технологическая карта урока русского языка по теме "Знакомство со сложными словами", 3 класс, "Школа 2100"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

данный урок представлен в виде технологической карты. это первый урок по теме "Знакомство со сложными словами". урок построен в форме проблемно-диалогического обучения. в урок введены разные формы работы учащихся: индивидуальная, групповая, парная.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tekhnologicheskaya_karta_uroka.doc84 КБ

Предварительный просмотр:

Автор – Игнатьева Е.В., учитель начальных классов МАОУ ДСОШ №2

Класс, учебник – 3 класс, «Русский язык», Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В Пронина

Тема «Знакомство со сложными словами»

Оборудование: компьютер, проектор, карточки для самостоятельной работы

Планируемые результаты:

Предметные: познакомить учащихся с понятием, что такое  «сложные слова»; Формировать умение нахождения двух корней в сложных словах, уметь  различать сложные слова от обычных слов;

Метапредметные: 

Регулятивные:

- принимать и сохранять учебную задачу;

- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;

- адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, сверстника.

Познавательные:

- проводить  сравнение и классификацию по заданным критериям;

- осуществлять анализ слов с выделением существенных признаков.

Коммуникативные:

- строить понятные для партнёра высказывания;

- вступать в диалог, задавать вопросы, сотрудничать;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

Личностные:  обладать мотивационной основой учебной деятельности;

 - использовать адекватную самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Технологическая карта урока

№п/п

Этап урока

Деятельность

учителя

Деятельность учащихся

УУД

Средства обучения

I. 

Организационный момент.

Мы сегодня снова будем писать,
Делать выводы и рассуждать.
А чтобы урок пошёл каждому впрок,
Активно в работу включайся, дружок!

Настраиваются на работу

Регулятивные:

- принимать и сохранять учебную задачу

Текст стихотворения, речь учителя

II.

Актуализация знаний

  1. Чистописание

За-  под-   в-   -к-   -ик-  -ищ-

- Что вы увидели?

-Зачем они нужны?

Запишите красиво эти приставки и суффиксы, подберите и допишите свои приставки и суффиксы.

- Какие вы дописали приставки и суффиксы?

-Так как же могут образовываться слова?

2)  Словарная работа.

-Вспомните словарные слова, пользуясь нашими записанными суффиксами и приставками, подберите и запишите однокоренные слова (один у доски).

-Запись слов под диктовку, выделение корней.

Записывают суффиксы и приставки, подбирают свои варианты суффиксов и приставок

Дети называют

Отвечают: с помощью приставок и суффиксов

Дети сами подбирают слова и называют их.

Один человек у доски записывает.

Познавательные: делать выводы, обобщать

Школьная доска

Письменная речь

III.

Постановка проблемы.

  1. – Послушайте  стихотворение Е. Измайлова о новом словарном слове

(слайд 1)

Стихи весёлые читай,
А для чего они – смекай!
Жил да был на свете ПАР,
С виду был он сед и стар,
Но с кипящею водой
Он плясал как молодой.
Он из чайников струился,
Над кастрюлями клубился,
Никаких полезных дел
Делать вовсе не умел.
Жило-было слово ХОД
В слове выХОД, в слове вХОД,
В слове ХОДики стучало,
И в поХОДе вдаль шагало.
Так и жили ПАР и ХОД.
Жили врозь они, но вот
Вместе их соединили –
По воде они поплыли.
Паром ходит ПАРОХОД,
В паре ходят пар и ход.

-Какое слово вы услышали? Что оно обозначает? Подберите однокоренные слова.

-Запишите его, поставьте ударение, подчеркните безударные гласные, выделите корень. Сделайте это самостоятельно.

-Что вызвало у вас затруднение? Почему? Что с этим словом не так? Сколько слов в нем соединилось? (два) Какие корни вы увидели? (слайд2)

– Какая буква соединяет эти два корня (слайд2).

– Как эту гласную можно назвать, если она соединяет корни?.

- Ребята, эти слова получились путём сложения двух корней. Как вы думаете, как они будут называться?

2) Сообщение темы и целей урока  .

- Какова тема нашего урока? (слайд3)

- Что мы с вами будем учиться делать?

- Я тоже записала наши цели для урока. Сравним их с вашими (слайд 4).

