рабочая программа по русскому языку для 4 класса для УМК 21 век
рабочая программа по русскому языку (4 класс) по теме

Татьяна Викторовна Фадеева

рабочая программа по русскому языку для 4 класса для УМК 21 век " Знатоки русского языка"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zntoki_russkogoyazyka.doc111 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
«МОУ гимназия № 15»
Советского р-на г. Волгограда



Утверждена методическим советом

Прот. № ___ от «    » ______ 2013 г.

Директор                         Е.Ю.Ляпина

        

ЗНАТОКИ РУССКОГО ЯЗЫКА

Программа дополнительного образования детей 10-11 лет

Срок реализации —  6 месяцев

Разработчик:
Фадеева Татьяна Викторовна,
учитель начальных классов  1 квалификационной категории

        

Волгоград – 2013


Пояснительная записка

        Направленность: программа предназначена для углубления знаний по русскому языку с целью качественной подготовки к изучению предмета в среднем звене: формирование лингвистической компетенции, то есть знаний о языке и речи и умения пользоваться ими в работе с языковым материалом; формирование языковой компетенции, то есть практическое владение самим языком, соблюдение в устных и письменных высказываниях языковых норм; формирование коммуникативной компетенции, или владение разными видами речевой деятельности, умениями воспринимать чужую речь и создавать собственные высказывания; культуроведческая компетентность, обеспечивающая осознание русской языковой картины мира, овладение культурой межнационального общения

          Новизна и актуальность:  введение единого государственного экзамена по русскому языку повысило значение данного предмета и  заставило обратить особое внимание  на актуализацию знаний и умений по вопросам, традиционно вызывающим затруднения у учащихся начальной школы в области орфографии и пунктуации; на совершенствование знаний о синтаксисе;  знаний признаков и особенностей текста; формирование навыков анализа  текста, соблюдение языковых и культурных норм, передачи содержания текста и создания собственного высказывания. Данная программа расширяет знания и умения учащихся и помогает осознавать себя как активную личность, способную к речевому взаимодействию в различных сферах общения.

Программа направлена на:

  • активизацию творческих способностей учащихся;
  • развитие грамотности устной и письменной речи;
  • формирование культуры речи;
  • формирование коммуникативных навыков в различных речевых ситуациях;
  • развитие интеллектуальных способностей учащихся;
  • овладение речевого этикета.
  1.     Педагогическая целесообразность :

- успешно реализовать цели развития логического и абстрактного мышления;

-решить практические задачи по формированию навыка грамотного письма и развитию речи учащихся;

-сделать ученика субъектом обучения, когда на каждом уроке ученик четко осознает, что и с какой целью он выполняет;

- избавить учеников от психологической утомляемости, возникающей из-за немотивированного смешения различных видов работ.

         Важной отличительной стороной данной программы является ориентация ученика не на заучивание  определений и правил, а на ознакомление с устройством и функционированием родного языка, овладение умениями выделения и характеристики языковых единиц с опорой на алгоритмы. Многие лингвистические понятия и законы, представленные  в программе, не выносятся в требования  к уровню подготовки учащихся. Материал, превышающий уровень требований, призван расширить  их кругозор, познакомить с интересными фактами и явлениями из жизни родного      языка, что позволяет реализовать дифференцированный и индивидуальный подход к обучению.

Цели программы:

-  развитие коммуникативной, лингвистической, языковой деятельности;

- воспитание гражданина, патриота, знающего и любящего свой язык;

- совершенствование личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий.

 Задачи:

1.        развитие исследовательской активности детей;

2.        стимулирование у детей интереса к русскому языку

3.        ознакомление с научной картиной мира;

4.        вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс.

