Технологическая карта урока русского языка и презентация. "Правописание безударных гласных в корне" 3 класс. Школа 2100
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Пакшина Лариса Александровна

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_pakshina_l._a.docx39.94 КБ
Binary Data pakshina_russkiy.notebook1.64 МБ
Файл zadaniya_dlya_detey.docx12.9 КБ

Предварительный просмотр:

Тема

Правописание безударных гласных в корне

Цель

Организовать деятельность учащихся по закреплению знаний и умений осознанного написания слов с безударной гласной в корне слова.

Задачи

Образовательная: обобщить и систематизировать знания учащихся о безударных гласных в корне, развивать умение подбирать проверочные слова для слов с безударными гласными в корне.

Развивающая: развивать умение видеть и определять на слух орфограммы, устную речь, внимание, мышление; развивать умения выдвигать предположения, сравнивать, обобщать.

 Воспитательная: воспитывать познавательный интерес к русскому языку, чуткое внимание к слову.

Здоровьесберегающая: обеспечить необходимые условия для продуктивной познавательной деятельности учащихся с учётом их состояния здоровья, особенностей развития, интересов.

Планируемый результат

Предметные: создание условий для отработки учащимися умения находить в словах и правильно обозначать буквами безударные гласные в корне, решать учебные и практические задачи – правильно писать безударные гласные  в корне слова

Личностные: формировать мотивацию к обучению, целенаправленной познавательной деятельности Метапредметные:

Регулятивные УУД:  принимать и сохранять учебную задачу; формировать умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей

Познавательные УУД: формирование навыков работы с учебной информацией; умения самостоятельно формулировать выводы; развитие умения соединять теоретический материал с практической деятельностью;

формирование умения работать с ИКТ;

Коммуникативные УУД:  формирование умения слушать и слышать собеседника, вести диалог; формирование умения  выстраивать речевые высказывания в устной форме; развитие навыков сотрудничества в группах.

Основные понятия

Безударные гласные, безударные гласные – проверяемые и непроверяемые,  проверочные слова, проверяемые слова.

Ресурсы

Интерактивная доска SMART (программное обеспечение  SMART Notebook 11), презентация для интерактивной доски, проектор, интерактивные ПК RayBook для каждого учащегося, персональные компьютеры для учащихся  (4 шт.) для работы на сайте http://www.gramota.ru/slovari/., документ – камера MimioView, тест для учащихся, созданный в программе easyQuizzy, толковый словарь русского языка С. И. Ожегова, карточки с заданиями.

Межпредметные связи

Работа с информационными источниками

Технологическая карта урока

Предмет: русский язык

Класс: 3 класс

Тип урока: закрепление и обобщение

УМК: Школа 2100

Учитель: Пакшина Л. А

Ход урока

 Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

I этап.  Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности.

Цель:

- подготовиться к продуктивной работе на уроке.

- Сегодня чудесный день. Улыбнитесь друг другу. Я рада начать урок. Надеюсь, что вы будете активными… Жду от вас красивых ответов.

- Я думаю, что мы тоже будем верить в свои силы и у нас все получится.

- Сложите слово из слогов на доске. (слайд 2) Интерактивная доска SMART

ФИ   ЛО   ЛОГ

- Кто такой филолог?

Прочитаем: Филолог – специалист по филологии.

- Какой возникает вопрос?

- Значение незнакомого слова можно узнать в толковом словаре. Толковый словарь – это словарь, в котором объясняется значение слов. У меня есть известный толковый словарь русского языка С. И. Ожегова. Слайд 3.

- Посмотрим при помощи документ – камеры значение слова «филология» прямо из словаря.

Документ – камера MimioView

- Если определение слова вам трудно понять, то, если взять знакомые слова «язык» и «литература», станет ясно, что филология – наука о языках и литературе.

-А вы изучаете языки? Какие? Слайд 4. (русский, английский и коми), значит вы тоже немного филологи. Продолжим изучать русский язык.

Обучающиеся улыбаются друг другу.

ФИЛОЛОГ

Высказывания учащихся.

А что такое филология?

Филология – совокупность наук, изучающих духовную культуру народа, выраженную в языке и литературном творчестве.

