Дополнительные материалы для написания сочинений по картинам русских художников.
учебно-методический материал по русскому языку (4 класс) по теме

Бредихина Елена Викторовна

Для подготовки к сочинению по картине-знакомимся с биографией художника. Используем материалы из словаря терминов и понятий,  выбираем цвета и оттенки, настроение и т.д.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon slovar_terminov_i_ponyatiy.doc57 КБ
Microsoft Office document icon slovar_nastroeniy.doc23 КБ
Microsoft Office document icon tsveta_i_ottenki.doc73.5 КБ

Предварительный просмотр:

Бредихина Елена Викторовна

Приложение №5

СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ И ПОНЯТИЙ

АБРАМЦЕВО — музей-усадьба под Москвой, близ г. Сергиев Посад. С 1870 г. принадлежит С.И. Мамонтову, известному русскому меценату. С этого года и до 1890-х гг. является важным центром художественной жизни. Здесь работали В. М. Васнецов, И. Е. Репин, В. Д. и Е. Д. Поленовы, В. А. Серов, К. А. Коровин, М. А. Врубель, М. В. Нестеров. В это время были созданы мастерские резьбы по дереву и майолики, парк украшен постройками в «русском стиле» (церковь, «Избушка на курьих ножках», в создании которой принимал участие В. М. Васнецов, и др.). С 1918 года — музей.

АКАДЕМИЯ ХУДОЖЕСТВ в России — высшее учреждение в области пластических искусств. Была основана в 1757 году в Петербурге в традициях европейских академий как высшее художественное учебное заведение и просуществовала до 1918 года. Она сыграла весьма положительную роль в развитии русской художественной культуры второй половины XVIII — начала XIX веков, способствовала воспитанию русских национальных художественных кадров, стала центром художественной жизни России. С середины XIX века в Академии художеств возобладали консервативные тенденции, но благодаря деятельности И. Е. Репина, А. И. Куинджи, П. П. Чистякова и других художников-педагогов она сохраняла значение школы профессионального мастерства.

АКВАРЕЛЬ — краски, разводимые водой, а также живопись этими красками. Основные качества акварели — прозрачность красок, сквозь которые просвечивают тон и фактура основы (чаще всего бумаги), чистота цвета, мягкость тончайшего красочного слоя.

АНИМАЛИСТИЧЕСКИЙ ЖАНР (от лат. — животное) — жанр изобразительного искусства, посвященный изображению животных. Художников, у которых звери и птицы являются главными героями картин, называют анималистами. К ним относятся, например, русские художники В. А. Ватагин, И. С. Ефимов, Е. И. Чарушин и др., удачно соединявшие понимание природы и любовь к животным с яркой образностью.

БЫТОВОЙ   ЖАНР — один   из   традиционных   жанров изобразительного искусства. Художники этого жанра брали темы и сюжеты из повседневной жизни человека, рассказывали о различных радостных и грустных событиях. Картины бытового жанра, посвященные крестьянскому и городскому быту, писали русские художники А. Г. Венецианов, П. А. Федотов, В. Г. Перов, И. Е. Репин, Б. М. Кустодиев и др. Например, на картине Б. М. Кустодиева «Масленица» изображены традиционные народные гуляния. Труд и крестьянский быт отразил в своих картинах художник XX в. А. А. Пластов.

ВИДЫ ИСКУССТВА — различные формы эстетической деятельности, художественного творчества человека, представляющие художественно-образные формы освоения мира (изобразительное искусство, архитектура, литература, музыка, театр и др.). К видам изобразительного искусства относятся живопись, скульптура, графика.

ЖАНР — в изобразительном искусстве понятие, включающее в себя совокупность произведений, объединяемых общим кругом тем, предметом изображения. Соответственно различают жанры исторический, бытовой, батальный, портрет, натюрморт, пейзаж. В произведениях живописи можно встретить и сочетания разных жанров или их элементов.

ЖИВОПИСЬ — один из основных видов изобразительного искусства, произведения которого создаются с помощью красок, наносимых на какую-либо поверхность (холст, дерево, картон, стена). В основе художественных средств живописи лежат композиция, цвет (колорит), светотень и линия, с помощью которых художники передают идейный замысел произведения, достигают высокой точности в передаче изображаемого.

