Тематическое планирование по русскому языку (Канакина В.П., Горецкий В.Г.) 3класс
календарно-тематическое планирование по русскому языку (3 класс) на тему

Волкова Алла Николаевна

Тематическое планирование уроков русского языка в 3 классе по учебнику Канакиной В.Н., Горецкого В.Г. " Школа России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dokument_microsoft_word.doc210.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тематическое планирование по русскому языку (Канакина В.П., Горецкий В.Г.) 3класс

Тематическое планирование      

                                                 

Язык и речь  (2 ч)

Наша речь и наш язык (2 ч)

1/Виды речи. Речь, её назначение. Речь — отражение культуры человека.

2/Язык, его назначение и его выбор в соответствии с целями и условиями общения.

Формирование представлений о языке как основе национального самосознания.

Развитие речи. Составление текста по рисунку.

*Слова с непроверяемым написанием: праздник, вместе.


Текст. Предложение. Словосочетание (14ч)

Текст (повторение и углубление представлений о тексте) (2 ч)

3/Признаки текста: смысловая связь предложений в тексте, законченность, тема, основная мысль.

Построение текста: вступление, основная часть, заключение.

4/Типы текстов: повествование, описание, рассуждение.

Формирование навыка смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с учебными целями и задачами (это учебное действие формируется при изучении всего курса русского языка). *Слова с непроверяемым написанием: орех.

5/Предложение (повторение и углубление представлений о предложении и диалоге) (1ч)

Развитие речи. Коллективное составление небольшого рассказа по репродукции картины.

6/Виды  предложений  по  цели высказывания

(повествовательные,  вопросительные,  побудительные) и

7/по интонации (восклицательные и

невосклицательные) (3 ч).

8/Знаки препинания в конце предложений.

Слова с непроверяемым написанием: овёс. Формирование     внимательного     отношения к окружающим. Сведения из истории главного города России — Москвы; развитие на их основе чувства патриотизма.

9/Предложения с обращением (общее представление) (1 ч)

Развитие речи. Составление предложений по рисунку в соответствии с заданной коммуникативной задачей.

Состав предложения (повторение и углубление представлений) (3ч).

10/Главные и второстепенные члены предложения (без терминов их названий). 11/Распространённые и нераспространённые предложения.

Формирование навыков работы с графической и текстовой информацией (таблицы и памятки).                                                                      *Слова с непроверяемым написанием: восток (восточный)                                                                         

12/Разбор предложения по членам.

13/Простое и сложное предложения (общее представление)(2ч).                                             *Слова с непроверяемым написанием: заря.

14/Запятая внутри сложного предложения.

Словосочетание (2 ч)

15/Связь   слов   в   словосочетании.   Определение в словосочетании главного и зависимого слов при помощи вопроса. *Слова с непроверяемым написанием: пшеница.

Развитие   речи.    Составление    предложений (и текста) из деформированных слов, а также по рисунку, по заданной теме, по модели. Коллективное составление небольшого рассказа по репродукции картины В. Д. Поленова «Золотая осень».

 16/Проверочная работа

Слово в языке и речи (19ч)

17/Лексическое  значение  слова  (повторение и углубление представлений о слове) (2 ч) Номинативная функция слова, понимание слова как единства звучания и значения;

18/однозначные и многозначные слова, слова в прямом и переносном значении; синонимы, антонимы.

*Слова с непроверяемым написанием: альбом, погода.                                                                          

Работа с толковым словарём, словарями синонимов и антонимов.                                       

19/Омонимы (1ч).

Использование омонимов в речи.

 *Слова с непроверяемым написанием: понедельник.

 Работа со словарём омонимов.

20/Слово и словосочетание (1ч)

21/Фразеологизмы (2ч).

Значение фразеологизмов и их использование

в речи.

*Слова с непроверяемым написанием: ракета.

Работа со словарём фразеологизмов.

Развитие   интереса   к   происхождению   слов,

к истории возникновения фразеологизмов.

22/Развитие речи. Подробное изложение с языковым анализом текста.                                          

Части речи (5 ч)

23-24/Обобщение и углубление представлений об

изученных частях речи (имени существительном, имени прилагательном, глаголе, местоимении) и их признаках (3 ч).

*Слова с непроверяемым написанием: трактор, чёрный.

Формирование умений видеть красоту и образность слов русского языка в пейзажных зарисовках текста.

