Разработка урока по русскому языку 4 класс
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме

В разработке представлен материал о формировании навоков правописания падежных окончаний имен существительных в Родительном,Дательном,Предложном падежах 1,2,3 склонений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razrabotka_uroka_po_russkomu_yazyku._4_klass.docx22.71 КБ

Предварительный просмотр:

      Правописание безударных окончаний    существительных в родительном, дательном                и предложном падежах.

Цели урока: Закреплять знания о существенных признаках, распознаются данные падежи. Развивать умение правильно писать окончания имен существительных 1, 2, 3 склонения.

                         

                                                Ход урока

  1. Организационный момент и сообщение целей урока

На доске записаны отрывки из детских произведений, некоторые слова выделены.

  1. «В городе Стокгольме, на самой обыкновенной улице, в самом обыкновенном доме живет самая обыкновенная шведская семья по фамилии Свантенсон».
  2. «В тот час, когда мама накрывала белой скатертью стол, а бабушка резала хлеб к обеду и произошли эти очень страшные, невероятные приключения».
  3. «На окраине одного маленького шведского городка вы увидите очень запущенный сад. А в саду стоит почерневший от времени ветхий дом. Вот в этом-то доме и живет Пеппи Длинныйчулок».
  4. «Эту дорогу я знаю наизусть, как любимое стихотворение, которое никогда не заучивал, но которое само запомнилось на всю жизнь. Я мог бы идти по ней зажмурившись, если бы по тротуарам не спешили пешеходы, а по мостовой не мчались автомашины и троллейбусы».

- Из каких произведений эти отрывки? (1. А. Линдгрен «Карлсон, который живет на крыше»; 2. Ларри «Необыкновенные приключения Карлика и Вали»; 3. А. Линдгрен «Пеппи Длинныйчулок»; 4. А. Линдгрен «В Стране Вечных Каникул».)

- Определите падеж выделенных существительных. (В городе – в П.п.; на улице – в П.п.; в доме – в П.п.; к обеду – в Д.п.; на окраине – в Д.п.; городка – в П.п.; в саду – в П.п.; от времени – в Р.п.; в доме – в П.п.; по тротуарам – в Д.п.; по мостовой – в Д.п.)

- Итак, тема нашего урока «Безударные окончания существительных в родительном, дательном и предложном падежах».

  1. Проверка домашнего задания

Упражнение 220, стр.98-99.

- Что такое аквариум? (Искусственный водоем или стеклянная емкость с водой для содержания рыб, водных животных и растений.)

- Нарисуйте схему слова ВОДЯНЫЕ. (Схема.)

  1. Чистописание

а) Массаж рук.

Учитель читает стихотворение Владимира Маяковского «Тучкины штучки»:

Плыли по небу тучки.

Тучек – четыре штучки.

(Хлопки в ладоши.)

От первой до третьей – люди,

Четвертая была верблюдик.

(Массаж четырех пальцев.)

К ним, любопытством объятая,

По дороге пристала пятая.

(Массаж пятого пальца.)

От нее в небосинем лоне

Разбежались за слоником слоник.

(Постучать в кулачки.)

И не знаю, спугнула шестая ли,

Тучки взяли все – и растаяли.

(Массаж пальцев.)

И следом за ними, гонялись и стирая,

Солнце погналось - желтый жираф.

(Хлопки в ладоши.)

б) Работа в тетради.

- Замените в слове ШАР одну букву так, чтобы получилось новое слово.

Запишите цепочку превращений.

  1. Работа по теме урока

а) Работа с таблицей на стр. 82.

- Сравните вопросы родительного падежа, дательного и предложного.

- Какой смысловой вопрос встречается во всех падежах? (Где?) Вот поэтому при распознавании падежей к смысловому вопросу ГДЕ? Приходится дабавлять падежный: ГДЕ? В ЧЕМ? – в П.п.; ГДЕ? ПО ЧЕМУ? – в Д.п.

- Какой смысловой вопрос употребляется только в одном падеже? (ОТКУДА? – в родительном падеже.)

- Можно ли различать эти падежи по предлогам? (Да.)

- Сделайте вывод об окончаниях. (В родительном падеже существительные 1-го и 3-го склонения имеют окончание –и. В дательном падеже существительные 1-го склонения имеют окончание  -е, существительные 3-го склонения –и. В предложном падеже у существительных 1-го и 2-го склонения окончание –е, у существительных 3-го склонения –и.)

б) Работа по учебнику.

Чтение вывода на стр. 100.

Упражнение 226, стр. 100. (Устно.)

Упражнение 227, стр. 101.

- Напишите словосочетания, определите падеж и склонение. (Прочитал в газете – 1 скл., в П.п.; в журнале – 2 скл., в П.п.; в книге – 1скл.,в П.п;

В календаре – 2 скл., в П.п.; написал Елизавете Петровне – 1 скл., в Д.п.; дяде Мише – 1 скл., в Д.п.; ехал по дороге – 1 скл., в Д.п.; по шоссе – 2 скл., в Д.п.; прилетел из Риги – 1 скл., в Р.п.; из Вологды – 1 скл., в Р.п.;  из Перми – 3 скл., в Р.п.; из Ярославля – 2 скл., в Р.п.; дошли до вокзала – 2 скл.,в Р.п.; до рощи – 1 скл., в Р.п.; дошли до вокзала – 2 скл., в Р.п.; до рощи – 1 скл., в Р.п.; привезли на автомобиле – 2 скл., в П.п.; на тележке – 1 скл., в П.п.; на грузовике – 2 скл., в П.п.)

