Урок русского языка в 3 классе
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме

Вершинина Наталья Викторовна

Урок закрепления по теме "Подлежащее и сказуемое" проведен в форме путешествия в зимний лес. На уроке используются активные формы обучения: игры, парная и групповая работа. Учащиеся на урке выполняют роль экспертов, исследователей, учителей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_rus._yazyka_v_3_klasse.docx35.67 КБ

Предварительный просмотр:

Урок-путешествие в зимнюю сказку

по русскому языку в 3-м классе

                                    по теме: «Подлежащее и сказуемое. Закрепление»

Провела учитель высшей категории ГБОУ СОШ №22  г. Чапаевск Самарской области Вершинина Наталья Викторовна.

Дидактическое обоснование

Русский язык 3 класс (1 часть), авторы учебника Л.Я. Желтовская, О.Б. Калинина. УМК Образовательная система «Планета знаний»

Тема урока: « Подлежащее и сказуемое. Закрепление»

Дата проведения: 16.11.2013

Дидактическая цель: закрепить знание учащимися  понятий « подлежащее» и « сказуемое»; научить находить  их в предложениях.

Тип урока: «Закрепление знаний»

Задачи урока:

- сформулировать понятия « подлежащее» и « сказуемое»;

- научиться находить в предложениях  подлежащее и сказуемое;

- развитие устной и письменной речи учащихся;

- воспитание коммуникативной культуры.

Методы обучения: продуктивный

Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, групповая, парная

Средства обучения: ПК, мультипроектор

Формирование У У Д:

Регулятивные: целеполагание; планирование, прогнозирование; : контроль, оценка, коррекция.

Познавательные: общеучебные – самостоятельное выделение – формулирование познавательной цели, логические – формулирование проблемы, моделирование,  решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование; общеучебные – умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия.

Коммуникативные: постановка вопросов; инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации; управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера.

Ход урок

I. Организационный момент.

Учитель. Сегодня на уроке нам предстоит большая и интересная работа. Пожелаем мысленно друг другу хорошего настроения и успехов.

Девиз урока:

"Здравствуй,великий,
Здравствуй,могучий,
Здравствуй,любимый,
Русский язык!

 Гостем нашего урока сегодня будет Петя Ошибкин, который вместе с нами будет открывать тайны русского языка.

II. Работа над ошибками

  1. Игра «Безграмотное письмо». Задание: ученик зелёным мелом исправляет ошибки в тексте, учитель – красным мелом проверяет работу ученика.

На доске текст: Красиф зимний норяд леса. На лапах елей лижит снек. На ветках бирёз снежный пух. Весь вснигу стаит дуп. Харашо паработал влесу марос!

  1. Объяснительный диктант.

Класс работает над объяснением слов с карточек: кормушка, сделали, голодают, друзья, синичка, низкие, осенью, ищут, щеглы, большой.

III. Минутка чистописания.

1. Учитель: Красиво писать -

Ученики: красоту творить.

2. Учитель. Вот и мы начнем урок с красивого письма.

Откройте тетради и красиво запишите число, классная работа.

(Помним правила посадки)

Учитель: Петя Ошибкин тоже учится красиво писать. Посмотрите, как он выполнил задание на минутке чистописания. Все ли написано правильно? Какие соединения написаны неверно?

Октябрь землю покроет где листком, где снежком.

Запишите правильно соединения букв:

тя ля ря ом ол оя

(Помним о посадке, соблюдаем наклон)

-Какие орфограммы встретились в предложении?

Письмо по памяти

Прочитайте предложение еще раз, а теперь запишите его по памяти.

Соблюдаем все правила написания и соединения букв в словах.

Что это за предложение?

А какие еще осенние приметы вы знаете? (осенняя примета:

 В октябре гром – зима бесснежная; осенний иней - к сухой и солнечной погоде, к вёдру, к теплу)

А зимние приметы знаете?

  1. Вы эксперты. Вам нужно прочитать  статью и выбрать приметы зимы из неё. (Детям даётся напечатанный лист с приметами и пословицами о зиме).

IV. Словарная работа. Работа в парах с компьютером.

Сегодня на уроке вы будете исследователями. А вот что будет предметом нашего исследования, вы узнаете, выполнив словарную работу. Работаем в парах за компьютером.

Учащиеся разгадывают кроссворд.

 

1.Электронное устройство с клавиатурой и мышкой.

2. Утренний прием пищи.

3. Лиственное дерево с гладким белым стволом.

4.Указание местожительства.

5. Помещение для хранения книг.

6. Главный город страны.

7. Все растения польет,
   Мусор с пола уберет,
   Следит за порядком,
   Раздает тетрадки.

8. Последний день недели.

9. Лесная ягода с маленькими сладкими плодами.

10. Работа художника.

11. Растение, имеющее ствол.

- Так что же мы будем исследовать? (Предложение)

- Что такое предложение?

Составьте предложение с любым из словарных слов.

Одно предложение запишем с комментированием. Дадим характеристику предложения.

V. Повторение пройденного материала.

1. Постановка учебной задачи.

Петя Ошибкин тоже составил предложения. Посмотрите, что у него получилось. Можно ли эти записи назвать предложениями? Почему?

В лес           снежная тихая зима.

Проблемный вопрос: Что нужно сделать, чтобы получилось предложение?

Дополните предложение.

В лес пришла снежная тихая зима.

-О чём говорится в предложении?

- На какой вопрос отвечает это слово?

- Чем является в предложении слово?

- Что такое подлежащее?

Прочитайте следующую запись. Дополните предложение.

Падают с тополей сухие        .

На какой вопрос отвечает слово падают?

