Урок развития речи "Путешественница"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Коновалова Лариса Ивановна

Изложение по тексту "Путешественница"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Урок развития речи38 КБ

Предварительный просмотр:

Урок развития речи в 3 классе.

Тема урока: Анализ текста изложения «Путешественница» по рассказу И. Аксенова.

Цели урока:

  1. Учить строить текст на основе авторского текста.
  2. Учить определять тему, идею, тип речи авторского текста.
  3. Учить раскрывать идею текста, используя авторские слова и выражения.
  4. Развивать речь учащихся.
  5. Воспитывать любовь к животным и всей природе  в целом.

Ход урока.

  1. Вступление.

«Унылая пора, очей очарование,

Приятна мне твоя прощальная краса.

Люблю я пышное природы увядание,

В багрец и золото, одетые леса.

В их сенях ветра шум…

И первые морозы,

И отдаленные седой зимы угрозы».

  • Это стихотворение великий русский поэт А.С. Пушкин посвятил самому загадочному времени года – осени.
  • Много стихов, рассказов написано об этом времени. Русский народ с давних пор любит эту волшебницу.
  • Прочитайте пословицу в нашем волшебном окошечке и попробуйте ее объяснить: Весна – с цветами, осень – со снопами.
  • Как вы понимаете эту пословицу.

  1. Работа над изложением.
  • Сегодня мы будем учиться строить текст на основе авторского текста, который также посвящен осени.
  • Будем учиться определять тему, идею, тип речи данного текста, Будем стараться использовать авторские слова и выражения.

Осень. В лесу тихо журчал ручей. На воде ручья плыл парад листиков. На одном листике сидела маленькая птичка. Это королек. Путешественница доплыла до изгиба ручья. Там она вспорхнула и вернулась назад. Птичка села на веточку и стала ждать. Тут подплыл яркий листик. Королек опустился на листик и поплыл, как на кораблике.

  1. Первичное чтение текста учителем.
  2. Эмоционально-оценочная беседа.
  • Понравился ли вам этот текст?
  • Почему? (Автор использует красивые слова, образные выражения).
  • Посмотрите на птичку. У нее размер со стрекозу, коронка на голове. (Картинка)

3)Повторное чтение текста учениками.

  • Прочитайте этот текст, подумайте, о чем он, и что в нем главное?
  • О чем этот текст, какова его тема? (О том, как маленькая птичка путешествовала на листике по ручью).
  • Какого типа речи этот текст? (Повествование)
  • Докажите. (Можно нарисовать несколько картин).
  • Какие картины?
  • Еще, почему повествование? (Много глаголов, есть начало события, развитие события, конец события).
  • Что главного в этом тексте, какова его идея? (Как приятно путешествовать).
  • Как озаглавим этот текст? (Путешественница)
  1. Работа по составлению плана.
  • На сколько частей можно разделить этот текст? (На три).
  • О чем сначала говорится в этом тексте? (Как птичка плыла на листике).
  • А дальше? (Как она вернулась назад).
  • А потом? (О том, как вновь поплыла на листике),
  • Так на сколько законченных логических частей можно разделить данный текст? (На три).
  • Читаем 1-ю часть. (До слов. Это королек)
  • Какова тема этой части? (Птичка путешествовала на листике).
  • Почему именно здесь заканчивается 1-я часть?
  • Прочитайте 1-е предложение 2-й части. Почему его нельзя взять в 1-ю часть? (1-е путешествие закончилось)
  • Как озаглавить 1-ю часть? (Несколько вариантов)

Путешественница плыла на листке.

  • Прочитайте 2-ю часть. (До слов: … и стала ждать).
  • Почему именно здесь закончим? Давайте прочитаем следующее предложение. Почему мы не можем отнести его ко 2-й части? (Она уплыла).
  • Какова тема этой части? (Птичка вернулась и стала ждать).
  • Как озаглавим?

Путешественница вернулась назад.

  • Прочитайте 3-ю часть.
  • Определим тему этой части. (Птичка опустилась на листик и поплыла).
  • Как озаглавим?

Путешественница вновь поплыла на листике.

  • Прочитайте какой план мы с вами составили?
  1. Языковой анализ текста.
  • Вспомним какая идея нашего текста?
  • Сейчас мы будем работать над языком рассказа. Посмотрим, как автор доказывает идею, какие слова использует.
  • Читаем по одному предложению.

Осень

  • Надо ли употребить это предложение? (Да, конкретно указывает время года).
  • Как сказать иначе? (Была осень)
  • Но Осень более многообразно.

В лесу тихо журчал ручей.

  • Журчал, как сказать иначе? (Шумел, гремел, звенел).
  • Почему лучше использовать глагол ж урчал? (В сочетании со словом тихо передается пение, музыка ручья).

На воде ручья плыл парад листиков.

  • Как лучше сказать: на воде или по воде?
  • Почему лучше на воде? (Они были на поверхности воды и как бы составляли одно целое с водой).
  • Плыл. Как иначе? (Передвигался).
  • Почему не просто листики, а парад листиков? (Очень красиво. На параде очень красиво).

