Урок русского языка во 2 классе
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме

Максимова Оксана Владимировна

Урок русского языка по теме: "Знакомство с понятиями "приставка" и "суффикс"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_russkogo_yazyka_vo_2_b_klasse_po_teme.doc59 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок русского языка во 2 классе по теме

 «Знакомство с понятиями «приставка» и «суффикс»»

(«Знакомься: другие части слов!»)

Учитель: Максимова О.В.

Вид урока: комбинированный.

Тип урока: изучение нового материала.

Цель: к окончанию урока мои ученики:

- будут иметь понятие о приставках и суффиксах, как частях слова, выполняющих важную работу;

- будут знать: о способах образования новых слов;

- будут уметь находить и выделять приставку и суффикс в слове;

-смогут формулировать задачу урока, отвечать на поставленные вопросы;

- смогут продемонстрировать навыки самостоятельной работы, работы с учебником.

Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, фронтальная, коллективная.

Методы обучения:

- по источнику знаний: словесные, наглядные, практические;

- по уровню познавательной активности: проблемный, объяснительно – иллюстративный, репродуктивный;

- по принципу расчленения или соединения знаний: аналитический, синтетический, сравнительный, классификационный, обобщающий.

Оборудование:

 1.Ромашка, вырезанная из листа ватмана( на лепестках напечатаны задания для учащихся).

 2. Карточки для каждого ученика (3- красного цвета- напечатаны корни слов: –дел-, -пис-, -ход-; 3- синего цвета- напечатаны приставки: за-, пере-, под-; 3- зелёного цвета – напечатаны суффиксы: -к-,-а-,-и-; 2- жёлтого цвета- напечатаны окончания:-а,ть).

 3. Карточки с частями слова : под, снеж, ник.и;

 4. Учебник «Русский язык 2 класс» М.С.Соловейчик.

Структура урока:

Время

Вид деятельности

(этапы урока)

(что?)

Инструкции

Формы работы(как?)

Цели

Результаты

2 минуты

Организационный момент

-загадка;

- слушание учащимися стихотворения «Как растут слова»

Включение учащихся в деятельность.

Возникновение положительной эмоциональной направленности, повторили понятие «родственные слова».

2 минуты

Минутка чистописания

Прописывание букв по образцу.

Отрабатывать навыки каллиграфии.

Подготовили руку к письму.

1 минута

Актуализация знаний

Выделение корня и окончаний в однокоренных словах- коллективная работа

Повторить изученный материал, необходимый для «открытия нового знания.

Выявить затруднения в деятельности учащихся.

Повторили понятия: «корень слова», «окончание».

Возникла проблемная ситуация.

1 минута

Постановка учебной задачи

Обсуждение затруднений – побуждающий от проблемной ситуации диалог.

Подвести к проговариванию учащимися цели урока.

Учащиеся сформулировали тему урока.

2 минуты

Поиск решения учебной задачи

а)Диалог, подводящий к открытию знаний.

б)Работа с учебником

Побудить к выдвижению гипотез.

Учить работать с источниками информации.

Формирование коммуникативной, информационной компетентностей.

4 минуты

Первичное закрепление

а)Задайте друг другу вопросы- фронтальная работа.

б)Составьте слово –коллективная работа.

Проговорить новые знания.

Упражнять учащихся в разборе слов.

Формирование понятия о приставках и суффиксах.

Умение находить и выделять приставку и суффикс в слове.

2 минуты

Физкультурная минутка

Ритмичные движения под музыку.

Сохранение здоровья учащихся.

Снятие усталости

15 минут

(из них 1 минута-гимнастика для пальцев)

Продолжение работы по теме урока

а) Игра «Найди лишнее слово» -фронтальная работа.

б) «Составь слово»- индивидуальная работа с карточками .Запись результатов в тетрадь.

Самопроверка по эталону.

Закрепить умение выделять приставку, корень и суффикс.

Учащиеся умеют находить и выделять части слова, умеют составлять слова из разных частей.

8 минут

Самостоятельная работа с взаимопроверкой

Письменное выполнение упражнения-самостоятельная работа.

