Путешествие по океану орфографических правил 2класс
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме

Стрельцова Людмила Юрьевна

Конспект урока "Орфограммы в корне слова (закрепление)" 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока. Орфограммы в корне слова. (Обобщение изученного)

Цель. Систематизировать и обобщить знания об изученных орфограммах.

Задачи:

образовательная:

- повторить изученные орфограммы в корне (проверяемую безударную гласную, непроверяемую гласную, парную согласную, непроизносимый согласный);

- формировать орфографическую зоркость;

развивающая:

- речевая деятельность;

- контроль и коррекция;

- навыки сотрудничества;

- развивать умения сравнивать, обобщать, делать выводы;

воспитательная:

- содействовать нравственному воспитанию учащихся.

Средства обучения: мультимедийный проектор, компьютер, презентация, словарь С.И.Ожегова, «светофорики» для самооценки.

Тип урока. Рефлексия

Интеграция:

·      русский язык, окружающий мир

Организация учебной деятельности:

·       индивидуальная, фронтальная, работа в парах.

Ход урока:

Орг. момент.

 Здравствуйте, дорогие гости. Мы рады приветствовать вас на нашем уроке, надеемся, что вам у нас будет уютно и интересно.

Релаксация. Шум моря и крик чаек.(слайд 2)

-Мы с вами живём в удивительно красивом уголке необъятной России, где великий и могучий Дон впадает в Азовское море. На этой земле издревле жили  земледельцы и рыбаки, бороздившие водные  просторы. Вот и вам я сегодня предлагаю отправиться в путешествие с дарами нашей родной земли.

Вы готовы к дальней дороге?

     - Запишем дату отправления в нашем бортжурнале. Кто знает, что такое «бортжурнал»? Для чего он предназначен?

Я тетрадочку открою и как надо положу.

Я от вас, друзья,  не скрою: ручку я вот так держу.

Сяду прямо, не согнусь, за работу я возьмусь.

     Учитель записывает дату и вид работы на доске, ученики – в тетрадях.

                                                       14 марта .

                                               Классная работа.

                                           

Чистописание.

     Учитель делает показ на доске:  Кк 

 «С 1\3 сверху – влево-вверх «крышечка», опускаемся, «качалочка», крючок до середины, «секрет», по «секрету» - длинная наклонная вниз, петелька, крючок до середины.

Далее определимся с маршрутом и способом передвижения, а поможет нам словарная работа.

     - Подумайте, куда мы с вами отправимся:

Кругом вода,

А с питьём – беда.  (океан)  

     - На каком виде транспорта мы отправимся в наше путешествие:

Ходит город-великан

На работу в океан.  (корабль))

     - Кто будет управлять нашим судном:

Может, ты на корабле бывал

И в руках держал штурвал?

По океанам и морям            

Ведёт корабль … (капитан)

     - Что поможет нам не сбиться в пути:

И в тайге, и в океане

Он отыщет путь любой.

Умещается в кармане,

А ведёт нас за собой.  (компас)

     Ученики записывают отгадки в тетрадях, учитель – на доске: океан, корабль, капитан компас.

- Проверьте правильность написания слов, поставьте ударения, выделите орфограммы. Как проверить написание безударных гласных в данных словах? (Проверить невозможно, т.к. это словарные слова, их написание нужно запомнить.)

Вспомните пословицу, с одним из этих слов? Как вы понимаете это выражение, когда так говорят?

Запишите её в тетрадь и выделите  известные вам  орфограммы .

    Большому кораблю – большое плаванье. Есть ли в этом предложении однокоренные слова? (слайд 9) Напутствие тому, кто желает большего.

Словарная работа.

     - Чтобы отправиться в дальнюю дорогу, сделаем запас провизии.

     Запись под диктовку словарных слов. Один ученик работает у доски, остальные – в тетрадях.

     Помидор, морковь, капуста, огурец, картофель, чеснок.

     Исследование словарных слов.

     а) Лексическое значение

     - Как назвать все данные слова одним словом? (Овощи)

     - Почему мы возьмём с собой так много овощей?

     б) Фонетическое значение

     - В каких словах букв больше, чем звуков? (Морковь, картофель)

     - В каких словах все согласные твёрдые? (Капуста)

     в) Орфографическое значение

     - Можно ли проверить написание безударных гласных в этих словах? Что нужно сделать? (Запомнить словарные слова)

Знакомство с новым словарным словом.

