Разработка урока по русскому языку "Буквы русского языка. Алфавит.»
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему

Шепетене Ирина Рихардасовна

Проект урока по русскому языку в 1 классе по программе УМК "Гармония"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_uroka.doc138 КБ

Предварительный просмотр:

Проект урока

Тема урока «Буквы русского языка. Алфавит. »

ЦЕЛЬ:    Формирование и развитие ценностного отношения к совместной учебно-познавательной деятельности  к способу знаний  об алфавите через умение пользоваться словарем.

Результаты деятельности:

-личностные результаты:

-формировать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи;

- способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;

Метапредметные результаты:

-регулятивные:

- принимать и сохранять учебную задачу;

- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок.

- познавательные:

Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;

- строить речевые высказывания в устной форме.

- осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов.

- коммуникативные:

- строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет;

- контролировать действия партнера;

- учитывать разные мнения и стремиться к координации в совместной деятельности.

Предметные результаты:

-формировать умение определять алфавитную последовательность;

-формировать умение пользоваться словарем;

-активизировать работу над орфографической зоркостью и орфографической памятью;

-отрабатывать правильность произношения;

Этапы урока

цель

Результаты

Деятельность учителя

Деятельность учеников

1. Мотивирование к учебной деятельности.

Данный этап процесса обучения предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке. С этой целью на данном этапе организуется его мотивирование к учебной деятельности.

Формирование и развитие ценностного отношения к умению оценивать,  готовность к предстоящей деятельности на уроке.

Личностные: включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне.

Метапредметные:

Регулятивные: планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане.

Познавательные:

строить речевые высказывания в устной и письменной форме.

Коммуникативные: строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет.

Учитывать разные мнения и стремиться к координации в совместной деятельности.

Предметные:  готовность к предстоящей деятельности.

Умение находить «опасные» места при письме.

Чтение стихотворения.

В школу мы пришли учиться,

Не лениться, а трудиться,

Работаем старательно,

Слушаем внимательно.

Если хочешь отвечать,

Руку не забудь поднять.

Если спросят, надо встать,

Четко, громко, отвечать.

Давайте еще раз вспомним, как ученики должны вести себя на уроке?

Введение в тему.

Ребята,  с нами русский язык продолжает изучать наш друг  мальчик- иностранец.

Выполнение заданий учебника

с. 58 №89.

Задание.

Прочитайте, что сказал о себе мальчик-иностранец.

! Теперь я уметь записывать слова значки звуков.

Получилось ли у него предложение?

Помоги мальчику-иностранцу составить предложение правильно. Запиши его.

Какие правила нужно помнить, чтобы правильно записать предложение?

Запишем предложение, исправляя ошибки и выделяя опасные места.

(комментированное письмо)

 

- Какой совет можно дать мальчику-иностранцу?

Выполнение задания с.58 №90.

Задание.

Прочитай и закончи вторую мысль.

Запись слов значками звуков помогает нам понять, как мы говорим. Но в письменной речи нам нужны …  .

-Для чего нам нужно уметь записывать   значки звуков?

А в письменной речи, что нам понадобится?

 -Предполагаемые ответы детей:

- слушать внимательно говорящего;

- не перебивать;

- если хочешь высказать свое мнение, подними руку;

- веди себя вежливо, уважительно относись к одноклассникам.

Дети читают.

Ответы детей:

Предложение не получилось, потому что не все слова между собой связаны.

Дети исправляют предложение: Теперь я умею записывать слова значками звуков.

Ответы детей:

-Начало предложения пишется с большой буквы, а в конце ставится точка.

- Слова на письме отделяем пробелами.

- Находим опасные места при письме.

 Записывают с комментированием.

Ответы детей:

-Лучше учить правила,

- Обращаться за помощью, если что-то не понятно.

Чтение детьми и ответ на вопрос.

- Значки звуков нам помогают  понять слова, которые  мы говорим.  

- В письменной речи нам понадобятся буквы.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                          

2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.

.

Формирование и развитие ценностного отношения к умению самостоятельно определять результат, цель, способ деятельности.

Личностные: ценностное отношение к умению самостоятельно определять результат, цель, способ деятельности.

Метапредметные:

Регулятивные: вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок.

Познавательные: строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях.

Коммуникативные: строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет.

