Технологическая карта урока русского языка по теме: "Проверка безударных гласных звуков в корне слова" (3 класс, УМК "Развивающая система Эльконина-Давыдова")
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Зарипов Данияр Альфритович

Тип урока: урок общеметодологической направленности

Цель урока: обобщение и закрепление способов проверки безударных гласных звуков в корне слова.

Задачи урока:

Дидактические:

1) обобщить и систематизировать умение различать слова с безударными гласными в корне слова;

2) проверить сформированность понятия: слабая позиция гласных в корне слова

3) закрепить умение подбирать проверочные слова для проверки безударного гласного звука в корне слова.

Развивающие:

1) развивать речь, мышление, познавательный интерес;

2) развивать орфографическую зоркость младших школьников;

Воспитательные:

1) воспитывать самостоятельность в определении деятельности;

2)  воспитывать культура общения младших школьников;

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russ_yaz_14_10.docx69.34 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА

Дата: 13.10.2023

Школа: МАОУ «МЛ № 148 г. Челябинска»

Класс:

Урок: 2

Время:14:00-14:40      Кабинет: 221

Студент: Зарипов Данияр Альфритович

Группа: 45

Учитель: Кожевникова Татьяна Ивановна

Методист: Кошкарова Любовь Сергеевна

Тема урока: «Проверка безударных гласных звуков в корне слова»

Тип урока: урок общеметодологической направленности

Цель урока: обобщение и закрепление способов проверки безударных гласных звуков в корне слова.

Задачи урока

Планируемые результаты

Дидактические:

1) обобщить и систематизировать умение различать слова с безударными гласными в корне слова;

2) проверить сформированность понятия: слабая позиция гласных в корне слова

3) закрепить умение подбирать проверочные слова для проверки безударного гласного звука в корне слова.

Предметные:

1) учиться различать слова с безударными гласными в корне слов;

2) учиться определять слабую позицию гласных в корне слова;

3) учиться подбирать проверочные слова для проверки безударного гласного звука в корне слова.

Развивающие:

1) развивать речь, мышление, познавательный интерес;

2) развивать орфографическую зоркость младших школьников;

Личностные:

1) устанавливать связь между мотивом учебной деятельности и ее результатом;

2) формировать способность к оценке своих действий.

Воспитательные:

1) воспитывать самостоятельность в определении деятельности;

2)  воспитывать культура общения младших школьников;

УМК: Учебник Е.И. Матвеева «Русский язык», 2 класс, 1 часть (Система Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова); раздаточный материал, презентация

ЭТАПЫ УРОКА

Этап

Образова-тельная цель этапа урока

Формы организации учеб. деятельности, методы и приемы, формы контроля

Деятельность учителя, его речь

Деятельность обучающегося


Планируемые метапредметные результаты

Дидактические средства и интерактивное оборудование

Самоопределения к деятельности

(2 мин)

Включение в учебную деятельность

на личностно-значимом уровне

Фронтальная

Группа словесных  методов: слово учителя

Группа наглядных методов: показ презентации

1. Приветствует обучающихся.

- Здравствуйте, дети! Меня зовут Данияр Альфритович, сегодня я проведу у вас урок русского языка.

2. Создаёт эмоциональный настрой.  

-Я рад видеть ваши лица, ваши улыбки, и думаю, что этот день принесет вам радость, общение друг с другом. Сядьте удобно, закройте глаза и слушайте меня и повторяйте за мной:

- «Я в школе, я на уроке. Я радуюсь этому.

Внимание мое растет. Я как разведчик, все замечу.

Память моя крепка. Голова мыслит ясно.

Я хочу учиться. Я готов к работе. Я работаю.»

Откройте глаза. Приступаем к работе.

3. Объяснение хода самоанализа на уроке.

- На парте у каждого из вас лежит  карточка, в которой мы будем оценивать свою работу по определенным пунктам. Оцениваем по 3-бальной системе. Т. е. если вы активно работали – ставите 3 балла. Если вы частично не поняли материал, не активно принимали участие в работе – то 2 балла. И если вы ничего не поняли, не принимали участия в работе – ставите 1 балл.

1. Приветствуют учителя.

Выполняют движения, выражают настроение

УУРД: уметь организовывать своё рабочее место для работы.

Слайд

Актуализация знаний и  мотивации

(5-7 мин)

Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий

Фронтальная

Парная

Группа словесных методов: беседа

Группа наглядных методов:

Внешний контроль

1. Актуализация знаний обучающихся по теме урока.

- Перед началом нашего урока, нам нужно с вами подготовиться к нему. Вам необходимо будет решить задание. Спишите слова, заменяя звуковые записи буквенными.

[пал'ана],[гара],[лавит'], [р'ика], [гн'издо].

- Теперь давайте с вами выделим орфограммы слабых позиций. Что это значит?

- А как проверить слова с гласными в слабой позиции?

- А какие слова здесь будут проверочными?

- Что мы еще не сделали с данными словами?

- Поляна, гора, ловить, река, гнездо.

