Обобщение опыта работы "Работа с текстом на уроках окружающего мира"
методическая разработка

Телегина Екатерина Алексеевна

Из опыта работы "Работа с текстом на уроках окружающего мира"

Скачать:


Предварительный просмотр:

                         Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 «Черно-Ануйская средняя общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза Кыдрана Александровича Туганбаева»

ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ

ПО ТЕМЕ:

«РАБОТА С ТЕКСТОМ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХДЕЙСТВИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ»

Разработала: Телегина Екатерина Алексеевна

                                                                                                                                                                                    Учитель начальных классов

                                                                                                                           I КК

                                                                                                                                                         

2020 г.

«Читать - это еще ничего не значит;

 что читать и как понимать прочитанное –

 вот в чем главное дело".

К. Д. Ушинский.

                  Цель:         формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности

Одним из важнейших учебных умений, которые мы формируем у младших школьников, является работа с текстом. На это указывают новые образовательные стандарты. Младший школьник должен учиться осмысленно воспринимать прочитанную информацию, использовать её для выполнения заданий, применять в учебных ситуациях. В первую очередь эта задача реализуется на уроках литературного чтения. Методика преподавания литературного чтения богата различными видами заданий по работе с художественными текстами.

    В начальной школе есть ещё один предмет, на котором ученики получают информацию, читая текст. Это окружающий мир. Здесь ребёнок сталкивается с научно-познавательными текстами. Учебный курс окружающего мира имеет выход в средней школе на такие устные предметы как биология, география, история, обществознание, физика. Поэтому умение работать с научной статьёй надо начинать формировать в начальной школе. Надо учить детей внимательному восприятию каждой фразы статьи, воспитывать бережное отношение к каждому слову автора, без понимания которого может быть неправильно понят весь материал. 

Практика школы показывает, что порой работа с текстом на уроках курса «Окружающий мир» сводится к беседе, вопросы которой повторяют содержание учебного материала знакомое ученикам. Это вызывает снижение интереса к изучению предмета, простому заучиванию учебного материала, при котором применить знания, умения в практической деятельности, выполнить задания младшие школьники затрудняются.

 Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе предусматривает выполнение учащимися итоговых комплексных работ, которые включают текст, на основе понимания прочитанного ученики должны выполнить задания по литературному чтению, русскому языку, математике, предмету «окружающий мир». При этом осуществить поиск необходимой информации, преобразовать, представить ее в виде схемы, краткой записи, установить закономерность, обобщить, сделать речевое высказывание в письменной форме.

 Курс «Окружающий мир» подготавливает к итоговым работам на межпредметной основе, поскольку школьники получают навыки работы с научно-познавательным текстом.

        Учить правильному чтению способствует технология продуктивного чтения, разработанная профессором Н. Н. Светловской.

Продуктивным чтением является такое чтение, при котором вместо скорости прочтения и воспроизведения фактурной информации, ведется перечитывание всех видов текстовой информации, глубокое понимание текста.

Целью технологии является формирование типа правильной читательской деятельности, умение самостоятельно понимать текст. Данная технология направлена на формирование коммуникативных универсальных учебных действий, умений истолковывать прочитанное и формулировать свою позицию, адекватно понимать собеседника (автора), умение осознанно читать вслух и про себя тексты учебников; познавательных универсальных учебных действий, а именно, – умения извлекать информацию из текста

  • личностных (умение формулировать оценочные суждения, анализируя текст);
  • регулятивных – приобретение навыков работы по плану (алгоритму), а также навыков контроля, коррекции и оценки.

Структура технологи продуктивного чтения представляет собой трёхступенчатый процесс: работа с текстом до чтения; работа с текстом во время чтения; работа с текстом после чтения.

1 этап. Работа с текстом до чтения. 

Профессиональные компетенции учителя на данном этапе:

- вызвать у ученика желание, мотивацию прочитать текст.

Приемы работы:

  • Чтение фамилии автора. (Редко применимо, т.к. статьи в учебнике редко имеют конкретных авторов),
  • Чтение заглавия текста
  • Чтение выделенных слов
  • Рассматривание иллюстраций
  • Высказывание предположений о теме, содержании текста

Цель - развитие антиципации, т.е. умения предполагать, предвосхищать содержание текста

2 этап. Работа с текстом во время чтения.

Профессиональная компетенция учителя – обеспечить полноценное восприятие текста.

Приемы работы:

  • Чтение текста по частям с комментариями. (Статьи учебника разделены на смыслосодержащие части, каждая из которых имеет своё название, поэтому работу на уроке веду по частям)
  • Диалог с автором (Условия осуществления – находить в тексте прямые и скрытые авторские вопросы, задавать свои вопросы, обдумывать предположения о дальнейшем содержании текста, проверять совпадают ли они с замыслом автора, включать воображение)
  • Работа с малознакомыми, непонятными словами (выделение маркером)
  • Выборочное чтение
  • Беседа по содержанию

Сравнение содержания текста со своим предположением

Цель - понимание текста на уровне содержания

3 этап. Работа с текстом после чтения.

Профессиональная компетенция учителя – обеспечить углублённое восприятие и понимание текста.

Приемы работы:

  • Постановка проблемного вопроса к тексту
  • Беседа о личности писателя. (Авторов статей нет, но если рассказывается об открытии какого-либо учёного, то часто беседуем о его исследовательских качествах)
  • Повторное обращение к заглавию текста и иллюстрациям. (Подтвердились ли предположения и прогнозы о теме и содержании урока?)
  • Высказывание и аргументация отношения к прочитанному
  • Характеристика событий, места действия, поступков героев. (Как вы думаете, правильно ли поступают люди: Осушая болота?, Убивая божью коровку?, Срывая цветы? и т.д.).
  • Выполнение заданий

Цель - достижение понимания текста на уровне смысла.

