Главные вкладки

    Материал для работы над словарными словами.
    статья по русскому языку по теме

    Данный материал подходит для работы над словарными словами в начальных классах. Этот материал позволяет сделать эту работу разнообразнее и интереснее.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon material_dlya_raboty_nad_slovarnymi_slovami.doc78 КБ

    Предварительный просмотр:

    Материал для работы над словарными словами.

    Лексико-  семантический аспект

    Подбор синонимов и антонимов

    Замени данные словаря словами из словарика, близкими по смыслу. Запиши.

    Машина ---------автомобиль

    Вещи ----- багаж

    Зажиточный ----------богатый

    Радостно--- весело

    Вихрь, уроган-----ветер

    Тропа-----дорога

    Прощайте-----до свидания

    Золотой, лимонный-----желтый

    Косой------заяц

    Занимательный--------интересный

    Горница, светлица, палата, покои, светёлка (устар.)-------комната

    Судно----корабль

    Койка------кровать

    Рыжая плутовка-----лисица

    Совок -----лопата

    Косолапый, топтыгин--------медведь

    Луна-------месяц

    Метрополитен----метро

    Холод, стужа----мороз

    Люди, публика-----народ

    Наряд-----одежда

    Папа, тятя, батюшка-----отец

    Томат-------помидор

    Торжество----праздник

    Красивый, пригожий----прекрасный

    Радушно-----приветливо

    Странствие, турне----путешествие

    Труд-------работа

    Детвора, дети------ребята

    Узор-------рисунок

    Отечество, Отчизна------Родина

    Сиять-----сверкать

    Воля---свобода

    Пес----собака

    Воин, боец, витязь----------солдат

    Благодарю---------спасибо

    Бриллиант---------алмаз

     Азбука---------алфавит
    Внезапно--------вдруг
    Хотеть----------желать
    Вселенная---------космос

    Замени данные слова словами из словаря, противоположными по смыслу и запиши.

    Неряшливо, неопрятно-----аккуратно

    Бедный, нищий, убогий------богатый

    Горестно, грустно, тоскливо, печально, угрюмо, хмуро---------весело

    Запад------восток

    Трус----герой

    Гаснуть---------гореть

    Здравствуйте-----до свидания

    Скучный------интересный

    Поражение-----победа

    Будни----праздники

    Безобразный, уродливый, отвратительный--------прекрасный

    Враждебно----приветливо

    Чужбина-----Родина

    Юг-------север

    Гнет, угнетение, рабство, неволя------------свобода

    Белый-------черный

    Плохо--------хорошо

    Быстро -------- медленно
    Деревня-------город
    Дорога – аллея, шоссе,
    Больной--------здоровый
    Жара-----------мороз

    Подбор однокоренных слов

    - Адрес, адресат, адресант, адресный, адресок, переадресовка.

    - Берёза, берёзка, березонька, березняк, березняк, березовый, подберёзовик.

    - Болото, болотце, болотный, болотистый.

    - Борода, бородка, бородища, бороденка, бородушка, бородач.

    - Воробей, воробьиха, воробьенок, воробушек, воробышек, воробьиный.

    - Ворона, вороний, воронье, вороненок, воронушка, проворонить.

    - Жёлтый,  жёлтенький, желтизна, желтоватый, желток, желтопузик, желтоцвет, желтуха,    Желтухин (кличка воробья), пожелтеть, янтарно-жёлтый.

    - Сахар, сахарок, сахаринка, сахарить, сахарный, сахарница.

    - Серебро, серебрение, серебряный, серебристый, серебряник (мастер).

    - Солдат, солдатский, солдатка, солдатушки.

    - Соловей, соловьиха, соловьиный, соловушка, соловьенок.

    - Солома, соломка, соломинка, соломина, соломенный.

    Работа со словарными словами, входящими в состав фразеологизмов. Эта работа

    работа не только укрепляет орфографический навык, но и обогащает словарный запас ребёнка, воспитывает внимательное отношение к слову и языковое чутьё. Предлагается списывание и толкование фразеологических сочетаний (поговорок), замена ими в тексте синонимичных слов или словосочетаний.