- Это означает, что гласная стоит в безударном положении

- Нужно поставить эту гласную в сильную позицию, т.е. под ударение.

Поляна – поле, гора – горы, ловить – ловкий, река – реки, гнездо – гнезда.

- Мы не указали ударение и не подчеркнули гласную в слабой позиции.

УУПД: строить речевое высказывание в устной форме; делать обобщение.

УУКД: слушать и понимать речь других;

анализировать информацию;

Слайд

Постановка учебной задачи (4-5 мин)

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Фронтальная

Группа словесных методов: учебный диалог

1. Создаёт условия для формулировки темы и определения цели урока обучающимися через создание проблемной ситуации.

- А как вы считаете, какая у нас с вами будет тема урока?

- Какую цель на данный урок мы с вами поставим?

- Что нам необходимо будет сделать для достижения данной цели?

- Чтобы определить порядок наших действий на уроке восстановите в парах план деятельности.

- Выполним самостоятельную работу

- Вспомним, как проверять орфограммы в слабой позиции

- Подведем итоги и сделаем выводы

- Закрепим умения проверки орфограмм в слабой позиции

- По пунктам данного плана мы будем оценивать нашу деятельность на уроке.

- Какой пункт плана мы уже выполнили?

- Отлично! Оцените свою работу в листе самооценки. Продолжаем.

1. Выдвигают варианты формулировок темы и цели, участвуют в их обсуждении.

- «Проверка орфограмм в слабо позиции»

- Закрепим умения проверять орфограммы в слабой позиции

- Составить план урока

План урока:

- 1. Вспомним, как проверять орфограммы в слабой позиции

2. Закрепим умения проверки орфограмм в слабой позиции 3. Выполним самостоятельную работу

4. Подведем итоги и сделаем выводы

- 1 пункт плана

УУПД:

Формулировать цель

УУРД:

планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

Слайд

Обобщение и систематизация знаний

(12-15 мин)

Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создания ситуации успеха

Фронтальная

Группа словесных методов: учебный диалог

Группа наглядных методов:

Показ презентации

Внешний контроль

1. Организует закрепление ранее пройденного материала.

- Выполним с вами упражнение 50. Вам необходимо записать текст, заменяя звуковые записи буквенными и пропуская в них орфограммы слабых позиций.

- Приступаем к выполнению.

- Теперь выполним с вами дополнительное задание, которое я придумал к данному упражнению.

- Нам необходимо устно найти слова в слабой позиции и найти к ним проверочные слова.

- Что означает понятие «словарное слово»?

- Выполним с вами следующее упражнение под номером 51. Прочитайте задание и скажите, как вы его поняли?

- Давайте прочитаем (чтение текста).

- Так герои какой сказки ведут диалог между собой.

- А кто именно?

- Давайте теперь запишем диалог в тетрадях буквами. Орфограммы слабых позиций пропускаем. Кто хочет выйти к доске и показать как нам необходимо сделать? (образец записи)

- Переходим к проверке орфограмм в слабой позиции.

- Какой пункт нашего плана мы с вами выполнили?

- У реки барсучья нора. У норы сидел барсук. Он следил за барсучатами. Они перекатывались по сырой земле. Им было весело.

- Н_ра - норы

р_ка - реки

у н_ры – норы

П_рекатывались – словарное слово

Вес_ло – веселье

З_мля – словарное слово

- Это слова, в которых орфограмму в слабой позиции, мы не можем проверить и нам необходимо их запомнить.

- Прочитать и сказать герои какой сказки разговаривают друг с другом.

- «Гуси-лебеди»

- Аленушка и Иванушка

- Ах, сестрица, я напьюсь.

- Ни пей, братец, а то быть тебе козленочком.

- С_стрица – словарное слово

К_зленочком – козлик

- 2 пункт

УУКД:

Воспринимать и формулировать суждения

УУРД:

Планировать действия по решению учебной задачи

УУПД:  анализировать текстовую информацию в соответствии с учебной задачей.

Слайд

Динамическая пауза

(0,5 мин)

- По дороге Петя шел, (Ходьба на месте.)
Он горошину нашел, (Упор присев, встать.)
А горошина упала, (Поворот туловища вправо, правую руку в сторону, левую на пояс, повторить в другую сторону.)
Покатилась и пропала. (Наклоны головы вправо-влево )
Ох, ох, ох, ох! (Руки на голову.)
Где-то вырастет горох. (Прогибаясь назад, руки развести в стороны.)

Самостоятельная работа

с самопроверкой  

(4 мин)

Интериоризация нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуаций успеха.

Индивидуальная

Группа словесных методов: слово учителя

Внешний контроль

Взаимоконтроль

1. Организует самостоятельную работу

- Сейчас у нас с вами будет самостоятельная работа. На столах у вас лежат карточки с заданиями.  Вам необходимо записать слова в 2 столбика. В первый столбик слова, в которых нет орфограмм в слабой позиции, а во второй – слова, в которых есть орфограммы слабых позиций.

