Рабочая программа по русскому языку для 4 класса
рабочая программа по русскому языку (4 класс) по теме

Тимофеева Любовь Юрьевна

Рабочая программа по русскому языку, автор Рамзаева

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_russkomu_yazyku_4_klass.docx60.3 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная школа № 59 Приморского района Санкт-Петербурга

     «Согласовано»                                                                                                                                                                         «Утверждаю»

Протокол МО № _____ от ________                                                                                                                                           Директор школы                                      Т.А.Морозова

Рабочая программа учителя начальной школы

Тимофеевой

Любови Юрьевны

( высшая квалификационная категория, педагогический стаж- 25 лет)

по учебному курсу «Русский язык»

4 В класс

Базовый уровень

2012-2013 учебный год

Пояснительная  записка.

     Рабочая программа по русскому языку для 4 класса составлена  на основе авторской программы для общеобразовательных школ

Т.Г. Рамзаевой (Москва «Просвещение», 2009 год) в соответствии с программой Министерства общего и профессионального образования РФ для общеобразовательных учреждений. Данная программа реализуется на категории детей с ограниченными возможностями здоровья  VII вида начальной ступени обучения.

Для реализации программного содержания по русскому языку использован следующий учебно-методический комплект:

  1. Т.Г.Рамзаева «Русский язык» учебник для 4 класса (Москва «Дрофа», 2011г.)
  2. Е.М.Тихомирова «Проверочные работы по русскому языку» к учебнику Т.Г.Рамзаевой «Русский язык» 4 класс в 2-х частях

(Москва «Экзамен», 2012г.)

По учебному плану 5 часов в неделю.

Всего за год – 166 часов.

Выполнение практической части:

I триместр

II триместр

III триместр

За год

Диктант

          4

        4

         4

    12

Изложение

          3

        3

         2

      8

Сочинение

          2

        2

         2

      6

Контрольное списывание

          1

        _

         1

      2

Цели:

• развитие речи, мышления, воображения школьников, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения, развитие интуиции и «чувства языка»;

• освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка; овладение элементарными способами анализа изучаемых явлений языка;

• овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания;

• воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к родному языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к родному слову, стремления совершенствовать свою речь.

                                                                                                                 - 2 -

Задачи:

  •  овладение речевой деятельностью в разных её видах (чтение, письмо, говорение, слушание);
  • усвоение основ знаний из области фонетики и графики, грамматики (морфологии и синтаксиса), лексики (словарный состав языка), морфемики (состав слова: корень, приставка, суффикс, окончание), элементов словообразования;
  • формирование каллиграфических, орфографических и пунктуационных навыков, речевых умений, обеспечивающих восприятие, воспроизведение и создание собственных высказываний в устной и письменной форме.

    Наряду с общеобразовательными задачами ставятся следующие основные коррекционно-развивающие задачи:

  • специальная подготовка учащихся к восприятию новых и трудных тем (развитие умения сравнивать, анализировать и классифицировать);
  • формирование операции обратимости и связанной с ней гибкости мышления;
  • развитие творческого и логического мышления, воспитание положительной учебной мотивации;
  • развитие  памяти, внимания, воображения;
  • активизация познавательной деятельности, развитие зрительного и слухового восприятия, устной речи;
  • развитие навыков самоконтроля, формирование навыков учебной деятельности;
  • создавать условия для расширения словарного запаса;
  • создать условия для развития умения применять полученные знания на практике;
  • создать условия для  развития познавательных процессов;
  • создать условия для развития  грамотной речи;
  • создать условия для формирования умения работать самостоятельно, в парах и группах;
  • создать условия для формирования умения планировать свое время при выполнении работы.

Наряду с общеобразовательными и коррекционно- развивающими ставятся следующие основные воспитательные задачи:

  • создать условия для воспитания умения преодолевать трудности;
  • создать условия для воспитания умения слушать учителя и одноклассников;
  • создать условия для воспитания аккуратности при подготовке рабочего места и при работе в тетради;
  • создать условия для воспитания трудолюбия, аккуратности, настойчивости и дисциплинированности;
  • создать условия для воспитания толерантного отношения друг к другу;
  • создать условия для формирования интереса к изучению русского языка.

                                                                                                                        - 3 -

              Русский язык – один из основных предметов в системе подготовки младшего школьника. Наряду с литературным чтением он формирует функциональную грамотность, способствует общему развитию и воспитанию ребенка. Успешность изучения курса русского языка обеспечивает результативность обучения по другим предметам начальной школы таких как: литературное чтение, окружающий мир, математика и др. Специфика начального курса русского языка заключается в его тесной взаимосвязи с литературным чтением. Эти два предмета представляют собой единый филологический курс, в котором обучение чтению сочетается с первоначальным литературным образованием и изучением родного язык.

