Главные вкладки

    Методичекая разработка урока (русский язык: обучение грамоте) 1 класс Школа XXI века Буква Ё в начале слова (обозначение звуков [й] и [о]
    план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме

    Вараксина Наталья Николаевна

     

                                                    

        Тема: Буква Ё в начале слова (обозначение звуков [ й`]  и [о].

    Цели деятельности педагога: способствовать формированию умения правильно обозначать звуки [ й`о]  и [о]  буквами; создать условия для развития речи, фонематического слуха, памяти.

    Планируемые результаты обучения.

    Предметные: знают, что буква ё в начале слова обозначает звуки [ й`о]; правила применения на практике; умеют соотносить звуковую и буквенную записи слова; соблюдать гигиенические требования к правильной пасадке, положению тетради на рабочем столе, положению ручки в руке при письме; получат возможность научиться правильно обозначать звуки  [ й`о]  и [о]  буквами.

    Метапредметные ( критерии сформированности / оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):

    Познавательные: общеучебные – написание букв по аналогии с предложенным в прописях и на доске образцом начертания;  сравнение звукового состава слов; логические – осуществление анализа поэлементного состава букв Ё и ё; моделирование звуковой схемы слов.

    Регулятивные: умеют выделять и осознавать то, что уже усвоено, и то, что еще нужно усвоить; вносить необходимые дополнения и коррективы в план и способ действия; осуществлять пошаговый контроль рабочей деятельности.

    Коммуникативные: умеют участвовать в учебном диалоге и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; соблюдать правильность устной речи.

    Личностные: понимают значение границ собственного знания и незнания; осознают необходимость самосовершенствования; оценивают свою активность в деятельности, проявляют старание и терпение в работе; выражают доброжелательность в деловых партнерских взаимоотношениях.

                                                           

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon urok_23_rus.yaz_varaksina_nn.doc51 КБ

    Предварительный просмотр:

                                                      Разработала урок

                                                                        учитель начальных классов

                                                              МКОУ Орьевская СОШ

                                                                           Вараксина Наталья Николаевна

                                                                Урок 23

                                                                  (Русский язык: обучение грамоте (обучение письму)

                                                              По программе «Школа 21 века» авт.программа Виноградовой,

                                                                  по учебнику Л.Е.Журовой, А.О.Евдокимовой.

        Тема: Буква Ё в начале слова (обозначение звуков [ й`]  и [о].

    Цели деятельности педагога: способствовать формированию умения правильно обозначать звуки [ й`о]  и [о]  буквами; создать условия для развития речи, фонематического слуха, памяти.

    Планируемые результаты обучения.

    Предметные: знают, что буква ё в начале слова обозначает звуки [ й`о]; правила применения на практике; умеют соотносить звуковую и буквенную записи слова; соблюдать гигиенические требования к правильной пасадке, положению тетради на рабочем столе, положению ручки в руке при письме; получат возможность научиться правильно обозначать звуки  [ й`о]  и [о]  буквами.

    Метапредметные ( критерии сформированности / оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):

    Познавательные: общеучебные – написание букв по аналогии с предложенным в прописях и на доске образцом начертания;  сравнение звукового состава слов; логические – осуществление анализа поэлементного состава букв Ё и ё; моделирование звуковой схемы слов.

    Регулятивные: умеют выделять и осознавать то, что уже усвоено, и то, что еще нужно усвоить; вносить необходимые дополнения и коррективы в план и способ действия; осуществлять пошаговый контроль рабочей деятельности.

    Коммуникативные: умеют участвовать в учебном диалоге и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; соблюдать правильность устной речи.

    Личностные: понимают значение границ собственного знания и незнания; осознают необходимость самосовершенствования; оценивают свою активность в деятельности, проявляют старание и терпение в работе; выражают доброжелательность в деловых партнерских взаимоотношениях.

                                                                Ход урока.  

    I. Организационный момент. Доброе утро, ребята!

                                                   Прозвенел звонок веселый,

                                                   И вошли вы в светлый класс!

                                                   Что здесь нужно? Не лениться

                                                   И старательно учиться.

    II. Актуализациязнаний.

    - На прошлом уроке вы познакомились и научились писать прописную и строчную букву Ё, ё. 

     (На доске: А,О,У,И,Ы,Е,Ё,Я.)

    - Назовите гласные буквы, которые обозначают один звук?

    - Два звука?

