Конспект и презентация урока русского языка в 3 классе по теме "Образование сложных слов"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Митриева И.В.

 

Конспект и презентация урока русского языка в 3 классе по теме "Образование сложных слов"

 

Цель. Познакомить с понятием  «сложные слова», с их образованием.

Задачи: 1. Познакомить с понятием «сложные слова», со способом их образования (сложением двух основ с помощью соединительных гласных, сложением двух основ  бессуффиксальным способом).

2. Развивать орфографическую зоркость, обогащать письменную и устную речь уч-ся, продолжать формировать умение пользоваться словарем, развивать познавательные интересы, навыки самоконтроля и самопроверки.

3. Воспитывать интерес к  родному языку, словам, умение вести дискуссию.

Оборудование.

Компьютерная презентация, интерактивная доска,  конверты с заданиями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russ.yaz_._konspekt.docx20.51 КБ
Файл prezentatsiya_rus.yaz_.pptx567.26 КБ

Предварительный просмотр:

Тема:  Образование сложных слов.

Урок русского языка в 3 классе.

Учитель начальных классов Митриева Ирина Викторовна.

г.Краснодар, МБОУ СОШ №34

__________________________________________________________

Цель. Познакомить с понятием  «сложные слова», с их образованием.

Задачи: 1. Познакомить с понятием «сложные слова», со способом их образования (сложением двух основ с помощью соединительных гласных, сложением двух основ  бессуффиксальным способом).

2. Развивать орфографическую зоркость, обогащать письменную и устную речь уч-ся, продолжать формировать умение пользоваться словарем, развивать познавательные интересы, навыки самоконтроля и самопроверки.

3. Воспитывать интерес к  родному языку, словам, умение вести дискуссию.

Оборудование.

Компьютерная презентация, интерактивная доска,  конверты с заданиями.

Ход урока.

I.Организационный момент.

Язык наш сладок, чист, и пышен, и богат;
Но скудно вносим мы в него хороший склад;
Так чтоб незнанием его нам не бесславить,
Нам нужно весь свой склад хоть несколько поправить.
А.Сумароков

 II. Повторение пройденного.

Человек всегда хотел знать, почему мы называем вещи так, а не иначе. Из каких языков пришли к нам слова. Узнать о секретах старинных слов. Где же мы их ,прежде всего , встретим? Конечно, в сказках. Но прежде, чем отправиться в сказочное путешествие, мы должны найти ключи ко входу в сказку.Слайд №3

1)1 ключ. Чистописание.Слайд №4

И е о у э ы(на доске). Что объединяет эти буквы?

Задание: выписать только букву, которая меняет свой звук в безударной позиции  и букву, которая может иметь два звука.(О,Е). Прописать ое,ео,ее,оо. Слайд №5

Вы справились с заданием, поэтому первая сказочная дверь открыта.

К этому ключу мы сегодня еще вернемся.

2)2 ключ. Словарная работа. Слад№6

Пассажир вокзал территория троллейбус чемодан

Задание: сгруппируйте по какому-либо признаку слова и запишите в 2 группы.

Вы справились, и вторая сказочная дверь открыта.

3)3 ключ.Развитие речи. Составьте из этих слов предложение, используя наибольшее количество слов.Слайд №7

(На территорию вокзала пассажир с чемоданом доехал на троллейбусе)

Есть третий ключ и мы скоро откроем последнюю сказочную дверь.

 III.Постановка проблемы.

Вы составили из слов предложение. Можно сказать- сложили слова ,по смыслу соединили их.

А что мы складываем  или составляем в обычной жизни?

Составляем мебель, складываем школьные вещи в портфель…

А на уроке математики?

Числа, части и получаем целое, величины, длины отрезков, ..

А что можно сложить на уроке русского языка? Сейчас мы и узнаем.

IV.Актуализация знаний

2 слайд. Работа на интерактивной доске.

Вот мы и за сказочной дверью. А там!!! Слайды №8-10. Вот ковер- самолет, а вот сапоги-скороходы. А в уголке, посмотрите, скатерть-самобранка. В сказке воплотились мечты русского человека о предметах, которые помогли бы в трудных жизненных ситуациях. Мечтали люди передвигаться быстро, скоро, вот и придумали сапожки, которые ходят очень скоро. Как же образовалось это название? Для этого мы должны вспомнить, что такое основа?

