Разработка урока по русскому языку 4 класс
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме
В разработке представлен материал о формировании навоков правописания падежных окончаний имен существительных в Родительном,Дательном,Предложном падежах 1,2,3 склонений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razrabotka_uroka_po_russkomu_yazyku._4_klass.docx | 22.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Правописание безударных окончаний существительных в родительном, дательном и предложном падежах.
Цели урока: Закреплять знания о существенных признаках, распознаются данные падежи. Развивать умение правильно писать окончания имен существительных 1, 2, 3 склонения.
Ход урока
- Организационный момент и сообщение целей урока
На доске записаны отрывки из детских произведений, некоторые слова выделены.
- «В городе Стокгольме, на самой обыкновенной улице, в самом обыкновенном доме живет самая обыкновенная шведская семья по фамилии Свантенсон».
- «В тот час, когда мама накрывала белой скатертью стол, а бабушка резала хлеб к обеду и произошли эти очень страшные, невероятные приключения».
- «На окраине одного маленького шведского городка вы увидите очень запущенный сад. А в саду стоит почерневший от времени ветхий дом. Вот в этом-то доме и живет Пеппи Длинныйчулок».
- «Эту дорогу я знаю наизусть, как любимое стихотворение, которое никогда не заучивал, но которое само запомнилось на всю жизнь. Я мог бы идти по ней зажмурившись, если бы по тротуарам не спешили пешеходы, а по мостовой не мчались автомашины и троллейбусы».
- Из каких произведений эти отрывки? (1. А. Линдгрен «Карлсон, который живет на крыше»; 2. Ларри «Необыкновенные приключения Карлика и Вали»; 3. А. Линдгрен «Пеппи Длинныйчулок»; 4. А. Линдгрен «В Стране Вечных Каникул».)
- Определите падеж выделенных существительных. (В городе – в П.п.; на улице – в П.п.; в доме – в П.п.; к обеду – в Д.п.; на окраине – в Д.п.; городка – в П.п.; в саду – в П.п.; от времени – в Р.п.; в доме – в П.п.; по тротуарам – в Д.п.; по мостовой – в Д.п.)
- Итак, тема нашего урока «Безударные окончания существительных в родительном, дательном и предложном падежах».
- Проверка домашнего задания
Упражнение 220, стр.98-99.
- Что такое аквариум? (Искусственный водоем или стеклянная емкость с водой для содержания рыб, водных животных и растений.)
- Нарисуйте схему слова ВОДЯНЫЕ. (Схема.)
- Чистописание
а) Массаж рук.
Учитель читает стихотворение Владимира Маяковского «Тучкины штучки»:
Плыли по небу тучки.
Тучек – четыре штучки.
(Хлопки в ладоши.)
От первой до третьей – люди,
Четвертая была верблюдик.
(Массаж четырех пальцев.)
К ним, любопытством объятая,
По дороге пристала пятая.
(Массаж пятого пальца.)
От нее в небосинем лоне
Разбежались за слоником слоник.
(Постучать в кулачки.)
И не знаю, спугнула шестая ли,
Тучки взяли все – и растаяли.
(Массаж пальцев.)
И следом за ними, гонялись и стирая,
Солнце погналось - желтый жираф.
(Хлопки в ладоши.)
б) Работа в тетради.
- Замените в слове ШАР одну букву так, чтобы получилось новое слово.
Запишите цепочку превращений.
- Работа по теме урока
а) Работа с таблицей на стр. 82.
- Сравните вопросы родительного падежа, дательного и предложного.
- Какой смысловой вопрос встречается во всех падежах? (Где?) Вот поэтому при распознавании падежей к смысловому вопросу ГДЕ? Приходится дабавлять падежный: ГДЕ? В ЧЕМ? – в П.п.; ГДЕ? ПО ЧЕМУ? – в Д.п.
- Какой смысловой вопрос употребляется только в одном падеже? (ОТКУДА? – в родительном падеже.)
- Можно ли различать эти падежи по предлогам? (Да.)
- Сделайте вывод об окончаниях. (В родительном падеже существительные 1-го и 3-го склонения имеют окончание –и. В дательном падеже существительные 1-го склонения имеют окончание -е, существительные 3-го склонения –и. В предложном падеже у существительных 1-го и 2-го склонения окончание –е, у существительных 3-го склонения –и.)
б) Работа по учебнику.
Чтение вывода на стр. 100.
Упражнение 226, стр. 100. (Устно.)
Упражнение 227, стр. 101.
- Напишите словосочетания, определите падеж и склонение. (Прочитал в газете – 1 скл., в П.п.; в журнале – 2 скл., в П.п.; в книге – 1скл.,в П.п;
В календаре – 2 скл., в П.п.; написал Елизавете Петровне – 1 скл., в Д.п.; дяде Мише – 1 скл., в Д.п.; ехал по дороге – 1 скл., в Д.п.; по шоссе – 2 скл., в Д.п.; прилетел из Риги – 1 скл., в Р.п.; из Вологды – 1 скл., в Р.п.; из Перми – 3 скл., в Р.п.; из Ярославля – 2 скл., в Р.п.; дошли до вокзала – 2 скл.,в Р.п.; до рощи – 1 скл., в Р.п.; дошли до вокзала – 2 скл., в Р.п.; до рощи – 1 скл., в Р.п.; привезли на автомобиле – 2 скл., в П.п.; на тележке – 1 скл., в П.п.; на грузовике – 2 скл., в П.п.)