 Виды работы с текстом:

  • чтение абзацами
  • чтение с пометками
  • чтение по группам
  • поисковое чтение
  • чтение с целью нахождения подходящего отрывка к рисунку, схеме, таблице
  1. Прочитай статью учебника. Рассмотри иллюстрацию. Выполни задания.

А) Знаком укажи верные высказывания:

□ Земля расположена от Солнца дальше, чем Юпитер.

□ Сатурн расположен от Солнца дальше, чем Юпитер.

□ Венера расположена ближе всех к Солнцу.

□ Уран находится между Сатурном и Нептуном.

□ Марс – пятая планета от Солнца.

Б) Пользуясь схемой расположения планет Солнечной системы, допиши высказывания, чтобы они были верными:

□ Марс расположен между ___________ и _________________.

□ Нептун расположен дальше от Солнца, чем _________________.

□ Между Венерой и Марсом расположена ___________________.

□ По величине ____________ - самая большая из планет.

  1. Обобщение и систематизация информации, перевод её из одной формы в другую (принятую в словесной форме, переводить в изобразительную, схематическую, табличную).
  1. Заполни таблицу, используя физическую карту России.

Названия гор России

Название самой высокой вершины

Высота вершины в метрах

  1. Прочитай текст и преобразуй информацию в таблицу.

  Среди животных есть насекомые, рыбы, птицы, звери. У насекомых четыре конечности, а орган слуха у них может быть в любом месте: у кузнечика, например, в ноге. У рыб (например: карась, кета, окунь) вместо ног - плавники, а тело покрыто чешуей, которая растет всю жизнь, нарастая колечками. Перья спасают  птиц от ушибов, царапин, от холода и жары. И страус, и орел, и соловей имеют два крыла и две лапы. Собаки, кошки, слоны - все это звери. Тело их покрыто шерстью, а детенышей они выкармливают молоком.

 К особой группе животных-земноводным-относятся лягушки и жабы. В самом названии уже видно, что эти животные могут жить на суше и в воде. Кожа у них голая. К другой группе-пресмыкающимся-принадлежат змеи, ящерицы, черепахи, крокодилы. Кожа их покрыта роговыми чешуйками и сухая на ощупь. Передние и задние ноги у пресмыкающихся выглядят почти одинаково. У змей ноги стали совсем маленькими или совсем отсутствуют.

Название группы

Покровы и количество ног

Пример

  1. Прочитай текст. Сравни созвездия, выделяя их существенные признаки. Занеси результат в таблицу.

    Кассиопея. Это созвездие можно найти на небе в любое время года. Его главные звезды образуют растянутую за «ножки» букву «М». Весной и летом эта «буква» перевернута. Свое название созвездие получило по имени царицы Кассиопеи.

    Орион. Это созвездие хорошо видно зимой. Оно необыкновенно красиво!

А названо оно по имени охотника из древнегреческих мифов. Пояс этого охотника образуют три звезды, расположенные рядом. Их так и называют - Пояс Ориона.

    Лебедь. Это созвездие можно увидеть летом и осенью. Оно напоминает лебедя  с широко раскинутыми крыльями, летящего вниз,  к земле. Хвост лебедя отмечен особенно яркой звездой - одной из самых ярких на небе.

Название созвездия

Время года

На что похоже созвездие

Наличие яркой звезды

  1. Дополнение готовых информационных объектов (текстов, таблиц, схем, диаграмм), создание собственных.
  1. Соотнеси схему с текстом. Найди несоответствие и исправь.

     

        

  1.  Прочитай текст. Составь на основе текста схему, которая покажет причины засыхания деревьев.

В давние времена люди вздумали навести порядок в одном лесу. Лесничий рассуждал так: «Лес–это деревья, а все остальное лишнее!». И по его приказу вырубили кустарники.

А случилось вот что. Когда вырубили кустарники, улетели в другие края птицы, которые гнездились и прятались в зарослях. Зато для жуков и гусениц, которых поедали птицы, началось привольное житье. Развелось их видимо-невидимо. Одни листья едят, другие корни грызут. Вот деревья и стали сохнуть. Пожалел лесничий, что приказал кустарники вырубить.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы для развития навыка работы с текстом на уроках окружающего мира, ОРКСЭ и чтения..

Подобные тесты помогут ребятам научиться работать с текстами....

Обобщение опыта. Профессиональные компетенции педагога, обеспечивающие формирование у младших школьников умений работать с текстом на уроках окружающего мира.

Владение технологией продуктивного чтения, использование разнообразных приемов, форм и методов работы с текстом при изучении окружающего мира нацелено, прежде всего, на осмысление и понимание учащимис...

Работа с текстом на уроках окружающего мира.

Комплексные работы по окружающему миру во 2 классе...

Формирование у младших школьников умений работать с текстом на уроках окружающего мира

Значительная роль в овладении  читательскими компетентностями отводится предмету «окружающий мир», при изучении которого ученики работают с научно-познавательными текстами учебн...

Приёмы работы с научно-популярными текстами на уроках окружающего мира

Значительная роль в овладении  читательскими компетентностями отводится предмету «окружающий мир», при изучении которого ученики работают с научно-познавательными текстами учебника....

Формирование у младших школьников умений работать с текстом на уроках окружающего мира

В данной работе представлен опыт использования приёма   преобразования информации из одной формы в другую (т. е. умения представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы)  по ф...

Доклад на тему "Работа с текстом. Приемы работы с текстом на уроках окружающего мира."

В докладе рассказывается  о приёмах работы с текстом на уроках окружающего мира....