Отличительные особенности:

Важной отличительной стороной данной программы является ориентация ученика не на заучивание  определений и правил, а на ознакомление с устройством и функционированием родного языка, овладение умениями выделения и характеристики языковых единиц с опорой на алгоритмы. Многие лингвистические понятия и законы, представленные  в программе, не выносятся в требования  к уровню подготовки учащихся. Материал, превышающий уровень требований, призван расширить  их кругозор, познакомить с интересными фактами и явлениями из жизни родного      языка, что позволяет реализовать дифференцированный и индивидуальный подход к обучению.

Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы: от 10до11 лет. Дети 10-11 лет способны на высоком уровне выполнять предлагаемые задания по исследовательской деятельности.

  Сроки реализации:  6 месяцев

Формы занятий:  Занятия по данной программе состоят из теоретической и практической частей, по времени занимают одинаковую часть.

 Программой предусмотрены методы исследовательский и проблемно-поисковый, что способствует достижению высоких результатов.

    Формы организации обучения  – коллективная, групповая и индивидуальная  в зависимости от темы занятия. По особенностям коммуникативного взаимодействия -  игра, конкурсы.

Режим занятий:  Занятия проходят 1 раз в неделю, продолжительностью 40 минут, всего 17 часов.

Ожидаемые результаты: 

Блок «Как устроен наш язык»

называть:

  • изученные части речи;
  • значимые части слова;

различать, сравнивать:

  • буквы и звуки, гласные и согласные звуки, гласные ударные и  безударные, согласные твердые и мягкие, согласные звонкие и глухие, согласные парные и непарные;
  • имя существительное, имя прилагательное, личное местоимение, глагол;
  • предлог и приставку;
  • корень, приставку, суффикс, окончание;
  • главные (подлежащее и сказуемое) и второстепенные члены предложения; словосочетания (главное и зависимое слово); предложения с однородными членами;

приводить примеры:

  • простого двусоставного предложения;

кратко характеризовать:

  • виды предложений по цели высказывания и интонации;

решать практические и учебные задачи:

  • выделять подлежащее и сказуемое, словосочетания, однородные члены (в простом предложении);
  • пользоваться словарями;
  • использовать алфавит при работе со словарём.

Блок «Правописание»

К концу обучения в 4 классе учащиеся должны:

решать практические и учебные задачи:

  • писать под диктовку разборчиво и аккуратно текст из 75-80 слов со следующими изученными правилами правописания:

- прописная буква в начале предложения, в именах собственных;

-звонкие и глухие согласные  в корнях;

-непроизносимые согласные;

-сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу, сочетания чк-чн;

-удвоенные согласные;

- безударные гласные, проверяемые ударением (в корне слова); безударные   гласные, не проверяемые ударением;

- разделительный мягкий знак и разделительный твердый знак; мягкий знак после шипящих на конце имен существительных, мягкий знак после шипящих в окончаниях глаголов 2-го лица единственного числа;

- не с глаголами;

-безударные падежные окончания имен существительных, имен прилагательных;

- правописание безударных личных окончаний глаголов;

- словарные слова, определенные программой;

- знаки препинания в конце предложения (точка, вопросительный и восклицательный знаки); запятая между однородными членами предложения.

УУД:

Регулятивные ууд:

  • самостоятельно формулировать  цели урока после предварительного обсуждения;
  • учить обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем;
  • составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем;
  • работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя;
  • в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.

Познавательные ууд:

Общеучебные и логические ууд:

  • самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг,
  • отбирать необходимые для  учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников,
  • извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.)
  • систематизировать учебный материал,
  • сравнивать и группировать факты и явления. Определять причины явлений, событий. Делать выводы на основе обобщения знаний,
  • представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.
  • Владеть навыками рефлексивного анализа,
  • Уметь решать нестандартные задачи, алгоритмы решений которых не изучались,
  • Уметь переводить устную речь в письменную.
  • оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом учебных и жизненных речевых ситуациях. Высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы,
  • слушать других, пытаясь принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения. Читать  вслух и про себя тексты учебников, при этом:

- отделять новое от известного;

- выделять главное;

- составлять план.

  • Выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи). Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться,
  • Темп письма 70-80 знаков в минуту.
  • Отбирать необходимые знания из большого объёма информации,
  • Пользоваться энциклопедическим справочным материалом,
  • Самостоятельно работать с учебником,
  • Целенаправленно обобщать идеи текста на основе выделения главных мыслей в его частях,
  • Систематизировать и классифицировать информацию,
  • Использовать различные виды моделирования.

Блок «Развитие речи»

К концу обучения в 4 классе учащиеся должны:

решать практические и учебные задачи:

  • отвечать на вопросы к тексту;
  • делить текст на смысловые части и составлять простой план.

Учащиеся, занимающиеся по данной программе, имеют возможность научиться:

различать, сравнивать:

Блок «Как устроен наш язык»

  • слово и предложение;
  • многозначные слова, синонимы, антонимы;
  • наречие, имя числительное;
  • простое и сложное предложения;

  Блок «Развитие речи»

  • текст и не текст;

решать практические и учебные задачи:

  Блок «Как устроен наш язык»

  • проводить фонетический анализ слова и разбор слова по составу;
  • находить лексическое значение слова в толковом словаре;
  • характеризовать имя существительное и имя прилагательное как части речи (значение и морфологические признаки);
  • разбирать простое предложение  по членам;

Блок «Правописание»

  • суффиксы имен существительных и имен прилагательных (в объеме данного курса);
  • наречия, оканчивающиеся на шипящий; гласные на конце наречий;
  • запятая между частями сложного предложения (простейшие случаи);

Блок «Развитие речи»

  • выделять основную мысль текста;
  • подбирать заголовок данному тексту, озаглавливать собственный текст, определять по заголовкам  содержание текста;
  • исправлять деформированный текст (с нарушением порядка следования частей);
  • составлять план текста (при помощи учителя);
  • находить языковые средства, делающие текст выразительным, и ошибки, нарушающие логичность, правильность и точность текста;
  • писать изложения различных видов (обучающего характера).

     Формы подведения итогов 

Подведение итогов по результатам освоения материала данной программы может быть в форме проверочного теста, участие в школьной олимпиаде, презентаций. В процессе просмотра работ-презентаций происходит обсуждение оригинальности замысла автором.

Учебный план


пп

Тема

Количество часов

Всего

Теоретич. занятия

Практич. занятия

1

« Из чего растут слова?»

(Повторяем фонетику и словообразование.

Повторяем словообразование и правописание частей слова: приставок и суффиксов.)

1

0,5

0,5

2

« Повторение- мать учения»

(Вспоминаем изученные орфограммы)

1

0,5

0.5

3

« В мире звуков»

( Работа Ь в словах)

1

0,5

0,5

4

« Здравствуй, имя  существительное!»

(Грамматические признаки имени существительного)

1

0,5

0,5

5

« Самостоятельные части речи: Имя прилагательное»

( Грамматические признаки имени прилагательного)

1

0,5

0,5

6

«Самостоятельные части речи: Глагол»

( Правописание НЕ с глаголами)

1

0,5

0,5

7

«Самостоятельные части речи: Глагол»

(Вид глагола, начальная форма глагола, личные формы глагола)

1

0,5

0,5

8

«Самостоятельные части речи: Глагол»

(Лицо и число глаголов)

1

0,5

0,5

9

 «Самостоятельные части речи: Работа Ь в глаголах»

(Правописание -ться и -тся в глаголах.)

1

0,5

0,5

10

«Самостоятельные части речи: Глагол»

 (Изменение глаголов по временам.)

1

0,5

0,5

11

« Правописание глаголов».
(Правописание суффиксов глаголов. Правописание окончаний глаголов в прошедшем времени)

1

0,5

0,5

12

« Самостоятельные части речи: Имя числительное»

(Изменение имён числительных)

1

0,5

0,5

13

« Что такое словосочетание?» 