1 вариант

[хлопаты],[вулкан],[ч’угун],

[бир'оск’и],[нажыфка],[буквар’]

2 вариант

[тваражок],[ч’ужой],[р’иб’ина],

[порах],[злад’эй],[лашатка]

- Готовы? Тогда приступаем.

- Обменяйтесь тетрадями с соседом по парте. Ответы на карточках, которые я только что раздал.

Критерии оценивания:

0 ошибок – отметка «5»

1 ошибка – отметка «4»

2 ошибки – отметка «3»

3 и более ошибок – отметка «2»

- Как вы считаете, какой пункт нашего плана мы выполнили?

- Давайте оценим нашу работу на листе самооценивания.

1. Выполняют самостоятельную работу.

Выполнение самостоятельной работы и взаимопроверка

- Мы выполнили 3 пункт нашего плана.

УУРД:          корректировать свои учебные действия               УУКД:      выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью

Карточка с самостоятельной работой

Слайд

Включение в систему знаний

(3 мин)

Повторение и закрепление ранее изученного

Фронтальная

Группа словесных методов: беседа

Группа наглядных методов: показ презентации

Внешний контроль

1. Организует повторение ранее изученного материала.

- Давайте вспомним, над чем мы с вами работали на уроке?

- Что нового вы узнали?

- Какие это орфограммы?

- Как мы можем их проверить?

- А если проверочного слова нет?

 

2. Дает домашнее задание и объяснение к нему

- Запишите, пожалуйста, домашнее задание.

- Д.з.: упр. 52 с. 45

- Прочитайте задание и скажите, есть ли у вас вопросы?

1. Ответы обучающихся.

- Об орфограммах в слабой позиции

- Гласные, которые находятся в безударном положении

- Подобрать проверочное слова

- То мы запоминаем данные слова

Записывают домашнее задание

УУРД:

Сравнивать результаты своей деятельности с деятельностью одноклассников

Слайд

Рефлексия деятельности

3-5 мин.

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ

применения нового

знания

Беседа

1. Задаёт вопросы, руководит процессом рефлексии.

- Наш урок подходит к концу. Пришло время подвести итоги. Давайте вспомним тему урока.

-Какую цель мы перед собой ставили?

- Если мы достигли цели, хлопните 1 раз.

- Посмотрите на экран, кто хочет закончить предложения?

Я смог выполнить…

Мне было сложно …

Больше всего мне понравилось…

- Обратимся к плану урока. Все ли пункты мы выполнили? Теперь вы можете оценить свою работу на уроке.

- На этом наш урок окончен. Спасибо за работу!

Выполняют действия и отвечают на вопросы учителя.

УУРД: понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

УУКД: строить монологическое высказывание, выбирая соответствующие языковые средства, соблюдая нормы литературного языка.

Слайд

1 задание

Упр. 50

Упр. 51

Сам. работа

Итого

«3 балла» - поняли весь материал, активно принимали участие в работе

«2 балла» - не поняли частично материал, неактивно принимали участие в работе

«1 балл» - ничего не поняли, не принимали участие в работе

Критерии отметки: «5» - 11 и больше баллов.

«4» - 10 баллов;

«3» - меньше 9 баллов

Имя:____________________

Твоя оценка:________

Оценка учителя:_______


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка "Правила обозначения буквой безударного гласного звука" (2 кл. УМК "Школа России")

Цели деятельности учителя: совершенствовать умение подбирать проверочные слова, обосновывать написание гласных в безударном слоге.Планируемые результатыПредметные:- совершенствовать умение подбирать п...

Индивидуальные задания по русскому языку по теме "Буквы безударных гласных звуков в корне слова" для учащихся 2 класса.

Данные задания можно использовать на уроках русского языка во 2 классе для индивидуальной работы и самостоятельной работы учащихся по теме "Буквы безударных гласных звуков в корне слова"....

Конспект урока. Русский язык. Тема. Ударные и безударные гласные звуки. Наблюдение над обозначением гласных звуков в ударных и безударных слогах (общее представление).

Развивать умение писать двусложные слова с безударным гласным звуком; формировать умение обосновывать правильность написании проверяемой буквы безударного гласного звука; учить пользоваться «Орф...

Урок русского языка (послебукварный период) Тема: Безударные гласные звуки [а], [и] – опасное место (слабая позиция безударных гласных звуков)

Формирование у учащихся навыков правописания безударных гласных в корне слова( без называния термина), учиться подбирать проверочное слово; вырабатывать навыки грамотного письма;  закрепить знани...

Технологическая карта урока русского языка по теме "Правописание безударной гласной в корне слова" - 3 класс

Тип урока: урок общеметодологической направленности.Цель урока: совершенствовать умение видеть орфограмму, распознавать в словах проверяемые и непроверяемые безударные гласные в корне слова, про...

Технологическая карта урока русского языка «Повторение правил обозначения буквами гласных звуков после парных по твёрдости-мягкости согласных» (УМК «Школа XXI века», 1 класс)

Цель урока: совершенствование умения обозначать гласные звуки указывающие на твёрдость и мягкость согласного буквами.Планируемые результаты:Предметные:1. Знать: понятия о гласных «звуках» ...