25/Развитие речи. Составление предложений и текста по репродукции картины И. Т. Хрупкого «Цветы и плоды».

26/Имя числительное (общее представление)                     (2 ч).

*Слова с непроверяемым написанием: восемь, четыре, вторник, среда.

27/Проверочная работа

28/Однокоренные слова (1ч)

Обобщение и уточнение представлений об однокоренных (родственных) словах, о корне слова.

*Слова с непроверяемым написанием: картофель.

Слово и слог. Звуки и буквы (обобщение и углубление представлений) (7 ч)

29/Слог, звуки и буквы. Гласные звуки и буквы для их обозначения.

30/Правописание слов с ударными (сочетания жи— ши, ча—ща, чу—щу) и безударными гласными в корне.

31/Согласные звуки и буквы для их обозначения.

32/Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными звуками на конце слова и перед согласными в корне.

33/Мягкий разделительный знак (ь). Правописание слов с мягким разделительным знаком.

Формирование установки на здоровый образ жизни (соблюдение правил дорожного движения при переходе улицы).

*Слова с непроверяемым написанием: овощи, петрушка, горох, помидор, огурец, огород.

34/Проверочный диктант.                                           

35/Развитие речи. Изложение повествовательного текста по вопросам или коллективно составленному плану.

Проект «Рассказ о слове».


Состав слова (16ч)

Корень слова (3 ч)

36/Корень слова. Однокоренные слова. 

37/Чередование согласных в корне. 38/Сложные слова.

Работа со словарём однокоренных слов. *Слова с непроверяемым написанием: столица.

 Развитие интереса к истории языка, изменениям, происходящим в нём.

Правописание сложных слов (соединительные гласные в сложных словах (самолёт, вездеход).                                           

39-41/Формы слова. Окончание (3 ч)

*Слова  с   непроверяемым   написанием:   обед, ужин.

42-44/Приставка 3ч

45-47/Суффикс (3ч)

Значение этих значимых частей в слове.

Развитие речи.   Сочинение  по  репродукции картины А. А. Рылова «В голубом просторе».

48/Основа слова (1ч)

Разбор слова по составу. Знакомство со словообразовательным словарём.

Обобщение знаний о составе слова (3 ч)

49/Изменяемые и неизменяемые слова, их употребление в речи.


Разбор слова по составу.

Формирование навыка моделирования слов. *Слова с непроверяемым написанием: пирог, шоссе.

50/Проверочная работа

51/Развитие речи. Редактирование предложений с неуместным употреблением в нём однокоренных слов. Подробное изложение повествовательного текста с языковым анализом.

Проект «Семья слов».

Правописание частей слова (29 ч)                         

52/Общее представление о правописании слов с орфограммами в значимых частях слова(1ч).                                                        Формирование умений ставить перед собой орфографическую задачу, определять пути её решения, решать её в соответствии с изученным правилом. Формирование умений планировать учебные действия при решении орфографической задачи.                                             *Слова с непроверяемым написанием: четверг.   

53-56/Правописание слов с безударными гласными в корне (4 ч).

Слова старославянского  происхождения   и   их «следы» в русском языке. Формирование уважительного отношения к истории языка. *Слова с непроверяемым написанием: север, берег.

57-61/Правописание слов с парными по глухости - звонкости согласными на конце слов и перед согласным в корне (5 ч).

"Слова с непроверяемым написанием: пороша.

62-66/Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне (5 ч).

*Слова с непроверяемым написанием: чувство, лестница, интересный.

67-68/Правописание слов с удвоенными согласными (2 ч).

*Слова с непроверяемым написанием: коллекция,  коллектив,   аккуратный,  грамм,   килограмм.

69-72/Правописание суффиксов и приставок (4 ч).

73-75/Правописание приставок и предлогов (3ч).

*Слова с непроверяемым написанием: желать.

76-78/Правописание слов с разделительным твёрдым знаком (ъ) (5 ч).

79/Контрольный диктант.

80/Развитие речи. Составление текста по репродукции картины В. М. Васнецова «Снегурочка».

Изложение повествовательного деформированного текста по самостоятельно составленному плану.

Составление объявления.

Части речи (76 ч)

81/Части речи (повторение и углубление представлений) (1ч)

Части речи: имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение, глагол, предлог, частица не, союз (общее представление).

ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ (32 ч)

 Повторение и углубление представлений (8 ч)

82/Значение и употребление имён существительных в речи.

83/Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.

