Тематическое планирование по русскому языку в 4 классе по ОС "Школа 2100"
календарно-тематическое планирование по русскому языку (4 класс) на тему

Тематическое планирование содержит пояснительную записку, в которой указаны предполагаемые результаты на конец учебного года, знаний и умения  к каждой теме урока.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                                                                                     

Тематическое планирование уроков  по русскому языку

в 4  классе  

Программа: Образовательная система «Школа 2100», (под науч. ред. Д.И. Фельдштейна)

        Учебник Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Прониной. «Русский язык». 4 класс.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

На изучение предмета «Русский язык» в 4 классе отводится:

  • 170 часов в учебный год (5 часов в неделю);
    в том числе:
  • на написание контрольных диктантов - 8 ч;
  • написание проверочных диктантов - 3 ч;
  • написание словарных диктантов -5 ч;
  • проведение контрольных списываний -2 ч;
  • проведение проверочных списываний -2 ч;
  • написание проверочных работ -7 ч;
  • написание свободных диктантов - 4 ч;
  • написание сочинений — 9 ч;
  • написание изложений — 7 ч;
  • тестирование -2 ч.

Промежуточная и итоговая аттестация учащихся осуществляется согласно Уставу образовательного учреждения и Положению об аттестации обучающихся начальной школы.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА РУССКОГО ЯЗЫКА В 4 КЛАССЕ

Ведущим направлением учебной деятельности детей в 4 классе остается овладение письменной речью, культурой письменного общения (наряду с развитием умений чтения, говорения и слушания).

В разделах «Предложение» и «Текст» продолжается развитие синтаксических и пунктуационных умений, а также формируется умение на доступном уровне производить синтаксический разбор простого и сложного предложений, вычленять словосочетания из предложения. Дети знакомятся с тем, что части сложного предложения могут соединяться с помощью союзов и, а, но.

Вводится понятие предложения с прямой речью. Развивается умение ставить знаки препинания в предложениях с прямой речью, а также умение ставить запятую в сложном предложении из двух или трех частей. Акцентируется внимание детей пароль знаков препинания в понимании смысла написанного предложения, текста.

В разделе «Слово» продолжается развитие умения писать слова с орфограммами, изученными в 1-3 классах, а также отрабатываются умения писать слова со следующими орфограммами:

  1. мягкий знак после шипящих в существительных мужского и женского рода (луч, ночь); безударные окончания существительных 1,2,3-го склонений (кроме существительных на -ие, -ия, -ий, -мя);
  2. безударные окончания имен прилагательных (кроме прилагательных с основой на шипящий и  ц);
  3. безударные окончания глаголов 1 и 2-го спряжений; ь после шипящих в глаголах 2-го лица единственного числа (читаешь, поешь); окончания -о, -а в глаголах прошедшего времени женского и среднего рода (ответила, ответило); -тся - -ться в глаголах, не с глаголами;
  4. раздельное написание предлогов с личными местоимениями.

«Состав слова» - сквозная тема курса русского языка. В 4 классе дети продолжают наблюдения за словообразованием и словоизменением имен существительных, имен прилагательных, глаголов, личных местоимений, разбирают по составу доступные существительные, прилагательные, глаголы, тренируются в образовании этих частей речи с помощью суффиксов и приставок, в подборе однокоренных слов, относящихся к различным частям речи.

Лексическая работа включает в себя наблюдение над сочетаемостью слов, над словоупотреблением, практическое знакомство с синонимией, антонимией, омонимией, с многозначностью, с переносным значением слова.

В курсе русского языка морфология - один из сложных разделов, так как его изучение предполагает способности к обобщению, к абстрагированию и является средством развития мышления детей, представления о языке как о системе работы по повышению орфографической грамотности.

В 4 классе части речи становятся главным предметом изучения, так как для этого есть необходимые базовые знания и умения, накоплен достаточный языковой опыт в результате наблюдений за функционированием слов в речи.

Изучаются сведения об именах существительных, именах прилагательных, глаголах и личных местоимениях, об их роли в предложении. Параллельно вводятся соответствующие орфограммы и сведения об отдельных особенностях словообразования и словоизменения.

При изучении частей речи особое внимание уделяется наблюдению за ролью их в предложении, тексте, за особенностями употребления существительных, прилагательных, глаголов и личных местоимений; а также упражнениям в подборе синонимов и антонимов, тематических групп слов.

На протяжении курса изучения русского языка в 4 классе ведущими направлениями работы остаются «Развитие речи» и «Совершенствование навыков каллиграфии»:

  • количественное и качественное обогащение словаря детей в ходе наблюдений за лексическим
    значением слов;
  • развитие и совершенствование грамматического строя речи: наблюдение за связью слов в предложении, над построением предложений; над правильностью употребления форм слов, их грамматической сочетаемостью. Самостоятельное конструирование словосочетаний, предложений, текстов;
  • развитие устной и письменной речи;

-        развитие орфоэпических навыков, умения говорить и читать с правильной интонацией.
Отличия данной программы от других действующих заключается в следующем:

  1. Предложен путь формирования у детей орфографической зоркости на основе целенаправленной систематической работы над составом и лексическим значением слова в сочетании с его звукобуквенным анализом.
  2. Введено понятие «орфограммы», названы признаки «опасных» мест в словах.
  3. Сведения о частях слова вводятся раньше - с первых шагов обучения грамоте, в ходе регулярного наблюдения над словами.
  4. Состав слова и лексика - «сквозные темы» всего курса.
  5. Усиленное внимание к синтаксису и пунктуации - основе письменной речи.
  6. Увеличение периода предварительного знакомства с частями речи, отнесение тем «Имя существительное», «Имя прилагательное», «Глагол», «Личные местоимения» на последний год обучения в начальной школе, отказ от ступенчатого изучения этих тем.
  7. Выдержан единый методический подход к работе с текстом на уроках чтения и русского
    языка - формирование у детей типа правильной читательской деятельности.
  8. Изучение языкового материала мотивировано его значимостью для успешного общения.

ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Учащиеся должны знать:

-        названия и признаки изученных частей речи, правила написания слов с изученными орфограммами.

Учащиеся должны уметь:

  • опознавать изученные части речи по их признакам;
  • разбирать слово как часть речи с указанием изученных признаков;
  • видеть в словах изученные орфограммы, правильно писать слова с изученными орфограммами, графически обозначать орфограммы, указывать условия выбора орфограмм (фонетические и морфологические);
  • находить и исправлять ошибки в словах с изученными орфограммами;
  • производить звукобуквенный анализ слов;
  • пользоваться толковым словарем; практически различать многозначные слова, видеть в тексте синонимы и антонимы, подбирать синонимы и антонимы к данным словам;
  • различать простое предложение из 2-3 частей (с союзами и, а, но или без союзов);
  • ставить запятые в простых предложениях с однородными членами (без союзов, с союзами и, а, но), в сложных предложениях из 2-3 частей (без союзов, с союзами и, а, но), в предложениях с прямой речью (слова автора плюс прямая речь);
  • производить синтаксический разбор простого и сложного предложений;
  • разбирать доступные слова по составу; подбирать однокоренные слова, образовывать существительные и прилагательные с помощью суффиксов, глаголы с помощью приставок;
  • писать изложение текста повествовательного характера (90—100 слов) по плану, сочинение на предложенную тему (20-25 предложений);
  • читать тексты учебника, художественные и учебно-научные, владеть типом правильной читательской деятельности: самостоятельно осмыслять текст до чтения, во время чтения и после чтения;
    делить текст на части, составлять план, пересказывать текст по плану.

№ п\п

Дата

Тема урока

Ко-личе-ство часов

Дидактические цели урока

Тип урока

Форма

организации

познавательной

деятельности

Элементы дополнит.

(необязат.)

