внеклассное занятие по русскому языку
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме

Киселёва Наталья Владимировна

Внеклассное занятие занятие по русскому языку"Крылатые выражения". 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Внеклассное занятие по русскому языку « Крылатые выражения»

Цели.

Познакомить учащихся с понятием «крылатые выражения»

Обучающие цели: 

-   ввести понятие о крылатых выражениях;

-формировать умение употреблять в своей речи слова из разных стилей языка;

- указать на безграничные возможности великого могучего русского языка;

Развивающие:    

-  формирование учебно-познавательной деятельности;

- формирование готовности учащихся к разным видам интеллектуальной деятельности;

- развитие речи, умения слушать.

- развитие умения на основе наблюдений делать выводы;

-  развитие интереса к предмету

Воспитывающие:  

- воспитание навыка самостоятельной работы;

- воспитание навыка работы в группах ,в парах;

- воспитание самостоятельности, аккуратности, усидчивости, целеустремленности

Ход занятия

  1. Актуализация внимания.
  2. Сообщение темы и целей занятия

Сегодня наше внеклассное  занятие  посвящено интересным выражениям. Речь пойдет о выражениях, которые состоят из нескольких слов. Это « крылатые выражения№.

Что это за выражения, почему их называют «крылатыми» постараемся выяснить.

  1. Формирование знаний.

Задание 1.

  1. Послушайте текст. Подумайте, какими словами из текста можно его озаглавить?

Однажды меня и моего младшего брата Дениску пригласил  на рыбалку сосед дядя Юра. Сказал, что знает такое рыбное место, где рыба сама так и ловится на крючок, что ни в сказке сказать, ни пером описать. Обещал угостить ухой – пальчики оближешь. Словом будет интересно, мы не пожалеем. Он на этом деле собаку съел.

Мы с Дениской развесили уши и потеряли голову от счастья. Побежали домой одним духом собирать снасти. В назначенное время мы ждали соседа у подъезда. Ждали час, два, три. Тут я понял, что дядя Юра просто морочил нам голову. Мой брат как заревет в три ручья от обиды. Мне стало не по себе. Я чувствовал себя не в своей тарелке. Вот так мы с братом попались на удочку.

- Как вы предлагаете озаглавить текст?

- Выберите подходящую иллюстрацию к этому заглавию.

- Какие еще выражения, употребленные в переносном значении, встретились в тексте?

- Как вы их понимаете?

Задание 2.

- В русском языке существует немало таких выражений, которые иногда можно заменить одним словом.

во весь дух – быстро

морочить голову – обманывать

в час по чайной ложке – медленно

рукой подать – близко

- Что они обозначают?

- Можно ли их понимать в прямом смысле?

Сейчас послушайте  учеников. Вот какое недоразумение может произойти.

Замолчи Петрусь, говорят!

Прикуси язык, говорят!

Он язык прикусил

И сильней заголосил!

- Что случилось с Петрусем?

- Почему это произошло?

- Как надо понимать выражение «прикуси язык»?

Мухи белые летели,

На дворы, на крыши сели.

Не сочтете белых мух,

Что летают словно пух.

- Как объясните выражение «белые мухи», что это?

- Почему снежинки называют «белыми мухами»?

Задание 3.

От каждого ряда выйдут по одному ученику и прочитают шуточные стихотворения.

А вы послушайте и найдите устойчивые обороты.

  1. За окном едва

Пожелтела трава,

Два брата рубили дрова.

Один это делал спустя рукава.

Другой, засучив рукава.

- Какой здесь устойчивый оборот?

-Когда эти выражения употребляют?

2) Оказался молодцом,

Смог осилить ношу

Не ударил в грязь лицом

И не сел в галошу.

-Какой здесь оборот? Когда употребляют?

3) Вешать можно на гвозди

Полотенце и трость.

Лампу, плащ или шляпу,

И веревку, и тряпку.

Но никогда и нигде

Не вешайте носа в беде.

-Какой здесь оборот? Когда употребляют?

Задание 4.

Ученики нашего класса получили задание, найти историю некоторых выражений. Давайте их послушаем.

1 ученик.

Историю многих оборотов нам объяснить трудно, появились они очень давно. Выражения спустя рукава и засучив рукава, появились в те далекие времена, когда русские носили одежду с очень длинными рукавами. У мужчин 95 см, а женщин на 40 см больше. Попробуйте поработать в одежде с такими рукавами. Неудобно, получится плохо. Чтобы дело спорилось, рукава надо было засучить. Народ приметил это и стал говорить о людях, которые делали что-то плохо, лениво – работают спустя рукава, а о людях, которые умело, работали – работают – засучив рукава. Хотя рукава могут быть короткие.

2 ученик.

Выражение попал впросак, возникло тогда, когда мастеровой люд вил веревки на специальном станке, называемом просак. Зазеваешься – попадет в станок пола или длинный рукав, не сразу выберешься.  Хорошо, что сам жив останешься, лишь одежду испортишь. Вот и теперь говорят: попал впросак – попал в неудобное положение.

3 ученик.

Хорошо нам известный оборот шиворот-навыворот родился в далекие времена и был связан с унизительным наказанием. Провинившегося барина сажали спиной вперед на старую лошаденку. Богатую одежду с расшитым воротником надевали наизнанку – шиворот-навыворот. В таком виде виноватого возили по улицам. И теперь мы говорим шиворот-навыворот, если оденемся не так. Но так можно сказать и не только об одежде.