На одном листике сидела маленькая птичка.

  • Надо ли писать не просто на листике, а на одном листике? (Уточняется, птичка маленькая, ей достаточно одного листика).
  • Почему не просто птичка, а маленькая птичка? (Листик маленький).

Это королек.

  • Нужно ли это предложение? (Указывает на разновидность птицы).
  • Рассмотрим следующие три предложения во взаимосвязи.

Путешественница доплыла…. Там она вспорхнула…. Птичка села….

  • Почему нельзя нарушить порядок?
  • Давайте попробуем прочитать по-другому? (Показать ошибку).
  • Что изменилось?
  • Следует описывать действия по порядку, как они происходят в действительности, иначе нарушается смысл.

Путешественница доплыла до изгиба ручья.

  • Путешественница, как сказать иначе? (Она, птичка, королек).
  • Почему лучше сказать путешественница? (Это слово выражает главную мысль).
  • Доплыла, как иначе сказать? (Приплыла)
  • Почему слово доплыла удачнее? (Доплыла – указывает конечную цель).

Там она вспорхнула и вернулась назад.

  • Следует ли употребить слово там? (Да. Конкретно указывает место).
  • Почему автор использует слово она, а не путешественница? (Чтобы избежать повторений).
  • Вспорхнула. Как сказать по-другому? (Взлетела, поднялась).
  • Вспорхнула, почему так лучше? (Передает легкость, т.к. птичка маленькая).
  • Нужен ли союз и? (Да, указывает на завершенность действия).
  • Вернулась. Как сказать иначе? (Возвратилась).

Птичка села на веточку и стала ждать.

  • Заменим слово веточку близким по значению словом. (Ветку)
  • Почему удачнее веточку? (Птичка маленькая, достаточно веточки).

Тут подплыл яркий листик.

  • Тут – как сказать иначе? (И вот наконец).
  • Почему удачнее тут? (Птичка ждала недолго).
  • Подберите к слову подплыл синоним. (Приплыл).
  • Почему удачнее использовать подплыл? (Подплыл под веточкой).
  • Можно ли опустить слово яркий? (Нет, показывает, какой красивый).
  • Листик – как иначе? (лист, листок).
  • Почему лучше листик? (Красивый, маленький, птичка маленькая).

Королек спустился на листик и поплыл, как на кораблике.

  • Подберите синонимы к слову опустился. (спустился).
  • Почему удачнее сказать опустился? (спустился – во внутрь, опустился – на что то).
  • Уместно ли дополнение и поплыл, как на кораблике? (Образно сравнивает листик с корабликом).
  1. Работа над орфографией.
  1. Путешественница плыла                        журчал, парад листиков,      

На листике.                                                    На одном, маленькая,

Т. Птичка путешествовала на                       это королек.

Листике.

  1. Путешественница                                      доплыла до изгиба,  

Вернулась назад.                                             Вспорхнула,                                          

Т. Птичка вернулась назад                                вернулась назад,

И стала ждать.                                                     На веточку

  1. Путешественница вновь                                подплыл, опустился,

Поплыла на листике.                                           Поплыл, как на    

Т. Птичка опустилась                                          кораблике

На листик и поплыла.

  1. Чтение текста учениками еще раз.
  • Прочитайте внимательно и приготовьтесь рассказывать.
  1. Рассказ ученика по плану и опорным словам.
  • Послушайте, какой должен получиться рассказ

8) Письмо изложения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОРГАНИЗАЦИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ РАЗВИТИЯ РЕЧИ КАК УСЛОВИЕ ДЛЯ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПТЕНТНОСТИ

ОРГАНИЗАЦИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ РАЗВИТИЯ РЕЧИ КАК УСЛОВИЕ ДЛЯ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПТЕНТНОСТИ...

Фрагмент интегрированного урока «Литературного чтения» с уроком «Развития речи» с использованием ТРКМ. 4 класс Тема урока: «А. Чехов. Ванька. Написание письма».

Систематическое проведение интегрированных уроков с применением ИКТ обеспечивает повышение уровня знаний по предмету, который проявляется в глубине усваиваемых понятий, ...

Особенности эмоционального развития детей с умственной отсталостью в коррекционной школе на уроках развития речи.

В материале отражены особенности эмоционального  развития детей с умственной отсталостью. Определены основные моменты на уроках развития речи...

«Творческое развитие учащихся на уроках развития речи на основе сочинений миниатюр»

«Творческое развитие учащихся на уроках развития речи на основе сочинений миниатюр»...

Школа раннего развития (Уроки развития речи)

С самого раннего детства жизнь человека связана с языком.Все родители хотят,чтобы их дети были хорошо подготовлены к школе,учились легко и с интересом.Курс "Развитие речи дошкольников" расчитан на 46 ...

Открытый урок по ритмике в 1 классе Тема урока: «Развитие координации в уроке ритмики»

Тема урока: «Развитие координации в уроке классического танца»Цель урока: улучшение координации движений и эмоциональной выразительности учащихся путем повторение и отработки пройденных движений....