            Важную роль в обучении русскому языку играет целенаправленная работа по формированию у младших школьников элементов учебной самостоятельности, умений эффективно работать с учебной книгой, пользоваться лингвистическими словарями и справочниками, воспитание привычки обращаться к ним.

           Формирование чёткого, достаточно красивого письма происходит в процессе специальных упражнений, которые могут проводиться как часть урока русского языка. Закрепление гигиенических навыков письма, развитие мелких мышц и свободы движения рук, отработка правильного начертания букв, рациональных соединений, достижение ритмичности, плавности письма составляют задачи занятий по каллиграфии и решаются в системе работы над группами букв в порядке усложнения их начертания.

             Большое внимание уделяется развитию устной и письменной речи, отработке навыков безошибочного списывания, письма под диктовку, повышению уровня грамотности. Преобладание работы над письменной речью (её развитие  у младших школьников отстаёт от развития устной речи на всём протяжении начальной школы) требует проведения достаточного количества письменных упражнений разных видов и представления их в системе от простого к сложному.

            В 4 классе происходит усложнение сформированных понятий курса: части речи (имя существительное, имя прилагательное, местоимение, глагол), значимые части слова (корень, приставка, суффикс, окончание), предложение, текст. Курс данной программы глубже знакомит учащихся с морфологическими признаками разных частей речи, учит различать части речи, группировать, классифицировать по определенным признакам, производить морфологические разборы частей речи.

           Ведущим направлением становится словоизменение (изменение по падежам имен существительных и имен прилагательных, изменение по лицам глаголов). На основе знаний словоизменения в 4 классе проводится  формирование навыков правописания безударных падежных окончаний имен существительных и прилагательных, личных окончаний глаголов. Орфографические правила рассматриваются в системе изучения фонетики, морфологии. Предметом усвоения при написании орфограмм становится совокупность действий, выполняемых в определенном порядке в целях решения орфографической задачи. Новым для обучающихся 4 класса является изучение предложений с однородными членами. Знания и умения по темам  формируются постепенно, последовательно и  заканчиваются темой «Повторение».  

                                                                                                                     - 4 -

           Основными разделами программы являются темы: «Повторение изученного», «Предложение с однородными членами», «Текст», «Имя существительное»,  «Имя прилагательное», «Местоимение», «Глагол», «Повторение изученного за курс 4 класса». Всего 8 тем, которые расположены в определенной последовательности.

          Обучение русскому языку в 4 классе основывается на усвоении существенных признаков морфологических, синтаксических, словообразовательных понятий, на установлении связей между признаками понятий, на установлении связей между понятиями. В целом  курс русского языка 4 класса представлен как совокупность понятий, правил, сведений, взаимодействующих между собой и являющихся основой для интеллектуального и коммуникативного развития детей.

         Программа по русскому языку разработана с учетом современных образовательных технологий, которые отражаются:

  • В принципах обучения: индивидуальности, доступности, преемственности.
  • В формах и методах обучения: дифференцированное обучение, викторины, игры, выставки.
  • В методах мониторинга, контроля и управления: тестирование, наблюдение,  анализе результатов деятельности ребенка.

Методы, формы работы и средства контроля:

           Для реализации рабочей программы на уроках русского языка используются различные формы обучения: игровые, коллективные способы обучения в парах и в малых группах, фронтальный и всесторонний опрос знаний, умений обучающих. Применяются различные средства обучения для повышения грамотности обучающихся и оказанию различной помощи - карточки обучающего и развивающего характера, таблицы,  словари, схемы – опоры.

           Для организации учебно-познавательной деятельности обучающихся на уроках русского языка внедряются новые педагогические технологии: коллективные способы обучения, ИКТ, осуществляется дифференцированный подход к деятельности обучающихся.  В данной программе заложено одно из важных дидактических условий, обеспечивающих усвоение знаний и сформированность умений, - систематическая проверка и оценка. Для этого предлагаются различные виды проверок (диктанты, тесты, работа по карточкам, сочинения, изложения).

                                                                                                                        - 5 -

Характеристика класса на начало учебного года (на основе стартовой диагностики; собеседования и анализа медицинских карт)

                                                                                   

   В классе  17 человек.  Из них 12 мальчиков и 5 девочек.   Все уч-ся класса 2001-2002 г. рождения.

  На дом. обучении 3 чел. В полных семьях воспитываются 8 человек. Неполных семей - 8 . Из них в классе есть 3 опекаемых ребенка . Один ребенок – воспитанник детского дома. У одного ребёнка - потеря кормильца. 1 ребенок из многодетной семьи. У одного - мать-одиночка. 3 человека – дети инвалиды, они имеют хронические заболевания. Родители, в основном, заботятся о здоровье детей, консультируются с разными специалистами.

