Рабочая программа по русскому языку
рабочая программа по русскому языку (4 класс) по теме

Шигина Ольга Александровна

Рабочая программа по русскому языку для 4 класса по программе "Гармония". Автор М.С.Соловейчик

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_yazyk.docx80.97 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 1

им. Б.Н.Куликова г. Семикаракорск»

   Утверждена приказом                                          

   по МБОУ «СОШ № 1»                                                

   Приказ №____ от _______2013г.                                                                                                      

   Директор школы __________Ганеев И.И.

 Рассмотрена и рекомендована

 к утверждению учителей

 начальных классов

 Протокол № __ от _______2013 г.                                                РуководительШМО__________ Жукова Н.А.

Рабочая программа

по русскому языку.

УМК «Гармония»

4 «В» класс

Учитель: Шигина Ольга Александровна

2013 – 2014 учебный год

г. Семикаракорск

Пояснительная записка

Рабочая программа разработана на основе программы М. С. Соловейчик «Русский язык» (2005), рекомендованной Министерством образования и науки Российской Федерации, и с учетом стандарта начального общего образования по русскому языку. Рабочая программа по русскому языку рассчитана на 170 часов в учебный год (5 часов в неделю).

Курс русского языка в начальных классах – это составная часть общего лингвистического образования учащихся, поэтому назначение данного курса состоит в том, чтобы обеспечить предметную подготовку младших школьников и формирование у них универсальных учебных действий в объёме, необходимом для дальнейшего образования.

Цели начального курса русского языка:

– создать условия для  осознания ребёнком себя  как языковой личности, для становления у него интереса к изучению русского языка,  для появления  сознательного отношения к  своей речи;

–  заложить основы лингвистических знаний  как  элемент представления о научной картине мира и как базу для формирования умения осознанно пользоваться языком в процессе коммуникации;

– сформировать комплекс языковых и речевых умений, обеспечивающих сознательное использование средств языка, функциональную грамотность учащихся;

–  средствами предмета «Русский язык» влиять на формирование психологических новообразований младшего школьника, его интеллектуальное и  эмоциональное развитие, на формирование учебной самостоятельности и в целом умения учиться;

– обеспечить становление у младших школьников всех видов речевой деятельности в устной и письменной форме,  становление их коммуникативной компетенции.

Для достижения курсом русского языка поставленных целей необходима особая  организация работы по освоению его предметного содержания – необходима  реализация деятельностного подхода к процессу лингвистического образования младших школьников.

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

Ценность жизни – признание человеческой жизни и существования живого в природе и материальном мире в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного художественно-эстетического, эколого-технологического сознания.

Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира - частью живой и неживой природы. Любовь к природе означает прежде всего бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства, отражение в художественных произведениях, предметах декоративно-прикладного искусства.

Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру, самосовершенствованию и самореализации, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.

Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие, стремление помочь ближнему, как проявление высшей человеческой способности - любви.

Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.

Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность художественно-культурных, этнических традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.

Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, потребности творческой самореализации, состояния нормального человеческого существования.

Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.

Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.

Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.

Ценность патриотизма - одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.

 

В  четвертом классе   изучаемый материал группируется вокруг понятий: «слово»,  «словосочетание»,   «предложение»,  «текст».  

Слово как основная единица языка выносится на рассмотрение дважды: сначала  обсуждается на уровне морфологии, а затем  лексики; параллельно закрепляются знания  учащихся  о  назначении,   возможных значениях,  особенностях  использования и написания   различных морфем.

Знакомство с  частями речи завершается  изучением склонения имён существительных и прилагательных, спряжения глаголов, что сочетается с освоением  правописания  безударных окончаний всех частей речи (в традиционном объёме). В центре внимания находится формирование общего способа действия, который должен обеспечить правильное письмо. Поэтому, например, окончания  трёх склонений имён существительных в разных падежах осваиваются  одновременно.

 Продолжается работа над правильным употреблением слов, в связи с которой предусмотрено использование справочника «Как правильно изменить слово? Словарь трудностей», включённого в учебник 4-го класса.  

Для общего знакомства  учащимся  представляется  наречие, что вызвано  частотностью  данной части речи, её  практической необходимостью.  Правописание наречий  специально не изучается –  запоминание наиболее употребительных  обеспечивается в словарном порядке.

Особенностью рассмотрения частей речи на данном этапе является  пристальное внимание к синтаксическим связям, к построению словосочетаний и специфике  «поведения»  в них слов,  относящихся к разным частям речи.  Учащиеся знакомятся со значениями словосочетаний и продолжают осваивать постановку двух типов  вопросов, задаваемых к имени существительному («по форме», «по смыслу»). Работе над словосочетанием придаётся большое значение с точки зрения интеллектуального развития детей и развития их речи – повышения её  правильности, точности, богатства и выразительности.

Знания четвероклассников о предложении расширяются за счёт знакомства с однородными членами  и получения самого общего (на практическом уровне) представления о сложных  предложениях. Кроме того, теперь, после знакомства со значениями словосочетаний, учащиеся получают возможность научиться по смысловым вопросам разграничивать виды второстепенных членов предложения.

 Спецификой реализуемого подхода к предложению является то, что оно рассматривается не только как самостоятельная синтаксическая единица, но и как компонент текста.  Включение предложения в текст, выбор порядка слов,  связь  предложений  друг с другом – вот некоторые    направления  проводимых наблюдений.  Работа ведётся без изучения теории, её цель  –  общее и речевое развитие  учащихся, накопление ими положительного речевого опыта и его осмысление.

  На этом этапе предусмотрено знакомство с построением  несложного текста-рассуждения.  Среди осваиваемых жанров –  рассказ, сказка (сказочная история), объявление,  дневниковая запись и др.  В конце года  в качестве системного обобщающего понятия вводится понятие «сочинение». Оно является общим по отношению ко всем тем видам текстов, которые учились создавать младшие школьники. Вводится и общая памятка «Как писать сочинение», которая  будет и в дальнейшем, в основной школе, помогать учащимся осознанно планировать свои действия при подготовке к сочинениям.

В целом программа  4-го  класса  ориентирована на то,  чтобы  обеспечить плавный переход к успешному продолжению  лингвистического образования в основной школе.

Таким образом,  курс русского языка для 1–4 классов в данной программе представлен  следующими содержательными линиями:

– формирование речевых, коммуникативных умений, совершенствование всех видов речевой деятельности на основе речеведческих знаний;

–  формирование языковых умений (в области фонетики, графики, лексики, морфемики, грамматики) на основе соответствующих лингвистических знаний;

– формирование орфографических и элементарных пунктуационных умений на основе знаний по орфографии и пунктуации.

В рамках систематического курса русского языка продолжается совершенствование каллиграфических умений учащихся, но при этом центральной задачей, наряду с корректировкой этих умений, становится формирование у учеников каллиграфического самоконтроля и адекватной самооценки этой стороны письма.