Русский, английский и коми языки.

Личностные: интерес к познанию русского языка, формирование положительного  отношения  к процессу познания.

Регулятивные: нацеливание на успешную деятельность.

Познавательные: воспринимать смысл предлагаемого текста, выделять нужную информацию. Коммуникативные:  формирование  умения слушать и слышать.

II этап.  

Актуализация знаний.

Определение темы, целей урока.

Цель: способствовать подготовке учащихся к продуктивной работе, создать условия для формирования умения находить безударный гласный в корне слова.

- Запишите дату: 20 ноября.

- Запишите слова, вставляя пропущенные буквы. (слайд 5) Интерактивная доска SMART

- Проверка у доски. Что можете сказать об этих словах? Какая орфограмма во всех этих словах?

- Какое слово лишнее и почему? Подберите проверочное слово.

Интерактивная доска SMART

«Мозговой штурм».

 Слайд 6

1. В каком ряду верно «закончено» правило:

«Чтобы проверить безударный гласный в корне слова,  надо подобрать такое проверочное слово, …

1) чтобы на согласный падало ударение.

2) чтобы после согласного стоял гласный.

3) чтобы после согласного стоял гласный или согласный звук  [Н].

4) чтобы на гласный падало ударение.

Слайд 7

2. В каком ряду в слове можно проверить безударный гласный в корне слова, изменив форму слова:

                        1) ковёр

                        2) шалун

                        3) волна

                        4) свисток

Слайд 8

3. В каком ряду в слове безударную гласную можно проверить:

                       1) тарелка

                        2) пальто

                        3) улица

                        4) часовой

Слайд 9

4. В каком ряду записано сначала проверочное слово, затем проверяемое:

                        1) весло – вёсла

                         2) чистый – чистота

                         3) шалун – шалость

                         4) гроза – грозный

Слайд 10

5. В какой строке в словах в корне 2 проверяемые безударные гласные:

                         1) положить

                          2) гороховый

                          3) переделать

                          4) заколосится

- Кто сможет сформулировать тему урока?

- А какие цели мы поставим перед собой на этом уроке?  Воспользуйтесь словами подсказками на доске.  Слайд 11

Интерактивная доска SMART

- Как проверить безударную гласную? Расставьте части алгоритма по - порядку. Слайд 12 Интерактивная доска SMART

Учащиеся работают со словами на доске:

в.тер          ч.тверг
п.года        уж.н

обл.ко        м..ря

Учащиеся вписывают пропущенные буквы.

Непроверяемая безударная гласная в корне.

В слове «моря» проверяемая безударная гласная в корне.

- Лишнее слово «моря». Проверочное слово «море».

- чтобы на гласный падало ударение.

- волна

- часовой

- чистый – чистота

- заколосится

Правописание безударных гласных в корне.

1.Учиться видеть и слышать орфограммы в корне слова.

2. Применять правило.

3. Подбирать проверочные слова

Учащиеся складывают алгоритм на доске, передвигая части алгоритма.

Прочитай слово.

Поставь ударение.

Выдели корень.

Подчеркни безударные гласные   в корне.

 Подбери проверочные слова.

 Обозначь орфограмму.

Личностные: ориентация на анализ соответствия результатов требованиям конкретной учебной задачи.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; развитие умения обобщать, проводить анализ, синтез, сравнения, делать выводы; развитие умения совместно с учителем определять тему и цели урока.

Познавательные: воспринимать смысл предлагаемого текста, выделять нужную информацию.

Коммуникативные:  выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками, воспринимать другое мнение и позицию.

Закрепление и применение  знаний. Цель: уметь применять полученные знания на практике

- Работаем с презентацией. Слайд 13 Интерактивная доска SMART

1. - Подберите проверочные слова, соедините проверочные и проверяемые слова. Обозначьте орфограмму.

….. - стр..ла

….. - к..л..сок

….. - б..р..да

….. - з..л..той

….. - в..шнёвый

….. - з..л..неть

….. - м..довый

Мёд,вишня, зелень, зелёный, бороды, бородка, колос, колосья, стрелы, золото, позолота, медовик, вишенка, вишнёвая, зеленеют, бородатый, колосится, стрелок, золотая.