       Детей с негативным отношением к школе нет. В целом, класс успешно завершил программу 3 класса. Уровень подготовки учащихся позволяет начать освоение курса русского языка 4 класса и не требует корректировки в содержании. Однако необходимо отметить, что особое внимание при планировании следует уделять развитию у учащихся навыков самоконтроля и орфографической зоркости, отрабатывать навыки безошибочного списывания, классифицировать  ошибки и проводить работу по их устранению. Продолжить работу по развитию устной и письменной речи путем выполнения упражнений разных видов, обогащать словарный запас учащихся, учить пользоваться лингвистическими словарями и справочниками и воспитывать привычку обращаться к ним. Формировать общие подходы к решению орфографических, грамматических, речевых задач.  Продолжить работу по формированию чёткого, достаточно красивого письма, воспитывать аккуратность при работе в тетради. Уделять внимание формированию учебных действий, выбору способа достижения поставленной цели. Ставить познавательные задачи, находить способ их решения, проводить анализ языкового материала в целях выделения существенных признаков. Сравнивать, обобщать, точно формулировать вывод, применять правила. В процессе обучения необходимо организовывать коррекционно-развивающую работу, реализовывать коррекционное направление обучения путём  индивидуального подхода к детям ( при объяснении, закреплении учебного материала, при оценке знаний уч-ся).  Для каждого ученика подбирать задания в соответствии с его возможностями, при этом использовать материал из комплекта пособий, специально отвечающих этим задачам. На уроках использовать дидактические игры и игровые упражнения, которые надо подбирать с учётом реальных условий работы с классом. Развивать мышление,  память, внимание. Создавать атмосферу творческого поиска, которая благотворно влияет на общее развитие учащихся.

 

         Данная программа обеспечивает развитие учебной деятельности учащихся, дает возможность учителю переводить деятельность ученика с репродуктивного уровня до творческого, позволяет  углубленно изучать некоторые темы программы, использовать дифференцированный подход к обучению и развитию младшего школьника. Она ориентирована на формирование у детей целостного представления о родном языке, морфологическом, морфемном и синтаксическом строе, звукобуквенном составе, интонационном и лексическом богатстве.

                                                                                                                      - 6 -

К концу 4 класса обучающиеся должны знать:

  • признаки простого и сложного предложения;
  • признаки главных членов предложения) подлежащего и сказуемого) и второстепенных (без употребления терминов);
  • признаки однородных членов предложения;
  • лексика – грамматические признаки имён существительных, имён прилагательных, личных местоимений, глаголов;
  • признаки 1, 2, 3 –его склонения имён существительных;
  • признаки 1 и 2 спряжения глаголов.

Обучающиеся должны различать и сравнивать:

  • простое и сложное предложение;
  • главные и второстепенные члены предложения;
  • лексика – грамматические признаки изученных частей речи;
  • типы склонений имён существительных, типы спряжений глаголов.

            Обучающиеся должны уметь:

  • производить синтаксический разбор предложения;
  • расставлять знаки препинания в простом и сложном предложениях, в предложениях с однородными членами;
  • устно и письменно составлять предложения, выражающие благодарность, просьбу, извинение, отказ, приглашение, поздравление;
  • разбирать по составу имена существительные, имена прилагательные, глаголы неопределённой формы;
  • безошибочно и аккуратно списывать и писать под диктовку тексты (75-80 слов) с изученными орфограммами в 1-4 классах ( безударные падежные окончания существительных и прилагательных, бездарные личные окончания глаголов 1 и 2 спряжения и т.д.)
  • правильно писать –ться, тся в глаголах, окончания глаголов 2-лица единственного числа, слова с непроверяемыми написаниями.               

                                                                                                                           - 7 -

Требования к уровню подготовки выпускника.

В результате изучения русского языка обучающиеся должны

             знать:

  •  значимые части слова;
  •  признаки изученных частей речи;
  • типы предложений по цели высказывания и по эмоциональной окраске.

             уметь:

  • анализировать и кратко характеризовать звуки речи, состав слова; части речи, предложение;
  • различать произношение и написание слов;
  • находить способ проверки написания слова (в том числе по словарю);
  • без ошибок списывать несложный текст объемом 70-90 слов;
  • создавать несложные монологические тексты на доступные детям темы в форме повествования и описания;
  • соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации (диктант – текст 75-80 слов);
  • грамотно и каллиграфически правильно списывать и писать под диктовку текст (75-80слов), включающий изученные орфограммы (безударные гласные, проверяемые ударением; безударные гласные, не проверяемые ударением; звонкие и глухие согласные, разделительные ь и ъ, непроизносимые согласные, ь после шипящих на конце имен существительных женского рода, не с глаголами, раздельное написание предлогов со словами) и знаки препинания в конце предложения (точка, вопросительный и восклицательный знаки);
  • производить разбор слов по составу: находить окончание, выделять корень, приставку, суффикс;
  • подбирать однокоренные слова разных частей речи;
  • распознавать части речи, их грамматические признаки (род, число, падеж имен существительных, род и число имен прилагательных, время и число глаголов);
  • изменять имена существительные по числам;
  • склонять в единственном числе имена существительные с ударными окончаниями;
  • изменять имена прилагательные по числам и родам в соответствии с числом и родом существительного;
  • изменять глагол по временам (простые случаи) и в прошедшем времени - по родам;
  • распознавать и употреблять в тексте синонимы, антонимы;                                                                                                          
  • устанавливать по вопросам связь между словами в предложении, вычленять словосочетания;