ЗАМЫСЕЛ — в искусстве конкретное и целостное представление об основных чертах содержания и формы художественного произведения, сложившееся в творческом воображении художника до начала практической работы над ним, его предвосхищение. Замысел может изменяться в процессе работы над произведением, продолжающейся иногда в течение долгого времени. Воплощенный замысел отличается от первоначального, так как в ходе работы он может постоянно уточняться, дополняться, конкретизироваться, что объясняется углублением понимания самого замысла автором, изменениями в мировоззрении, в духовной жизни художника, развитием его творческой фантазии.

ЗАРИСОВКА — рисунок с натуры, выполненный вне мастерской, используется ради упражнений и со специальной целью (собирания материала для более значительной работы, запечатления в памяти того, что произвело на художника сильное эмоциональное впечатление, и др.). В отличие от наброска, в зарисовке могут быть тщательно разработаны некоторые детали.

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО — раздел пластических искусств, объединяющий живопись, скульптуру и графику. Изобразительное искусство отражает действительность в наглядных, зрительно воспринимаемых образах, создает изображение мира на плоскости и в пространстве.

ИЛЛЮСТРАЦИЯ — область изобразительного искусства, связанная с образным истолкованием литературного произведения, наглядное изображение, рисунок в тексте книги. Иллюстрация участвует в художественном оформлении книги, журнала, ее содержание обусловлено содержанием и важнейшими особенностями литературного произведения, служит образным пояснением, дополнением текста. Известными мастерами русской книжной иллюстрации были М. А. Врубель, А. Н. Бенуа, И. Я. Билибин, В. М. Конашевич, Т. А. Маврина и др.

ИСТОРИЧЕСКИЙ ЖАНР — жанр изобразительного искусства, посвященный изображению исторических деятелей и событий, общественно значимых явлений в истории. Он переплетается с другими жанрами, но особенно тесно связан с батальным. Это один из самых древних жанров. Наиболее известные русские художники, писавшие в этом жанре,— И. Е. Репин, В. И. Суриков, Н. К. Рерих, А. А. Дейнека.

КАРТИНА — холст, полотно, законченное произведение живописи, в котором художник отображает различные стороны жизни. Картина предназначена для восприятия зрителями. В отличие от этюда и эскиза, картина — завершенное произведение и воплощает в себе авторский замысел. Картины крупнейших живописцев — вершины искусства, отразившие их понимание и образное воплощение мира. Известны картины, ставшие общественным событием, поскольку отражали в себе историческую и духовную жизнь народа («Сикстинская мадонна» Рафаэля, «Явление Христа народу» А. А. Иванова, «Фашист пролетел» А. А. Пластова).

КОЛОРИТ (от лат.— цвет) — сочетание, соотношение красок в картине по тону, по насыщенности цвета. Колорит — одно из важнейших средств эмоциональной выразительности живописи. Колорит может быть сочным, ярким, броским или нежным, спокойным, неярким. Колорит, построенный на красных, желтых, оранжевых тонах, называется теплым, на зеленых, синих, фиолетовых — холодным, темные тона создают мрачный колорит. Колорит помогает художнику раскрыть смысл картины, передать ее настроение. Среди русских художников особенно щедро чувством колорита были наделены В. И. Суриков, К. А. Коровин и др.

КОМПОЗИЦИЯ (от лат. — сочинение, составление, связывание) — построение произведения, обусловленное особенностями данного вида искусства, содержанием, назначением, замыслом автора. В картине — это расположение предметов на плоскости холста. Художник располагает детали — линии, пятна цвета и света так, чтобы сделать произведение цельным и выразительным. Своей композицией художник не только показывает происходящее, но одновременно объясняет его. Композиция придает произведению единство и завершенность.

МАРИНА (от лат.—морской) — произведение пейзажной живописи, посвященное изображению моря. Основное в жанре марины — воплощение морской стихии в том или ином ее состоянии и в разное время дня, а также борьба человека с ней. Художник, специализирующийся в данной области, называется маринистом. Выдающимся маринистом был видный русский живописец И. К. Айвазовский.

НАБРОСОК — в изобразительном искусстве произведение небольших размеров (рисунок, живопись или скульптура), быстро и бегло исполненное художником с целью фиксации отдельных наблюдений или возникших в ходе работы замыслов. Набросок может исполняться как с натуры, так и по памяти или воображению.

