ЗАПОМИНАЛОЧКИ
материал (русский язык) по теме

Грачева Инна Владимировна

Зарифмованные правила русского языка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zapominalochki.docx32.13 КБ

Предварительный просмотр:

Зарифмованные грамматические правила

1. ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ

Жи-ши, жи-ши

С буквой И всегда пиши!

Сочетания ча-ща

Пишем только с буквой А!

Сочетания ЧУ-ЩУ

Всегда с буквой У пишу!

2. Склонение имен прилагательных

Существительное с прилагательным не расстанется уже:

Стоит с ним в одном роде, числе и падеже.

3. Написание -тся и -ться в глаголах

Прежде, чем глагол писать,

Не забудь вопрос задать,

Так как мягкий знак в вопросе,

И в глаголы его вносим.

4. Правописание глаголов второго лица на –ешь/-ишь

Чтоб второму лицу

Были буквы к лицу,

Чтоб в букве «ша»

Расцвела душа,

Не спеши – на конце

Мягкий знак пиши!

5. Как запомнить личные местоимения

Я и мы,

Ты и вы,

Он, она, оно, они –

Все слова отличные,

Важные и личные.

Это, без сомнения,

Все местоимения!

6. Написание слов с корнями –бер-/-бир-, -тер-/-тир-, -мер-/-мир- и т.д.

Если есть за корнем А,

В корне будет И всегда,

Вот пример, запоминай:

-Ноги выТЕР? – ВыТИРАй!

7. Правописание корней –КАС-/-КОС-

Чтобы нам не ошибаться,

Когда –КАС- должен писаться,

А когда напишем –КОС-,

Мы ответим на вопрос:

Есть за корнем суффикс –А-?

-КАС- напишем мы всегда;

-КОС- напишем мы тогда,

Когда нет за корнем –А-.

или

Если суффикс –А- за корнем,

Пишем букву А спокойно!

8. Чтобы запомнить алфавит

А, Б, В, Г, Д. Е, Ё, Ж

Прикатили на еже!

З, И, К, Л, М, Н, О

Дружно вылезли в окно!

П, Р, С, Т, У. Ф, Х

Оседлали петуха!

Ц, Ч, Ш, Щ, Э, Ю, Я

Вот и все они друзья

9. Дополнение

Вопросы косвенных падежей
Ты безошибочно знаешь уже.
Если задашь их без промедления,
Тут же отыщутся дополнения.

10. Определение

Признак предмета или явления
Обозначает определение.
Чей и какой? - ответы просты,
Лишь не хватает волнистой черты.

11. Причастие

Причастие – дитя глагола и прилагательного – очень храброе и не обособляется, когда одиноким скитается. Но как семьей обзаводится, перед  ОСой (определяемым словом) храбрится, а за ней – жала боится, запятыми отгородится.

12. Вопросы обстоятельства

Семь вопросов – просто чудо!

Их запомнить просто так:

Где? Когда? Куда? Откуда?

Почему? Зачем? и Как?

                            или

На вопросы: где? когда?
Как? откуда? и куда?

Обстоятельства всегда
Дадут ответ вам, да-да-да

Или

Второстепенные члены предложения

Признак предмета или явления

Обозначает ОПРЕДЕЛЕНИЕ.

Чей? и какой? – ответы просты

(Лишь не хватает волнистой черты!).

Вопросы косвенных падежей

Ты безошибочно знаешь уже.

Если задашь их, без промедления

Сразу отыщешь все ДОПОЛНЕНИЯ!

Вот вопросы: где? куда? как? откуда? и когда?

ОБСТОЯТЕЛЬСТВО в ответ

Никогда не скажет «нет»!

Всё подробно вам расскажет:

Образ действия покажет,

Время, место назовёт

И причину приведёт

13. Орфоэпия

Возил не шОфер, а шофЁр.

Не фАрфор, а фарфОр.

Был оглашен не прИговор –

Судебный приговОр .

Строгал не стОляр, а столЯр,

Но дОску – не  доскУ.

И слушал в одиночестве

Не «Тоску», а тоскУ.

14. Знаки препинания при однородных членах

Если стоят однородные члены,
Их запятой раздели непременно:
Дети рисуют, играют, сидят,
Спорят, смеются, поют, говорят.

15. Как найти главные члены предложения

Когда перед вами задача - найти
Главные члены предложения,
Прежде всего отыщи глагол,
Глагол в любом наклонении.
Когда обнаружишь этот глагол
Между другими словами,
То подчеркни его поскорее
Сразу двумя чертами.

Потом от него мы вопросы кто? что?
К другим словам направляем
И подлежащее, как на крючок,
На эти вопросы поймаем.
Тут мы его одною чертой
Вмиг подчеркнем без сомнения,
И полюбуйся - перед тобой
Главные члены предложения.

16. Что такое словосочетание

Внимание! Внимание! 
Вот словосочетание.
В нем ходят парою слова,
Но не равны у них права.
В нем слово главное всегда
С зависимым шагает.