    Без году неделя (совсем недавно).

    Белая ворона (необычный, странный человек, который сильно выделяется среди других людей).

    Беречь как зеницу ока (тщательно, заботливо оберегать что-либо).

    Бросать слова на ветер (говорить впустую, необдуманно).

    Галопом по Европе (поверхностно, несерьёзно).

    Держать язык за зубами (молчать, не говорить лишнего).

    Ждать у моря погоды (надеяться на что-либо, самостоятельно ничего не предпринимать).

    Обвести вокруг пальца (обмануть).

    Одного поля ягоды (похожи друг на друга, обычно отрицательными качествами).

    От зари до зари (весь день).

    Писать как курица лапой (писать очень плохо, неразборчиво).

    Скатертью дорога (пожелание убираться вон, куда угодно).

    Язык хорошо подвешен (умеет хорошо, гладко говорить).

    Подбери фразеологизмы.

    • Легкомысленный, несерьезный человек. (Ветер в голове)
    • Кто-нибудь бесследно исчез. (Ищи ветра в поле)
    • Человек, который не умеет тратить деньги с пользой. (Бросать деньги на ветер)
    • Говорить без пользы или говорить необдуманно, зря. (Бросать слова на ветер)
    • Многоопытный человек, которого трудно обмануть, провести. (Стреляный воробей)
    • Мелкий короткий шаг. (Воробьиный шаг)
    • Глазеть по сторонам, ротозейничать. (Ловить ворон)
    • Полностью, не жалея сил отдаваться работе. (Гореть на работе)
    • Говорят некстати, не к месту, невпопад. (Ни к селу, ни к городу)
    • Человек, который нечего не понимает. (Как об стенку горох)
    • Быть препятствием кому-либо, в чем-либо мешать. (Стать поперек дороги)
    • О трусливом человеке. (Труслив как заяц)
    • Резкий, неожиданный переход из одной обстановки, ситуации в другую. (Попал с корабля на бал)
    • Что-нибудь быстро и бесследно исчезло. (Как корова языком слизала)
    • Очень хорошая, привольная жизнь. (Не жизнь, а малина)
    • Отсутствие музыкального слуха. (Медведь на ухо наступил)

    С пословицами ведется подобная работа. Кроме того, с ними уместно предлагать и вставление пропущенных букв, и письмо по памяти, и т.д., а также выбор пословицы, подходящей по смыслу к тексту, из нескольких данных.

    Аппетит приходит во время еды.
    Слово не воробей, вылетит – не поймаешь.
    Тот герой, кто за Родину горой.
    Декабрь – хвостик года.
    Золото добывают из земли, а знания из книг.
    Большому кораблю большое плавание.
    Захотел медведь мёду, да вспомнил про пчёл.
    Не разгрызёшь орешка, не съешь и ядра.
    Растение – земли украшение.
    Трава соломы зеленее.
    Дружные сороки и гуся утащат.
    Сам погибай, а товарища выручай.
    Крепкую дружбу топором не разрубить.
    Упустишь время, потеряешь урожай.
    Хорошее начало – половина дела.
    О человеке судят по его труду.
    Яблоко от яблони недалеко падает.

    Закончите пословицы и поговорки словом в рифму:

    Береги нос в большой … (мороз)

    Хорошая беседа не хуже … (обеда)

    Капуста любит воду да хорошую… (погоду)

    Была бы охота, будет ладится и …(работа)

    По размеру ноги выбирай… (сапоги)

    Рано в поле выезжай- лучше будет … (урожай)

    Добавь слово в пословицы и поговорки.

    И у … слезы текут, когда с неё кору дерут.  (берёзы)

    Не бросай слов на … (ветер).

