Разработка урока русского языка в 4 классе Тема: Учимся писать буквы о, ё после шипящих в корне слова
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Тема: Учимся писать буквы о, ё после шипящих в корне слова

4 класс, система учебников "Начальная школа. ХХIвек"

 

Цели:

обучающие: знакомство с правилом обозначения ударного звука [о] после шипящих в корне слова; отработка написания слов с данной орфограммой;

развивающие: развитие внимания, орфографической зоркости у учащихся, умение работать в парах.

воспитывающие: привить интерес к предмету, аккуратность, трудолюбие.

 

Тип урока. Урок усвоения новых знаний

Формы работы учащихся.

Коллективная и индивидуальная работа, фронтальный опрос, работа в паре.

Оборудование: мультимедийный проектор, нетбуки, презентация

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon russkii_yazyk_4_klass.doc42.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Учимся писать буквы о, ё после шипящих в корне слова

Цели:

обучающие: знакомство с правилом обозначения ударного звука [о] после шипящих в корне слова; отработка написания слов с данной орфограммой;

        развивающие: развитие внимания, орфографической зоркости у учащихся, умение работать в парах.

        воспитывающие: привить интерес к предмету, аккуратность, трудолюбие.

Тип урока. Урок усвоения новых знаний

Формы работы учащихся.

Коллективная и индивидуальная работа, фронтальный опрос, работа в паре.

Необходимое техническое оборудование.

Оборудование: мультимедийный проектор, нетбуки,  презентация

Планируемые результаты:

Личностные:

- способствовать развитию культуры речи учащихся, культуры монологичного и

диалогичного ответа;

- способствовать воспитанию устойчивого интереса к изучению русского языка через использование современных средств обучения;

-строить продуктивное речевое взаимодействие со сверстниками и взрослыми;

- адекватно воспринимать устную и письменную речь

Регулятивные

- формировать умение делать выводы, сравнивать их с выводами учебника

- планировать последовательность действий и при необходимости изменять ее;

- осуществлять самоконтроль, самооценку

Предметные

сформировать у учащихся понятие о правописании О - Ё в корне слова после шипящих,

алгоритм использования правила

- содействовать формированию умений употреблять изученные орфограммы

опираться на морфемно-словообразовательный и морфологический анализ при выборе

правильного написания слова

использовать орфографические словари и справочники по правописанию для решения проблем

Ход урока.

  1. Организационный момент.

Учитель: Прозвенел звонок и смолк,

Нам пора начать урок.

- Здравствуйте ребята, очень рада приветствовать вас и желаю всем успехов на уроке и интересной работы.

2. Актуализация знаний

 -Посмотрите на доску. Догадайтесь в каком блоке мы сегодня работаем? (правописание)

- Как вы догадались?

                         

                                        Орфограммы

                                             корня

                                     

- Сейчас поработайте в парах. Вспомните и выберите известные вам орфограммы. (2-3 мин.)

- А теперь с вашей помощью заполним схему на доске.

                                       Безуд. глас.,

                                 провер. ударением

                                                        безуд. гласная, непроверяемая

                                                                                ударением

                                       Орфограммы

                                            корня

                                     

         написание                                        непроизносимые

                     ь                                                      согласные

                                        парные

                                       согласные

- Все ли орфограммы мы знаем? Почему?

- Как думаете, чем мы займемся на уроке? (познакомимся с новой орфограммой корня)

  1. Новый материал (осмысление)

- Прочитайте скороговорки

(На доске скороговорки)

У Саш… нос в саже, скаж… об этом Саше.

Тащ… , не дотащ…, боюсь, что выпущ….

В ж…вом уголке ж..ли еж… и уж….

Волки рыщ…т, пищ… ищ…т.

- На проговаривание каких звуков направлены скороговорки? (шипящие Ж Ш Ч Щ)

- Вот они все в одной скороговорке . Читаем.(слайд )

Поезд мчится скрежеща: же, че, ша, ща; же, че, ша, ща.

-Назовите шипящие. ([ж], [ш], [ч’], [щ’])

- Какие правила связаны с шипящими согласными? (Жи-ши, ча-ща, чу-щу

- Какими буквами обозначаются шипящие? (ж,ш,ч,щ)

Запись на слайде:

Шипящие         [ж], [ш], [ч’], [щ’]

Буквы шипящих          ж     ш     ч      щ

- Предположите, какова тема урока?

-О чем мы будем с вами говорить на этом уроке?

На доске появляется запись:

[ч’орный’] - чёрный

[шорты] – шорты

[шолк] – шёлк

[крыжовн’ик] - крыжовник

[жолтый’] - жёлтый

- Обратите внимание на обозначение звука [о] после шипящих в корнях слов.

