Урок русского языка 3 класс (Зеленина) Слова, состоящие из двух основ. Игра «Счастливый случай»
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме

Урок – игра "Счастливый случай".  Формировать умение в распознавании основ слов и частей слова, образование и правописание  сложных   слов .

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon slozhnye_slova_ryzhova_n.a.doc86 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Поповская основная общеобразовательная школа»

Урок русского языка в 3 классе по теме:

«Слова,  состоящие из двух основ»

                                                                                            Подготовила и провела:

учитель начальных классов

                                                                             Рыжова Н.А.                                                                         31.01.2014

2013-2014 учебный год

Тема урока: Слова, состоящие из двух основ.  Игра «Счастливый случай»

Тип урока: урок комплексного применения знаний и умений.

Форма урока: урок – игра.

Цель урока: расширять знания о составе слова.

Задачи урока:

1. Формировать умение в распознавании основ слов и частей слова, образование и правописание  сложных   слов .

2. Развивать творческую активность, орфографическую зоркость; память, логическое мышление, внимание, наблюдательность, фонематический слух. Обогатить словарный запас учащихся.

3. Воспитывать умение аккуратно выполнять письменную работу, стремление к самообразованию.

Планируемые результаты

  • личностные

Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

  • предметные

Уметь находить и записывать сложные слова. Знать правописание соединительных гласных в сложных словах.

  • метапредметные

Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки;

  • Познавательные УУД

Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке

  • Регулятивные УУД

планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение

  • Коммуникативные УУД

Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им

Технологии: игровая, личностно-ориентированная, информационно-коммуникативная, групповая, тестовая.

Здоровьесберегающие технологии: проведение физкультурных минуток, организация правильной посадки учащихся.

Оборудование: учебники, мультимедиа, раздаточный материал.

Ход урока.

1.Организационный этап. Проверка готовности к уроку.

Порядок на столе,
Порядок в голове.
Как всегда мы снова,
Начать урок готовы.

А чтобы урок пошёл каждому впрок,

Активно в работу включайся, дружок!

Учитель: Урок интересен и приносит радость, когда мы мыслим, дружно работаем. Сегодня мы продолжаем работать со сложными словами, анализировать, сравнивать, рассуждать, искать решения. Пожелаем друг другу успешной работы и победы в игре «Счастливый случай».

Играют 2 команды: «Рыболовы» и «Землекопы». За правильно выполненное задание команды получают жетоны. Определим лучших знатоков сложных слов.

2. Чистописание – гейм «Разминка».

а)- Какая гласная соединяет основы слов в названии каждой команды? Расскажите об этих буквах.

-Каждая команда красиво пишет своё упражнение.

1-

2-

б)  Найдите на доске строку, которая подходит для названия вашей команды.

Сидят, наблюдают, ловят

Трудятся, работают, копают

-Какие слова вам помогли это определить? Запишите их, добавьте нужное слово. Выделите в нём корни.

в) Устная разминка. Отгадайте загадки. Определите, сколько основ в слове. (слайд 1)

-Начинает команда «Рыболовы», продолжает команда «Землекопы»

С желудком парусиновым. 
Как загудит его мотор, 
Глотает он и пыль и сор. (Пылесос)

Наведёт на вас свой глаз
Щёлк! – и карточка у вас.( Фотоаппарат)

Чтобы  я  тебя  повёз,

Мне  не  нужен  овёс.

Накорми  меня  бензином,

На  копытца  дай  резину,

И  тогда,  поднявши  пыль,

Побежит  … (автомобиль)

Он  в  лесу  стоял,

Никто  его  не  брал,

В  красной  шапке  модной,

Никуда  не  годный. (мухомор)

С  горы  бежит  поток  проворный,

Быстро  падает  вода.

Красоту  увидишь  эту –

Не  забудешь  никогда… (водопад)

Он не птицей называется,

Хоть откладывает яйца.

У него утиный нос.