НАТЮРМОРТ — жанр изобразительного искусства, посвященный изображению неодушевленных предметов, размещенных в реальной бытовой среде и организованных в единую группу. Натюрморт воспроизводит предметы обихода, атрибуты какой-либо деятельности, цветы и плоды, снедь, битую дичь, выловленную рыбу и др. Специфика натюрморта предполагает внимание художника к особенностям формы, структуры, поверхности изображаемых предметов, их деталям, взаимному расположению в пространстве. Мастерами натюрморта являются П. П. Кончаловский, И. И. Машков, А. В. Куприн, Р. Р. Фальк и др.

ОБРАЗ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ — способ и форма воплощения действительности в искусстве, обобщенное художественное отражение действительности, облаченное в форму конкретного индивидуального явления. Художественный образ является средством выражения идеи произведения. Автор может дать в произведении (картине) несколько образов — природы, предмета, среды, персонажей. Но все они вместе выражают эмоционально-личностное отношение автора к действительности. Восприятие произведения искусства делает образ всеобщим достоянием, но одни и те же образы могут по-разному восприниматься людьми разных эпох и стран. Образы, созданные талантливыми художниками, живут на протяжении многих эпох, сохраняя свою художественную силу (например, «Джоконда» Леонардо да Винчи).

ПЕЙЗАЖ — жанр изобразительного искусства, посвященный изображению естественной или измененной человеком природы. Отдельные художественные произведения этого жанра также называются пейзажем. Главным в пейзаже является избранный художником природный мотив, а отдельные фигуры людей или животных играют лишь вспомогательную роль, являясь средством дополнения и оживления пейзажа. К разновидностям пейзажного жанра относятся сельские, городские, индустриальные, парковые, морские (марины) пейзажи. По художественно-образной сущности пейзажи могут быть эпическими (И. И. Шишкин), романтическими (И. К. Айвазовский), лирическими (А. К. Саврасов, И. И. Левитан). В XIX в. мастера пейзажа, открывшие пленэр (работа художника в самой природной среде), как бы вдохнули новую жизнь в этот жанр, привнесли новые возможности в живописную передачу природы. К таким мастерам можно отнести русских художников А. К. Саврасова, И. И. Шишкина, В. Д. Поленова, Ф. А. Васильева, И. И. Левитана, В. А. Серова, К. А. Коровина, А. И. Куинджи, К. Ф. Юона, И. Э. Грабаря, А. А. Рылова.

ПЕРЕДВИЖНИКИ (Товарищество передвижных художественных выставок) — демократическое объединение русских художников, сыгравшее выдающуюся роль в русском искусстве второй половины XIX в. Основано в Петербурге по инициативе И. Н. Крамского. Первая выставка передвижников состоялась в 1871 году. Поддержку и внимание к своей деятельности передвижники нашли у русской демократической интеллигенции, передовой художественной критики (В. В. Стасов), П. М. Третьякова, покупавшего их картины для своей галереи. В творчестве передвижников получили развитие все основные жанры изобразительного искусства, они реально изображали мир со свойственной ему красотой: богатство и величие родной природы в пейзажах А. К. Саврасова, И. И. Шишкина, И. И. Левитана, А. И. Куинджи, В. Д. Поленова, героические страницы русской истории в картинах В. И. Сурикова, И. Е. Репина, Н. Н. Ге, образы народной сказочной фантазии в произведениях В. М. Васнецова, портреты И. Н. Крамского, В. А. Серова, И. Е. Репина. Выставки передвижников вызывали всеобщий интерес. Наследие их является гордостью русского искусства.

ПЕРСОНАЖ — действующее лицо, предмет жанровой живописи.