84/Представление об устаревших словах в русском языке.

85-86/Развитие речи. Подробное изложение по самостоятельно составленному плану.

87/Собственные и нарицательные имена существительные.

88/Правописание имён собственных.

*Слова с непроверяемым написанием: самолёт, комната, однажды.

89/Проект «Тайна имени».

Развитие интереса к тайнам имён, тайне своего имени; развитие мотивов к проведению исследовательской работы.

Число имён существительных (2 ч)

90/Изменение имён существительных по числам. Имена существительные, имеющие форму одного числа (салазки, мёд).

91/Развитие речи. Работа с текстом. Письмо по памяти.

Род имён существительных (7 ч)

92/Имена существительные общего рода (первое представление).

Формирование нравственных представлений о качествах и свойствах личности (жадности, неряшливости, невежестве, ябедничестве, лжи и др.).

*Слова с непроверяемым написанием: кровать.

93/Формирование навыка культуры речи: норм согласования (серая мышь, вкусная карамель, листва облетела и др.).

94-95/Мягкий знак (ь) после шипящих на конце имён существительных женского рода (рожь, тишь, вещь).

96-97/Развитие речи. Подробное изложение повествовательного текста. Составление устного рассказа по серии картин.

98/Проверочный диктант.

Падеж имён существительных (12ч)

99/Изменение имён существительных по падежам.

100/Определение  падежа,  в  котором  употреблено имя существительное. 101/Неизменяемые имена существительные. *Слова с непроверяемым написанием: рябина.

102/Развитие речи. Составление рассказа по репродукции картины И. Я. Билибина «Иван-царевич и лягушка-квакушка».

103/Именительный   падеж.

104/Родительный      падеж.

105/Дательный падеж.

106/Винительный падеж.

107/Творительный падеж.

108/Предложный падеж.

Формирование  представлений о трудолюбии,  мастерстве.

*Слова с непроверяемым написанием: рябина, трамвай, пятница, около, солома, потом.

109-110/Развитие речи. Работа с текстом. Подробное изложение текста повествовательного типа.

     

                                                                                                                                                                                                    Все падежи (обобщение знаний об имени существительном)(3ч)                                                       111/Работа с таблицей «Признаки падежей».

Начальная форма имени существительного.

Морфологический разбор имени существительного.

*Слова с непроверяемым написанием: вокруг.

112/Развитие речи. Составление сочинения по репродукции картины К. Ф. Юона «Конец зимы. Полдень».

Проект «„Зимняя" страничка».

113/Проверочный диктант.

ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ (19ч)

 Повторение и углубление представлений об имени прилагательном (3 ч)

114/Лексическое значение имён прилагательных.

Обогащение словарного запаса именами прилагательными.

115/Связь имени прилагательного с именем существительным.

116/Роль имён прилагательных в тексте.

Сложные имена прилагательные, обозначающие цвета и оттенки цвета. Синтаксическая функция имени прилагательного в предложении.

Текст-описание (2 ч).

117/Художественное и научное описания. Использование имён прилагательных в тексте-описании.                                                                           

Развитие речи. Составление текста-описания растения в научном стиле.

Формирование чувства прекрасного в процессе работы с поэтическими текстами и репродукциями картин русских художников.

118/Развитие речи. Сопоставление содержания и выразительных средств в искусствоведческом тексте и в репродукции картины М. А. Врубеля «Царевна-Лебедь».

                                                                                     *Слова с непроверяемым написанием: приветливый, ромашка, растение, Красная площадь, Московский Кремль.

Формы имён прилагательных Род имён прилагательных (4 ч).

119/Изменение имён прилагательных по родам в единственном числе.

 120/Зависимость рода имени прилагательного от формы рода имени существительного.

                                                                                           121-122/Родовые окончания имён прилагательных                         (-ый, -ой, -ая, -яя).

*Слова с непроверяемым написанием: сирень.


Число имён прилагательных (2 ч).

123/Изменение имён прилагательных по числам. Зависимость формы числа имени прилагательного от формы числа имени существительного.

124/Развитие речи.  Составление текста-описания о животном по личным наблюдениям.

*Слова с непроверяемым написанием:  поэт, гвоздика, животное.

Падеж имён прилагательных (общее представление) (2 ч).

125/Изменение имён прилагательных, кроме имён прилагательных на -ий, -ья, -ов, -ин, по падежам (первое представление).     126/Зависимость падежа имени прилагательного от формы падежа имени существительного.                                             Начальная форма имени прилагательного.

