Словарно-орфографическая работа на уроках русского языка.
статья по русскому языку по теме

Иванова Светлана Викторовна

В статье даны примеры упражнений для работы со словами из словаря.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл slovarno.docx18.36 КБ

Предварительный просмотр:

Словарно-орфографическая работа на уроках русского языка

     Одним из важнейших этапов уроков русского языка в начальных классах является словарно-орфографическая работа. Выделяются следующие три этапа: представление нового слова из «Словарика», с которым учащиеся знакомятся на уроке; формулирование лексического значения; освоение его орфографии; введение нового слова в активный словарь детей.

     Представление нового слова из «Словарика» проводится часто формально, однообразно, неинтересно. Наиболее частым приёмом определения нового слова является работа с загадкой, пословицей или просто сообщения учителем темы словарно-орфографической работы. Для заинтересованности, развивающей направленности учащихся необходимо использовать нетрадиционные приёмы словарно-орфографической подготовки. С помощью специальных упражнений (фонетического разбора, анализа слов по составу, морфологического разбора, освоения лексики, орфографии, развития речи ит.д.), школьники самостоятельно определяют слово, с которым им предстоит познакомиться на данном уроке, и сами сформулируют тему словарно-орфографической работы. Предлагаемые учителем упражнения и задания составляются так, чтобы обеспечить развитие интеллектуальных качеств ребёнка: внимание, память, различные виды мышления, речь, наблюдательность и т.д. это повышает интерес детей к изучаемому предмету. Все упражнения объединены в несколько групп. В первую группу входят упражнения, на выявление искомого слова через работу с составляющими его буквами. При их  выполнении у детей развивается устойчивость, распределение и объём внимания, кратковременная произвольная память, речь, сообразительность. Например: даны прямоугольники разные по высоте, на них – буквы, необходимо составить слово по буквам. Дети должны составить слово и определить признак. По мере выработки умения выполнять задания с ограниченным количеством указаний учитель вводит в учебный процесс упражнения, предусматривающие полное их отсутствие. Например: о з а б в т е р а д к Какие это слова? Как вы их нашли?

Вторую группу составляют упражнения, предусматривающие работу с символами, шифрами, кодами. Они позволяют формировать абстрактное мышление и другие качества интеллекта. В этой группе также просматривается уменьшение конкретных указаний учителя. Например: дан шифр -  3  4   5  6  7  8  9  10

  1. а  м н  о  р  к  в  у
  2. с  г  д   я  л  ч  ц  т

и ключ к нему: 2-3, 1-6,  2-7,  1-6, 1-4, 1-3. Разгадав ключ, данного шифра, вы сможете назвать слово, с которым мы познакомимся на уроке. (слово солома)

В третью группу входят упражнения, связывающие искомое слово с изучаемым лингвистическим материалом. При закреплении фонетики: «Зачеркните буквы, обозначающие глухие согласные звуки в данной цепочке, и вы узнаете слово, с которым мы познакомимся на уроке» ( слово берёза): П Ф Б К Т Х Е Ш С Р Ч Ё Щ З Ц А. При изучении темы «Местоимение» можно предложить такое задание: «Каждому данному местоимению соответствует определённая буква, указанная в скобках: мне (с), меня (е), я (б), меня (е), обо мне (а), мной (д). Вы можете назвать новое слово, если правильно расположите местоименные формы в порядке их изменения по падежам и соедините буквы, написанные в скобках». (слово беседа). В целях повышения орфографической зоркости при изучении различных тем в курсе русского языка, можно использовать и такое задание: «Прочитайте слова: выд…вить, охр…нять, б…лезнь, кр…ситель, зн…чение, умн…жать, аб…жур, сл…мался, л…скает. Соедините первые буквы слов, в корне которых пишется гласная а, и вы узнаете слово, с которым мы познакомимся на уроке». (слово вокзал). Для дальнейшего развития внимания, памяти задания такого типа постепенно усложняются. Например,  учитель читает словосочетания: скалистая местность, пожарная служба, морская глубина, вагонная дверь, обтачная ткань, багряная рябина, окаменелая почва, далёкая деревня, дорогое украшение, акварельная краска. Предлагает детям задание: «Напишите словосочетания. Соедините первые буквы прилагательных женского рода, в которых пишется гласная а, и вы узнаете новое слово. (слово свобода).