Обучение всем видам речевой деятельности, чтению и работе с информацией, а также формирование различных универсальных учебных действий осуществляется при освоении всех разделов курса

Предметные результаты освоения программы

Выпускники начальной школы: 

– овладеют начальными представлениями о языке как средстве общения, о принятых правилах культуры речевого поведения, о разновидностях речи, о системе средств русского языка (фонетических, графических, лексических, словообразовательных, грамматических), об особенностях общения в устной и письменной форме, о нормах литературного языка и правилах письма;

– освоят основные понятия и правила из области фонетики, графики, морфемики, грамматики, орфографии, культуры речи, теории текста (в объёме изученного); приобретут умение находить, сравнивать, классифицировать, характеризовать различные единицы языка (звуки, буквы, слова, предложения) по указанным параметрам, конструировать из этих единиц единицы более высокого уровня (слова, словосочетания, предложения, тексты);

– овладеют основными орфографическими и пунктуационными умениями и в целом основами грамотного письма (в пределах изученного);

– приобретут опыт изучающего и поискового (при работе со словарями, справочниками) чтения, а также правильного речевого поведения, создания  собственных высказываний разных видов (в освоенных пределах) с учётом задач и ситуации общения.

Результаты освоения основных содержательных линий курса

Формирование речевых, коммуникативных умений, совершенствование речевой деятельности

Выпускник научится: 

– участвовать в устном общении на уроке  (слушать собеседников,  говорить на обсуждаемую тему, соблюдать основные правила речевого поведения), владеть нормами речевого этикета в типовых ситуациях учебного и бытового общения;   

– самостоятельно  читать тексты учебника, извлекать из них информацию, работать с ней  в соответствии с учебно-познавательной задачей;  

– пользоваться различными словарями учебника для решения  языковых и речевых  вопросов;  

– замечать в речи незнакомые слова и спрашивать об их значении, обращаться  для ответа на вопрос к толковому словарю учебника;

– соблюдать нормы произношения, изменения,  употребления и написания слов, имеющихся в  словарях учебника;

– понимать тему и главную мысль текста (при её словесном выражении), озаглавливать текст по его теме и (или) главной мысли;

– озаглавливать части текста, выделенные абзацными отступами, составлять план;

–  восстанавливать  последовательность частей или последовательность предложений в тексте повествовательного характера (с ясной логикой развития событий);

– строить предложения для решения определённой речевой задачи (для ответа на заданный вопрос, для завершения текста, для передачи основной мысли текста, для выражения своего отношения к чему-либо);  

– замечать в художественном тексте (в ярких случаях) языковые средства, создающие его выразительность;

– находить и устранять в предъявленных  предложениях, текстах   нарушения правильности, точности, богатства речи (яркие случаи);

– письменно (после коллективной подготовки)  подробно или выборочно пересказывать текст повествовательного характера (предъявленный для зрительного восприятия), сохраняя основные особенности оригинала;

– письменно создавать небольшие речевые произведения   освоенных жанров (например, записку, письмо, поздравление), небольшие тексты повествовательного и описательного характера;

– проверять правильность своей письменной речи, исправлять допущенные орфографические и пунктуационные ошибки;  улучшать написанное: добавлять и убирать элементы содержания, заменять слова на более точные и выразительные.

Выпускник получит возможность научиться: 

соблюдать правила вежливости при общении с людьми, плохо владеющими русским языком;

– пользоваться знакомыми лингвистическими словарями, адресованными младшим школьникам;

–  понимать главную мысль текста, выраженную в подтексте; озаглавливать текст по его главной мысли с учётом стиля и типа речи  (без терминов);

–  конструировать предложение из заданных слов  с учётом его контекстного окружения;

– делить текст на части (ориентируясь на подтемы), составлять план;

– самостоятельно (с использованием памятки учебника) готовиться к пересказу текста; пересказывать повествовательные  тексты с элементами описания, рассуждения, сохраняя особенности оригинала;

– создавать речевые произведения разных жанров (загадки, словесные этюды,  простые инструкции), небольшие  тексты, содержащие описание, рассуждение, оценку чего-либо;  

– редактировать собственные тексты, совершенствуя правильность речи, улучшая содержание, построение предложений и выбор языковых средств;

–  соблюдать требования каллиграфии при письме,  аккуратно и, по возможности,  красиво оформлять свои записи. 

Формирование языковых умений

В области фонетики и графики

выпускник научится:

– различать понятия «звук» и «буква»;

– определять характер каждого звука в слове (в объёме изученного), характеризовать звуки, словесно и схематически (при предъявлении слова звучащим или написанным);

– понимать характеристику звуков речи, представленную в модельном виде;

– сравнивать и классифицировать указанные звуки речи по заданным параметрам; анализировать и группировать слова по указанным характеристикам звуков;

– объяснять случаи несовпадения  количества звуков и букв;

– объяснять выбор способа обозначения буквами твёрдости-мягкости согласных и звука [й,]; правильно обозначать твёрдость-мягкость согласных и звук [й,] при письме;

 – определять количество слогов в слове и их границы (на основе освоенных критериев);

– определять в слове ударный слог; сравнивать и классифицировать слова по их слоговому составу, по расположению ударного слога, по количеству безударных;

– правильно называть буквы алфавита, располагать буквы и слова по алфавиту;  использовать знание алфавита при работе со словарями;

– пользоваться при письме небуквенными графическими средствами: пробелом между словами, знаком переноса, абзацным отступом («красной строкой»);

выпускник получит возможность научиться:

– обозначать звуковой состав слова с помощью элементарной транскрипции;

– сравнивать, классифицировать звуки по самостоятельно определённым характеристикам;

– классифицировать слова с точки зрения их звуко-буквенного состава по самостоятельно определённым критериям;

– письменно выполнять полный звуко-буквенный анализ слова.

В области словообразования

выпускник научится:

– владеть опознавательными признаками однокоренных слов для их выявления; отличать однокоренные слова  от форм одного и того же слова,  от синонимов и слов с омонимичными корнями;

– выполнять общий способ действия для выделения в слове окончания, корня, приставки, суффикса; находить эти части в словах  с однозначно выделяемыми морфемами;

– конструировать слова из заданных частей слова;

– сравнивать слова по их строению,  характеризовать различия,  классифицировать слова в зависимости от строения;

– соотносить слова с предъявленными моделями, выбирать из предложенных слова к заданной модели;

различать изменяемые и неизменяемые слова;

выпускник получит возможность научиться:

– выделять в словах основу (в простых случаях), понимать роль каждой из её частей (корня, приставки, суффикса) в передаче лексического значения слова (без термина);

– отличать от других сложные слова, выделять в них два корня;

– понимать значения, вносимые в слово суффиксами и приставками (в пределах накопленного опыта), образовывать слова с этими морфемами для передачи соответствующего значения;

– правильно употреблять отдельные приставки, соотнося их с предлогами (в объёме  программы);

– самостоятельно подбирать слова к предложенной модели;

– выполнять полный разбор слов по составу (в соответствии с освоенным способом действия), выделять в слове нулевое окончание.

В области лексики[1]

выпускник научится:

– осознавать, что понимание значения слов –  обязательное условие их умелого использования в устной и письменной речи;

– выявлять в речи (устной и письменной) слова, значения которых требует уточнения; спрашивать об их значении или обращаться к толковому словарю учебника;

– распознавать среди предложенных слов синонимы и антонимы (простые случаи);

– стараться не допускать в письменной речи неоправданных повторов слов;

выпускник получит возможность научиться:

– выяснять значения незнакомых слов в доступных источниках (у взрослых, в толковых словарях для младших школьников); определять значение слова по тексту;

– наблюдать за использованием синонимов и антонимов в речи; подбирать к предложенным словам 1–2 синонима, антоним;

– понимать, что в языке есть слова с одним значением или несколькими, что слова могут употребляться в прямом или переносном значении; замечать в художественных текстах слова, употреблённые в переносном значении.