Основа – часть слова без окончания. Основа указывает на ЛЗ (лексическое значение) данного слова.

Определите основу в словах ходят и скоро. А теперь попробуем сложить или составить две основы вместе.

Ходскор, а может лучше скорход? Но ведь чего-то не хватает, чтобы получилось нужное нам слово. Вернемся к первому ключу, буквам О и Е. Если вставим между основами букву е, получаем скореход. Звучит? Нет. А если О, получится скороход. А попробуйте любую другую гласную букву вставить. (устная работа) Вывод: не все гласные буквы можно использовать при составлении двух основ.

А какую роль играют эти гласные?

Они объединяют, соединяют две основы.

Дайте им название.

Объединительные, соединительные

Учитель показывает, как выделяются соединительные гласные.

Складывая две основы, что мы складывали?

Два ЛЗ

Что добавили к двум основам?

Соединительную гласную.

И получили слово с новым одним значением.

Как же образовались другие два сказочных предмета?

Мечты вели ввысь, хотелось не только по земле быстро двигаться, но и по воздуху, как птица. Сел на коврик и полетел…

Определите, от каких двух основ составлено слово «самолет» (сам и летит) Выделите основы. При помощи какой соединительной гласной получилось новое слово? Подчеркните ее.

Двигаться быстро удобно, но кушать хочется всегда. И вот появляется новый сказочный предмет-скатерть, да не простая, а самобранка. От каких же основ образовалось это слово? Первая основа сам нам понятна, а вот вторая ! В старину говорили «собирать на стол», то есть ставить все на стол, что есть в доме из еды. «Собирать, брать, убран…»  Вот вам и вторая  основа «бран». Добавили суффикс «к» и окончание для слов женского рода «а» (ведь скатерть женского рода), соединили гласной «о», и получилось новое слово. Разберите его графически.

Получилось новое слово, значит, и одна основа.

Проверим себя, прочитав правило в учебнике на с.92. Как называются такие слова?

С какими сложными словами знакомит правило. Дай значение этим словам.

Слайд №11.

Лесостепь – природная зона, в которой есть признаки леса и степи.

Лесопарк – лес около города, который как парк используется.

Птицеферма – ферма, на которой разводят птиц.

Прочитай это правило с удивлением.

Прочитай это правило с уверенностью в том, что ты знаешь, что такое «сложные слова».

Тема нашего урока: «Сложные слова».

Физминутка (используя интерактивную доску)

Мечтами сыт не будешь, прошли столетия после возникновения сказочных предметов, и появляются новые предметы для облегчения быта человека. В том числе и с названиями из сложных слов.

V.Закрепление темы урока

А теперь проверьте себя, поняли ли вы, что такое  «сложные слова».

На интерактивной доске даны слова и подчеркнуты основы.

Составьте из двух основ, используя соединительную гласную, новые «сложные слова» и вы узнаете, что это за предметы.Слайд№12

вертеть

сосать

пар

рубить

тепло

лететь

мясо

возить

пыль

ходить

Запишите слова в два столбика: с соединительной гласной –о- и с соединительной гласной –е-. Выделите соединительные гласные, окончание, подчеркните основу. Определите новое значение слов.

Как поступить, если вы сомневаетесь в написании слов?

Можно проверить себя по словарю или спросить у взрослых.

 Посмотрите, на какую часть слова падает ударение? В чем закономерность постановки его в сложных словах?

Ударение падает на вторую часть сложного слова.

(Вместе поставить ударение в словах.)

Что произошло со второй основой?

Мы использовали не всю основу, не брали гласные в конце, не брали суффикс.

Такое образование называется: сложение двух основ  бессуффиксальным способом образования. С этим способом образования мы познакомимся подробно в старших классах.

У кого вызвало трудность в написании соединительных гласных? В каком случае какая соединительная гласная  -о- или –е-  пишется, мы узнаем на следующем уроке.