    Слово- не …, вылетит – не поймаешь. (воробей)

    Всякому нужен и  …, и ужин  (обед)

    …. никогда не умрет – он вечно живет. (герой)

    Смелость … берет. (города)

    Хорош … белый, а охотник смелый. (заяц)

    Большому …- большое плавание. (кораблю)

    Семантический образ

    Я попробовала соединить приятное с полезным: на уроках русского языка и во внеурочной деятельности мы стали слова не запоминать, а рисовать. Во время знакомства с новым словом мы работаем по следующему плану:

    •    сначала ученик вспоминает, где он это слово слышал или видел (написанным на доске, изображенным в книге, тетради), представляет его образ;
    •     затем выделяет наиболее важные с точки зрения правильности написания фрагменты слова;
    •    наконец (самое интересное!), подключает творческое восприятие для создания своего предметного образа, связанного со значением слова.

         Безусловно, третий этап работы самый любимый у ребят. Например, для запоминания слова «помидор», мы рисуем красочный образ реального помидора, вписанного в букву «О», а слово «корова» можно запомнить, нарисовав на месте сочетания «ОрО» смешную корову в очках и т.д.  Для того, чтобы серьезная работа не превратилась в обычную игру стоит соблюдать несколько требований к проведению такой деятельности:

    • образ должен быть создан ребенком самостоятельно, при наличии на начальном этапе образцов, созданных другими школьниками или учителями, в качестве примеров;
    • образ необходимо тесно связать с предметным содержанием;
    • образ должен однозначно отражать запоминание наиболее сложных фрагментов написания слова;
    • образ должен быть простым в плане воспроизведения, красочным и запоминающимся, вызывать положительные эмоции.

    Этимологическая справка

    аквариум (от лат. слова aqua “вода”)

    аллея (от франц. слова allee “проход, дорога”)

    балкон (заимств. из итальянского яз. balcone “балкон”)

    бутерброд (из немец. яз. butter “масло” + brot “хлеб”)

    велосипед (из франц. яз.; произошло от двух лат. слов velox “быстрый + pe “нога”)

    вермишель (от лат. слова vermis “червяк”)

    герой (от греч. слова heros “богатырь древних времён”)

    гимназия (от греч. слова gymnasion “площадка для гимнастических упражнений”, позднее – “школа”, где философы вели беседы со своими слушателями)

    зоопарк (образовано сложением слов: зоо (от греч. zon “животное”) + парк )

    изумруд (заимств. из тюркск. яз. zumrud)

    капуста (от лат. слова caputium “головка”)

    карандаш (из тюркских языков кара – “чёрный”, даш – “камень”)

    килограмм (от греч. слова chilioi “тысяча”)

    колесо (от древнеславян. слова коло “круг”)

    компас (от лат. слова compasso “измеряю”)

    конверт (от франц. слова couvert “покрытый”)

    корзина (от древнеслав. слова корза “древесная кора”)

    корова (от древнеслав. слова корва “рогатая”)

    космос (греч. kosmos “порядок, гармония, красота”)

    пассажир (от франц. слова passer “проезжать”)

    сметана (исконно русское, от глагола сметати “сгребать, собирать в кучу”, буквально “собранное молоко”)

    спасибо (образовалось путём слияния русских слов “спаси богъ”, затем конечные г, ъ отпали)

    телеграмма (состоит из двух греч. корней: tele “далеко” + gramma “запись”)

    телефон (образовано сложением двух греч. основ: tele “далеко” + phone “звук”)

    тетрадь (заимств. из греч. яз.: tetradion “тетрадь”, образовано от tetras “четвёртая часть листа”)

    трамвай (анг. tramway, где tram “трамвай” + way “дорога, путь”)

    тротуар (франц. trottoir “тротуар”, образованное от глагола trotter “ходить”)

    футбол (заимств. из анг. яз. football, foot “нога” + ball “мяч”)

    цирк (заимств. из лат. яз. сircus “круг”)

    шахматы (персидское выражение “шах умер”)

    Орфоэпический аспект

    Стихи, скороговорки, загадки

    Музыканты прибежали,
    В барабаны застучали.
    Вдруг забили барабаны.
    Прибежали обезьяны. (К. Чуковский)

