Разработка урока по русскому языку "Устаревшие слова" 2 класс
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме

Разработка урока "Устаревшие слова". 2 класс УМК "Начальная школа 21 века"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konkursnoe_zanyatie_na_oblast.doc61 КБ

Предварительный просмотр:

Этапы занятия

Цель

Деятельность учителя

1.Организация начала занятия

Создать условия для:

-концентрации внимания

-положительного настроя.

1.Взаимное приветствие.

Здравствуйте, ребята!

 Меня зовут Марина Олеговна. В начале урока я прошу вас взяться за руки и улыбнуться друг другу. Пусть наш урок станет ярким и добрым как ваши улыбки!

Я хочу вам подарить смайлики. Выбирайте и прикалывайте. Прошу вас, присаживайтесь.

2.Основная часть. Создание образно-эмоциональной ситуации

Создать условий для:

-развития коммуникативной компетенции;

-формирования когнитивной компетенции.

1.Представление уч-ся картин с изображением старинного русского города.

Я приглашаю вас в путешествие по старинному русскому городу. Мы пройдем по его улицам, и послушаем о чем говорят люди.

(включается запись с текстом:

«Повели коней в конюшни

Десять конюхов седых.

Все с цветными кушаками

И с сафьянными бичами»

Все ли слова вам понятны?

 Значение каких слов не поняли?

 Запишите их на доске.

 Как  мы можем узнать значение непонятного для нас слова?

Те, у кого на спинке стула изображена

-книга, найдите значение этих слов в толковом словаре;

-губы, спросите у гостей;

-рука, попробуйте собрать мозаику.

Итак, что вы узнали? Как ты это узнал?

Введение теоретических знаний, сообщение темы и целей  урока

Создать условия для:

-формирования когнитивной компетенции;

-развития информационной компетенции.

Вы используете эти слова в обычной, повседневной речи?

 Почему?

Как можно назвать вещи, которыми больше не пользуемся?

Как назовем слова, которые перестали употреблять в современной речи?

Как вы думаете, с какими словами мы познакомимся сегодня на занятии?

Тема урока «Устаревшие слова»

Запишите в тетради число, «Классная работа», и тему урока «Устаревшие слова»

Сегодня на занятии мы:

- познакомимся с некоторыми устаревшими словами,

-выясним, когда из повседневной речи исчезают слова,

-узнаем, где сейчас можно встретить такие слова;

- постараемся понять, нужны ли они нам.

Динамическая пауза

Создание условий для снятия мышечного напряжения

Вы, конечно не забыли, что мы путешествуем по старинному  русскому городу, послушайте какая музыка тогда звучала и попробуйте под нее подвигаться. Какое настроение у  музыки? Что лучше всего делать под такую музыку?

Организация исследовательской деятельности

Обсуждение результатов

Создание условий для:

-когнитивной компетенции;

-коммуникативной компетенции;

-информационной компетенции.

Я предлагаю вам разбиться на группы.  Помогут смайлики. Каждая группа получает задание, выполнить которое вам поможет  справочный материал, а также вы можете обратиться за помощью ко мне и нашим гостям

задания в конверте.  

1 группа:

1  уч.- выяснить значение слова «кольчуга» и записать на доске;

2  уч.- выяснить значение слова «терем» и записать на доске;

3уч. найти изображение этих предметов.

4 уч. – записать слова и их значение на доске.

5 уч. – в отрывке из произведений найти предложение с данными словами

2 группа:

1  уч.- выяснить, что значило слово «пирог» в старину и записать на доске;

2 уч. - выяснить, что значило слово «гости» в старину и записать на доске;

3 уч. найти изображение, которые подходят к этим словам.

4 уч. – записать слова и их значение на доске.

5 уч. – в отрывке из произведений найти предложение с данными словами

3 группа:

1  уч.- выяснить значение слова «очи» и записать на доске;

2 уч.- выяснить значение слова «перста» и записать на доске;

3 уч.- найти изображение этих предметов

4 уч. – записать слова и их значение на доске.

5 уч. – в отрывке из произведений найти предложение с данными словами

Пришло время узнать о выполнении задания и проверить с помощью большого толкового словаря.

 Первая группа работала со словами «кольчуга» и «терем».

 Вторая группа – слова «пирог» и «гости».

Третья группа – слова «очи» , «перста».

Посмотрите на эти группы слов, что вы о них можете сказать?

(Наводящие вопросы):

 1гр. Употребляются эти слова сейчас?  Почему?

2 гр. Что произошло с этими словами? В каком значении употребляются сейчас?

3 гр. Остались ли у нас «очи» и «перста»? Что произошло с этими словами?)

Выберите  одно слово и запишите его со значением.  Устно составьте предложение с этим словом.

3.Рефлексия

Подведение итогов занятия

Итак:

-с какими устаревшими словами вы сегодня познакомились?

- когда из повседневной речи исчезают слова?

-вспомните, где сейчас мы можем встретить устаревшие слова?

- нужны ли нам они? Для чего?

Можем ли мы сказать, что наша речь живая, и она может изменяться вместе с нашей жизнью?

 Великий русский писатель И.С. Тургенев говорил: «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык- это клад, это достояние переданное нам нашими предками! Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием, в умелых руках оно в состоянии совершить чудеса».

В заключение нашего урока я угощу вас яблочками, но они непростые, а волшебные. Если вам понравился урок, и вы узнали что-то новое прикрепите на яблоню красное яблоко, если ничего не узнали – желтое яблоко, если вам было скучно и урок не понравился – зеленое.

Итак, все яблочки на нашей яблоне созрели, значит, урок пошел вам в прок!

Спасибо за внимание! Я желаю вам радости новых открытий!

Предмет: русский язык        

Класс: 2      

УМК : «Начальная школа 21 века»      

Учебник: «Русский язык» в 2-х частях, часть 2 авторы: Иванов С.В. Евдокимов А.О.

Тема:  Устаревшие слова (блок «Как устроен наш язык»)

Цели занятия:

 создать условия

       - для развития общекультурной компетенции через   осмысление слов вышедших

            из употребления и введения понятия «устаревшие слова»;

       -для развития когнитивной и информационной компетенции;

       -для развития творческого воображения и формирования коммуникативной

           компетенции;

       - для принятия учащимися базовых национальных ценностей.

План занятия:

  1. Организационный этап – 2 мин.
  2. Основная часть – 24 мин.

1)Создание образно-эмоциональной ситуации – 4 мин.

2) Введение теоретических знаний – 4 мин.

3) Динамическая пауза – 2мин.

4) Организация исследовательской работы – 8 мин.

5) Обсуждение результатов исследовательской работы – 6 мин.

     3. Рефлексия – 4 мин.