Обобщение опыта работы «Создание текста при написании сочинений по картинам художников»
учебно-методический материал по русскому языку (2, 3 класс) на тему

Семёнова Татьяна Владимировна

В современной школе приоритетной задачей ставится развитие речи учащихся, умение работать с текстом, строить связное устное и письменное высказывание, опираясь на богатства русского языка, накопленные за долгие годы. В материале я подробно останавливаюсь на системе работы по обучению младших школьников написания сочинения по картине, проводимой мною на уроках развития речи. Знание композиции текстаописания позволяет учащимся правильно составлять описание картин разных художников, представленных в картинных галереях учебника В.П.Канакиной, В.Г.Горецкого "Русский язык" 2-3 класс "Школа России".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Сочинение по картине42.62 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

Ярополецкая средняя общеобразовательная школа

Волоколамского района

Обобщение опыта работы

«Создание текста при написании сочинений

 по картинам художников»

учитель начальных классов

Семёнова Татьяна Владимировна.

2015-2016 год

К.Д. Ушинский– основатель методики начального образования - писал: «Усваивая родной язык легко и без труда, каждое новое поколение усваивает в то же время плоды мысли и чувства предшествовавших ему поколений» (статья «Родное слово»). Из этой закономерности вытекает необходимость изучения в первую очередь богатства самого языка – его слов, оборотов речи, текстов лучших произведений, созданных на русском языке мастерами слова, и на этой основе – структуры и механизмов языка как знаковой системы. «Ребенок усваивает не одни только слова, их сложения и видоизменения, но бесконечное множество понятий, воззрений на предметы, множество мыслей, чувств, художественных образов, логику и философию языка, и усваивает легко и скоро» (К.Д. Ушинский. Там же).

В учебнике Львова М.Р., Горецкого Н.Г., Сосновской О.В. «Методика преподавания русского языка в начальных классах» читаем: «Изучая живой язык в действии, в живой речи, в текстах, школьник понимает и сами правила языка, его систему, его структуры. Так постепенно, живя в мире языка, ребенок втягивается в общение, в диалоги, от них идет к монологам – не только запоминает, накапливает неисчислимые богатства языка, но и сам использует родной язык все полнее и гибче, развивает свой «дар слова», чутье языка. Нет лучшего способа развития мышления, интеллекта, всего духовного мира школьников, чем сам многообразный, «живой как жизнь» (Н.В. Гоголь), вечно развивающийся язык. Веками, сотнями поколений отточенные языковые структуры, накладываясь на еще неустойчивые, аморфные мысли школьника, формируют и дисциплинируют их. «Язык не только выражает, формулирует мысль, но и формирует ее» (С.Л. Рубинштейн, психолог).

Работа по развитию речи у учащихся в школе многогранна. В процессе обучения широкие возможности предоставляет работа над сочинением. Грамотно построенная работа научит детей собирать и систематизировать материал, выбирать тему и средства языка, может увлечь учащихся этим видом творческой деятельности, связывающим учение с жизнью. Сочинение позволяет реализовываться языковому развитию ребенка, его речевым умениям.

Сочинение – это попытка ребенка выразить окружающий его мир во внутреннем своем отображении, высказать свою точку зрения по каким-либо проблемам. Сочинение заставляет ученика упорядочить свои мысли в соответствии с требованиями времени, обогащает язык и учит грамотности. Сочинение разрешает творить, выдумывать.  

В начальной школе сочинение начинается с первых уроков в первом классе в виде небольших устных рассказов. Учащиеся приобретают первоначальный опыт связного изложения собственных мыслей. Первые сочинения невелики по объему, основным источником для них является личный жизненный опыт. В них описывается начало того или иного действия или события, его развитие и конец. Эти сочинения сюжетны, а потому считаются наиболее доступными для учащихся.

Чрезвычайно велика роль картины в развитии речи учащихся.

Во втором классе уже вводится работа над сочинением по картинам художников, продолжается она и в 3 и в 4 классах. В учебниках Канакиной В.П., Горецкого В.Г. предусмотрены картинные галереи, в которые входят репродукции картин разных художников. Это натюрморты, пейзажи, портреты, групповые портреты, бытовая живопись, репродукции к сказкам.