    - Сегодня вы узнаете, в каких случаях буква Ё имеет два звука.

    III. Изучение нового материала.

     - Подскажите мне, пожалуйста, слово, в котором буква Ё в начале?

    - Правильно. Ёжик. Он и поможет вам открыть тайну буквы Ё.

    1. Работа по учебнику. Звуковой анализ слова. 

     - Рассмотрите картинку в учебнике. Кто изображен? (ёжик)

    - Давайте вместе произнесем слово «ёжик» по слогам. ([ й`о ж и к]).

    - Назовите первый слог. ([ й`о]).

    - Какой буквой на письме обозначаются эти звуки? (ё)

    - Покажите на ленте.  

    - Молодцы.  

    - А теперь обратимся к  летучей мышке  и послушаем сказку  «Как ёжик учился читать» (Программа Кирилла и Мифодия – урок  йотированных букв)

    - Мы, верно, определили первый слог? (да)  

    - Слушаем первое задание и работаем по цепочке. ( дети по очереди подходят к ноутбуку и выполняют задание, последний нажимает на проверку).

    - Какую тайну буквы Ё вы разгадали? ( Буква ё в начале слова и после гласных обозначает два звука).

    - Подумайте и назовите  слова, где буква ё обозначает два звука. (Ёлка, каёмка)

    - Верно, молодцы.

    2. Гимнастика для пальчиков.  

        Вырос высокий цветок на поляне,

        Утром весенним раскрыл лепестки.

        Всем лепесткам красоту и питанье

      Дружно дают под землей корешки.

    (Руки в вертикальном положении, ладони друг к другу. Развести пальцы и слегка округлить их. Развести пальцы рук. Ритмичное движение пальцами врозь и вместе. Ладони опустить вниз и тыльной стороной прижать друг к другу, пальцы развести.)

    3.  Работа в прописи.

    На доске образцы написания букв Е, е, Ё, ё.

    - Как вы должны сидеть за партой?                  

    - Как должна лежать тетрадь?

    - Напишите строчку Ё.ё. ( дети пишут).

    4. Физкультминутка.

         Есть в лесу три палочки:

         (Хлопают в ладоши)

         Ели – ёлки- ёлочки,

        (руки вверх – в стороны- вниз)

         Лежат на елях небеса,

         (Руки вверх.)

        На ёлках – птичьи голоса,

        (Руки в стороны.)

         Внизу на ёлочках – роса.

        (Руки вниз, присели.)

    5. Работа по картинке в учебнике.

        Нахождение места звуков [ й`], [о] в слове.

    - Проведите звуковой анализ слова «ёлка», гласные звуки обозначьте буквами.

    - Посчитайте, сколько клеточек в схеме звукового состава?

    - Можно ли назвать картинку словом дерево?

    - Как правильно назвать картинку?

    -Прочитайте слово ёлка, ведя указкой по схеме звукового состава.

    (Работаем коллективно, а выставить магниты по цепочке у доски. Составляем звуковую модель слова .)

    - Произнесите слово ёлка так, чтобы отчетливо был слышен первый звук.

    - Определите, какой это звук?

    - Какой фишкой обозначим звук [ й`]? (Зеленой.)

    - Пожалуйста, первый к доске.

    - Произнесите слово ёлка так, чтобы отчетливо был слышен второй звук.

    - Какой второй звук в слове ёлка? 

    - Какой фишкой обозначим звук [о]? (Красной.)

    - Пожалуйста, второй .

    - Произнесите слово ёлка так, чтобы отчетливо был слышен третий звук.

    - Какой это звук?

    -  Какой фишкой обозначим звук [л]? (Синей.)

    - Пожалуйста, следующий.

    - Назовите его мягкую пару. ([л`])

    - Произнесите слово ёлка так, чтобы отчетливо был слышен четвертый звук.

    - Определите, какой это звук.

    - Какой фишкой обозначим звук [к]? (Синей.)

    - Пожалуйста, следующий.

    - Назовите его мягкую пару. ([к`])

    - Определите пятый звук в слове  ёлка. 

    - Какой фишкой обозначить звук [а]? (Красной.)

    - Замените первые две фишки в модели буквой Ё. 

    -Это любимая буква ёжика. А вот и секрет.  

    -Давайте вместе раскроем этот секрет. Кто скажет? (Если в слове звуки [ й`] и [о] находятся рядом, пишем букву ё)

    - Правильно.

    6. Физкультминутка.