                                                                                                                 - 8 -

  • распознавать главное и зависимое слово в словосочетании;
  • производить синтаксический разбор предложений: определять их вид по цели высказывания и по интонации, выделять главные и второстепенные члены предложения, устанавливать связь между ними по вопросам;
  • интонационно правильно произносить предложения;
  • писать изложения в 60 - 75 слов по коллективно (или самостоятельно) составленному плану;
  • определять тему и основную мысль текста;
  • делить текст на части, соблюдать красную строку;
  • устанавливать связь между частями текста;
  • устанавливать связь между предложениями в каждой части текста;
  • озаглавливать текст с опорой на тему или его основную мысль;
  • распознавать текст - повествование, описание, рассуждение;
  •  писать (после предварительной подготовки) сочинение повествовательного характера по сюжетной картинке, личным наблюдениям;
  • составлять устный ответ - рассуждение.

Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

   •   адекватного восприятия звучащей речи (высказывания взрослых и сверстников, детских радиопередач, аудиозаписей и др.);

   •   работы со словарем (алфавит);

   •   соблюдения орфоэпических норм;

   •   создания в устной и письменной форме несложных текстов по интересующей младшего школьника тематике;

    •   овладения нормами русского речевого этикета в ситуациях повседневного общения (приветствие, прощание, благодарность, поздравительная открытка, письмо другу)

                                                                                                                          - 9 -

Список литературы.

  1. Для учителя:
  • Шевченко. Программа для ОУ (коррекционно-развивающее обучение) (М., «Школьная пресса», 2004г)
  • Сборник рабочих программ «Школа России» (Москва, «Просвещение», 2011г)
  • Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. (М., «Школьная пресса», 2004г)
  • Е.Е.Гугучкина «Поурочные планы» по учебнику Т.Г.Рамзаевой «Русский язык» 4 класс (Волгоград «Учитель», 2005г.)
  • Я.Ш Гараева «Поурочные разработки по русскому языку» к учебнику Т.Г.Рамзаевой «Русский язык» 4 класс (Москва, «Вако»,2007г.)
  • В.П.Трушина «Сборник упражнений по русскому языку» 4 класс. Компенсирующее обучение. (Волгоград,»Учитель-АСТ»,2005г.)
  • С.Ю.Кремнева «Словарные диктанты» к учебнику Т.Г.Рамзаевой «Русский язык» 4 класс (Москва, «Экзамен», 2010 г.)
  • О.В.Росланова «Работа со словарными словами на уроках в 1-4 классах» (Волгоград, «Учитель»,2006г.)
  • О.В.Узорова, Е.А.Нефедова «Карточки по русскому языку» 4 класс (Москва, «АСТ*Астрель», 2002 г.)
  • Л.И.Тикунова, В.П.Канакина « Сборник диктантов и творческих работ»( Москва, « Просвещение», 2002г.)
  • О.В.Узорова, Е.А.Нефедова «Задания по русскому языку для повторения и закрепления учебного материала» 4 класс.(Москва, «Астрель», 2005г.)
  • О.В.Узорова, Е.А Нефедова « Практическое пособие по развитию речи» (Москва,,ООО «Астрель* АСТ», 2005г.)
  • О.ВУзорова, Е.А Нефедова « Контрольные и проверочные работы по русскому языку 1-4 кл.».(Москва, ООО АСТ*Премьера», 2004.
  •  Мультимедийные образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения.

  1. Рекомендуемый детям для самостоятельного изучения предмета
  • Е.Е.Семёнова «Занимательная грамматика «(М., « Омега», 1996г)
  • Г.Г. Мисаренко «Учимся определять части речи» (М., «Оникс», 2005г)
  • О.А.Козырева, К.А.Кутакова «Читай! Размышляй! Пиши!» (М., «Владос», 2005г)
  • А.В.Полякова «Превращения слов» (М., «Просвещение», 1995г)
  • О.Д.Ушакова «Разбор слова по составу». Словарик школьника. (СПб, «Литера»,2007г.)
  • О.Д.Ушакова «Фонетический разбор слова». Словарик школьника. (СПб, «Литера»,2007г.)
  • О.Д.Ушакова «Однокоренные слова». Словарик школьника. (СПб, «Литера»,2007г.)
  • О.Д.Ушакова «Толковый словарик школьника» (СПб, «Литера»,2009г.)
  • О.Д. Ушакова «Этимологический словарик школьника» (СПб, «Литера»,2009г.)

                                                                                                    - 10 -

                                                                        Календарно-тематическое планирование.