-Будем учиться образовывать сложные слова.

- Учиться писать сложные слова.

-Выделять корни в сложных словах.

- отличать простые слова от сложных.

Называют слово, подбирают однокоренные слова.

Работа в тетради

Какой в этом слове будет корень?

В этом слове два корня.

Называют корни.

Гласная – О

Соединительная

Сложными

планирование деятельности

дети перечисляют

Регулятивные: Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

Коммуникативные: развиваем умение слушать и понимать других.

Личностные: формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Познавательные: На основе анализа объектов делать выводы.

Текст стихотворения

 Е. Измайлова, компьютер, проектор, презентация

Письменная речь, рабочая тетрадь,

Презентация

Устная речь

Презентация

Устная речь

Презентация

IV.

Развитие умений

– Ребята, предлагаю потренироваться в образовании сложных слов.

*Жили – были слова НОС и РОГ.

– Какое слово получилось?

– С помощью какой гласной соединили эти слова?

– Запишите это слово в тетрадь, выделите корни.

( Вызываю ученика к доске.)

– Что означает слово НОСОРОГ?

*Жили-были слова ПТИЦА и ФЕРМА.

– Когда их соединили, что получилось?

– С помощью какой гласной соединили эти слова?

- Запишите слово в тетрадь и выделите корни. ( Вызываю ученика к доске.)

– Объясните значение этого слова.

*Жили-были слова ЛЁД и КОЛ.

– Когда их соединили, какое слово получилось?

– Запишите это слово и выделите корни.

– Объясните значение этого слова.

.

– Сделаем вывод: какие слова называются сложными?

- Чтение правила на стр. 106 учебника

Носорог

 (С помощью гласной буквы о.)

(Крупное травоядное млекопитающее животное южных стран с одним или двумя рогами на передней части морды.)

Птицеферма

(С помощью гласной -Е).

– Птицеферма – это предприятие, где занимаются разведением домашней птицы.

( ЛЕДОКОЛ)

 Ученик выходит  к доске.)

 – Ледокол – мощное судно, оборудованное для прохода сквозь льды

-Слова, которые состоят из нескольких корней. В этих словах корни соединяются гласными буквами О или Е.

Познавательные: Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов, выявлять сущность, особенности объектов.

Коммуникативные: развиваем умение слушать и понимать других, оформлять свои мысли в устной форме.

Устная речь

На экране высвечивается картинка с этим животным (слайд 4)

Доска

На экране высвечивается картинка. (слайд 5)

(слайд 6)

Доска

Учебник

V.

Физминутка.

Руки ставим мы в разлёт:
Появился самолёт.
Мах крылом туда-сюда,
Делай "раз" и делай "два".
Раз и два, раз и два!
Опустили руки вниз,
И на место все садись!

- кто запомнил физминутку?

-Я прочитаю её ещё раз.

-Какое сложное слово вы услышали в стихотворении?

Выполняют движения

Самолёт

VI.

Первичное закрепление.

- Упр. 123, стр. 105 коллективно, по одному слову берём на доске (напечатано на карточке) и подходим к месту, где закреплён нужный корень (на двух сторонах : на одной корень –вод-, на другой –пад-)

-Что удивило?

-Почему слово водопад можно отнести к обеим группам?

-Как это слово называется? Почему?

-Какой буквой соединяются

- Оцените свою работу.

Кто полностью сможет сам сделать это упражнение?

 - кто ещё сомневается?

 - Кто сможет выполнить это упражнение, но завтра?

Берут слова по очереди (выбегают), ставят к нужному корню, записывают.

Дети, рассуждая, отвечают.

Оценивают свою работу по вопросам

Регулятивные: оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей, развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

Познавательные: Выявлять сущность, особенности объектов.

 На основе анализа объектов делать выводы.

Доска, карточки со словами

Алгоритм самооценки

VII.

Самостоятельная работа.

Работа в парах. 

Задание на карточке:

Замените данные словосочетания одним словом. Запишите слова, выделите корни.

Образец: рубить мясо – мясорубка.

1.Резать овощи – ………
2.Варить кофе – …………
3.Ловить мышей – ………
4.Любитель книг – ………
5.Ходит по луне – …………

Проверка.

