Конспект урока по русскому языку в 3 классе по теме;« Правописание слов с непроизносимой согласной».
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме

Хамцова Наталья Николаевна

Здесь дано подробное описание урока.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_rus_yaz._3_klass.docx18.58 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: « Правописание слов с непроизносимой согласной».

Цель: совершенствование умения проверять и правильно писать слова с непроизносимыми согласными; развивать  речь и орфографическую зоркость.

Оборудование: интерактивная доска, у учащихся карточки с заданием.

 

                                                      Ход  урока.

1.Оргмомент.

         Внимание! Проверь, дружок,

         Готов ли ты начать урок?

         Всё ль на месте?

         Всё ль в порядке?

         Книжка, ручка и тетрадки?

         Есть у нас девиз такой,

         Всё, что надо, под рукой!

2. Актуализация знаний учащихся. Работа в парах.

- На доске даны слова. Прочитайте их.

       Лодка, река, золотой, грустный, мягкий, солнце.        

-Разделите их на группы.

- По какому признаку вы разделили слова?

(  На 2 группы по частям речи.)

-Назовите  эти  группы. Докажите.

-А ещё как их можно разделить?

( На 3 группы по орфограммам.)

-С какой орфограммой мы запишем слова в первую  группу? Во вторую? В третью? Объясните свой выбор.

А). Река, золотой.

Б). Лодка, мягкий.

В). Грустный, солнце.

-Как проверить безударную гласную в корне слова?

-Как проверить парную согласную?

-Какие слова вы отнесли в третью группу?

-Почему? ( в них не произносится согласный звук)

3. Определение темы и задач урока.

-Над какой темой мы начали работать?

- Как вы думаете, какова тема сегодняшнего урока?

-Да, тема нашего урока « Правописание слов с непроизносимой согласной».

( Открываю эту запись на доске.)

-Каковы задачи мы поставим перед собой?

( Будем совершенствовать умения проверять и правильно писать слова с непроизносимой согласной, развивать свою речь и орфографическую зоркость.)

-Посмотрите ещё раз на 3-ю группу слов.

-Давайте вместе произнесём эти слова.

-Какие согласные звуки в них не произносятся?  ( т, л )

-А почему же в них написаны буквы?

- Если эти звуки не произносятся, то  какой возникает вопрос? ( надо их проверить)

- Согласны?

- Можно ли проверить написание слов с непроизносимой согласной?

-Расскажите правило, как это сделать?

- А теперь проверим это по учебнику на с. 118.

-А теперь прочитаем правило на интерактивной доске.

-Одинаковые ли правила?

-А какие ещё согласные звуки не произносятся, но пишутся в словах?  ( д, в )

- На  нашей доске есть таблица с этим правилом. В случае затруднения с написанием и проверкой таких слов, обращайтесь к ней.

              -Послушайте стихотворение.

Иногда согласные

           Играют с нами в прятки.

      Они не произносятся,

         Но пишутся в тетрадке.

4. Работа над новым материалом.

Запись слов с комментированием.

- Я буду диктовать вам слова с непроизносимой  согласной, а  вы сначала пишете проверочное слово, а потом проверяемое.

…. -  местный

…. – честный

…. – здравствуй

…. – звёздный

…. – окрестность

-Подберите синоним к слову  ОКРЕСТ.

- Что такое  СИНОНИМЫ?

-Как же проверить непроизносимую согласную?

- Что вы заметили?

-Какие буквы являются проверкой непроизносимых согласных? ( Гласные, мягкий знак и когда согласный слышится чётко.)

5. Физминутка.

- На доске написаны слова с разными орфограммами. Если я покажу на слово и в нём  будет непроизносимая согласная, вы будете хлопать, а если такого звука нет- топаете.

     ЦВЕТ,  ОВРАГ, СЕРДЦЕ, ТУЧА, СЧАСТЛИВЫЙ, ПРАЗДНИК, УРОК,  ЛУГ, РУКАВ, УСТНЫЙ

6. Продолжение работы.

-Задание по рядам.

-На слух определить слова с непроизносимым согласным звуком.

1 ряд.  Почему, как человечек,

             Весь в мурашках огуречик?

             Хоть на солнце он лежит,

            Отчего же он дрожит?

2 ряд. В синих шариках, ура,

            Бабушкина слива.

            Буду жить теперь под ней,

            Я теперь счастливый.

3 ряд. День рожденья – день чудесный –

            Радостный, весёлый.

           Мы желаем на «отлично»

           Всем учиться в школе.

- Ребята, в слове   ЧУДЕСНЫЙ  просится  звук  Т, но буква не пишется, т. к. в проверочном слове этого звука нет. Но с этим правилом, мы будем знакомиться завтра.

7.  Творческое задание. Работа в группах.

-Сейчас мы будем работать в малых группах.

- Перед вами карточки с текстом.

- Прочитайте его.

- Ниже текста даны  в столбик слова-помощники.

-Задание: замените некоторые слова из текста словами-синонимами из столбика.

    Позади весёлое лето. Прошли дождливые дни глухой осени. Порывистый ветер сорвал последние листья. Привет, зима! Низкое светило хочет удержать тепло.  Начались заморозки.

ненастные

яростный

радостное

солнце

поздней

здравствуй

-Зачеркните слова из текста  и вверху напишите другие.

- Что у вас получилось? Прочитайте.

- Спишите новый текст  и назовите в нём слова с непроизносимыми согласными.

-Как же проверить непроизносимую согласную?

-Подчеркните основу во 2 и 3 предложениях.

-Разберите по составу слово  ЗАМОРОЗКИ.

- Что это значит?

-Какой способ образования этого слова? ( Приставочно-суффиксальный.)

- Подберите к этому слову однокоренные слова.

-Назовите 2 признака однокоренных слов.

 ( В предложении есть обращение. Уделить ему внимание.)

8. Физминутка для глаз.

9. Домашнее задание. С. 120, № 231. Выучить правило.

10. Итог урока.

-Понравился ли вам урок?

- Что больше запомнилось?

- Расскажите, как же проверить непроизносимую согласную.

11. Рефлексия. Фронтальная работа.

( На интерактивной доске.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме Правописание суффиксов -ик- -ек-

конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме Правописание суффиксов -ик- -ек-...

Конспект урока по русскому языку 3 класс на тему"Правописание частицы не с глаголами"

Конспект урока по русскому языку 3 класс на тему"Правописание частицы не с глаголами"...

Презентация к уроку по русскому языку (3 класс) на тему "Проверка слов с парными согласными в корне"

Данная презентация создана специально для урока по русскому языку. В данной презентации представлены интересные материалы....

Презентация к уроку по русскому языку (3 класс) на тему "Проверка слов с парными согласными"

Данная презентация создана специально для урока по русскому языку....

Конспект урока по русскому языку 4 класс по теме "Правописание окончаний имен существительных в форме дательного падежа"

Конспект урока по русскому языку 4 класс по теме "Правописание окончаний имен существительных в форме дательного падежа"...

Конспект урока по русскому языку 2 класс на тему "Правописание слов с безударным гласным звуком в корне" (УМК "Школа России")

Цели деятельности учителя: формирование знаний о безударных гласных звуках в корнеПланируемые результаты:Предметные: Знать, что такое проверочное и проверяемое словаУметь писать безударные гласн...