В картинной галерее 2 класса 8 репродукций:

И.С.Остроухов. Золотая осень.

З.Е.Серебрякова. За обедом.

С.А.Тутунов. Зима пришла. Детство.

А.С.Степанов. Лоси.

В.М.Васнецов. Богатыри.

И.И.Шишкин. Утро в сосновом лесу.

А.К.Саврасов. Грачи прилетели.

Ф.П.Толстой. Букет цветов, бабочка и птичка,

В картинной галерее 3 класса следующие репродукции:

К.Е.Маковского. Дети, бегущие от грозы.

В.Д.Поленов. Золотая осень.

И.Т.Хруцкий. Цветы и плоды.

А.А.Рылов. В голубом просторе.

М.В.Васнецов. Снегурочка.

И.Я Билибин. Иван-царевич и лягушка-квакушка.

К.Ф.Юон. Конец зимы. Полдень.

М.А.Врубель. Царевна-лебедь.

Художественные картины очень выразительны, красочны, оказывают на ребёнка особое эмоциональное впечатление. Картина открывает перед ним те стороны жизни, с которыми он мог бы и не столкнуться в своем непосредственном опыте. Она помогает глубже осознать те явления, которые уже знакомы школьнику, облегчает ему познание жизни. Картины развивают наблюдательность, воображение учащихся, учат понимать искусство живописи.

Поэтому для развития речи следует использовать художественные картины (репродукции).

             Сочинения по картинам имеют свою типологию:
а) описание картины;
б) сюжетный рассказ по картине на основе воображения школьников; картина дает
толчок для их фантазии, дает как бы застывший момент жизни;
в) сочинение по серии из 2–5 картин, выполняющих роль картинного плана (это самый простой, доступный вид сочинения по картине);
г) сочинение о художнике и об истории создания картины; анализ самой картины дается в расширенном контексте;
д) сочинение по портрету: раскрытие характера героя, изображенного на картине, и
мастерства художника, сумевшего воплотить на холсте этот характер (самый трудный вари-
ант сочинения).

Подготовка школьника к сочинению по картине имеет свою специфику:
во-первых, школьник должен быть элементарно знаком с основами изобразительного
искусства: побывать в музее, на выставке, на встрече с художником, знать репродукции из-
вестных картин и т. п.;
во-вторых, необходимо уметь рассматривать, анализировать картину: отличать живопись от графики, пейзаж от натюрморта, акварель от барельефа – уметь видеть передний
план, понимать композицию картины;
в-третьих, нужно улавливать идею картины, ее пафос, настроение, а неплохо бы – и
манеру художника.

  При обучении написанию сочинения по картине ставим перед собой следующие задачи: формировать у учащихся умение определять (осмысливать) объём содержания и границы темы сочинения; подчинять своё сочинение основной мысли; умение собирать материал для сочинения; систематизировать отобранный материал, приводить его в порядок, то есть определять нужное и определять последовательность его расположения в сочинении; умение строить текст-описание; умение выражать свои мысли точно, правильно с точки зрения литературных норм и по возможности ярко.

Чтобы данные задачи выполнить, нужен чёткий план для организации урока.

  1. Ориентировка в условиях и задачах общения, в содержании высказывания.
  1. Рассказ о художнике и истории создания картины;
  2. Беседа по картине.
  1. Планирование (составление программы).
  1. Составление плана сочинения.
  2. Словарно-стилистическая работа по теме урока.
  1. Реализация программы.

1. Составление устного высказывания по картине;

2.  Написание первого варианта сочинения (редактирование);

  1. Написание окончательного варианта сочинения.
  1. Контроль.
  1. Анализ творческих работ школьников.
  2. Совершенствование написанного.

Любое сочинение состоит из трёх частей: вступления, основной части и концовки.

Для текста-описания план имеет следующую структуру:

  1. Представление объекта описания.
  2. Признаки объекта (ряда объектов) описания.
  3. Заключение, вывод.

Композицию текста–описания определяет последовательность наблюдений, либо ряд наблюдаемых предметов (вблизи, вдали). При описании репродукций картин хорошо просматривается ряд наблюдаемых предметов.

