Главные вкладки

    Урок русского языка. Сочинение по картине В.М. Васнецова "Аленушка" 3 класс
    план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме

    Савельева Татьяна Ивановна

    Урок русского языка. Сочинение по картине В.М. Васнецова "Аленушка" 3 класс

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл sochinenie.docx25.69 КБ

    Предварительный просмотр:

    Урок русского языка

    3 класс

    «Сочинение по картине В.М.Васнецова «Алёнушка».

    (2 урока)

     Цель: учить детей осмысливать содержание картины;

    ·  совершенствовать умения подбирать необходимые для описания и повествования слова;

    ·  учить соотносить художественный текст и художественные средства картины;

    ·  развивать мышление детей, кругозор, воображение, словарный запас;

    ·  воспитывать любовь к чтению, сказкам, русскому фольклору.

    Оборудование:

    1. Репродукция картины В.М.Васнецова «Аленушка».
    2. Рабочая тетрадь Л.И.Тикунова, М.Н. Корепанова  «Пишем сочинение по картинам русских художников» (у каждого ученика).
    3. Оформленная доска (портрет художника, карточки с вопросами, план, орфографическая подготовка).
    4. Презентация к уроку.

    Первый урок - подготовка к восприятию картины.

        А) Чтение русской народной сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»

         Б) Рисование иллюстрации к сказке.

         В) Организация перед уроком выставки детских рисунков.

    Второй урок.

    1. Организационный момент.

    2. Сообщение темы урока.

          -На прошлом уроке литературного чтения мы с вами работали над русской народной сказкой «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». Сегодня мы рассмотрим картину В.М. Васнецова «Аленушка» и напишем по ней сочинение. Вы знаете, что сказка повествует нам об Аленушке, но описания героини в сказке нет. Вам было задано задание домой: представить Аленушку, ее внешний облик, подобрать слова, характеризующие девушку, нарисовать рисунки.

    3. Рассматривание  детских рисунков.

    - В сказке мы узнаем, что происходит с Аленушкой. А какой она вам представляется?

    (Добрая, спокойная, красивая, заботливая, скромная).

    - Из всех рисунков выберете те, которые соответствуют словесной характеристике героини.

    (Ученики выбирают рисунки и объясняют свой выбор.)

    - А в какой момент вы особенно переживали за героиню сказки?

    (Когда ее братец превратился в козленочка, когда злая ведьма его утащила.)

    - А как вы представляете облик Аленушки в тот момент, когда случилась беда?

    (Она была грустной и печальной.)

    4. Знакомство с картиной В.М.Васнецова «Алёнушка».

    - Художник поможет нам увидеть сегодня Аленушку. Он написал картину по мотивам русской народной сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». Рассмотрите внимательно картину. Отличается ли ваше представление о девушке от представлений художника?

    (Нет, художник изобразил героиню, наверное, в тот момент, когда братец превратился в козленочка. Аленушка грустная и печальная.)

    - Можно ли эту работу художника назвать иллюстрацией к сказке?

    (Это не иллюстрация. Иллюстрация изображает эпизод сказки со всеми деталями, взятыми из содержания. В сказке злые люди утопили Аленушку, козленочек прибежал к омуту, зовет сестрицу.) Здесь нет ни ведьмы, ни козленочка.

    - Да, это не иллюстрация, это картина, на которой Васнецов В. М. показывает нам обобщенный образ русской девушки, выражает свое отношение к ней. Васнецов не старался передать в точности историю про сестрицу Аленушку и братца Иванушку. Он как бы вспомнил все сказки о детях-сиротах – бедных, обиженных, но добрых, трудолюбивых, щедрых. Народ всегда говорит о них с любовью. И Васнецов передал в картине эту любовь.

    Внимательно рассмотрите картину, обратите внимание на позу девушки, рассмотрите природу, которая ее окружает.

    4.Дети рассматривают картину.

    - Какой момент сказки изображён на полотне?