содержания

Приме-чание

Знать

Уметь

(включая   учебные

универсальные  навыки)

1-2

Поэты и писатели о русском языке

2

Письмо авторов учебника;

повторение фонетики

Урок

объяснения нового материала

Раздел 1.      ПОВТОРЕНИЕ (15 часов)

3

Повторение фонетики и графики

1

Знать значимые части слова, признаки изученных частей речи, типы предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске. Звуки и буквы гласные и согласные, их классификация

Уметь:

- анализировать и кратко характеризовать звуки речи, состав слова, части речи, предложение;

 - различать произношение и написание слов;

 - находить способ проверки написания слова;

 - без ошибок списывать несложный текст, соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации;

- обозначать орфограммы, изученные во 2-3 классах, в словах и между словами

Уметь:

- применять на письме изученные орфографические правила;

- анализировать и кратко характеризовать звуки речи, состав слова, части речи,

предложение;

- различать произношение и написание слов;

— находить способ проверки написания слова;

- без ошибок списывать несложный текст, соблюдать изученные нормы орфографии и

пунктуации;

- выполнять фонетический разбор

Урок повторения изученного

Текущий контроль (устный опрос)

Расширение словарного запаса

4

Повторение фонетики. Слог и ударение

1

  Знать значимые части слова, признаки изученных частей речи, типы предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске. Звуки гласные и согласн.; буквы, их обозначающие. Различение согласных звонких и глухих, мягких и твердых, парных и непарных. Гласные ударные и безударные. Деление слов на слоги. Словесное ударение. Восприятие на слух и правильное произношение слов

Урок повторения изученного

Текущий контроль (письмо под диктовку: запись слов, деление их на слоги и для переноса,

 постановка ударения, подчеркивание гласных или согласных)

Умение отличать законы языка от правил письма; видеть особенности ударения в разных языках

5

Что такое графика. Контрольное списывание по теме

«Повторение»

(40 минут)

1

 Знать значимые части слова, признаки изученных частей речи, типы предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске. Русский алфавит. Обозначение на письме мягкости согласных звуков. Употребление пробела между словами, знака переноса. Списывание текста

Урок

повторения Урок контроля: входная контрольная работа

Текущий контроль (устный опрос). Контрольное списывание

(Е. В. Бунеева «Проверочные

и контрольные работы по русскому языку.

4 класс»,  с. 2-3

Систематизация знаний о графике как науке (обобщение знаний в виде схемы)

6

Фонетический разбор слова

1

Знать: - значимые части слова, признаки изученных частей речи, типы предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске;

- изученные орфографические правила. Звуки и буквы гласные и согласные, их классификация; словарная работа; роль

транскрипции в языке; порядок фонетического разбора

Урок

повторения изученного

Текущий

контроль (письменный опрос)

Умение читать

слова по транскрипции

7

Повторение орфографии

1

Знать:

- значимые части слова, признаки изученных частей речи, типы

предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске;

- изученные орфографические правила.

Правописание безударных гласных, парных звуков и

глухих согласных, непроизносимых и удвоенных согласных. Сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк-чн. Разделительные

Ъ и Ь знаки

Урок повторения изученного

Текущий контроль: тест

(разделить

слова на группы в соответствии с орфограммой

Тесная связь

наук - орфографии и фонетики

8

Повторение изученных орфограмм

и их графического

обозначения

1

Урок повторения изученного

Текущий контроль (устный

опрос)

Систематизация

знаний об орфограммах

9

Развитие умения писать слова с изученными орфограммами, графически обозначать выбор написания

1

Урок развития умений

и навыков

Текущий контроль (устный

опрос)

10

Повторение состава

слова

1

Знать:- значимые части слова, признаки изученных частей речи, типы предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске;

- изученные орфографические правила. Выделение значимых частей слова  (корня, приставки, суффикса, окончания). Значение суффиксов и приставок

Урок повторения изученного

Текущий контроль (письменный опрос)

11

Входная административ-ная контрольная работа по теме «Повторение»

1

Знать изученные орфографические правила

Уметь применять их на письме

Урок

контроля

Контрольная работа. Тетрадь «Проверочные и к/р по рус. яз. 4 класс»

12

Работа над ошибками. «Пишу правильно»

1

Контрольный словарный диктант

Уметь находить и исправлять ошибки, допущенные в диктанте

Урок

 коррекции знаний и умений

Текущий контроль: словарный диктант

13

Повторение изученного о частях речи

1

Знать графическое обозначение орфограмм. Имя сущ., имя прилаг., местоим., глагол, их значение и употребление

Уметь работать со схемами, выполнять словарную работу

Урок

повторения изученного

Текущий контроль (устный опрос)

14

Повторение изученного по синтаксису

1

Знать порядок разбора предложения и образец записи Различение слова, словосочетания и предложения. Разновидности предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске. Главные и второстепенные члены предложения

Уметь: - выполнять словарную работу;

 - разбор предложений (главные и второстепенные члены);

- определять виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске

Урок

повторения изученного

Текущий контроль

(синтаксический разбор

 предложений)

Творческое задание

повышенной трудности; постановка знаков препинания в предложениях; выбор алгоритма

15

Что мы знаем о пунктуации. Обобщение по разделу «Повторение»

1

Знаки препинания в конце предложения  (точка, вопросительный,                  восклицательный знаки)

Уметь:

- выполнять словарную работу;

 - разбор предложений (глав. и втор. члены);

- определять виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске

Урок

обобщения

и систематиза -ции материала

Тематический контроль (письмо под диктовку предложений с выделением знакомых

 орфограмм, с подчеркиванием граммат. основы предложения)

16

Развитие речи. Обучающее изложение «Золотой рубль»

1

Отличие текста от группы предложений. Тема и главная мысль текста, план

Уметь самостоятельно записывать текст по памяти и выполнять самопроверку

Урок развития связной речи

Творческая работа

17

Анализ изложений и работа над ошибками

1

Урок коррекции знаний и умений

ПРЕДЛОЖЕНИЕ. ТЕКСТ (40 часов)

Р а з д е л 2. ПРОСТОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ. ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ОДНОРОДНЫМИ ЧЛЕНАМИ (15 часов)

18

Как отличить простое предложение от сложного

1

Знать о простом предложении как наименьшей единице синтаксиса, отличительные особенности простого предложения.

Различение слова, словосочетания и предложения. Разновидности предложений по цели высказыв. и эмоциональной окраске. Главные и второст.  члены предложения. Связь слов в предложении. Простое распростр.  и нераспростр. предлож. Однородные члены предложения

Уметь:

 - узнавать в тексте словосочетания, простые предложения;

 - приводить примеры повествовательных, вопросительных и побудительных предложений;

- определять предложения по цели высказывания и интонации

Урок

ознакомления

с новым

материалом)

Текущий контроль: составление схем предложений

Простое

предложение.

 Различение и употребление в речи простых и сложных предложений. Развитие

пунктуационных умений учащихся (постановка знаков препинания в простом предложении с однородными членами).