    Белая берёза
    Под моим окном
    Принакрылась снегом,
    Словно серебром. (С. Есенин)

    Ехали медведи на велосипеде,
    А за ними кот задом наперёд. (К. Чуковский)

    Бежит тропинка через луг,
    Ныряет влево, вправо. (И. Суриков)

    Осторожно ветер
    Из калитки вышел.
    Постучал в окошко,
    Пробежал по крыше. (М. Исаковский)

    Вот ворона на крыше покатой
    Так с зимы и осталась лохматой …(А. Блок)

    Ночевала тучка золотая
    На груди утёса-великана. (М.Лермонтов)

    В рощах птичье пение,
    А в классе – тишина. (Я. Аким)

    Одеяло убежало,
    Улетела простыня.
    И подушка, как лягушка,
    Ускакала от меня. (К. Чуковский)

    Месяц под косой блестит,
    А во лбу звезда горит. (А. Пушкин)

    Петушок с высокой спицы
    Стал стеречь его границы. (А. Пушкин)

    Наш язык и скромен и богат.
    В каждом слове скрыт чудесный клад. (Э. Куклина)

    Отгадывание загадок и написание отгадок, которыми являются словарные слова.

    Сам алый, сахарный.
    Кафтан зелёный, бархатный. (Арбуз)

    Без рук, без ног, а ворота открывает. (Ветер)

    Это кто бежит такой
    По лесной опушке,
    Белый весь, как снег зимой,
    Ушки на макушке? (Заяц)

    Не снег, не лёд,
    А серебром деревья уберёт. (Иней)

    На грядке – зелёный, а в бочке – солёный. (Огурец)
    За стеной костяной,
    Соловейко, спой! (Язык)

    Для правильного закрепления написания "словарного" слова можно использовать

    шуточные вопросы, загадки, например:

    1. В каких словах живет рак?

    (ЗавтРАК, РАКета.)

    2. В каких словах спрятались ноты?

    (ПоМИдор, РЕбята, ДОрога, и др.)

    3. Назовите слова, в которых спрятались числа?

    (Родина(1), сорока(4О) )

    4. Все слова хороши,но где-то спрятались "еж" и "уж".

    (дЕЖурный, УЖин.)

    5. Какие слова любит ворона?

    (КАРандаш,КАРтина, КАРтофель.)

    А лягушка?

    (КВАртира, МосКВА.)

    6. В каких словах ель растет?

    (КартофЕЛЬ, учитЕЛЬ, понедЕЛЬник.)

    7.Прошу вас все слова назвать, где -оро- надо написать.

    На жарком солнышке подсох

    И рвется из стручков ... (горох).

    (Е.Благинина.)

    Дедушка Рох посеял ... (горох).

    - Уродился я неплох,-

    С грядки хвастался ... (горох).

    Привезли во двор песок-

    Золотую гору:

    Без гвоздей и без досок

    Можно строить ... (город).

    (И.Кононов.)

    Берегите уши, нос,

    Здесь ведь прячется ... (мороз).

    Дети очень радуются, когда множество веселых шуточных стихов и рифмовок помогают им узнать «очень опасные» слова, учат писать правильно.

     огород

    К нам пришли на огород

    Помидор, морковь, горох.

    Прибежали огурцы,

    Озорные молодцы.

                            Овощи пустились в путь.

                            С «О» писать их не забудь!

    Огород

    Помидор

    Морковь

    Горох

    Огурцы

    Овощи

    Озорной

    Озорник

    Фонетические упражнения

    1. выпиши слова, в которых есть мягкие согласные: ученик,

    сирень, капуста.

        2.запиши слова, начинающиеся на букву: «К», «М», «П».

        3.приведи примеры словарных слов, имеющих ударение на

    первом, втором, третьем слоге.

        4. собери слова: пус, ка, та; роз, мо.

    5. расшифруй слова: 2  1О  13  6  20 (билет).

    6. найди пару: о, яц, за, рех.

    7. найди в словах слоги, указанные цифрой, образуй слово: репа(1) кулебяка (3) нота (2) - ребята.