    - Что делает Алёнушка? (она сидит, поджав под себя ноги, обняв руками колени и склонив голову)

    - Где она сидит? (Алёнушка сидит на камне у лесного пруда)

    - Во что она одета? (На ней выцветшая рваная голубая рубашка и цветастая юбка. Ноги её босые. Из-под юбки виден край белой сорочки)

    - Каково выражение её лица? (У неё грустный, задумчивый взгляд)

    - Как вы считаете, о чём она задумалась? 

    - Опишите её волосы (Её золотисто-каштановые волосы волнами спадают на её скрещенные руки, наполовину закрывая её лицо)

    - Что вы видите на переднем плане полотна? (На переднем плане полотна мы видим застывшую чёрную воду лесного пруда, на глади которого покоятся золотые опавшие листья. Зелёная осока стрелами вытягивается из воды)

    - Что вы видите на заднем плане полотна? (Густой ельник со всех сторон стеной обступил героиню, загораживая лучи заходящего солнца)

    - Попробуйте описать осинки (Тонкие осинки шелестят на ветру своими сухими продрогшими листочками, как бы сочувствуя Алёнушке и нашёптывая ей советы.)

    - Перед тем как начать писать сочинение, надо собрать материалы к нему. Этим мы сейчас и займёмся.

    Чтобы не повторяться в сочинении, слово "картина" какими близкими по смыслу можно заменить? (Картина - полотно, шедевр, произведение искусства)

    - Как можно заменить слово "художник"? (Художник - автор полотна, мастер)

    - Я хочу вам сообщить, что картина пишется красками, а не рисуется, поэтому не пишите в сочинении "нарисовал". Он её написал.

    - Как можно заменить слово "написал"? (Написал - изобразил, создал, представил)

    - Для чего мы подбираем эти слова? (чтобы не допускать повторов в сочинении)

    Следующий этап урока - заполнении таблицы материалами к сочинению. Ребята вместе с учителем записывают словосочетания.

    - В сочинении можно использовать сказочные элементы: зачин, концовку, присказку, оговорку, постоянные эпитеты, слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

    - Приведите примеры таких средств, которые подходят к данному сочинению. (Жила была сестрица Алёнушка, и был у неё братец Иванушка. Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. И будет она жить-поживать да добра наживать. Красна девица, косы длинные, руки белые, ножки быстрые, тёмный лес, рубашечка, глазоньки, рученьки, братец).

    - Напоминаю, что каждый пункт плана надо писать с красной строки.

    Послушайте теперь примерный рассказ.

    Жила была сестрица Алёнушка, и был у неё братец Иванушка. Однажды Иванушка не послушался своей сестрицы и превратился в козлёночка.

    (Это вступление-зачин. Обратите внимание, какой он короткий - всего 2 предложения. Не надо пересказывать всю сказку, достаточно двух предложений.)

    Сидит Алёнушка у чёрной лесной водицы и оплакивает своего непослушного братца. Вся её фигура выражает скорбь и печаль. Босые ножки поджаты под себя. Белые рученьки обвили колени. Красивая головка склонилась на скрещенные руки.

    (Видите, о каждом предмете изображения составляется отдельное предложение.)

    На ней выцветшая рубашка, пёстрая юбка, из-под которой виден край белой сорочки.

    (Теперь необходимо связать одежду с выражением лица. Как это сделать?)

    Её бедная одежда вызывает чувство сострадания и жалости. Столь же жалко и её лицо. Оно выражает грусть, задумчивый взгляд устремлён на стоячую гладь лесного пруда.

    (Видите, как от взгляда можно перейти к пруду

    На чистой водице медленно плывут, как маленькие лебеди, золотистые листочки. Зелёная тонкая осока вытягивается из воды.

    (Мы ещё не писали о золотых волосах Алёнушки. Как к ним перейти? Лучше от золотистых листочков.)

    Необыкновенно гармонируют с золотой листвой каштановые рассыпавшиеся волосы Алёнушки. Они волнами спадают на её колени, наполовину закрывая лицо героини.

