Закрепление понятия об имени прилагательном
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Ермолаева Любовь Геннадиевна

Цели: закрепить понятие об имени при­лагательном; развивать речь детей, обога­щать словарный запас; развивать орфогра­фическую зоркость; воспитывать любовь к русскому языку, уважение к традициям русского народа; воспитывать культуру об­щения, поведения, умение высказываться самим и слушать других; расширить пред­ставления детей о традиционных блюдах русской кухни, их пользе для здоровья: формировать представление о связи рацио­на питания и образа жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zakreplenie_ponyatiya_ob_imeni_prilagatelnom.doc50 КБ

Предварительный просмотр:

Закрепление понятия об имени прилагательном.

2 класс      

Цели: закрепить понятие об имени прилагательном; развивать речь детей, обогащать словарный запас; развивать орфографическую зоркость; воспитывать любовь к русскому языку, уважение к традициям русского народа; воспитывать культуру общения, поведения, умение высказываться самим и слушать других; расширить представления детей о традиционных блюдах русской кухни, их пользе для здоровья: формировать представление о связи рациона питания и образа жизни.

        Оборудование: «Русский язык. Учебник для II класса начальной школы» грецкий орех для каждого ученика; керамические тарелки с манной, гречневой, овсяной, пшенной, перловой, рисовой крупой; фонограмма мелодии Д. Ласта «Одинокий пастух»; русский народный костюм для ученика.

                                                Ход урока.

I. Организационный момент.

Все ль на месте, все ль в порядке,        

 Ручка, книжка и тетрадка?

Все ли правильно сидят?

 Все ль внимательно глядят?

 Каждый хочет получать

 Только лишь оценку 5!

        Наш урок мы начнем, как обычно, с чистописания, но сначала подготовим свои пальчики к письму. Возьмем в руки орешки, покатаем между ладошками; перекладываем орехи из руки в руку и крепко сжимаем: промнем активные точки между пальцами.

П. Минутка чистописания.

— Сегодня мы будем писать букву К. Дайте характеристику этой буквы. (Буква К обозначает два согласных звука: твердый [к] и мягкий [к']. Этот звук глухой парный.)

Напишем строчку букв Кк, обратив внимание на правильное соединение элементов букв.

Прочитайте слова для чистописания:

капуста, картофель, каша, кабачок

Найдите лишнее слово. Объясните, почему оно лишнее?

Спишите только название овощей.

Предложите свои задания к словам для чистописания.

III. Работа над темой.

1. — Какое слово мы с вами не записали? (Ученики называют слово каша.)

Сегодня я предлагаю поговорить об этом блюде. Неслучайно каша всегда была любима на Руси, ведь она очень вкусна и полезна. Мы узнаем, какие каши бывают, из чего варят каши, как сделать кашу вкусной.

Выходит девочка в русском сарафане, с тарелкой каши в руках, рассказывает:

«А вы знаете, что каша не только одно из самых полезных блюд, но и самых старинных? Самые старые среди каш — пшеничная, перловая и овсяная. Человек ест их уже девять тысяч лет. Рисовую кашу — пять тысяч лет, гречневую — четыре тысячи лет.

        Каша — исконно русское блюдо. Специальные каши варили в честь любого знаменательного события. Так, жених и невеста обязательно должны были при гостях сварить кашу, а затем ее съесть. Так проверялась прочность их чувств. При рождении ребенка варилась «бабина каша» — крутая, пересоленная, которую должен был съесть молодой отец.

        Рецепт знаменитой суворовской каши родился триста лет назад во время исторического перехода армии великого полководца через Альпы. К концу подходили запасы, оставалось чуть-чуть гороха, перловки, пшена, гречки. Задумавшись, как же накормить голодных, уставших солдат, Суворов вдруг приказал сварить всё в общем котле, добавив лука и масла. Получилось вкусно и полезно, такую кашу до сих пор называют суворовской.

        У русских князей существовал обычай — в знак примирения между врагами сварить кашу. Без каши мирный договор считался недействительным. С тех пор про несговорчивого человека говорят: «С ним каши не сваришь».

Каша из ячменя входила в ежедневный рацион римских бойцов-гладиаторов. Считалось, что она помогает стать сильным и непобедимым.

Я и вам советую каждый день есть кашу на завтрак.

— Сегодня у нас на уроке каша не простая, а волшебная. Она научит нас не только

правильно питаться, но и правильно употреблять в речи имена прилагательные, чтобы сделать нашу речь красивее, выразительнее, богаче.

        Вспомните, что такое имя прилагательное?

Выполнение упражнения 160 (с. 93).

—   Какие признаки может обозначать имя прилагательное?

С какой частью речи всегда связано имя прилагательное?

Сейчас давайте посмотрим, из какой крупы варят кашу. Подберите имя прилагательное к слову каша (учитель показывает тарелки с крупами).

каша        (какая?)          манная

каша        (какая?)          гречневая

каша        (какая?)          овсяная

каша        (какая?)          пшенная

каша        (какая?)          перловая

каша       (какая?)          рисовая

—   А теперь посмотрите, какие имена прилагательные записаны у меня на доске.

какая?

манная

ячневая

овсяная

пшенная

гречневая

кукурузная

—  Найдите в словах изученные орфограммы, объясните.

Что же обозначают все эти прилагательные?

На какой вопрос они отвечают?

А сейчас давайте подберем имена прилагательные, чтобы похвалить кашу. (Ответы учеников.)

Посмотрите, какие я подобрала имена прилагательные (открывает запись на доске).

какая?