Зверь не страшный … (утконос)

-Жетон получает команда…

3.Выборочное списывание – гейм «Найди пару»  (слайд 2)

- Надо каждому слову из 1 столбика найти подходящее слово из 2 столбика, чтобы получилось новое сложное слово.

       Команда «Рыболовы» - составляют и записывают слова с соединительной гласной о, команда «Землекопы» с соединительной гласной е.

сено

кол

рыба  

ход

земля

лов

лёд

косилка

везде

копать

пыль

вод

сад  

сосать

сок

молоть

мышь

выжимать

кофе

ловить

-Работаем самостоятельно.  Проверяем. (слайд 3)

-Жетон получает команда ….

4. Работа на перфокартах – гейм «Вставлялки»  (слайд 4)

Вод…воз,  пеш…ход,  земл…трясение,  книг…люб,  рыб…лов,  зме…лов,  везд…ход,  каш…вар,  звезд…пад.

-На карточках  записаны слова. Прочитайте. Что общего у этих слов?

-А чем они отличаются?

-На перфокартах вы вставляете в окошечко соединительную гласную о или е.

-Проверяем.  (слайд 5)

Команду «Рыболовы» представляет …..

Команду «Землекопы» - ….  

- Жетон получает команда ….

Физминутка «Звездопад» (слайды 6-16)

5. Самостоятельная работа – гейм «Тёмная лошадка»

-Этот гейм самый интересный и таинственный. Наш гость исполняет песню.   (звучит песенка «Пусть бегут неуклюже»)

-Узнали, кто исполняет песенку?

-Правильно, крокодил Гена. Он предлагает вам  из словосочетаний образовать сложные слова (задание на карточках):                                        

 Машинка, с помощью которой  из овощей и фруктов получают сок - …

 ( соковыжималка);                                                                                                          

Предмет, который делает дыры в бумаге - … (дырокол);                                                                       Любитель книг - …(книголюб);                                                                                                                                            Сильно греет солнце - …(солнцепёк) ;                                                                                                                                                                                                                          Корабль, который ходит по Луне -…(луноход);                                                                                                                                                                                                 Он ходит в цирке по канату -…(канатоходец);                                                                                                                                                                                   За ним идут армейские полки - …(полководец);                                                                                                 Рабочий, который варит сталь -… (сталевар);                                                                          

Человек, который пасёт свиней -… (свинопас);                                                                                                                                                       Машинка для измельчения овощей -… (овощерезка);                                                                                                                                               Машина, которая летает сама -… (вертолёт, самолёт);                                                                                                                                                                     Место, откуда запускают космические ракеты -… (космодром);                                                                                                                           Порт для воздушных судов -… (аэропорт).

-Проверяем. Жетон получает команда  …..

6. Работа над значением слов – гейм «Заморочки из бочки»

-Каждая команда  по-очереди  достаёт из бочонка записку со словом и объясняет его значение. За правильный ответ – жетон.

Показал садовод

Нам такой огород,

Где на грядках, засеянных густо,

ОГУРБУЗЫ росли,

ПОМИДЫНИ росли,

РЕДИСВЁКЛА, ЧЕСЛУК и РЕПУСТА.

СЕЛЬДЕРОШЕК поспел,

И МОРКОФЕЛЬ дозрел.

Стал уже осыпаться СПАРЖОВНИК,

А таких БАКЛАЧКОВ

Да мохнатых стручков

Испугался бы каждый садовник.

  • Можно ли назвать эти слова сложными? Почему?

7. Выборочное списывание – гейм «Находка»

- У вас на партах карточка № 2. Прочитайте предложения и выпишите все сложные слова. Работаем самостоятельно.

Начался осенний листопад. Пчеловод привёл в порядок ульи. Сенокос запоздал из – за дождей. Мощный ледокол дробил льдины. Отважный рудокоп спустился в шахту. Дети надолго запомнили путешествие на пароходе. На строительстве завода работали землечерпалки и камнедробилки. Огнетушитель выплеснул струю пены.
- Проверяем.

Команду «Рыболовы» представляет …..

Команду «Землекопы» - ….  