Развитие умения производить синтаксический разбор предложений изученных типов. Дальнейшее формирование умений различать художественный и учебно-научный тексты и

по-разному

читать эти

тексты. Развитие навыков

изучающего и ознакомительного чтения. Части речи и члены предложения

19

Как отличить простое предложение от сложного

1

Отличительные особенности простого предложения с однородными членами

Урок рефлексии

Текущий контроль: тест (выбери номер простого предложения, подчеркни грамматические основы, выпиши словосочетания)

20

Предложения с однородными членами в художественном тексте. Однородные члены без союзов и с союзом и

1

Знать:- о простом предложении как наименьшей единице синтаксиса, отличительные особенности простого предложения;                      - о стилистической роли в худо-жественном тексте предложений с однородными членами.  Отличи-тельные особенности простого предложения с однород. членами

Уметь:

- узнавать в тексте простые предложения; - приводить примеры предложений с однородными членами;

- ставить знаки препинания в конце предложений

Комбинированный урок

Текущий контроль: самостоятельная работа (найти в учебнике предложения с однородными членами)

21

1

22

Развитие речи. Обучающее изложение «Что я люблю» (40 минут)

1

Знать:- о простом предложении как наименьшей единице синтаксиса, отличительные особенности простого предложения;                             - о стилистической роли в худо-жественном тексте предложений с однородными членами. Выделение в тексте темы, основной мысли. Составление плана текста

Урок развития связной речи

Творческая работа: письмо текста по памяти

23

Анализ изложений и работа над ошибками

1

Знать:- о простом предложении как наименьшей единице синтаксиса, отличительные особенности простого предложения;                           - о стилистической роли в художественном тексте предло-жений с однородными членами. Нахождение и исправление ошибок в изложении

Урок коррекции знаний, умений,

навыков

Творческая работа

(в отрывках из изложений найти речевые и

стилистические ошибки)

24-

25

Запятая в предложениях с однородными членами,

соединенными союзами и, а, но

2

Знать порядок разбора слова как части речи, правила постановки запятой в предложениях с однородными членами. Отличительные особенности простого предложения с однородными членами, знаки препинания при однородных членах

Уметь работать со схемами предложений, рассуждать по образцу, выполнять письмо текста по памяти с самопроверкой, употреблять предложения с однородными членами в собственной письменной речи

Урок

объяснения нового материала. Комбинированный урок

Текущий

контроль: карточки (списать предл, поставив, где нужно, запятые, синтаксический разбор, схема предложения)

Различие простого предложения с однород. членами и сложного предложения с союзом и, с бессоюзной связью

26

Развитие речи. Обучающее сочинение «Что я люблю»

1

Последовательное, логичное, грамматически правильное изложение своих мыслей, употребление в речи слов в соответствии с их лексическим значением, правильное построение предложения. Знать о простом предложении как наименьшей единице синтаксиса, отличительные особенности простого предложения.

Урок развития связной речи

Творческая работа

Требования к стилю изложения

27

Анализ сочинений и работа над ошибками

1

Уметь:

- узнавать в тексте простые предложения; - приводить примеры разных видов предложений

Урок

коррекции знаний, умений,

навыков

Текущий

 контроль:

словарный диктант

Постановка проблемы и

поиск ее решения

28-29

Развитие умения ставить запятую в предложениях с однородными членами

2

Знать о простом предложении как наименьшей единице синтаксиса, отличительные особенности простого предложения.  Знаки препинания в предл. с однород. чл.

Комбинированный урок (урок-

практикум)

Текущий контроль: карточки (списать

предл., поставив, где нужно запятые, синтакс. разбор, схема предл)

30

Упражнения на повторение. Проверочная работа № I

1

Знаки препинания в предложениях с однородными членами

Уметь:

- применять теоретические знания о простом предложении с однородными членами; - «читать» схемы и расставлять знаки препинания в предложениях с однородными членами; - выполнять синтаксический разбор простого предложения

Урок систематизации изученного материала

Текущий

контроль:

проверочная работа № 1с. 4-5

31

Контрольный диктант № 2 по теме «Простое предложение. Предложения с однородными членами»

1

Письмо под диктовку, правильное оформление предложения на письме, постановка знаков препинания в предложениях с однородными членами

Урок

 контроля

Тематический контроль:

контр.  работа.. (Метод. рекомен. для учителя,

с. 74—75.)

32

«Пишу правильно» (работа над ошибками)

1

Повторение изученных орфограмм и пунктограмм

Урок

коррекции знаний, умений,

навыков

Текущий

контроль: устный опрос (поиск в тексте слов на определенную орфограмму, нахождение предложений с однородными членами)

Раздел 3.  СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ С СОЮЗАМИ И,А, НО (13 часов)

33-34

Отличие простого

предложения от

сложного. Запятая

в сложном предложении с бессоюзной

связью

2

Знать: - правила расстановки знаков препинания в сложном предложении;

- признаки отличия простого предложения с союзами от сложного предложения.

Правило расстановки знаков препинания в сложном предложении; словарная  работа

Уметь:

- использовать

 правила расстановки знаков препинания в предложениях с союзами

и, а, но;

- составлять устный

рассказ на грамматическую тему по плану

Урок

объяснения нового

материала.

Урок

рефлексии

Текущий контроль: индивидуальные карточки (из простых предложений составить сложные)

Сложное предложение. Союз

и в сложном

предложении

из двух частей.

Различение простого предложения с однородными членами и

сложного предложения (с союзом и, с бессоюзной связью).

Развитие пунктуационных

умений учащихся (постановка

знаков препинания в сложном

предложении из

двух частей).

Развитие умения

производить

синтаксический

разбор предложений изученных типов

35-36

Запятая в сложном

предложении с союзами и, а, но

2

Знать:- правила расстановки знаков препинания в сложном предложении;

- признаки отличия простого предложения с союзами от сложного предложения. Постановка знаков препинания в сложном предложении

Урок объяснения нового

материала.

Урок рефлексии

Текущий контроль: тест

(найти сложные предложения, сделать

синтаксический разбор)

37

Развитие речи. Составление устного

рассказа на грамматическую тему по плану. Свободный

диктант «Мечты о

подвиге»

 (25 минут)

1

Знать: - правила расстановки знаков препинания в сложном предложении;

- признаки отличия простого предложения с союзами от сложного предложения. Составление рассказа на граммат. тему, связное изложение своих мыслей, умение воспринимать и запоминать услышанное, переда-вать содержание близко к тексту

Урок развития связной

речи

Творческая

работа

38-40

Запятая в сложном

предложении с союзами и, а, но и в простом предложении

с однородными членами и союзами

и, а, но

3

Знать: - правила расстановки знаков препинания в сложном предложении;

- признаки отличия простого предложения с союзами от сложного предложения.

Знаки препинания в предложениях

с однородными членами

Комбиниро-

ванный урок

Текущий контроль: уплотненный опрос (из  текста выписать сложные предл. (I вар.), простые предлож. (II вар.);синтакс. разбор одного предложения)

41

Развитие речи. Обучающее сочинение «Субботний вечер у нас дома»

1

Уметь письменно оформлять собственную разговорную речь

Урок развития связной речи

Творческая работа

42-43

Повторение и обобщение материала по теме «Сложные предложения с союзами и, а, но». Проверочная работа № 2

2

Знаки препинания в предложениях с однородными членами, анализ предложений

Уметь:

- применять полученные теоретические знания;

 - «читать» схемы предложений;

- отличать простые предложения с однородными членами от сложных;

 - расставлять запятые;

 - составлять по схемам предложения и грамотно оформлять их на письме;

- различать тексты по типу

Комбинированный урок.

Урок обобщения и системати-зации знаний

Текущий контроль: проверочная работа № 2,

с. 8-9

 (Е. В. Бунеева)

44

Контрольный диктант № 3 по теме «Сложные предложения с союзами и, а, но» (40 мин.)

1

Письмо под диктовку, правильное оформление предложения на письме, постановка знаков препинания в предложениях с однородными членами

Урок контроля

Тематический контроль: контрольная работа. (Метод. реком. для учителя, с. 84-85.)

45

Работа над ошибками. Контрольный словарный диктант (10мин.)

1

Повторение изученных орфограмм и пунктограмм

Урок коррекции знаний, умений, навыков

Текущий контроль: работа в парах (запись словарных слов - взаимопроверка)

Составление предложений по заданному типу

Р а з д е л 4.   ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ПРЯМОЙ РЕЧЬЮ   (12 часов)

46

Понятие о прямой речи. Из чего состоит предложение с прямой речью

1

Знать, из чего состоят предложения с прямой речью, значение прямой речи. Состав предложения с прямой речью; значение прямой речи.