ПЕРСПЕКТИВА — в изобразительном искусстве способ изображения объемных тел на плоскости в соответствии со зрительным восприятием предметов человеком. В истории искусства выделяют линейную, обратную и воздушную перспективу. Линейная перспектива позволяет художнику за счет перспективного сокращения предметов в пространстве создавать иллюзию глубины на двухмерной плоскости, имеющей только высоту и ширину. Обратная перспектива, сложившаяся в средние века, обращена вершиной не в глубь изображения, а к зрителю. Воздушная перспектива помогает передавать изменения цвета в зависимости от удаления предметов в пространстве. Происходит последовательное уменьшение четкости удаленных предметов, которые сочетаются с очень высокой точкой зрения. В современном искусстве перспектива рассматривается как изобразительно-выразительное средство, позволяющее решать определенные художественные задачи,

ПЛЕНЭР (от франц. «открытый воздух») — передача в живописи изменений цвета, красочного богатства натуры, проявляющегося в естественных условиях, под воздействием солнечного света и воздуха. Пленэрная живопись предполагает работу художников на открытом воздухе, а не в мастерской, требует непосредственного изучения натуры для наиболее полного и реального ее воспроизведения. Русские пейзажисты В. Д. Поленов, И. И. Левитан, И. И. Шишкин, И. Э. Грабарь, В. А. Серов оказали значительное влияние на развитие пленэра в русской живописи.

ПОРТРЕТ — один из самых распространенных жанров изобразительного искусства, в котором воссоздается облик определенных людей, человеческой индивидуальности. Портрет может изображать одного или нескольких людей. Различают парадные и кабинетные парные и групповые портреты. Особое место занимают автопортреты. В портрете художник стремится передать не только внешнее сходство с изображаемым человеком, но и внутренний мир своего героя. Мастерами портрета были русские художники А. Г. Венецианов, О. А. Кипренский, В. А. Тропинин, И. И. Репин, В. А. Серов, М. В. Нестеров, П. Д. Корин и др.

РЕПРОДУКЦИЯ — массовое воспроизведение полиграфическими, фотографическими или другими средствами произведений изобразительного искусства, преимущественно в уменьшенном масштабе.

РИСУНОК — изображение, начертание на плоскости, основной вид графики. Основу рисунка составляют линия, штрих, светотеневые пятна, оставляемые специальным инструментом (карандашом, пером, кистью, углем и т. д.) на поверхности, преимущественно бумаги. Главные виды художественного рисунка — станковый рисунок, эскиз, этюд, зарисовка с натуры и т. д.

РУССКИЙ МУЗЕЙ в Санкт-Петербурге — крупнейшее в России наряду с Третьяковской галереей собрание русского и современного изобразительного и декоративно-прикладного искусства. Русский музей был учрежден в 1895 г., а открыт в марте 1898 г. в здании Михайловского дворца, построенного К. И. Росси в 1819—1825 гг. и являющегося выдающимся произведением русской архитектуры. Основой собрания музея стали картины, переданные из Эрмитажа, Академии художеств, Александровского дворца в Царском Селе, в числе которых были такие шедевры русской живописи, как «Последний день Помпеи» К. П. Брюллова, «Девятый вал» И.К.Айвазовского, «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» И. Е. Репина и др.

СВЕТОТЕНЬ — одно из основных средств изобразительного искусства, градации светлого и темного, распределение различных по яркости цветов, тональных и цветовых оттенков, позволяющее воспринимать объем, форму, особенности поверхности предмета или фигуры и окружающую их свето-воздушную среду.

СЮЖЕТ — в изобразительном искусстве изображение конкретного события, ситуации. Сюжет близок к теме, конкретизирует ее, помогает определить характер персонажей, их взаимоотношения. Сюжет наиболее ярко выражен в произведениях исторического, батального и бытового жанров, но его элементы могут присутствовать и в произведениях других жанров.

ТЕМА — в изобразительном искусстве объект художественного изображения, основной круг жизненных явлений, проблем, положенных в основу художественного произведения и составляющих один из элементов его содержания. Тема имеется у каждого произведения изобразительного искусства, она тесно связана с его идеей. Тема конкретизируется и композиционно оформляется в сюжете. Тема в изобразительном искусстве выступает как основа для выделения жанров (портрет, пейзаж, натюрморт, бытовой, исторический, батальный жанры).

