Рабочая программа: русский язык, Рамзаева
рабочая программа (русский язык, 4 класс) по теме

Зирина Светлана Валерьевна

Полная рабочая программа по предмету в соответствии с календарём текущего года

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 1_rus.yaz_.doc476 КБ

Предварительный просмотр:

Зирина С.В., учитель I категории, МБОУ СОШ №7 г. Дзержинск 

2013

Рабочая учебная программа

по курсу «Русский язык» в 4 классе

2013-2014 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Примерная программа по русскому языку создана на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования. Она разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей младших школьников.

Общая характеристика учебного предмета.

        Обучение русскому языку в начальной школе представляет собой первоначальный этап системы обучения родному языку. Специфика начального курса русского языка заключается в его тесной взаимосвязи с литературным чтением. Эти два предмета представляют собой единый филологический курс, в котором изучение родного языка сочетается с первоначальным  литературным образованием и обучением чтению.

Обучение русскому языку в 4 классе основывается на усвоении существенных признаков морфологических, синтаксических, словообразовательных понятий, на установлении связей между признаками понятий, на установлении связей между понятиями. В целом  курс русского языка 4 класса представлен как совокупность понятий, правил, сведений, взаимодействующих между собой и являющихся основой для интеллектуального и коммуникативного развития детей. Основной целью обучения по русскому языку в 4 классе является формирование специальных умений и навыков по разделам программы «Фонетика», «Синтаксис», «Морфология», большое внимание уделяется развитию устной и письменной речи, отработке навыков безошибочного списывания, письма под диктовку, повышение уровня грамотности, формированию общеучебных, коммуникативных умений на основе методик коллективного способа обучения и навыков различного контроля (самоконтроля, взаимоконтроля), а также развитию познавательных способностей и интересов учащихся, воспитанию гражданских качеств младшего школьника.

Формирование чёткого, достаточно красивого письма происходит в процессе специальных упражнений, которые могут проводиться как часть урока русского языка. Закрепление гигиенических навыков письма, развитие мелких мышц и свободы движения рук, отработка правильного начертания букв, рациональных соединений, достижение ритмичности, плавности письма составляют задачи занятий по каллиграфии и решаются в системе работы над группами букв в порядке усложнения их начертания.

Преобладание работы над письменной речью (её развитие  у младших школьников отстаёт от развития устной речи на всём протяжении начальной школы) требует проведения достаточного количества письменных упражнений разных видов и представления их в системе от простого к сложному. Индивидуализации и дифференциации обучения.

Цели обучения

  • развитие речи, мышления, воображения, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения, развитие интуиции и чувства языка;
  • освоение первоначальных знаний по лексике, фонетике, грамматике русского языка, овладение элементарными способами анализа изучаемых явлений русского языка;
  • овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалогах, составлять несложные монологические высказывания;
  • воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к родному языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты, пробуждение познавательного интереса к родному слову, стремления совершенствовать свою речь.
  • формирование специальных умений и навыков по разделам программы.

Рабочая программа 4 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта по государственной программе Т.Г. Рамзаевой из расчета  5 часов в неделю, 170 часов в год.  

Основными разделами программы являются темы: «Повторение изученного», «Предложение с однородными членами», «Текст», «Имя существительное»,  «Имя прилагательное», «Местоимение», «Глагол», «Повторение изученного за курс 4 класса». Всего 8 тем, которые расположены в определенной последовательности. Содержание учебного материала каждой темы имеет внутрипредметную связь.

Основные содержательные линии.

В 4 классе орфография не выделяется в качестве специального раздела программы. Орфографические правила рассматриваются в системе изучения фонетики, морфологии, морфемики.

Курс данной программы включает систему грамматических понятий, относящихся к разделу «Морфология», глубже знакомит учащихся с морфологическими признаками разных частей речи, а также с правилами, определяющими написание слов (орфограммы), учит различать части речи, группировать, классифицировать по определенным признакам, производить морфологические разборы частей речи. В программе заложен материал по разделу «Синтаксис», усложняется и синтаксический разбор простых предложений, изучается тема «Однородные члены предложения». Знания и умения по темам  формируются постепенно, последовательно и  заканчиваются темой «Повторение».  Кроме основных разделов программы отводятс17 часов на развитие речи обучающихся.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.

Важную роль в обучении русскому языку играет целенаправленная работа по формированию у школьников 4 класса элементов учебной самостоятельности, умений эффективно работать с учебной книгой, пользоваться лингвистическими словарями и справочниками.

 Для реализации рабочей программы на уроках русского языка используются различные формы обучения: игровые, коллективные способы обучения, фронтальный и всесторонний опрос знаний, умений обучающих. Применяются различные средства обучения для повышения грамотности обучающихся и оказанию различной помощи - карточки обучающего и развивающего характера, таблицы, технологические карты, словари, схемы – опоры. Для организации учебно-позновательной деятельности обучающихся на уроках русского языка внедряются новые педагогические технологии: коллективные способы обучения, ИКТ, модульное и проблемное обучения, осуществляется дифференцированный подход к деятельности обучающихся.

  В данной программе заложено одно из важных дидактических условий, обеспечивающих усвоение знаний и сформированность умений, - систематическая проверка и оценка. Для этого предлагаются различные виды проверок (диктанты,  взаимодиктант, тесты, работа по карточкам, зачеты, сочинения, изложения). 

         Данная программа обеспечивает развитие учебной деятельности учащихся, дает возможность учителю переводить деятельность ученика с репродуктивного уровня до творческого, позволяет  углубленно изучать некоторые темы программы, использовать дифференцированный подход к обучению и развитию младшего школьника. Она ориентирована на формирование у детей целостного представления о родном языке, морфологическом, морфемном и синтаксическом строе, звукобуквенном составе, интонационном и лексическом богатстве.

Основные требования к знаниям и умениям обучающихся.

К концу 4 класса обучающиеся должны знать:

  • признаки простого и сложного предложения;
  • признаки главных членов предложения) подлежащего и сказуемого) и второстепенных (без употребления терминов);
  • признаки однородных членов предложения;
  • лексика – грамматические признаки имён существительных, имён прилагательных, личных местоимений, глаголов;
  • признаки 1, 2, 3 –его склонения имён существительных;
  • признаки 1 и 2 спряжения глаголов.

Обучающиеся должны различать и сравнивать:

  • простое и сложное предложение;
  • главные и второстепенные члены предложения;
  • лексика – грамматические признаки изученных частей речи;
  • типы склонений имён существительных, типы спряжений глаголов.

Обучающиеся должны уметь:

  • производить синтаксический разбор предложения;
  • расставлять знаки препинания в простом и сложном предложениях, в предложениях с однородными членами;
  • устно и письменно составлять предложения, выражающие благодарность, просьбу, извинение, отказ, приглашение, поздравление;
  • разбирать по составу имена существительные, имена прилагательные, глаголы неопределённой формы;
  • безошибочно и аккуратно списывать и писать под диктовку тексты (75-80 слов) с изученными орфограммами в 1-4 классах ( безударные падежные окончания существительных и прилагательных, бездарные личные окончания глаголов 1 и 2 спряжения и т.д.)
  • правильно писать –ться, тся в глаголах, окончания глаголов 2-лица единственного числа, слова с непроверяемыми написаниями.               

Курс обеспечен:

 Учебник: Т. Г Рамзаева. Русский язык. 4 класс. Ч.1,2.-М.:Просвещение, 2009.

Место предмета в базисном учебном плане

Согласно Федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации для обязательного изучения русского языка  в 4 классе отводится 170 часов из расчета 5 часа в неделю.

Количество часов в неделю по программе - 5

Количество часов в год – 170

Тематический план базового курса  «Русский язык»  в 4 классе.

п/п

Раздел

программы

Всего

часов

Содержание

Требования к уровню подготовки

учащихся

1

Повторение

23

Обобщение сведений о слове, предложении, тексте.