- Жетон получает команда ….

8. Тест «Сложные слова» - гейм «Выбиралки». 

- А сейчас, чтобы проверить, как вы закрепили тему, выполним тест.

  1. Сложные слова образованы …

а) сложением  основ;    б) сложением приставок

 2) Соединительная гласная е пишется после…

         а) твёрдой основы;      б) мягкой основы

 3) соединительная гласная о пишется после…

         а) твёрдой основы;  б) мягкой основы

  4) В слове мухомор соединительная гласная…

        а) а;    б) о;   в) отсутствует

  5) В слове пылесос соединительная гласная…

       а) е;  б) и;  в) отсутствует

 6) В слове стенгазета соединительная гласная…

       а) е;  б) о;  в) отсутствует

- Проверяем.

9. Итог урока.

Игра завершена.

Команда  «Рыболовы» набрала …..жетонов.

Команда «Землекопы» набрала …..жетонов.

Победила команда ……

-Что помогло нам сегодня в игре?

9.Рефлексия.

– Что больше всего понравилось на уроке?
– За что можете себя похвалить?

У вас на партах смайлики. Поднимите тот смайлик, если вы все поняли у вас все получилось на уроке. Этот смайлик, если у вас что-то не получилось, есть вопросы.

10. Домашнее задание.

Отгадать кроссворд, ответы записать в тетрадь.

КРОССВОРД

1.

с

д

2.

а

о

3.

м

х

4.

о

5.

р

л

6.

а

е

7.

п

т

1. Специалист по садоводству.

2.  Паровой двигатель на колесах.

3.  Канал для выхода дыма из печи.

4.  Русская народная игра с пением и плясками.

5. Лес, поваленной бурей.

6. Стихийный ход дела.

      7.Скорострельное автоматическое орудие.

Резерв – гейм «Ты мне – я тебе»

ПЫЛЕХОД

ВЕРТОСОС

ЛЕДОКАТ

САМОВОД

МОРЕЛЁТ

ПАРОЛЁТ

ВОДОХОД

САМОВОЗ

После мягких, шипящих и Ц
В сложных словах пусть будет Е.
А после твердых пусть будет О –
Не перепутает их никто!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Конспект урока русского языка Тема: « Родственные слова. Корень слова. Однокоренные слова».

Тема: « Родственные слова. Корень слова. Однокоренные слова». (2 класс) Проблема: 1. Какие слова называются родственными?2. Что такое корень слова?3. Какие слова называются однокоренными?Но...

1 класс урок русского языка Тематические группы слов. Слова-названия предметов, отвечающие на вопросы кто? и что? Вежливые слова.

Первые уроки русского языка должны включать в себя игровые моменты. Представлен конспект + презентация....

Урок русского языка 3 класс (Зеленина) Слова, состоящие из двух основ. Игра «Счастливый случай»

Урок – игра "Счастливый случай".  Формировать умение в распознавании основ слов и частей слова, образование и правописание  сложных   слов ....

урок русского языка по теме "Слова с безударной гласной в корне слова" 3 класс по системе Л.Занкова

урок русского языка по теме "Слова с безударной гласной в корне слова" 3 класс по системе Л.Занкова с презентацией...

Презентация к уроку русского языка по Зелениной Л. М. и Хохловой Т. Е.

Тема урока: Понятие об имени существительном. Задачи урока: - актуализировать знания учащихся об имени существительном, полученные во 2 классе;- совершенствовать умение находить в языковом матери...

Урок русского языка "Размышляем о словах. Что в слове главное" 2 класс

Урок объяснение нового материала. Цель урока показать, что в слове ведущую роль играет его значение (часто от него зависит написание слова)....

Конспект урока русского языка «Как делаются слова. Сложные слова из двух корней с буквой соединительного гласного» (УМК «Перспективная начальная школа», 2 класс).

Цели деятельности учителя: обобщение знаний об образовании сложных слов, правильном употреблении приставок НА- и О- в словах надеть, надевать; одеть, одевать, правописании приставок и предлогов.Планир...