                          Очень трудно так стоять –

                          Ногу на пол не спускать.

                          И не падать, не качаться,

                          За соседа не держаться.                      

    7. Работа в прописи.

        Задание «Впиши пропущенные буквы»

    - Отгадайте загадки. В слово-отгадку впишите пропущенную букву, руководствуясь схемой.

                 Что же это за девица – не швея, не мастерица,

                 Ничего сама не шьёт, а в иголках круглый год.

                                                                       (Ёлка.)

                               Бежит между ёлками

                               Живой клубок с иголками.

                               Вдруг волк навстречу появился –

                               Клубочек вмиг остановился.

                               Свернулся – и не видно ножек.

                               Ответьте, кто же это?

                                                                  (Ёжик.)

    -Какую букву вписали? (ё)

    - Объясните, почему? ( В начале слова буква ё обозначает два звука [ й`] и [о].)

    Посчитайте и запишите количество букв и звуков в словах-отгадках. ( ёлка – 4б., 5 зв.; ёжик – 4 б., 5 зв.)

    - Объясните, почему количество звуков и букв разное?

    - Какой секрет буквы ё открыл вам ёжик? Повторите.

    8. Работа со скороговоркой.

     -Наш ёжик отправился домой, но вам оставил скороговорку .

    (На доске написана скороговорка)

       Лежит ёжик у ёлки, у ежа иголки.  

    -Подготовьтесь к чтению скороговорки:

    -Прочитайте про себя.

    -Читаем шепотом.

    - Вполголоса.

    - Громко прочитайте.  

    9. Письмо гласных букв.

    - Назовите буквы.

    -Объясните, на что указывает синяя точка.(Начало движения.)

    - Найдите «лишнюю» букву.

    IV. Итог урока.

    -Вот ёжик и дома, а нам он оставил воздушные шарики. Найдите «лишнюю» букву в каждом шаре.

    - Объясните свой выбор.

    - Какого цвета шарик вы хотели бы подарить ёжику?

    - Объясните свой выбор.

    - В каких случаях буква ё может передавать один звук?

    - В каких случаях два звука?

    - Молодцы.  

    - Оцените свою работу на уроке. Выберите себе смайлик. (Смайлики двух цветов, двух видов – на парте у каждого.)

     Длительность урока 35 мин. Прибирают рабочее место, готовят пластилин.

    - Слепите из пластилина  лесную поляну, на ней ёжика и ёлочку.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    разработка урока русского языка во 2 классе по теме "Правописание парных согласных в корне слова".

    Урок, проведенный во 2 классе ( УМК "Планета знаний") в форме деловой игры, позволяет закрепить и обобщить знания детей по орфограмме- правописание парных звонких и глухих согласных в корне слова, раз...

    Урок русского языка в 3 классе (Школа 2100) по теме: «Упражнение в правописании слов с буквой безударного гласного в корне».

    Урок построен в соответствии с программой образовательной системы «Школа-2100», основной целью которой является формирование у учащихся представления о языке как составляющей целостной научной к...

    Методическая разработка урока русского языка: обучение грамоте в 1 классе по теме : «Строчная и заглавная буквы О,о».

    Урок разработан на основе учебно-методического комплекта «Школа России». Тип урока- изучение нового материала. В процессе урока использованы шаблоны, позволяющие активно вовлечь обучающихся в тв...

    Методическая разработка урока русского языка в 3 классе по теме: "Суффикс и его роль в слове"

    Целью  данной методической разработки является уточнение знаний учащихся о суффиксе как части слова, которая служит для образования новых слов. В ней используется презентация, флеш-анимации, что ...

    Презентация к уроку русского языка во 2 классе №39 "Учимся писать буквы согласных в корне слова"

    Презентация к уроку русского языка во 2 классе №39 "Учимся писать буквы согласных в корне слова" по программе "Начальная школа 21 века"...

    Презентация к уроку русского языка во 2 классе №40 "Учимся писать буквы согласных в корне слова"

    Презентация к уроку русского языка во 2 классе №40 "Учимся писать буквы согласных в корне слова" по программе "Начальная школа 21 века"...

    Разработка урока русского языка в 4 классе Тема: Учимся писать буквы о, ё после шипящих в корне слова

    Тема: Учимся писать буквы о, ё после шипящих в корне слова4 класс, система учебников "Начальная школа. ХХIвек" Цели: обучающие: знакомство с правилом обозначения ударного звука [о] посл...