Разработка урока по русскому языку "Повторение изученных орфограмм" (2 класс)
методическая разработка по русскому языку (2 класс) на тему

Урок составлен по программе "Гармония".  В разработке использован интересный подбор загадок о весне, задания для самостоятельной и групповой работы  с таблицами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russ_yaz_v_2_kl.docx17.72 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок по русскому языку во 2 классе по программе "Гармония".

Тема урока: "Закрепление изученных орфограмм".

Цель: закрепить ранее изученные орфограммы.

Задачи: I. Образовательные.

ў        совершенствовать орфографические умения

ў        тренировать в определении строения слов

ў        тренировать в подборе однокоренных слов

ў        учить отбирать слова по заданной теме

ў        учить использовать в речи термины

ў        вспомнить о роли глаголов в речи

ў        учить проверять написанное

II. Развивающие.

ў        развивать устную и письменную речь детей

ў        развивать творческие способности детей

III. Воспитательные.

ў        воспитывать любовь к прекрасному                        

ў        воспитывать бережное отношение к Родине

                                                                                                        IV. Здоровьесберегающие.                                        

ў        следить за осанкой и посадкой детей во время письма;

                обеспечить физминутку во время урока                                                                                                                 

Материалы к уроку: пособие "гнездо",круг трёх цветов, карточки со словами, индивидуальные карточки с заданием, репродукции картин, фотографии с изображением черёмухи.        

Ход урока:

 

I.Организационный момент.

-Проверьте рабочее место. Все ли готовы к уроку? Сегодня на уроке у нас гости. Давайте повернёмся к ним и поприветствуем. Садитесь.

II.Настрой на урок.

-Какое у вас сейчас настроение? Покажите его с помощью цветного круга.

III.Минутка чистописания.

-Положите тетради под углом, выпрямите спины, рука с ручкой на локте.

-Сегодня повторим написание строчной буквы е. (элемент написан на доске). Пропишите до конца строки.

-Какое сейчас время года? (весна) Все слова, которые мы будем записывать на второй строке, имеют отношение к этому времени года. Слова следует не только красиво написать, но и правильно, без ошибок.

-Запишите слово "весна" на второй строчке от самого края. Подчеркните ошибкоопасное место в этом слове. Как оно называется?(орфограмма) Графически обозначьте орфограмму, проверочное слово подберите устно.(один ученик проговаривает орфограмму)(параллельно на доску вывешивается карточка со словом, над которым произведена графическая работа). Назовите однокоренное слово. (весенний) Какой частью речи оно является?(прилагательное)

-Что же вьют птицы весной? (гнёзда) Запишите это слово в единственном числе. Какое слово записали?( гнездо)-проводится аналогичная работа, вывешивается карточка со словом.

-Где же будут  раздаваться птичьи голоса?(в лесу). Запишите это слово во множественном числе. ( леса)-аналогичная работа.

-Почему именно эти слова мы записали на второй строчке?(в них безударная гласная-е, правописание которой мы повторяли).

IV.Выделение цели урока.

-Как вы думаете, какова будет цель нашего сегодняшнего урока?(повторение изученных орфограмм).

-И так как весна- время сказочных превращений, мы поможем им осуществиться. Птенчикам, которые ещё лежат в гнезде, но вот-вот должны проклюнуться, вы поможете своими знаниями об изученных орфограммах им вылупиться. Как только мы повторяем орфограмму, птенчик появляется на свет.

-Мы можем уже сейчас помочь птенчику вылупиться?(да)

-Так как повторили орфограмму-правописание безударных гласных в корне слова.(на доске-пособие "гнездо", учитель снимает с яйца скорлупку, и появляется птенчик).

V.Работа по теме урока.(повторение изученных орфограмм).

1).Работа на карточках.(у каждого ребёнка лежит на парте карточка с заданием).

                                        

                                        

                                        

                                        

                                        

                                        

Распредели слова в группы, назови графы таблицы, обозначь графически орфограммы в словах.

Л…стики, весе…ий, радос…но, пот…кут, выгл…нуло, дли…ый, со…нце, лё…, р…бята, зайч…к, вес…ники.

-Как же назвали графы таблицы? Проверяем и ставим +, если у вас есть такая же графа в таблице.(дети зачитывают слова, относящиеся к каждой графе, объясняют орфограммы).