- Во время путешествия важно, какая будет стоять погода. Найдите слово «погода» в орфографических словарях .Запишите его в тетрадях, поставьте ударение, выделите орфограмму.

     -Назовите  родственные слова к слову «погода». Каждый записывает названное слово на доске, разбирает его по морфемам, указывает часть речи,  остальные – в тетрадях.

 

      Погода, погодка, погодушка, погодный, погожий.

Вот такое солнышко, которое поможет сохранить вам хорошее настроение в течение всего урока.

Сообщение темы урока.

- Наш корабль держит курс в открытый океан. В океан орфографических правил. Сегодня на уроке  узнаем, умеете ли вы исследовать корневые орфограммы. Давайте  определим задачи нашего плавания

  • Повторить…
  • Упражняться…
  • Находить …

1-ая остановка «Остров безударных гласных в корне»

- Нас встречает королева Ударение. Гласные этого королевства настолько ослабли, что попали в беду…Какая позиция гласного называется слабой? 

- Акулы, которые плавают вокруг этого острова, съели все безударные гласные. Спасти их можно, указав проверочное слово. 

Выполняется задание по вариантам самостоятельно. Затем взаимопроверка в парах.

 

л…тящая чайка                 з…лотая рыбка                            

к…менистое дно                с…лёные брызги

 б…льшой кит                    ск...листый берег

м..рская пена                       п…тнистый краб

   Проверка выполненного задания. Ученики одновременно осуществляют взаимоконтроль

Под ответ 1 учащегося от 1варианта и 1 –от 2 варианта. Оценивание сигнальным флажком. 

     Далее ученики делают коллективный вывод о написании безударных гласных в корне слова. Как  проверить  гласный в слабой позиции?

Физминутка.

 Вы, наверное, устали?

Вы, наверное, устали?                                                                                                                                                                          Ну, тогда все дружно встали.                                                                                                                                                                                                                                                                                Ножками потопали,                                                                                                                                                                                                                                                       Ручками похлопали.                                                                                                                  Покрутились, повертелись                                                                                                                                                                                         И за парты все уселись.                                                                                                                                                                               Глазки крепко закрываем,                                                                                                                                                           Дружно до 5 считаем.                                                                                                                                                                      Открываем, поморгаем                                                                                                                                                                      И работать продолжаем.

2-ая остановка «Остров парных по глухости-звонкости согласных»

- На этом острове живёт принц Гласный и его свита и 5 его верных друзей самых звонких согласных. О каких согласных идёт речь?.

Учитель читает предложения на слайде, ученики записывают в тетрадях слова с парными согласными в корне, выделяют корень и подбирают проверочные, один работает у доски.

Можно ли назвать эти предложения текстом? Почему? Назовите слабые позиции согласного.(слайд 23)

Олег бежит на пляж.

На волнах плывёт парус.

Морские волны омывают берег.

Пришёл невод с одною рыбкою.

За камнем прячется краб.

Спряталась в свою раковину улитка.

В море видны островки.

       Олег, пляж, парус, берег, рыбка, краб, улитка, островки.

       Проверка выполненного задания. Самоконтроль и контроль одноклассника, работавшего у доски. Составьте предложение с одним из этих слов. Запись на доске 1 предложения и нахождение грамматической основы.

-Как проверить написание парного согласного?

  Гимнастика для глаз.

3-я остановка «Остров непроизносимых согласных»

- На этом острове много вулканов. Когда они извергаются, то земля сильно трясётся и некоторые согласные теряются.

- Исправьте ошибки, которые возникли из-за того, что некоторые согласные потерялись. Выпишите слова с непроизносимой согласной, проверьте их написание.

Порой в словах встречаются

      Ученики работают в тетрадях и по-одному у доски. (слайд 30)

Парустник шёл на всех парусах. Солнце сияло, и ничто не предвещало бурю. Однако капитан заметил тёмное пятно на горизонте. Это – предвесник ненастья. Опастно встречать бурю со всеми парусами. Порывы ветра сломают мачты как тросник. Капитан это знал и приказал убрать паруса. Яросный порыв ветра ударил по парустнику. Началась буря. Но ненасная погода не могла серьёзно повредить корабль. Матросы успели подготовиться к шторму.