    - Опишите все, что находится на заднем плане картины. (Позади Аленушки лес темный и таинственный. Он немного страшный и загадочный. Вода в озере тоже темная, холодная, в ней отражается темный лес.Густой зелёный ельник враждебно надвинулся на красную девицу, заслоняя лучи заходящего солнца, но тонкие озябшие осинки, дрожа своими листочками, словно две подружки, нашёптывают девушке свои советы.)

    - Как художник показал нам, что приближается осень? (Желтые листья плавают в воде, желтые листья на тоненьких березках.)

       - Случайно ли художник выбрал именно это время года? (Нет. Осенняя пора грустная. Здесь природа как бы тоже грустит вместе с Аленушкой. Природа помогает нам понять настроение Аленушки. Лес темный, и в душе Аленушки темно. В лесу нет ни единого лучика, и на душе  у девушки нет ничего светлого и радостного.)

      - Для того, чтобы передать нам настроение героини, художник использует несколько художественных приемов – освещение и отбор красок. Свет падает на лицо девушки, чтобы на темном фоне выделить его для зрителя. Краски, которые использует художник, помогают нам лучше понять настроение герои. Поза Аленушки, выражение ее лица, одежда, темный лес, наступление осени, отсутствие ярких и радостных тонов – все вместе создает печальное и грустное настроение.

     - А как сам художник относится к своей героине? (Художник с большой любовью показал нам Аленушку, он жалеет свою героиню)

      - Васнецов хотел донести до нас образ простой бедной, но милой крестьянской девушки. Картина нас трогает и волнует, заставляет переживать вместе с героиней.

    Подумайте, почему художник изобразил Аленушку в центре, на переднем плане?

    (Она – главный герой в этой картине, художник хочет, чтобы мы сразу обратили на нее внимание.)

    - Замысел картины возник у художника, когда он был в деревне неподалеку от усадьбы Абрамцево. Здесь Васнецову очень полюбился старый заросший пруд с густым ельником и тонкими осинками по берегам. Такие уголки природы навевают светлую грусть, и вспоминаются здесь народные песни-причитания о горькой доле молодой крестьянской девушки. "Аленушка, - рассказывал В. М. Васнецов, - как будто давно жила в моей голове, но реально я увидел ее в Ахтырке, когда встретил одну простоволосую девушку, поразившую мое воображение. Столько тоски, одиночества и чисто русской печали было в ее глазах: каким-то особым русским духом веяло от нее".  Художнику удалось выявить и воплотить на полотне реальную основу поэтического вымысла русского народа: он изобразил простую крестьянскую девочку-сиротку, которая плачет на камне у омута, печалясь о своей горькой судьбе. Наверное, она не может найти сочувствие у людей, поэтому убежала в глубокую чащу, где ищет утешения у природы.

    6. Сопоставление сюжета картины со стихотворением А. Прокофьева "Аленушка"

    Пруд заглохший весь в зелёной ряске
    В ней тростник качается, шумит,
    А на берегу, совсем как в сказке, 
    Милая Алёнушка сидит.

    Прост венок, а нет его красивей,
    Красен от гвоздик, от лилий бел,
    Тополиный пух на платье синем,
    С тополиных рощ он прилетел.

    Но кукушка на сосне кукует.
    И тропинка к берегу ведёт.
    Солнце щедро на воду такую 
    Золотые обручи кладёт.

    Вопрос:

    Сопоставьте стихотворение Прокофьева и картину Васнецова.

    В чем сходство и различие поэтического образа?

     7. Учитель выписывает слова.Класс подбирает к ним опорные слова.