Ориентировка в условиях и задачах общения, в содержании высказывания.

При первом рассмотрении картины нужно познакомить с художником, который её создал, а также провести беседу по содержанию картины. Именно сведения о художнике, о жанре, в котором он пишет, помогут представить в первой части объект описания.

В первой части можно сказать 1-2 предложения о художнике, о работе над картиной, о таланте художника, теме картины, обязательно должно прозвучать её название. Рассказ о художнике начинаем с небольшой информации, так как урок ограничен во времени, и целью стоит не изучение биографии художника, а работа над его произведением.

                Беседа по содержанию картины перспективно нацеливает детей на написание основной - главной части текста.  Дети описывают содержание картины по вопросам, выявляя, во-первых, тему картины (что на ней изображено); во-вторых, ее композицию, передний план, задний план, расположение предметов; в-третьих, действующих лиц, действие, если оно есть; наконец, идейный смысл, «настроение» картины.

Например,

2 класс. Алексей Кондратьевич Саврасов «Грачи прилетели»

- Какое время года изображено на картине?

- Что вы видите на картине?

- Опишите небо, облака, снег, озерки талой воды на пруду, берёзы.

- Расскажите о грачах.

- Можно ли, глядя на картину, услышать музыку весны?

2 класс. Иван Иванович Шишкин «Утро в сосновом лесу»

- Почему картина так названа?

- Что художник на ней изобразил?

- Где происходит действие?

- Каким вы увидели лес, деревья, поляну, сваленное дерево?

- Чем занимается медвежье семейство?

- Как ведут себя медвежата?

2 класс. Виктор Михайлович Васнецов «Богатыри»

- Кого из богатырей вы узнали?

- Как их звали-величали?

- Кого народ воспевал и прославлял в образе богатырей?

- Где стоят русские витязи?

- Куда они пристально всматриваются?

- Опишите внешний вид богатырей.

- Какой вы увидели на картине природу?

- Как описание природы отражает идейный смысл картины?

Планирование (составление программы).

Работа над планом текста тесно связана с работой над композицией текста.

Вначале план предлагается готовый, затем дети составляют его коллективно под руководством учителя, затем - самостоятельно.

 Сначала этот план, упрощенный.

В.Д.Поленов «Золотая осень».

План.

1.Художник и его картина.

2.Осенний пейзаж на картине.

3.Моё отношение к картине.

Постепенно он становится более развёрнутым.

Иван Иванович Шишкин «Утро в сосновом лесу»

План.

1.Художник и его картина.

2.Утро.

3.Медвежья семейка.

4.Моё отношение к картине.

И.Т. Хруцкой «Цветы и плоды»

План.

  1. О художнике.
  2. Описание картины:

-цветы;

-плоды;

-предметы.

      3. Ваше мнение о картине.

К.Е.Маковский. Дети, бегущие от грозы.

План.

1.В лес за грибами.

2.Приближение грозы.

3.Начало грозы.

4 Скорее домой.

План.

1.А.А.Рылов – замечательный русский художник-пейзажист.

2.Описание картины «В голубом просторе»:

-море;

-небо, лебеди;

-скалы;

-корабль.

3.Настроение, которое оставляет картина.

И.Я.Билибин «Иван-царевич и Лягушка-квакушка»

План.

1.Художник и его картина.

2. Иван-царевич и Лягушка-квакушка.

3.Цвет и настроение картины.

4. Моё отношение к картине.

В.А. Серов «Девочка с персиками»

План.

  1. В. Серов – замечательный русский портретист. Тема картины «Девочка с персиками».

II. Образ Верочки Мамонтовой.

1. Внешний облик:

а) общее выражение лица, взгляд;

б) черты лица: волосы, лоб, брови, глаза, румянец, губы;

в) поза;

г) одежда.

2. Характер девочки.