Предложения по цели высказывания и по интонации. Знаки препинания в конце предложений. Связь слов в предложении. Словосочетание. Текст — повествование, описание, рассуждение. Связь предложений в тексте.

Звуки и буквы. Слог. Ударение.

Состав слова.

Корень, приставка, суффикс, окончание — значимые части слова. Однокоренные слова. Способы проверки орфограмм в корне слова. Правописание приставок и предлогов (сопоставление). Разделительные ь и ъ (сопоставление).

Части речи.

Обобщение признаков имен существительных, имен прилагательных, глаголов: общее значение, вопросы, постоянные и изменяемые категории, роль в предложении. Правописание родовых окончаний имен существительных, имен прилагательных, глаголов (в прошедшем времени).

Ь после шипящих на конце существительных женского рода и глаголов, отвечающих на вопросы что  делаешь?   что   сделаешь?

Обучающиеся должны знать:

части слова: корень, окончание, приставку, суффикс; части речи: имя существительное, имя прилагательное, глагол, предлог;

члены предложения: главные (подлежащее и сказуемое) и второстепенные;

слова с непроверяемыми написаниями.

Обучающиеся должны уметь:

грамотно и каллиграфически правильно списывать и писать под диктовку текст (55—65 слов), включающий изученные орфограммы (безударные гласные, проверяемые ударением; безударные гласные, не проверяемые ударением; звонкие и глухие согласные, разделительные ъ и ь, непроизносимые согласные, ь после шипящих на конце имен существительных женского рода, не с глаголами, раздельное написание предлогов со словами) и знаки препинания в конце предложения (точка, вопросительный и восклицательный знаки);

производить разбор слов по составу: находить окончание, выделять корень, приставку, суффикс;

подбирать однокоренные слова разных частей речи;

распознавать части речи, их грамматические признаки (род, число, падеж имен существительных, род и число имен прилагательных, время и число глаголов);

изменять имена существительные по числам;

склонять в единственном числе имена существительные с ударными окончаниями;

изменять имя прилагательное по родам и числам в соответствии с родом и числом существительного;

изменять глагол по временам (простые случаи) и в прошедшем времени — по родам;

распознавать и употреблять в тексте синонимы, антонимы;

устанавливать по вопросам связь между словами в предложении, вычленять словосочетания;

распознавать главное и зависимое слово в словосочетании;

производить синтаксический разбор предложений: определять их вид по цели высказывания и по интонации, выделять главные и второстепенные члены предложения, устанавливать связь между ними по вопросам;

интонационно правильно произносить предложения;

писать изложение в 60—75 слов по коллективно (или самостоятельно) составленному плану;

определять тему и основную мысль текста;

делить текст на части, соблюдать красную строку;

устанавливать связь между частями текста;

устанавливать связь между предложениями в каждой части текста;

озаглавливать текст с опорой на тему или его основную мысль;

распознавать текст — повествование, описание, рассуждение;

писать (после предварительной подготовки) сочинение повествовательного характера по сюжетной картинке, личным наблюдениям;

составлять устный ответ-рассуждение.

2

Однородные члены предложения

10

Главные и второстепенные члены предложения (общее понятие). Предложение с однородными членами, соединенными союзами и, а, но и без союзов; интонация перечисления, запятая в предложениях с однородными членами. Сопоставление предложений с однородными членами без союзов и с союзами и, а, но. Знаки препинания в предложениях.

Обучающиеся должны знать:

признаки однородных членов предложения;

Обучающиеся должны уметь:

производить синтаксический разбор предложения с однородными членами;

пользоваться в речи предложениями с однородными членами;

безошибочно и каллиграфически правильно списывать и писать под диктовку текст с необходимыми знаками препинания между однородными членами.

3

Текст

4

Обобщение сведений о тексте как связном высказывании: тема и основная мысль; заголовок с опорой на тему или основную мысль; части текста, связь между ними; связь между предложениями в каждой части текста; план текста. Виды текстов (повествование, описание, рассуждение). Изобразительно-выразительные средства текста.

Обучающиеся должны уметь:

определять тему и основную мысль текста, в котором она прямо автором не сформулирована;

озаглавливать текст с опорой на тему или основную мысль текста; составлять план текста;

распознавать тексты: повествование, описание, рассуждение — и использовать их в речи.

4

Имя существительное

44

Склонение имен существительных в единственном числе. Особенности падежей и способы их распознавания. Несклоняемые имена существительные.

Три типа склонения имен существительных.

Правописание безударных падежных окончаний имен существительных 1, 2 и 3-го склонения в единственном числе (кроме имен существительных на -мя, -ий, -ие, -ия). Употребление предлогов с именами существительными в различных падежах: пришел из школы, из магазина, уехал на Камчатку, в Крым, возвратился с Камчатки, из Крыма и т. п. Склонение имен существительных во множественном числе. Умение правильно образовывать формы именительного и родительного падежей множественного числа имен существительных: учителя, инженеры; урожай помидоров, яблок

Обучающиеся должны знать:

определение имени существительного и его признаки (род, склонение, число, падеж);

Обучающиеся должны уметь:

склонять имена существительные в единственном и во множественном числе;

определять падеж имени существительного;

безошибочно и каллиграфически правильно списывать и писать под диктовку текст с орфограммой безударные падежные окончания имен существительных;

правильно потреблять в речи предлоги с именами существительными в разных падежах;

производить разбор слова как части речи: начальная форма,  род, склонение, падеж, число имени существительного, его роль в предложении.

5

Имя прилагательное

33

Имя прилагательное как часть речи: общее значение, вопросы, изменения по родам, числам, падежам, роль в предложении.

Склонение имен прилагательных в мужском, среднем, женском роде в единственном числе. Связь имен прилагательных с именами существительными. Правописание гласных в безударных окончаниях (кроме имен прилагательных с основой на шипящий и оканчивающихся на -ья, -ье, -ов, -ин).

Склонение имен прилагательных в мужском, среднем, женском роде в единственном числе. Связь имен прилагательных с именами существительными. Правописание гласных в безударных окончаниях (кроме имен прилагательных с основой на шипящий и оканчивающихся на -ья, -ье, -ов, -ин).

Склонение и правописание имен прилагательных во множественном числе. Употребление имен прилагательных в прямом и переносном смысле. Прилагательные-синонимы и прилагательные-антонимы.

Обучающиеся должны знать:

определение имени прилагательного и его грамматические признаки (род, число, падеж);

Обучающиеся должны уметь:

склонять имя прилагательное в единственном и множественном числе;

безошибочно и каллиграфически правильно списывать и писать под диктовку текст орфограммой падежные окончания имен прилагательных, безударные личные окончания;

производить разбор слова как части речи: начальная форма, род, падеж, число имени прилагательного, его роль в предложении.

6

Местоимение

7

Местоимение как часть речи. Местоимения 1, 2 и 3-го лица единственного и множественного числа. Употребление личных, притяжательных и указательных местоимений в речи (наблюдения). Склонение личных местоимений с предлогами и без предлогов. Использование личных местоимений как средства связи предложений в тексте (текстообразующая роль местоимений).

Раздельное написание предлогов с местоимениями.

Обучающиеся должны знать:

определение местоимения и его признаки;

Обучающиеся должны уметь:

находить местоимения в предложениях;

склонять местоимения в единственном и во множественном числе;

определять падеж местоимения;

безошибочно и каллиграфически правильно списывать и писать под диктовку текст с орфограммой раздельное написание предлогов с местоимениями;

правильно потреблять в речи местоимения в разных падежах;

использовать личные местоимения как средства связи предложений в тексте.

7

Глагол

37

Особенности глаголов как части речи по сравнению с именами существительными и именами прилагательными. Прошедшее время глагола: употребление в речи, изменение по числам и родам, правописание родовых окончаний.

Общее понятие о неопределенной форме глагола как начальной.

Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Глаголы I и II спряжения. Ь после шипящих в окончаниях глаголов 2-го лица единственного числа.

