урок на тему: «Путешествие по океану Глаголов»
план-конспект по русскому языку на тему

Ознакомление детей  с изменениями  глаголов  по  временам  и с  особенностью  каждой  временной  формы глагола. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ostrov_glagolov.doc58 КБ

Предварительный просмотр:

УРОК

(С ПРИМЕНЕНИЕМ ТСО)

На тему: «Путешествие  по океану Глаголов»

Цель урока: ознакомить детей  с изменением  глаголов  по  временам  и с  особенностью  каждой  временной  формы глагола

Лаборатория: ТСО- презентация урока на диске (применение мультимедиа компьютера)

Ход урока:

I. Повторение  изученных  знаний.

- Сегодня я  предлагаю вам совершить  необычное путешествие  по океану  Глаголов.

Океан

глаголов

Остров  глаголов настоящего времени

Остров  глаголов прошедшего времени

Остров  глаголов  будущего времени

  1. Чтобы сесть  на корабль и отправиться  в плавание, нужно  ответить  на  следующие вопросы:
  2. Что такое  глагол?
  3. На какие вопросы  он отвечает?
  4. Что обозначает?
  5. На какой  вопрос  отвечают глаголы  в единственном  числе?
  6. Во множественном  числе?

II. Наблюдение  за глаголами  настоящего времени

-Ребята, вы справились  с испытанием. В путь!

Наш корабль причалил  к первому  острову, где живую  глаголы сидит, слушает, думают,  отвечают и т.д. Эти глаголы  настоящего времени.

Они называются действия,к оторые  происходят  в момент речи.

На какие  вопросы  отвечают  глагола настоящего времени?

(Что делает? Что делают?)

  1. Маленькая черепашка, живущая  на  этом  острове, спела  нам песенку о настоящем  времени, послушайте  ее. Когда  услышите  глагол  в настоящем  времени, хлопните  в ладоши, и мы  запишем  этот глагол.

Настоящее  время

Песенка черепахи

Сейчас  я живу

В небольшом зоопарке

И каждый  мой  день

Пребываю  в запарке:

Я в школу  бужу

По утрам  малышей,

Кормлю их, купаю

От ног до ушей.

Я штопаю, глажу, стираю,

Игрушки за них убираю,

Мету, отмываю,

Кричу, кипячу, хвалю  и ругаю, шучу и ворчу.

Там мчится мое НАСТОЯЩЕЕ,

Нисколько  меня  не  щадящее.

                                               Т. Рик

III. Наблюдение  за  глаголами  прошедшего времени

-Поблагодарим черепашку  и отправимся  к следующему  острову. Здесь  живут глаголы  прошедшего  времени.

Это  глаголы, называющие  действия, которые  происходили  или  произошли  до момента  речи.

Например: отдохнул, шумели, рассказал и т.д.

- На какие  вопросы  отвечают эти глаголы:

- Здесь другая  черепашка  спела  нам песенку. Давайте  выпишем все  глаголы  из ее  песенки  и определим  время.

Прошедшее время

Песенка черепахи

Была я малышкой,

играла  пустышкой,

 гуляла  с братишкой

И с няней – мартышкой.

Я пела, плясала,

Над книжкой зевала,

Цветы собирала,

О чуде мечтала!

На время бежало,

И я подрастала,

Я скоро узнала,

Что  взрослая стала

И детство  мое

Навсегда потеряла

                    Т. Рик

-Слова собирала,  зевала  разберите  по составу.

Запомните! Суффикс-л  указывает  на прошедшее  время глаголов.

- На какие  вопросы  отвечают  глаголы  прошедшего времени?

III. Наблюдение за глаголами будущего  времени

-И наконец, последний остров. И здесь  черепашка  спела нам  песенку. Выпишите  из нее  все глаголы. В каком  времени  они употреблены?

Будущее время

Песенка  черепахи

В понедельник или среду

Все  я брошу и уеду,

И оставлю их одних,

Безобразников моих.