VI.Итог урока

Каким секретом сложных слов ты поделился бы с другом? Слайд №13

Сложные слова – слова, которые образовались, когда сложили две основы. А эти основы соединили соединительные гласные –о- и –е- . У сложных слов одна основа.

И в конце урока возвращаемся в сказку, только она не в фантазиях, а в окружающем нас мире. Птицы, рыбы, звери, насекомые получили свои названия не случайно. Люди обращали внимание на какой – нибудь признак и по этому признаку давали название. Но какие это названия! Прямо сказочные.

Слайды № 14-20

Хвост шилохвостки и клюв шилоклювки похожи на шило.

Мух  ловит и растение, и птица. Им дано одно название – мухоловки. Сидит на ветке птичка, словно без дела. Вдруг метнулась вправо, влево, перелетела поляну, щёлкнула клювом – и муха поймана.

Ни одно насекомое не пролетит мимо прекраснейшего цветка. Сядет полюбоваться на лепестки, а лепестки тут же сомкнулись – и муха в ловушке. Ночесветка светится ночью. Это и насекомое, и морское животное.

По поверхности пруда скользит на длинных ножках водомерка, словно расстояние по воде отмеряет.

Чтобы разгадать секреты названий, надо внимательно приглядеться к животным и растениям, и секреты будут раскрыты.

VII.Рефлексия урока.

 Показать цветом на «листках настроения»,какое настроение после этого урока.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Образование сложных слов. Урок русского языка в 3 классе. Учитель Митриева И.В. МБОУ СОШ №34 г. Краснодар

Слайд 2

А.Сумароков Язык наш сладок, чист, и пышен, и богат; Но скудно вносим мы в него хороший склад; Так чтоб незнанием его нам не бесславить, Нам нужно весь свой склад хоть несколько поправить.

Слайд 4

и е о у э ы

Слайд 5

ое,ео,ее,оо .

Слайд 6

Пассажир вокзал территория троллейбус чемодан

Слайд 7

На территорию вокзала пассажир с чемоданом доехал на троллейбусе.

Слайд 9

Сапоги-скороходы

Слайд 10

Ковер-самолет

Слайд 11

Лесостепь – природная зона, в которой есть признаки леса и степи. Лесопарк – лес около города, который как парк используется . Птицеферма – ферма, на которой разводят птиц.

Слайд 12

верт еть сос ать пар руб ить тепл о лет еть мяс о воз ить пыл ь ход ить

Слайд 13

Верт о лёт

Слайд 14

Пар о ход

Слайд 15

Тепл о воз

Слайд 16

Пыл е сос

Слайд 17

Мяс о рубка

Слайд 18

Сложные слова – это слова , которые образовались, когда сложили две основы. А эти основы соединили соединительные гласные – о- и – е- . У сложных слов одна основа.

Слайд 19

Шил о хвост

Слайд 20

Шил о клювк а

Слайд 21

Мух о ловк а

Слайд 22

Мухоловка

Слайд 23

Ноч е светк а

Слайд 24

Ночесветка

Слайд 25

Вод о мерк а


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка 3 класс "Знакомство со сложными словами"

Материал включает в себя конспект урока и презентацию....

Конспект и презентация урока русского языка 2 класс УМК "Начальная школа 21 века" Тема: "Антонимы"

Урок-исследование по теме :"Антонимы" 2 класс,УМК "Начальная школа 21 века" с презентацией...

конспект и презентация урока русского языка 4 класс планета знаний

план-конспект урока русского языка по теме "Безударные личные окончания глаголов"...

Презентация урока русского языка 2 класс. Тема "Корень. Однокоренные слова"

Презентация к открытому уроку по русскому языку во 2 классе на тему "Корень. Однокоренные слова", 2 четверть....

Конспект и презентация урока русского языка (2 класс) по теме "Двойные согласные"

Конспект урока русского языка во 2 классе.УМК «Школа России»Учебник «Русский язык 2класс» Канакина В.П., Горецкий В.Г.Учитель Христенко Л.Ю. МОУ «СОШ №15 с УИОП» г.о. ЭлектростальАвторский медиапродук...

Презентация Урок русского языка 4 класс Простые и сложные предложения.

Преезентация к уроку русского языка по теме "Простые и слложные Предложения"...