Методичекая разработка урока (русский язык: обучение грамоте) 1 класс Школа XXI века Буква Ё в начале слова (обозначение звуков [й] и [о]
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме

Вараксина Наталья Николаевна

 

                                                

    Тема: Буква Ё в начале слова (обозначение звуков [ й`]  и [о].

Цели деятельности педагога: способствовать формированию умения правильно обозначать звуки [ й`о]  и [о]  буквами; создать условия для развития речи, фонематического слуха, памяти.

Планируемые результаты обучения.

Предметные: знают, что буква ё в начале слова обозначает звуки [ й`о]; правила применения на практике; умеют соотносить звуковую и буквенную записи слова; соблюдать гигиенические требования к правильной пасадке, положению тетради на рабочем столе, положению ручки в руке при письме; получат возможность научиться правильно обозначать звуки  [ й`о]  и [о]  буквами.

Метапредметные ( критерии сформированности / оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):

Познавательные: общеучебные – написание букв по аналогии с предложенным в прописях и на доске образцом начертания;  сравнение звукового состава слов; логические – осуществление анализа поэлементного состава букв Ё и ё; моделирование звуковой схемы слов.

Регулятивные: умеют выделять и осознавать то, что уже усвоено, и то, что еще нужно усвоить; вносить необходимые дополнения и коррективы в план и способ действия; осуществлять пошаговый контроль рабочей деятельности.

Коммуникативные: умеют участвовать в учебном диалоге и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; соблюдать правильность устной речи.

Личностные: понимают значение границ собственного знания и незнания; осознают необходимость самосовершенствования; оценивают свою активность в деятельности, проявляют старание и терпение в работе; выражают доброжелательность в деловых партнерских взаимоотношениях.

                                                       

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_23_rus.yaz_varaksina_nn.doc51 КБ

Предварительный просмотр:

                                                  Разработала урок

                                                                    учитель начальных классов

                                                          МКОУ Орьевская СОШ

                                                                       Вараксина Наталья Николаевна

                                                            Урок 23

                                                              (Русский язык: обучение грамоте (обучение письму)

                                                          По программе «Школа 21 века» авт.программа Виноградовой,

                                                              по учебнику Л.Е.Журовой, А.О.Евдокимовой.

    Тема: Буква Ё в начале слова (обозначение звуков [ й`]  и [о].

Цели деятельности педагога: способствовать формированию умения правильно обозначать звуки [ й`о]  и [о]  буквами; создать условия для развития речи, фонематического слуха, памяти.

Планируемые результаты обучения.

Предметные: знают, что буква ё в начале слова обозначает звуки [ й`о]; правила применения на практике; умеют соотносить звуковую и буквенную записи слова; соблюдать гигиенические требования к правильной пасадке, положению тетради на рабочем столе, положению ручки в руке при письме; получат возможность научиться правильно обозначать звуки  [ й`о]  и [о]  буквами.

Метапредметные ( критерии сформированности / оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):

Познавательные: общеучебные – написание букв по аналогии с предложенным в прописях и на доске образцом начертания;  сравнение звукового состава слов; логические – осуществление анализа поэлементного состава букв Ё и ё; моделирование звуковой схемы слов.

Регулятивные: умеют выделять и осознавать то, что уже усвоено, и то, что еще нужно усвоить; вносить необходимые дополнения и коррективы в план и способ действия; осуществлять пошаговый контроль рабочей деятельности.

Коммуникативные: умеют участвовать в учебном диалоге и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; соблюдать правильность устной речи.

Личностные: понимают значение границ собственного знания и незнания; осознают необходимость самосовершенствования; оценивают свою активность в деятельности, проявляют старание и терпение в работе; выражают доброжелательность в деловых партнерских взаимоотношениях.

                                                            Ход урока.  

I. Организационный момент. Доброе утро, ребята!

                                               Прозвенел звонок веселый,

                                               И вошли вы в светлый класс!

                                               Что здесь нужно? Не лениться

                                               И старательно учиться.

II. Актуализациязнаний.

- На прошлом уроке вы познакомились и научились писать прописную и строчную букву Ё, ё. 

 (На доске: А,О,У,И,Ы,Е,Ё,Я.)

- Назовите гласные буквы, которые обозначают один звук?

- Два звука?