В области морфологии

выпускник научится:

– выявлять принадлежность слова к определенной части речи по комплексу  освоенных признаков, разграничивать слова самостоятельных и служебных частей речи (в пределах изученного);

– ставить имена существительные, имена прилагательные и глаголы в начальную форму; изменять слова в соответствии с их  морфологическими особенностями; ставить слова в указанные формы;

– определять морфологические признаки слова (род, склонение, число, падеж имени существительного; род, число, падеж имени прилагательного; время, число, спряжение, лицо или род  глагола; лицо и число личного местоимения в начальной форме), выполнять для этого необходимые способы действия;

– сравнивать, классифицировать предложенные слова по указанным признакам;

–  пользоваться словарями учебника «Какого рода и числа слово?», «Как правильно изменить слово?» для решения вопросов правильности речи;

– правильно употреблять в речи имена существительные (в  объёме программы), личные местоимения 3-го лица с предлогами;  использовать личные местоимения для устранения неоправданных повторов слов;

– под руководством учителя выявлять роль слов разных частей речи в художественном тексте;

– пользоваться словами разных частей речи в собственных высказываниях,  в том числе использовать имена прилагательные, наречия для повышения точности, выразительности речи;

 выпускник получит возможность научиться:

– различать смысловые и падежные вопросы, личные и родовые окончания; понимать значения форм настоящего, прошедшего, будущего времени;

– находить в тексте слова по указанным морфологическим признакам;

– выполнять полный морфологический анализ имён существительных, имён прилагательных, глаголов на основе освоенного общего способа действия;

– выделять наречия среди слов других частей речи;

– соотносить личное местоимение в косвенном падеже с его начальной формой;

– видеть особенности изменения имён прилагательных на -ий, -ья, -ин;  

–замечать  яркие случаи неудачного употребления местоимений, приводящие к неясности речи, стараться устранять их;

– пользоваться именами числительными в речи, правильно изменять их;

– понимать роль предлогов и союзов в речи, значение частицы не при глаголе .

 В области синтаксиса и пунктуации

выпускник научится:

– различать слова, словосочетания и предложения по освоенным признакам;

 – ставить от главного слова к зависимому смысловые вопросы;

– составлять из заданных слов словосочетания  с учётом связи «по смыслу» и «по форме»;

  – выделять предложения из потока устной и письменной речи, оформлять их границы;

– различать понятия «части речи» и «члены предложения», выделять в предложении главные и второстепенные члены;

– различать виды предложений по цели (повествовательные, вопросительные, побудительные)  и интонации (восклицательные и невосклицательные); находить такие предложения в тексте; строить разные по цели и интонации предложения;

– выделять в предложениях главные и второстепенные члены, среди главных различать подлежащее и сказуемое;

– устанавливать связи членов предложения, отражать её в схемах;  соотносить предложения со схемами, выбирать предложение, соответствующее схеме;  

– распознавать предложения с однородными членами, строить такие предложения и использовать их в речи; пользоваться бессоюзной связью, союзами и, а, но; ставить запятые перед союзами  а, но,  при бессоюзной связи («при перечислении»);

– проводить синтаксический анализ простого предложения (ясной структуры): характеризовать его  по цели, интонации,   наличию  второстепенных членов (без деления на виды), указывать главные;

– различать простые предложения (без однородных членов) и сложные предложения;

выпускник получит возможность научиться

– осознанно пользоваться смысловыми и падежными вопросами для решения языковых и речевых задач;

– по смысловым вопросам определять значения словосочетаний;

– строить словосочетания разных видов;

– строить вопросы со словом «почему» и ответы на них; строить ответы на вопросы с учётом логического ударения;

– создавать побудительные предложения со значением просьбы, пожелания;

– различать виды второстепенных членов предложения: определение, дополнение, обстоятельство (простые случаи);

– различать простые предложения с однородными членами и сложные предложения (элементарные случаи);

– осознанно (с учётом смысла) использовать в сложных предложениях и при однородных членах союзы и, а, но; ставить в сложных предложениях перед словами что, чтобы, потому что, поэтому запятую.

Формирование орфографических умений

 Выпускник научится:

– по освоенным опознавательным признакам обнаруживать орфограммы (в зрительно воспринимаемом тексте и на слух);

– определять разновидности орфограмм и соотносить их с определёнными правилами (в освоенных пределах);

– разграничивать орфограммы на изученные правила и неизученные;

– пользоваться приёмом сознательного пропуска буквы на месте орфограммы (письмом с «окошками») как средством проявления орфографического самоконтроля и орфографической рефлексии по ходу письма;

– применять изученные орфографические правила  (в объёме  программы);

–  пользоваться орфографическим словарём учебника для решения вопросов письма на месте непроверяемых орфограмм;

–  писать слова с непроверяемыми орфограммами (в изученном объёме);

– списывать  и писать под диктовку текст объёмом до 80 слов;

 – проверять написанное и вносить коррективы;

выпускник получит возможность научиться

–  обнаруживать большую часть орфограмм в предъявленной и собственной записи;

– оставлять сознательный пропуск буквы («окошко») на месте неосвоенных орфограмм;

–  применять несколько дополнительных орфографических правил (в соответствии с программой);

– эффективно осуществлять проверку написанного, обнаруживать и аккуратно исправлять все допущенные орфографические и пунктуационные ошибки.

К концу обучения в начальной  школе данная программа обеспечит готовность учащихся к продолжению лингвистического образования на следующей ступени.

Учебно-методическое обеспечение.

Учебники и тетради с печатной основой для учащихся :

  • Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С.Учебник русского языка «К тайнам нашего языка» для 4 класса. В  2 ч. 2012.
  • Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С.  Тетради-задачники  к учебнику «К тайнам нашего языка» для 4 класса. В 3 частях. 2013.
  • Корешкова  Т.В. Потренируйся! Тетрадь с печатной основой для 2, 3, 4 классов. В 2 частях. 2013г.
  • Словари для учащихся начальных классов: орфографический, толковый и др.  

Пособия  для учителя:

  • Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С.Учебник русского языка «К тайнам нашего языка» для 4 класса. В  2 ч. 2012.
  • Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С.Тетради-задачники  к учебнику «К тайнам нашего языка» для 4 класса. В 3 частях. 2013.
  • Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С. Методические рекомендации к учебнику русского языка «К тайнам нашего языка» для 1 (2, 3, 4 ) класса. – 2011 и послед.
  • Компьютер, мультимедийный проектор.
  • Тренажёры, интерактивные тесты.
  • Карточки для индивидуальной работы.
  • Репродукции картин к сочинению.
  • Ресурсы Интернета

     - Единая Коллекция цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) http://school-collection.edu.ru,

 -     Детские электронные книги и презентации:   http://viki.rdf.ru/

-     Учительский портал: http://www.uchportal.ru/

-     http://www.nachalka.com/

-     http://www.zavuch.info/

-     Методический центр:   http://numi.ru/

Нормы и критерии оценок.

1. ОЦЕНКА УСТНЫХ ОТВЕТОВ УЧАЩИХСЯ

При оценке ответа ученика необходимо руководствоваться следующими критериями:

1) полнота и правильность ответа;

2) степень осознанности, понимания изученного;

3) языковое оформление ответа.