Урок изучения нового материала

Текущий контроль

Пропедевтическое введение предлож. с прямой речью, показ роли таких предлож. в речи

47-48

Знаки препинания в предложениях с прямой речью, когда прямая речь стоит после слов автора

2

Знать правило расстановки знаков препинания в предложениях с прямой речью. Правило расстановки знаков препинания в предложениях с прямой речью; пунктуационное оформление таких предложений

Уметь пунктуационно оформлять такие предложения

Комбинированный урок

Текущий контроль: карточки (расставить знаки препинания, составить схему предл); осложненное списывание (списать, обозначая слова автора и прямую речь)

Знаки препинания в предложении, где прямая речь следует за словами автора и наоборот. Начало развития умения пунктуационно оформлять такие предложения

49

Развитие речи. Обучающее сочинение «Что сказала мама». Использование предложений с прямой речью в письменной речи

1

Актуализация знаний по теме «Прямая речь»

Уметь письменно излагать собственный текст, использовать предложения с прямой речью

Урок развития связной речи

Творческая работа

Самостоятельное составление предложений по заданной схеме

50

Анализ сочинений. Запись цитаты в виде предлож. с прямой речью

1

Правило оформления цитаты на письме

Уметь оформлять цитаты на письме

Комбинированный урок

Текущий контроль: карточ-ки (расставить знаки препинания, составить схему предложения)

51

Развитие умения ставить знаки препинания в простом предложении, сложном и в предложениях с прямой речью

1

Умение «читать» схемы и расставлять знаки препинания в предложениях

Уметь применять полученные знания при выполнении самостоятельной работы

Урок развития умений и навыков

Текущий контроль: сам. работа (найти в газетных статьях предложения с цитатами,выписать несколько, составить схемы

52

Развитие речи. Обучающее изложение «В здоровом теле - здоровый дух»

1

Составление плана, определение темы и основной мысли текста

Уметь самостоятельно записывать текст по памяти; осуществлять самопроверку

Урок развития связной речи

Творческая работа

53

Анализ изложений и работа над ошибками в изложении

1

Нахождение и исправление ошибок в изложении

Уметь выполнять работу над ошибками в изложении

Урок коррекции знаний, умений, навыков

Текущий контроль: словарная работа

54-55

Развитие умения ставить знаки препинания в простом предложении, сложном и в предложениях с прямой речью

2

Умение «читать» схемы и расставлять знаки препинания в предложениях

Уметь применять знания при выполнении самостоятельной работы

Урок обобщения и систематизации знаний

Текущий контроль. Игры «Кто хочет стать отличником?», «Умники и умницы», «Знатоки темы и предложения»

56

Контрольный диктант № 4 по теме «Предложения с прямой речью»

1

Актуализация знаний по теме

Уметь записывать текст под диктовку, контролировать свое письмо

Урок контроля

Тематический контроль: контрольная работа (методические рекомендации для учителя, с. 94)

57

«Пишу правильно» (работа над ошибками)

1

Повторение изученных орфограмм и пунктограмм

Уметь выполнять работу над ошибками по результатам контрольного диктанта

Урок коррекции знаний, умений, навыков

Текущий контроль: тест «Найди ошибки: а) орфографические; б) пунктуационные»

СЛОВО (103 часа)

ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ (40 часов)

Раздел 5.  ЧТО МЫ ЗНАЕМ ОБ ИМЕНИ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОМ  (3 часа)

58

Имя существительное как часть речи.

Постоянные и непостоянные признаки имен существительных

1

Знать:- определение имени сущ. , значение и употребление;

- род имени существительного: мужской, женский, средний;

- сущ. мужского и женского рода с шипящими на конце (рожь, нож,

ночь, мяч, мышь, камыш, вещь);

- правописание безударных падежных окончаний имен сущ.  I, II, III склонения (кроме сущ.  на

-мя, -ий, -ья, -ье, -ия, -ов, -ин).

Слово и его значение. Имя сущ., значение и употребление. Различение имен сущ. , отвечающих на вопросы  кто? что?, имен сущ.  мужского, женского и среднего рода

Уметь:

- различать имена су-

ществительные, отве-

чающие на вопросы

кто? и что?; имена

существительные муж-

ского, женского и

среднего рода;

- различать склонения

имен существительных

Урок

изучения нового

материала

Имя существи-

тельное в роли

подлежащего, в

роли второсте-

пенных членов

предложения.

Падеж имен су-

ществительных.

Три склонения

имен существительных. Наблюдение над ролью имен существительных в речи.

Орфограммы:

безударные падежные оконча-

ния имен существительных ж. р. 3-го

склонения; правописание существительных

м. р. с шипящим

на конце. Словарное богатство русского языка

59

Составление устного

рассказа на тему

«Имя сущ.  как часть речи».

Роль имен сущ.  в предложении, в речи.

Развитие речи. Обучающее сочинение-

миниатюра

 «Вид из  окна»

1

Использование словарей русского языка. Роль имен сущ.  в речи

Знать: - определение имени

сущ.., значение и употребление;

- род имени существительного: мужской, женский, средний;

- сущ.  мужского  и женского рода с шипящими на конце (рожь, нож, ночь, мяч, мышь, камыш, вещь);

- правописание безударных падежных окончаний имен сущ.  I, II, III склонения (кроме сущ.  на

-мя, -ий, -ья, -ье, -ия, -ов, -ин).

Урок развития связной

речи

Текущий контроль: игра

«Узнай

слово»

60

Роль имен существительных в предложении и в речи.

Многозначные слова,синонимы, антонимы

1

 Знать: - определение имени сущ., значение и употребление;

- род имени существительного: мужской, женский, средний;

- сущ.  мужского  и женского рода с шипящими на конце (рожь, нож,ночь, мяч, мышь, камыш, вещь);

- правописание безударных падежных окончаний имен сущ.  I, II, III склонения (кроме сущ.  на

-мя, -ий, -ья, -ье, -ия, -ов, -ин).Имя сущ.  в роли подлежащего, в роли второстеп.  членов предложения

Комбиниро-

ванный урок

Текущий контроль: выбо-

рочный диктант (выбрать из текста сло-

восочетания,

в которые входит имя суще-

ствительное)

Р а з д е л 6. ИЗМЕНЕНИЕ ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ  ПО ПАДЕЖАМ (12 часов)

61

Наблюдение за словоизменением имен

существительных

1

Знать: - определение имени сущ., значение и употребление;

- род имени сущ.: мужской, женский, средний;

- сущ.  мужского и женского рода с шипящими на конце (рожь, нож, ночь, мяч, мышь, камыш, вещь);

- правописание безударных падежных окончаний имен сущ.  I, И,III склонения (кроме сущ.  на -мя, -ии, -ья, -ье, -ия,-ов, -ин). Изменение имен сущ.  по числам и падежам

Уметь:

- различать имена существительные, отвечающие на вопросы

кто? и что?; имена

существительные мужского, женского и

среднего рода;

- различать склонения

имен существительных;

- изменять существительные по числам, падежам (падежные  вопросы)

Комбиниро-

ванный урок

Текущий контроль: карточки:

а) синтакси-

ческий разбор

предложения,

б) фонетический разбор,

в) морфологический разбор;

г) морфемный

разбор

Имя сущ.  в роли подлежащего, в роли втор.  членов

предложения.

Падеж и три

склонения имен

существительных. Наблюдение над ролью имен сущ.  в речи. Орфограммы:

безударные падежные окончания имен сущ.  1, 2, 3-го склонения,

Ь после шипящих на конце сущ.  ж. р. 3-госклонения; правописание сущ.

м. р. с шипящим

на конце. Словарное богатство

русского языка.

