урок русского языка в коррекционной школе VIII вида "Имена собственные"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Решетникова Ирина Михайловна

конспект урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_russk_imena_sobsttvennye.doc53 КБ

Предварительный просмотр:

ГКОУ Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 2-VIII вида

 Утверждено:                                                                                Согласовано с рук.  метод                                                                                      

Зам директора по УВР                                                                        объединения

Л.А. Осколкова (________)                                                                 С.И.Мироманова (_______)

Урок русского языка в 4-а классе

 «Имена собственные»

Учитель: Решетникова И.М.

г. Улан-Удэ 2013-14  уч г

Цель урока: формировать навык правописания имён собственных.

Задачи урока:

1. Закрепление навыка правописания собственных имён

 2. Коррекция и развитие мыслительной деятельности, установление причинно-следственных связей.

3. Воспитание  интереса к учёбе, к предмету.

Необходимое оборудование и материалы для урока: компьютер для учителя, мультимедийная наглядность учебного материала, изготовленная в среде POWER POINT (Приложение 1), письмо дяди Фёдора, карточки № 1, карточки № 2

I. Орг. момент.

II. Сообщение темы  урока.

- Тема сегодняшнего урока «Имена собственные», а проведём мы его вместе с героями мультипликационного фильма «Трое из Простоквашино

Герои мультфильма помогут нам разобраться, какие слова в русском языке являются именами собственными и как они пишутся.

2.Пальчиковая гимнастика с шарами здоровья.

 Шарики  перебираю,

Между пальчиков верчу

Непременно каждый пальчик

Быть послушным научу.

3.Чистописание

III. Словарный диктант.

- Первое задание – словарный диктант нам предлагает выполнить галчонок  Хватайка. Прослушайте загадки и запишите в тетрадь отгадки.

Загадки.

Рыжий молокозавод
День жуёт и ночь жуёт.
Ведь траву не так легко 
Переделать в молоко.
(Корова)

 

 

С подругами и сестрами 
Она приходит к нам, 
Рассказы, вести новые 
Приносит по утрам. 
(Газета)

Хочешь бегать далеко,
Хочешь прыгать высоко,
Пей почаще …..
(молоко)

 

 

Не ботинки, не сапожки, 
Но их тоже носят ножки. 
В них мы бегаем зимой: 
Утром — в школу, 
Днём — домой. 
(Валенки)

Ушки чуткие торчком,
Хвост взлохмаченный крючком
В дом чужого не пущу,
Без хозяина грущу.
(Собака)

 

 

Там у дороги стоят стога,
Петух на заборе поёт с утра,
Пастух собирает в стадо коров,
У каждого дома поленница дров.
(Деревня)

- Подумайте, каким из записанных слов можно дать имя?

IV.

- Однажды пёс Шарик спросил у почтальона Печкина: «Зачем люди называют меня дважды: один раз – собакой, а другой – Шариком?»

- Как вы думаете, что ответил на это почтальон Печкин? (Дети высказывают свои предположения).

СЛАЙД № 11-13. На экране почтальон Печкин и собака Шарик. Печкин отвечает на вопрос Шарика.

- А почтальон Печкин ему ответил: «Если мы хотим отличить собаку от других животных, например от кота или коровы, то мы используем название – собака.  

А если среди многих собак нам нужна только одна, то мы называем её по имени, например Шарик».

Шарик: «Значит, кличка Шарик – это моё собственное имя?»

Печкин: «Верно».

СЛАЙД № 14. На экране два столбика слов.

- Свои собственные имена имеют и другие предметы.

- Прочитайте слова на экране.

- Скажите, в каком столбике даны названия предметов, а в каком – имена этих предметов?

- Задание от собаки Шарика.

По щелчку левой кнопкой мыши Шарик озвучивает с экрана задание: «Каждому названию предмета подберите его имя.

Дети называют сочетания слов, а на экране по щелчку мыши происходит соответствующее перемещение.

Назовите из указанных слов клички животных.

После того, как дети правильно перечислят все клички на экране, по щелчку мыши изменяется цвет соответствующих слов, появляется изображение предметов со звуковым сопровождением.

- Назовите имена и фамилии людей. (Аналогичные действия).