Оценка «5» ставится, если ученик:

1) полно излагает изученный материал, дает правильное определение языковых понятий;

2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные;

3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.

Оценка «4» ставится, если ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки «5», но допускает 1—2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1—2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.

Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но:

1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил;

2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры;

3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.

Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка «2» отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.

Оценка «1» ставится, если ученик обнаруживает полное незнание или непонимание материала.

Оценка («5», «4», «3») может ставиться не только за единовременный ответ (когда на проверку подготовки ученика отводится определенное время), но и за рассредоточенный во времени, то есть за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока (выводится поурочный балл), при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы учащегося, но и осуществлялась проверка его умения применять знания на практике.

2. ОЦЕНКА ДИКТАНТОВ

Диктант оценивается одной отметкой.

Оценка «5» выставляется за безошибочную работу, а также при наличии в ней 1 негрубой орфографической или 1 негрубой пунктуационной ошибки.

Оценка «4» выставляется при наличии в диктанте 2 орфографических и 2 пунктуационных ошибок, или 1 орфографической и 3 пунктуационных ошибок, или 4 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок. Оценка «4» может выставляться при 3 орфографических ошибках, если среди них есть однотипные.

Оценка «3» выставляется за диктант, в котором допущены 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок. В V классе допускается выставление оценки «3» за диктант при 5 орфографических и 4 пунктуационных ошибках. Оценка «3» может быть поставлена также при наличии 6 орфографических и 6 пунктуационных, если среди тех и других имеются однотипные и негрубые ошибки.

Оценка «2» выставляется за диктант, в котором допущено до 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок.

При большем количестве ошибок диктант оценивается баллом «1»

В комплексной контрольной работе, состоящей из диктанта и дополнительного (фонетического, лексического, орфографического, грамматического) задания, выставляются две оценки за каждый вид работы.

При оценке выполнения дополнительных заданий рекомендуется руководствоваться следующим:

Оценка «5» ставится, если ученик выполнил все задания верно.

Оценка «4» ставится, если ученик выполнил правильно не менее 3/4 заданий.

Оценка «3» ставится за работу, в которой правильно выполнено не менее половины заданий.

Оценка «2» ставится за работу, в которой не выполнено более половины заданий.

Оценка «1» ставится, если ученик не выполнил ни одного задания.

При оценке контрольного словарного диктанта рекомендуется руководствоваться следующим:

Оценка «5» ставится за диктант, в котором нет ошибок.

Оценка «4» ставится за диктант, в котором ученик допустил 1—2 ошибки.

Оценка «3» ставится за диктант, в котором допущено 3—4 ошибки.

Оценка «2» ставится за диктант, в котором допущено до 7 ошибок. При большем количестве ошибок диктант оценивается баллом «1».

3. ОЦЕНКА СОЧИНЕНИЙ И ИЗЛОЖЕНИЙ

Любое сочинение и изложение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление, вторая - за грамотность, т. е. за соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм. Обе оценки считаются оценками по русскому языку, за исключением случаев, когда проводится работа, проверяющая знания учащихся по литературе. В этом случае первая оценка (за содержание и речь) считается оценкой по литературе.

Содержание сочинения и изложения оценивается по следующим критериям:

  • соответствие работы ученика теме и основной мысли;
  • полнота раскрытия темы;
  • правильность фактического материала;
  • последовательность изложения.
  • При оценке речевого оформления сочинений и изложений учитывается:
  • разнообразие словаря и грамматического строя речи;
  • стилевое единство и выразительность речи;
  • число речевых недочетов.

Грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок - орфографических, пунктуационных и грамматических.

Оценка

Содержание и речь

Грамотность

1

2

3

«5»

1.        Содержание работы полностью соответствует теме

2.        Фактические ошибки отсутствуют

3.        Содержание излагается последовательно

4.        Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических
конструкций, точностью словоупотребления

5.        Достигнуто стилевое единство и выразительность текста

В целом в работе допускается 1 недочет в содержании и 1 —2речевых недочета

Допускается:

1 орфографическая, или 1 пунктуационная, или 1 грамматическая ошибка

«4»

1.        Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы)

2.        Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности

3.        Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей

4.        Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен, отличается единством и достаточной выразительностью

5.        Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью

В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 34 речевых недочетов

Допускается:

2 орфографические и 2 пунктуационные, или 1 орфографическая и 3 пунктуационных ошибки, или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматические ошибки

«3»

1.        В работе допущены существенные отклонения
от темы

2.        Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности

3.        Допущены отдельные нарушения последовательности изложения

4.        Беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление

5.        Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна

В целом в работе допускается не более 4 недочетов в содержании и не более 5 речевых недочетов

Допускается:

4        орфографические

и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические ошибки и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок (в V классе -

5        орфографических

и 4 пунктуационные ошибки), а также 4 грамматические ошибки

«2»

1.Работа не соответствует теме

2.Допущено много фактических неточностей

3.Нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, работа не соответствует плану

4.Крайне беден словарь, работ, написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления

5.Нарушено стилевое единство текста

В целом в работе допущено более 6 недочетов в содержании и до 7речевых недочетов

Допускается:

7 орфографических

и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических ,и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических г  и 9 пунктуационных ошибок,

8        орфографических

и 6 пунктуационных ошибок, а также 7 грамматических ошибок

«1»

В работе допущено более 6 недочетов в содержании и более 7 речевых недочетов

Имеется более

7 орфографических,

7 пунктуационных

и 7 грамматических ошибок

4. ОЦЕНКА ОБУЧАЮЩИХ РАБОТ

Обучающие работы (различные упражнения и диктанты неконтрольного характера) оцениваются более строго, чем контрольные работы.

При оценке обучающих работ учитываются: 1) степень самостоятельности учащегося; 2) этап обучения; 3) объем работы; 4) четкость, аккуратность, каллиграфическая правильность письма.

Если возможные ошибки были предупреждены в ходе работы, оценки «5» и «4» ставятся только в том случае, когда ученик не допустил ошибок или допустил, но исправил ошибку. При этом выбор одной из оценок при одинаковом уровне грамотности и содержания определяется степенью аккуратности записи, подчеркиваний и других особенностей оформления, а также наличием или отсутствием описок. В работе, превышающей по количеству слов объем диктантов для данного класса, для оценки «4» допустимо и 2 исправления ошибок.

Первая и вторая работа как классная, так и домашняя при закреплении определенного умения или навыка проверяется, но по усмотрению учителя может не оцениваться.

Самостоятельные работы, выполненные без предшествовавшего анализа возможных ошибок, оцениваются по нормам для контрольных работ соответствующего или близкого вида.

Распределение часов по темам

Название раздела

Количество часов

1

Знаем – повторим, не знаем – узнаем.  Повторение известного о словах.

8

2

Повторение грамматических слов и всех видов разбора

6

3

Совершенствование грамматических и орфографических умений

4

4

Учимся передавать рассказы других и говорить о себе

2

5

Понятие «словосочетание»

6

6

Наблюдение за связями слов в словосочетаниях

8

7

Наречие

6

8

Проверь себя

2

9

Пишем объявления

3

10

Имена существительные и имена прилагательные

36

11

Части речи. Что мы о них знаем.

14

12

Личные окончания глаголов

20

13

Новое о строении предложений

12

14

Учимся рассуждать

7

15

И снова о главном работнике в языке – слове

36

Итого:

170

Контрольных работ – 8. Работ по развитию речи – 19.