Правописание безударных личных окончании глаголов.

Глаголы-исключения. Правописание безударных личных окончании глаголов-исключений.

Правописание суффиксов глаголов в прошедшем времени: слышать — слышал, увидеть — увидел.

Возвратные глаголы (ознакомление). Распознавание глаголов в 3-м лице и глаголов в неопределенной форме  с помощью вопросов что делают? (учатся), что делать? (учиться).

Обучающиеся должны знать:

определение глагола и его грамматические признаки (спряжение, время, лицо, число);

глаголы-исключения

Обучающиеся должны уметь:

отличать неопределенную форму глагола от временных форм;

спрягать глаголы;

безошибочно и каллиграфически правильно списывать и писать под диктовку текст орфограммами родовые окончания глагола, безударные личные окончания глаголов I и II спряжения, ь после шипящих в окончаниях глаголов 2-го лица единственного числа;

производить разбор слова как части речи: начальная (неопределенная) форма, спряжение, время, лицо (в настоящем и будущем времени), число, род (в прошедшем времени) глагола, его роль в предложении.

8

Повторение в конце учебного года

11

Текст и предложение как единицы языка и речи. Виды предложений по цели высказывания. Виды текстов. Слово — единица языка и речи. Лексическое и грамматическое значение слова. Грамматические признаки имен существительных, имен прилагательных, глаголов (обобщение). Правописание в корне слова безударных гласных, парных звонких и глухих согласных, непроизносимых согласных. Правописание безударных гласных в падежных окончаниях имен существительных и имен прилагательных, в личных окончаниях глаголов. Правописание суффиксов и окончаний глаголов прошедшего времени.

Календарно-тематическое планирование

Дата проведения

Тема урока

Сопутствующее повторение

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки

Словарная работа

УМК

Повторение изученного в 3 классе  (23ч.)

Предложение как единица речи. Виды предложений по цели высказывания.

Признаки предложения

Повторить знания о типах предложений по цели высказывания, по интонации

Знать типы предложений по цели высказывания и интонации.

 Уметь расставлять знаки препинания.

с. №

Спр. с. №

Виды предложений по интонации. Знаки препинания в конце предложения. Главные и второстепенные  члены предложения

Виды предложений, главные и второстепенные  члены предложения

Главные и второстепенные члены предложения. Чтение и понимание учебного текста, формулировок заданий, правил, определений. Выборочное чтение: нахождение необходимого учебного материала

Знать признаки главных членов предложения и второстепенных (без употребления терминов).

Уметь различать главные и второстепенные члены предложения

одиннадцать

с. №

Спр. с. №

Связь слов  в предложении. Словосочетание.

Признаки словосочетания

Различение слова, словосочетания и предложения. Разновидности предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске. Установление связи слов в предложении. Главное и зависимое слово в словосочетании

Знать типы предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске.

Уметь применять изученные правила по орфографии и пунктуации

Москва, Красная площадь столица

с. №

Спр. с. №

Текст. Виды текстов.

Виды текстов

Повествовательный, описательный тексты и текст-рассуждение.

Знать признаки главных членов предложения и второстепенных (без употребления терминов).

Уметь находить главные и второстепенные члены предложения, выписывать словосочетания.

с. №

Спр. с. №

Звуки, буквы. Алфавит. Слоги.

алфавит

Звуко-буквенный состав слова. Ударный слог в словах. Правописание словарных слов.

Знать смыслоразличительную и форморазличительную роль ударения.

дорога

с12-15. №22

Спр. с. №

Однокоренные слова. Корень слова.

Состав слова

Части речи. Морфемный состав слова.

Знать что такое родственные слова, название общей части родственных слов.

Уметь писать родственные и однокоренные слова.

агроном

с.16-17 №27

Спр. с.36-37 №33,34

Приставка, суффикс, окончание как значимые части слова.

Приставка суффикс, окончание

Роль каждой значимой части слова. Анализ слова.

Знать что такое родственные слова, название общей части родственных слов. Уметь писать родственные и однокоренные слова.

комбайн, хозяйство,

сеялка,

с.17-19 №30

Спр. с.60,72, №97,98,133,137

Входной диктант

Написание и проверка слов с изученными орфограммами. Дифференцирование частей речи

Уметь писать текст под диктовку, дифференцировать изученные орфограммы

Спр. с.60,72, №97,98,133,137

Работа над ошибками. Правописание гласных и согласных в корне слов.

 

семена, чеснок

с.20-23 №40

Спр.с.39-41 №39,40,43

Р.р. Сочинение по рисунку и опорным словам

Опорные слова и рисунок.

Уметь правильно строить предложения,  передающие содержание рисунка.

с15. №23

Спр. с.41-44 №44,47

Упражнение в правописание гласных и согласных в корне слов.

Способы проверки безударных гласных и парных звонких и глухих согласных в корне слова

Написание и проверка слов с безударными гласными, звонкими и глухими согласными в корне.

Знать правописание корневых орфограмм и способы проверки.

Уметь применять знания на практике.

автомобиль

12

с.24 №41-43

Спр. с.43-47 №48,54-56

СД 

Упражнение в написании корня слов

с.25 №45

Спр. с.43-47 №49,56,57, 50

Упражнение в написании слов с двойными и непроизносимыми согласными.

//

коллектив,

с.26 №47-50

Спр. с.47- 49 №61,64

Спр. с.50-57 №68,71,82

Приставки и предлоги. Правописание приставок.

Приставки и предлоги

Приставки и предлоги. Правописание приставок и предлогов. Употребление их в речи.

Знать отличительные признаки приставок и предлогов.

 Уметь правильно их писать.

пассажир

перрон

локомотив

с.28-31 №56

Спр. с.66-67 №111-114

Разделительные твёрдые и мягкие знаки.

значение разделительных Ъ и Ь знаков

Употребление в словах разделительных Ъ и Ь знаков. Их отличие.

Знать правописание Ь и Ъ знаков.

очевидец

с.31-33 №61

Спр. с.68-72 №121,128

Р.р. Структура повествовательного текста. Красная строка. Изложение зрительно восприятие текста по самостоятельно составленному плану.

Красная строка, виды текстов

Составление плана текста. Изложение содержания прочитанного текста

Уметь выделять основные части текста.

с.25 №44

Спр. с. №

Части речи.

Род имён существительных.

Части речи

Общие сведения о сущ., прилаг., глаголах. Распознавание частей речи.

Определять род им сущ.

Знать признаки имени существительного.

Уметь определять род, писать родовые окончания сущ-х.

путешественник, шоссе

с.33-36 №69

Спр. с.85-88 №157

Склонение имён существительных.

Падежи

Склонение имен сущ-х. Разбор слова по составу.

Знать падежи. Уметь склонять имена существительные

равнина, долина,

с.36-38 №73,74

Спр. с.88-89 №158

Имя прилагательное.

Признаки им. прил. как части речи

Признаки имен прилагательных. Изменение прилагательных по родам.

Знать лексико-грамматические признаки имени прилагательного

тайга, камыш, болото

с.38-40 №78

Спр. с.112-114 №209

Глагол как часть речи

Признаки гл. как части речи

Признаки глагола как части речи. Время  глагола. Окончание глаголов в прошедшем времени.

Знать лексико-грамматические признаки глагола.

свитер

с.41-42 №81

Спр. с.174-177 №315,318, 323

Контрольный диктант по теме: «Повторение».

Письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами

Уметь применять изученные правила орфографии и пунктуации

Спр. с.178 №324

Работа над ошибками. Повторение сведений о глаголе.

Анализ ошибок, допущенных в диктанте.

аллея,

с. №

Спр. с.179-181, 182-183 №330-335;336-342

Однородные члены предложения. (10 ч.)

Однородные члены предложения. (общее понятие)

Синтаксический разбор

 Особенности однородных членов предложения.

Знать признаки однородных членов предложения; подлежащих.

