Урок русского языка в 3 классе по теме "Сложные слова" УМК "Школа России" автор учебника Зеленина Л.М.
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Кривоногова Любовь Александровна

Класс: 3.

Автор учебника: Зеленина Л. М.

Дидактическая цель: создать условия для формирования понятия «сложные слова» и введения его в систему знаний.

Задачи урока:

логически вывести алгоритм определения сложных слов, дать понятие «сложные слова» на основе знаний детей;

развивать умение находить сложные слова среди других слов, развивать мыслительные операции и творческие способности, речь обучающихся;

воспитывать чувство прекрасного, любовь и интерес к чтению книг.

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Оборудование: учебник «Русский язык 3 класс» автор Л. М. Зеленина, презентация, индивидуальные карточки для учащихся, раздаточный материал (жетоны), три конверта со снежинками разного цвета для рефлексии, карточки на доску.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok.rar2.52 МБ

Предварительный просмотр:

Класс: 3.

Автор учебника: Зеленина Л. М.

Дидактическая цель: создать условия для формирования понятия «сложные слова» и введения его в систему знаний.

Задачи урока:

логически вывести алгоритм определения сложных слов, дать понятие «сложные слова» на основе знаний детей;

развивать умение находить сложные слова среди других слов, развивать мыслительные операции и творческие способности, речь обучающихся;

воспитывать чувство прекрасного, любовь и интерес к чтению книг.

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Оборудование: учебник «Русский язык 3 класс» автор Л. М. Зеленина, презентация, индивидуальные карточки для учащихся, раздаточный материал (жетоны), три конверта со снежинками разного цвета для рефлексии, карточки на доску.

Ход урока.

1. Организационный момент.

Учитель:

-Сегодня на уроке у нас гости. Повернитесь, поздоровайтесь с гостями и садитесь за парты.

Учитель:

-Урок интересен и приносит радость, когда мы мыслим, дружно работаем. Сегодня мы будем работать со словами, анализировать, сравнивать, рассуждать, искать решения. Пожелаем друг другу успешной работы. А начать урок мне хотелось бы со следующего:

(Учитель включает фоном мелодию «В гостях у сказки» и читает отрывок из сказки Г. Х. Андерсена «Снежная Королева»)

Учитель: 

«…На дворе перепархивал снежок.

— Это роятся белые пчелки! — сказала бабушка.

— А у них тоже есть королева? — спросил мальчик; он знал, что у настоящих пчел есть такая.

— Есть! — отвечала бабушка. — Снежинки окружают ее густым роем, но она больше их всех и никогда не остается на земле — вечно носится на черном облаке. Часто по ночам пролетает она по городским улицам и заглядывает в окошки; вот оттого-то они и покрываются ледяными узорами, словно цветами!

— Видели, видели! — сказали дети и поверили, что все это сущая правда.

— А Снежная королева не может войти сюда? — спросила девочка.

— Пусть-ка попробует! — сказал мальчик. — Я посажу ее на теплую печку, вот она и растает!

Но бабушка погладила его по головке и завела разговор о другом…»

Учитель:

-Надеюсь вы узнали произведение .из которого взяты эти строки?

Ученики:

-Это сказка Г. Х. Андерсена «Снежная Королева». (Слайд 3)

Учитель:

- А что вы помните о самом авторе? (Слайд 2)

Ученики называют известные им факты из биографии Г. Х. Андерсена.

Учитель:

- Писатель стал известен не только благодаря большому таланту, но и фантастическому умению использовать свой родной датский язык, его словарное богатство. Наш русский язык  не менее, а, может быть,  и более богат и красив. Поэтому если вы хотите стать такими же успешными, нужно пройти долгий путь по его освоению.

Сегодня раскрыть новую тайну родного языка поможет сказка Г. Х. Андерсена «Снежная Королева»,  путешествуя по её страницам:

Не скучайте, не ленитесь,

Новым знаньям улыбнитесь.

Слушайте внимательно,

Работайте старательно,

Будьте аккуратны,

В общении приятны,

В сторону баловство и смех-

И тогда вас ждет успех.

Учитель:

-Путешествуя по страницам сказки, мы узнаем кое-что новое о родном языке, у нас будут и помощники- буквы русского алфавита

2. Минутка чистописания

Учитель:

- Чтобы узнать, какие буквы станут нашими помощниками, продолжите закономерность, докажите свою точку зрения: (Слайд 4, 5, 6 – число в задании – это порядковый номер буквы в алфавите, поэтому, чтобы отгадать буквы, нужно вспомнить, какие буквы в алфавите идут под номерами 6 и 16 )

Ученики:

- Наши буквы- помощницы  - это буквы «о» и «е».