ТРЕТЬЯКОВСКАЯ ГАЛЕРЕЯ в Москве — крупнейший в мире музей русского искусства, один из ведущих научно-художественных и культурно-просветительных центров России. Основана в 1856 г. выдающимся деятелем русской художественной культуры, известным меценатом Павлом Михайловичем Третьяковым. Как и Савва Иванович Мамонтов, П. М. Третьяков был истинным другом художников. Свое состояние он употреблял на приобретение картин как знаменитых, так и никому не известных художников, если видел в них талант и преданность искусству. В 1892 г. он передал свое собрание вместе с коллекцией младшего брата С. М. Третьякова в дар Москве. 16 мая 1893 г. состоялось торжественное открытие галереи, которой в память об известном меценате было присвоено его имя. В музее находятся произведения, отражающие все основные этапы развития русского изобразительного искусства, начиная с XI в.

ФОРМАТ — размеры (длина и высота) произведения искусства (картины, графического листа), книги, журнала, газеты. Выбор формата (горизонтального, вертикального — по преобладающим линейным размерам, квадратного, большего или меньшего) в большой мере определяет характер и композицию будущего произведения или издания и характер производимого им впечатления.

ФОТОМОНТАЖ — композиция, составленная из фотографий и их фрагментов, иногда дополненная графическими элементами.

ХУДОЖНИК — специалист, профессионально работающий в области изобразительного искусства, практически ведущий творческую работу в области живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства. В более широком значении — человек, который творчески работает в какой-либо области искусства, мастер, наделенный художественным дарованием, творческим воображением, самостоятельностью в разработке и воплощении замысла. В отличие от ремесленника, не только владеет техникой своего искусства, но и способен подчинять ее созданию образов, соответствующих идее произведения и отражающих мировоззрение художника.

ЦВЕТ — основное средство художественного языка живописи. С помощью цвета воспроизводятся форма и материал изображаемых объектов, передаются пространственные отношения, освещение, воздушная среда. Художник использует цвет не только для передачи окраски предмета, но и для выражения своих мыслей, чувств, отношения к изображаемому. Цвет активно воздействует на сознание и эмоции человека, волнует и успокаивает его, вызывает то или иное настроение.

ЭСКИЗ — предварительный, неоконченный рисунок, художественное произведение вспомогательного характера, являющееся подготовительным для более крупной работы и фиксирующее ее замысел, основные композиционные или колористические средства. Для исполнения значительного произведения художник может использовать целую серию эскизов и этюдов с различной степенью законченности — от набросков до тщательно выполненных композиций.

ЭТЮД — художественное произведение вспомогательного характера и ограниченного размера, выполняемое, в отличие от эскиза, с натуры для тщательного ее изучения. В этюдах художник ищет образы, разрабатывает детали задуманного произведения. Иногда этюды, особенно живописные, могут иметь самостоятельное художественное значение. Таковы некоторые пейзажные этюды русских художников А. А. Иванова, В. Д. Поленова, И. И. Левитана, И. И. Шишкина, в частности его этюд «Сосны, освещенные солнцем», рассматриваемый как законченная картина.



Предварительный просмотр:

Бредихина Елена Викторовна

Приложение №5

СЛОВАРЬ НАСТРОЕНИЙ.

РАДОСТЬ

Чувства: восторг, восхищение, ликование, лёгкость, очарование, удовлетворение, удовольствие, беззаботность.

Настроение и состояние: хорошее, весёлое, праздничное, приподнятое, бодрое, игривое, задорное, приятное, лёгкое, лучезарное, лучистое, озарённое, шутливое, насмешливое, ироническое, лукавое, забавное, шаловливое, ликующее, восторженное, счастливое, жизнеутверждающее, оптимистичное, победное, великолепное, прелестное, чудное, оживлённое.

  ТАИНСТВЕННОСТЬ

Чувства: загадочность, заворожённость, отстранённость, призрачность, затаенность, скрытность, иллюзорность, фантастичность.

Настроение и состояние: причудливое, интригующее, странное, мистическое.

СПОКОЙСТВИЕ

Чувства: добродушие, безмятежность, простодушие, наивность, непринуждённость, доброжелательность, безыскусность, невозмутимость, покорность, равнодушие, раскованность, раскрепощённость.

Настроение и состояние: спокойное, мирное, мечтательное, созерцательное, нежное, возвышенное, лирическое, поэтическое, завороженное, беззаботное, просветленное.

ГРУСТЬ

Чувства: печаль, тоска, хандра, уныние, жалость, страдание, душевная горечь, озабоченность, сожаление, томление.