                                                                          127-128/Обобщение знаний об имени прилагательном (6ч).

                                                               129/Морфологический разбор имени прилагательного.

                                                                             130/Развитие речи. Составление сочинения-отзыва по репродукции картины А. А. Серова «Девочка с персиками».

131/Проект «Имена прилагательные в загадках».

132/Контрольный диктант.


МЕСТОИМЕНИЕ (5 ч)

133/Личные местоимения 1-го, 2-го, 3-го лица.

Личные местоимения единственного и множественного числа.

134/Род местоимений 3-го лица единственного числа.                                                         Изменение личных местоимений 3-го лица в единственном числе по родам.

135/Морфологический разбор местоимений. *Слова с непроверяемым написанием: одуванчик, воскресенье.

Формирование бережного отношения  к природе.

136/ Проверочная работа.

137/Развитие речи. Составление письма.

ГЛАГОЛ (21 ч)

Повторение    и   углубление   представлений о глаголе (4 ч)

138/Значение и употребление в речи.

139/Число. Изменение глаголов по числам.

*Слова с непроверяемым написанием: завтрак (завтракать ).

140-141//Развитие речи. Составление текста по сюжетным рисункам.

Формы глагола

142/Начальная (неопределённая) форма глагола.

143/ Глагольные вопросы: что делать? и что сделать? (2 ч).

*Слова с непроверяемым написанием: песок.

                                                                                  Число глаголов (2 ч)

144/Изменение глаголов по числам.


145/Развитие речи. Составление предложений (с нарушенным порядком слов), их запись.

                                                                     Времена глагола (5 ч).

146-148/Изменение глаголов по временам.                    *Слова с непроверяемым написанием: квартира, герой, солдат.

149-150/Развитие речи. Выборочное подробное изложение повествовательного текста по опорным словам и самостоятельно составленному плану.

Род глаголов в прошедшем времени (2 ч).

151/Родовые окончания глаголов (-а, -о).

152/Развитие речи.   Составление предложений и текста.

                                                                                153-154/Правописание частицы НЕ с глаголами (2ч).                                                                        

Обобщение знаний о глаголе (4ч). 155/Морфологический разбор глагола.

156/Проверочная   работа.                                     157/Контрольный диктант.

Формирование   чувства  гордости   и   уважения к защитникам России, русским солдатам.

158/Развитие речи. Проведение «конференции» на тему «Части речи в русском языке»

Повторение (12ч)

Характеристика деятельности учащихся

Различать язык и речь. Объяснять, в каких случаях жизни мы пользуемся разными видами речи и что такое хорошая речь.

 Рассказывать о сферах употребления в России русского языка и национальных языков.

Анализировать высказывания о русском языке (высказывание А. Куприна).

Находить выразительные средства русской речи в поэтических строках А. Пушкина.

Составлять текст по рисунку (рассматривать рисунок, определять его тему, обсуждать содержание предстоящего рассказа по рисунку, выделять части в содержании рассказа, записывать составленный текст).

Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику.

Различать текст и предложение, текст и набор предложений.

 Определять тему и главную мысль текста.

Подбирать заголовок к заданному тексту и определять по заголовку содержание текста.

Выделять части текста и обосновывать правильность их выделения.

Различать типы текстов: повествование, описание, рассуждение.

Восстанавливать деформированный текст (с нарушенным порядком предложений), подбирать к нему заголовок, определять тип текста, записывать составленный текст.

Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику.

Отличать предложение от группы слов, не составляющих предложение.

Анализировать непунктированный текст, выделять в нём предложения.

Выделять в письменном тексте диалог.

Рассматривать репродукцию картины К. Е. Маковского «Дети, бегущие от грозы», составлять рассказ по картине, пересказывать составленный текст.

Наблюдать над значением предложений, различных по цели высказывания (без терминологии), находить их в тексте, составлять предложения такого типа.

Соблюдать в устной речи логическое (смысловое) ударение и интонацию конца предложения.

Классифицировать предложения по цели высказывания и по интонации.

Анализировать содержание таблицы и составлять сообщение о типах предложений.

Обосновывать знаки препинания в конце предложений.

Находить обращения в предложении и наблюдать за выделением обращения в письменной речи.

Составлять рассказ по рисунку, использовать в нём диалог, а в предложениях — обращения.

