Главные вкладки

    Технологическая карта урока (система Л.В. Занкова)
    план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме

    Казакова Любовь Сергеевна

    Технологическая карта урока во 2 классе по русскому языку по теме

    «Непроизносимая согласная в корне слова»

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon tekhkarta_uroka_s-ma_l.v._zankova.doc67.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Технологическая карта урока (система Л.В. Занкова)

    Тема раздела  « Какие бывают  в грамматике группы слов»

    № п/п

    Параметр

    Описание

    Учебный предмет, класс

    Русский язык, 2 класс

    Тема занятия/урока

    «Непроизносимая согласная в корне слова»

    Цель (цели)  занятия/урока

    Познакомить учащихся со словами, имеющими непроизносимые согласные в корне слова через проблемную ситуацию; научить подбирать проверочные слова

    Задачи

    Соответствие задач и этапов урока (здесь указать, какой этап на решение каких задач работает. Тогда будет видно, насколько задачи действительно шаги по достижению цели урока, насколько этапы рабочие и необходимые)

    Ожидаемый учебный результат

    Предметные результаты

    Универсальные учебные действия (Личностные и метапредметные результаты)

    Познакомятся с наличием в русском языке слов с непроизносимыми согласными д, т, л, в на месте звукосочетаний [зн], [сн], [рц], [нц], [ств]. Научатся переносить известные способы проверки, в частности, на проверку непроизносимых согласных в корнях слов

    Личностные: сформируется положительное отношение к учебному материалу. Смыслообразование и самоопределение: сформируются умения ориентироваться в социальных ролях и межличностных отношениях.

    Метапредметные.

    Регулятивные: сформируются и разовьются умения понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале, самостоятельно их находить, удерживать цель деятельности. Контролировать свою деятельность по ходу или результатам выполнения задания.

    Познавательные: умение применять правила, пользоваться инструкциями и освоенными закономерностями. Понимание и преобразование информации. Применение и представление информации.

    Коммуникативные: использовать в общении правила вежливости; строить понятные для партнера высказывания

    Оборудование и материалы

    Для педагога

    Для учащихся

    Уроки Кирилла и Мефодия. Русский язык. 2 класс. – М..: Кирилл и Мефодий, 2009. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).

    Основные этапы и виды деятельности

    Этап урока

    Цель - результат

    Содержание

    (страницы учебных пособий, номера учебных заданий, медиаресурсы)

    Деятельность учителя

    Деятельность ученика

    Оценка и контроль

    1. Самоопределение к деятельности (оргмомент)

    Настрой на работу.

    Прозвенел для нас звонок.

    Начинается урок.

    На каждом уроке мы открываем новые тайны нашего языка. Для этого мы исследуем различные единицы речи (показ слайдов из уроков Кирилла и Мефодия).

    Подготовка класса к работе

    1. Актуализация знаний и коррекция знаний учащихся

    Учебник, с.16, упр.238

    Выявляет уровень знаний.

    Определяет типичные недостатки.

    Активизация знаний учащихся и создание проблемной ситуации.

    - Вспомним, что такое орфограмма?

    - Сейчас мы выполним задания и вспомним, какие орфограммы корня мы знаем.

    - Сначала запиши форму множественного числа, а затем запиши родственные слова.

    - Во всех словах отметь орфограмму в корне. Подчеркни слова, которые являются проверочными.

    - Какая позиция гласных звуков сильная, какая слабая ?

    - Как проверить безударную гласную в корне?

    - Какая позиция парных согласных сильная, а какая слабая?

    - Как проверить парную согласную в корне слова?

    Орфограмма – это «опасное» место при  письме.

    1в. Гора – горы – горный.

    2в.. Дуб – дубы дубовый.

    Учащиеся  называют сильные и слабые позиции для гласных, парных согласных и способы их проверки.

    1. Постановка учебной задачи

     

    - Сегодня мы познакомимся с новой орфограммой корня.

    Иногда согласные играют с нами в прятки. Они не произносятся, но пишутся.

    Ваши предположения, что это за орфограмма?

    Если согласный не произносится, а буквой обозначается, то как его можно назвать? (Показывает тему на интерактивной доске)

    Непроизносимая согласная в корне слова.

    Тема нашего урока «Непроизносимая согласная в корне слова»

    1. Построение проекта выхода из затруднения. («Открытие» детьми нового знания)

    Учебник, с.16, упр.239

    Известный

    Сердце

    - Послушайте, как произносятся эти слова. Какой звук не произносится? (Слайд из урока Кирилла и Мефодия).

    - Мы продолжим исследования с помощью учебника.

    - Какая позиция звуков  парных согласных слабая, а какая сильная?

    Это знакомая нам орфограмма.

    Исследуем следующие 4 пары слов

    Какая позиция для непроизносимых согласных слабая?

    Сделайте вывод: подойдёт ли способ проверки парных согласных для способа проверки непроизносимых согласных.

    - Подберите проверочное слово.

    - Молодцы, сразу слышим четко непроизносимый согласный.

    Значит, подходит такой вариант проверки?

    - Давайте сравним наши выводы с правилом на с.17.

    - Правильно ли вывели способ проверки слов с непроизносимыми согласными?