Уметь расставлять знаки препинания в предложениях с однородными членами;

соблюдать изученные нормы орфографии

вертикаль, горизонталь (горизонт)

с.44-46 №85

Связь однородных членов предложения с помощью союзов и интонации перечисления.

Главные и второстепенные члены предложения

Однородные члены предложения.

Знать признаки однородных членов предложения; подлежащих.

Уметь расставлять знаки препинания в предложениях с однородными членами;

соблюдать изученные нормы орфографии

с.46-48 №88

СД

Связь однородных членов предложения без союзов и с помощью союзов. Запятая между однородными членами

союзы

Однородные члены предложения.

Знаки препинания в конце предложения (точка, вопросительный, восклицательный знаки). Запятая в предложениях с однородными членами.

Знать признаки однородных членов предложения; подлежащих.

Уметь расставлять знаки препинания в предложениях с однородными членами;

соблюдать изученные нормы орфографии

с.48-50 №94

Спр. с.18-22 №22-25

Предложения с однородными членами, соединенные союзами  а, но.

Однородные члены предложения.

Однородные члены предложения.

Запятая в предложениях с однородными членами. Союзы, их роль в речи

Знать понятия «союзы», «однородные сказуемые».

Уметь соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации

//искусство,

с.51-52 №95

Знаки препинания в  предложениях с однородными членами соединённые без союзов или  союзом и.

Разбор предложения по членам предложения.

Предложения с однородными членами предложения. Разбор предложения по членам предложения.

Знать признаки однородных членов предложения; подлежащих, сказуемых.

Уметь расставлять знаки препинания в предложениях с однородными членами;

соблюдать изученные нормы орфографии

удовольствие

с.52-54 №99-101

Упражнение  в правильном построении предложений с однородными членами.

Однородные члены предложения.

Построение предложений с однородными членами предложений. Употребление в речи предложений с однородными членами предложений.

композитор, мелодия

Спр. с.18,21 №27

Р.р.  Изложение по коллективно составленному плану. «Купание медвежат»

Составление плана текста. Изложение содержания прочитанного текста

Уметь создавать несложные монологические тексты на доступные детям темы в форме повествования и описания

интонация

с.43 №82

Обобщение знаний об однородных членах предложениях.

Однородные члены предложения. Запятая в предложениях с однородными членами. Союзы, их роль в речи

Знать признаки однородных членов предложения. 

Уметь расставлять знаки препинания в предложениях с однородными членами

мотив, пронзительный

Спр. с.22-24 №28,29

Контрольный диктант по теме: «Однородные члены предложения»

Письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами

Уметь применять изученные правила орфографии и пунктуации в контрольной работе

Спр. с.27№6

Анализ  диктанта. Закрепление по теме: «Однородные члены предложения».

Знать признаки однородных членов предложения. 

Уметь расставлять знаки препинания в предложениях с однородными членами

изображение, портрет

Спр. с.27-35

Текст (4 ч.)

Текст и основная мысль текста.

Виды текста

Сопоставление темы и основной мысли текста.

Знать признаки темы и основной мысли текста.

Уметь определять тему и основную мысль текста. Составлять текст по теме, опираясь на основную мысль.

пейзаж, карикатура

с.55-57 №102-105

Спр. с. 27-35  

Заголовок текста.

Тексты и его составляющие

Озаглавливание текста. Анализ содержания текста по опорным словам. Построение простых и сложных предложений.

Знать признаки темы и основной мысли текста.

Уметь определять тему и основную мысль текста. Составлять текст по теме, опираясь на основную мысль.

акварель, альбом

с.57-58 №106

Спр. с.256 №3(заголовок, знаки, орф.)

План текста.

Деление текста на смысловые части. Составление плана.

Знать признаки и оформление прямой речи на письме.

орнамент, оттенок

с.58-59 №107,108

Спр. с. №

Р.р. Изложение по самостоятельно составленному плану.

Части текста

Составление плана текста с опорой на тему и основную мысль. Изложение содержания прочитанного текста

Уметь создавать несложные монологические тексты на доступные детям темы в форме повествования и описания

РМ

Контрольный диктант за 1 четверть

Письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами

Уметь  писать под диктовку текст с  изученными орфограммами

Имя существительное (44часа)

Работа над ошибками. Склонение имён существительных.

падежи

Изменение существительных по числам и падежам

Знать лексико-грамматические признаки имен существительных.

Уметь определять падеж имен существительных, выполнять работу над ошибками

с.61-63 №109-112

Спр. с.85-86, 88 №151,152,157,158

СД

Упражнения в склонении имён существительных и  в распознавании падежа.

падежи

Изменение существительных по числам и падежам Несклоняемые имена существительные.

Знать особенности несклоняемых имен сущ-х.

Уметь определять падеж имен существительных

с.63-65 №113-115

Спр. с.91-92 №167-168

Несклоняемые имена существительные. Именительный падеж имён существительных.

Алгоритм определения падежа

Особенности имен сущ-х в именительном падеже. Приёмы распознавания падежей.

Знать признаки именительного падежа имен сущ-х. Уметь его определять.

//волшебник, кудесник

с.65-67 №118-119

Родительный падеж имён существительных.

Основное значение Р.п., предлоги и вопросы. Приёмы распознавания падежей.

Знать признаки родительного падежа. Уметь его определять.

невероятный

с.67-70 №122-126

Дательный падеж имён существительных.

Особенности имен сущ-х в дательном падеже. Приёмы распознавания падежей.

Знать признаки дательного падежа. Уметь его определять.

будущий, следующий

с.70-71 №127-130

Винительный падеж имён существительных.

Особенности имен сущ-х в винительном падеже. Приёмы распознавания падежей.

Знать отличия винительного и именительного падежей.

с.72-74 №131-135

2 четверть

Дата проведения

Тема урока

Сопутствующее повторение

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки

Словарная работа

УМК

Р.р. Составление текста по серии иллюстраций

РМ

Творительный падеж имён существительных.

Алгоритм определения падежа

Особенности имен сущ-х в творительном падеже. Приёмы распознавания падежей.

Знать признаки творительного падежа. Уметь его определять.

маляр

с.74-76 №136-140

Предложный падеж имён существительных.

Особенности имен сущ-х в предложном  падеже. Приёмы распознавания падежей.

Знать признаки предложного падежа.

Уметь его определять.

лабиринт

с.76-79 №142-148

Спр. с. №

Повторение сведений о падежах существительных.

квартал, район

с.79-81 №149-152

пароль

Спр. с.259 №2 (ПАДЕЖ), РМ

Распознавание именительного и винительного  падежей.

Отличия имен. от винит. падежей

Изменение существительных по числам и падежам. Различие падежей по совокупности их признаков.

Знать отличительные признаки именительного, винительного и предложного падежей.

Уметь безошибочно их определять

оборона, командир

с.81-82 №153-155

Распознавание винительного и предложного падежей.

комета, орбита, виток

15

с.82-85 №156-160

СД

Обобщение знаний о падежах имён существительных

Различие падежей по совокупности их признаков. Падежи. Склонение имен сущ-х.

Знать, как и  уметь определить падеж имени существительного. Уметь применять полученные знания на практике.

с.85-87 №162-164

Контрольный диктант по теме «Склонение имён существительных»

Письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами

Уметь применять изученные правила орфографии и пунктуации в контрольной работе

Работа над ошибками, допущенными в диктанте. Три склонения имён  существительных в единственном числе.

склонение

Различение  первого, второго, третьего склонения имен существительных

Знать признаки 1-, 2-, 3-го склонения имен существительных.

Уметь определять склонение имен существительных

с.87-90 №165-169

Спр. с.88-90 №159-164

Р.р. Структура повествовательного текста. Изложение по коллективно составленному плану.

Деление текста на части. Озаглавливание частей. Выделение и формулирование главной мысли.

Уметь создавать несложные монологические тексты на доступные детям темы в форме повествования и описания

с.86 №163

Упражнение в определении склонений имён существительных.