Устанавливать при помощи вопросов связь между членами предложения.

Различать и выделять главные и второстепенные члены в предложении, распространённые и нераспространённые предложения.

Распространять нераспространённое предложение второстепенными членами.

Читать и составлять модели предложения, находить по ним предложения в тексте.

Составлять сообщение по информации, представленной в таблице.

Работать с памяткой «Как разобрать предложение по членам». Планировать свои действия при разборе предложения по членам на основе заданного алгоритма.

Обсуждать алгоритм разбора предложения по членам и разбирать предложение по членам.

Различать простые и сложные предложения, объяснять знаки препинания внутри сложного предложения. Составлять из двух простых предложений одно сложное. Составлять сообщение по таблице «Простое и сложное предложение».

Разделять запятой части сложного предложения.

Работать с памяткой «Как дать характеристику предложению». Рассуждать при определении характеристик заданного предложения.

Различать словосочетание и предложение.

Выделять в предложении словосочетания.

Устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в словосочетании и предложении.

Составлять предложения из деформированных слов, словосочетаний по рисунку, по заданной теме, по модели.

Составлять небольшой текст по репродукции картины В. Д. Поленова «Золотая осень».

Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику

Узнавать в тексте незнакомые слова, определять их значение по толковому словарю.

Распознавать многозначные слова, слова в прямом и переносном значении.

Составлять сообщение по схеме на тему «Что я знаю о значениях слов русского языка».

Работать со страничкой для любознательных: знакомство со значениями слова погода.

Находить синонимы, антонимы среди других слов,  в предложении, тексте, подбирать к слову синонимы и антонимы.

Работать с толковым словарём, словарями синонимов и антонимов; находить в них необходимую информацию о слове.

Распознавать омонимы, объяснять их лексическое значение.

Работать со словарём омонимов, находить в нём нужную информацию о слоне.

Различать слово и словосочетание как сложное название предмета.

Находить в тексте и в предложении фразеологизмы, объяснять их значение, отличать фразеологизм от неустойчивого словосочетания.                                           Работать со словарём фразеологизмов, находить в нем нужную информацию.

Работать со страничкой для любознательных: знакомство со сведениями о возникновении фразеологизмов «бить баклуши», «спустя рукава» и др.

Выбирать слова в соответствии с целью и адресатом высказывания.

Устранять однообразное употребление слова в данном и в собственном тексте.

Анализировать текст с целью выделения слов, выражающих авторское отношение, а также олицетворений, сравнений в авторском тексте и письменно излагать содержание текста-образца.

Узнавать изученные части речи среди других слов и в предложении, классифицировать их, приводить примеры слов изученных частей речи.

Определять грамматические признаки изученных частей речи и обосновывать правильность их выделения.

Выделять выразительные средства языка в пейзажных зарисовках.

Составлять текст-натюрморт по репродукции картины И. Т. Хруцкого «Цветы и плоды».

Распознавать имя числительное по значению и по вопросам (сколько? который?), объяснять значение имён числительных в речи. Приводить примеры слов — имён числительных.

Распознавать однокоренные слова, выделять к них корень.

Различать, сравнивать однокоренные слова и слова-синонимы, слова с омонимичными корнями.

Приводить примеры однокоренных слов с заданным корнем.

Различать слово и слог, звук и букву.

Определять качественную характеристику гласных и согласных звуков в словах типа роса, мороз, коньки, ёж.

Работать с памяткой «Как сделать звукобуквенный разбор слов». Проводить звуковой и звукобуквенный разбор определённого слова.

Определять наличие в слове изученных орфограмм. Находить и отмечать в словах орфограммы.

Обсуждать алгоритм орфографических действий при решении орфографической задачи.

Подбирать несколько проверочных слов с заданной орфограммой.

Объяснять, доказывать правильность написания слова с изученными орфограммами.

Группировать слова по типу орфограммы. Приводить примеры с заданной орфограммой.

Определять среди других слов слова, которые появились в нашем языке сравнительно недавно (компьютер).

Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику.

Излагать письменно содержание повествовательного текста поданным вопросам или коллективно составленному плану.

Подбирать из разных источников информацию о слове и его окружении. Составлять словарную статью о слове, участвовать в её презентации.

Формулировать определения однокоренных слов и корня слова.

Различать однокоренные слова, группировать однокоренные слова (с общим корнем), выделять в них корень, подбирать примеры однокоренных слов.