- Можно ли сказать, что под ударением звук [о] после шипящих записывается всегда одной буквой? (нет. в одних словах буква ё, в других буква о)

- Обратите внимание на эти слова:

Чёрный – чернеть                шов

Жёлтый – желтеть                шорты

Шёл – вышел                        шорох

Жёлуди - желудей

- Можете ли вы определить правило выбора буквы о или ё?

- Какой буквой обозначен звук [о] в словах первого столбика? (ё)

-  Что происходит с буквой ё во вторых словах первого столбика? (вместо ё появляется е)

- Попробуйте подобрать к словам второго столбика такие родственные слова или формы слов, чтобы в их написании появилась буква е. Можно ли это сделать? (нет)

 - Попробуйте сформулировать правило написания букв о и ё в корне после шипящих. (варианты ответов)

-Давайте откроем учебники на стр.112 и проверим свое предположение.

(Чтение правила про себя, вслух, повторение несколькими учениками)

- А можно ли это правило сформулировать так:

В корне после шипящих под ударением пишется ё, если в других формах слова или в однокоренных словах пишется буква е (иногда и). В остальных случаях пишется буква о. (да)

- В некоторых словах буква о после шипящих в корне пишется и в безударном положении. Например, шоколад, шофёр.

-Как быть с этими словами? (запомнить)

-Давайте запишем эти слова в тетрадь и придумаем однокоренные слова (шоколадка, шоколадный, шофёрский)

4. Первичное закрепление

- Что нужно для того чтобы писать слова с этим правилом правильно? (знать правило и уметь его применять)

- Прочитаем в учебнике рубрику «Учимся применять правило»

Устно разобрать образцы из учебника «чёрный» и «шорты».

4.

4.2 Физкультминутка

4.3 Рубрика «Обрати внимание» - прочитаем и запомним эти слова (на доске вывешиваются на карточках: жонглёр, лечо, шоколад, шоссе, шофёр, Шотландия)

4.4 Закрепление, отработка написания слов с данной орфограммой

Упражнение 2 разберем устно, подбирая необходимые слова

(жёстко – жестковатый, шёлковый – шелковистый, шёл – вышел, отчёт – отчитаюсь, шёпот – шептать, щёчка – щека, щётка – щетинка.

  Дифференцированная работа:

Сильные ученики выполняют упр.№3 (работа в парах),

( дрова – дров, вода – водный, корзина, смотреть – смотрит, дорогой – дорог, холодный – холод, шорох)

 слабые ученики получают карточки с заданием вставить попущенные буквы (о или ё)

5. Рефлексия урока

- Вернемся к нашей схеме. Можем ли мы дополнить её? (да)

- Какую орфограмму добавим? (о/ё после шипящих)

Учитель вписывает на доске, ученики  - в свои схемы.

 - Можно ли сказать, что сегодняшний урок продвинул нас на 1 ступень по лестнице к грамотному письму?

- Какое правило сегодня узнали?

 - Поднимите руки, кто считает, что научился пользоваться этим правилом на письме?

- Молодцы! Мне урок тоже очень понравился, мы все отлично поработали.

Выставление оценок.

Домашнее задание – в тетради на печатной основе урок 46 №1,2.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка в 3 классе УМК "Школа 21 века". Тема. Учимся писать буквы о ,ё после шипящих в корне слова.

Технологическая карта урока русского языка в 3 классе по системе" Начальная школа 21 века" разработана  в соответствии с требованиями ФГОС. На уроке дети учатся строить речевое высказывание...

Учимся писать буквы О,Ё после шипящих в корне слова

Конспект урока по русскому языку УМК "Начальная Школа 21 века"...

Урок русского языка по теме "Учимся писать буквы согласных в корне слова". 2 класс.

Урок русского языка во 2 классе. УМК "Начальная школа 21 века". Учебник «Русский язык: 2 кл. 1ч.» С.В. Иванова....

Презентация к уроку русского языка по теме "Учимся писать буквы согласных в корне слова". 2 класс

Презентация для иллюстрации упражнений к уроку русского языка. УМК «Начальная школа 21 века»....

Урок русского языка 3 класс УМК "Начальная школа 21 века" Тема: Учимся писать буквы о, ё после шипящих в корне слова

Цель урока: Организовать учащихся для совместной познавательной деятельности по "открытию" способа определения написания гласных о,ё после шипящих в корне слова. На уроке применялись различн...

Презентация. Русский язык 3 класс УМК Начальная школа 21 века по теме "Учимся писать буквы О, Ё после шипящих в корне слова"

Презентация предназначена для уроков русского языка 3 класса УМК Начальная школа 21 века...

Интерактивный плакат "Учимся писать буквы о, ё после шипящих в корне слова" 3 класс

Интерактивный плакат "Учимся    писать    буквы  о,  ё после  шипящих     в   корне  слова"  3  класс...