- Сегодня вы узнаете, в каких случаях буква Ё имеет два звука.

III. Изучение нового материала.

 - Подскажите мне, пожалуйста, слово, в котором буква Ё в начале?

- Правильно. Ёжик. Он и поможет вам открыть тайну буквы Ё.

1. Работа по учебнику. Звуковой анализ слова. 

 - Рассмотрите картинку в учебнике. Кто изображен? (ёжик)

- Давайте вместе произнесем слово «ёжик» по слогам. ([ й`о ж и к]).

- Назовите первый слог. ([ й`о]).

- Какой буквой на письме обозначаются эти звуки? (ё)

- Покажите на ленте.  

- Молодцы.  

- А теперь обратимся к  летучей мышке  и послушаем сказку  «Как ёжик учился читать» (Программа Кирилла и Мифодия – урок  йотированных букв)

- Мы, верно, определили первый слог? (да)  

- Слушаем первое задание и работаем по цепочке. ( дети по очереди подходят к ноутбуку и выполняют задание, последний нажимает на проверку).

- Какую тайну буквы Ё вы разгадали? ( Буква ё в начале слова и после гласных обозначает два звука).

- Подумайте и назовите  слова, где буква ё обозначает два звука. (Ёлка, каёмка)

- Верно, молодцы.

2. Гимнастика для пальчиков.  

    Вырос высокий цветок на поляне,

    Утром весенним раскрыл лепестки.

    Всем лепесткам красоту и питанье

  Дружно дают под землей корешки.

(Руки в вертикальном положении, ладони друг к другу. Развести пальцы и слегка округлить их. Развести пальцы рук. Ритмичное движение пальцами врозь и вместе. Ладони опустить вниз и тыльной стороной прижать друг к другу, пальцы развести.)

3.  Работа в прописи.

На доске образцы написания букв Е, е, Ё, ё.

- Как вы должны сидеть за партой?                  

- Как должна лежать тетрадь?

- Напишите строчку Ё.ё. ( дети пишут).

4. Физкультминутка.

     Есть в лесу три палочки:

     (Хлопают в ладоши)

     Ели – ёлки- ёлочки,

    (руки вверх – в стороны- вниз)

     Лежат на елях небеса,

     (Руки вверх.)

    На ёлках – птичьи голоса,

    (Руки в стороны.)

     Внизу на ёлочках – роса.

    (Руки вниз, присели.)

5. Работа по картинке в учебнике.

    Нахождение места звуков [ й`], [о] в слове.

- Проведите звуковой анализ слова «ёлка», гласные звуки обозначьте буквами.

- Посчитайте, сколько клеточек в схеме звукового состава?

- Можно ли назвать картинку словом дерево?

- Как правильно назвать картинку?

-Прочитайте слово ёлка, ведя указкой по схеме звукового состава.

(Работаем коллективно, а выставить магниты по цепочке у доски. Составляем звуковую модель слова .)

- Произнесите слово ёлка так, чтобы отчетливо был слышен первый звук.

- Определите, какой это звук?

- Какой фишкой обозначим звук [ й`]? (Зеленой.)

- Пожалуйста, первый к доске.

- Произнесите слово ёлка так, чтобы отчетливо был слышен второй звук.

- Какой второй звук в слове ёлка? 

- Какой фишкой обозначим звук [о]? (Красной.)

- Пожалуйста, второй .

- Произнесите слово ёлка так, чтобы отчетливо был слышен третий звук.

- Какой это звук?

-  Какой фишкой обозначим звук [л]? (Синей.)

- Пожалуйста, следующий.

- Назовите его мягкую пару. ([л`])

- Произнесите слово ёлка так, чтобы отчетливо был слышен четвертый звук.

- Определите, какой это звук.

- Какой фишкой обозначим звук [к]? (Синей.)

- Пожалуйста, следующий.

- Назовите его мягкую пару. ([к`])

- Определите пятый звук в слове  ёлка. 

- Какой фишкой обозначить звук [а]? (Красной.)

- Замените первые две фишки в модели буквой Ё. 

-Это любимая буква ёжика. А вот и секрет.  

-Давайте вместе раскроем этот секрет. Кто скажет? (Если в слове звуки [ й`] и [о] находятся рядом, пишем букву ё)

- Правильно.

6. Физкультминутка.