в) Упражнение «Очень страшная история».

Учитель зачитывает фрагменты из литературных произведений. Учащиеся должны вспомнить, кого испугались персонажи стихотворений, затем записать встретившиеся существительные в родительном падеже, дательном и предложном в три столбика.

     1)   - Мама! – крикнул китобой,-

            Отскочив от пушки –

            Что же это?... Хвост трубой…

            Ушки на макушке…

                                         (Кота. Б. Заходер «Кит и Кот»)

     2)     Волки от испуга

              Скушали друг друга.

              Бедный крокодил

              Жабу проглотил.

                                         (Таракана. К. Чуковский «Тараканище»)

      3)     Кто на крыше оказался,

               Кто забился в водосток.

               А на елке, как игрушки,

               Разместились две старушки.

                              (Тигра. Э. Успенский «Тигр вышел погулять»)

                                          4       Кто, дрожа от страха, спрятался в чулане,

                                                   Кто в собачей будке, кто на чердаке…

                                                   Папа схоронился в старом чемодане,

                                                   Дядя под диваном, тетя в сундуке.

                                                                              (Зверей. К. Чуковский «Крокодил».)

                                    5       Он вбегает в трамвай.

                                             Все кричат: - Ай-ай-ай! –

                                             И бегом, кувырком, по домам, по углам:

                                              - Помогите! Спасите! Помилуйте!

                                                                      (Крокодила. К. Чуковский «Крокодил».)

                                     6      Я к Таврическому саду,

                                             Перепрыгнул чрез граду.

                                             А она за мною мчится

                                             И кусает как волчица.

                                                                     (Мочалку. К. Чуковский «Мойдодыр».)

- Назовите существительные в родительном падеже. (От пушки, от испуга, от страха.)

- Назовите существительные в дательном падеже. (По домам, по углам, к саду.)

- Назовите существительные в предложном падеже. (На макушке, на крыше, на елке, в чулане, в будке, на чердаке, в сундуке.)

  1. Физкультминутка

                              Руки в стороны, в кулачок,

Разжимай и на бочок.

Руки вниз, в кулачок,

Разжимай и на бочок.

Руки вверх, в кулачок,

Разжимай и на бочок.

Руки влево, в кулачок,

Разжимай и на бочок.

Руки вправо, в кулачок,

Разжимай и на бочок.

Руки на колени, в кулачок,

Разжимай и на бочок.

Руки за голову, в кулачок,

Разжимай и на бочок.

Руки за спину, в кулачок,

Разжимай и на бочок.

  1. Словарно-орфографическая работа

а) Упражнение «Продолжите ряд слов».

На доске написаны группы слов. Учащиеся должны догадаться, по какому принципу подобраны слова и дописать по 2 слова.

  1. СТ…РИЧОК, СВ…ТЛЯЧОК, Т…ЖЕЛО, ПОВ…Р.
  2. БЛУ…КА, ВЕРЕ…КА, СОСЕ…КА, ХОЛО… (слова с парными согласными.)
  3. КИРИ…, КАРМА…ЫЙ, УТРЕ…ИК, РА…ВЕТ.(слова с удвоенными согласными.)
  4. ПТИЧ…И, ЗДОРОВ…Е, ОБЕЗ…ЯНА, СОЛОВ…И. (слова с разделительным мягким знаком.)
  5. НОЧ…НОЙ,ТРОСТОЧ…КА, ЗВЕЗДОЧ…КА, ВНУЧ…КА.(сочетания ЧК, ЧН, НЩ)

б) Диктант с подготовкой. Упражнение 229, стр. 102.

  1. Домашнее задание

Упражнение 228, стр. 101-102.

  1. Итог урока

- Можно ли различить падежи по смысловым вопросам. ГДЕ? ОТКУДА? (Нет, не всегда. На вопрос ГДЕ? Отвечают существительные в дательном падеже и предложном. На вопрос ОТКУДА? Отвечают существительные в родительном пажеде.)

                                       

                                             

                                         

                                     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАЗРАБОТКА УРОКА Предмет: русский язык Класс: 2 Тема: Корень слова. Однокоренные слова.

РАЗРАБОТКА УРОКАучителя начальных классов МОУ гимназии № 35 г. о. Тольятти Цветковой Ирины Юрьевны.Предмет: русский языкКласс: 2Тема: Корень слова. Однокоренные слова. ...

Разработка урока по русскому языку "Буквы русского языка. Алфавит.»

Проект урока по русскому языку в 1 классе по программе УМК "Гармония"...

Разработка урока по русскому языку во 2 классе с национальным региональным компонентом "Составление предложений по схемам". УМК ОС "Школа 2100". Урок в технологии деятельностного метода. Тип урока ОНЗ.

Разработка урока по русскому языку во 2 классе с национальным региональным компонентом "Составление предложений по схемам". УМК ОС "Школа 2100". Урок в технологии деятельностного метода. Тип урока ОНЗ...

Методическая разработка урока по русскому языку в 6 классе"Русский язык как знаковая система"

Вводное занятие поможет ученикам дать определение термину "русский язык", выделить основные функции языка и выявить место русского языка в системе знаков...

Методическая разработка урока по русскому языку "КВН "Знатоки русского языка"

Тема: КВН «Знатоки русского языка»Учитель начальных классовМОУ «СОШ №1» города ВалуйкиЦуканова Е.АЦели: прививать интерес к предмету; развивать логическое мышление.Оборудование: карточки, словари, пла...