Слова однозначные и многозначные. Синонимы и антонимы

62

Развитие умения изменять имена существительные по падежам, ставить их в разные падежные

формы

1

Знать: - определение имени сущ., значение и употребление;

- род имени сущ. : мужской, женский, средний;

- сущ.  мужского и женского рода с шипящими на конце (рожь, нож, ночь, мяч, мышь, камыш, вещь);

- правописание безударных падежных окончаний имен сущ. I, И,III склонения (кроме сущ.  на -мя, -ии, -ья, -ье, -ия,-ов, -ин). Падеж, изменение имен сущ.  по падежам, употребление в предложении сущ.  в разных формах

Урок развития умений

и навыков

63

Изменение по падежам имен существительных в единственном и множественном числе

1

Комбиниро-

ванный урок

Текущий контроль: письм. опрос      (записать падежи с вопросами и изменить слово по

падежам)

64

Развитие речи.

Обучающее изложение по рассказу

Э. Шима «Жук на ниточке»

1

Знать: - определение имени сущ., значение и употребление;

- род имени сущ: мужской, женский, средний;

- сущ. мужского и женского рода с шипящими на конце (рожь, нож, ночь, мяч, мышь, камыш, вещь);

- правописание безударных падежных окончаний имен сущ.  I, II, III склонения (кроме сущ.  на -мя, -ии, -ья, -ье, -ия,-ов, -ин). Основные признаки текста, определение темы и главной мысли текста, умение раскрывать их при передаче содержания текста

Урок развития связной

речи

Творческая

работа

65

Анализ изложений.

Именительный и винительный падежи

1

Знать: - определение имени сущ. , значение и употребление;

- род имени сущ.: мужской, женский, средний;

- сущ.  мужского и женского рода с шипящими на конце (рожь, нож, ночь, мяч, мышь, камыш, вещь);

- правописание безударных падежных окончаний имен сущ. I, И,III склонения (кроме сущ.  на -мя, -ии, -ья, -ье, -ия,-ов, -ин). Тонкости употребления именительного и винительного падежей в речи, роль слов в этой форме в предложении, умение определять падеж имен сущ.

Уметь:

- различать имена существительные, отвечающие на вопросы

кто? и что?; имена

существительные мужского, женского и

среднего рода;

- различать склонения

имен существительных;

- изменять существительные по числам, падежам (падежные  вопросы)

Комбиниро-

ванный урок

Текущий контроль: карточки (изменить

слова по падежам, определить падеж

существительных в словосочетаниях)

Имя сущ.  в роли подлежащего, в роли втор.  членов

предложения.

Падеж и три

склонения имен

сущ. Наблюдение над ролью имен сущ.  в речи. Орфограммы:

безударные падежные окончания имен сущ.  1, 2, 3-го склонения, Ь после шипящих на конце сущ.  ж. р. 3-го склонения; правописание сущ. м. р. с шипящим

на конце.  Словарное богатство

русского языка.

Слова однозн.  и многозначные. Синонимы и антонимы

66

Родительный падеж

1

Знать: - определение имени сущ., значение и употребление;

- род имени сущ.: мужской, женский, средний;

- сущ. мужского и женского рода с шипящими на конце (рожь, нож, ночь, мяч, мышь, камыш, вещь);

- правописание безударных падежных окончаний имен сущ.  I, И,III склонения (кроме сущ.  на -мя, -ии, -ья, -ье, -ия,-ов, -ин). Особенности употребления имен сущ.  в родит.  падеже, определение падежа имен сущ.

Комбиниро-

ванный урок

67

Административная

контрольная работа

(40 минут)

1

Знать: - определение имени сущ., значение и употребление;

- род имени существительного: мужской, женский, средний;

- сущ.  мужского и женского рода с шипящими на конце (рожь, нож, ночь, мяч, мышь, камыш, вещь);

- правописание безударных падежных окончаний имен сущ.  I, И,III склонения (кроме сущ.  на -мя, -ии, -ья, -ье, -ия,-ов, -ин). Письмо под диктовку, применение изученных орфограф.  правил

Урок

 контроля

Итоговый контроль: контрольный диктант с грамматическим заданием

Имя сущ.  в роли подлежащего, в роли втор.  членов

предложения.

Падеж и три

склонения имен

существительных. Наблюдение над ролью имен сущ.  в речи. Орфограммы:

безударные падежные окончания имен сущ.  1, 2, 3-го склонения, Ь после шипящих на конце сущ.  ж. р. 3-го склонения; правописание сущ. м. р. с шипящим

на конце.  Словар.богатство

русского языка.

Слова однозн.  и многозначные. Синонимы и антонимы

68

Работа над ошибками. Дательный падеж

1

Знать: - определение имени сущ. , значение и употребление;

- род имени существительного: мужской, женский, средний;

- сущ.  мужского и женского рода с шипящими на  конце (рожь, нож, ночь, мяч, мышь, камыш, вещь);

- правописание безударных падежных окончаний имен сущ.  I, И,III склонения (кроме сущ.  на -мя, -ии, -ья, -ье, -ия,-ов, -ин). Особенности употребления имен сущ.  в  дательном падеже, определение падежа имен сущ.

Уметь:

- различать имена существительные, отвечающие на вопросы

кто? и что?; имена

существительные мужского, женского и

среднего рода;

- различать склонения

имен существительных;

- изменять существительные по числам, падежам (падежные  вопросы)

Комбиниро-

ванный урок

Текущий контроль (карточки:

а) синтаксический разбор предложения,

б) фонет. разбор,

в) морфолог. разбор;

г) морфемный

разбор)

69

Творительный падеж

1

Комбиниро-

ванный урок

Текущий контроль

70

Предложный падеж

1

Текущий контроль: с.р. –   упр. 150

71

Обобщение знаний, о падежах. Составление устного рассказа «Что я знаю об изменении имен сущ. по падежам»

1

Падежи имен сущ. , изменение слов по падежам, определение падежа имени сущ в словосочетаниях; словарный диктант; актуализация знаний по теме

Уметь составлять устный рассказ, предложения со словами в разных падежах

Урок обобщения и систематиза-ции знаний

Текущий: самостоятельная работа «Это ты знаешь и умеешь», учебник, часть 1-я, с. 119, №1,2

72

Упражнения на повторение. Проверочная работа № 3 по теме «Изменение имен сущ.  по падежам»

1

Комбинированный урок

Текущий контроль: проверочная работа №3, с. 14-15

Р а з д е л 7. ТРИ СКЛОНЕНИЯ ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ (6 часов)

73

Что такое склонение? Три склонения имен сущ.

1

Различение 1, 2, 3-го склонения сущ. Знать вывод сформулированного правила, алгоритм определения склонения имен сущ.

Уметь выполнять морфологический разбор имени существительного

Урок

изучения нового материала

Текущий

 контроль: правило

Работа с текстом; поиск слов на заданное условие (склонение, падеж, число и т. д.)

74

Развитие речи. Контрольное изложение за 1  полугодие

1

План, тема и основная мысль текста.  Знать вывод сформулированного правила, алгоритм определения склонения имен сущ.

Урок

контроля

75

Анализ изложений. Развитие умения определять склон. имен сущ.

1

Типы склонений имен сущ., определение склонений имен сущ.

Комбинированный урок

Текущий контроль (карточки: а) фонетический разбор,

б) морфологический разбор)

76

Развитие умения определять склон. имен   сущ. Морфолог. разбор имени сущ.

1

Типы склонений имен сущ., определение склонений имен существительных, морфологический разбор имен сущ. Знать алгоритм морфолог. разбора.

Уметь выполнять морфологический разбор имени существительного

Урок

повторения изученного

Знакомство с несклоняемыми сущ.; обогащение словарного запаса

77

Понятие о несклоняемых именах

сущ.  и особенностях их употребления

1

Знакомство с несклоняемыми существительными

Уметь находить, отличать несклоняемые сущ., определять их особенности

Комбинированный урок

Текущий кон-троль: устный опрос (назовите имена сущ. 1,2, 3-го склонения, просклоняйте их)

Проблемная постановка вопроса об особенностях употребления несклоняемых имен сущ.