-Как вы думаете, эти слова имеют отношение к теме "Весна пришла"? Придумайте предложение с одним из слов на заданную тему.(дети устно придумывают предложения).

-Раз столько мы с вами повторили орфограмм, давайте продолжим наши превращения. Называйте орфограмму и освобождайте птенчика от скорлупы. Посмотрите, сколько птенчиков мы открыли. Они подрастут и наполнят лес весёлым  пением.

VI.Физминутка.(всем колонкам загадывается загадка, даётся мяч ученику, сидящему на первом варианте, он передаёт его назад, мяч возвращается на первую парту, но к ученику , сидящему на первом варианте, он произносит отгадку. Выигрывает та колонка, которая окажется первой).

Рыхлый снег на солнце тает,

 Ветерок в ветвях играет,

Звонче птичьи голоса.

Значит, к нам пришла…

        (весна)

Снежок растаял и с полей

Бежит проворливый …

        (ручей)        

2).Работа по учебнику.

-Все ли орфограммы повторили? (        нет) Продолжим повторять.

-Откройте учебник на стр.118, упр.569.Прочитайте про себя слова в красных рамках. Как вы думаете, какое задание нужно будет выполнить?Работаем письменно в тетрадях, графически обозначаем орфограммы.(по цепочке дети объясняют орфограммы).Какое слово оказалось "ловушкой"?

-Знание каких орфограмм поможет птенчикам проклюнуться?(б.гл. в приставке, правописание ъ и ь знаков).Открываем скорлупки. Имеют отношение эти слова к теме "Весна пришла"?(нет)

3).Составление текста на тему "Весна пришла" по опорным словам.

-Посмотрите, какие превращения возможны весной!(учитель показывает на "гнездо".Мы уже хорошо потрудились, дали весеннему лесу вот сколько птенцов.

-О весне пишут музыку композиторы, пишут стихи поэты .Сейчас прозвучит музыка, которую написал выдающийся немецкий композитор-Мендельсон. Называется это произведение "Весенняя песня", а наши ученики будут читать стихи русских поэтов о весне. А вы попробуйте запомнить, о каких изменениях в природе с приходом весны рассказывают поэты?(звучит музыка и стихи).

А.Н.Плещеев

"Уж тает снег, бегут ручьи…"

Уж тает снег, бегут ручьи,

В окно повеяло весною…

Засвищут скоро соловьи,

И лес оденется листвою!

Чиста небесная лазурь,

Теплей и ярче солнце стало,

Пора метелей злых и бурь

Опять надолго миновала…

Ф.И.Тютчев

"Весенние воды"

Ещё в полях белеет снег

А воды уж весной шумят-

Бегут и будят сонный брег,        

Бегут, и блещут, и гласят…

        

Они гласят во все концы:

"Весна идёт, весна идёт,

Мы молодой весны гонцы,

Она нас вызвала вперёд!"

Весна идёт, весна идёт!

И тихих, тёплых майских дней

Румяный, светлый хоровод

Толпится весело за ней.

С.Есенин

"Черёмуха"

Черёмуха душистая

С весною расцвела

И ветки золотистые,

Что кудри , завила.

Кругом роса медвяная

Сползает по коре,

Под нею зелень пряная

Сияет в серебре.

А рядом, у проталинки,

В траве, между корней,

Бежит, струится маленький

Серебряный ручей.

Черёмуха душистая,

Развесившись, стоит,

А зелень золотистая

На солнышке горит.

Ручей волной гремучею

Все ветки обдаёт

И вкрадчиво под кручею

Ей песенки поёт.

-Как же в своих стихах описывают поэты пробуждение весны?(ответы детей)

-Какая же часть речи помогает передать изменения в природе?

-Правильно, глаголы. Весна в стихах приходит, дышит, дарит тепло, свет. Это живое существо. Как называется такой приём, который используют поэты в своих стихах?(приём олицетворения)

-Художники тоже увековечивают это время года в своих полотнах.

-Положите перед собой первый лист. Это репродукция картины Алексея Кондратьевича Саврасова "Грачи прилетели".Саврасов-выдающийся русский живописец-пейзажист. Что изображено на картине?(ответы детей)

Выступление ребёнка.