Настроение и состояние:  плохое, грустное, болезненное, кроткое, элегичное, меланхоличное, пессимистическое, горестное, слезливое, скорбное, тягостное, сокрушенное, безутешное, безысходное, тяжкое, трагическое.

СТРАХ

Чувства: испуг, боязнь, ужас, тревога, беспокойство, волнение, подавленность, оцепенение, робость, замешательство, смятение, смущение, стыдливость, застенчивость, малодушие, осторожность, растерянность.

Настроение и состояние: испуганное, боязливое, робкое, обеспокоенное, смятенное, тревожное.

ЗЛОСТЬ

Чувства: гнев, злоба, недоброжелательность, недовольство, досада, ярость, раздражение, исступление, безжалостность, жестокость, угроза, беспощадность, свирепость, негодование, возмущение, невоздержанность, неистовость, неукротимость.

Настроение и состояние: тяжёлое, язвительное, ехидное, надменное, бешеное, злобное, агрессивное, ужасное, сердитое, грозное, враждебное.

УДИВЛЕНИЕ

Чувства: изумление, недоумение.

Настроение и состояние: чудесное, необычайное, необыкновенное, небывалое, редкое, чудное, поразительное, изумительное, восхитительное, исключительное.



Предварительный просмотр:

КРАСНЫЙ

ЖЁЛТЫЙ

ГОЛУБОЙ

ярко-красный

темно-красный

светло-красный бледно-красный

красноватый

бордовый

темно-бордовый

светло-бордовый

розовый

ярко-розовый

темно-розовый

бледно-розовый

розоватый

малиновый

ярко-малиновый

темно-малиновый

светло-малиновый

бледно-малиновый

алый

ярко-алый

темно-алый

светло-алый

персиковый

бледно-алый

ярко-желтый

темно-желтый

светло-желтый

бледно-желтый

желтоватый

канареечный

соломенный

яичный

ярко-яичный

темно-яичный

светло-яичный

бледно-яичный

лимонный

ярко-лимонный

темно-лимонный

светло-лимонный

бледно-лимонный

песочный

ярко-песочный

 темно-песочный

светло-песочный

ярко-голубой

светло-голубой

бледно-голубой

голубоватый

бирюзовый

ярко-бирюзовый

темно-бирюзовый

светло-бирюзовый

лазурный

небесный

морской волны

сине-голубой

серо-голубой

ОРАНЖЕВЫЙ

ЗЕЛЁНЫЙ

СИНИЙ

ярко-оранжевый    

темно-оранжевый

светло-оранжевый

бледно-оранжевый

абрикосовый

ярко-абрикосовый

темно-абрикосовый

светло-абрикосовый

рыжий

ярко-рыжий

темно-рыжий

светло-рыжий

апельсиновый

ярко-апельсиновый

темно-апельсиновый

светло-апельсиновый

ярко-зеленый

темно-зеленый

светло-зеленый

бледно-зеленый

зеленоватый

травяной

салатовый

ярко-салатовый

темно-салатовый

светло-салатовый

болотный

ярко-болотный

темно-болотный

светло-болотный

ярко-синий

тёмно-синий

светло-синий

 синеватый

васильковый

КОРИЧНЕВЫЙ

ФИОЛЕТОВЫЙ

БЕЛЫЙ

ЧЁРНЫЙ

СЕРЫЙ

ярко-коричневый

тёмно-коричневый

светло-коричневый

коричневатый

каштановый

ярко-каштановый

тёмно-каштановый

шоколадный

кофейный

бледно-кофейный

бурый бежевый

кофе с молоком

ярко-фиолетовый

тёмно-фиолетовый

светло-фиолетовый

лиловый

фиалковый

сизый

сиреневый

ярко-сиреневый

светло-сиреневый

красно-фиолетовый

сине-фиолетовый

серо-фиолетовый

ярко-белый  

чисто-белый

снежно-белый

беловатый

белоснежный

молочный

цвет топлёного молока

черноватый

смоляной

угольный

 синевато-чёрный

фиолетово-чёрный

ярко-серый

тёмно-серый

светло-серый

сероватый

стальной

пепельный

мышиный

ЦВЕТА И ИХ ОТТЕНКИ


СВОЙСТВА

ВОЗРАСТ

СОСТОЯНИЕ

ПРЕДМЕТА

РАЗМЕРЫ

полезный

обворожительный хороший