Календарно-тематическое планирование

Тема урока

Кол-во часов

Виды деятельности

Дата

1

Повторение способов действия, необходимых при решении орфографических задач

1

Произношение и обозначение на письме ударных и безударных в слове

02.09

2

Повторение основных грамматических понятий

1

Выделение и определение значимых частей слова

03.09

3

Систематизация освоения орфографических правил

1

Соотношение звуков и букв

04.09

4

Повторение изученного о частях речи

1

Повторение речевых вопросов

05.09

5-7

Речь. Ее виды

3

Практическое овладение диалогической формой речи

06.09

09.09

10.09

8

Знакомство с понятием «личный дневник» и обучение его ведению

1

Знакомство с назначением личного дневника особенностями оформления его записей

11.09

9

Диагностическая  контрольная работа.

1

Индивидуальная работа

12.09

10

Анализ  и работа над ошибками

1

Выяснение причин ошибок контрольной работы, их исправление

13.09

11

Звукобуквенный разбор слова. Словарный диктант

1

Звукобуквенный анализ как основа «перевода» слова звучащего в слово написанное

16.09

12

Строение слова и его значение

1

Выделение и определение значимых частей слова

17.09

13

Распознавание слов по частям речи

1

Значение и употребление в речи

18.09

14

Упражнение в выполнении различных грамматических действиях

1

Развитие орфографической зоркости

19.09

15-16

Орфографические умения как правильные орфографические действия

2

Развитие орфографической зоркости, совершенствование всех умений.

20.09

23.09

17

Грамматическое значение слов

1

Однозначные и многозначные слова, их различие

24.09

18

Грамматическое значение слов

1

Работа в парах, в группах

25.09

19

Обучение изложения от другого лица

1

Создание несложного текста, освоение понятия «пересказ от третьего лица»

26.09

20

Написание воспоминаний «Летние встречи»

1

Осознание текста как результата речевой деятельности

27.09

21

Знакомство с понятием «словосочетание».

1

Общее знакомство со словосочетанием.

30.09

22

Уточнение сведений о словосочетании и обучение записи словосочетаний

1

Привлечение внимания к смысловой части членов словосочетаний

01.10

  23

Знакомство со значениями словосочетаний и смысловыми вопросами

1

Обсуждение «вопроса о вопросах», смысловых и формальных

02.10

24-25

Составление словосочетаний и вычленение их из предложений

2

Тренировка в построении словосочетаний, поиск наиболее удачного порядка слов в предложении

03.10

04.10

26

Подчинение имени существительного глаголу.

1

Тренировка в определении падежей имен существительных, обучение постановке смысловых вопросов

07.10

27

Подчинение имени существительного глаголу или другому имени существительному. Определение падежей.

1

Тренировка в определении падежей имен существительных, обучение постановке смысловых вопросов

08.10

28

Закрепление изученного о словосочетании, решение разных орфографических задач.

1

Тренировка в определении падежей имен существительных, обучение постановке смысловых вопросов

09.10

29

Контрольная работа по теме: «Словосочетание»

1

Проверка сформированности умений применять знания

10.10

30

Анализ контрольной работы  и работа над ошибками.

1

11.10

31

Сочинение по картине В.М.Васнецова «Богатыри»

1

Создание небольших  текстов (сочинений) по картине. Выполнение анализа ошибок и работы над ошибками

14.10

32

Работа над ошибками.

1

15.10

33

Обучение выбору падежной формы имени существительного.

1

Тренировка в определении падежей имен существительных

16.10

34

Знакомство с особенностями наречия как части речи.

1

Наблюдение за своеобразием связи наречия с главным словом

17.10

35

Правописание наречий

1

Правильное написание и использование наречий

18.10

36

Обучающее изложение с изменением лица рассказчика

1

Изложение содержания прочитанного текста. Правильное написание и использование наречий. Запись исправлений, редактирование текстов изложений.

21.10

37

Работа над ошибками. Закрепление изученного о наречии.

1

22.10

38

Контрольная работа за I четверть

1

Проверка знаний и умений

23.10

39

Работа над ошибками. Пишем объявления.

1

Объявление как жанр речи. Составление объявлений с использованием слов из словаря.

24.10

40

Закрепление правописания наречий, построение объяснений, как куда-то пройти

1

Роль наречий в текстах при ответах на вопрос: «Как пройти?»

25.10

41-42

Закрепление изученного о наречии.

2

Правильное написание и использование наречий

05.11

06.11

43

Повторение изученного об именах существительных

1

Повторение системы падежей и способов их определения; термин «склонение»

07.11

44

Знакомство с тремя склонениями имен существительных и способом определения склонения

1

Различение 1, 2, 3-го склонения имен существительных

08.11

45-46

Формирование умения определять склонение в именах существительных

2

Различение 1, 2, 3-го склонения имен существительных

11.11

12.11

47

Дополнение памятки анализа имени существительного новыми сведениями

1

Работа по памятке «Анализируем имя существительное как часть речи»

13.11

48-49

Знакомство со способом решения орфографических задач в безударных окончаниях имен существительных

2

Правописание безударных падежных окончаний имен существительных.

14.11

15.11

50

Изложение повествовательного текста

1

Изложение текста-повествования

18.11

51

Работа над ошибками. Освоение способа решения орфографических задач в безударных окончаниях имен существительных.

1

Правописание безударных падежных окончаний имен существительных.

19.11

52-55

Освоение  способа  решения орфографических задач в безударных окончаниях имен существительных. Словарный диктант.

4

Правописание безударных падежных окончаний имен существительных.

20.11

21.11

22.11

25.11

56-57

Выбор буквы в безударном окончании имени прилагательного

2

Правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных.

26.11

27.11

58-59

Освоение способа определения безударных окончаний имен прилагательных.

2

Правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных.

28.11

29.11

60

Изложение: обучение художественной речи.

1

Обучение художественной (картинной) речи

02.12

61

Работа над ошибками.

1

03.12

62

Сочинение по картине А.А.Пластова «Первый снег»

1

Создание небольших текстов (сочинений), составление этюда по картине

04.12

63

Работа над ошибками.

1

05.12

64-65

Правописание окончаний имен существительных и имен прилагательных во множественном числе

2

Правописание безударных падежных окончаний имен существительных и имен прилагательных во множественном числе. Падежные окончания имен существительных во множественном числе.

06.12

09.12

66-67

Образование форм именительного и родительного падежей множественного числа имен существительных; обучение пользованию словарем

2

Выполнение тренировочных упражнений в образовании форм имен существительных множественного числа. Работа со словарем.

10.12

11.12

68-70

Закрепление изученных вопросов правописания.

Проверочная работа.

Словарный диктант.

3

Правописание безударных падежных окончаний имен существительных.

12.12

13.12

16.12

71-72

Работа над ошибками в образовании различных форм имен существительных.

2

17.12

18.12

73-74

Итоговая контрольная работа за I полугодие. Анализ ошибок контрольной работы. Словарный диктант.

2

Выполнение тренировочных упражнений в написании под диктовку. Комментирование и объяснение написанного. Проверка и закрепление полученных знаний.

19.12

20.12

75

Написание изложения на основе сказочного текста

1

Построение несложного рассуждения

23.12

76

Написание изложения на основе делового текста

1

Выполнение творческой работы

24.12

77-78

Создание словесных этюдов.