Включение нового знания в систему знаний.

Каждый учащийся сделал для себя вывод о том, что он уже умеет и знает.

3 минуты

Рефлексия деятельности.

Домашнее задание

Диалог

Инструктаж

Осознание учащимися своей учебной деятельности.

Проверить усвоение нового материала.

Самооценка результатов своей деятельности.

Закрепление новых знаний.

Ход урока

  1. Организационный момент.

Прозвенел звонок,

Начинаем мы урок.

На столе в порядке

Книжки и тетрадки.

-Ребята, отгадайте загадку:

Этот беленький цветок

Знают все вокруг.

Если скучно, - он тебе

Самый лучший друг.

На уроке не скучаем

По цветочку мы гадаем.

Он откроет свой секрет,

Если скажешь, что за цвет. (ромашка)

  1. Минутка чистописания.

- Запишите в тетради число, классная работа. Пропишите соединения заглавной буквы О со строчной. Буква О очень похожа на лепестки ромашки.

Пропишите слово ромашка. Какие орфограммы нам встретились в этом слове?(непроверяемая гласная, парная по глухости-звонкости ш)

-Наша ромашка выросла в странном саду.

Послушайте стихотворение. Подумайте, есть ли в этом стихотворении родственные слова.

  «Как растут слова»

Как – то много лет назад

Посадили странный сад.

Не был сад фруктовым –

Был он только словом.

Это слово было корень,

Разрастаться стало вскоре

И плоды нам принесло –

Стало много новых слов.

Вот из садика рассада,

Вот ещё посадки рядом.

А вот садовод,

С ним садовник идёт.

Очень интересно

 Гулять в саду словесном.

                              Е.Измайлов

-Какие слова из этого стихотворения мы можем назвать родственными? Запишите из в тетрадь. (Сад, садик, рассада, посадки, садовник)

  1. Актуализация знаний.

-Выделите в этих словах корень.(-сад-)

-Какие ещё известные вам части слова вы можете выделить? (окончание)

-Все ли части слова вы выделили? (нет)

-Почему не смогли ? (Другие части слова не изучали)

4. Постановка учебной задачи.

-На какой вопрос нам предстоит ответить на уроке? (Как называются эти части слова, как выделяются.)

  1. Поиск решения учебной задачи.

 -Какие есть предположения о названии этих частей слова? (Некоторые учащиеся отвечают, .многие затрудняются)

- Как же проверить наши предположения? (Прочитать правило в учебнике.)

-Читаем правило на с. 95

Слово «приставка» пришло к нам из латинского языка и означает ,  слово «суффикс» означает

  1. Первичное закрепление.

 У нашей ромашки лепестки не простые, а с заданиями. (Учитель обрывает 1-ый лепесток и читает задание).

- Задайте друг другу вопросы по новой теме.

(- Что такое приставка?

- Где она находится?

- Как обозначается?

- Что такое суффикс?

- Где он стоит в словах?

- Как обозначается?

- Для чего служат приставки и суффиксы?

В русском языке более 40 приставок. С ними вы будете знакомиться в 5-ом классе.

- Второй лепесток. (Учитель читает задание)

Составьте из частей, как из деталей конструктора, слово. Оно называет первые  весенние цветы, которые начинает расти ещё под снегом.

( на доске таблички: и, снеж, под, ник)

-Запишите это слово в тетрадь, обозначьте части слова. (Учащиеся комментируют разбор.)

  1. Физкультурная минутка.

Вот мы руки разведём,

Словно удивились.

И друг другу до земли

В пояс поклонились.

Ниже, дети, не ленитесь.

И на месте развернитесь,

Шаг на месте левой, правой,

Раз и два, раз и два!

Спину прямо все держите,

Раз и два, раз и два!

На друзей мы посмотрели

И за парты тихо сели.

  1. Продолжение работы по теме урока.

Учитель отрывает третий лепесток ромашки, читает задание.

Игра «найди лишнее слово».