    Парусник, предвестник, опасно, тростник, яростный, ненастная

      - Подберите ещё по два слова с непроизносимой согласной в корне.

Далее ученики делают коллективный вывод о написании непроизносимых согласных в корне слова. 

4-ая остановка «Остров безграмотных».

- На этом острове живут пираты. Они пишут всё так, как слышат.

Всегда ли слова произносятся и пишутся одинаково?  Давайте проверим. Затранскрибируйте слова: якорь, шлюпка, сапог.(трое у доски)

Итог урока.

Вот и подошло к концу наше очередное путешествие в страну Русского языка. В гостях хорошо, а дома лучше. Пора возвращаться домой.

-Так как же проверить безударный гласный в корне?

- …парный согласный?

-…непроизносимый согласный?

Рефлексия.

- Что понравилось на уроке? Что не понравилось? Выполнили ли мы поставленные задачи урока?

   -Мне было легко…
 - Мне было трудно…
- Мне понравилось…
- Я понял (а)…

Вы в работе не ленились,
Все усердно потрудились.
Повторили, закрепили
И оценки получили

- Урок окончен!

Скажем нашим гостям : «До свидания. До новых встреч.» Можно идти отдыхать.

Работа в тетради.

                                                       14 марта .

                                               Классная работа.

Кк

Океан, корабль, капитан компас.

Помидор, морковь, капуста, огурец, картофель, чеснок.

Погода, погодка, погодный, погожий.

л...тящая(  ) чайка            з…лотая (   )рыбка

 м...рская (  ) пена              с…лёные (    ) брызги      

к…менистое(  ) дно           ск…листый(  ) берег    

б…льшой(    ) кит               п…тнистый (   ) краб

Олег, пляж, парус, берег, рыбка, краб, улитка, островки.

(предложение)

Парусник, предвестник, опасно, тростник, яростный, ненастная

Якорь [ Й` а к а р`], шлюпка [ шл`упка], сапог[ сапок].

        

Вариант 1                                                         Вариант 2

л...тящая(  ) чайка                                з…лотая (   )рыбка

 м...рская (  ) пена                                 с…лёные (    ) брызги      

к…менистое(  ) дно                              ск…листый(  ) берег    

б…льшой(    ) кит                                 п…тнистый (   ) краб

Олег бежит на пляж.

На волнах плывёт парус.

Морские волны омывают берег.

Пришёл невод с одною рыбкою.

За камнем прячется краб.

Спряталась в свою раковину улитка.

В море видны островки.

       

Парустник шёл на всех парусах. Солнце сияло, и ничто не предвещало бурю. Однако капитан заметил тёмное пятно на горизонте. Это – предвесник ненастья. Опастно встречать бурю со всеми парусами. Порывы ветра сломают мачты как тросник. Капитан это знал и приказал убрать паруса. Яросный порыв ветра ударил по парустнику. Началась буря. Но ненасная погода не могла серьёзно повредить корабль. Матросы успели подготовиться к шторму.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация урока: «Путешествие по океану Глаголов»

Знакомство с изменениями  глаголов по временам и с особенностью каждой временной формой  глагола....

урок на тему: «Путешествие по океану Глаголов»

Ознакомление детей  с изменениями  глаголов  по  временам  и с  особенностью  каждой  временной  формы глагола....

Тема: Путешествие по Океану Частей речи. Обобщение знаний о частях речи.

Конспект открытого урока по русскому языку. Увлекательное вертуальное путешествие....

внеклассное мероприятие "Путешествие по Океану талантов"

Классный час «Путешествие по «океану» талантов Цель:  Подвести итоги 4 лет обучения 2011-2012 учебного года по развитию своих способностей (ученики докладывают о своих достижениях...

Методическая разработка обобщающего межпредметного занятия для первоклассников "Путешествие по океану Знаний"

Данную презентацию можно использовать как игровой материал для обобщения знаний первоклассников...

классный час "Путешествие по океану Знаний"

Предлагаю сценарий классного часа, который можно провести 1 сентября. К нему предлагается наглядное и музыкальное сопровождение....

путешествие по океану орфографических знаний

уметь выделять орфограмму, и видеть ее...