- Оцениваем работу:

-Кому было комфортно работать в парах?

- У кого возникли затруднения?

  1. Индивидуально.

-Упр. 124 стр. 105 (задания по выбору)

- Проверка

- Оцениваем работу:

-кому легко было выполнить упражнение?

- у кого возникли затруднения?

Дети зачитывают получившиеся слова: овощерезка, кофеварка, мышеловка, книголюб, луноход.

Самооценка

Выбирают посильное для себя задание, выполняют, записывая в тетрадь

Зачитывают выполненное задание.

Самооценка

Коммуникативные: Умение работать в паре.

Регулятивные: Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

Познавательные:

 На основе анализа объектов делать выводы.

Карточки

слайд 8

Учебник

Письменная речь

VIII.

Домашняя работа (на выбор)

1)Упр. 125, стр. 106, правило

2) Сочини сказку о сложных словах

3) Карточка:

Замени предложение одним словом, запиши.

Аппарат, которой сам летает по воздуху.

Поток воды, который падает с большой высоты.

Человек, который пашет землю.

Одежда, которая греет тело.

Жилет, который защищает тело солдата от пуль, как броня.

Кастрюля, которая быстро варит.

- выделите корень. От каких слов они образованы?

Делают выбор, записывают в дневники.

Слайд 9,

Карточки

IX.

Подведение итогов, актуализация.

-Каков были цели нашего урока? Проверим, выполнили ли мы их.

- О каких словах вы сегодня узнали?

- Почему они так называются, что такое сложные слова?

Три ученика ответили на этот вопрос так:

  • Все непонятные слова называются сложными.
  • Все длинные слова - это сложные.
  • Слова, в которых два корня, называются сложными.

- Кто из них прав?

- Научились ли  выделять корни в сложных словах?

- Научились ли писать сложные слова?

-Научились ли образовывать сложные слова?

- Что нового вы еще узнали на уроке?

-Работа в группах: составление схем сложных слов.

- Ребята, а кто не понял, что такое сложные слова, кому было трудно на сегодняшнем уроке?

-Ребята, а зачем нам нужно было сегодня изучать сложные слова?

- Оцените своё настроение, с которым вы уходите с урока

Отвечают, смотрят на слайд

С помощью смайликов

Познавательные: Представлять информацию в виде схемы.

Регулятивные: Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Коммуникативные: Оформлять свои мысли в устной форме, работать в группе.

Устная речь

слайд 10

Слайд 11

Смайлики

Используемые источники:

  1. nsportal.ru
  2. area7.ru
  3. Yandex.ru/картинки

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока и технологическая карта урока русского языка во 2 классе "Написание слов типа Орёл-орёл"

В разработке представлен подробный конспект урока и технологическая карта урока русского языка во 2 классе по теме "Написание слов типа Орёл-орёл"....

Технологическая карта урока русского языка во 2 классе "Устаревшие слова, слова-синонимы, новые слова". УМК "Начальная школа 21 века"

Урок разработан в соответствии с требоаниями ФГОС НОО для учителей, работающих по УМК "Начальная школа 21 века". Урок решает следующие учебные задачи:развитие речи, мышления, побуждение познавательног...

Технологическая карта урока русского языка «Имя числительное. Простое, сложное, составное» (УМК «Перспектива», 4 класс)

Цель урока: формирование умения различать и правильно писать простые, сложные и составные числительныеЗадачи урокаДидактические:Ознакомление с простыми, сложными и составными числительными;Формировани...

Технологическая карта урока русского языка на тему «Способы проверки слов с непроизносимой согласной в корне слова» УМК "Школа России"

Тема урока «Способы проверки слов с непроизносимой согласной в корне слова» Тип урока: урок-рефлексияЦель урока: совершенствование и углубление знаний учащихся о способах проверки сло...

Технологическая карта урока русского языка «Знаки препинания в сложном предложении» (УМК «Начальная школа XXI века», 4 класс)

Тип урока: урок общеметодологической направленностиЦель урока: обобщение знаний обучающихся о знаках препинания в сложном предложении.Задачи урокаДидактические:обобщить знания, умения по постановке зн...

Технологическая карта урока русского языка по теме: "Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова" 3 класс

Технологическая карта урока русского языка по теме: "Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова" 3 класс...