Алгоритм определения склонения

Распознавание склонений сущ-х по роду и окончанию в именительном падеже.

// конечно, наверное

с.90-91 №170-173

Спр. с.91-93 №165-171

Упражнения в распознавании типа склонения имён существительных, употреблённых в косвенных падежах.

Склонение имени сущ-го, если оно стоит не в именительном падеже.

Знать о склонении имен существительных.

Уметь определять склонение имен существительных

абсолютно, совершенно

с.91-93 №174-178

Ударные и безударные окончания имён существительных в единственном числе.

ударение

Правописание безударных и ударных падежных окончаний  имен существительных 1 скл.

Знать о  1 склонении имен существительных.

Уметь распознавать тип склонения  имен существительных

необычайно, необычно

с.94-95 №179-182

Проверка безударных падежных окончаний им. сущ. 1,2, 3-го склонения.

три типа склонения

Правописание безударных падежных окончаний имен существительных 1-, 2-, 3-го склонения (кроме существительных на -мя, -ий, -ья, -ье, -ия, -ов, -ин)

Знать  грамматические признаки имени существительного.

Уметь находить способы проверки написания слов с безударными падежными окончаниями имен существительных

одинаково, наоборот,

с.96-97 №184-185

Спр. с.93-95 №172-177,179

Р.р.  Повествовательный текст с элементами описания. Изложение текста-повествования.

Текст -повествование

Выделение в тексте существенного и точная передача содержания.

Знать виды текстов. Уметь их различать, соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации при написании текста

с.99-100 №191

Правописание безударных окончаний существительных в родительном падеже.

Алгоритм определения самой речи

Правописание безударных падежных окончаний имен существительных 1-, 2-, 3-го склонения в родительном падеже. Изменение имен существительных по падежам и числам

Знать падежные окончания имен существительных в родительном падеже.

Уметь находить способы проверки написания слов с падежными окончаниями имен существительных в родительном падеже.

осторожно, приятно

с.97-101 №186-190,

Упражнение в правописании имен существительных в родительном падеже.

Вопросы родительного падежа

Правописание безударных падежных окончаний имен существительных 1-, 2-, 3-го склонения в родительном падеже.

Знать падежные окончания имен существительных в родительном падеже.

Уметь находить способы проверки написания слов с падежными окончаниями им. сущ. в родительном падеже

совсем, мельком, иногда издалека

с. 97-101  №192,193

Правописание безударных окончаний сущ. в дательном падеже.

Вопросы дательного падежа

Правописание безударных падежных окончаний имен существительных 1-, 2-, 3-го склонения в  дательном падеже. Изменение имен существительных по падежам и числам.

Знать падежные окончания имен существительных в дательном падеже.

Уметь находить способы проверки написания слов с падежными окончаниями имен существительных в дательном падеже.

сверху, снизу

с.101-102 №194-195

Спр. с. №

Правописание безударных окончаний существительных в  родительном и дательном падежах.

Алгоритм определение падежа, способы проверки изученных орфограмм

Правописание безударных падежных окончаний имен существительных 1-, 2-, 3-го склонения. Изменение имен существительных по падежам и числам.

Знать падежные окончания имен существительных в родительном, дательном падежах.

Уметь находить способы проверки написания слов с падежными окончаниями имен существительных в родительном, дательном падежах

с.102-104 №196-199

СД // Сравнение окончаний сущ. 1-го и 3-го склонения  в родительном и дательном падежах.

Родительный и дательный падеж сущ-х 1-го и 3-го скл. Правописание окончаний сущ-х в родительном и дательном падежах.

с.104-106 №200-203

Спр. с. №

Родительный и винительный падежи имён существительных 1-го и 2-го склонений.

Три типа склонения

Различие родительного и винительного падежей по окончаниям и предлогам. Способы постановки при распознавании падежа сущ-х 2-го скл. без предлога.

Уметь различать типы склонения имен существительных (1, 2, 3-е); правильно писать окончания имен существительных в винительном падеже, употреблять предлоги про, через, сквозь

// шестнадцать, восемь

с.106-108 №204-207

Контрольное  списывание по теме: «Правописание окончаний существительных».

Списывание в соответствии с изученными правилами

Уметь применять изученные правила орфографии и пунктуации в контрольной работе

Работа над ошибками.

Правописание безударных окончаний существительных в творительном падеже.

Безударные гласные

Правописание имен существительных в творительном падеже.

Уметь писать окончания имен существительных в творительном падеже.

с.108-110 №208-213

Спр. с.98-101 №187-193

Правописание безударных окончаний существительных в предложном падеже

Особенности употребления имен существительных в предложном падеже, правописание окончаний.

Знать падежные окончания имен существительных в предложном падеже.

Уметь находить способы проверки написания слов с падежными окончаниями имен существительных в предложном падеже.

двенадцать

с.110-114 №214-224

Упражнение в правописании безударных окончаний существительных в предложном падеже

Правописание окончаний имен существительных в предложном падеже. Последовательность действий при написании окончаний.

тысяча, сумма

Правописание безударных окончаний существительных в родительном, дательном и предложном падежах.

Изменение имен существительных по падежам и числам. Правописание безударных падежных окончаний  имен существительных 1-, 2-, 3-го склонения

Знать  грамматические признаки имени существительного.

Уметь находить способы проверки написания слов; соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации

миллион

с.115-122 №225-240

Упражнение в правописании окончаний существительных в родительном, дательном и предложном падежах.

Изменение имен существительных по падежам и числам.

Знать падежные окончания имен сущ-х. Уметь правильно их писать.

килограмм, километр

Контрольный диктант  за II четверть по теме: «Безударные падежные окончания имён существительных».

Письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами

Уметь применять изученные правила орфографии и пунктуации в контрольной работе

Анализ диктанта и работа над ошибками. Правописание окончаний существительных в родительном, дательном и предложном падежах.

Алгоритм определения падежа им. сущ

Различие падежей по совокупности признаков. Правописание падежных окончаний имён сущ-х Анализ допущенных ошибок в диктанте.

Знать изученные падежные окончания имен сущ-х. Уметь правильно их писать.

с.115-122 №225-240

Р.р.  Сочинение по картине А. Пластова «Первый снег»

Отличия письменной речи от устной. Составление плана текста и его написание.

Уметь  находить способы проверки написания слов.

с. №

Спр. с. №

Множественное число имён  существительных. Именительный падеж множественного числа.

Число им. сущ.

Склонение имен сущ-х во мн.ч. Особенности окончаний имен сущ-х в именительном падеже мн.ч.

Знать признаки имен существительных; склонение существительных во множественном числе.

Уметь анализировать слово как часть речи, соблюдать правила написания безударных окончаний имен существительных

секунда, минута

с.122-124 №241-247

Спр. с.101-104 №194-200

Именительный и винительный падежи им. сущ. во множественном числе.

Алгоритм определения падежа им. сущ.

Употребление сущ-х во мн.ч., распознавание именительного и винительного падежей.

Знать различия именительного и винительного падежей имен существительных. Уметь правильно употреблять их в речи

момент, мгновение

12

с.125-127 №248-251

Спр. с. №

Родительный падеж имён существительных множественного числа.

Особенности окончаний имен сущ-х в родительном падеже мн.ч.

Знать окончания имен существительных родительного падежа мн.ч.

с.128-132 №253-260

СД

Упражнение в правильном употреблении существительных в родительном падеже множественного числа.

Распознавание родительного и винительного падежей.

Знать окончания имен существительных родительного падежа мн.ч. Уметь распознавать родительный и винительный падежи.

Спр. с.101-104 №194-200

Р.р.   Изложение текста по самостоятельно составленному плану.

Отличие письменной речи от устной. Составление плана текста. Изложение содержания прочитанного текста

Уметь создавать несложные монологические тексты

3 четверть

Дата проведения

Тема урока

Сопутствующее повторение

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки

Словарная работа

УМК

Дательный, творительный и предложный падежи имён существительных во множественном числе.