           Лес                               Небо                                                         Озеро

           дремучий                   серое                                                      глубокое

           темный                       осеннее                                                   холодное

           таинственный           пасмурное                                              темное

           тревожный                неласковое                                             печальное

    8. Лексическая работа

    Поэтический вымысел, горькая доля, глубокая тоска, безысходная печаль, девочка -сиротка,  ситцевый цветастый сарафан, выцветшая голубая кофта, загорелые руки, каштановые волосы, усталое бледное лицо, горестный взгляд, заросший пруд, густая чаща дремучего леса, бледно-серое небо, холодная осенняя вода, увядающая природа.

     9. Далее составляется план сочинения.

    План.

    1. Художник и его картина.
    2. Каким образом оказалась Алёнушка у пруда?

    3. Портрет Аленушки (лицо, поза, одежда)

    4.. Природа, на фоне которой изображена героиня (пруд, лес, небо)

    5. Настроение, которое передает картина

    6. Мое отношение к картине В. М. Васнецова

    - Напоминаю, что каждый пункт плана надо писать с красной строки.

    10. Письменное сочинение по картине.

    11. Итог урока.

    Описание картины:

    Всемирно известный автор этого полотна создал много чудесных сказочных образов. Один из самых ярких и запоминающихся среди них - образ сестрицы Аленушки из знакомой нам с раннего детства народной сказки. Девушка очень долго искала своего любимого братца, ставшего козленочком. Она бегала по лесам и лугам, звала Иванушку, но все - без толку. Наконец, выбившись из сил, бедняжка грустно присела на большой камень возле пруда. На душе у нее - печаль и тоска. Ее одолевают мрачные, тревожные мысли. Девушка не знает, где же ей теперь искать пропавшего брата, куда еще идти. Она и отчаивается, и ругает себя, что не уследила за Иванушкой, и все-таки надеется, что они снова будут вместе. Пейзаж, изображенный на этом полотне, как будто полностью отвечает настроению сказочной героини, подчеркивает его. Темные краски, дремучий и словно бы нахмуренный хвойный лес на заднем плане картины, черная стоячая вода, жесткие листья осоки - все это вызывает у зрителей ощущение тревоги, грусти, даже некоторого страха. Но, несмотря на это, на полотне есть детали, которые немного оживляют мрачный пейзаж, дают намек на счастливое окончание сказки. Так, сверху льется золотистый свет, возле пруда стоят тоненькие светлые деревца. Они - как подружки, утешающие Аленушку. На воде мы видим маленькие золотистые листочки, похожие на волшебных лебедей. Сама Аленушка написана так, что сразу вызывает у нас жалость и сострадание. Эта красивая, но печальная девушка одиноко сидит на жестком холодном камне. Она склонилась головой на колено, вся сжалась и неотрывно, тоскливо глядит на свое отражение в воде. На героине картины - обветшалый простенький сарафан темного цвета. Ее ноги босы. Волосы, заплетенные в длинную, немного растрепавшуюся косу, ничем не покрыты. "Аленушка" - очень русская картина. Она отражает душу нашего народа, его самые лучшие качества: умение любить, жалеть, заботиться и быть терпеливым.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект урока русского языка. Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» 4 классКонспект урока русского языка

    Урок направлен на развитие устной и письменной  речи обучающихся. Способствует развитию творческого воображения....

    Урок русского языка "Сочинение по картине Левитана "Золотая осень"

    Урок русского языка в 3 классе "Сочинение по картине Левитана "Золотая осень" с презентацией....

    Презентация к уроку русского языка "Сочинение по картине В.Д Поленова "Золотая осень" 3 класс"

    Цель: Формирование умения воспринимать художественные образы картины.Задачи:·         познакомить с творчеством В.Д.Поленова·...

    Урок русского языка "Сочинение по картине "Кружевница" 4 класс

    Цель:- продолжать работу  по формированию  умений  обучающихся по написанию  сочинения –описания   картиныЗадачи:- расширять словарный  запас  обучающихся- упра...

    Конспект урока по русскому языку «Сочинение по картине «Февральская лазурь»» 4 класс УМК "Школа России"

    Конспект урока по русскому языку 4 класс«Сочинение по картине «Февральская лазурь»» УМК "Школа России"...