III. Интерьер (стол со скатертью, стулья, стены, фарфоровое блюдо, фигура игрушечного солдата).

IV. Пейзаж на картине: вид за окном, солнечный свет.

V. Настроение, которое создаёт картина.

Словарно-стилистическая работа позволяет обогатить лексику учащихся. Увеличить синонимический ряд, используемый при написании текста для избегания повторов и придания красочности при описании пейзажей. Эти ряды вначале даёт учитель, предлагает учебник. В дальнейшем учащиеся должны коллективно, или сами «заготовить» имена прилагательные, сочетающиеся с именами существительными, которые будут описываться в сочинении.

Так при написании сочинения по картине Поленова «Золотая осень», детям предлагается такая лексика для описания пейзажа:

 День тёплый, солнечный, погожий;  лучистое солнышко; небо ясное, голубое, светлое, лазурное; облака легкие, воздушные, белые, пушистые; деревья жёлтые, золотые, разноцветные, осенние, красивые, нарядные; лес раскинулся по берегам реки пышным пёстрым ковром; берёзки стройные, гибкие, белоствольные; река голубая, зеркальная, синяя, извилистая, блестящая, вьётся, как голубая лента; в ней, как в зеркале, отражаются лазурная гладь небес и деревья, одетые в разноцветные наряды; земля тоже надела золотистый наряд; лесная тропинка

Для описания картины А.А.Рылова «В голубом просторе» подобрана следующая лексика:

Море – спокойное, тихое, бескрайнее. Волны – небольшие, с серыми барашками, убегают, уменьшаются, исчезают. Лебеди – красивые, величавые, грациозные, царственные, белые; летят, парят; могучий, вольный полет, распластав крылья; летят высоко, уверенно, вольно. Облака – белые, летят плавно, неудержимо. Небо – голубое. Остров – безлюдный, угрюмый, скалистый. Корабль – многопарусный.

Для описания картины В.А. Серова «Девочка с персиками»:

Брови – длинные, изогнутые, вычерченные, чёрные; взгляд – внимательный, открытый, пристальный, прямой, спокойный; волосы тёмные, густые, непокорные, непослушные, растрёпанные; губы – розовые, правильные, сомкнутые; загар – золотистый, лёгкий, нежный, ровный, свежий; лицо – смуглое, девичье, детское, живое, свежее, милое, прелестное, привлекательное, приятное, симпатичное, нежное, открытое, приветливое; румянец лёгкий, нежный, розовый.

Реализация программы.

В соответствии с планом и композицией текста-описания ребятам предлагается устно рассказать содержание частей, плавно переходя от одной части к другой. В каждой части своя микротема. Работая с каждой частью, опираемся на план и подобранную лексику. Выслушиваем 2-3 учеников. Затем ребятам предлагается письменно оформить сочинение на черновик, отредактировать. Затем записать в тетрадь.

В первой части сочинения предлагаем использовать полученные сведения о художнике и его картине.

(При работе над картиной В.М.Васнецова «Богатыри», дети узнали, что над картиной Виктор Михайлович Васнецов работал с перерывами 25 лет.

Ученик так и начинает свое сочинение «В.М.Васнецов писал эту картину 25 лет».

При работе над картиной А.А.Рылова «В голубом просторе» ребята узнают, что этот художник – замечательный русский художник-пейзажист.

Дети пишут: Перед нами картина замечательного русского художника-пейзажиста А.А.Рылова «В голубом просторе».

Или звучит тема картины: На картине А.К.Саврасов изобразил раннюю весну.)

Содержание основной части зависит от жанра картины.

Это может быть описание природы или какой-нибудь местности, описание портрета (внешности) героя картины, описание внешнего вида животного и особенностей в поведении, повадках, описание натюрморта (центральная часть, слева, справа, цветы, плоды, предметы).

При описании бытовых картин ученик с помощью учителя должен создать в воображении сюжет, наметить действующих лиц, представить себе обстановку, на фоне которой протекает событие, до и после того момента, который запечатлен на картине. При этом учащийся должен контролировать себя, чтобы его вымысел не противоречил действительности.

Так при предварительной работе с картиной К.Е.Маковского. «Дети, бегущие от грозы», ребята могут представить, что это крестьянские дети. Они могли одни ходить в лес за грибами, не боялись леса. Вероятнее всего они пошли за грибами, т.к. лес кормил семью. Что лес далеко, гроза застала их врасплох. Но старшая сестра очень мужественная и смелая. Она торопится домой.