Особенности дательного, творительного и предложного падежей имен сущ-х мн.ч. Правописание окончаний в данных падежах.

Знать окончания имен существительных в дательном, творительном, предложном падежах мн.ч.

// Электростанция, электричество

с.132-135 №261-267

Тест по теме: "Имя существительное."

Обобщение знаний об имёни существительном

Им сущ и его существенные признаки

Правописание окончаний имен сущ-х мн.ч., их правильного употребления.

Знать окончания сущ-х в ед.ч и  во мн.ч.

Уметь отличать сущ-е мн.ч. в родительном падеже от винительного, писать и правильно употреблять имена существительные в речи..

с. №

Спр. с. №

Имя прилагательное (33 часа)

Имя прилагательное как часть речи.

Им. прил. как часть речи

Имя прилагательное, значение и употребление в речи

Знать лексико-грамматические признаки имен прилагательных

железо, металл

с.136-137 №268-270

Спр. с.112-113 №206-207

Родовые окончания имён прилагательных.

Род им. прил.

Обобщение знаний об именах прилагательных как части речи. Распознавание рода имени прилагательного.

Знать лексико-грамматические признаки имен прилагательных.

Уметь определять род и число имен прилагательных

едкий

с.138-140 №271-274

Спр. с.112-113 №209-210

Склонение имён прилагательных.

Склонение им сущ

Приёмы распознавания падежа имени прилагательного. Склонение имен прилагательных в ед.ч.

Знать склонение имен прилагательных.

Уметь определять склонение имен прилагательных

бирюзовый, лазурный

с.141-144 №275-283

Правописание безударных падежных окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода.

Безударные гласные

Правописание безударных окончаний имен прилагательных (кроме прилагательного с основой на ц)

Знать падежные окончания имен прилагательных мужского и среднего рода единственного числа.

Уметь находить способы проверки написания слов

серебряный, деревянный

II часть

с.3-6 №284-287

Спр. с.117-119 №218,221

Именительный и винительный падежи прилагательных мужского и среднего рода.

падежи

Прилагательные именительного и винительного падежей, оканчивающиеся на –ОЙ, -ЫЙ, -ИЙ.

Уметь находить способы проверки написания слов, соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации

вежливый, деликатный

с.6- 9 №289-294

Спр. с.117-119 №218,221

Свободный диктант

Родовые окончания имен прилагательных. Падеж прилагательных.

Уметь находить способы проверки написания слов, соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации

Спр. с.117-119 №220,224

Родительный падеж имён прилагательных мужского и среднего рода.

Алгоритм определения падежа у прилагательных

Падеж имен прилагательных. Правописание родовых окончаний прилагательных в родительном падеже.

Знать склонение и правописание окончаний имен прилагательных.

Уметь находить способы проверки написания слов, определять склонение имен прилагательных

грамотный, настоящий

с.10-13 №295-301

Спр. с.120-123 №225-231

опрятный

Дательный падеж имён прилагательных мужского и среднего рода.

Правописание падежных окончаний прилагательных в дательном падеже.

Знать склонение и правописание окончаний имен прилагательных.

Уметь находить способы проверки написания слов, определять склонение имен прилагательных

искренний

15

с.13-14 №302-304

Спр. с.123-125 №232-238

Алгоритм определения падежных окончаний у прилаг.

СД 

Творительный и предложный падежи им. прилаг. мужского и среднего рода.

Правописание падежных окончаний прилагательных в данных падежах.

Знать склонение и правописание окончаний имен прилагательных в данных падежах..

Уметь находить способы проверки написания слов, определять склонение имен прилагательных

с.14-18 №305-310

Спр. с.126-128 №239-245

Упражнения в правописании падежных окончаний прилагательных в данных падежах.

Контрольный диктант по теме:  «Правописание окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода».

Падежные окончания имен прилагательных мужского и среднего рода.

Уметь применять изученные правила орфографии и пунктуации в контрольной работе

Спр. с.128-131 №246-252

Анализ диктанта и работа над ошибками. Склонение имён прилагательных женского рода.

склонение

Анализ ошибок диктанта. Склонение. Имя прилагательное

Знать склонение имен прилагательных женского рода единственного числа.

Уметь находить способы проверки написания слов, определять склонение имен прилагательных женского рода единственного числа

Спр. с.135-137 №253-259

Правописание безударных падежных окончаний имён прилагательных женского рода.

Алгоритм определения падежных окончаний у прилаг.

Правописание безударных окончаний имен прилагательных (кроме прилагательного с основой на ц)

Уметь определять склонение имен прилагательных женского рода единственного числа, находить способы проверки написания слов. Знать значимые части слова

// фонтан

с.18-22 №313-321

бассейн, финиш

Различие безударных окончаний им. прил. женского и среднего рода.

Окончания прилагательных женского рода и среднего рода

Знать окончания прилагательных. Уметь определять падежи имен прилагательных

олимпиада

с.23-26 №322-328

Р.р. Изложение по самостоятельно составленному плану.

Составление плана. Выделение главного, краткое и последовательное выражение мыслей.

Знать правописание имен сущ-х и прилагательных.

с.35-36 №345

Спр. с. №

Анализ сочинений и работа над ошибками. Различие безударных окончаний им. прил.  женского рода и среднего рода.

Алгоритм определения падежных окончаний у прилаг.

Окончания прилагательных женского рода и среднего рода

Уметь находить способы проверки написания слов, определять склонение имен прилагательных в единственном числе, определять падежи имен прилагательных

директор, биография

Спр. с.145-147 №267-273

Различие безударных окончаний им. прилагательных мужского  и  женского рода.

Различие сходных по произношению окончаний.

Уметь находить способы проверки написания слов, определять склонение имен прилагательных в единственном числе, определять падежи имен прилагательных

кабинет, фойе

с.26-29 №329-334

Спр. с.138-141 №260-266

Винительный и творительный падежи имён прилагательных  женского рода.

Алгоритм определения падежных окончаний у прилаг.

Различие сходных по произношению окончаний и их правописание.

Знать правописание безударных падежных окончаний прилагательных единственного числа. Уметь определять окончания имён прилагательных женского рода.

доверие

с.29-33 №335-341

Контрольное  списывание по теме:  «Падежное окончание имён прилагательных в единственном числе».

Отличие письменной речи от устной. Списывание текста

Уметь безошибочно списывать тексты с изученными орфограммами

Спр. с.161

Работа над ошибками. Обобщение знаний о склонении имен прилагательных в единственном числе.

Анализ ошибок, допущенных в изложении и списывании.

Знать лексико-грамматические признаки имен прилагательных.

Уметь определять

склонение и падеж имен прилагательных.

Спр. с.141-144

Склонение имён прилагательных во множественном числе.

Число прилаг.

Склонение

Имя прилагательное

Множественное число

Знать склонение и правописание окончаний имен прилагательных множественного числа.

Уметь находить способы проверки написания слов, определять склонение имен прилагательных во  множественном числе

диалог, цитата

с.33-37 №342-346

Именительный и винительные падежи множественного числа имён прилагательных.

склонение

Распознавание именительного и винительного падежей мн.ч. имен прилагательных.

Уметь склонять и употреблять имена прилагательные во мн.ч.

библиотека, каталог

с.37-38 №347-349

Спр. с.151-153

Родительный и предложный падежи мн. ч. имён прилагательных.

падежи

Распознавание родительного и предложного падежей мн.ч. имен прилагательных.

порог

14

с.39-40 №350-353

Спр. с.151-153

Дательный и творительный падежи множественного числа имён прилагательных.

Распознавание дательного и творительного падежей мн.ч. имен прилагательных.

с.40-41 №354-357

Спр. с. 151-153

Р.р.  Сочинение по картине В. М. Васнецова  «Богатыри»

Основные приемы передачи содержания иллюстрации.

Уметь правильно передавать развитие сюжета, кратко и последовательно выражать мысли, точно употреблять и правильно писать имена прилагательные.