-Грачи - самые ранние весенние гости. Они прилетают в марте. В заморской стране, откуда прилетают грачи, круглый год светит солнце, но не станут вить гнёзда наши птицы на чужбине. Через моря и высокие горы летят весной стаи птиц домой, на родину. О чём же хотел сказать Саврасов, нарисовав эту картину?(что грачи- птицы преданные, верные своей родине)

-Положите перед собой второй лист. Посмотрите на другие репродукции картин, на которых изображена весна. Есть сходство в изображении художниками весны? Какие? (тает снег, бегут ручьи и т.д.) Какая репродукция больше понравилась? Почему?

-Фотографы по-своему стараются запечатлеть красоту весенней природы.

-Положите перед собой третий лист. Посмотрите, как по-разному увидели черёмуху фотографы. Какая она?

   

   

 

-Сегодня мы тоже будем писателями и художниками и опишем пробуждение весны. Будем рисовать словесные картины. Будем писать текст о весне. Он будет называться "Весна пришла".

-Создать его нужно по опорным словам, они на доске.

д…лгожданная

лучи

погода

лазурное небо

пр…талины

цв…точ…ки

д…рев…я

руч…и

вес…ники

гр…чи

-Что значит "лазурное небо"?(чистое, голубое) В словах пропущены орфограммы, которые вам нужно будет самостоятельно вставить при письме. Можно использовать и другие слова, которые звучали сегодня на уроке, которые имеют отношение к теме "Весна".В тексте должно быть  3 части. Как они называются?(вступительная, основная, заключительная).О чём будете писать во вступительной части, в основной, заключительной? Какие слова будете использовать?

-Какую часть речи обязательно нужно использовать в своём тексте?(глаголы) Глаголы нужно подчеркнуть двумя чертами.

-Посмотрите на наше гнездо. Остались ещё яйца, из которых ещё не вылупились птенцы. Что это значит? (остались орфограммы, которые не повторили)Давайте поможем птенчикам. А для этого нужно найти в тексте другие орфограммы. Превращения произойдут, когда у вас будет готов текст. Приступайте к работе.

(дети пишут)

-Прочитайте свои тексты. Какие понравились больше? Почему?Какие орфограммы встретились?(дети открывают скорлупки)

VII. Итог урока.

-Какую цель мы ставили перед собой в начале урока?(повторить изученные орфограммы)Выполнили её? Какие задания понравились больше?

-Сегодня хорошо работали…

(выставление оценок)

-Покажите цветным кругом своё настроение.

(если не все яйца открыты)

VIII.Домашнее задание.

-Превращения продолжаться завтра. Дома нужно будет составить диктант из 15 слов. Слова должны быть на все изученные орфограммы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по русскому языку "Устаревшие слова" 2 класс

Разработка урока "Устаревшие слова". 2 класс УМК "Начальная школа 21 века"...

Методическая разработка урока по русскому языку для учащихся 1 класса по теме "Речевая ситуация: обсуждение профессий родителей. Слова, отвечающие на вопросы "что делать?", "что сделать?"

Методическая разработка урока по русскому языку для учащихся 1 класса на тему "Речевая ситуация: обсуждение профессий родителей. Слова, отвечающие на вопросы "что делать?", "что сделать?" была предста...

Методическая разработка урока по русскому языку"Обобщение изученного"

Методическая разработка урока по русскому языку "Обобщение изученного в 4классе", УМК «Начальная школа XXI века»...

Урок русского языка "Повторение изученных орфограмм" 3 класс

Урок-рефлексия блока "Правописание" по УМК "Начальная школа XXI века" содержит тренировочные упражнения на закрепление орфограмм корня и суффиксов...

Конспект урока по русскому языку : "Повторение изученных орфограмм" 2 класс

Конспект урока по русскому языку : "Повторение изученных орфограмм" 2 класс УМК "Школа России"В данной разработке собраны обобщающие упражнения на орфограммы "Безударные гласн...

Методическая разработка урока по русскому языку. Закрепление изученного материала по теме «Заглавная буква в именах собственных» во 2-ом классе

Данный урок можно использовать при закреплении темы "Заглавная буква в именах собственных" во 2-ом классе...