Завершить получившийся текст должна красивая концовка.

Сначала дети пишут просто: Мне понравилась эта картина.

Постепенно эти высказывания становятся более развёрнутыми:

Мне очень понравилась эта картина тем, что разные краски блестят и радуют глаз.

Мне нравится картина А.А.Рылова. Она создаёт радостное настроение.

 Мне понравилась картина тем, что эти забавные медвежата играют как дети людей.          

Мне очень понравилась эта картина. У меня в душе пылает восхищение.

 Мне очень понравилась эта картина. Она воспевает весну.

Мне очень понравилась эта картина. На ней деревья, словно в пёстром хороводе. А облака очень воздушные.  

Ещё можно использовать такой момент, когда учащимся предлагается прослушать уже готовое сочинение, как образец, написанный мастером слова. Большую помощь оказывает книга Г.Т.Дьячковой. Русский язык, 2-4 классы: сочинения и изложения. Волгоград: Учитель, 2013.    Здесь огромная подборка разнообразных сочинений.

Контроль.

На заключительном этапе работы над сочинением ребятам предлагается прочитать лучшие получившиеся тексты.

Ребята воспроизводят вслух свои сочинения. Происходит рефлексия проделанной работы. Другие ученики перенимают опыт. Первые работы для многих очень трудные, но систематическая работа даёт свои результаты. Слабые ученики уже более осознанно подходят к этому процессу.

Большую помощь при работе над сочинениями оказывает использование презентации. Здесь наглядно можно представить детям портрет художника, поместить для прочтения некоторые сведения из его биографии, разложить картину на части для описания, поместить лексический ряд.

Вывод:

1.В процессе работы над сочинением необходимо опираться на знание психолого-педагогических основ развития творчества, а также на знании технологии работы над сочинением.

2.Эффективность работы обеспечивается разнообразием методических форм и приемов по подготовке и проведению сочинений.

3.Как показывает практика, успех работы над сочинением зависит от того, насколько детям интересна тема сочинения.

4.Сочинение помогает детям глубже осознать свои чувства, приучает их к стройному и последовательному изложению своих мыслей, повышает самоуважение, развивает интерес к литературному творчеству.

5.Сочинение рождает у учащихся веру в себя, дисциплинирует мысль, развивает творческое воображение, фантазию.

6.Именно на уроках, где учащиеся пишут сочинения, создается атмосфера, способствующая творческому подъему, вызывающая в детях духовную окрылённость.

Приложение.

I.Пример этапа подготовки к сочинению по демонстрационной картине «Снегурочка». Васнецова В.М.

1.Подготовка учащихся к восприятию картины.

Обращение к эрудиции учащихся для актуализации знаний, которые уже имеют дети по данной теме.

Красна девица грустна,

Ей не нравится весна,        

 Ей на солнце тяжко!

 Слезы льет бедняжка!

О ком эта загадка? Что вы знаете об этом персонаже? Как называется сказка? Кто её написал?  Как появилась Снегурочка? (Персонаж народной сказки, которая была вылеплена из снега, и ожила.)

Как выглядит Снегурочка? (прекрасная, бледная светловолосая девушка, одета в бело-голубую одежду: шубку, шапку с меховой опушкой, варежки.

Образ сказочной героини Снегурочки присутствует только в русском фольклоре.

Какое отношение Снегурочка имеет к Деду Морозу? (она его внучка)

Чего боялась сказочная героиня? Что случилось со Снегурочкой в конце сказки? (весной превратилась в облачко)

В 1873 году Александр Николаевич Островский пишет пьесу «Снегурочка». В ней Снегурочка предстаёт как дочь Деда-Мороза и Весны- Красны. От отца она унаследовала холод в сердце, а от матери красоту и доброту. Суровый отец старательно охраняет в лесной глуши терем, в котором живёт Снегурочка. Но она устала жить в одиночестве, взаперти. Ей хочется узнать настоящую человеческую жизнь.