78

Развитие речи. Обучающее сочинение «Пальчики оближешь» Употребление в письменной речи нескл. сущ. с разными предлогами, предложений с однород. членами

1

Определение и раскрытие темы и основной мысли в сочинении, выделение частей в сочинении

Уметь употреблять в письменной речи несклоняемые сущ.  с разными предлогами, предложения с однородными членами

Урок развития связной речи

Творческая работа

Раздел 8. ПРАВОПИСАНИЕ МЯГКОГО ЗНАКА ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ НА КОНЦЕ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ (7 часов)

79

Мягкий знак после шипящих на конце сущ. женского рода

1

Знать орфограмму «Ь после шипящих на конце сущ. ж. р. 3-го склонения». Мягкий знак после шипящих на конце сущ.  женского рода 3-го склонения, правописание сущ.  мужского рода с шипящим на конце

Уметь правильно записывать существительные м. р. с шипящим на конце

Урок изучения нового материала

Текущий контроль: устный опрос (какие сущ. относятся к 1, 2, 3-му склонению?) Какую роль выполняет  ь в словах польза, соловьи,дичь?

Составление предложений со словами на заданную орфограмму

80

Буква Ь после шипящих на конце имен сущ. Графическое обозначение орфограммы. Словарный диктант

1

Письмо слов с орфограммой «Буква Ь после шипящих на конце имен существительных», графическое обозначение орфограммы

Уметь определять признаки «опасных» мест в словах, записывать по памяти словарные слова, графически обозначать орфограмму

Урок            развития умений и навыков

Текущий контроль (карточки:

а) фонет. разбор,

б) морфолог. разбор

Развитие умения действовать по алгоритму

81

1

Комбинированный урок

Текущий контроль: словар. диктант

82

Упражнения на повторение. Проверочная работа № 4

(20 минут)

1

Выполнения задания: «Это ты знаешь и умеешь»; актуализация знаний

Уметь применять изученный теорет. материал, орфографические и пунктуационные правила при выполнении практических заданий

Комбинированный урок

Текущий контроль: поверочная работа № 4,

с. 16-17

83

1

84

Контрольный диктант № 5 по теме «Мягкий знак после шипящих на конце сущ.»

1

Письмо под диктовку, применение изученных орфографических правил.

Уметь применять изученные орфограммы при написании контрольного диктанта

Урок контроля

85

«Пишу правильно» (работа над ошибками)

1

Самостоятельная работа над ошибками, письмо по памяти.

Уметь выполнять работу над ошибками по результатам контрольного диктанта.

Урок коррекции знаний, умений, навыков

Текущий контроль: письмо по памяти

Раздел 9.  ПРАВОПИСАНИЕ БЕЗУДАРНЫХ ПАДЕЖНЫХ ОКОНЧАНИЙ ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ (11 ЧАСОВ)

86

Выведение общего правила написания безуд. падежных окончаний имен сущ.

1

Знать общее правило написания безударных падежных окончаний имен существительных. Безударные падежные окончания имен сущ.

Урок изучения нового материала

Текущий контроль: языковая разминка

Развитие умения действовать по алгоритму

87-88

Развитие умения писать безуд.  гласные в падежных окончаниях имен сущ., действовать по алгоритму

2

Знать правило написания безударных падежных окончаний имен существительных .Безударные падежные окончания имен существительных

. Уметь применять правило и действовать по алгоритму

Урок развития умений и навыков

Текущий контроль: запись под диктовку

89

Развитие речи. Обучающее изложение «Первая газета»

1

План, тема и основная мысль текста

Уметь писать изложение повествовательного характера по плану

Урок развития связной речи

Творческая работа

90-92

Анализ изложений. Развитие умения писать слова с изучен. орфограммой, графически объяснять выбор написания

3

Безударные падежные окончания имен существительных

Уметь находить в изложении слова с изученной орфограммой, анализировать и графически объяснять выбор написания

Урок развития умений и навыков

93-94

Упражнения на повторение. Проверочная работа № 5 по теме «Правописание безуд. падежных окончаний имен сущ.»

2

Безударные падежные окончания имен существительных

Уметь составлять устный рассказ «Что я знаю о словоизменении имен существительных» по плану

Комбинированный урок. Урок обобщения и систематизации знаний

Текущий

 контроль:

проверочная работа №5,

с. 20-21

95

Контрольный диктант № 6 по теме «Правописание безударных падежных окончаний имен

сущ.» (40 минут)

1

Письмо под диктовку, применение изученных орфографических правил

Уметь применять изученные орфограммы при написании контрольного диктанта

Урок контроля

Тематический контроль: контрольная работа (метод.реком. для учителя,

с. 133)

96

«Пишу правильно» (работа над ошибками)

1

Повторение изученных орфограмм и пунктограмм

Уметь выполнять работу над ошибками по результатам контрольного диктанта

Урок коррекции знаний, умений, навыков

Текущий контроль: языковая разминка

ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ (20 часов) Раздел 10. ЧТО МЫ ЗНАЕМ ОБ ИМЕНИ ПРИЛАГАТЕЛЬНОМ (4 часа)

97

Повествование и описание - два типа речи.

Роль имен прилагат. в речи

1

Особенности употребления прилагательных-антонимов в речи Знать: - значение и употребление имен прилагательных в речи;

- изменение прилагательных по родам, числам и падежам, согласование с именами сущ.;

 - склонение имен прилагат., кроме прилагательных на -ии, -ья, -ов, -ин; - правописание безударных окончаний  имен прилагательных (кроме прилагат.  с основой на и)

Уметь применять изученные орфограммы при написании

Комбинированный урок

Текущий контроль: выборочный диктант

Имена прилагат. в роли второстеп. членов предложения. Наблюдение над ролью имен прилагат. в художественном тексте. Тематические группы имен прилагательных

98

Роль прилагательных-антонимов в речи

1

Уметь применять изученные орфограммы при написании

Урок рефлексии

Текущий контроль: языковая разминка

99

Развитие речи. Обучающее сочинение-описание «Прогулка»

1

Уметь применять изученные орфограммы при написании

Урок развития связной речи

Творческая работа

100

Работа над ошибками сочинения. Морфологический разбор имени прилагательного

1

Грамматические признаки имен прилагат. порядок морфолог.  разбора имени прилаг. 

Знать: - значение и употребление имен прилагательных в речи;

 - изменение прилагат.  по родам, числам и падежам, согласование с именами существительными;

 - склонение имен прилагат., кроме прилагат.  на -ии, -ья, -ов, -ин;

 - правописание безуд. окончаний. имен прилаг. (кроме прилаг. с основой на и)

Уметь применять изученные орфограммы при написании

Комбинированный урок

Текущий контроль: фронтальный опрос

Раздел 11. СЛОВОИЗМЕНЕНИЕ ИМЕН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ (3 часа)

101-102

Изменение имен прилаг. по падежам

2

Изменение имен прилагат. по падежам. Знать правило, порядок морфологического разбора прилагательного

Уметь изменять

прилаг. по родам, числам и падежам, выполнять морфол. разбор прилаг.

Комбинированный урок

Текущий контроль: работа в парах. Письмо под диктовку

103

Словосочетание сущ. + прилаг. Главное и зависимое слово в словосочетании

1

Согласование с именами существительными

 Знать правило, порядок морфологического разбора прилагательного

Уметь изменять прилаг. по родам, числам и падежам, выполнять морфологический разбор прилагательного

Комбинированный урок

Текущий контроль: выборочный диктант

Самостоятельное составление предложений на заданные словосочетания

Раздел 12. ПРАВОПИСАНИЕ БЕЗУДАРНЫХ ПАДЕЖНЫХ ОКОНЧАНИЙ ИМЕН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ (13 часов)

104

Правило написания безударных падежных окончаний имен прилагат

1

Правописание безударных гласных в падежных окончаниях имен прилагательных.