Сяду  в поезд  и тогда

Посмотрю  на города.

Я отправлюсь  в южный порт,

На какой-нибудь курорт.

Как  начну я там  форсить.

Платья  модные  носить,

Буду  плавать, буду прыгать,

Буду всех  с ума  сводить.

Когда  море надоест, запланирую отъезд.

И вернусь  обратно  к ним,

Безобразникам  моим.

                         Т. Рик.

- Подумайте, какие глаголы  называются  глаголами будущего времени?

Глаголы, называющие действия, которые  произойдут  или будут  происходить после  момента  речи-  это глаголы будущего времени.

IV. Физкультминутка

Покачайтесь, покружитесь,

Потянитесь, распрямитесь,

Приседайте, приседайте,

Пошагайте, пошагайте.

Встанье на носок, на пятку,

Подскачите-ка вприсядку,

Глубоко теперь вздохните,

Сядьте тихо, отдохните.

-В каком  времени  употреблены  глаголы?

V.  Упражнения  в определенном  времени глаголов

- Мы посетили все острова, пора  возвращаться  назад. Но в  океане  разыгрался  сильный шторм. Это сам  царь  морской  поднялся  из глубин, чтобы  проверить, чему  мы научились  на островах.

Задание 1.

- Запишите  стихотворение  по памяти. Укажите  время глаголов.

Уж тает снег, бегут ручьи,

В окно  повеяло  весною…

Засвищут  скоро  соловьи,

И лес  оденется  листвою!

                           А. Плещеев

Задание 2.

Поставьте  глаголы  в форму  прошедшего  времени.

  1. Когда зубов не станет, тогда  орехов принесут.
  2. Что с возу  упадет, то пропадет.

      Задание 3.

- Поставьте глаголы в форму будущего  времени.

  1. Близок локоть, да не  укусить
  2. Много знать - скоро состариться.

VI. Работа  над загадками

- Шторм утих. Чтоб не скучен был  путь домой, отгадайте  загадки, назовите  все глаголы,  определите  время  глаголов.

  1. Не дом, а крыша  есть,

    На крышу  можно  сесть.

    И есть четыре  ножки-

   Им не нужны сапожки

                            (Стул)

2. Рыжий зверь в печи  сидит,

    Рыжий зверь  на всех  сердит.

   Он от злости  ест  дрова-

   Целый час, а может,  два.

   Ты его  рукой  не тронь-

   Искусает  всю ладонь

                           (Огонь)

3. Шел – шел без дорог.

Где шел, там лег.

До весны  пролежал,

А весной  побежал

                          (Снег)

VII. Итог урока

  1. Вот  и закончилось  наше  плавание  по океану Глаголов. Чему  вы  учились  на уроке?  В каком  времени  могут быть глаголы?  Как  узнать  время  глагола?

VIII. Домашнее   задание:

Выписать  из  словарика  слова  на  букву «я»: яблоко, ягода, язык, январь. Подобрать  к словам  подходящий  глагол  и написать  его  в разных  временах.

Например:

Яблоко краснеет, покраснело, будет краснеть.

Язык болит,  болел, будет болеть.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по теме: "Не с глаголами", 4 класс

Урок по русскому языку в 4 классе "Не с глаголами" по программе начальной школы...

Конспект урока по теме"Настоящее время глагола"

Конспект урока по теме "Настоящее время глагола"...

Технологическая карта к уроку на тему "Неопределённая форма глагола" 4 класс

Технологическая карта к уроку на тему "Неопределённая форма глагола" в 4 классе по программе " Школа России" кпо учебнику Канакиной В.П....

Открытый урок на тему - Животные, модальный глагол Can.

Урок обобщения и систематизации знаний,  а также подачи нового материала....

Урок по теме "Неопределенная форма глагола"

Урок разработан в соответствии с ФГОС...

Технологическая карта урока на тему "Будущее время глагола" 3 класс

Технологическая карта урока на тему "Будущее время глагола" 3 класс...