    - Прочитайте вслух вторую часть правила.

    - Только ли непроизносимую согласную можно проверить, ставя после неё гласную?

    - Какой способ узнали?

    _ Прочитайте примеры к этому правилу.

    Какие согласные не произносятся?

    Само словосочетание «НЕПРОИЗНОСИМАЯ согласная» говорит о том, что эта согласная буква пишется (фактически в слове есть), но не произносится (т.е. звука не обозначает).

    Чаще всего это согласные Т, В, Л, Д.

    Не произносятся согласные звуки [т], [д]

    Слабая позиция – на конце слова или в середине слова перед глухой согласной.

    Сильная позиция – перед гласной.

    Звук согласный проверяй.

    Рядом гласный подставляй.

    Слабая позиция - сочетание 3 и более согласных.

    Сильная позиция - согласный звук произносится тогда, когда он стоит перед гласной

    Да, подойдёт

    Дети читают правила про себя

    Так же проверяем парную согласную.

    Изменяем слово, чтобы после согласной стояла гласная буква

    Чтение примеров и нахождение сочетаний согласных Д, Т, Л, В

    1. Первичное закрепление «во внешней речи»

    Учебник, с.17, упр.240

    - Исследуй: при любом ли сочетании согласных один из них не произносится.

    - Выпиши слова с непроизносимыми согласными. Рядом напиши проверочное слово

    Свистнул – свистеть

    Прелестный – прелести

    Яростный – в ярости

    Сердце – сердечный

    Наездник - ездить

    1. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

    - А сейчас работаем в парах.

    Гру[ ]ный – проверочное слово – слово

    Гига[ ]кий – проверочное слово – слово

    Ме[ ]ность – проверочное слово – слово

    Капу[ ]ый – проверочное слово – слово

    Работа в паре по карточке

    гру[сн]ый – грустит

    Гига[нс]кий – гиганты - гигантский

    1. Включение в систему знаний и повторений

    - Молодцы, хорошо потрудились! А теперь отгадаем загадки.

    Чик – чирик!

    К зёрнышкам прыг!

    Клюй, не робей!

    Это кто? (Воробей)

    Деревянная дорога,

    Вверх идёт она отлого.

    Что ни шаг –

    То овраг (лестница)

    Посмотрите внимательно на слова-отгадки. Нет ли среди них по теме нашего урока?

    - Что объединяет слова-отгадки?

    - Почему их называют словарные слова?

    - В русском языке много слов с непроверяемыми безударными гласными, но есть и 3 слова с непроизносимой согласной, которую нельзя проверить и нужно запомнить написание этих слов

    Это словарные слова. Написание этих слов нужно запомнить.

    Запись слов: чувство, лестница, праздник

    Подведение итогов.

    Итоговая рефлексия учебной деятельности. Личностные приращения,  оперирование метапредметными способами действий, предметные результаты,  самоанализ и самооценка (ученика)

    Задание на дом.

    Учебник, с.17, выучить правило

    - Итак, исследователи русского языка, сегодня на уроке мы ответили на вопросы: Что? Где? Когда? Как?

    - Какие задания вам были интересны и почему?

    Что? Орфограмма непроизносимая согласная.

    Где? В корне слова

    Когда? На месте6 звукосочетаний [сн], [зн], [рц], [нц], [ств]

    Как надо проверять?

    Нужно подобрать такое однокоренное слово, в котором непроизносимый согласный был бы перед гласным


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Технологическая карта урока русского языка ,2 класс,УМК "Система Занкова Л.В,"

    Урок представлен в форме технологической карты. Технологическая карта урока – это способ графического проектирования урока, таблица, позволяющая структурировать урок по выбранным учителем параметрам. ...

    Технологические карты уроков по окружающему миру по теме "Органы чувств" (2класс). Система Л.В.Занкова.

    Технологическая карта – это модернизированный план урока, это системная рекомендация деятельности учителя и ученика, направленная на достижение прочных знаний и формирование творческого теоретического...

    Технологическая карта урока русского языка в 3 «А» классе по системе Занкова

    Тема: Распрастраненные и нераспрастраненныеЦели урока:  закрепить сведения по синтаксису простого и предложения ; познакомить с предложениями распрастраненными и нераспрастраненными; формир...

    Технологическая карта урока"Горизонт" 2класс УМС Занкова

    Технологическая карта урока "Горизонт", окружающий мир,  2класс УМК Л.Занкова...

    Технологическая карта урока русского языка, 3 класс, система Л.В. Занкова. Тема "Разбор словосочетаний: письменный и устный анализ строения словосочетания".

    В разработке урока указаны планируемые результаты (УУД), система работы на уроке детей и учителя (виды деятельности), показаны этапы урока над новой темой, различные формы работы учащихся....

    Технологическая карта урока математики в 3 классе «а» по эвристическому обучению. (УМК «система развивающего обучения Л.В. Занкова») Тема урока: Измерение площади с помощью палетки

    Технологическая карта урока математики в 3 классе «а» по эвристическому обучению.(УМК «система развивающего обучения Л.В. Занкова»)Тема урока: Измерение площади с помощью палетки...