Учитель:

- Напишите в тетрадях данные буквы в следующей закономерности: 

На доске:

Обе ове оге оде …

Ученики:

- Найденные буквы чередуются с согласными, идущими в алфавитном порядке (Далее ученики прописывают закономерность, дополняя её) (Слайды 7, 8) 

3. Словарная работа

Учитель:

-Одна из этих букв является безударной в новом словарном слове. Отгадайте его.(Слайд 9)

Ученики:

- Это слово «погода»

Учитель:

- Назовите безударную гласную, которую нужно запомнить. На какой предмет, связанный со словом погода, она похожа?

Ученики:

- На снежинку.

Учитель:

- Зарисуйте в словариках новое слово. (Слайд 10)

(Если позволяет время урока, можно провести работу по слайду 11 – на соотнесение фразеологизма с его значением)

4. Формулирование темы и постановка цели урока

Учитель:

- А как вы думаете, какая погода нравится Снежной королеве? (Ответы детей)

Чтобы сделать погоду именно такой, как  вы её описали, Снежная Королева завела себе помощников. Угадайте, что или кто это? (Слайд 12)

Ученики:

- Это слово «снег»

Учитель:

- Запишите слово в тетрадях. (Ученик, отгадавший слово, записывает его на доске, остальные – в тетрадях. Далее аналогично ведётся работа над словами «снеговик», «снежинка», «подснежник», «снегопад» (Слайд 13, 14, 15, 16).

Учитель:

- Как называются записанные вами слова?

Ученики:

- Однокоренные слова.

Учитель:

- Как можно доказать, что они однокоренные?

Ученики:

- Нужно разобрать их по составу.

( Далее ученики, поочерёдно выходя к доске, разбирают по составу записанные слова, остальные ученики – в тетрадях. При этом уточняется способ образования разбираемого слова: приставочный, суффиксальный, приставочно–суффиксальный (Слайд 17), учителем вывешиваются на доску карточки из приложения 1 с названием способа образования слов).

       Учитель: 

       -В каком слове возникло затруднение при выполнении задания.

Ученики: 

-Слово «снегопад».

Учитель: 

-Чем оно отличается от остальных?

Ученики: 

-Образовалось из двух слов - «снег» и «падать».

Учитель:

- Сформулируйте цель нашей работы на уроке (вывешиваются карточки из приложения 1)

Ученики:

- Познакомиться со словами нового вида, с особенностями их образования.

Учитель: 

-Тема нашего урока «Сложные слова»*. (Слайд 18)

_________________________________________________________________

*Примечание. Если в разборе слова возникли сложности, можно дать следующее стихотворение, выделив голосом фразу «снежное падение»:

Снег идёт, снег идет

Снег по свету бродит

А куда он идет

И куда уходит

Снегопад. Снегопад

Снежное падение

Снег идет наугад

Словно сновидение

(Фарджен)

5. Изучение нового материала

Учитель:

- Опираясь на предыдущие рассуждения, давайте вместе подумаем, каким из известных способов образовалось сложное слово «снегопад»?

Ученики:

- Ни один из известных способов не подходит. Это слово мы получили, сложив два слова «снег» и «падать».(Слайд 19)

Учитель:

- При этом мы взяли слова полностью или только их части.

Ученики:

- Первое слово взяли полностью, а от второго только его корень.

Учитель:

-Что добавили, чтобы «склеить», соединить эти части?

Ученики:

- Взяли гласную «О».

Учитель:

-Как можно в таком случае назвать данную букву?

Ученики:

-Соединительная гласная.

Учитель:

-Верно. Попробуйте обобщить всё то, что только что сказали. Какой новый способ образования новых слов стал вам известен?

Ученики:

- Это способ сложения двух основ или основы и корня.

Учитель:

-Молодцы! (Одновременно с высказываниями детей показывается слайд 20). Проверьте себя по учебнику (правило, с.40, читают самостоятельно, делают заключение о правильности своего вывода).

Учитель:

-Как вы думаете, если в сложных словах две основы, сколько в них можно выделить корней, соединённых гласными?

Ученики:

- Два корня, соединённых гласными.

Учитель:

-Опираясь на вывод, дайте определение сложным словам.

Ученики:

-Сложные слова- это слова, в которых несколько корней, соединённых гласными «о»

или «е».

Учитель:

-Проверьте правильность вывода по учебнику с. 39.(Дети читают определение хором, делают вывод о правильности своего заключения)

- А теперь попробуйте сами устно составить подобные сложные слова. (Фронтальная работа с классом по слайду 22)

-Молодцы! Пока вы так успешно боролись с «помощниками» Снежной королевы, Герда, спасая Кая, добралась до севера.

6. Физкультминутка для глаз (слайд 23)

7. Первичное закрепление изученного материала.

Учитель:

- Герда, спасая Кая, попадала в разные, порой опасные ситуации (слайд 24). Ваша задача помочь ей, выполнив задание на карточках.

