Разработка урока по русскому языку Тема "Повторение изученного о глаголе" 4 класс
методическая разработка по русскому языку (4 класс) на тему

Харитонова Юлия Вильевна

Урок обобщения и систематизации полученных знаний по теме "Глагол". Использование занимательного материала на уроках русского языка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                Конспект урока

«Повторение и обобщение знаний о глаголе как части речи»

Цели:

  1. Закрепить знания детей о части речи – глагол.
  2. Повторить морфологические признаки глагола.
  3. Закрепить знания учащихся о роли глагола как главного слова и связанных с ним существительных.
  4. Совершенствование умения учащихся в написании синквейна.
  5. Развивать интерес к предмету.
  6. Развивать навыки рефлексии.

                                              Ход урока.

I  Организационный момент.

У нас урок русского языка, проверьте подготовку к уроку.

II Объявление темы урока.

Появляется ребёнок, на голове у него шапочка, но надписи не видно.

-Что без меня предметы? Лишь названья!

А я приду - всё в действие придёт.        

Летит ракета, люди строят зданья,        

Цветут сады и хлеб в полях растёт.

        

- Какая часть речи  может так сказать о себе? ( ГЛАГОЛ) – ребёнок переворачивает шапочку, и все читают надпись.

- Мы с вами много уроков посвятили этой части речи, много узнали о глаголе. И сегодня на уроке вам понадобятся все  эти знания .

Итак, тема сегодняшнего урока « Повторение изученного о глаголе».

III  Работа по теме урока.

  1. Повторение морфологических признаков глагола.

- Для продуктивной работы на уроке нам необходимо повторить морфологические признаки глагола. Что же вы можете рассказать об этой части речи? ( Самостоятельная часть речи, обозначает действие предмета., может быть совершенного и несовершенного вида, спряжение, наклонение(изъявительное, условное, повелительное), три времени глагола: настоящее, прошедшее и будущее; лицо : 1, 2 или 3; число : единственное или множественное; в прошедшем времени род: женский, мужской., средний. )

2.    Найдите  в данной сетке глаголы, запишите их и дайте им характеристику.

Г

И

Ш

Е

М

О

П

И

Т

Ь

В

О

Р

Д

У

К

А

Т

Ь

М

А

К

С

Ю

А

Пишем – нес.в., изъявит.накл, мн.числ, 3 лицо, 1 спряжение, наст.вр,

Говорить – инфинитив, 2 спряжение

Скакать- инфинитив, 1 спряжение

Думаю – нес.вид, изъяв.накл, ед.числ, 1 лицо, 1 спряжение, наст.вр.

  1. Просмотр отрывка мультфильма «Конёк Горбунок».

Попробуйте в тексте данного произведения найти и выписать только инфинитивы. Не забудьте выделить суффиксы инфинитивов.

В долгом времени аль вскоре

Приключилося им горе:

Кто – то в поле стал ходить

И пшеницу шевелить.

Мужички такой печали

Отродяся не видали;

Стали думать и гадать-

Как бы вора соглядать;

Наконец себе смекнули,

Чтоб стоять на карауле,

Хлеб ночами постеречь,

Злого вора подстеречь.

Какие инфинитивы выписали?

(ходить, шевелить, думать, гадать, соглядать, стоять, постеречь, подстеречь)

Какое слово является архаизмом?

IV Физминутка.

Наша физминутка тоже будет необычной. Попробуем составить рассказ об одном школьном дне, используя только глаголы. Вы называйте глаголы, а я постараюсь составить из них рассказ.

(РАССКАЗ: Влетел, достал, раскрыл, сел, прозвенел, записал, познавал, учился, прозвенел, вскочил, побежал, носился, прозвенел, успел, сел, приготовился, перепутал, убрал, достал, раскрыл, читал, путался, отвечал, закончился, переоделся, бегал, прыгал, кувыркался, позавтракал, подрался, отругали, повинился, прозвенел, решал, считал, чертил, записывал, прозвенел, отмучился!!!!!!!!!!!!!!)

V Диктанат.

- Запишите текст под диктовку, выделите личные окончания глаголов и определите их спряжение.

                     Солнце жарко палит. В синем небе стоят белые облака. Цветёт рожь. Тёплый ветер несёт с поля её сладкий запах. Всё молчит.

- Назовите глаголы, их личные окончания и спряжение.

VI Написание синквейна.

 ( Рызыгрывание сценки «Ссора в Грамматике».)

В Грамматике ссора!

Повздорив, Предлоги

Вцепились друг в друга,

Рыча, как бульдоги.

Для ссоры Предлог,

Он на то и Предлог-

Отыщет всегда

Подходящий предлог!!!

...... Существительное стало

Невесёлым, Объявило:

 - Я устало        

Жить с глаголом!

Треплет нервы мне Глагол,

Портит настроение.

Он преследует меня

С самого рождения!

Без него я просто стол,

Ручка, речка, небо, пол.

Обозначив вещь, стою

Скромно в предложении

Да вполголоса пою

Песню про Спряжение..

А появится Глагол,

Встанет в предложение,

Ручка, речка, небо, пол -

Всё придёт в движение:

Если я речка - мне надо бежать,

Если я небо - мне надо синеть.

Если я пол - я обязан блестеть!

... ....... Я уйду! - сказал Глагол.

Хлопнул дверью и ушёл!

И тут наступило всеобщее бедствие,

Ведь без Глагола немыслимо действие.

Пусто и голо, пусто и голо

Стало в Грамматике без Глагола!!!

Даже Причастию, даже Наречию

Делать теперь в предложении нечего!!!

Ссору забыв, онемели Предлоги,

Не могут найти в предложенье дороги.

Как истуканы застыли Частицы,        

К слову Приставка не может прибиться.

 Вдруг приходит к Глаголу делегация:

- Не желаем мы жить Тунеядцами!

Без тебя никакого движения,

Очень просим: Вернись в предложение!!!!

….Ссора забыта, в Грамматике – мир:

Вернулся Глагол, он опять командир.

Стоит ему в предложение встать –

Сразу река начинает бежать,

Небо синеет, моется пол –

Двигаться всех заставляет Глагол!!!!!!

(Напоминание детям правил написания синквейна) Правила написания синквейна. (пятистишия)

1 ТЕМА - название стихотворения, одно имя существительное КТО? ЧТО?

2 ОПИСАНИЕ ТЕМЫ - 2 имени прилагательных КАКОЙ? КАКАЯ?

3  ДЕЙСТВВИЯ - 3 глагола ЧТО ДЕЛАЕТ?

4 ЧУВСТВО - фраза из 4 - х слов, выражающая отношение к теме.

5  «СИНОНИМ» - повторение сути - 1 слово, обычно имя существительное.

Написание синквейна.

VII Рефлексия.

- Над какой темой работали сегодня на уроке?

- Поднимите руки, кто не испытывал затруднений во время урока и понял материал? Нарисуйте красный кружок на полях.

- Поднимите руки, у кого были затруднения, но вы преодолели их и поняли тему сегодняшнего урока? Нарисуйте зелёный кружок на полях.

- Поднимите руки, кто не понял, о чём мы сегодня говорили на уроке? Нарисуйте жёлтый кружочек на полях.

VIII Итог урока.

А как итог нашего урока «Повторение изученного по теме Глагол», я прошу вас зачитать ваши синквейны.