Предметные: формировать представление об алфавите; умение правильно называть буквы русского языка

Чтение стихотворения (без названия).

Песенка – азбука.

Тридцать три родных сестрицы,

Писаных красавицы,

На одной живут странице.

А повсюду славятся!

К вам они сейчас спешат,

Славные сестрицы-

Очень просим всех ребят

С ними подружиться!    

                         Б. Заходер

О чем это стихотворение?

- Догадались, что будем изучать?

А разве мы не знаем буквы русского языка?

-Мы уже знаем буквы, умеем давать характеристику звуков, которые они обозначают, так

что нам еще необходимо узнать о них?

   

Подробное знакомство с понятием «Алфавит» и происхождением этого слова.

Задание №91 с.59.

Сможешь сразу различить буквы родного  и иностранного языков? Попробуй! Буквы других языков пропускай, а русского – правильно называй.

Б    В   D   Д  Ё   I    Ж   И  К  Л

М   I    L    Н  Р   Т   У    Y  Х   G

Ц    Ч   Щ   S  Ъ   Ь    Э     Ю   Я

Каких букв русского языка здесь нет? Ты ведь знаешь, что их 33.

На какие три неравные  группы  можно разделить буквы русского языка? (В третьей их всего две.)

В начале учебника приведен полный перечень букв. Как он называется?

Правильно.

Так что же такое алфавит?

Давайте правильно прочитаем  хором все буквы русского языка.

А теперь давайте прочитаем эти слова в парах, кто знает алфавит, может его рассказать наизусть, а сосед по парте проверит.

Молодцы!  Все хорошо поработали, давайте немного отдохнем.

ФИЗМИНУТКА (ЛЕБЕДИ)

Лебеди летят, крыльями машут

(плавные маховые движения руками),

Прогнулись над водой (наклоны),

Качают головой (покачивание головой и руками),

Прямо, гордо умеют держаться,

Бесшумно на воду садятся

(выпрямляются и тихо садятся за парту)

- О буквах  алфавита.

- Будем изучать буквы.

- Знаем.

Предположения детей.

Учащиеся определяют буквы русского алфавита.

Определяют, каких букв не достает.

- Буквы можно разделить на 3 группы.

1 группа обозначает, гласные звуки;

-2 группа обозначает согласные звуки;

- согласные звуки могут быть твердыми - мягкими; звонкими – глухими.

А 3 группа самая маленькая, она звуков не обозначает.

- Ъ и Ь знаки.

Ответы детей: алфавит.

Все буквы, записанные по порядку.

Дети хором читают слова.

Дети работают в парах.

3. Выявление места и причины затруднения.

На данном этапе учитель организует выявление учащимися места и причины затруднения. Для этого учащиеся должны:

Формирование и развитие ценностного отношения к умению самостоятельно определять и формулировать проблему.

Личностные: ценностное отношение к умениям самостоятельно определять и формулировать проблему, познавательную цель и тему для изучения и, в соответствии предполагать свои действия.

Метапредметные:

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу.

Познавательные:  осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы.

Коммуникативные: Учитывать разные мнения и стремиться к координации в совместной деятельности.

Предметные: познакомить с образованием слов «алфавит» и «азбука». Представление о неизученном предметном содержании и способах его применения. Определение области «незнания».

Скажите, зачем надо знать алфавит, ведь,  наверное,  можно обойтись без него?

 

 А зачем нам знать,  в каком порядке расположены буквы? Разве недостаточно того, что мы знаем все буквы?

 Ошибки в названиях букв – грубое нарушение норм языка, а  правильное название букв является показателем культуры человека. Задача наших уроков по этой теме – запоминание алфавита, мы должны хорошо знать порядок букв и их названия.  Назовите буквы по порядку.

 

Давайте обратимся к учебнику и прочитаем правило, которое нам предлагают авторы учебника,  и еще узнаем,  откуда к нам пришло слово алфавит.

.

Упр.92

Проверь и дополни свой ответ на последний вопрос.

Все буквы языка, расположенные по-порядку, - это алфавит.

Слово алфавит произошло от названия первых букв греческого языка: «альфа» и «вита».

Иногда порядок букв называют и по-другому: азбука. Это слово образовалось от старых названий русских букв «аз» и «буки».

Вопрос дошкольника Антона.

- Я не понял: слова азбука и алфавит обозначают  и то же?

