме

 «Глагол».

Контрольный словарный диктант № 3

2

Комбинированный урок

Фронтальный опрос

с.84 № 171(д/м)

с.118 № 304( уч.)

153/22

Контрольная работа за год

1

Урок контроля

Применение  полученных знаний, умений на уроках русского языка

Уметь использовать  в письменной речи  глаголы с изученными  орфограммами.

Контрольная работа

с120 № 307( уч.)

154-155/23-24

Работа над ошибками. Обобщение и систематизация знаний по теме

«Глагол»

2

Урок обобщения и систематизации

Предупредительный диктант

156/ 25

Контрольный диктант № 9 по теме «Глагол»

1

Урок контроля

Письмо под  диктовку применение  изученных  орфографических  правил.

Контрольная работа

ПОВТОРЕНИЕ (12 Ч.)

157-159/

26-28

Комплексное повторение изученного

3

Комбинированный урок

(чист. с 57)

Уметь:

-  применять  в  системе полученные  знания,

- выполнять взаимопроверку

с.123 № 308( уч.)

с. 85№ 174(д/м

с. 87 №177(д/м

160/29

Контрольное изложение

1

Урок контроля

План, тема  и  основная  мысль  текста.

Итоговый контроль

161/30

Работа над ошибками

1

Урок коррекции знаний, умений, навыков

Уметь  выполнять  работу  над   ошибками,  редактировать  текст.

Умение находить и исправлять ошибки в словах с изученными орфограммами.

с. 88 №178(д/м

162

163/31, 32

Повторение по теме « Имя существительное»

2

Комбинированный урок

Выполнение  текстовых  заданий

(чист. с 58)

Уметь  выполнять   тестирование  по  пройденному  материалу,

самопроверку.

Текущий контроль: тест

Работа  в  парах.

с. 130 № 316( уч.)

с.130 № 315( уч.)

с.125 №  310( уч.)

164-165/33-34

Повторение по теме « Имя прилагательное»

2

Комбинированный урок

Выполнение  текстовых  заданий

(чист. с 59)

Выборочный диктант

с.122 словар. сл.

С.51 № 100.(д/м)

166/35

Развитие  речи

Обучающее  сочинение «О чем рассказывает слово»

1

167/36

 Повторение по теме « Глагол»

1

(чист. с 60)

168/37

Урок-игра

1

Комбинированный урок

Выполнение  текстовых  заданий

2 урока - резерв

График контрольных работ по русскому языку в 4Д классе

на 2013-2014 учебный год.

Дата

Тема контрольной работы

6.09.2013

Контрольное списывание № 1

17.09.2013

Контрольный диктант №1 по теме  «Повторение»

10.10.2013

Контрольный диктант №2 по теме « Простое предложение»

24.10.2013

Контрольный диктант № 3 по теме «Сложные  предложения  с  союзами  и, а, но»

25.10.2013

Контрольный словарный диктант № 1

14.11.2013

Контрольный диктант №4  по теме «Предложения с прямой речью»

25.12.2013

Контрольный диктант № 5 по теме «Мягкий знак после шипящих на конце существительных»

27.12.2013

Контрольный словарный диктант № 2 за 1 полугодие

22.01.2014

Контрольный диктант № 6 по теме « Правописание безударных падежных окончаний имен существительных»

18.02.2014

Контрольный диктант № 7 по теме  « Имя прилагательное»

18.03.2014

Контрольный диктант № 8 по теме «Правописание безударных окончаний глаголов»

7.04.2014

Контрольное списывание № 2

22.04.2014

Итоговый контрольный диктант за год.

28.04.2014

Контрольный словарный диктант № 3

29.04.2014

Контрольная работа за год

6.05.2014

Контрольный диктант № 9 по теме «Глагол»

14.05.2014

Контрольное изложение за год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку УМК "Школа 2100" 2 класс.

§1.Пояснительная записка.§2.Личностные,метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета.§3.Содержание учебного предмета "Русский язык" §4.Система контроля в курсе русского языка....

Рабочая программа по русскому языку УМК "Школа 2100" 2 класс

Рабочая программа по русскому языку УМК "Школа 2100" 2 класс...

Рабочая программа по русскому языку УМК" Школа 2100" 2 класс

Учебно-тематическое планирование по русскому языку.1.Пояснительная записка.2.Календарно-тематическое планирование 2 кл....

Рабочая программа по русскому языку (ОС "Школа 2100") в 4 классе

Данная рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС. Она включает основные разделы: титульный лист, пояснительную записку, учебно-тематический план, содержание тем учебного курса, т...

Рабочая программа по русскому языку ОС Школа 2100 3 класс

Данная   программа по структуре и по содержанию полностью соответствует требованиям ФГОС ....

Рабочая программа по русскому языку ОС "Школа 2100" 4 класс

Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и обеспечена УМК для 4 класса Образовательная система «Школа 2...

Рабочая программа по русскому языку УМК Школа 2100 3 класс

Рабочая программа по русскому языку 3 классУМК Школа 2100в неделю 3 часа, за год 102 ч.по учебнику "Русский язык" Е.В.Бунеевой, Р.Н. Бунеева, О.В.Прониной, О.В. Чиндиловой....