На доске записаны три столбика слов. Каждому ряду нужно найти 1 лишнее слово в своём столбике.

покраска                  захотеть                           пожелтеть

позолота        загрустить                          поломать

      поздно        зайчонок                            подарок

      поливка                   загадка                            портной

-Почему выбрали именно эти слова? (Нет приставок)

- Следующее задание от нашей ромашки.

«Составь слово»

-У каждого учащегося на столе лежат: 3 карточки красного цвета, на которых написаны корни слов:-дел-, -пис-, -ход-; 3 карточки синего цвета, на которых написаны приставки:за-,пере-.под-; 3 карточки зелёного цвета с суффиксами: -к-,-а-,- и-; 2 жёлтые карточки с окончаниями: -а,-ть.

-Составьте как можно больше слов, используя только имеющиеся приставки, суффиксы, окончания, с корнями- дел-, -пис-,- ход-.

- Запишите эти слова в тетрадь. Выделите части слов.

Проверка по эталону. На доске: подделка, переделать;

                                                       

                                                      записать. записка, переписка, подписка;

                                                       

                                                      заходить, переходить, подходить.

-Оцените свою работу:

«+»- справился

«?»- сомневался

«- «-  не справился

(Дети оценивают свою работу на полях в тетради)

-Сделайте вывод, достаточно ли хорошо вы усвоили тему? (Надо ещё потренироваться.)

 8. Физкультурная минутка (гимнастика для пальцев и для глаз)

 9. Включение нового знания в систему знаний.

-Последнее задание ромашки: работа в учебниках с упражнением № 514

-Дополните слова приставками или суффиксами и запишите предложения. Обозначьте корень и те части, которые добавили.

    Скоро всё …зеленеет. Мал…ие  школь…и пойдут в лес на …гул…у.

    Старшие ребята с рюкзаками отправятся в …ход.

( за-, про-, по-, -еньк-, -ник-, -к-)

Взаимопроверка.

10 Рефлексия деятельности.

-Над какой темой мы сегодня работали?

-Что вы можете сказать о приставке?

-О суффиксе?

-Как вы думаете, мы всё узнали об этих частях слова?

-Какую задачу мы поставим перед собой? (Продолжить работу по этой теме.)

Домашнее задание.

-Придумайте и запишите однокоренные слова с корнем –вод-. Выделите в словах части.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока (русский язык, 4 класс) по теме: Русский язык 4 класс "О словарях разнообразных, поучительных и важных"

" 4 класс  Русский язык «О словарях разнообразных, поучительных и важных»Соколова Е.Я.Урок направлен на актуализацию  и расширение знаний учащихся о словарях русского языка. Основ...

Урок русского языка. 3 класс. Тема "Роль имени прилагательного в речи" УМК "Школа России" Учебник "Русский язык". Авторы В.П.Канакина, В.Г.Горецкий.

Урок составлен по требованиям ФГОС. Использоваллись технологии личностно-ориентированного обучения, ИКТ. Дифференцированный подход при закреплении материала и в домашнем задании помогут учащимся по си...

Презентация к уроку русского языка 1 класс "Согласные буквы русского языка"

Этот  материал содержит  презентацию  к  уроку  руского  языка  в 1 классе по  программе "Школа  2100"...

Урок русского языка (2 класс, УМК Л.В. Занкова) Лингвистическая тема: «Текст. Тема текста» Этнокультурная тема: «Обычаи русского народа. Праздник Масленица»

Урок  русского языка,  2 класс, 3 четверть, система Л. В. Занкова, лингвистическая тема: «Текст. Тема текста», этнокультурная тема: «Обычаи русского народа. Праздник  Масленица» - урок ...

Русский язык. Урок русского языка. 1 класс. Тема " Буква Е,е. Работа над словом"

Русский язык. Урок русского языка. 1 класс. Тема "Буква Е,е. Работа над словом"....

Урок русского языка 4 класс УМК "Гармония" "Открываем ещё несколько секретов русского языка"

рок русского языка 4 класс УМК "Гармония" "Открываем ещё несколько секретов русского языка"...