    8. в каких словах заблудились буквы: каязы - язык, хгоор - горох.

    Фонетические ассоциации (по схожести звучания). 

    Суть в удачном подборе созвучных ассоциаций к запоминаемому слову. Может сопровождаться ярким рисунком, подкрепляющим образ.

    Багаж – носильщик на вокзале говорит: «Ага, тяжелый багаж!»

    Базар – бабы на базаре

    Береза – белая береза

    Билет – автобус сигналит: «Би-би, купи билет!»

    Герой – Гена – герой ( или у героя герб на щите)

    Деревня – дед в деревне

    Железо – железо режу еле-еле

    Запад – на западе солнце падает

    Инженер – Женя – инженер

    Капуста – дождик поливает капусту: кап, кап

    Комната – комната у Наты

    Лопата – лопата лопнула

    Магазин – магазин под названием «Ага»; маг в магазине продает маги-маги

    Мебель – мебель белая

    Пассажир – Пассажир дал пас Саше; пассажир берет билет в кассе

    Паук – у паука папа

    Пенал – пенал моют пеной

    Ребята – ребята решают ребус

    Сапоги – Саша в сапогах

    Собака – жила-была собака, она любила спать, ее прозвали Соня

    Тарелка – тарелка-это тара

    Улица – на улице встречаю знакомые лица

    Чувство – уважай чужие чувства

    2. В слове спряталось другое слово.

    Богатство – бог дал богатство

    Валенки – валенки у Ленки

    Сверкает – в новом платье сверкает Верка

    Вдруг – друг-друга

    Гореть – горе гореть!

    Горизонт – гори, зонт! /нарисуй этот фантастический сюжет/

    Лисица – братец Лис

    Облако – на облаке лак

    Пловец – пловец плывет в плове

    Ракета – в ракете рак

    Соловей - соловей поет соло

    Трамвай - трамвай съело чудовище – ам!

    Ужин – ужи на ужин?

    3. Ассоциация по созвучности.

    гАзета – бумАга

    дИректОр – крИк, рОт

    зАвод – трубА

    инЕй – бЕлый, снЕг

    кАпуста – зАяц

    кАрандаш – грАнь, бумАга

    кАрман – дырА

    кОнцерт – нОта, дО, хОр

    кОрабль – вОлны, бОцман, кОк

    лАдонь – лАпа

    мАшина – шинА

    сОбака – хвОст                

    Слуховые диктанты

    Словарный диктант

    Назови одним словом:

    • лиственное дерево с белой корой;
    • командная игра на льду на коньках: игроки стараются ударами клюшки забросить шайбу в ворота соперника.
    • человек, совершающий подвиги, необычайно храбрый;
    • сельскохозяйственная машина для уборки зерна или картофеля;
    • прием пищи в середине дня;
    • злак, зерна которого идут обычно на корм лошадям, птицам, а так же на крупу;
    • участок земли, где устроены грядки с овощами;
    • многоместный автомобиль для перевозки пассажиров;
    • учреждение, собирающее и хранящее произведения печати и рукописи для общего пользования;
    • два ряда домов и пространство между ними для прохода и проезда;
    • овощ, растение с клубнями, богатыми крахмалом;
    • один из видов летательных аппаратов;
    • одна из четырех сторон света, направление, противоположное востоку; часть горизонта, где заходит солнце;
    • население государства, жители страны, люди.

    Орфографический аспект

    Очень хорошо воспринимают учащиеся загадки в форме шарад.

    Мой первый слог - крик птицы.

    Два других на дне пруда,

    А целое в музее

    Найдите без труда.

    (Картина)

    Или:

    Прибавьте сорок к единице длины,

    И вмиг она преобразится.

    А как? Подумать вы должны.

    Скажу лишь: под землей помчится.