Следующее задание:                                                                                                                                                       1. Первая буква искомого слова является согласной третьего слога в слое солома.                             2. Вторая буква является непроверяемой безударной гласной в слове песок.

3. Третья буква обозначает парный глухой мягкий согласный в слове вернуть.

4. Четвёртая буква является последней в корне слова север.

5. Пятая буква – это окончание в слове яблоко.( слово метро)

Четвёртую группу составляют упражнения, предусматривающие использование в процессе установления нового слова знания учащихся по другим учебным дисциплинам. В зависимости от того, с каким предметом осуществляется связь, возможны разные варианты. Например: «Посмотрите на квадрат и шифр к нему:

1

6

7

8

9

2

л

в

к

ж

3

б

а

д

ь

4

у

ф

м

и

5

п

г

т

о

Шифр: 16 (1-я буква), 36 (2-я буква), 14 (3-я буква), 21 (4-я буква), 40 (5-я буква), 27 (6-я буква).  Ученикам необходимо выбрать математическое действие, чтобы узнать буквы. (слово кивать). Можно дать подсказку.

Задание на использование знаний по изобразительному искусству. на доске изображаются квадраты разных цветов: жёлтый, голубой, красный, зелёный, оранжевый, синий, фиолетовый. Каждому квадрату соответствует определённая буква: м а к б о й н. Расположить квадраты по цветам радуги, соединить между собой соответствующие им буквы и назвать новое слово. (слово комбайн)

Пятая группа: предусматривает нахождение нового слова и  формулирование темы словарно-орфографической работы на основе установления детьми смысловой связи или выявления закономерности образования нового слова. Например: м…г…зин – прод…вец,

б…льница – врач…, т…атр - …ктёр, космический к…рабль - ? Какая смысловая связь имеется между словами каждой пары? С каким словом мы познакомимся на уроке? (первое слово – место работы, второе – профессия). Следующее задание:

в…сна     город       народ

тр…ва     угон             ? (вагон)

Какое это слово? Как вы его определили?

При выполнении такого типа заданий у школьников развивается логическое мышление, устойчивость внимания ит.д. с помощью таких упражнений можно повышать орфографическую зоркость учащихся за счёт пропуска орфограмм и соответствующих заданий такого плана: «вставьте пропущенные буквы и сгруппируйте слова по орфограммам».

Такие упражнения, используемые учителем на уроке, дают возможность поднять на новый уровень эффективность словарно-орфографической работы и урока русского языка в целом.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Словарно-орфографическая работа на уроках русского языка

Данная методическая разработка содержит в себе комплекс упражнений и диктантов, направленных на формирование навыка орфографической зоркости. Изложенный подход к урокам русского языка помогает «вылеч...

Словарно-орфографическая работа на уроках русского языка в начальных классах .

Вопрос по обогащению словарного запаса современного школьника сегодня очень актуален. В условиях научного прогресса в обиход входят все новые и новые слова, многие из которых трудны и непонятны. Поэто...

«Технология словарно - орфографической работы на уроках русского языка»

В русском языке немало слов, написание которых не подчиняется орфографическим  правилам. Изучение так называемых словарных слов в начальной школе строится на основе традиционного принц...

Методическая разработка "Словарно – орфографическая работа на уроках русского языка в 3 классе"

Проблема формирования орфографической зоркости в современной школе приобретает всё большую актуальность. Как известно, грамотность выпускников школ снижается, несмотря на то, что учащиеся учат правила...

Словарно-орфографическая работа на уроках русского языка в начальной школе

Один из важных этапов урока русского языка – словарно-орфографическая работа. Моя цель как учителя – пробудить интерес ученика к слову, создать условия для прочного запоминания непроверяе...

словарно-орфографическая работа на уроках русского языка

словарно-орфографическая работа на уроках русского языка...

Словарно-орфографическая работа на уроках русского языка

Данный материал способствует успешному изучению и запоминанию словарных слов....