Дата

№ урока в трим.

№ урока по теме

ИКТ/ИД

                                  ТЕМА

             

     Характеристика деятельности учащихся

03.09

04.09

05.09

06.09

07.09

10.09

11.09

12.09

13.09

14.09

17.09

18.09

19.09

20.09

21.09

24.09

25.09

26.09

27.09

28.09

01.10

02.10

03.10

04.10

05.10

08.10

09.10

10.10

11.10

12.10

15.10

16.10

17.10

18.10

19.10

22.10

23.10

24.10

25.10

26.10

29.10

30.10

31.10

01.11

02.11

12.11

13.11

14.11

15.11

16.11

19.11

20.11

21.11

22.11

23.11

26.11

27.11

28.11

29.11

30.11

03.12

04.12

05.12

06.12

07.12

10.12

11.12

12.12

13.12

14.12

17.12

18.12

19.12

20.12

21.12

24.12

25.12

26.12

27.12

09.01

10.01

11.01

14.01

15.01

16.01

17.01

18.01

21.01

22.01

23.01

24.01

25.01

28.01

29.01

30.01

31.01

01.02

04.02

05.02

06.02

07.02

08.02

11.02

12.02

13.02

14.02

15.02

18.02

19.02

20.02

21.02

22.02

25.02

26.02

27.02

28.02

01.03

04.03

05.03

06.03

07.03

11.03

12.03

13.03

14.03

15.03

18.03

19.03

20.03

21.03

22.03

01.04

02.04

03.04

04.04

05.04

08.04

09.04

10.04

11.04

12.04

15.04

16.04

17.04

18.04

19.04

22.04

23.04

24.04

25.04

26.04

29.04

30.04

06.05

07.05

08.05

13.05

14.05

15.05

16.05

17.05

20.05

21.05

22.05

23.05

24.05

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

35

36

37

38

39

40

41

42

43

44

45

46

47

48

49

50

51

52

53

54

55

56

57

58

59

60

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

35

36

37

38

39

40

41

42

43

44

45

46

47

48

49

50

51

52

52

54

55

56

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

35

36

37

38

39

40

41

42

43

44

45

46

47

48

49

50

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

1

2

3

4

5

6

7

8

   

1

2

3

4

5

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

35

36

37

38

39

40

41

42

43

44

45

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

1

2

3

4

5

6

7

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

        1 триместр ( 60 ч )                Повторение ( 22 ч )

Вводный урок. Знакомство с учебником. Что мы знаем о слове.

Слово. Предложение. Текст.

Знаки препинания в предложении.

Главные и второстепенные члены предложения.

Связи в предложении.

Текст.

Звуки, буквы, слог, ударение в словах.

Состав слова. Роль каждой части слова в языке.

Обобщение знаний о корне слова, приставках, суффиксах и окончаниях.

Правописание гласных и согласных в корне слов.

Изложение повествовательного текста по опорным словам и  коллективно составленному плану.

Редактирование текста изложения.

Упражнения в написании корня слов.

Правописание слов с непроизносимыми и двойными согласными.

Приставки и предлоги.

Разделительные Ъ и Ь.

Части речи. Имя существительное.

Контрольный диктант № 1.     ср

Работа над ошибками.

Склонение имен существительных.

                                   - 11 -  

Имя прилагательное. Повторение.

Глагол. Повторение.

Однородные члены предложения.(8 часов).

Однородные члены предложения.

Упражнения в распознавании однородных членов предложения. Запятая в предложении с однородными членами без союзов.

Однородные члены предложения с союзами.

Контрольное списывание.

Однородные члены предложения с союзами и,а,но.

Контрольный диктант № 2.       ср

Работа над ошибками.

Упражнение в правильном построении предложений с однородными членами.

Текст (5 часов)

Сочинение на основе личных наблюдений «Золотая осень».

Редактирование сочинения.

Тема и основная мысль текста.

План текста. Подробное изложение с элементами описания.

Редактирование текста изложения.

Имя существительное (45 часов).

Склонение имён существительных.

Упражнение в склонении имён существительных. Несклоняемые имена существительные.

Именительный падеж имён существительных.

Родительный падеж имён существительных.

Дательный падеж имён существительных.

Винительный падеж имён существительных.

Контрольный диктант № 3.    вт                  - 12 -

Работа над ошибками.

Творительный падеж имён существительных.

Предложный падеж имён существительных.

Именительный и винительный падежи.

Винительный и предложный падежи (в сопоставлении).

Обобщение знаний о падежах имён существительных.

Зрительно-слуховое изложение повествовательного текста по самостоятельно составленному плану.

Редактирование текста изложения.

Три склонения имён существительных.

Упражнение в определении склонений имён существительных.

Административный контрольный диктант. вт

Работа над ошибками.

Упражнения в распознавании типа склонения имён существительных, употреблённых в косвенных падежах.

Ударные и безударные окончания имён существительных.