Различать однокоренные слова и синонимы, однокоренные слова и слова с омонимичными корнями, однокоренные слова и формы одного и того же слона.

Работать со словарём однокоренных слов, находить в нём нужную информацию о слове.

Работать со страничкой для любознательных: наблюдение над чередованием звуков в корне слов (берегбережок).

 Находить чередующиеся звуки в корне слова

 Различать сложные слова, находить в них корни.

Формулировать определение окончания, выделять окончание в слове, доказывать значимость окончания в слове. Различать однокоренные слова и формы одного и того же слова.

Формулировать определения приставки и суффикса. Объяснять значение приставок и суффиксов в слове. Выделять в словах приставки и суффиксы. Образовывать слова с помощью приставки или суффикса.

Рассматривать картину, высказывать своё отношение к картине, анализировать содержание, составлять (под руководством учителя) по картине описательный текст.

Выделять в словах основу слова.

Работать со страничкой для любознательных: наблюдение над словообразовательными статьями в словообразовательном словаре.

Работать с форзацем учебника «Словообразование»: наблюдать над группами однокоренных слов и способами их образования.

Работать с памяткой «Как разобрать слово по составу». Обсуждать алгоритм разбора слов по составу, планировать учебные действия при определении в слове значимых частей.

Проводить разбор слов по составу (кроме слов типа семья, читать и слов, утративших членимость в современном русском языке).

Анализировать, составлять модели разбора слова по составу и подбирать слова по этим моделям.

Различать однокоренные слова и синонимы, однокоренные слова и слова с омонимичными корнями, однокоренные слова и формы одного и того же слова.

Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику.                                                               

Редактировать предложения с однокоренными словами.

Подробно излагать содержание повествовательного текста по данному плану и самостоятельно подобранному заголовку к тексту.

Составлять «семью слов» по аналогии с данным объектом, участвовать в презентации своей работы.

Определять наличие в слове изученных и изучаемых орфограмм.

Находить и отмечать в словах орфограммы.

Обсуждать алгоритм действий для решения орфографических задач и использовать алгоритм в практической деятельности.

Подбирать несколько проверочных слов с заданной орфограммой.

Объяснять, доказывать правильность написания слова с изученными орфограммами.

                                                                                                               Работать со страничкой для любознательных (знакомство со старославянизмами).

                                                                                                   

Группировать слова по типу орфограммы, по месту орфограммы в слове.

Приводить примеры слов с заданной орфограммой.

Осуществлять взаимоконтроль и самоконтроль при проверке выполненной письменной работы.

Контролировать правильность записи текста, находить неправильно написанные слона и исправлять ошибки.

Работать с орфографическим словарём.

Составлять словарики слов с определённой орфограммой.

Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику.

Составлять текст по репродукции картины В. М. Васнецова «Снегурочка» и опорным словам.

Восстанавливать содержание повествовательного деформированного текста, составлять письменный пересказ данного текста по самостоятельно составленному плану.

Работать с памяткой «Как подготовиться к изложению».

Составлять объявление.

Определять по изученным признакам слова различных частей речи.

Классифицировать слова по частям речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол, местоимение, имя числительное).

Подбирать примеры слов изученных частей речи.

Составлять по рисунку текст, определять, какие части речи были употреблены в составленном рассказе.

Распознавать имена существительные среди слов других частей речи, определять лексическое значение имён существительных.                                                                    Различать среди однокоренных слов имена существительные.                                                                       Находить устаревшие слова — имена существительные.

Выделять среди имён существительных одушевлённые и неодушевлённые (по вопросу и по значению).

Находить среди имён существительных в тексте устаревшие слова, объяснять их значение.

Письменно излагать содержание текста-образца по самостоятельно составленному плану.

Распознавать собственные и нарицательные имена существительные, определять значение имён собственных.

Обосновывать написание заглавной буквы в именах собственных.

Наблюдать над толкованием значения некоторых имён.                                                                       Составлять (с помощью взрослых) рассказ о своём имени.

Определять число имён существительных. Изменять форму числа имён

существительных.

Распознавать имена существительные, имеющие форму одного числа.

Работать с текстом: определять тему, главную мысль, тип текста, выделять в тексте части, соответствующие плану, выписать трудные слова, записать текст по памяти.

                                                                                          Определять род имен существительных.

Классифицировать имена существительные по роду и обосновывать правильность определения рода.