Виктор Михайлович Васнецов, великий художник-сказочник, под впечатлением от пьесы Островского создаёт картину «Снегурочка». Сначала он пишет декорации к спектаклю, который поставил Савва Морозов, потом оформляет одноимённую оперу Римского-Корсакова. И только потом в течение 4 лет работает над картиной.

2.Рассматривание картины. (под музыку П.И.Чайковского к пьесе «Снегурочка»)

-Ребята, я предлагаю вам молча рассмотреть картину, полюбоваться ею, подумать над ее содержанием.

-Сейчас прозвучал музыкальный отрывок, какие музыкальные интонации вы услышали (таинственные, сказочные, красивые)

-как музыка помогает понять содержание картины?

  1. Какое впечатление произвела на вас эта картина? Что вас поразило больше всего?
  2. Кого вы видите на картине?
  3. Что вы узнали о Снегурочке?
  4. Откуда она вышла?
  5. Как выглядит природа на картине?
  1. Примеры текстов, созданных моими учениками:

Перед нами картина В.Д.Поленова. Золотая осень.

На картине художник изобразил золотую осень. Голубая река тянется около леса. Жёлто-зелёные деревья растут по берегу реки. Некоторые листья упали с деревьев и украсили землю в жёлтый цвет. И рядом с лесом тянется тоненькая тропинка.

Мне очень понравилась эта картина тем, что разные краски блестят и радуют глаз. (Рябов Максим)

Перед нами картина В.Д.Поленова «Золотая осень» На ней художник изобразил реку Оку в осеннее время.

День стоит тёплый. Сияет лучистое солнышко. Небо голубое и светлое. Разноцветные деревья раскинулись по берегу реки. Вдали виднеется белая церквушка. Некоторые деревья стоят зелёные. В лес ведёт маленькая дорожка. Так и хочется побывать на этом месте в это время.

Мне очень понравилась эта картина. На ней деревья, словно в пёстром хороводе. А облака очень воздушные. (Смирнов Николай)

2 класс

А.К.Саврасов.Грачи прилетели.

На картине А.С.Саврасов изобразил раннюю весну.

Снег ещё тает. На заднем плане тучи ещё тёмно-серые. А на переднем – они весенние: голубые, светлые. Не земле снег очень грязный. И на переднем плане нарисованы три берёзы, на которых грачи ремонтируют гнёзда. Один грач несёт ветку. Мы слышим крики грачей.

Мне очень нравится эта картина.(Рябов Максим)

2 класс

На картине А.К.Саврасова изображена ранняя весна.

Снег ещё лежит, но он уже подтаивает. А небо голубое, только зима не перестает сердиться. И сзади небо черное. На переднем плане стоят большие берёзы. Там грачи ремонтируют гнёзда. Самый маленький грач несёт палочку.

Мне очень понравилась эта картина. Она воспевает весну. (Невкрытая Софья)

2 класс.

Перед нами картина И.И.Шишкина «Утро в сосновом лесу».

Солнце уже встало. Оно осветило макушки деревьев. Туман поднялся от земли. Лесные жители проснулись.

В центре леса играют на поваленном дереве медвежата. А их мама охраняет своих детёнышей.

Мне понравилась картина тем, что эти забавные медвежата играют как дети людей. (Рябов Максим)

2 класс

В.М.Васнецов писал картину 25 лет.

Справа нарисован Алёша Попович, он самый хитрый и смекалистый из богатырей. С левой стороны - Добрыня Никитич, он чуть старше Алёши Поповича. Он очень богатый богатырь, и всегда готов пойти в бой. А в середине самый сильный и старший из богатырей – Илья Муромец. У него очень мудрый и сильный конь. Все эти богатыри всегда готовы пойти в бой с врагом. И художник изобразил их чуть выше, чем горизонт, чтобы показать их величие.

Мне очень нравятся эти богатыри. (Рябов Максим)

3 класс.

Перед нами картина мастера натюрмортов И.Т.Хруцкова «Цветы и плоды».

В середине холста стоит красивая ваза с пышными цветами. Слева – плетёный короб, а в нём сочные розовые персики. Справа лежит большая тыква. Рядом спелые груши. А за грушами – лимон и яблоко. За арбузом расположился стеклянный графин с водой. Можно увидеть, что посередине стола стоит стакан, наполненный водой, и в нём плавает долька лимона.