Материал задания:

Составь сложные слова, запиши их по образцу. Проверь, что получилось у соседа по парте:

Пешком ходит, рыбу ловит, оленей разводит, вода падает, землю копает, кашу варит, лес рубит, сам катится.

Образец: Пешком ходит – пешеход, …

8. Физкультминутка (Слайд 25)

Учитель:

-Пока мы работали на Герду напали разбойники, чтобы вызволить её, нужно сплясать их любимый танец:

(Дети танцуют под мелодию «Ёлочки-пенёчки», при этом на слово «ёлочки» они должны поднять руки вверх, а на слово «пенёчки» - присесть. Мелодия повторяется с ускорением темпа, поэтому при наличии достаточного количества времени на уроке можно поиграть так минимум три раза и без помощи учителя )

9. Закрепление изученного материала.

Учитель:

- Герда, наконец, нашла Кая в царстве Снежной королевы. Она застала его за складыванием изо льда слова «вечность» (слайд 26). Выполняя задание на карточках, вы также образовывали новые слова изученным сегодня способом. Об этих словах вы узнали, что в их состав входит два корня. Проверим это на практике. Выполните упражнение 90 с. 40. (Комментированная с места запись и разбор слов из упражнения)

Материал упражнения:

Спишите данные сложные слова и разберите их по составу.

Мясорубка, водокачка, мышеловка, хлеборезка, газопровод, водопроводчик.

Объясните, почему об этих словах говорят, что они образованы сложением двух основ. Скажите, из каких частей состоит первая основа каждого слова, их каких вторая.

Образец рассуждений при разборе слова по составу:

  1. выделю окончание, изменив форму слова
  2. всё, что без окончания –основа. Данное слово образовано сложением двух основ:…
  3. соединительная гласная -…
  4. первая основа состоит из (корня, приставки, суффикса)…
  5. вторая основа состоит из (корня, приставки, суффикса).

10. Итог урока.

Учитель:

- Вместе с Гердой мы добрались до конца истории. Кто помнит, как закончилась эта сказка (выслушиваются ответы детей)? Действительно, она закончилась следующими словами: «Так сидели они рядышком, оба уже взрослые, но дети сердцем и душою, а на дворе стояло теплое, благодатное лето!»

-А как закончился наш урок? Закончите, пожалуйста, начатые мной фразы:

На доске (карточки из приложения 1)

Я узнал (а)…

Я научился (лась)…

11. Рефлексия

Учитель:

- Молодцы! Вы поработали хорошо, но это моя оценка. Теперь оцените себя сами, вложив свой жетон в один из трёх конвертов на доске.

Конверт с красной снежинкой – полностью  поняли материал урока, многому научились.

Конверт с зелёной снежинкой – материал поняли достаточно хорошо, но считаете, что необходимо ещё позаниматься.

Конверт с синей снежинкой – вы слабо поняли материал, потребуется дополнительное объяснение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка. 3 класс. Тема "Роль имени прилагательного в речи" УМК "Школа России" Учебник "Русский язык". Авторы В.П.Канакина, В.Г.Горецкий.

Урок составлен по требованиям ФГОС. Использоваллись технологии личностно-ориентированного обучения, ИКТ. Дифференцированный подход при закреплении материала и в домашнем задании помогут учащимся по си...

Урок русского языка 3 класс (Зеленина) Слова, состоящие из двух основ. Игра «Счастливый случай»

Урок – игра "Счастливый случай".  Формировать умение в распознавании основ слов и частей слова, образование и правописание  сложных   слов ....

Урок русского языка 3 класс (Зеленина) Слова, состоящие из двух основ. Игра «Счастливый случай»

Урок – игра "Счастливый случай".  Формировать умение в распознавании основ слов и частей слова, образование и правописание  сложных   слов ....

Технологическая карта открытого урока по русскому языку.2 класс. Программа "Школа России"(Л.Н.Зеленина,Т.Е.Хохлова). Тема урока: "Перенос слов".

Технологическая карта открытого урока.Тема урока "Перенос слов". Русский язык. 2 класс.  Программа"Школа России". Авторы-Л.Н.Зеленина,Т.Е.Хохлова.Урок разработан учителем начальных классов -Федор...

Урок русского языка 2 класс по учебнику Л.М. Зелениной

Урок  русского  языка  2 класс по учебнику Л.М. Зелениной по теме: "Правописание  парных  звонких  и  глухих  согласных  на  конце  слова". Презе...

Презентация к уроку русского языка 4 класс УМК "Школа России" по учебнику Т.Г. Рамзаевой

Данная презентация используется на уроке русского языка, при написании изложения текста по картине И.И.Шишкина " Утро в сосновом лесу" упр.390 стр.57...