Согласовывать имена существительные общего рода и имена прилагательные. (Этот мальчик большой умница. Эта девочка большая умница)

                                                                                          Правильно употреблять в речи словосочетания типа серая мышь, лесная глушь.

Правильно записывать имена существительные с шипящим звуком на конце и контролировать правильность записи.                                                                                         

Подробно письменно излагать содержание текста-образца. Составлять устный и письменный рассказ по серии картин.                                                                        Записывать текст под диктовку и проверять написанное.

Анализировать таблицу «Склонение имён существительных» по вопросам учебника.

Изменять имена существительные по падежам. Запоминать названия падежей.

Работать с памяткой «Как определить падеж имени существительного».

Определять падеж имён существительных.

                                                                                                        Составлять рассказ по репродукции картины (под руководством учителя).

Распознавать именительный (родительный и др.) падеж, в котором употреблено имя существительное, по падежному вопросу и предлогу.                                                   Составлять предложение (словосочетание), употребляя в нём имя существительное в заданной падежной форме.

Сопоставлять и различать внешне сходные падежные формы (именительный и винительный падежи, родительный и винительный падежи имён существительных одушевлённых мужского рода и др.).

                                                                                                                              Работать с текстом: осмысленно читать, отвечать на вопросы к тексту, определять тип текста, тему и главную мысль, подбирать заголовок, самостоятельно составлять план, подробно излагать содержание по самостоятельно составленному плану.                                                               Проверять письменную работу (сочинение).

                                                                                                                 Составлять сообщение об изученных падежах имён существительных.                                                                      Определять начальную форму имени существительного. Работать с памяткой «Порядок разбора имени существительного».

Распознавать, пользуясь памяткой, изученные признаки имени существительного по заданному алгоритму и обосновывать правильность их определения.

Составлять устно текст по репродукции картины художника К. Ф. Юона «Конец зимы. Полдень», пользуясь опорными словами (под руководством учителя).

Подбирать слова — имена существительные на тему «Зима», составлять словарь зимних слов, анализировать поэтические тексты, посвящённые зимней природе.

Писать диктант и проверять написанное.

Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику.

     

                                                                                                 Распознавать имена прилагательные среди других частей речи.

Определять лексическое значение имен прилагательных.

Выделять словосочетания с именами прилагательными из предложения.

Подбирать к именам существительным подходящие по смыслу имена прилагательные, а к именам прилагательным — имена существительные

Распознавать сложные имена прилагательные и правильно их записывать (серебристо-белый и др). Определять, каким членом предложения является имя прилагательное.

Распознавать  художественное  и  научное описания, наблюдать над употреблением имён прилагательных в таких текстах.

Выделять в текстах художественного стиля выразительные средства языка.

Составлять текст-описание о растении в научном стиле.

Находить изобразительно-выразительные средства в описательном тексте (о картине М. А. Врубеля «Царевна-Лебедь»).

Рассматривать репродукцию картины М. А. Врубеля «Царевна-Лебедь» и высказывать своё отношение к ней.

Работать со страничкой для любознательных: знакомство с происхождением названий цветов (голубой, лазоревый, бирюзовый).

                                                                                                    Определять род имён прилагательных, классифицировать имена прилагательные по роду.

Наблюдать зависимость рода имени прилагательного от формы рода имени существительного.

Изменять имена прилагательные по родам в единственном числе.

 Образовывать словосочетания, состоящие из имён прилагательных и имён существительных.

Писать правильно родовые окончания имён прилагательных.                                                                   Соблюдать нормы правильного употребления в речи имён прилагательных в словосочетаниях типа серая мышь, пенистый шампунь, белый лебедь и др.

Определять форму числа имени прилагательного, изменять имена прилагательные по числам.

Подбирать имена прилагательные для сравнения признаков предметов.

Составлять (устно) текст-описание о животном по личным наблюдениям с предварительным обсуждением структуры текста.

                                                                                                Анализировать таблицу в учебнике «Изменение имён прилагательных по падежам». Изменять, пользуясь таблицей, имена прилагательные по падежам.

                                                                                                  Определять начальную форму имени прилагательного.

                                                                                                       Определять падеж имён прилагательных по падежу имён существительных.

Правильно произносить и писать имена прилагательные мужского и среднего рода в родительном падеже (доброго здоровья).

Работать с памяткой «Порядок разбора имени прилагательного». Разбирать имя прилагательное как часть речи в том порядке, какой указан в памятке.