Какие слова лишние и почему?

2.- Самостоятельная работа. Вставьте  пропущенные буквы. Устно подберите проверочные слова. Слайд 14 Интерактивная доска SMART

1 вариант. С.лить; к.рмить; б.льной; д.лёкий; м.лчун; в.рить .

2 вариант. Св.тить; п.сьмо; пч.ла; уд.влять; з.рно; пл.сать.

Слайд 15. Самопроверка с доски. Оцените свою работу.

Всё ли верно выполнили? Где были допущены ошибки?

3.- Всегда ли, чтобы правильно написать букву безударной гласной в корне, достаточно подобрать проверочное слово?

Послушайте 2 текста.

«После школы я люблю поиграть и поласкать котёнка,» - сказала Дина. «А разве котят полощут?» -удивилась Света.

Мама пошла полоскать белье на речке. Я решила помочь ей.

- Какие два слова с безударной гласной в корне одинаково произносятся, но по-разному пишутся? Какие проверочные слова можно подобрать? Какой вывод можно сделать?

Слайд 16. Интерактивная доска SMART

- Работа в группе. Вспомните правила работы в группе.

- Каждой группе даны предложения. В некоторых словах пропущены буквы. Подберите проверочные слова и вставьте пропущенные буквы. Подготовьтесь объяснить написание буквы и значение слова. Для проверки воспользуйтесь толковым словарём на сайте грамота. ру http://www.gramota.ru/slovari/.

 1 группа

Гири брат мой поднимает,
Свою силу
 разв..вает,
А на крыше мой флажок
Разв..вает ветерок.

2 группа

К старости наш дедушка очень пос..дел.
Он в саду на брёвнышко сел и
пос..дел.

3 группа

Зап…вать лекарство – зап…вать песню

4 группа

У Толи братишка пломбир весь сл..зал,

Пока тот с друзьями с забора сл..зал.

- Проверка. Представитель каждой группы объясняет написание слов. Работу группы можно увидеть на экране при помощи документ – камеры. Документ – камера MimioView

- Посмотрите, как можно проиллюстрировать слова, которые вы проверяли. Слайды 17-20. Интерактивная доска SMART

4.- Проверочная работа на RayBook, тест «Безударные гласные». Выберите правильный ответ. Интерактивные ПК RayBook для каждого учащегося

Тест.

Какую букву надо вставить в слова?

1.Л..сёнок         е      и      я

2.Кр..чать        и      е

3. Прош..гать      о      а

4. Покр..снели       о      а

5. Пот..мнело        и      е

Какую отметку получили за тест? Почему? Какие ошибки допустили?

Учащиеся выходят к доске и подбирают проверочные слова, вставляют пропущенные буквы, обозначают орфограммы.

Учащиеся работают самостоятельно.

Проверяют и оценивают свою работу. Исправляют допущенные ошибки.

Учащиеся слушают тексты, определяют на слух одинаковые по звучанию слова. Подбирают проверочные слова, учитывая лексическое значение слова.

Вспоминают правила работы в группе.

Работа в группах. Учащиеся работают с заданием, пользуясь сайтом http://www.gramota.ru/slovari/. на персональных компьютерах  для учащихся  

Представитель от группы объясняет выполнение работы. Все видят работу на экране.

Самостоятельно выполняют тест «Безударные гласные» в программе easyQuizz, получают отметку за работу.

Устно исправляют допущенные ошибки.

Личностные: формирование мотивационной основы учебной деятельности, включающей социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы; ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях; готовность к сотрудничеству и дружбе;

Регулятивные: следовать установленным правилам в планировании и контроле способа решения, действовать в учебном сотрудничестве в соответствии с принятой ролью; освоение доступных способов изучения с получением информации из информационных источников;

Познавательные: умение анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков, устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явления; умение работать с информацией,   развитие операций мышления: сравнения, выделение нужного, обобщения, классификации; формирование умения работать с ИКТ;

выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.

Коммуникативные:  формирование умения слушать и слышать, вести диалог, излагать свою точку зрения и аргументировать ее; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении  проблем.