4 ученик.

Все вы конечно слышали выражение кричать во всю Ивановскую. А связано это выражение с Московским Кремлем. Площадь в Кремле, на которой стоит колокольня Ивана Великого называли Ивановской. На этой площади специальные люди – дьяки, оглашали указы., распоряжения и прочие документы, касавшиеся жителей Москвы и всего народа России. Что бы всем хорошо было слышно, дьяк читал очень громко, кричал во всю Ивановскую.

- Молодца вы хорошо подготовились.

Задание 5.

Послушайте стихотворение.

«Ни пуха, ни пера»

Рано утром Мама-Квочка

В класс отправила сыночка

Говорила: «Не дерись, не петушись».

Поспеши уже пора.

Ну, ни пуха, ни пера.

Через час едва живой

Петушок идет домой

Ковыляет еле-еле

Он со школьного двора,

А на нем и в самом деле

Нет ни пуха, ни пера.

- Что пожелала Мама-Квочка, провожая его пожеланием «Ни пуха, ни пера»?

- Почему стихотворение заканчивается словами «Ни пуха, ни пера»?

- Где они употреблены в переносном значении?

Ребята нам покажут сценку « Три загадки»

Поссорились на перемене ребята.

Один кричит:

-Я тебе покажу, где раки зимуют!

А второй ему:

- Ишь, разошелся, прямо из кожи вон лезет!

Тут подбежал дежурный и давай их расталкивать. А они на него напустились:

- Все  следишь? Наверное, и спишь с открытыми глазами?

Тут дежурный как крикнет:

- стойте, ребята! Разгадайте-ка свои загадки.

- Какие три загадки должны разгадать ребята?

Ответы детей (открыть записи на доске)

Кто сможет объяснить?

Где раки зимуют.

Многие помещики любили полакомиться раками, а зимой их ловить трудно, т.к. раки прячутся под коряги, в норы и там зимуют. На ловлю раков зимой посылали провинившихся крестьян, которые должны были доставать их ледяной воды. Человек замерзнет, застудит руки и тяжело заболеет. Отсюда и пошло: если хотят кого-то наказать, говорят: « Я покажу, где раки зимуют»

Два других выражения – лезть вон из кожи и спать с открытыми глазами – связаны с животным миром. Линяют, т.е. вылезают из своей кожи раки, змеи. Спят с открытыми глазами рыбы, как будто даже во сне все видят.

Не ссорьтесь!

Помните о том,

Что может быть беда

Вдым разругаетесь.

Потом – сгорите от стыда.

Каждая пара получила кроссворд.  Разгадайте его.

По горизонтали:

Назови одним словом:

  1. Морочить голову …(обманывать)
  2. В час по чайной ложке… (медленно)

Закончи фразу:

  1. Нем как …(рыба)
  2. Голоден как…(волк)

По вертикали:

Назови одним словом:

  1. Рукой подать…(близко)
  2. Во весь дух…(быстро)

Закончи фразу:

  1. Хитер как…(лиса)
  2. Труслив как …(заяц)

МОЛОДЦЫ!

  1. Закрепление.

- Посмотрите на все рисунки и скажите, с какими выражениями мы познакомились?

- Можно ли их понимать в прямом смысле?

- Так что же это «крылатые выражения»?

1. Многие выражения близкие по значению одному слову. Их употребляют в переносном значении.

2. В крылатых выражениях не разрешается заменять одно слово с другим.

6. Рефлексия.

- Ребята, вы все сегодня хорошо, активно, засучив рукава работали. Никто не ударил в грязь лицом и не сел а галошу.  Я решила наградить вас ценными подарками. Вот неполный перечень: телевизор, компьютер, автомобиль BMW и другие, любезно предоставленные фирмой «Рожки на ножки». Вручение будет сразу, как только рак на горе свиснет.

-Ну, что уши развесили?

-попались на удочку?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное занятие по русскому языку по теме "В мире русского языка"

занятие способствует закреплению полученных знаний, расширяет кругозор учащихся, развивает память, внимание, стремлние узнавать новое....

Внеклассное занятие по русскому языку с использованием проектной деятельности в 4 классе по теме: «Русский язык – это увлекательно и интересно».

Занятие по русскому языку мы проведем в форме проекта: « Русский язык – это увлекательно и интересно». В ходе, которого мы попробуем доказать следующую гипотезу:...

Внеклассное занятие по русскому языку (4 класс) « Турнир знатоков русского языка»

В игровой форме дети закрепляют изученный материал по русскому языку. Нестандартные задания позволяют лучше усвоить некоторые темы по русскому языку....

Конспект внеклассного занятия по русскому языку "Знатоки русского языка"

Материал содержит разработку занятия интеллектуальной игры для учащихся 4-5 классов "Знатоки русского языка"...

Внеклассное занятие по русскому языку, 3 класс, "Знатоки русского языка"

Внеклассное занятие по русскому языку "Знатоки русского языка" позволяет повторить изученное в 1 и 2 классах.В занятия включенны следующие темы: «Разбор слова по составу», «Антонимы», «Синон...