 Чем является в предложении слово?

Что такое сказуемое?

Почему у Пети не получились предложения? О чем он забыл?

Как можно назвать подлежащее и сказуемое? (Главные члены предложения, грамматическая основа)

Почему их называют главными членами?

Давайте и мы с вами найдем грамматическую основу этих предложений. Как найти подлежащее и сказуемое?

(Ученик устно разбирает предложение)

Выпишите грамматическую основу из каждого предложения. Главные члены подчеркните.

Самопроверка (слайд)

Ребята, по какой теме мы работаем на протяжении нескольких уроков? Сегодня у нас завершающий урок по этой теме. Мы совершим интересную экскурсию, в ходе которой будем выделять главные члены, правильно составлять предложения и наблюдать за красотой родной природы. А путешествовать мы будем по осеннему лесу. Давайте его поприветствуем.

2. Физминутка

Здравствуй, лес -
Дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
Ты о чем шумишь листвою
Ночью темной, грозовою?
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь?
Какая птица?
Все открой, не утаи.
Ты же видишь -
Мы свои.

3. Подготовительная работа к изучению второстепенных членов предложения.

В воскресенье Петя совершил прогулку в осенний лес и написал сочинение о том, что увидел. Но внезапно налетел ветер и разметал по земле все предложения. Посмотрите, что от них осталось.

Красив лес. в края

Листья раскрасились. осенью

Птицы улетают. яркие

ранней

цвета

теплые

-Понравился вам рассказ? Почему?

-Из чего состоят эти предложения? На какие вопросы отвечают эти слова?

- Работа в группах. Получите конверт со словами. Составьте предложение и придумайте и  выполните возможные задания с вашим предложением.

4. Самостоятельная работа.

Проверка 3 предложение. Как можно озаглавить рассказ?

5. Поэтическая минутка.

Зиму  воспевали многие писатели и поэты. Собирая богатства народного языка, они рисовали чудесные картины родной природы. Послушайте, как писал о  зиме великий русский поэт А.С. Пушкин.

"Под голубыми небесами

Великолепными коврами,

Блестя на солнце,

Снег лежит".

(На экране появляются картины змней природы)

А кто из вас любит это время года и за что?

6. Дифференцированная работа. Повторение пройденного материала.

А сейчас еще раз прочитаем описание осенней природы и выполним задания к тексту.

1 уровень - Разобрать слова по составу. (Листья, ранней)

2 уровень - Найти и выписать слова с приставками. (Покрылась, зашуршала)

3 уровень - Найти и выписать слова с приставками, записать по 2 слова с такими же приставками.

Самопроверка (слайд)

7. Физминутка для глаз

Продолжая путешествие по  лесу, понаблюдаем за плавными движениями снежинок.

VI. Игра «Поймай основу»

-Я вам буду читать предложения, а вы записывайте только основу.

Стоял солнечный зимний денёк. Таня положила корм в птичью кормушку. Гости прилетели сразу. Птицы клевали корм. Потом они долго сидели на ветках и щебетали.

VII. Самостоятельная работа.

Завтра на уроке мы продолжим исследовать предложения и получать новые знания. А сейчас каждый из вас проверит свои знания и умения по теме "Главные члены предложения".

Работа по учебнику с. 109, у.66

Какое задание нужно выполнить? (Подчеркнуть главные члены и установить связь главных членов)

Проверка

Прочитать предложение, назвать главные члены.

Кто выполнил задание безошибочно?

VIII. Итог урока. Рефлексия.

-Так что мы исследовали сегодня на уроке?

-Что является основой предложения?

-Назовите главные члены предложения.

И в завершение нашей экскурсии украсим ёлочку новогодними игрушками. (Дети украшают ёлку)

Вот теперь мы видим, что наступила настоящий Новый год.

Оценки за урок.

IX. Домашнее задание. 

С. 108, у.64

(Списать предложения, подчеркнуть главные члены и установить связь между ними.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока (русский язык, 4 класс) по теме: Русский язык 4 класс "О словарях разнообразных, поучительных и важных"

" 4 класс  Русский язык «О словарях разнообразных, поучительных и важных»Соколова Е.Я.Урок направлен на актуализацию  и расширение знаний учащихся о словарях русского языка. Основ...

Урок русского языка. 3 класс. Тема "Роль имени прилагательного в речи" УМК "Школа России" Учебник "Русский язык". Авторы В.П.Канакина, В.Г.Горецкий.

Урок составлен по требованиям ФГОС. Использоваллись технологии личностно-ориентированного обучения, ИКТ. Дифференцированный подход при закреплении материала и в домашнем задании помогут учащимся по си...

Презентация к уроку русского языка 1 класс "Согласные буквы русского языка"

Этот  материал содержит  презентацию  к  уроку  руского  языка  в 1 классе по  программе "Школа  2100"...

Урок русского языка (2 класс, УМК Л.В. Занкова) Лингвистическая тема: «Текст. Тема текста» Этнокультурная тема: «Обычаи русского народа. Праздник Масленица»

Урок  русского языка,  2 класс, 3 четверть, система Л. В. Занкова, лингвистическая тема: «Текст. Тема текста», этнокультурная тема: «Обычаи русского народа. Праздник  Масленица» - урок ...

Русский язык. Урок русского языка. 1 класс. Тема " Буква Е,е. Работа над словом"

Русский язык. Урок русского языка. 1 класс. Тема "Буква Е,е. Работа над словом"....

Урок русского языка 4 класс УМК "Гармония" "Открываем ещё несколько секретов русского языка"

рок русского языка 4 класс УМК "Гармония" "Открываем ещё несколько секретов русского языка"...