Сочинение на основе личного опыта «Мой самый лучший день».

Редактирование текста сочинения.

Правописание безударных падежных окончаний имён существительных 1, 2, 3 склонения.

Правописание безударных окончаний существительных в родительном падеже.

Правописание безударных окончаний существительных в дательном падеже.

                                            - 13 -

                       2 триместр ( 56 часов)

Правописание безударных окончаний существительных в родительном и дательном падеже.

Правописание окончаний существительных 1-го и

3-го склонения в родительном и дательном падежах.

Родительный и винительный падежи имён существительных 1 и 2 склонения.

Правописание безударных окончаний существительных в творительном падеже.

Правописание безударных окончаний в предложном падеже.

Правописание безударных окончаний существительных в родительном, дательном и предложном падежах.

 Правописание безударных окончаний в родительном, дательном и предложном падежах.

Контрольный диктант №4      ср

Работа над ошибками.

Множественное число имён существительных.

Именительный падеж множественного числа.

Сочинение по картинке.

Редактирование сочинения.

Именительный и винительный падежи имён существительных множественного числа.

Родительный падеж имён существительных во

множественном числе.

Упражнение в правильном употреблении существительных в родительном падеже множественного числа.                        – 14 -

Контрольный диктант № 5.       вт

Работа над ошибками.

Дательный, творительный и предложный падежи имён существительных во множественном числе.

Упражнение в правописании окончаний имён существительных во множественном числе.

             Имя прилагательное (34 часа).

Имя прилагательное как часть речи.

Правописание родовых окончаний имён прилагательных.

Склонение имён прилагательных.

Правописание безударных падежных окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода.

Именительный и винительный падежи имён прилагательных мужского рода.

Изложение.

Редактирование изложения.

Родительный падеж мужского и среднего рода имён прилагательных.

Родительный падеж мужского и среднего рода имён прилагательных.

Творительный и предложный падежи имён прилагательных мужского и среднего рода.

Сочинение «Идёт волшебница зима».

Редактирование текста сочинения.

Творительный и предложный падежи имён прилагательных мужского и среднего рода.

Контрольный диктант № 6.      вт

Работа над ошибками.

Склонение имён прилагательных женского рода.

                                           - 15 -

Правописание безударных падежных окончаний имён прилагательных женского рода.

Изложение текста-описания.

Редактирование изложения.

Различие безударных окончаний прилагательных женского и среднего рода.

Различие безударных окончаний прилагательных женского и среднего рода.

Различие безударных окончаний прилагательных мужского и женского рода.

Винительный и творительный падежи имён прилагательных женского рода.

Закрепление изученного.

Склонение имён прилагательных во множественном числе.

Именительный и винительный падежи множественного числа имён прилагательных.

Родительный и предложный падежи множественного числа имён прилагательных.

Дательный и творительный падежи множественного числа имён прилагательных.

Административный контрольный диктант.     вт

Работа над ошибками.

Повторение изученного об имени прилагательном и имени существительном.

Повторение изученного об имени прилагательном и имени существительном.

Сжатое изложение по готовому плану.

Редактирование изложение.

                                    - 16 -

                       Местоимение ( 7 часов).

Понятие о местоимении.

Местоимения 1,2,3 лица.

                   3 триместр ( 50 часов)

Правописание местоимений с предлогами.

Правописание местоимений с предлогами.

Правописание местоимений с предлогами.

Сочинение на основе личного опыта и наблюдений «Моя мама».

Редактирование сочинения. Закрепление.

                        Глагол ( 33 часа)

Общее понятие о глаголе.

Изменение глаголов по временам.

Изменение глаголов прошедшего времени.

Неопределённая форма глагола.

Неопределённая форма глагола.

Изменение глаголов по лицам и числам (спряжение)

Контрольный диктант № 7.   вт

Работа над ошибками.

2-е лицо глаголов единственного числа.

I и II спряжение глаголов.

I и II спряжение глаголов.

Будущее время глагола.

Правописание безударных личных окончаний глаголов настоящего и будущего времени.

Распознавание спряжения глаголов настоящего и будущего времени.                      – 17 -

Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем времени.

Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени.

Контрольный диктант № 8.      вт

Работа над ошибками.

Изложение по самостоятельно составленному плану.

Редактирование изложения.

Глаголы-исключения.

Глаголы-исключения.

Сочинение на основе наблюдений «Весна пришла».

Редактирование сочинения.

Правописание глаголов в прошедшем времени.

Прошедшее время глагола. Правописание глагольных суффиксов.

Административный контрольный диктант.   вт

Работа над ошибками.

Контрольное списывание.

Изменение глаголов по временам.

Изложение.

Редактирование изложения.

Обобщение знаний о глаголе.

                   Повторение ( 12 часов ).

Контрольный диктант № 9.  вт

Работа над ошибками.

Обобщение знаний о предложении.

Состав слова.