2

Создание этюда

25.12

26.12

79

Повторение изученного об именах существительных и именах прилагательных.

1

Значение и употребление существительных и прилагательных. Повторение ранее изученного материала

27.12

80-81

Повторение изученного об именах существительных и именах прилагательных.

2

Значение и употребление существительных и прилагательных в речи.

30.12

31.12

82

Выборочное изложение.

1

Обучение выборочному изложению.

13.01

83

Анализ работы и работа над ошибками.

1

14.01

84

Количественные числительные и их изменение по падежам.

1

Ознакомление с понятием «количественные числительные»; упражнение в изменении количественных числительных по родам и падежам.

15.01

85-86

Сложные числительные и особенности их изменения. Словарный диктант.

2

Ознакомление с понятием «порядковые числительные», «сложные числительные». Особенности изменения сложных и составных числительных.

16.01

17.01

87

Употребление имен числительных в речи. Совершенствование орфографических умений.

1

Наблюдение за употреблением имен числительных в речи. Правописание некоторых числительных. Тренировка в правильном написании числительных.

20.01

88

Особенности местоимения как части речи, написание и употребление личных местоимений.

1

Общее представление. Личные местоимения, значение и употребление в речи.

21.01

89

Написание и употребление местоимений. Словарный диктант.

1

Раздельное написание предлогов с местоимениями.

22.01

90-92

Совершенствование умения находить неопределенную форму глагола. Самостоятельная работа.

3

Неопределенная форма глагола, вопросы «что (с)делать?»

23.01

24.01

27.01

93-95

Времена глагола: опознавательные признаки и значения, которые передают родовые и личные окончания.

3

Особенности значений окончаний в прошедшем, настоящем и будущем времени.

28.01

29.01

30.01

96

Сочинение по картине К.Ф.Юона «Волшебница зима»

1

Работа над умением строить текст

31.01

97

Введение понятия «спряжение». Открытие двух спряжений глаголов.

1

Понятие «спряжение». 1 и 2-е спряжение глагола, способы его определения.

03.02

98

Открытие двух спряжений глаголов. Знакомство с двумя наборами окончаний глаголов.

1

Правописание безударных личных окончаний глаголов каждого спряжения

04.02

99

Закрепление основных глагольных орфограмм. Словарный диктант.

1

Правильное образование некоторых глагольных форм.

05.02

100

Определение спряжения по ударным окончаниям; решение освоенных орфографических задач

1

Способы употребления 1 и 2-го спряжения глаголов.

06.02

101

Постановка учебной задачи: научиться определять спряжение глаголов с безударным окончанием

1

Правописание безударных личных окончаний глаголов каждого спряжения

07.02

102-103

Постановка алгоритма определения спряжения глаголов по его неопределенной форме

2

Способ действия для нахождения неопределенной формы.

10.02

11.02

104

Знакомство с 11 глаголами-исключениями и освоение действий по определению спряжения глаголов

1

Правописание безударных личных окончаний глаголов каждого спряжения

12.02

105

Освоение действий по определению спряжения глаголов

1

Способы употребления 1 и 2-го спряжения глаголов.

13.02

106-107

Формирование умения решать орфографические задачи в безударных личных окончаниях глаголов

2

Правописание безударных личных окончаниях глаголов

14.02

17.02

108

Дополняем памяти анализа глагола сведениями о спряжении. Словарный диктант

1

Полная морфологическая характеристика глаголов

18.02

109-111

Совершенствование комплекса формируемых умений

3

Практическое овладение способом определения спряжения глаголов по ударному окончанию и по неопределенной форме

19.02

20.02

21.02

112

Подробное изложение: обучение деловому повествованию

1

Работа над развитием умений передавать содержание зрительно-воспринятого текста; точно употреблять глаголы, правильно писать безударные окончания

24.02

113

Работа над ошибками. Совершенствование комплекса формируемых умений

1

Работа над развитием умений исправлять ошибки в содержании текста предложений, точно употреблять слова и правильно их записывать

25.02

114

Контрольный диктант по теме «Глагольные окончания»

1

Проверка знаний и умений.

26.02

115

Работа над ошибками. Совершенствование комплекса формируемых умений.

1

Закрепление освоенного способа решения орфографических задач в личных окончаниях глаголов.

27.02

116

Знакомство с понятием «однородные члены предложения»

1

Предложения с однородными членами

28.02

117

Союзы и знаки препинания при однородных членах предложения.

1

Знаки препинания в предложениях с однородными членами

03.03

118

Обучение выбору союза. Построение предложений с однородными членами

1

Союзы при однородных членах; значения, которые вносят союзы и, а, но

04.03

119

Предупреждение ошибок в построении предложений с однородными членами.

1

Построение сложных предложений.

05.03

120-121

Использование в речи предложений с однородными членами.

2

Различение и употребление в речи простых и сложных предложений.

06.03

07.03

122

Общее знакомство со сложными предложениями

1

Сложные предложения, их отличие от предложений с однородными членами

10.03

123-125

Сопоставление сложных предложений и простых с однородными членами

3

Сложные предложения, их отличие от предложений с однородными членами

11.03

12.03

13.03

126

Итоговая контрольная работа за

III четверть.

1

Проверка знаний и умений.

14.03

127

Работа над ошибками. Закрепление пройденного.

1

Повторение изученного материала

17.03

128

Знакомство с построением рассуждений

1

Построение несложного рассуждения

18.03

129

Рассуждения-объяснения и рассуждения-размышления

1

Построение несложного рассуждения    

19.03

130

Обучения написанию объяснительной записки

1

Создание письменных высказываний разных стилей.

20.03

131

Письменный пересказ текста-рассуждения

1

Оформление мыслей

21.03

132

Конструирование текста-рассуждения

1

Оформление мыслей

01.04

133

Обучающее изложение

1

Изложение содержания прослушанного текста

02.04

134

Работа над ошибками

1

03.04

135

Много ли слов в языке и почему появляются новые слова

1

Происхождение слов. Ознакомление учащихся с жизнью слов в русском языке, их происхождением.

04.04

136

О словах, которые уходят из употребления

1

Правильное и точное использование слов как требование к речи. Ознакомление учащихся с жизнью, работой слов и устойчивых оборотов в русском языке; работа над закреплением знаний о ранее изученных орфограммах

07.04

137

Объяснение происхождения некоторых слов

1

Словарное богатство русского языка. Закрепление знаний о ранее изученных орфограммах.

08.04

138

Правильное употребление слов. Сжатое изложение.

1

Происхождение некоторых слов.

09.04

139

Об использовании слов в речи. Совершенствование умения пользоваться толковым словарем.

1

Словари русского языка и их использование в учебной деятельности.

10.04

140

Синонимы и антонимы; выбор точного слова. Словарный диктант.

1

Синонимы и антонимы: наблюдение в эталонных текстах

11.04

141

Подробное изложение: обучение словесному рисованию

1

Подробное изложение содержания

14.04

142

Объяснение значения слова как способ проверки безударных гласных в корне

1

Орфографическая зоркость. Выполнение тренировочных упражнений.

15.04

143

История слова и непроверяемые гласные в корне

1

Произношение и обозначение на письме ударных и безударных гласных в корне

16.04

144

Рассказываем истории некоторых выражений

1

Ознакомление с историей возникновения некоторых фразеологизмов

17.04

145

Слово с разных точек зрения

1

Образование некоторых слов

18.04

146-147

Систематизация знаний о слове; упражнение в различных видах разбора.