- Назовите названия деревни и речки. (Аналогичные действия).

- Матроскин, Мурка, Фёдор, Простоквашино, Гаврюша, Хватайка, Печкин, Простоквашка – это имена собственные. Какую закономерность в написании этих слов вы отметили? 

 СЛАЙД № 15.

- Итак, мы с вами пришли к выводу (по щелчку левой кнопкой мыши на экране появляется первая часть правила):

Имена, отчества, фамилии людей, клички животных, названия городов, деревень, сёл, улиц – это имена собственные.

По щелчку левой кнопкой мыши на экране появляется вторая часть правила:

Имена собственные пишутся с большой буквы.

V. Физминутка.

Дидактическая игра «Ванька-Встанька»

(Учитель произносит слова, если они пишутся с большой буквы, то ученики встают, если с маленькой, то садятся на кукурки.)

Ученик, Ваня, озеро, Байкал, река, Уда, город, Улан-Удэ, улица, Дальневосточная, Света, Яна.

VI. Закрепление.

1. Письмо дяди Фёдора.

СЛАЙД № 17. На экране заставка следующего этапа урока со звуковым сопровождением.

- Помните, ребята, мальчик, которого все звали дядя Фёдор, поселился со своими друзьями в заброшенном доме в деревне Простоквашино. Что сделал мальчик, чтобы родители не волновались за него?

- Правильно, он написал им письмо. Это письмо сохранилось.(Показывает письмо на листе бумаги). Да вот беда, часть букв подтёрлась. Помогите восстановить письмо дяди Фёдора. Для того чтобы вы смогли поработать самостоятельно, я размножила это письмо.

- Внимательно прочтите письмо.

СЛАЙД № 18. На экране письмо с пропущенными буквами.

- Давайте вместе разберём задание. (Дети называют букву, которую необходимо вставить – строчную или заглавную,  по щелчку буква появляется в нужном месте).

- Назовите присутствующие в письме имена собственные.

- С какой буквы пишутся имена собственные?

- Перепишите письмо в тетрадь, вставляя пропущенные буквы.

2. Задание от мамы и папы дяди Фёдора.

СЛАЙД № 19. На экране мама и папа дяди Федора.

- Скажите, ребята, как вы называете взрослого человека, если хотите обратиться к нему? Например, к учителю или воспитателю.

- Обращаясь к взрослому человеку, вы называете его полное имя и отчество. Отчество образуется от полного имени отца.

- Возьмите у себя на столе карточку № 1. Это задание от мамы дяди Фёдора.

СЛАЙД № 20.

Мама с экрана: «Измените слова по образцу».

Люда – Людмила.
Галя – … .
Вася – … .  
Коля – … .

- Как называются слова первого столбика?

- Как называются слова второго столбика?  (Щелчок левой кнопкой мыши)

- Возьмите у себя на столе карточку № 2. Это задание от папы дяди Фёдора.

СЛАЙД № 21.

 Папа с экрана: «Назовите слова парами по образцу».

Пётр – Петрович.
Иван – … .
Павел – … .
Михаил – … .

- Как называются слова первого столбика?

- Как называются слова второго столбика? (Щелчок левой кнопкой мыши)

Папа с экрана: «Запишите слова парами. Помните, что отчества пишутся с большой буквы.

VII. Проверка полученных знаний. Работа за компьютерами.

VIII. Релаксация.

СЛАЙД № 23. На экране надпись «Минутка отдуха»,  музыкальное сопровождение.

- Сядьте удобно, закройте глаза и прикройте их сверху ладонями.

- Отдохнём одну минутку,
Восстановим зоркость глаз
И почувствуем всем телом,
Как тепло согрело нас.
Как уютно в нашем классе, 
Нет печали, нет тревог.
Потрудились славно дети,
Завершается урок.

IX. Итог урока. Обсуждение результатов работы.

- Итак, дорогие мои, наш урок подошёл к концу. Что нового вы сегодня узнали?

- Интересно ли вам было работать на уроке?

- Мои помощники, герои мультфильма прощаются с вами, ребята.

СЛАЙД № 24. Видеофрагмент мультфильма, надпись «До новых встреч!»

X. Домашнее задание: стр 152 упр 18.