Технологическая карта урока русского языка «Правописание слов с безударным гласным звуком в корне слова» (2 класс УМК: «Начальная школа XXI века»)
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Ветцель Софья Александровна

Тема урока «Правописание слов с безударным гласным звуком в корне слова»

Тип урока: урок «открытия» нового знания.

Цель урока: формирование представления у обучающихся  о правописании слов с безударным гласным звуком в корне слова

Задачи урока

 

Дидактические:

1. Познакомить обучающихся с правилом правописания слов с безударным гласным звуком в корне слова.

2. Формировать умение определять безударную гласную в корне и подбирать проверочные слова.

Развивающие:

1. Развивать у обучающихся умение выделять главное.

2. Развивать умение анализировать ответы, делать выводы.

Воспитательные:

1. Способствовать развитию познавательных интересов, активности, инициативности, любознательности и самостоятельности в познании.

2. Соблюдение правил здорового и безопасного образа жизни в окружающей среде.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

 ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА

Дата: 03.10.2023

Школа: МАОУ «Академический лицей №95 г. Челябинска»

Класс: 2-9

Урок: 1

Время: 8:00 Кабинет:

Студент: Ветцель Софья Александровна

Группа: 43

Учитель: Курочкина Мария Николаевна

Методист: Ткаченко Екатерина Александровна

Тема урока «Правописание слов с безударным гласным звуком в корне слова»

Тип урока: урок «открытия» нового знания.

Цель урока: формирование представления у обучающихся  о правописании слов с безударным гласным звуком в корне слова

Задачи урока

Планируемые результаты

Дидактические:

1. Познакомить обучающихся с правилом правописания слов с безударным гласным звуком в корне слова.

2. Формировать умение определять безударную гласную в корне и подбирать проверочные слова.

Предметные:

1. Знать правило правописания слов с безударным гласным звуком в корне слова.

2. Уметь определять безударную гласную в корне и подбирать проверочные слова.

Развивающие:

1. Развивать у обучающихся умение выделять главное.

2. Развивать умение анализировать ответы, делать выводы.

Личностные:

1. Находить место орфограммы в слове и между словами на изученные правила.

2. Выделять в слове корень.

Воспитательные:

1. Способствовать развитию познавательных интересов, активности, инициативности, любознательности и самостоятельности в познании.

2. Соблюдение правил здорового и безопасного образа жизни в окружающей среде.

УМК: «Начальная школа XXI века» учебник «Русский язык»  2 класс, 1 часть, Иванова С.В.

ЭТАПЫ УРОКА

Этап

Образовательная цель этапа урока

Формы организации учеб. деятельности, методы и приемы, формы контроля

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося



Планируемые метапредметные результаты

Дидактические средства и интерактивное оборудование

 Самоопределение к деятельности (2 мин)

Включение в учебную деятельность на лчностно значимом уровне

Ф

М: беседы

П: эмоц. настрой

Ф

М: слово учителя

П: инструктаж

 1. Проверяет готовность обучающихся к уроку и устанавливает эмоциональный интеллект.

- Здравствуйте, ребята! Меня зовут Софья Александровна. Очень рада вас видеть, сегодня урок языка проведу у вас я.  Внимательно посмотрите, все ли готово у вас к уроку. Отлично, тогда мы можем начинать, садитесь.

2. Эмоционально настраивает на урок.

 - Прежде чем мы начнем урок, я попрошу вас закрыть глаза и внимательно меня послушать.

«Представьте себя взрослым счастливым человеком. Посмотрите на то, как вы улыбаетесь, как добились всего, о чем мечтали в детстве. Представьте, как освоили ту профессию, которая вас привлекала. Понаслаждайтесь этим мгновением еще пару секунд и открывайте глаза»

- Кем вы себя представили?

- Здорово, спасибо! Чтобы все ваше задуманное сбылось, нужно быть открытыми к новым знаниями и стремиться вперед. Поэтому я вам желаю на сегодняшнем уроке получить для себя те знания, которые в будущем помогут стать тем, кем вы мечтайте.

3. Предъявляет гигиенические требования.

- Не забывайте про посадку.

1. Приветствуют учителя

2. Эмоционально настраиваются на урок.

 

3. Выполняют предъявляемые требования.

УУРД: планировать с помощью учителя действия по решению орфографической задачи; выстраивать последовательность выбранных действий.

Презентация

 Актуализация знаний и мотивация

(5-6  мин)

Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий

Ф

М: вариативно-репродуктивный

П: минутку чистописания

К: самоконтроль

П

М: проблемное обучение

П: проблемная ситуация

1. Актуализирует знания детей по пройденному материалу.