А кто тут главный - без труда
Вопрос определяет.
Вопрос от главного идет
К зависимому слову,
И никогда - наоборот,
Запомни как основу.

Внимание! Внимание!

Вот словосочетание:

В нём ходят парою слова,

Но не равны у них права

(В нём слово главное всегда с зависимым шагает!):

Вопрос от главного идёт

И никогда – наоборот!

17. Правописание приставок ПРЕ- и ПРИ-

ПРИ-

Приближение

Прибыл ли поезд, приплыл пароход,
Космонавт прилетел из Вселенной -
Обо всех, кто придет, прилетит, приплывет
Пишется ПРИ-, несомненно.

Присоединение

Винт привинтил, прикрутил колесо,
Приклеил, пришил умело -
Помни, что ПРИ- говорят обо всем,
Что добрые руки приделали.

Близость

На пригорке придорожном ,
В пригороде приморском,
На пришкольном участке пригожем
Даже привередливому - приволье.

Неполнота действия

Язык прикусил - не совсем откусил.
Пригорела - не значит горит.
Помни, что сделано, но не совсем,
Пишут с приставкой ПРИ-.

ПРЕ-

  1. В значении "очень".

    Предлинный достанет до крыши рукой,
    Прежадный не даст вам конфету.
    Кто очень такой или очень сякой –

      ПРЕ- мы пишем при этом.

  1. Сходна с ПЕРЕ-.

    Дожди непрерывные льют в октябре,
    Но грамотным дождь - не преграда.
    Где очень похожи ПЕРЕ- и ПРЕ-,
    Там только ПРЕ- ставить надо...

14.О правописании приставок

Все приставки, как и люди,
Дорожат своим лицом.
Чтоб запомнить внешность каждой,
Быть не надо мудрецом.
Лишь на
З и С приставки
В этом отличаются:
Под влиянием соседа
З и С меняются.

Пусть никто никогда не забудет,

Что З приставкой не была и не будет!

(нет приставки З!)

15. Правописание приставок на З и С

Ты запомни, что приставки

РАЗ-,ИЗ-, ВОЗ-, НИЗ-, ЧЕРЕЗ-, БЕЗ-

Пред согласными глухими

Быстро сменят З на С.

Или

Есть приставочки на З,
И на
С бывают.
Как прилежный ученик
Приставки различает?
Посмотрите на соседа –
Эффективный ход простой! –
И в приставке
С пишите,
Если вслед за ним глухой!
Водит дружбу
З со звонким –
Вот что нужно знать ребёнку!

16.О правописании суффикса -ЧИК в существительных

Пары подружились,
В вальсе закружились,
Д и Т, З и С,
Ждут от жизни лишь чудес!
Самодостаточен и лих,
Ж танцует за двоих.
Пять согласных –
В крепкой дружбе.
В слове каждый – на посту.
Суффикс -Чик иль -Щик им нужен?
– Чик увидят за версту!
Знает каждый ученик,
Что после них мы пишем -Чик.

17. о разделительном Ъ

Всегда после приставки

Меня вы твердо ставьте,

А дальше так: Е, Я, Ю, Ё –

Такое правило мое.

Или

Было «сели»,

Стало «съели»,

Догадаться вы сумели,

Почему случилось так?

Кто виновник?

- Твёрдый знак!

Твёрдый знак нам нужен тоже –

Без него писать не сможем:

Съезд, сЪедобный, обЪясненье,

И подЪезд, и обЪявленье.

18. Спряжение глагола

Ко 2 спряжению относятся все глаголы на –ИТЬ, кроме БРИТЬ, СТЕЛИТЬ,4 глагола на –АТЬ и 7 глаголов на –ЕТЬ:

Гнать, дышать, держать, обидеть,

Слышать, видеть, ненавидеть,

А еще смотреть, вертеть

И зависеть, и терпеть!

Все остальные глаголы относятся к 1 спряжению.

Или

Ко второму же спряженью

Отнесём мы без сомненья

Все глаголы, что на    –ить,

Исключая брить, стелить,

И ещё: смотреть, обидеть,

Слышать, видеть, ненавидеть,

Гнать, держать, дышать, вертеть,

И зависеть, и терпеть.

19. Н и НН в суффиксах имен прилагательных

Вам скажет каждый джентльмен:

-Две буквы Н любой порою

Пиши в словах, где –онн- и –енн-,

И только ветреный с одною.

Ему в ответ абориген:

- На Н кончается основа,

К ней прибавляешь суффикс –н- -

С двумя НН получаешь слово!

А в суффиксах –ин-, -ан- и –ян-

Пишите Н одно, друзья!

Лишь оловянный, деревянный

И стеклянный пишутся с двумя.

20. Синонимы

Слова – синонимы

Всегда близки по смыслу,

Разнятся лишь оттенками подчас:

Родимый край – Отечество – Отчизна!

Как много в них священного для нас!

21. Антонимы

Минус – плюс, огонь – вода,

Дерзкий – осторожный!

Все антонимы всегда

Противоположны!

22. Омонимы

Различен смысл в словах. И что же?