Мне очень понравилась его картина. Она, как услада для глаз. (Рябов Максим)

3 класс.

Перед нами картина К.Е.Маковского «Дети, бегущие от грозы».

Было тёплое утро. Дети пошли за грибами в дальний лес.

Вдруг послышались раскаты грома. Туча затянула небо. Замелькали вспышки молнии.

Гроза приближалась. Девочка завязала фартук и положила в него грибы. Она посадила брата на спину и побежала домой.

Сильный ветер дул ей в спину. Дом далеко. Девочка перебежала речушку по шатким дощечкам.

Скорее домой! (Смирнов Николай)

3 класс.

Перед нами картина замечательного русского художника-пейзажиста А.А.Рылова «В голубом просторе».

На картине изображено блестящее море тёмно-синего цвета. Над морем большое голубое небо. А по небу плывут белые пушистые облака. И летят лебеди. Они белые, и у них на солнце блестит шейка. Птицы летят домой.

По морю плывёт многопарусный корабль. И стоят скалы, на которых лежит белый снег.

Мне нравится картина, она радует глаз (Рыжова Любовь)

Перед нами картина замечательного русского художника- пейзажиста А.А.Рылова «В голубом просторе».

Рылов изобразил на картине тёмно-синее море, холодное, северное. Волны с серыми барашками. Летят лебеди, смелые, красивые, белые. У них вольный полёт. Небо голубое, а на нём воздушные облака. Облака движутся плавно. Вдали виднеется угрюмый безлюдный остров. По синему морю плывёт многопарусный корабль.

Мне нравится картина А.А.Рылова. Она создаёт радостное настроение. (Исаева Василиса)

 3 класс.

Перед нами одна из иллюстраций к русской народной сказке «Иван-царевич и Царевна-лягушка», которая написана И.Я.Билибиным.

Иван-царевич в поисках своей стрелы пришёл в лесную глушь. Он одет в русский народный кафтан, который подпоясан кушаком. На голове шапка с отворотом, ноги у него в сафьяновых сапогах. Иван-царевич держит лук. Он с большим удивлением и очень-очень печально смотрит на лягушку. Иван рассматривает лягушку тщательно и понимает, что это его жена.

Эта картина похожа на яркий волшебный ковёр, там много ярких красок и света. Узор картины: жуки на веточке и стрелы, такие же, как у Ивана-царевича.

Мне понравилась эта картина тем, что она очень яркая и красивая. (Рябов Максим)

Перед нами иллюстрация к русской народной сказке «Царевна-лягушка». Её написал художник-иллюстратор И.Я.Билибин.

Иван-царевич пришёл на топкое и вязкое болото. Вокруг лесная глушь. На Иване одет длинный русский кафтан. Он подпоясан кушаком. А на голове у него шапка с отворотом. На ногах сафьяновые сапоги. В руках Иван держит лук. Он с удивлением смотрит на невесту. Лягушка тоже смотрит на него жалостливым взглядом, словно что-то хочет сказать.

Картина написана яркими красками, в ней много света. Она похожа на причудливый яркий ковер. Репродукция исполнена в сказочном и праздничном декоративном стиле и украшена ярким орнаментом с жуками.

Мне очень понравилась эта картина, потому что она написана так, что кажется, что ты попал в сказку и смотришь этот эпизод. (Смирнов Николай)

3 класс.

На картине В.М.Васнецова изображена сказочная девушка Снегурочка. Она стоит на лесной полянке.

Вокруг Снегурочки тёмный лес. Ночь. Полянку освещает лунный свет. Снег сияющий, голубоватый.

Снегурочка одета в красивый наряд. На ней парчовая шубка жемчужно-серебристого цвета. На голове шапочка с меховой опушкой. У Снегурочки на руках тёплые меховые варежки.

Вдали видны светлые огоньки деревеньки. Снегурочке в тёмном лесу страшно и одиноко. Что же будет?

Мне нравится эта картина. Она загадочная и таинственная. (Исаева Василиса)

3 класс.