с.45-46 №367

СД 

Повторение изученного об имени прилагательном.

Прилаг.  как часть речи

Сходства и различия между данными частями речи.

Уметь сравнивать, делать выводы.

с.42- 45 №358-366

Спр. с.154-156 №288-294

Тест по теме: «Имя прилагательное»

Обобщение  об имени существительном и имени прилагательном.

Им сущ, им прил

Сходства и различия между данными частями речи.

Знать лексико-грамматические признаки имен прилагательных и сущ-х.

с.46-48 №368-371

Спр. с.162-165

Контрольный диктант по теме: «Имя прилагательное»

Склонение прилагательных, кроме прилагательных на -ий, -ья, -ов, -ин

Знать лексико-грамматические признаки имен прилагательных.

Уметь определять склонение имен прилагательных мужского и среднего рода

Спр. с.156-161

Анализ диктанта и работа над ошибками. Повторение пройденного.

Анализ ошибок, допущенных в изложении.

Знать лексико-грамматические признаки имен прилагательных и сущ-х.

Спр. с.156-165

Местоимение (8 ч.)

Понятие о местоимении.

предлоги

Общее представление о местоимении. Местоимение, его значение и употребление

Знать признаки местоимения, соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации

// председатель

с.49-51 №372-376

Спр. с.165-168 №296-302

Личные местоимения 1, 2 и 3–его лица

Личные местоимения, значение  и употребление  в речи

Уметь использовать приобретенные знания и умения в повседневной жизни

правительство, аппарат

с.51-53 №377-379

Спр. с.165-168 №296-302

Правописание местоимений с предлогами.

Местоимения и предлоги

Раздельное написание предлогов с личными  местоимениями. Предлоги, их роль в речи

Знать признаки изученных частей речи. Уметь анализировать предложение с личными местоимениями

Конституция отечество

с.53-55 №380-386

Спр. с.168-171 №303-309

Склонение личных местоимений с предлогами и без предлогов.

Личные местоимения 1-, 2-, 3-го лица, единственного и множественного числа

Знать признаки  и склонение личных местоимений.

Уметь определять склонение и роль в предложении личных местоимений

федерация, гражданин

с.56-60 №387-397

Р.р. Композиция повествовательного текста. Изложение по самостоятельно составленному плану.

Составление плана. Выделение главного, краткое и последовательное выражение мыслей.

Знать правописание местоимений 1,2,3-го лица.

с.57-58 №390

Работа над ошибками. Закрепление пройденного.

Анализ ошибок, допущенных в изложении. Местоимение. Предлоги. Личные местоимения, значение  и употребление в речи

Знать о местоимении.

Уметь писать местоимения с предлогами.

революция, колонна

РМ

Тест  по теме «Местоимение»

Правописание местоимений с предлогами.

Раздельное написание предлогов с личными местоимениями. Предлоги, их роль в речи

Уметь писать личные местоимения с предлогами

товарищ инициатива, активный

Спр. с.168-171 №303-309

Контрольный диктант по итогам 3 четверти

Уметь применять изученные правила орфографии и пунктуации в контрольной работе

Глагол ( 36 ч.)

Глагол. Общее понятие.Изменение глаголов по временам.

Что такое глагол?

Время глагола

Глагол, значение и употребление в речи Существенные признаки глагола. Временные формы глагола.

Знать лексико-грамматические признаки глагола.

Уметь анализировать слово как часть речи

грандиозный торжественный

14

с.61--65 №398-406

Спр. с. 186-189 №350-355

Изменение глаголов прошедшего времени

Временные формы глагола. Определение рода и числа глаголов прошедшего времени.

Знать лексико-грамматические признаки глагола.

Уметь употреблять глаголы в речи

с.65-68 №407-408

Спр. с.226-229 №420-426

СД 

Неопределённая форма глагола.

Неопределённая форма

Неопределенная  форма глагола, вопросы «что делать?» и «что сделать?». Чтение и понимание учебного текста, формулировок заданий, правил, определений

Уметь разбирать по составу глаголы неопределенной формы, задавать вопросы к глаголам

с.68-69 №411-413

Спр. с.174-177 №315-321

Неопределённая форма глагола.

Неопределенная  форма глагола, вопросы «что делать?» и «что сделать?»

Уметь разбирать по составу глаголы неопределенной формы

// шествовать, шефствовать

с.70-71 №414-418

Спр. с.174-177 №315-321

Неопределённая форма глагола. Начальная форма.

Неопределенная  форма глагола, вопросы «что делать?» и «что сделать?»

Уметь определять начальную – неопределенную форму глагола. Знать суффиксы глаголов

телеграмма

с.72-73 №419-422

Изменение глаголов по лицам и числам  (спряжение).

Число и лицо глагола

Изменение глаголов по лицам  и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Чтение и понимание учебного текста, формулировок заданий, правил, определений. Выборочное чтение: нахождение необходимого учебного материала

Уметь распознавать лицо глаголов.

Уметь определять время  глагола

грамматика, предмет

с.74-76 №423-427

Спр. с.189-191 №357-363

Р.р.  Сжатое изложение повествовательного текста.

Составление плана. Выделение главного, краткое и последовательное выражение мыслей.

Уметь сжато передавать текст

с.66-68 №409/410

4 четверть

2-е лицо глаголов единственного числа.

местоимение

Спряжение глаголов, лицо и число глаголов, особенности окончаний глаголов во 2-м лице. Правописание глаголов во 2-м лице единственного числа (-шь)

Знать окончания глаголов настоящего и будущего времени во 2-м лице ед.ч. Уметь писать окончания глаголов настоящего и будущего времени во 2-м лице ед.ч.

викторина

с.77-79 №431-435

Спр. с.192-194 №364-370

2-е лицо глаголов единственного числа.

спряжение

Лицо глаголов. Окончания глаголов 2-го лица ед.ч.

Знать окончания глаголов настоящего и будущего времени во 2-м лице ед.ч.

правильно, понимать

Спр.с.211-213

I и II спряжение глаголов

Изменение глаголов по лицам  и числам (спряжение)

Знать признаки I и II спряжения глаголов.

Уметь определять спряжение  глаголов в настоящем и будущем времени

секрет

с.79-80 №436-438

Окончания глаголов I и II спряжения.

Изменение глаголов по лицам  и числам (спряжение)

Знать признаки I и II спряжения глаголов.

ситуация, свобода

с.81-82 №439-443

Спряжение глаголов в будущем времени.

Время глагола

Особенности спряжения глаголов в будущем времени.

Знать об окончаниях глаголов I и II спряжения.

романтика, юмор

13

с.84-87 №446-452

Спр. с.194-197 №371-377

Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени.

Правописание безударных личных окончаний глаголов (I и II спряжения).

Уметь находить способ проверки написания слов, выполнять работу над ошибками

с.88-91 №453-461

СД 

Распознавание  спряжения глаголов по неопределённой форме.

Неопределенная форма

Спряжение глаголов. Безударные личные окончания глаголов.

Уметь определять спряжение глагола по неопределенной форме

с.92-93 №462-465

Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем времени.

Настоящее время

Правописание безударных личных окончаний глаголов (I и II спряжения)

Уметь соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации

//мираж

с.94-95 №466-470

Спр. с. №

Контрольный диктант по теме: «Правописание безударных личных окончаний глаголов».

Безударных личных окончаний глаголов. Спряжение, лицо, число, время глаголов. Состав  слова.

Уметь находить способ проверки написания слов

Анализ диктанта и работа над ошибками. Повторение  по теме: «Спряжение глагола»

Спряжение глаголов

Безударных личных окончаний глаголов.

Уметь находить способы проверки написания слов

Спр. с.197-201 №378-384

Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем  времени.

Будущее и настоящее время

Правописание безударных личных окончаний глаголов (I и II спряжения)

Уметь находить способ проверки написания личных окончаний глаголов

метель, ураган

с.96-98 №471-477

Спр. с. №

Правописание безударных личных окончаний глагола.