Упражнение в написании корней слова.

Текст и предложение как единицы речи.

Части речи (обобщение).                    – 18 -

Части речи (обобщение).

Части речи (обобщение).

Обобщение пройденного за год.

Обобщение пройденного за год.
Обобщение пройденного за год.

 

Находить в тексте предложения, различные по цели высказывания и по интонации. Составлять и классифицировать  предложения по цели высказывания и по интонации. Обосновывать использование знаков препинания в конце предложений. Моделировать предложения. Выделять главные члены предложения.

Устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в предложении.  Подробно излагать содержание повествовательного текста и оценивать правильность написанного.  Применять изученные правила по орфографии и пунктуации, обосновывать их написание. Проводить звуко-буквенный разбор слов. Работать с орфографическим словарём. Объяснять значение слова, роль и значение суффиксов, приставок. Различать однокоренные слова. Объяснять и использовать алгоритм разбора слова по составу. Моделировать слова. Различать изученные части речи. Подбирать примеры изученных частей речи. Подбирать к слову синонимы, антонимы. Записывать текст по памяти.

Распознавать предложения с однородными членами, находить их в тексте. Определять, каким членом предложения являются однородные члены. Распознавать однородные второстепенные члены. Соблюдать интонацию перечисления в предложениях с однородными членами. Составлять предложения с однородными членами без союзов и с союзами (и, а, но). Объяснять выбор нужного союза в предложении с однородными членами. Обосновывать постановку запятых в предложениях с однородными членами. Оценивать текст с точки зрения пунктуационной правильности.

Определять тему и главную мысль текста. Подбирать заголовок к тексту. Соотносить заголовок и текст. Выделять части текста. Составлять план текста. Сравнивать между собой разные типы текстов. Восстанавливать нарушенную последовательность частей текста.

Составлять описательный текст.  Излагать содержание  текста с элементами описания и оценивать правильность написанного.  

Различать имена существительные, определять признаки, присущие имени существительному. Изменять имена существительные по падежам. Различать падежные и смысловые вопросы. Определять падеж, в котором употреблено имя существительное.  Различать имена существительные в начальной и косвенных формах. Применять изученные правила по орфографии и пунктуации, обосновывать их написание.

Соблюдать нормы употребления в речи неизменяемых имён существительных.

Подробно излагать содержание повествовательного текста и оценивать правильность написанного.

Определять принадлежность имён существительных к 1-му, ко 2-му и к 3-му склонению и обосновывать правильность определения. Подбирать примеры существительных 1,2 и 3 склонения, находить их сходство и различие. Классифицировать имена существительные по склонениям.

Анализировать таблицы «Падежные окончания имён существительных 1, 2 и 3 склонения». Сопоставлять ударные и безударные падежные окончания.

Составлять текст по теме.

Устанавливать наличие в именах существительных безударного падежного окончания и определять способ его проверки. Анализировать разные способы проверки безударного падежного окончания и выбирать нужный способ проверки при написании слова.

Записывать текст по памяти.

Сопоставлять формы имен существительных, имеющих окончания е и и. 

Обосновывать написание безударного падежного окончания.

Контролировать правильность записи в тексте имён существительных с безударными окончаниями, находить и исправлять ошибки.

Работать с памяткой «Разбор имени существительного как части речи». Определять последовательность действий при разборе имени существительного по заданному алгоритму, обосновывать правильность выделения изученных признаков имени существительного.

Записывать текст по памяти.

Применять изученные правила по орфографии и пунктуации, обосновывать их написание.

Обосновывать написание безударного падежного окончания имён существительных в формах множественного числа.

Составлять описательный текст по картинке.

Контролировать правильность записи в тексте имён существительных с безударными окончаниями, находить и исправлять ошибки.

Правильно употреблять в устной и письменной речи имена существительные во множественном числе; в именительном и в родительном падеже множественного числа.

Применять изученные правила по орфографии и пунктуации, обосновывать их написание.

Работать с памяткой «Разбор имени существительного как части речи».

Работать с орфографическим словарём.

Находить имена прилагательные среди других слов и в тексте. Подбирать к данному имени существительному прилагательные. Образовывать прилагательные при помощи суффиксов. Определять род и число имен прилагательных. Изменять имена прилагательные по числам, по родам (в ед. числе). Правильно писать родовые окончания имён прилагательных.

Подробно излагать содержание повествовательного текста и оценивать правильность написанного.

Изменять имена прилагательные по падежам.

Записывать текст по памяти.

Определять последовательность действий при разборе имени прилагательного как части речи по заданному алгоритму, обосновывать правильность выделения изученных признаков имени прилагательного.

Составлять текст по заданной теме.

Применять изученные правила по орфографии и пунктуации, обосновывать их написание.

Изменять имена прилагательные по падежам.

Работать с таблицей «Изменение по падежам имен прилагательных в ед. числе» .

Подробно излагать описательный текст.