К.Ф.Юон «Конец зимы. Полдень»

Перед нами картина мастера пейзажей К.Ф.Юона «Конец зимы. Полдень».

На картине изображена окраина деревни. Стоит одинокий дом, который окружён забором. Во дворе ещё лежит снег, но картина полна солнечного света, и кажется, что скоро наступит весна. От деревьев падают синие тени.

 Куры почувствовали тепло и вышли погулять. Около дряхлого забора стоит группа лыжников. Они с удивлением смотрят на разноцветного петуха.

Мне нравится эта картина. Художник даёт возможность почувствовать тепло весеннего солнца. (Невкрытая Софья)

3 класс.

М.А.Врубель «Царевна-Лебедь».

Сегодня я познакомилась с картиной мастера кисти М.А.Врубеля «Царевна-Лебедь».

Мне понравилась эта героиня тем, что она спокойная и немного грустная. Царевна смотрит на нас своими большими выразительными глазами. Брови у неё чёрные, широкие и красивые. Одета Царевна в красивую шёлковую серебристую фату. Кокошник у неё блестит драгоценными камнями. На руках – перстни.

Фон на картине тёмный, потому что наступил вечер, а именно вечером происходят чудеса: Царевна скидывает крылья и превращается в девушку.

Мне очень нравится эта картина тем, что она вдохновляет меня и радует глаз. (Невкрытая Софья)

В.А. Серов «Девочка с персиками»

Перед нами картина В.А.Серова «Девочка с персиками». На ней изображена Верочка Мамонтова, дочь его наставника. Ей двенадцать лет.

Наверное, она только что прибежала из сада и села за стол. Девочка взяла в руки персик.

У неё глаза карие и выразительные. Брови соболиные, черные и длинные. Губы пухлые и алые. Волосы черные также, как и брови. Кофта розовая с бантом, на котором красная гвоздика. Взгляд у Верочки выразительный, с лёгкой усмешкой.

Комната наполнена ярким светом. На стене висит декоративная гжельская тарелка. За окном жёлтые листья, которые ещё не упали с деревьев. Девочка сидит на старинном резном стуле за столом, покрытом белой скатертью.

Мне очень понравилась картина, потому что в ней много ярких красок. (Смирнов Николай)

Литература:

  1. М.Р. Львов, Н.Г.Горецкий, О.В. Сосновская «Методика преподавания русского языка в начальных классах» Москва издательский центр «Академия» 2007 год

  1. С.Саломатина. Теория и практика обучения младших школьников созданию письменных текстов различных типов (повествование, описание, рассуждение). Москва, Педагогический университет «Первое сентября» 2010 год.

    3.   К.Д. Ушинский. Родное слово (статья) Ушинский К.Д. Избр. пед. соч.: В 2 т. - М.,

          1974. - Т. 1. - С. 145-159.        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация - обобщение опыта работы по теме "Работа над предложением как средство развития речи младших школьников на уроках русского языка"

Презентация по обобщению опыта по теме"Работа над предложением как средство развития речи младших школьников нв уроках русского языка"...

Методическая разработка по обобщению опыта работы по теме "Работа над предложением как средство развития речи младших школьников на уроках русского языка "

Методическая разработка "Работа над предложением как средство развития речи младших школьников на уроках русского языка"...

Обобщение опыта работы по созданию валеологической службы в школе

На основании Федерального закона от 24.06.1999 года №120 –ФЗ «Об основах системы  профилактики  безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» и в целях профилактики  распрос...

Создание условий для реального развития детей младшего школьного возраста через интеграцию общего развития и индивидуализации внеурочной деятельности в рамках работы классного руководителя. Обобщение опыта работы.

   Данная работе - презентация обобщения опыта работы по теме "Создание условий для реального развития детей младшего школьного возраста через интеграцию общего развития и индивидуали...

Обобщение опыта по созданию ФОС по предметам 2, 4 класс УМК Школа России

В условиях реализации федеральных образовательных стандартов контроль и оценка персональных достижений обучающихся становится важным этапом образовательного процесса....

Обобщение опыта работы "Работа с текстом на уроках окружающего мира"

Из опыта работы "Работа с текстом на уроках окружающего мира"...