2

Однокоренные слова и различные формы одного и того же слова

21.04

22.04

148

Систематизация умений для грамотного письма. Словарный диктант.

1

Орфографическая зоркость. Выполнение тренировочных упражнений.

23.04

149

Контрольный диктант за IVчетверть

1

Проверка знаний и умений.

24.04

150-151

Анализ ошибок в контрольной работе. Совершенствование комплекса орфографических умений

2

Орфографическая зоркость. Выполнение тренировочных упражнений.

25.04

28.04

152

Обучение выполнению тестового задания, культура речи: повторение и обобщение.

1

Накопление первоначального опыта для выполнения тестовых заданий.

29.04

153

Наблюдение за способами связи предложений в тексте. Словарный диктант.

1

Осознание текста как результата речевой деятельности.

30.04

154

Обучение связи предложений в тексте

1

Создание простейших текстов.

01.05

155

Повторение сведений об особенностях повествования, описания предмета, рассуждения.

1

Практическое овладение устными монологическими высказываниями

02.05

156

Подробное изложение: обучение построению рассказа

1

Изложение содержания прослушанного текста

05.05

157

Подробное изложение: обучение словесному рисованию

1

Изложение содержания прослушанного текста

06.05

158

Создание текста-объяснения

1

Создание письменных высказываний разных стилей

07.05

159

Написание словесных зарисовок-воспоминаний на основе личных впечатлений.

1

Пересказ текста

08.05

160-161

Письменные пересказы и создание сочинений-этюдов, сочинений-сказок

2

Создание небольших текстов

09.05

12.05

162

Написание сочинений-рассуждений

1

Практическое овладение  монологическими высказываниями разных типов

13.05

163

Контрольная работа по итогам года

1

Овладение нормами речевого этикета

14.05

164

Анализ ошибок в контрольной работе. Совершенствование комплекса орфографических умений

1

Овладение нормами речевого этикета

15.05

165

Обсуждение письма в газету и ответа С.Маршака на это письмо.

1

Овладение нормами речевого этикета

16.05

166

Повторение пройденного материала по теме: «Предложение»

1

Построение предложений при включении их в текст

19.05

167

Повторение пройденного материала по фонетике

1

Звукобуквенный анализ слов

20.05

168

Повторение пройденного материала по теме: «Состав слова»

1

Выделение и определение значимых частей слова

21.05

169

Повторение пройденного материала по теме: «Части речи»

1

Значение и употребление слов

22.05

170

Размышление об уроках русского языка

1

23.05

диагностическая Контрольная  работа

Цель: проверить сформировать умения применять знания орфографии на письме.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Диктант.

(На месте неизученных орфограмм учащиеся могут оставлять «окошки».)

Мы увидели барсучью нору. Подобрались к овражку, заглянули. На холме в тени сидит барсучиха, муху отгоняет. Шагах в десяти бегают барсучата. От нас совсем близко. Смешные они!

Один сполз по склону овражка. Теперь забраться не может. Еловые иголки скользят. Когтями работать он еще не научился. Зверек повернулся и побежал от горки. Мать голову повернула и поглядела на него. Сразу остановился. Как это она так смогла?

III. Грамматические задания.

1. Написать начальную форму глаголов.

I вариант – увидели –  … , нарисует – … .

II вариант – заглянули –  … , отработает – … .

2. Подчеркнуть главные члены.

I вариант – в 11-м предложении.

II вариант – в 12-м предложении.

3. Указать строение слова.

I вариант – побежала, к овражку, смешные.

II вариант – увидели, еловые, от горки.

(Грамматические задания для контрольной работы предлагаются на выбор учителя.)

Изложение повествовательного текста

Цель: развивать умения воспринимать и воспроизводить текст, в центре которого описание поведения человека.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Постановка учебной задачи.

– Вы много знаете об Аркадии Петровиче Гайдаре не только как о писателе, но и как о человеке.

– Сегодня мы будем писать о нем изложение.

– С какой целью мы пишем на уроках изложения?

(Что-то узнать новое из текста; научиться точно передавать содержание прочитанного или услышанного; научиться грамотно писать слова и т. д.)

III. Знакомство с содержанием и структурой текста.

– Прочитайте текст для изложения. (Лучше, если распечатанный текст будет лежать на каждой парте.)

Спасённый сад

Весной Гайдар отдыхал в Крыму, в Ялте.

Однажды он шёл по пустынной улице. Вдруг из соседнего сада послышались тревожные голоса, крики. Оказалось, что в саду вырвало кран из водопроводной трубы. Сильная струя воды била прямо в кусты роз, сирени, в клумбы с цветами, вымывала из-под них землю и могла уничтожить весь сад.

Гайдар подбежал к трубе и зажал её ладонью. Поток воды остановился. Гайдар сдерживал мощное давление воды из последних сил. Ему было очень больно. Он почернел и стиснул зубы, но трубу не отпустил, пока не нашли кран и не перекрыли воду.

У Гайдара весь день было прекрасное настроение. Ему удалось спасти маленький чудный сад.

(По К. Паустовскому.)

– Что нового узнали об Аркадии Петровиче?

– Кто об этом рассказал?

– Был ли автор очевидцем этого случая?

– Почему вы так думаете?

– Что является началом рассказа?

– Что составляет содержание основной части и концовку?

IV. Лексико-стилистическая работа.

– Закройте текст и попытайтесь мысленно (про себя) пересказать его. Если нужно, откройте текст и прочитайте.

– Что затрудняло? (Точность употребления слов, полнота передачи текста…)

– Давайте посмотрим, какие слова употребил автор, как он передал последовательность всех действий.

– Какие слова для нас будут опорными? (Глаголы.)

Учащиеся повторно читают текст, выделяют опорные слова-глаголы, воспроизводят фрагменты текста, описывая состояние писателя (3-й абзац).

– Как автор передал отношение самого Гайдара к этому случаю?

V. Орфографическая подготовка.

– Прочитайте текст, объясняя все орфограммы. (Ученики читают по одному предложению.)

– Какие слова в правописании вызывают затруднения?

(Запись на доске трудных слов: по пустынной улице, кусты сирени, уничтожить, настроение.)

– Обратите внимание на постановку запятых в тексте. Объясните их употребление.

– Запомните: Оказалось, что…

VI. Перечитайте текст еще раз, попробуйте его пересказать.

(1–2 ученика рассказывают вслух.)

VII. Написание изложения.

Контрольная работа по теме: «Словосочетание»

Цель работы – проверить, как учащиеся усвоили тему «Словосочетание», как идет совершенствование навыка грамотного письма по темам программы начальной школы (правописание гласных и согласных в корне слова и др.)

Чудные птицы

      Наступила осень. Листья в лесу пожелтели. Ветер срывает их к разносит по воздуху. По небу плыли хмурые тучи. Плохо было бедному утенку.

      Раз вечером из-за леса поднялась целая стая больших птиц. Они были белые, с длинными стройными шеями. Птицы взмахнули своими широкими крыльями. Они полетели с холодных лугов за синее море.

      Утенок не знал, как зовут птиц и куда они летят. Его охватила тревога. Он вытянул шею и закричал. Утенок всем сердцем полюбил этих прекрасных птиц.