Определять изученные грамматические признаки имени прилагательного и обосновывать правильность их выделения.

                                                                                               Составлять сочинение-отзыв по репродукции картины А. А. Серова «Девочка с персиками» и опорным словам.

Наблюдать над именами прилагательными в загадках, подбирать свои загадки с именами прилагательными, участвовать в конкурсе загадок.

                                                                                                 Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику.

                                                                                            Распознавать личные местоимения среди других частей речи.

Определять грамматические признаки личных местоимений: лицо, число, род (у местоимений 3-го лица единственного числа).

Обосновывать правильность выделения изученных признаков местоимений.

Заменять повторяющиеся и тексте имена существительные местоимениями.

Оценивать уместность употребления местоимений в тексте.

 Работать с памяткой «Порядок разбора личного местоимения». Пользуясь памяткой, разбирать личное местоимение как часть речи.

Оценивать результаты выполненного задания «Проверьсебя» по учебнику                                                                                                                  

Составлять письмо другу или кому-либо из родственников.

Распознавать глаголы среди других частей речи. Различать глаголы, отвечающие на определённый вопрос. Определять лексическое значение глаголов.

                                                                                              Составлять рассказ по сюжетным рисункам (под руководством учителя).

Узнавать неопределённую форму глагола по вопросам. Образовывать от глаголов в неопределённой форме однокоренные глаголы.                                                             Обсуждать значение фразеологизмов, в состав которых входят глаголы в неопределённой форме.

Распознавать число глагола. Изменять глаголы по числам.

                                                                                         Составлять предложения из слов; определять, могут ли предложения составить текст, подбирать заголовок к тексту.

   

                                                                                         Распознавать время глагола. Изменять глаголы по временам. Образовывать от неопределённой формы глагола временные формы глаголов.                             

Анализировать текст, отбирать содержание для выборочного изложения, составлять план предстоящего текста, выбирать опорные слова, письменно излагать содержание текста.

Определять род и число глаголов в прошедшем времени. Правильно записывать родовые окончания глагола в прошедшем времени (-а, -о).

Правильно произносить глаголы в прошедшем времени. Работать с орфоэпическим словарём.

Трансформировать предложения (записать глаголы в прошедшем времени), определить тему предложений, установить последовательность предложений, чтобы получился текст, подобрать к нему заголовок и записать составленный текст.

Раздельно писать частицу не с глаголами. Правильно произносить глаголы в прошедшем времени с частицей не.

Работать с памяткой «Порядок разбора глагола». Пользуясь памяткой, разбирать глагол как часть речи.

                                                                                                           Определять изученные грамматические признаки глагола и обосновывать правильность их выделения.

                                                                                                         

Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику.

Самостоятельно выбирать тему и подготовить материал для доклада на конференции «Части речи в русском языке»

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тематическое планирование по русскому языку 4 класс авторы В.П.Канакина, В.Г.Горецкий

Помещаю авторское тематическое планирование по русскому языку для 4 клааса по учебникам В.П.Канакиной и В.Г.Горецкого, т.к. готового планирования не нашла нигде....

Тематическое планирование по русскому языку Канакиной

Тематическое планирование составлено в соответствии с ФГОС....

Календарно-тематическое планирование по русскому языку Канакина УМК "ШКОЛА РОССИИ" 3класс

Содержит : основные разделы и темы изучаемого материала, характеристику деятельности учащихся....

Календарно – тематическое планирование по русскому языку к учебнику В. П. Канакиной, В. Г. Горецкого «Русский язык» 3 класс ФГОС

Календарно-тематическое планирование по русскому языку к учебнику В.П. Канакиной, В. Г. Горецкого "Русский язык" 3 класс ФГОС...

Календарно-тематическое планирование по русскому языку Канакина В.П. 4 класс для обучающихся с ОВЗ

КТП по русскому языку 4 класс для обучающихся с ОВЗУМК "Школа России" Канакина В.П....

Календарно-тематическое планирование по русскому языку в 1 классе «Азбука» Горецкий В.Г. и др., «Русский язык» Канакина В.П. и др., «Литературное чтение» Климанова Л.Ф, Горецкий В.Г.

Календарно-тематическое планирование по русскому языку в 1 классе (1-4) по учебнику «Азбука» Горецкий В.Г. и др., «Русский язык» Канакина В.П. и др., «Литературное чтение» Климанова Л.Ф, Горецкий В.Г....