урок русского языка по теме "Слова с безударной гласной в корне слова" 3 класс по системе Л.Занкова
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме

урок русского языка по теме "Слова с безударной гласной в корне слова" 3 класс по системе Л.Занкова с презентацией

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok.rar271.05 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №28»

Г.Балаково Саратовской области

Технологическая карта  к уроку

русского языка во 2 классе по теме:

 «Слова с безударными гласными

в корне слова»

(по системе Л.В. Занкова)

Тип урока: закрепление новых знаний

Номинация: «В поисках знаний»

                                                                      Учитель высшей категории  Ирина Владимировна Кондрашина

     Технологическая карта урока русского языка во 2 классе

Тема урока

Слова с безударными гласными в корне слова

Тип урока

закрепление новых знаний;

      Цель

Научить школьников проверять написание слов с безударными гласными

Планируемый

    результат

Предметные умения

Универсальные учебные действия (УУД)

  • сформировать умение различать слова с безударными гласными в корне слова;
  • подбирать проверочные слова к словам с безударными гласными;
  • расширить словарный запас учащихся

Личностные:

  • осознание алгоритма учебного действия;
  • способность к самооценке на основе критерия успешность учебной деятельности.

Метапредметные

Регулятивные: 

  • освоение умения принимать и сохранять учебную цель и задачи;
  • планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и искать средства ее осуществления;
  • формирование умения контролировать и оценивать свои действия, принимать на себя ответственность, проявлять инициативность и самостоятельность;
  • вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, высказывать свое предположение.

Познавательные:

  • освоение умения подбирать проверочные слова к словам с безударной гласной;

  • формирование умения использовать логические операции сравнения, анализа, обобщения, классификации, установление аналогий, отнесения к известным понятиям.

Коммуникативные:

  • формирование умения сотрудничать с учителем и сверстниками при решении учебных проблем;
  • принимать на себя ответственность за результат своих действий;
  • наблюдать за действиями партнера, находить неточности и корректировать их.

Основные понятия

Орфограмма, корневая орфограмма, безударные гласные, предложение, текст.

Межпредметные связи

Русский язык – развитие речи – литературное чтение

Ресурсы:

- основные

-дополнительные

Н.В.Нечаева. Русский язык. Учебник для 2 класса. Часть 1

Мультимедийное сопровождение урока русского языка «Слова с безударными гласными».

Карточки «Рефлексия урока»

Организация пространства

Фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах.

ХОД УРОКА

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

                Формируемые

универсальные учебные действия

Мотивация к учебной деятельности

Включение в деловой ритм

Устное сообщение учителя

Готовятся к работе

Личностные: самоопределение.

Регулятивные: целеполагание.

Коммуникативные:  планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

(Слайд 1 )

 - Ребята на каждом уроке мы с вами убеждаемся, что русский язык интересен, красив и сложен. Вот и сегодня постараемся помочь друг другу сделать новые интересные открытия.

Актуализация знаний  и выявление индивидуальных затруднений

Выявляет уровень знаний. Определяет типичные недостатки.

Выполняют задание, тренирующие отдельные способности к учебной деятельности, мыслительные операции (устные и письменные), учебные навыки

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Познавательные: логические – анализ объектов с целью выявления признаков.

Регулятивные: контроль, коррекция, оценка, прогнозирование, целеполагание

На доске записаны слова:

Л.са, л.сной, л.сок.

- Что можете сказать о данных словах? (однокоренные, корень ЛЕС)

-Разбор по составу.                                                                                                                                           ПАМЯТКА!

-Проверим ваши результаты. (Слово ЛЕСА: окончание   – А, корень  -  ЛЕС,

                                                   Слово ЛЕСНОЙ: окончание  – ой, корень  - ЛЕС, суффикс – Н;

                                                   Слово ЛЕСОК: окончание  – нулевое, корень  - ЛЕС, суффикс – ОК)

- Какой частью речи являются данные слова? (лес, лесок – существительное, лесной - прилагательное )

- Подберите еще существительные, которые являются родственными словами (лесник, лесоруб, перелесок )

- Объясните значение слова ПЕРЕЛЕСОК (это молодой редкий лес, отделенный полянами от большого леса)

- Выясните, является ли слово ЛИСА однокоренным.

(Лиса –

Леса – это ) Значения слов разные, значит, это не родственные слова.

Постановка учебной задачи

Анализирует знания учащихся.

Создает проблемную ситуацию.

Ставят цели, выявляют место и причины затруднения.

Регулятивные: целеполагание.

Коммуникативные: постановка вопросов.

Познавательные: общеучебные – самостоятельное выделение,  формулирование цели;

логические –  формулирование проблемы.

- А когда слова называются РОДСТВЕННЫМИ? (в которых одинаковый корень и значение, близкое по смыслу)

- А что можно сказать о корне?

-Объясните, почему вы считаете, что корень разный, ведь при произношении слышится звук И. (для этого нужно подобрать проверочное слово)

- Какую цель мы поставим перед собой на этот урок? (Будем учиться записывать буквы безударных гласных в корне слова)

Сформулируйте тему нашего урока (Правописание букв безударных гласных в корне слова) 

Построение проекта выхода из затруднения

Организует деятельность учащихся по исследованию проблемной ситуации.

Составляют план достижения цели и определяют средства (алгоритм, модель и т.д.)

Регулятивные: планирование, прогнозирование.

Коммуникативные: сотрудничество в поиске и выборе информации.

Познавательные: моделирование;

логические – решение проблемы,

построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование.

_ Почему возникло затруднение в написании буквы гласного в корне? (Гласный звук И в слабой позиции , значит, он - орфограмма )

Запись в тетрадь. Учитель записывает на доске.