в) Упражнение «Очень страшная история».
Учитель зачитывает фрагменты из литературных произведений. Учащиеся должны вспомнить, кого испугались персонажи стихотворений, затем записать встретившиеся существительные в родительном падеже, дательном и предложном в три столбика.
1) - Мама! – крикнул китобой,-
Отскочив от пушки –
Что же это?... Хвост трубой…
Ушки на макушке…
(Кота. Б. Заходер «Кит и Кот»)
2) Волки от испуга
Скушали друг друга.
Бедный крокодил
Жабу проглотил.
(Таракана. К. Чуковский «Тараканище»)
3) Кто на крыше оказался,
Кто забился в водосток.
А на елке, как игрушки,
Разместились две старушки.
(Тигра. Э. Успенский «Тигр вышел погулять»)
4 Кто, дрожа от страха, спрятался в чулане,
Кто в собачей будке, кто на чердаке…
Папа схоронился в старом чемодане,
Дядя под диваном, тетя в сундуке.
(Зверей. К. Чуковский «Крокодил».)
5 Он вбегает в трамвай.
Все кричат: - Ай-ай-ай! –
И бегом, кувырком, по домам, по углам:
- Помогите! Спасите! Помилуйте!
(Крокодила. К. Чуковский «Крокодил».)
6 Я к Таврическому саду,
Перепрыгнул чрез граду.
А она за мною мчится
И кусает как волчица.
(Мочалку. К. Чуковский «Мойдодыр».)
- Назовите существительные в родительном падеже. (От пушки, от испуга, от страха.)
- Назовите существительные в дательном падеже. (По домам, по углам, к саду.)
- Назовите существительные в предложном падеже. (На макушке, на крыше, на елке, в чулане, в будке, на чердаке, в сундуке.)
- Физкультминутка
Руки в стороны, в кулачок,
Разжимай и на бочок.
Руки вниз, в кулачок,
Разжимай и на бочок.
Руки вверх, в кулачок,
Разжимай и на бочок.
Руки влево, в кулачок,
Разжимай и на бочок.
Руки вправо, в кулачок,
Разжимай и на бочок.
Руки на колени, в кулачок,
Разжимай и на бочок.
Руки за голову, в кулачок,
Разжимай и на бочок.
Руки за спину, в кулачок,
Разжимай и на бочок.
- Словарно-орфографическая работа
а) Упражнение «Продолжите ряд слов».
На доске написаны группы слов. Учащиеся должны догадаться, по какому принципу подобраны слова и дописать по 2 слова.
- СТ…РИЧОК, СВ…ТЛЯЧОК, Т…ЖЕЛО, ПОВ…Р.
- БЛУ…КА, ВЕРЕ…КА, СОСЕ…КА, ХОЛО… (слова с парными согласными.)
- КИРИ…, КАРМА…ЫЙ, УТРЕ…ИК, РА…ВЕТ.(слова с удвоенными согласными.)
- ПТИЧ…И, ЗДОРОВ…Е, ОБЕЗ…ЯНА, СОЛОВ…И. (слова с разделительным мягким знаком.)
- НОЧ…НОЙ,ТРОСТОЧ…КА, ЗВЕЗДОЧ…КА, ВНУЧ…КА.(сочетания ЧК, ЧН, НЩ)
б) Диктант с подготовкой. Упражнение 229, стр. 102.
- Домашнее задание
Упражнение 228, стр. 101-102.
- Итог урока
- Можно ли различить падежи по смысловым вопросам. ГДЕ? ОТКУДА? (Нет, не всегда. На вопрос ГДЕ? Отвечают существительные в дательном падеже и предложном. На вопрос ОТКУДА? Отвечают существительные в родительном пажеде.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАЗРАБОТКА УРОКА Предмет: русский язык Класс: 2 Тема: Корень слова. Однокоренные слова.
РАЗРАБОТКА УРОКАучителя начальных классов МОУ гимназии № 35 г. о. Тольятти Цветковой Ирины Юрьевны.Предмет: русский языкКласс: 2Тема: Корень слова. Однокоренные слова. ...
Разработка урока по русскому языку в 1 классе по теме: "Звуки русского языка"
Разработка урока по русскому языку...
Разработка урока по русскому языку "Буквы русского языка. Алфавит.»
Проект урока по русскому языку в 1 классе по программе УМК "Гармония"...
Разработка урока по русскому языку во 2 классе с национальным региональным компонентом "Составление предложений по схемам". УМК ОС "Школа 2100". Урок в технологии деятельностного метода. Тип урока ОНЗ.
Разработка урока по русскому языку во 2 классе с национальным региональным компонентом "Составление предложений по схемам". УМК ОС "Школа 2100". Урок в технологии деятельностного метода. Тип урока ОНЗ...
Методическая разработка урока по русскому языку в 6 классе"Русский язык как знаковая система"
Вводное занятие поможет ученикам дать определение термину "русский язык", выделить основные функции языка и выявить место русского языка в системе знаков...
Методическая разработка урока по русскому языку "КВН "Знатоки русского языка"
Тема: КВН «Знатоки русского языка»Учитель начальных классовМОУ «СОШ №1» города ВалуйкиЦуканова Е.АЦели: прививать интерес к предмету; развивать логическое мышление.Оборудование: карточки, словари, пла...