вкусная

сла кая

горяч..я

п.лезная

рассыпч.тая

м.л.яная

—  Объясните пропущенные орфограммы. (Ученики объясняют каждую орфо- грамму и вставляют нужную букву.)

        Что обозначают эти прилагательные? На какой вопрос они отвечают? К какому слову относятся псе перечисленные нами прилагательные

        Видите, как много прилагательных МОЯ но подобрать только к одному очень простому слову каша. Очень важно точно ни добрать прилагательное, чтобы определив свойства каши, которую приготовили, ИЛИ каши, которую вы любите.

2. — Давайте немножко отдохнем и проведем физкультминутку.

        Кошка-крошка на окошке

        Кашку кушала по крошке.

        Умывалась лапкою,

         Облизнулась сладко:

         Кашка манная вкусна,

        С теплым молочком она.

Покажите, какая кошка была голодна .Как она ела кашу? Как кошка умывалась? Как кошка потягивается?

IV. Работа по развитию связной речи детей.

—   Составьте предложения, используя слова, написанные на доске. Постирайтесь точно употребить прилагательные.

Давайте запишем предложение:

                                

Тетя   Нина   угощала   ребят   сладкой

прил.         сущ.

манной    кашей.

(Комментированное письмо у доски.)

—  Найдите и подчеркните главные члены предложения, второстепенные члены. Над второстепенными членами надпишите части речи, которыми они выражены. С какой частью речи связаны прилагательные? Назовите эту связь. {Кашей какой? сладкой манной.)

V. Письмо по памяти.

1. — Люди придумали большое количество загадок, песен, пословиц о каше. А какие пословицы и поговорки о каше знаете вы?

Хороша кашка, да мала чашка.

Щи да каша — пища наша.

Кашу маслом не испортишь.

Если про кашу не забудешь, здоровым будешь.

Гречневая каша — матушка наша.

—  Какую пословицу вы хотели бы объяснить?

Первую пословицу мы с нами запишем

•   Прочитайте и повторите про себя, чтобы запомнить.

•  Найдите и объясните орфограммы.

•  Прочитайте хором орфографически.

•  Проговорите орфографически, не глядя на доску.

•  Беззвучно проговорите, только шевеля губами, широко открывая рот. Закройте глаза и представьте эту пословицу, написанную мелом на доске или ярким фломастером на бумаге.

   Откройте глаза, еще раз прочитайте пословицу с  доски.

•   Запишите пословицу в тетрадях. (Доска закрыта.)

. •  Проверьте написанное. (Доска открыта .)

   2. Гимнастика для глаз — пальминг (звучит музыка Д. Ласта «Одинокий пастух»).

        (Ставим ладошки на уровне груди, растираем их друг о друга, складываем лодочной. Глядя в лодочку, скажем своим глазам добрые слова, скажем им «спасибо» за то, что они хорошо работают, помогают нам. Закрываем глаза и накладываем на них лодочку и немного посидим в таком положении. Опускаем руки, а глаза не открываем. Представьте, что вы находитесь посреди пшеничного ноля. Веет легкий теплый ветерок, и золотые: колосья покачиваются отпето, шепчут свою песенку. Вы видите каждое зернышко в колоске. Вдруг вы заметили ярко-синий василек, а на его зеленом листике сидит красная божья коровка. Вот она расправила крылья и полетела вдаль, к голубому небу. И вы видите, как широко-широко простирается поле, как сливается золото поля с голубизной неба... Откройте глаза.

VI. Работа с тетрадью «Разговор о правильном питании».

1. — Все ли из вас любят кашу? Сегодня тетя Нина, Кубик и Зелибоба

научит вас, как сделать кашу вкусной. Откройте тетради на с. 27 и прочитайте текст. Назовите действующих лиц. Давайте прочитаем текст по ролям.

2. Чтение по ролям.

— Так как же сделать кашу вкусной?

        Молодцы,   все   правильно  запомнили.

Прочитайте задание самостоятельно. Что нам надо сделать? (Выполнение задания.)

        Расскажите, у кого что получилось.

Дома вы должны выполнить задание на с. 28. Тем, кто внимательно слушал, будет легко это сделать.

        Работа с учебником.

— Найдите упражнение 161 на с. 93. Рассмотрите рисунки.

Что бы вы добавили в кашу?

Почему никто не захотел добавить лимон?

Прочитайте задание к упражнению. Назовите признаки этих предметов.

        Составьте и запишите предложения. Подчеркните члены предложения, выраженные прилагательными, надпишите над

членами предложения части речи, которыми они выражены.

(Ответы школьников, распределение ролей.)

VII. Итог урока.

— С какой частью речи мы сегодня работали?

Что вы знаете об этой части речи?

Что нового вы узнали о каше?

Кто из вас теперь будет чаще есть кашу на завтрак?

        Кому понравится сегодняшний урок, кому было на уроке интересно, кто чувствует, что хорошо поработал и многое узнал, наклейте в свою тетрадь по русскому языку рисунок тарелки с кашей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Понятие об имени прилагательном

Презентация для знакомства с именем прилагательным...

Понятие об имени прилагательном как части речи.

Цели урока: 1.Повторять и обобщать знания учащихся об имени прилагательном как части речи; тренировать умения распознавать прилагательные в тексте, устанавливать их связь с именами существительными.2....

Открытый урок русского языка "Понятие об имени прилагательном" в 3 классе

Текст урока русского языка. Тип урока - знакомство с новым материалом....

Презентация к уроку русского языка "Понятие об имени прилагательном"

Презентация к тексту урока русского языка "Понятие об имени прилагательном" с анимацией и использованием интерактивной доски....