практичный

нужный

добротный

удобный

комфортный

бесполезный

ненужный

вредный

опасный

бестолковый

красивый

прекрасный

великолепный

видный

изящный

складный

приятный

пригожий

прелестный

привлекательный

модный

заметный

очаровательный

бесподобный

потрясающий

хорошенький

роскошный

чудный

чудесный

дивный

удивительный

замечательный

симпатичный

живописный

обаятельный

некрасивый

незаметный

неприятный

невзрачный

неуклюжий

нескладный

безвкусный

грубый

противный

ужасный

уродливый

отталкивающий

младенец

дитя

малыш

ребенок

крошка

малютка

мальчик

мальчишка

мальчуган

мальчонка

девочка

девчушка

девчонка

детвора

девушка девица

молодая женщина

мужчина

взрослый человек

мужик мужичок

пожилой человек

старик старичок старец

ребятки

ребятушки

юноша                        

молодой человек

парень паренек

молодец

детина

дед дедушка

дедуля

пожилая женщина

старуха старушка

бабушка бабуля

новый

свежий

современный

новехонький

новейший

стильный

старый

древний

старинный

ветхий

дряхлый

изношенный

истрепанный

многолетний

старомодный

потертый

истлевший

свежайший

чистый

опрятный

вымытый

аккуратный

отутюженный

ухоженный

начищенный

с иголочки

грязный

мутный

неопрятный

испачканный

несвежий

помятый

заляпанный

большой

большущий

огромный

огромнейший

гигантский

крупный

громоздкий

великанский

маленький

малюсенький

небольшой

крохотный

громадный

громаднейший

миниатюрный

игрушечный

высокий

высоченный

рослый

длинный

длиннющий

долговязый

низкий

низенький

низкорослый

коротыш

крошечный

махонький

невысокий

широкий

широченный

просторный

вместительный

глубокий

толстый

узкий

узенький

тесный

мелкий

худой

 

ХАРАКТЕР, ВИД

НАСТРОЕНИЕ

ХАРАКТЕРИСТИКА

ДЕЙСТВИЯ

ОТНОШЕНИЕ К

КАРТИНЕ

добрый

положительный

порядочный

добропорядочный

хороший

целеустремленный

надежный

сообразительный

умный

отчаянный

отважный

геройский

страшный

отличный

добродушный

добросердечный

человечный

отзывчивый

доброжелательный

дружелюбный

душевный

спокойный

ровный

неподкупный

злой

плохой

злобный

злющий

отрицательный

подлый

скверный

бессовестный

скупой

прижимистый

злопамятный

сердитый

ехидный

мстительный

бессердечный

кровожадный

хищный

враждебный

вредный

сварливый

вздорный

вспыльчивый

ворчливый

недовольный

гневный

недоброжелательный

ужасный трусливый жадный хитрый

веселый

радостный

счастливый

восторженный

беззаботный

беспечный

легкомысленный

ликующий

игривый

неунывающий

жизнерадостный

непоседливый

праздничный

грустный

невеселый

серьезный

поникший

безвольный

хмурый

печальный

озабоченный

озадаченный

задумчивый

безутешный

мрачный

помрачневший

унылый

горестный

тоскливый

угрюмый

пасмурный

огорченный

смелый находчивый

горестный жалкий жалобный опечаленный

быстро

проворно

поспешно

стремительно

бойко

резво

скоро

оживленно

лихо

мгновенно

весело

галопом

без промедления

не отвлекаясь

бегом

во всю прыть

без оглядки

спокойно

вяло

не спеша

потихоньку

не торопясь

легко

непринужденно

гладко

изящно

тяжело

изо всей силы

ловко

расторопно

напряженно

активно

энергично

медленно

тихо

еле-еле

лениво

долго

неуклюже

нерасторопно

с удовольствием.