Знать правило написания безударных падежных окончаний имен прилагательных

Уметь применять правило на практике, графически обозначать орфограммы

Комбинированный урок

Текущий

 контроль

Умение находить и исправлять ошибки в словах с изученными орфограммами; выведение правила написания безударных падежных окончаний. Образование имен прилагательных с помощью суффиксов и приставок

105

Развитие умения писать слова с изученной орфограммой, графически обозначать выбор написания

1

Урок развития умений и навыков

106-107

Развитие умения писать слова с изученной орфограммой, графически обозначать выбор написания

2

Урок развития умений и навыков

Текущий

контроль: языковая разминка

108

Обучающее изложение «Первое путешествие»

1

План, тема и основная мысль текста

Уметь использовать в письменной речи слова с изученными орфограммами, предложения с однородными членами, сложные предложения

Урок развития речи

Творческая работа

109-110

Анализ изложений. Упражнения на повторение

2

Правописание безударных гласных в падежных окончаниях имен прилагательных

Комбинированный урок

Текущий контроль: словар. работа

111-112

Повторение по теме «Имя прилагательное»

2

Комбинированный урок

Текущий

 контроль: работа в парах

113

Обучающее сочинение-описание «Моя любимая игрушка» (40 минут)

1

Употребление имен прилагательных в речи

Уметь использовать в сочинении имена прилагательные

Урок развития связной речи

Творческая работа

114

Закрепление изученного материала по теме «Имя прилагательное». Проверочная работа № 6

1

Грамматические признаки имени прилагат., порядок морфологического разбора имени прилагат., правописа-ние безударных гласных в падежных окончаниях прилагательных

Уметь актуализировать знания, выполнять словарную и проверочную работу, опираясь на изученный материал

Урок обобщения и систематизации знаний

Текущий контроль: проверочная работа № 6, с. 24-25

115

Контрольный диктант № 7 по теме

«Имя прилагательное» (40 минут)

1

Письмо под диктовку, применение изученных орфографических правил

Уметь применять изученный материал по теме при написании контрольного диктанта

Урок

контроля

Тематический контроль: контрольная работа (метод. реком. для учителя, с. 147)

116

«Пишу правильно» (работа над ошибками). Редактирование творческих работ

1

Повторение изученных орфограмм и пунктограмм

Уметь выполнять работу над ошибками, редактировать текст

Урок коррекции знаний, умений, навыков

ГЛАГОЛ (43 часа)

 Раздел 13. ЧТО МЫ ЗНАЕМ О ГЛАГОЛЕ (4 часа)

117

Роль глаголов в предложении, в речи. Правописание глаголов с частицей не

1

Значение и употребление глаголов в речи, правописа-ние глаголов с частицей не

Знать и уметь:

- значение и употребление глагола в речи;

- неопределенную форму глагола, вопросы что делать? что сделать?;

 - изменение глаголов по временам, лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение);

- изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам; - правописание глаголов во 2-м лице ед. ч.

Комбиниро-ванный урок

Текущий контроль: написание глаголов с не

Глагол в роли сказуемого в предложении; -тся, -ться в глаголах. Способы определения 1 и 2-го спряжения глаголов (практическое овладение). Практическое овладение способом определения спряжения глагола по ударному окончанию и по неопределенной форме

118-119

Значение и грамматические признаки глагола

2

Грамматические признаки глагола

Комбиниро-ванный урок

Текущий контроль: определение грамматичес. признаков глагола

120

Морфологический

 разбор глагола. Составление устного рассказа о глаголе

1

Грамматические признаки глагола, порядок морфологического разбора глагола

Комбиниро-ванный урок

Текущий контроль: языковая разминка

Раздел 14. СЛОВОИЗМЕНЕНИЕ ГЛАГОЛОВ (3 часа)

121

Понятие о спряжении глагола. Личные окончания глаголов 1 и 2-го спряжения

1

Знать алгоритм определения спряжения глагола.

Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Личные окончания глаголов 1 и 2-го спряжения

Уметь: - наблюдать за употреблением глаголов в устной и письменной речи; - пользоваться алгоритмом

Комбинированный урок

Текущий контроль: фронтальный опрос. Письмо по памяти

122-123

Как определить спряжение глагола, если окончание ударное

2

Знать алгоритм определения спряжения глагола.

Распределение глаголов с ударными окончаниями по спряжениям

Комбинированный урок

Текущий контроль: языковая разминка. Письменный опрос

Раздел 15. ПРАВОПИСАНИЕ БЕЗУДАРНЫХ ЛИЧНЫХ ОКОНЧАНИЙ ГЛАГОЛОВ (21 час)

124

Как определить спряжение глагола, если окончание безударное

1

Определение спряжения глаголов с безударными окончаниями

Знать и уметь:

- значение и употребление глагола в речи;

 - неопределенную форму глагола, вопросы что делать? что сделать?;

- изменение глаголов по временам, лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение);

 - изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам;

 - правописание глаголов во 2-м лице ед. ч.;

- правописание безударных личных окончаний глаголов (1 и 2-го спряжения), не с глаголами

Комбинированный урок

Текущий

 контроль: языковая разминка

Глагол в роли сказуемого в предложении; -тся, -ться в глаголах. Способы определения 1 и 2-го спряжения глаголов (практическое овладение).

 Практическое овладение способом определения спряжения глагола по ударному окончанию и по неопределенной форме

125-126

Развитие умения применять правило, действовать по алгоритму

2

Урок развития умений и навыков

Текущий

контроль: языковая разминка

127-128

Глаголы-исключения. Выбор способа определения спряжения глагола

2

Комбинированный урок

Текущий

 контроль: работа в парах. Письмо под диктовку

129

Развитие речи. Обучающее сочинение по картинкам (40 минут)

1

Развитие связной письменной речи

Урок развития связной речи

Творческая работа

130

131

132

Развитие умения писать глаголы с безударными личными окончаниями. Анализ сочинений

3

Правописание безударных личных  окончаний глаголов

Урок развития умений

и навыков

Текущий контроль: индиви-

дуальный опрос

133

Разбор глагола

как части речи

1

Грамматические признаки глагола, порядок морфолог. разбора глагола

Комбиниро-

ванный урок

Текущий контроль: языковая разминка.

Письмо по памяти

134

Контрольный диктант № 8 по теме «Правописание безударных личных

окончаний глаголов»

1

Письмо под диктовку, применение изученных орфографических правил

Урок

контроля

Тематический

контроль: кон-

трольная работа (метод. рек.  с. 165)

135-136

Работа над ошибками. Знакомство

с возвратной формой

глагола. Правописание глаголов с –тся и –ться

2

Вывод правила

о написании -тся

и -ться в глаголах

Урок коррекции знаний,

умений, навыков. Комбинирован-ный урок

Текущий контроль: языковая разминка.

Фронтальный

опрос

137

Знакомство с орфограммой «Буква Ь

после шипящих в

глаголах 2-го лица ед.  числа» и орфограф. правилами

1

Правописание Ь после шипящих в глаголах 2-го лица

единственного числа

Комбиниро-

ванный урок

Текущий контроль: языковая разминка.