(По Г. X. Андерсену)

Слова для справок: из-за, тревога.

Задания:

  1. Подчеркнуть главные члены предложения и выписать словосочетания:

I вариант – 4 предложение,  II вариант – 5 предложение

  1. Подобрать проверочные слова:

I вариант – х.л.да - …, пол.тели - …, пож.лтели - …,  II вариант – в.чером - …, выт.нул - …, закр.чал - …

  1. Проанализировать как часть речи:

I вариант – поднялась,  II вариант - вытянул

Контрольная работа за I четверть

Цель: проверить орфографические и грамматические умения.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Диктант.

Небо часто покрывалось низкими осенними облаками. Мимо неслись стаи перелетных птиц. Болота уже покрывались ледком. Поэтому болотные птицы улетели первыми. Начали готовиться к отлету лебеди, гуси, утки. Старые и бывалые птицы учили молодых. Каждое утро молодежь делала большие прогулки. Она укрепляла крылья для полета. Сколько было крика, веселья и радости! Одна Серая Шейка была в стороне. Ей нужно было мириться с судьбой.

III. Грамматические задания.

1. Указать части речи и подчеркнуть главные члены.

I вариант – в первом предложении;

II вариант – во втором предложении.

2. Выпишите из предложений словосочетания.

3. Покажите состав слова.

I вариант – перелетных, готовила;

II вариант – покрывали, болотные.

4. Выполнить звукобуквенный анализ.

I вариант – ледком;

II вариант – низкими.

Итоговая  Контрольная работа за I полугодие

Цель: проверить орфографические и грамматические умения.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Диктант.

Я шел по узкой тропинке и читал зимнюю белую книгу.

Слева по гладкому снегу ровной цепочкой тянутся следы мыши. Вот мышь увидела опасность и скрылась под деревом. От ели к ели наследила белка и насыпала мусор от шишек. Из еловой чащи протянулся заячий след. Его не спутать с другим следом. Косой пробежал по опушке к осинкам. Как зайцы объели их кору! В погоне за зайцем полз еще зверь, но повернулся и ушел в чащу.

Интересно узнавать о жизни зимнего леса!

III. Грамматические задания.

1. В первых двух предложениях над именами существительными указать склонение, а над именами прилагательными – падеж.

Найти в тексте наречие и обозначить его.

2. Просклонять словосочетание:

I вариант – голубое озеро;

II вариант – синее небо.

3. Поставить в Д. п., В. п., П. п. следующие словосочетания:

I вариант – зимняя сказка;

II вариант – красная лента.

Контрольная работа за III четверть

Цель: проверить сформировать орфографических и грамматических умений.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Диктант.

ПОГОНЯ

У лесной опушки на дереве с осени остались орехи. Теперь они свисают крупными гроздьями. Около них стали часто появляться две шустренькие белочки.

Однажды их увидел наш кот. Он замяукал, зашипел и кинулся на зверьков.

Белки прыгнули на забор и по нему помчались к деревьям. Представляете себе картину?! По забору друг за другом ловко скачут белки, а за ними гонится кот.

Но вот белочки взлетели на белоствольную березку и шустро побежали по стволу.

Кот сердито фыркнул и поплелся назад.

III. Грамматические задания.

1. В первом и последнем предложении подчеркнуть главные члены, указать части речи.

2. Из шестого предложения выписать пары слов с вопросами.

3. Над существительными первого предложения указать склонение и падеж.

4. Определить спряжение глаголов: гонится, представляете, увидел

           Контрольный диктант за 3 четверть

Цель: проверить умения писать глагольные окончания, а также грамматические умения, связанные с этой частью речи.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Диктант.

Ты уже знаешь о фабрике тетрадей. А теперь познакомишься с бумажным заводом. Такие заводы обычно строят близко от лесов.

Мощные машины из бревен готовят мелкую щепку. Потом в огромных чанах варят бумажную «похлебку». «Повара» бросают в нее разные добавки. Это тряпье, клей. Так бумага делается прочной, чистой. Готовая масса попадает в машину, где и производится бумага. Она выйдет из машины длинными листами. Теперь ее прогладят. А затем рулоны отправят дальше. Из этой бумаги также сделают тетради. На бумаге также будут печатать книги.

III. Грамматические задания.

1. Выполнить письменный разбор слов как части речи:

I вариант – прогладят, в машину;

II вариант – попадает, на бумаге.

2. В первом абзаце текста над глаголами указать время, лицо, число.

3. Записать неопределенную форму и указать спряжение глагола.

I вариант – готовлю, дышу, побрею, падаю;

II вариант – встречу, увижу, сею, застелю.

Самопроверка.

Контрольная работа за IV четверть

Цель: проверить сформированность орфографических и грамматических умений.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Диктант.

Медвежья семья

На залитую солнцем лесную поляну вывела мать маленьких медвежат. Она остановилась и слушает. Не угрожает детям опасность? Держатся малыши поближе к матери. Они только вылезли из теплого зимнего дома и знакомятся с лесом. Как свистят и поют птицы? Как на сосновой верхушке дятел отбивает барабанную дробь? Скоро медвежата научатся кувыркаться по мягким кочкам, лазить по деревьям.

Трудно увидеть медведей. Далеко чувствуют они человека. Не увидишь, не услышишь, как тихо скроются в темном лесу чуткие звери.

2. Самопроверка диктанта.

III. Грамматические задания.

1. В первом предложении подчеркнуть главные члены.

2. В седьмом предложении указать склонение и падеж имен существительных.

3. Найти в тексте 3 глагола, употребленные в разных временах, указать время над ними.

4. К глаголам, употребленным во 2-м лице единственного числа, подберите неопределенную форму, укажите спряжение.


[1] Освоение этого раздела распределяется по всем разделам курса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку разработана на основе примерной программы по русскому языку (автор Л. Ф. Климанова)

Рабочая программа по русскому языку разработана на основе примерной программы по русскому языку (автор Л. Ф. Климанова), "Перспектива", издательство «Просвещение», 2011 год, рекомендованной Министерст...

Рабочая программа по русскому языку составлена на основе авторской программы «Русский язык», 2 класс, авторы Л.Я.Желтовская, Т.М.Андрианова, В.Л. Илюхина – М.: «АСТ» и «Астрель», 2011.

    Рабочая программа по русскому языку составлена на основе авторской программы «Русский язык», 2 класс, авторы Л.Я.Желтовская, Т.М.Андрианова, В.Л. Илюхина – М.: «АСТ» и  ...

Рабочая программа по русскому языку 3 класса авторской программы Л.Ф. Климанова «Русский язык»

Рабочая программа разработана на основе авторской программы Л.Ф. Климанова «Русский язык» утвержденной  в соответствие с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начал...

Рабочая программа по русскому языку На основе авторской программы М.С.Соловейчик, Н. С.Кузьменко ( к курсу Русский язык для 1-4 классов общеобразовательных учреждений, 2-е изд. Смоленск: Ассоциация ХХ/ век, 2011 год.) (УМК «Гармония»)для 2 класса

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА     Рабочая программа по русскому языку  разработана в  соответствии   с программой к курсу  « Русский язык» для 1-4 классов общеобра...

Рабочая программа по русскому языку (4 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 4 коррекционный класс (8 вида).

   Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...

Рабочая программа по русскому языку (3 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 3 коррекционный класс (8 вида).

Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М.: Просвещение...