Л.са – перелесок, лес – леса

Л.са – лисий, лис – лиса

- Как действовали при написании буквы гласного в корне?

- Какую цель ставили? (Узнать какая орфограмма в этом слове, как ее проверить)

-Какое наше действие следующее? (1. Называем орфограмму в слове, ставим ударение.

                                                             2. Выделяем корень, находим букву безударного гласного

                                                             3. Подбираем родственные слова, выбираем слово с буквой гласного в сильной позиции.

                                                             4. Записываем слово, выделяем корень.)

Физкультминутка для глаз

Обобщение новых знаний

Устанавливает осознанность восприятия. Первичное обобщение.

Выполняют задания с объяснением

Регулятивные: контроль, оценка, коррекция.

Коммуникативные: управление поведением партнёра – контроль, оценка действий партнера.

Познавательные:  общеучебные – умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия.

На доске записаны слова: з . ма

                                             д . рев.я

                                             сн . жок

- Что видите? (Написаны слова с буквами безударного гласного )

- По составленному алгоритму найдите буквы  безударного гласного.

- Какие шаги выполняли? ( 1.Называем орфограмму в слове, ставим ударение.

                                                2. Выделяем корень, находим букву безударного гласного

                                                3. Подбираем родственные слова, выбираем слово с буквой гласного в сильной позиции.

                                                4. Записываем слово, выделяем корень.)

Запись в тетрадь (коллективная работа)

Д.рев.я – дерево - деревья

- Остальные слова запишите самостоятельно.

Самопроверка по слайду.

- У вас так же? А что не так? (другие проверочные слова)

- Какие проверочные слова подобрали вы? (зимушка, зимний, зимы )

- Почему? (потому, что можно по-разному подбирать проверочные слова:

                                                                                                                1. Изменять форму слова

                                                                                                                 2. Родственные слова)

- Кто из вас проверял, изменяя форму слова?

- Как? (по числам, по вопросам)

- Кто подбирал родственные слова? Какие?

- Итак, сколько способов проверки мы знаем? Какие?

- А подумайте, как проверить букву безударного гласного в слове ЗА . Ц (нельзя проверить )

- Как поступить в этом случае? (обратиться к словарю) ЗАЯЦ

- Значит, всегда можно проверить букву безударного гласного в корне слова? (в словарных - нельзя)

Самостоятельная проверка  с самопроверкой по эталону

Организует деятельность по применению новых знаний

Самостоятельная работа. осуществляют самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном.

Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

Личностные: самоопределение.

  1. Используя алгоритм, выполним упражнение 145, стр.72.

–Прочитайте.

- К какому литературному жанру относится произведение?(устное народное творчество, скороговорка)

- - Какой согласный звук учит выговаривать эта скороговорка? (Р)

- Дайте характеристику этому звуку (согласный, непарный звонкий, может быть твердым, мягким  в зависимости от гласного)

- Спишите скороговорку, используя алгоритм, вставьте буквы безударных гласных, обозначьте орфограмму, выделите корень.

  1. Взаимопроверка

- Почему достаточно проверить всего два слова?(это форма одного слова)

Включение в систему знаний

Организует выполнение творческого задания

Выполняют в группах творческое задание, обсуждают, советуются, отстаивают свое мнение.

Регулятивные: саморегуляция, контроль, оценка, коррекция.

Познавательные: общеучебные – выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание; самостоятельное создание способов решение проблем творческого характера.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, владение монологической и диалогической формами речи.

На доске запись:

На  дв .ре  ст .ит  снежная  з .ма  тр .щат  м .розы  д .твора  п .строила  горку.

- Сколько предложений? (3: в 1 говорится о зиме, во 2 – о морозах, в 3 – о детях)

- Что можно сказать об этих предложениях? (Связаны по смыслу, это текст)

- Озаглавьте. (Зима. Зимой.)

- Какую букву гласного напишите в словах заглавия? Почему?

- Какое еще задание к этому тексту? (вставить буквы безударных гласных)

- Что для этого потребуется?(алгоритм)

  Работа в парах

Рефлексия деятельности

Организует рефлексию

Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Познавательные: рефлексия.

Личностные: смыслообразование.

- Давайте объединим наши знания в кластер, вы будете помогать.

Составление кластера     на СЛАЙДЕ

- Это можно повторить на странице 71 нашего учебника.

- С какой орфограммой познакомились на уроке?

Кто научился записывать букву безударного гласного в корне?

- Подберите устно слово на эту орфограмму.

У каждого ученика лист с двумя шкалами

                                                                           Интересный урок                                     Моё участие

- Ребята, у вас на столе лежат листочки с двумя шкалами. Оцените, пожалуйста, этот урок: насколько интересным он вам показался. А теперь оцените свою работу на уроке, насколько активно каждый из вас участвовал в обсуждении, выполнял практическую работу.

Обсуждение результатов рефлексии

 

- Спасибо за работу на уроке!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка "Упражнение в написании безударной гласной в корне слов, проверяемой ударением" 1 класс.

"Упражнение в написании безударной гласной в корне слов, проверяемой ударением" 1 класс....

Конспект урока по русскому языку на тему "Правописание безударных гласных в корне" 2 класс "Перспектива"

Тип урока: изучение нового материалаЦели деятельности учителя: развивать умение находить в словах буквы безударных гласных звуков; развивать умение находить проверочные слова путём подбора родственных...

Конспект интегрированного урока русского языка и окружающего мира "Безударная гласная в корне. Приход весны", 2 класс

Конспект интегрированного урока русского языка и окружающего мира "Безударная гласная в корне. Приход весны" , 2 класс...

Урок русского языка "Правописание слов с безударными гласными в корне". 3 класс

Урок русского языка "Правописание слов с безударными гласными в корне"...