-- Ребята, с чего обычно начинается урок русского языка?

- В чем цель минутки чистописания?

 - Верно. Значит наша задача не просто выполнять задания, но правильно и красиво писать.  Открываем тетрадь записываем число. Сегодня 3 ноября, классная работа. Какие орфограммы встречаются в этих словах?

- Хорошо, сейчас послушайте задание.  Запишите данные буквосочетания, как на образце и слово 2 раза. Когда закончите, положите руку на локоть.

- Выберете одно буквосочетание и одно слово, которое получилось аккуратнее всего, подчеркните его.

- Посмотрите на экран, прочитайте слова с ударением хором, все вместе.

 Л_са, р_ка, п_тно

- Что объединяет эти слова?

- Верно, давайте вспомним, что такое безударная гласная?

- Ребята, а как разобраться, какую букву нужно вписать?

- А для чего нам это знать?

- Верно, это в жизни вам пригодится в разных ситуациях, чтобы верно доносить свои мысли. Сейчас я вам расскажу историю Саши, который как раз допускал ошибки в своих словах.

- Саша написал своему другу Коле записку: «Приходи сегодня вечером с мечом, сыграем». Старшая сестра Саши передала записку Коле. Коля записку прочитал и пообещал прийти. Собрались ребята вечером.

«Мяч будет», – сказал товарищам Саша.

«Колька принесет». Пришел Коля, а в руках у него вместо мяча был деревянный меч. Ребята расстроились, что не получится поиграть в футбол.

- Почему так получилось? Попробуйте поставить ударение в слове м_чом

– Какое правило бы помогло написать это слово верно?

– Что же нужно уметь, чтобы не повторять ошибки Саши?

1. Актуализируют знания по пройденному материалу.

- С минутки чистописания

- Тренировать навык красивого правильного  письма

- Ноября, орфограмма буква «О» в корне слова, потому что это словарное слово, нужно запомнить. Корень выделяем, орфограмму подчеркиваем.

- Классная, орфограмма удвоенная «СС», потому что это словарное слово, нужно запомнить. Корень выделяем, орфограмму подчеркиваем

- Работа, орфограмма буква «А», потому что это словарное слово, нужно запомнить. Корень выделяем, орфограмму подчеркиваем.

Лиса, река, пятно

- В них пропущенная безударная гласная

- Безударная гласная – гласная, которая находится в слабой позиции и проверяется ударением.

- Подобрать проверочное слово

- Чтобы быть грамотными

- Буква безударная, поэтому сложно определить. Мальчик не знал правило и написал неправильно слово «мячом»

- Правило о правописании безударных гласных в корне слова

- Ставить ударение и подбирать проверочные слова

УУКД: строить устное диалогическое высказывание

Презентация,

рабочая тетрадь

Рабочая тетрадь,

Презентация

Постановка учебной задачи (3 мин)

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Ф

М: беседа

П: ответы на вопросы

1. Создаёт условия для определения учащимися темы и цели урока.

- Попробуйте собрать тему нашего урока

С гласным звуком в корне слова безударным Правописание слов

- Какую цель мы поставим, используйте опоры на доске?

Узнать

Учиться

- Для достижения любой цели обязательно нужен план. Попробуйте восстановить деформированный вариант плана. Кто попробует?

1) Вспомним определение безударной гласной

2) Узнаем о правописании безударной гласной в корне слова

3) Выполним упражнения, используя правило

4) Выполним самостоятельную работу

5) Подведем итоги

А какой пункт плана мы уже выполнили?

1. Определяют тему и цель урока.

- Правописание слов с безударным гласным звуком в корне слова

- Узнать правило о правописании безударных гласных в корне слова

- Учиться находить безударную гласную и подбирать проверочные слова

Повторили изученный материал.

УУРД: планировать с помощью учителя действия по решению орфографической задачи; выстраивать последовательность выбранных действий.

УУКД: строить устное диалогическое высказывание

Презентация

Презентация

"Открытие" детьми нового знания
(15 мин)

Построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению

Ф

М: упражнение

П: сопоставление

Ф

М: беседа

П: ответы на вопросы

Ф

М: частично-поисковый

П: восстановление пропусков

П

М: рассказ

П: работа с правилом

М: языковой анализ

П: орф.анализ

Открывает с детьми новое знание.

- Вернемся к словам, в которых были пропуски, произнесем их все вместе хором.