    (метро)

    Синтаксические упражнения ставят перед собой задачу закрепить те теоретические сведения, которые дети получили по синтаксису, показывают школьникам роль языковых единиц в речи, в общении между людьми, помогают разобраться в структуре несложных по своему построению и составу словосочетаний и предложений. Упражнения помогают детям осознать синтаксический строй родной речи и грамотно выражать свои мысли в форме предложений. С синтаксическими упражнениями обычно объединяют и пунктационные.

    1.К словам из левого столбика подберите подходящие по смыслу слова из правого столбика. Составьте предложения.

    береза … … … в небе

    огурец … … … в доме

    воробей … … … в школе

    комната … … … в лесу

    ученик … … … в огороде

    2.Со словарными словами составьте предложения, различные по цели высказывания: повествовательные, восклицательные, вопросительные.

    3.Вставьте вместо точек нужные по смыслу слова. Составьте с этими словами свои словосочетания. Рисунок в книге - … (картинка). Килограмм – это тысяча … (грамм). Мать родимая - … любимая (Родина).

    4.Выделите из предложений словосочетания со словарным словам. Определите, какое слово от какого зависит. Поставьте вопрос. Андрюша вынул из кармана носовой платок.

    Весной Славик снова перебрал отобранные семена и посадил их на свое маленькое поле.

    5.Расположите предложения по порядку, чтобы получился текст. В гости иду к моему другу петуху. Встретил ё… лисицу. Он пригласил меня. Куда путь держишь? Здравствуй, лисичка-сестричка!

    6.Смоделируйте предложение по схеме.

    Что? ……….. что делают?………….. в какие?…...........во что? ………. .

    Например: Воробьи собираются в шумные стайки.

    7. Впишите в предложения подходящие по смыслу словарные слова.

    1. Сапоги, ботинки - это обувь, а … - это одежда. 2. Заяц, … - это звери, а … , … - это птицы. 3. Пенал, … - это учебные принадлежности, а … , … - это инструменты. 4. Морковь, … , … - это овощи.

    8. Вставьте в предложения подходящие по смыслу слова из "Слов для справок". 1. Как алмазы … на листьях росинки. 2. Пылает заря, … роса. 3. Снег … под лучами зимнего солнца. 4. Солнце … , а месяц … .

    Слова для справок: блестеть, гореть, светить, сиять, сверкать.

    9. Прочитайте и объясните различие в значении каждой пары слов. Составьте предложение с любым словом: морковь - морковка, желтый - желтоватый, черный - черненький, ветер - ветрище, корова - коровенка, сверкать - сверкнуть.

    10. К данным словам подберите подходящее по смыслу словарное слово. Напишите составленные словосочетания.

    Жареный - … , восточный - … , соленый - … , тракторный - … , зеленая - … , сытный - … , школьный - … , прекрасная - … , огородные - … .

    Переходить (что?) … , ехать (на чем?) … , сварить ( из чего?) … , рисовать (чем?) … , выращивать (что?) … , гордиться (кем?) … .

    11. Выберите одно из близких по смыслу слов.

    Настоящее счастье для народа в … . Я помог товарищу в этом трудном … . Хорошо тому, кто любит свою … .

    Слова: работа, дело, труд.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Презентация к уроку русского языка для работы над словарным словом"Сапоги"

    Презентация к уроку русского языка  (1-2 класс) для работы над словарным словом "Сапоги"....

    Упражнения для работы над словарными словами.

    В этой работе представлены различные виды словарной работы....

    Наглядный материал для работы со словарными словами.

    Иллюстрации в формате А4 для работы на уроках русского языка. Все словарные слова для 2 класса. Вам останется только раскрасить их. Можно доверить эту работу детям....

    Комплекс упражнений для работы над словарными словами

    Данный материал предназначен для работы над словарными словами на уроках русского языка и для домашней работы...

    Дидактический материал для работы над словарными словами.

    Работа над словарными словами в 1-4 классах. Карточки....

    Использование занимательного материала при работе над словарными словами на уроках технологии

    Уроки технологии интересны, увлекательны особенно при работе над словарными словами. Помогает  в этом занимательный материал: загадки, кроссворды, ребусы, пословицы, викторины, игры.  Данный...