Как близнецы, они похожи:

Груз подаёт подъёмный кран,

И воду льёт в квартире кран.

23. Прямое и переносное значение слова

Железную подкову кузнец ковал коню.

Я в человеке волю железную ценю:

Хоть звона наковальни не слышала она,

Но, как железо, прочной и крепкой быть должна.

24. Стили речи

Артисты говорят в гримёрной,

Твой друг беседует с тобой –

Стиль это просто разговорный,

А не какой-нибудь иной.

Рассказ читаешь или стих,

Роман, поэму, пьесу –

Знай, в них художественный стиль,

Стиль очень интересный.

Ещё есть стиль публицистический –

Статей в журнале политическом,

Газетных очерков, заметок –

Запомни также стиль и этот.

А биографию открой- официально-деловой.

А правила когда мы учим,

Употребляем стиль научный!

25. Заглавная буква

Имена, фамилии,

Клички, города

Все с заглавной буквы

Пишутся всегда!

26. Безударная гласна

Если буква гласная

Вызвала сомнение,

Ты немедленно её

Ставь под ударение.

27. Разделительный Ь

Перед Е, Ё, И, Ю, Я

Я в корнях стою, друзья.

ВоробЬи, семЬя, жилЬё –

Перед Я, Ю, И, Е, Ё.

28. Ь – показатель мягкости

Мягкий знак, мягкий знак –

Без него нельзя никак!

Без него не написать

ТридцатЬ, двадцатЬ, десятЬ, пятЬ.

Вместо «шесть» получим шест,

Вместо «есть» напишем ест,

Станут пенками «пеньки»,

Уголками – «угольки»,

«Банька» в банку превратится.

Вот что может получиться,

Если будем забывать

Мягкий знак в словах писать.

29. Непроизносимые согласные

Не чудесно, не прекрасно,

А ужасно и опасно

Букву Т писать напрасно.

Всем известно, как прелестно

Букву Т писать уместно.

30. Окончания имен прилагательных

Зимним днём, зимним днём

На прогулку мы идём.

Ради шутки, ради смеха

Спросим мы лесное эхо:

«Ты на дереве какОМ?»

Отвечает эхо: «ОМ!»

«Ты под кустиком какИМ?»

Отвечает эхо: «ИМ!»

«Расскажи ты это всем!»

Отвечает эхо: «Ем!»

31. Правописание НЕ с глаголами

НЕ выучил, НЕ делай,

НЕ знаешь, НЕ спеши!

С глаголами отдельно

Частицу НЕ пиши!

32. Полные и краткие прилагательные

У полных прилагательных отчаянье:

Куда-то убежало окончание,

Умчалось, разрешенья не спросив,

И стал вдруг смелый смел,  

Красивый стал красив!

33. Виды предложений по цели высказывания

По цели всегда различай предложение:

В повествовательном – сообщение,

Вопрос в вопросительном (дашь нам ответ?),

А в побудительном – просьба, совет.

34. Разбор слова по составу

Школьник! При разборе слова

Окончанье и основу

Первым делом находи.

После корня будет суффикс,

А приставка – впереди.

35. Сложное предложение

Одно предложенье простое с другим

Стать предложеньем решили одним.

Простых может три быть, четыре и пять –

Важно их все запятой отделять!

36.Раздельное написание предлога

Машину я свою гоню,

Все окончанья заменю.

В кабине я сижу отдельно,

Со словом я пишусь раздельно,

С лентяями я очень строг!

Меня зовут шофёр ПРЕДЛОГ.

37. Слова-исключения, в которых в корне после шипящих пишется О

Наш О сегодня разозлен:

Шов в капюшоне сделал он.

Накинув вышитый наряд,

Полез за ягодами в сад.

Но шов цеплялся за крыжовник,

И шорох услыхал садовник.

38. Дефисное написание неопределенных местоимений и наречий

При –то, -либо, кое-, -нибудь

Черточку не позабудь!

39. Слова-исключения, в которых в корне после Ц пишется Ы

Цыган на цыпочках стоит и «Цыц!» цыпленку говорит

или

Пришел на цыпочках цыган  и на цыпленка «Цыц!» сказал

или

Цыган на цыпочках цыпленку цыкнул «Цыц!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Запоминалочки. Методические рекомендации для уроков по русскому языку.

При повторении некоторые правила лучше запоминаются, если даны в стихах.Использование такого материала позволяет разнообразить урок, делает их более яркими, запоминающимися. Все это воспитывает у...

Запоминалочка "Разделительный мягкий знак" (2 класс)

Запоминалочка "Разделительный мягкий знак"  может пригодиться учителям, работающим по программе "Школа России" во 2-м классе. Может быть использована в качестве раздаточного материала для учащихс...

Запоминалочка "Мягкий знак у существительных после шипящих"

Запоминалочка "Мягкий знак у существительных после шипящих"...

Сборник "запоминалочек" по русскому языку для 1-5 классов

     Сборник "запоминалочек" по русскому языку поможет учащимся 1-5 классов в увлекательной и занимательной форме запомнить правильное произношение, употребление и напи...