Л_са, р_ка, п_тно

- Какой звук мы слышим на месте пропусков?

- Верно, но на письме этот звук может обозначаться разными буквами. Как вы думаете, как можно проверить?

- Посмотрите на примеры ниже, прочитайте их. Какими буквами здесь записан безударный гласный звук?

- Откройте учебник на странице 88, прочитайте правило.

- Какими двумя способами авторы предлагают проверить безударную гласную?

- Молодцы! А теперь восстановите пропуски и заодно проверьте, как хорошо вы его запомнили. Расскажите соседу по парте.

Безударный гласный звук может записан буквами:_____________________. Проверить можно двумя способами: ______________ и ________________ так, чтобы сомнительный гласный стоял под ___________

- Давайте вернемся к затруднению Саши, как мы можем помочь правильно написать слово?

- А какой пункт плана мы уже выполнили?

- Верно!

Открывают новое знание

Читают правило.

- Звук [И]

- Подобрать родственное слово, или изменить форму так, чтобы такая буква была под ударением.

Лиса - Л[И]са

Река - Р[И]ка

Пятно – П[И]тно

- и, е, я

- Подобрать родственное слово или изменить форму слова.

- Изучили новый материал

- Подобрать другое слово, мячи - мяч

-- Изучили новый материал

УУКД: воспринимать и формулировать суждения о языковых единицах

.

УУКД: строить устное диалогическое высказывание

Презентация, учебник, с 88

Учебник, с 88

Учебник, с 88

Учебник, с 88

Динамическая пауза (1 минута)

Проведение динамической паузы.

- Встаньте, пожалуйста со своих мест, мы выполним небольшую разминку. Скажите, а для чего нам выполнять их на уроке

?

Сейчас я вам буду называть слово, ваша задача сесть на корточки, если в этом слове есть безударная гласная в корне, и не вставать до тех пор, пока я не скажу «Встаем»

Мяч, мячи, лето, лисица, ледяной, скрипач

Выполнение динамической паузы.

Первичное закрепление
(5 мин)

Усвоение нового способа действий

П

М: упражнение

П: подбор проверочных слов

Самоконтроль

1. Организует работу с упражнениями на закрепление изученного материала.

- Давайте потренируемся! Откройте страницу 89 в учебнике, упражнение 1. Прочитайте, что нужно сделать?

- С этим упражнением мы поработаем устно.

- Какой мы вывод можем сделать, как можно проверить безударную букву?

- Молодцы! А какой пункт плана мы уже выполнили?

- Сейчас откройте рабочие тетради на странице 12, упражнение 3. Прочитайте, что нужно сделать?

- Верно, ваша задача в парах устно из слов-подсказок подобрать проверочные слова и в проверяемом слове записать безударную гласную. У вас есть 3 минуты.

- Проверяем!

1.Выполняют упражнения на закрепление.

- Записать слова и объяснить орфограммы в корне

Гнезда - гнездо

Лед - ледок

Лес - лесок

Ряд - ряды

Скрипка - скрипач

Лица - лицо

Сила - силач

Тяжесть - тяжелый

- Подобрать родственное слово или изменить форму, так, чтобы эта буква стала под ударением.

- Применили знания на практике

- Подобрать проверочные слова и вставить безударную гласную.

1) Ночь - ночлег

2) Сосны - сосной

3) Травка - трава

4) Коврик - ковром

5) Холод - холодной

6) Травка - траве

7) Росы - роса

УУРД: планировать с помощью учителя действия по решению орфографической задачи; выстраивать последовательность выбранных действий.

Презентация, раздаточный материал

Презентация, раздаточный материал.

Презентация, рабочая тетрадь с 12, упражнение 3.

Самостоятельная работа с самопроверкой
(5 мин)

Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха

И

М: упражнение

П: самост. работа

М: языковой анализ

П: орфогр.

Взаимоконтроль

1. Организует выполнение самостоятельной работы.

- Выполним самостоятельную работу.

- Откройте рабочие тетради, упражнение 4, прочитайте его. Что нужно сделать?

- Верно, в тетрадь записываем сразу готовые ответы, кто не понял, что нужно делать? Первые 5 человек, кто сделает, могут поднять руки и я подойду проверю. Можете приступать.

- Обменяйтесь тетрадями, посмотрите на экран и сверьте ответы с ответами соседа. У вас могут быть другие слова, главное, чтобы проверяемая гласная ьыла под ударением. Встаньте те, кто выполнил все верно и не допустил ошибок. А теперь те, у кого были ошибки, какие?