Анализ допущенных ошибок в диктанте и сочинении. Правописание безударных личных окончаний глаголов

Уметь находить способ проверки написания слов, выполнять работу над ошибками

аромат

Спр. с.197-201 №378-384

Глаголы – исключения.

спряжение

Глаголы-исключения. Распознавание спряжения глаголов по неопределенной форме. Безударные личные окончания глаголов.

Знать глаголы-исключения.

Уметь находить способ проверки написания личных окончаний глаголов

бутерброд, винегрет,

с.99-101 №479-484

Р.р. Сочинение с элементами описания по картине К.Ф.Юона «Конец зимы. Полдень.»

Отличие письменной речи от  устной

Уметь использовать приобретенные знания для создания в  письменной форме несложного текста

с.102-103 №487

Глаголы – исключения.

спряжение

Глаголы-исключения. Распознавание спряжения глаголов по неопределенной форме. Безударные личные окончания глаголов.

 Знать глаголы-исключения.

Уметь находить способ проверки написания личных окончаний глаголов

салат

Спр. с.201-204 №385-391

Правописание глаголов – исключений.

Глаголы-исключения

Правописание безударных личных окончаний глаголов. Спряжение глаголов по неопределенной форме.

обернуться

с.102-105 №485-492

Обобщение пройденного о глаголе. Наблюдение над точным употреблением глагола в речи.

определить

РМ

Правописание глаголов прошедшего времени

Прошедшее время

Особенности глаголов, употребляемых в прошедшем времени.

Уметь правильно писать родовые окончания глаголов в прошедшем времени.

обращаться

с.106-108 №493-499

Правописание суффикса в глаголах прошедшего времени.

Признаки определения времени

Временные формы глаголов. Глагольные суффиксы.

Знать написание глагольных суффиксов. Уметь правильно писать суффиксы глаголов прошедшего времени.

желать

с.109-110 №500-501

Изменение глаголов по временам.

время

Изменение глаголов по временам

Уметь определять время  глагола

стеречь

с.111-112 №503-506

Изменение глаголов совершенного и несовершенного вида по временам

Безударные окончания глаголов. Спряжение глаголов. Временные формы глаголов.

Знать лексико-грамматические признаки глагола. Спряжения глаголов.

Уметь употреблять глаголы в речи, писать окончания глаголов. Изменять глаголы.

с.113-115 №507-512

Р.р. Текст описание. Сочинение по картине И. И. Левитана «Весна. Большая вода»

Использование в сочинении элементов описания.

Уметь точно употреблять в письменной речи имена прилаг., сущ.,  глаголы, самостоятельно работать..

Анализ сочинений и работа над ошибками. Упражнение в изменении глаголов совершенного и несовершенного вида по временам

время

Изменение глаголов по временам

Уметь определять время глагола

РМ

СД 

Повторение Правописание безударных личных окончании глаголов-исключений.

Глаголы-исключения

Правописание безударных личных окончаний глаголов- исключений (I и П спряжения)

Уметь соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации

с.116-118 №513-518

Спр. с. №

Контрольный диктант по теме: «Глагол».

Письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами: безударные личные окончания глаголов, безударные гласные в корнях слов.

Уметь безошибочно писать под диктовку тексты с изученными  орфограммами, анализировать слово, предложение

Анализ диктанта и работа над ошибками. Упражнение в образовании временных форм глагола.

время

Правописание безударных личных окончаний глаголов (I и II спряжения)

Знать признаки глаголов.

Уметь употреблять, находить способ проверки написания слов, правильно писать личные окончания глаголов

РМ

Упражнение в правописание безударных личных окончаний глаголов.

Личные окончания гл.

Правописание безударных личных окончаний глаголов (I и II спряжения)

Уметь находить способ проверки написания личных окончаний глаголов

РМ

Тест по теме: «Глагол»

Обобщение знаний о глаголе как части речи.

Обобщение знаний о глаголе.

РМ

Повторение изученного за год   (11 ч.)

Обобщение знаний о предложении

предложение

Разновидности предложений по цели высказывания, по интонации. Знаки препинания  в конце предложения. Предложения с однородными членами без союзов и с союзами и, а, но. Знаки препинания в предложениях с однородными членами

Знать типы предложений  по цели высказывания  и по эмоциональной окраске. Знать признаки однородных членов предложения.

Уметь расставлять знаки препинания в предложениях с однородными членами

с.119-121 №519-524

Состав слова

Состав слова

Морфемный состав слова

Уметь разбирать слова по составу.

с.122 №525-527

Правописание безударных гласных в корне, приставке и окончании.

безударные гласные

Проверяемые и непроверяемые гласные в корне слова. Правописание безударных гласных в корне слова

Уметь находить способ проверки написания слов (в том числе по словарю) с безударными гласными в корне

с.123-128 №528-539

Р.р. Контрольное изложение «Медаль».

Осознанное использование изученных частей речи.

Уметь делить текст на части, составлять план, выделять главное.

с.110-111 №502

Спр. с. №

Анализ и работа над ошибками. Части речи (обобщение)

Грамматические признаки частей речи.

Части речи

Части речи , значение и употребление

Знать признаки частей речи.

Уметь применять их на практике.

с. 129-136  №543-555

Итоговый контрольный диктант

Письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами

Уметь безошибочно писать под диктовку тексты с изученными  орфограммами

Анализ диктанта и работа над ошибками. Имя существительное как часть речи.

Им сущ

Различение имен существительных мужского, женского и среднего родов. Изменение по падежам и числам. Различение 1-, 2-, 3-го склонения имен существительных

Знать признаки имен существительных. Уметь различать род, падеж и число существительных, выполнять работу над ошибками

с. 129-136  №543-555

Имя прилагательное

Им прил

Имя прилагательное, значение и употребление. Изменение имен прилагательных по родам, числам и падежам, согласование с именами существительными. Правописание безударных окончаний имен прилагательных

Знать признаки имен прилагательных.

Уметь изменять прилагательные по родам, числам, падежам, правильно писать безударные окончания имен прилагательных

с.137-139 №556-561

Местоимение.

местоим

Местоимение, значение и употребление.

Знать признаки местоимений.

Уметь их распознавать и употреблять в речи.

с.139-140 №562-563

Глагол как часть речи.

глагол

Существенные признаки глагола. Временные формы глагола.

Знать признаки глаголов.

Уметь употреблять глаголы и правильно писать

с.140-145 №564-576

Проверочное списывание

Виды текстов. Части речи. Правописание безударных гласных в корне слова.

Уметь безошибочно списывать данный текст

с.145-146 №576

Урок КВН  Турнир знатоков русского языка

Совершенствование навыка письма по данным темам.

Уметь безошибочно писать под диктовку тексты с изученными  орфограммами


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа. Русский язык. Т.Г. Рамзаева 4 класс

Рабочая программа. Русский язык. Т.Г. Рамзаева 4 класс...

рабочая программа "Русский язык" 4кл. Рамзаева

Рабочая программа по русскому языку 4 кл. по учебнику Т.Г. Рамзаевой. Программа рассчитана на 4 часа....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА "РУССКИЙ ЯЗЫК" РАМЗАЕВА

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ РАМЗАЕВА 2 КЛАСС...

Пояснительная записка к рабочей программе "Русский язык" Рамзаева, 4 класс

Пояснительная записка, разработанная по всем требованиям ФГОС к КТМ "Русский язык" 4 класс по программе РИТМ...

Рабочая программа. Русский язык. 1 класс. (165 часов в год, 5 часов в неделю) Обучение письму. Илюхина В.А. «Чудо-пропись» - 4 части. Рамзаева Т.Г. Русский язык.

Русский язык(165 часов в год, 5 часов в неделю)Обучение письму.  Илюхина В.А. «Чудо-пропись» - 4 части.Рамзаева Т.Г. Русский язык. Программа составлена в соответствии с основной ...