Индивидуальный опрос

138-139

Развитие умения писать букву Ь в глаголах 2-го лица единствен.  числа

2

Урок развития умений

и навыков

Текущий контроль: тест

140-141

Развитие умения писать глаголы с безударной гласной в личных окончаниях

1

Правописание безударных личных окончаний глаголов

Уметь:

- использовать в письменной речи глаголы с изученными орфограммами;

- редактировать текст изложений

Урок развития умений и навыков

Текущий контроль: языков. разминка. Письмен.  опрос

142

Обучающее изложение «Первые школы»

(40 минут)

1

План, тема и основная мысль текста

Урок

развития связной речи

Творческая работа

143

Работа над ошибками. Редактирование текста изложений

1

Комбинированный урок

144

Контрольное списывание по теме «Глагол» (40 минут)

1

Уметь грамотно и каллиграфически верно списывать текст

Урок контроля

Раздел 16. РАЗБОР ГЛАГОЛА ПО СОСТАВУ (15 часов)

145-146

Порядок разбора глагола по составу. Знакомство с алгоритмом

2

Части слова: корень, приставка, суффикс, окончание

Уметь выполнять разбор глагола по составу (по алгоритму)

Комбинированный урок

Текущий контроль: языковая разминка. Фронт.  опрос

147

Обучающее сочинение. Использование в письм. речи глагол.  в форме настоящего времени с изучен. орфограммами

1

Использование в речи глаголов в заданной форме

Уметь использовать в письменной речи глаголы в настоящем времени с изученными орфограммами

Урок

развития связной речи

Творческая работа

148-150

Анализ сочинений. Развитие умений разбирать глаголы по составу, писать безударные гласные в личных окончаниях глаголов

3

Знать :- значение и употребление глагола в речи;

 - неопределенную форму глагола, вопросы что делать? что сделать?;

- изменение глаголов по временам, лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение);

 - изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам;

 - правописание глаголов во 2-м лице ед. ч.;

- правописание безударных личных окончаний глаголов (1 и 2спряжения), не с глаголами. Разбор глаголов по составу

Уметь разбирать

глаголы по составу

Урок

развития умений и навыков

Текущий контроль: языковая разминка. Письменный опрос

Глагол в роли

сказуемого в

предложении;

-тся, -ться в

глаголах. Способы определения 1 и 2-го

спряжения глаголов (практическое овладение). Практическое овладение

способом определения спряжения глагола

по ударному

окончанию

и по неопреде-

ленной форме.

Глагол в роли

сказуемого в

предложении;

-тся, -ться в

глаголах. Способы определения 1 и 2-го

спряжения глаголов (практическое овладение). Практическое овладение

способом определения спряжения глагола

по ударному

окончанию

и по неопреде-

ленной форме

151-152

Развитие умения писать глаголы с изученными орфограммами

2

Уметь;

- видеть в словах изученные орфограммы;

 - использовать в устной и письменной речи глаголы;

- составлять устный рассказ на тему «Что нового я узнал о глаголе в этом году»

Урок

развития умений

и навыков

Текущий контроль: языковая разминка.

Письменный

опрос

153

Развитие речи

 Обучающее сочинение

«День моей мамы»

1

Знать :- значение и употребление глагола в речи;

 - неопределенную форму глагола, вопросы что делать? что сделать?;

- изменение глаголов по временам, лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение);

 - изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам;

 - правописание глаголов во 2-м лице ед. ч.;

- правописание безударных личных окончаний глаголов (1 и 2 спр.), не с глаголами Использование глаголов в форме 3  лица ед. числа настоящего времени

Урок

развития связной

речи

Творческая

работа

154-155

Работа над ошибками в сочинении, редактиров. текста. Повторение по теме «Глагол».Контрольный словарный диктант

2

Знать :- значение и употребление глагола в речи;

 - неопределенную форму глагола, вопросы что делать? что сделать?;

- изменение глаголов по временам, лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение);

 - изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам;

 - правописание глаголов во 2-м лице ед. ч.;

- правописание безударных личных окончаний глаголов (1 и 2 спряжения), не с глаголами Разбор глаголов по составу

Уметь;

- видеть в словах изученные орфограммы;

 - использовать в устной и письменной речи глаголы;

- составлять устный рассказ на тему «Что нового я узнал о глаголе в этом году»

Комбиниро-

ванный урок

Текущий контроль: языковая разминка.

Тест. Фронт. опрос

156

Упражнения на повторение. Проверочная работа № 7

по теме «Глагол»

1

Комбиниро-

ванный урок

Текущий контроль: проверочная работа

№ 7, с. 32-34

Проверочные и  контр.

работы по русскому языку.

157

Обобщение и систематизация знаний

по теме «Глагол»,

закрепление орфографических, пунктуационных и языковых умений

1

Знать :- значение и употребление глагола в речи;

 - неопределенную форму глагола, вопросы что делать? что сделать?;

- изменение глаголов по временам, лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение);

 - изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам;

 - правописание глаголов во 2-м лице ед. ч.;

- правописание безударных личных окончаний глаголов (1 и 2 спряжения), не с глаголами. Разбор глаголов по составу. Морфологический разбор глагола

Урок обобщения и сис-

тематизации

знаний

Тематический

контроль: предупреди-тельный диктант.

Тест

158

Административный

контрольный диктант (40 минут)

1

Знать :- значение и употребление глагола в речи;

 - неопределенную форму глагола, вопросы что делать? что сделать?;

- изменение глаголов по временам, лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение);

 - изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам;

 - правописание глаголов во 2-м лице ед. ч.;

- правописание безударных личных окончаний глаголов (1 и 2 спряжения), не с глаголами. Письмо под диктовку, применение изученных орфографических правил

Урок

контроля

Итоговый контроль

159

Работа над

ошибками.

«Пишу правильно»

1

Уметь;

- видеть в словах изученные орфограммы;

 - использовать в устной и письменной речи глаголы;

- составлять устный рассказ на тему «Что нового я узнал о глаголе в этом году» Уметь применять правила, выполнять работу над ошибками

Урок

коррекции знаний, умений,

навыков

Текущий

 контроль

Р а з д е л 17. ПОВТОРЕНИЕ (11 часов)

160-161

Комплексное повторение материала, изученного в разделах «Слово», «Предложение», «Текст»

2

Сочинение на грамматическую тему «Уроки слова»

Уметь применять в системе полученные знания

Комбинированный урок

162

Контрольное изложение «Странный дуэт»

1

План,

тема и основная мысль текста

Урок контроля

Итоговый контроль

163

«Пишу правильно» (работа над ошиб.). Редактирование текста

1

Уметь выполнять работу над ошибками, редактировать текст

Урок коррекции знаний, умений, навыков

164-165

Повторение по теме «Имя существительное»

2

Выполнение тестовых заданий

Уметь выполнять итоговое тестирование по пройденному материалу

Комбинированный урок

Текущий контроль: тест

166-167

Повторение по теме «Имя прилагательное»

2

Написание мини-сочинения «О чем рассказывает слово?»

Комбинированный урок

Текущий контроль: языковая разминка Выборочный диктант

168-169

Повторение по теме «Глагол»

2

Комбинированный урок

170

Урок-игра «Кто хочет стать отличником?»

1

Урок-игра


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно - тематическое планирование по русскому языку 3 класс Школа 2100"

Календарно - тематическое планирование по русскому языку по программе Школа 2100", авторы учебника Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева, О. В. Пронина 2012г....

Календарно- тематическое планирование по русскому языку. 2 класс. "Школа 2100"

Календарно- тематическое планирование по русскому языку. 2 класс. "Школа 2100"...

календарно-тематическое планирование по русскому языку. 2класс.УМК "Школа 2100"

Согласованозаместитель директора по УВРМОУСОШ№12_____________________О.А. МихаленкоРассмотренона методическом объединениипротокол № ___от ____2013 года____________________________УтверждаюДирект...

Календарно-тематическое планирование по русскому языку 3 класс "Школа 2100"

Календарно-тематическое планирование по русскому языку 3 класс "Школа 2100" авторы Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева с видами деятельности учащихся....

Календарно – тематическое планирование по русскому языку ( 2 класс «Школа 2100»)

Календарно-тематическое планирование по русскому языку, 2 класс с характеристикой деятельности учащихся. Школа 2100.Календарно – тематическое  планирование  по  русскому  языку( 2...

Календарно-тематическое планирование по русскому языку 1 класс Школа 2100 ФГОС НОО

Календарно-тематическое планирование по русскому языку 1 класс Школа 2100 ФГОС НОО...

Календарно-тематическое планирование по русскому языку 2 класс( "Школа 2100")

Календарно-тематическое планирование по русскому языку во 2 классе ("Школа 2100")...