Рефлексия.

Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и класса

Слайд 22. Интерактивная доска SMART

- Какие цели ставили в начале урока?

-Удалось ли выполнить поставленные цели?

- Что нового узнали на уроке?

- Как оцениваете свою работу?

Слайд 23. Интерактивная доска SMART

- Я хочу закончить урок стихотворением.

Безударный в корне – хитрый гласный:
Слышим мы его прекрасно,
А в письме какая буква?
Здесь поможет нам наука:
Гласный ставь под ударенье,
Чтоб развеять все сомненья.

Подводят итоги урока.

Личностные: ориентация на понимание предложений и оценок учителя и товарищей, способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

Регулятивные: на основе результатов решения речевых задач делать выводы

Познавательные: анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков, обобщать.

Коммуникативные: ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии

Здоровьесберегающая пауза

Цель: снять утомление мышц туловища, мобилизовать внимание учащихся к дальнейшей работе.

Здоровьесберегающая пауза, как этап урока в конспекте не прослеживается, так как  выражена в виде смены динамических поз учащихся в течение всего урока.

Ссылка на видеозапись урока:  https://youtu.be/d0ACTmpUjk     (На уроке присутствовали 11 учащихся, так как 20 ноября был актированный день)



Предварительный просмотр:

Гири брат мой поднимает,
Свою силу
 разв…вает,
А на крыше мой флажок
Разв…вает ветерок.

Значение слова ______________________________

Проверочное слово

____________- развивает

Значение слова ______________________________

Проверочное слово

____________- развевает

К старости наш дедушка очень пос..дел.
Он в саду на брёвнышко сел и
пос..дел.

Значение слова ______________________________

Проверочное слово

____________- поседел

Значение слова ______________________________

Проверочное слово

____________- посидел

Зап…вать лекарство – зап…вать песню

Значение слова ______________________________

Проверочное слово

____________- запивать

Значение слова ______________________________

Проверочное слово

____________- запевать

У Толи братишка пломбир весь сл..зал,

Пока тот с друзьями с забора сл..зал.

Значение слова ______________________________

Проверочное слово

____________- слизал

Значение слова ______________________________

Проверочное слово

____________- слезал


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

технологическая карта урока русского языка по теме "Знакомство со сложными словами", 3 класс, "Школа 2100"

данный урок представлен в виде технологической карты. это первый урок по теме "Знакомство со сложными словами". урок построен в форме проблемно-диалогического обучения. в урок введены разные формы раб...

Технологическая карта урока русского языка "Слоги ударные и безударные. Роль ударения" (УМК "Начальная школа XXI века"); 2 класс

Тип урока: открытие нового знанияЦель урока:  создание условий для формирования умения определять ударный гласный в слове и правильно ставить ударение в словах.Задачи урока:Дидактические:Повторит...

Технологическая карта урока русского языка "Единственное и множественное число имён существительных" (2 класс "Школа России")

Технологическая карта урока русского языка "Единственное и множественное число имён существительных" (2 класс "Школа России")...

Технологическая карта урока русского языка «Слоги ударные и безударные. Роль ударения» (УМК "Школа России", 2 класс)

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование знаний обучающихся об ударных и безударных слогах, о роли ударения; умения определять ударный слог и роль ударения в слове....

Технологическая карта урока русского языка по теме "Правописание безударной гласной в корне слова" - 3 класс

Тип урока: урок общеметодологической направленности.Цель урока: совершенствовать умение видеть орфограмму, распознавать в словах проверяемые и непроверяемые безударные гласные в корне слова, про...

Технологическая карта урока русского языка. Правописание слов с безударным гласным звуком в корне. 2 класс

Данный урок можно провести без использования какого-либо оборудования....

Технологическая карта урока русского языка по теме: "Проверка безударных гласных звуков в корне слова" (3 класс, УМК "Развивающая система Эльконина-Давыдова")

Тип урока: урок общеметодологической направленностиЦель урока: обобщение и закрепление способов проверки безударных гласных звуков в корне слова.Задачи урока:Дидактические:1) обобщить и систематизиров...