Работать  с памяткой «Как определить падеж имен прилагательных».

Определять падеж имён прилагательных и обосновывать правильность его определения.

Сравнивать падежные окончания имен прилагательных по таблице. Определять способ проверки и написания безударного падежного окончания имени прилагательного. Анализировать разные способы проверки безударного падежного окончания имени прилагательного и выбирать наиболее рациональный способ проверки.

Сравнивать падежные окончания  имён прилагательных во множественном числе. Изменять имена прилагательные множественного числа по падежам.

Определять и обосновывать написание безударного падежного окончания имен прилагательных множественного числа, оценивать правильность написания.

Применять изученные правила по орфографии и пунктуации, обосновывать их написание.

Контролировать правильность записи в тексте имен прилагательных с безударными окончаниями, находить имена прилагательные с неправильно записанными окончаниями и исправлять в словах ошибки.

Кратко излагать текст по плану.

Распознавать местоимения среди других частей речи. Определять наличие в тексте местоимений

Определять лицо, число, род у личных местоимений 3-го лица. Работать с таблицами склонений личных местоимений; изменять личные местоимения по падежам. Различать начальную и косвенную формы личных местоимений. Составлять текст на основе личного опыта и наблюдений. Определять падеж личных местоимений. Оценивать уместность употреблений местоимений в тексте, заменять повторяющиеся в тексте имена сущ. соответствующими местоимениями. Раздельно писать предлоги с местоимениями. Работать с памяткой «Разбор местоимения как части речи», выполнять разбор, пользуясь алгоритмом.

Различать глаголы среди других слов и в тексте. Определять изученные грамматические признаки глаголов (число, время, роль в предложении). Трансформировать текст, изменяя время глагола.

Применять изученные правила по орфографии и пунктуации, обосновывать их написание.

Различать неопределённую форму глагола. Образовывать от глаголов в неопределённой форме временные формы глагола. Ставить вопросы к глаголам в н.ф. и классифицировать глаголы, отвечающие на вопросы: «что делать?» и «что сделать?». Образовывать глаголы при помощи  приставок и суффиксов. Работать с таблицами изменения глаголов настоящего и будущего времени по лицам и числам. Изменять глаголы в настоящем и будущем времени по лицам и числам.

Подробно излагать повествовательный текст по самостоятельно составленному плану. Оценивать правильность содержания, структуры написанного текста . Определять лицо и число глаголов. Выделять личные окончания глаголов.

Составлять текст на основе наблюдений.

Определять роль мягкого знака в окончаниях глаголов 2-го лица ед. ч. в наст. и буд. времени.

Использовать правило при написании глаголов 2-го лица ед. ч. в наст. и буд. времени. Работать с таблицами спряжений глаголов, наблюдать над написанием личных окончаний в глаголах I и II спряжений. Определять спряжение глаголов. Группировать найденные в тексте глаголы. Работать с памяткой определения безударного личного окончания глагола по неопределенной форме. Устанавливать наличие в глаголах орфограмм, доказывать правильность их написания. Определять и образовывать формы глаголов в прошедшем времени. Обосновывать правильность написания родовых окончаний глаголов. Работать с памяткой «Разбор глагола как части речи» и определять последовательность действий при разборе по алгоритму.  Записывать текст по памяти.

Записывать под  диктовку текст и оценивать правильность написания в словах изученных орфограмм.

Повторять и закреплять изученный материал.

Применять изученные правила по орфографии и пунктуации, обосновывать их написание.

Выполнять изученные виды разборов слов.

Работать с текстом.

                                                                                                                           - 19 -


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по русскому языку 2 класс по программе школы России

Рабочая программа по русскому языку для 2 «А» класса ГСКОУ 3-4 вида г. Петровск-Забайкальска на 2011-2012 учебный год разработана на основе Программы Министерства образования РФ: Начальное общее...

Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование

Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование Рабочая программа по матем...

Рабочая программа по русскому языку 3 класса авторской программы Л.Ф. Климанова «Русский язык»

Рабочая программа разработана на основе авторской программы Л.Ф. Климанова «Русский язык» утвержденной  в соответствие с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начал...

Рабочая программа по русскому языку (4 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 4 коррекционный класс (8 вида).

   Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...

Рабочая программа по русскому языку (3 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 3 коррекционный класс (8 вида).

Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М.: Просвещение...

Рабочая программа по русскому языку 1 класс "Школа России" и календарно–тематическое планирование уроков русского языка

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по русскому языку для 1 класса составлена на основе авторской программы Канакиной В.П., Горецкого В.Г, Бойкиной М.В.   УМК &laqu...

Рабочая программа по русскому языку 1 класс ("Начальная школа XXI Века"), по обновленным ФГОС выполнена в конструкторе рабочих программ

Рабочая программа по русскому языку 1 класс ("Начальная школа XXI Века"), по обновленным ФГОС выполнена в конструкторе рабочих программ...