(Связь слов в предложении. Связь слов в словосочетании. Согласование. Управление. Примыкание.)

1

0,5

0,5

14

« Наша речь : Простое предложение»

(Разбор по членам предложения, синтаксический анализ)

1

0,5

0,5

15

« Наша речь: Предложение с однородными членами»

(Знаки препинания при однородных членах предложения)

1

0,5

0,5

16

« Наша речь: Сложное предложение»

(Знаки препинания в сложном предложении)

1

0,5

0,5

17

Пишем текст- рассуждение: « Скоро каникулы!»

(Типы текстов, орфограммы в словах)

1

0,5

0,5

ИТОГО

17

8,5

8,5

программа КУРСА ( 17 часов)

«Как устроен наш язык»

(основы лингвистических знаний) (10 часов)

Фонетика. Повторение изученного на основе фонетического анализа слова. (1 ч)

Состав слова. Повторение изученного  на основе разбора слова по составу и словообразовательного анализа. (2 ч)

Морфология. Повторение основных признаков частей речи, изученных в 3 классе, на основе морфологического разбора. (2 ч)

    Глагол как часть речи. Значение глагола, глагольные вопросы. Начальная форма глагола. Глаголы совершенного и несовершенного вида. Изменение глаголов по временам: настоящее, прошедшее и будущее время глагола. Изменение глаголов по лицам. Изменение глаголов по родам  в прошедшем времени. Изменение глаголов по числам. Спряжение глаголов.(1 час)   Имя числительное: общее значение. (1 ч)

Синтаксис.

Синтаксический анализ простого предложения. (1 ч)

Словосочетание. (1 ч)

Сложное предложение. (1 ч)

«Правописание» (формирование навыков грамотного письма)( 6 ч.)

    Правописание личных окончаний глаголов. Употребление буквы Ь в глагольных формах. Правописание частицы НЕ с глаголами.

Правописание гласных на конце наречий. Правописание наречий на шипящую.

    Постановка запятой между частями сложного предложения (простейшие случаи).

Отработка орфографических правил, изученных во 2-4 классах.

«Развитие речи»(1 ч.)

Совершенствование речевых умений.

Знакомство с основными видами сочинений и изложений (без заучивания учащимися определений): изложения подробные и сжатые, полные, выборочные и изложения с элементами  сочинения;   сочинения - повествования,  сочинения – рассуждения, сочинения – описания.

      Продолжение работы над правильностью, точностью, богатством и выразительностью письменной речи.

Методическое обеспечение


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по русскому языку 2 класс по программе школы России

Рабочая программа по русскому языку для 2 «А» класса ГСКОУ 3-4 вида г. Петровск-Забайкальска на 2011-2012 учебный год разработана на основе Программы Министерства образования РФ: Начальное общее...

Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование

Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование Рабочая программа по матем...

Рабочая программа по русскому языку 3 класса авторской программы Л.Ф. Климанова «Русский язык»

Рабочая программа разработана на основе авторской программы Л.Ф. Климанова «Русский язык» утвержденной  в соответствие с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начал...

Рабочая программа по русскому языку (4 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 4 коррекционный класс (8 вида).

   Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...

Рабочая программа по русскому языку (3 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 3 коррекционный класс (8 вида).

Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М.: Просвещение...

Рабочая программа по русскому языку 1 класс "Школа России" и календарно–тематическое планирование уроков русского языка

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по русскому языку для 1 класса составлена на основе авторской программы Канакиной В.П., Горецкого В.Г, Бойкиной М.В.   УМК &laqu...

Рабочая программа по русскому языку 1 класс ("Начальная школа XXI Века"), по обновленным ФГОС выполнена в конструкторе рабочих программ

Рабочая программа по русскому языку 1 класс ("Начальная школа XXI Века"), по обновленным ФГОС выполнена в конструкторе рабочих программ...