аккуратно

тщательно

старательно

вдумчиво

прилежно

дотошно

внимательно

кропотливо

усердно

небрежно

мне нравится

мне пришлось по душе

мне приглянулся

меня радует

мне приятно

я любуюсь

я не могу наглядеться

я сочувствую

меня восхищает

мне понравилось

мне запомнилось

я думаю, что

мне кажется, что

я считаю, что

по-моему

на мой взгляд

меня удивило

меня поразило

я сопереживаю произвело впечатление

я обратил внимание    

меня тронуло

мне не нравится мне неприятно мне не понравилось

здесь не хватает лучше было бы хотелось бы

меня огорчило меня возмутило меня отталкивает

ОТНОШЕНИЕ К

КАРТИНЕ

КРАСКИ

РАЗМЕРЫ

мне нравится

мне пришлось по душе

мне приглянулся

меня радует

мне приятно

я любуюсь

я не могу наглядеться

я сочувствую

меня восхищает

мне понравилось

мне запомнилось

я думаю, что

мне кажется, что

я считаю, что

по-моему

на мой взгляд

меня удивило

меня поразило

я сопереживаю

произвело впечатление

я обратил внимание    

меня тронуло

хотелось бы

меня огорчило

меня возмутило

светлые

лучистые

радужные

весёлые

радостные

жизнерадостные яркие

сочные

тёмные

мрачные

пасмурные

тусклые

грустные

печальные

большущий

огромный

огромнейший

гигантский

крупный

громоздкий

малюсенький

небольшой

крохотный

громадный

миниатюрный

высокий

высоченный

рослый

длинный

низкий

низенький

крошечный

махонький

невысокий

широкий

просторный

глубокий

толстый

узкий

мелкий

худой

ОТНОШЕНИЕ К

КАРТИНЕ

КРАСКИ

РАЗМЕРЫ

мне нравится

мне пришлось по душе

мне приглянулся

меня радует

мне приятно

я любуюсь

я не могу наглядеться

я сочувствую

меня восхищает

мне понравилось

мне запомнилось

я думаю, что

мне кажется, что

я считаю, что

по-моему

на мой взгляд

меня удивило

меня поразило

я сопереживаю

произвело впечатление

я обратил внимание    

меня тронуло

хотелось бы

меня огорчило

меня возмутило

светлые

лучистые

радужные

весёлые

радостные

жизнерадостные яркие

сочные

тёмные

мрачные

пасмурные

тусклые

грустные

печальные

большущий

огромный

огромнейший

гигантский

крупный

громоздкий

малюсенький

небольшой

крохотный

громадный

миниатюрный

высокий

высоченный

рослый

длинный

низкий

низенький

крошечный

махонький

невысокий

широкий

просторный

глубокий

толстый

узкий

мелкий

худой


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подготовительные упражнения при обучении написанию сочинений по картине.

Тема по самообразованию"Работа над сочинением, как средство развития речи младших школьников"...

Презентация к уроку по русскому языку 2 класс Написание сочинения по картине

Урок написания  сочиненияЗадачи урока: познакомить с жизнью и творчеством А.А.Пластова;учить “читать” картину, осмысливать ее содержание;привлечь внимание детей к красоте зимней природы;способств...

Статья по русскому языку на тему "РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ НАПИСАНИЮ СОЧИНЕНИЙ ПО КАРТИНЕ»

Данная работа  подскажет учителю начальных классов, как   сформировать связную речь учащихся при работе над сочинением по картине....

Сочинения по картинам русских художников

В папке «Сочинение по картинам русских художников» размещены материалы к написанию сочинения: презентации (репродукции картин и портреты художников) и печатный материал для работы. В процессе создания...

Обобщение опыта работы «Создание текста при написании сочинений по картинам художников»

В современной школе приоритетной задачей ставится развитие речи учащихся, умение работать с текстом, строить связное устное и письменное высказывание, опираясь на богатства русского языка, накопленные...

Презентация к уроку русского языка в 4 классе для подготовки написания сочинения по картине И. Э. Грабаря "Февральская лазурь".

В данной презентации подобран необходимый материал для обсуждения картины И. Э. Грабаря "Февральская лазурь".  Указаны этапы составления плана с использованием опорных слов....

План-карточка для написания сочинения по картине К. Ф. Юона «Конец зимы. Полдень». Русский язык. 3 класс.

Данная карточка поможет младшему школьнику выстроить структуру сочинения по картине К.Ф. Юона "Конец зимы. Полдень". Она содержит опорные слова и выражения, которые ученик может взять за осн...