                      Очень трудно так стоять –

                      Ногу на пол не спускать.

                      И не падать, не качаться,

                      За соседа не держаться.                      

7. Работа в прописи.

    Задание «Впиши пропущенные буквы»

- Отгадайте загадки. В слово-отгадку впишите пропущенную букву, руководствуясь схемой.

             Что же это за девица – не швея, не мастерица,

             Ничего сама не шьёт, а в иголках круглый год.

                                                                   (Ёлка.)

                           Бежит между ёлками

                           Живой клубок с иголками.

                           Вдруг волк навстречу появился –

                           Клубочек вмиг остановился.

                           Свернулся – и не видно ножек.

                           Ответьте, кто же это?

                                                              (Ёжик.)

-Какую букву вписали? (ё)

- Объясните, почему? ( В начале слова буква ё обозначает два звука [ й`] и [о].)

Посчитайте и запишите количество букв и звуков в словах-отгадках. ( ёлка – 4б., 5 зв.; ёжик – 4 б., 5 зв.)

- Объясните, почему количество звуков и букв разное?

- Какой секрет буквы ё открыл вам ёжик? Повторите.

8. Работа со скороговоркой.

 -Наш ёжик отправился домой, но вам оставил скороговорку .

(На доске написана скороговорка)

   Лежит ёжик у ёлки, у ежа иголки.  

-Подготовьтесь к чтению скороговорки:

-Прочитайте про себя.

-Читаем шепотом.

- Вполголоса.

- Громко прочитайте.  

9. Письмо гласных букв.

- Назовите буквы.

-Объясните, на что указывает синяя точка.(Начало движения.)

- Найдите «лишнюю» букву.

IV. Итог урока.

-Вот ёжик и дома, а нам он оставил воздушные шарики. Найдите «лишнюю» букву в каждом шаре.

- Объясните свой выбор.

- Какого цвета шарик вы хотели бы подарить ёжику?

- Объясните свой выбор.

- В каких случаях буква ё может передавать один звук?

- В каких случаях два звука?

- Молодцы.  

- Оцените свою работу на уроке. Выберите себе смайлик. (Смайлики двух цветов, двух видов – на парте у каждого.)

 Длительность урока 35 мин. Прибирают рабочее место, готовят пластилин.

- Слепите из пластилина  лесную поляну, на ней ёжика и ёлочку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

разработка урока русского языка во 2 классе по теме "Правописание парных согласных в корне слова".

Урок, проведенный во 2 классе ( УМК "Планета знаний") в форме деловой игры, позволяет закрепить и обобщить знания детей по орфограмме- правописание парных звонких и глухих согласных в корне слова, раз...

Урок русского языка в 3 классе (Школа 2100) по теме: «Упражнение в правописании слов с буквой безударного гласного в корне».

Урок построен в соответствии с программой образовательной системы «Школа-2100», основной целью которой является формирование у учащихся представления о языке как составляющей целостной научной к...

Методическая разработка урока русского языка: обучение грамоте в 1 классе по теме : «Строчная и заглавная буквы О,о».

Урок разработан на основе учебно-методического комплекта «Школа России». Тип урока- изучение нового материала. В процессе урока использованы шаблоны, позволяющие активно вовлечь обучающихся в тв...

Методическая разработка урока русского языка в 3 классе по теме: "Суффикс и его роль в слове"

Целью  данной методической разработки является уточнение знаний учащихся о суффиксе как части слова, которая служит для образования новых слов. В ней используется презентация, флеш-анимации, что ...

Презентация к уроку русского языка во 2 классе №39 "Учимся писать буквы согласных в корне слова"

Презентация к уроку русского языка во 2 классе №39 "Учимся писать буквы согласных в корне слова" по программе "Начальная школа 21 века"...

Презентация к уроку русского языка во 2 классе №40 "Учимся писать буквы согласных в корне слова"

Презентация к уроку русского языка во 2 классе №40 "Учимся писать буквы согласных в корне слова" по программе "Начальная школа 21 века"...

Разработка урока русского языка в 4 классе Тема: Учимся писать буквы о, ё после шипящих в корне слова

Тема: Учимся писать буквы о, ё после шипящих в корне слова4 класс, система учебников "Начальная школа. ХХIвек" Цели: обучающие: знакомство с правилом обозначения ударного звука [о] посл...