        

- Какой мы можем сейчас подвести итог?

- А какой пункт плана мы уже выполнили?

1. Принятие предъявляемых требований учителя. Выполнение самостоятельной работы.

- В подчеркнутых словах найти безударную гласную, подобрать проверочное слово и записать его.

Вечер - вечером

Верх – вершины

Горы – горы

Тишь – тишина

Явка – появились

Горы – горах

Больше - большие

- Мы знаем правило и умеем применять его к заданиям

- Выполнили самостоятельную работу.

УУПД: формулировать выводы и предлагать доказательства того, что слова являются/не являются однокоренными

Презентация,

рабочая тетрадь с 13, упражнение 4.

Презентация,

рабочая тетрадь с 13, упражнение 4.

Включение в систему знаний, повторение

(4мин)

Включение "открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного

Г

М: упражнение

П: образование глаголов по числам

1. Организует условия для включения в систему знаний.

- Я буду называть слова с безударной гласной в корне, а вы показываете сигнальную карточку с необходимой буквой и называете проверочное слово.

Держать, беда, ведро, стекло, цвела, свистеть, блины, бревно, внизу

1. Принимают условия для включения в систему знаний.

УУРД: планировать действия по решению учебной задачи для получения результата; выстраивать последовательность выбранных действий.

УУРД: ответственно выполнять свою часть работы.

Учебник, с 89, упражнение 2

Рефлексия деятельности

(2 мин)

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания

Ф

М: беседа

П: рефлексия

1. Самооценивание результатов.

- Вспомните тему урока

- Какую цель мы себе ставили?

- Встаньте те, кто считает, что достиг цели?

- А кто вспомнит правило работы с безударной гласной в корне слова?

- А какой пункт плана мы уже выполнили?

2. Создает условия для определения эмоционального состояния.

Соотнесите Дверь и сегодняшний урок

Выберете одну дверь из трех и продолжите высказывание, которое за ней спряталось.

Для меня сегодняшний урок русского языка это -

1. Дверь открытий, потому что сегодня я узнал (а)….

2. Дверь возможностей – потому что сегодня у меня получилось…

3. Дверь умений – потому что сегодня я научился …

- На этом наш урок подошёл к концу. Мне было приятно с вами работать.

1. Отвечают на вопросы. Подводят итог

- Правописание безударной гласной в корне слова

- - Узнать правило о правописании безударных гласных в корне слова

- Учиться находить безударную гласную и подбирать проверочные слова

- Подвели итог

2. Определяют своё эмоциональное состояние на конец урока.

Рефлексия

-

УУКД: строить устное диалогическое высказывание

Презентация


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальные задания по русскому языку по теме "Буквы безударных гласных звуков в корне слова" для учащихся 2 класса.

Данные задания можно использовать на уроках русского языка во 2 классе для индивидуальной работы и самостоятельной работы учащихся по теме "Буквы безударных гласных звуков в корне слова"....

Технологическая карта урока русского языка «Повторение правил обозначения буквами гласных звуков после парных по твёрдости-мягкости согласных» (УМК «Школа XXI века», 1 класс)

Цель урока: совершенствование умения обозначать гласные звуки указывающие на твёрдость и мягкость согласного буквами.Планируемые результаты:Предметные:1. Знать: понятия о гласных «звуках» ...

Технологическая карта урока окружающего мира: «Поговорим о здоровье. Будь заботлив! Если в доме больной» (3 класс) УМК Начальная школа XXI века

Цель урока: Расширение представления об общечеловеческих ценностях и нравственных качествах человека....

Технологическая карта урока Русского языка "Правописание слов с двумя безударными гласными в корне слова. Составление текста из деформированных предложений" (3 класс, УМК "Школа России")

Тип урока: урок «открытия» нового знанияЦель урока: создание условий для формирования представлений у обучающихся о правописании слов  безударных  гласных в корне;Задачи урока:Ди...

Технологическая карта урока русского языка во 2 классе «Правописание слов с безударным гласным звуком в корне слова»

Технологическая карта урока русского языка во 2 классе «Правописание слов с безударным гласным звуком в корне слова»...

Технологическая карта урока русского языка по теме: "Проверка безударных гласных звуков в корне слова" (3 класс, УМК "Развивающая система Эльконина-Давыдова")

Тип урока: урок общеметодологической направленностиЦель урока: обобщение и закрепление способов проверки безударных гласных звуков в корне слова.Задачи урока:Дидактические:1) обобщить и систематизиров...