Давайте ответим на вопрос Антона и поможем ему в этом разобраться?

Примерные ответы детей:

- чтобы знать буквы;

- правильно их произносить?

- правильно писать?

( возможно, что скажут, что алфавит нужен в словарях, библиотеке, в поликлинике, в архивах)

Дети читают самостоятельно и в парах рассказывают, что такое алфавит.

Предположения детей. Одни отвечают, что это одно и тоже, другие говорят, что это разные слова.

4. Построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план, средство).

Формирование и развитие ценностного отношения к самостоятельной учебно-познавательной деятельности.

Личностные: ценностное отношение к умениям самостоятельно определять способы для достижения поставленной цели.

Метапредметные:

Регулятивные: учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.

Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям.

Коммуникативные: учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

Предметные: Знание в виде понятия. Понимание нового  по теме.

  Посмотрите, у нас возникли разные мнения. Как нам решить спор?

Для того чтобы решить наш спор нам помогут авторы учебника.

Прочитайте подсказку в упражнении № 93.

Обратись к странице 125 и найди слова, о которых спрашивает Антон.

Прочитай и скажи, какое еще значение есть у слова азбука.

Ты узнал (а) значение слова по толковому словарю.

Объясни название словаря.  Как в нем расположены слова.

Так что нам сейчас нужно будет сделать?

Совместная деятельность

  1. открыть учебник на с.125;
  2. найти слова азбука;
  3. прочитать его значение;
  4. найти слово алфавит;
  5. прочитать его значение;
  6. сравнить значения слов.

Дети затрудняются ответить.

5. Реализация построенного проекта.

Личностные: формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу и способам решения новой частной  задачи.

Метапредметные:

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу.

Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы.

Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию.

Предметные: познакомить со словарем и умением им пользоваться.

Давайте откроем учебник и найдем данные слова.

Прочитайте, что обозначает слово «Азбука»;

что обозначает слово «Алфавит»?

Итак, слова алфавит и азбука одно и тоже?

Что еще можно сказать о слове азбука?

Вы узнали значение слов по словарю. Объясни название словаря.

 

Так  для чего нам нужен толковый словарь?

Как в нем расположены слова?

А как вы думаете, почему слова расположены по алфавиту?

Знакомство со словарем  С.И. Ожегова.

Посмотрите, какой большой словарь. В нем записано около 53 000 слов.

Скажите, что мне поможет быстро найти слово в алфавите?

 Итак, скажите, чему мы будем учиться на уроке?

Где нам понадобятся данные знания?

Дети открывают нужную страницу и читают значение слов:

Азбука     - 1) буквы в определенном порядке;

                    2) книга для обучения грамоте.

Алфавит      - буквы  в определенном порядке.

Да, если мы говорим о буквах в определенном порядке.

Что это книга, по которой учатся грамоте.

Толковый – толковать, значит объяснять.

Значит, в этом словаре объясняют значение слов.

- Для того, чтобы находить слова, значения нам которых непонятно.

В алфавитном порядке.

Чтобы быстрее находить слова.

 

Знание алфавита.

Формулирование цели урока: Сегодня мы будем тренироваться правильно, располагать слова в алфавитном порядке для того, чтобы уметь быстро находить различные слова в словаре.

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Формирование и развитие ценностного отношения к умению выполнять задание по образцу.

Личностные: ценностное отношение выполнять задание по образцу.

Метапредметные:

Регулятивные:

Выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме.

Познавательные:

Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.

Коммуникативные: контролировать действия партнера.

Предметные: правильно произносить буквы.

Давайте потренируемся в правильности произношения букв в алфавитном порядке.

По алфавиту на обложке в начале учебника правильно назови буквы.

Работа в парах.

Теперь попробуйте начать с буквы Н, Т, Ц.

Дети практикуются в правильности произношения

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Формирование и развитие ценностного отношения к закреплению знаний и способов действий.  

Личностные: ценностное отношение к умению выполнять задания на  повторение и закрепление знаний и способов действий.

Метапредметные:

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной  оценки.

Познавательные: владеть общим приемом решения задач.

Коммуникативные: договариваться, приходить к общему решению в совместной деятельности , в том числе в ситуации столкновения интересов.

Предметные: Прочные знания и умения выполнять задания данной темы по построенному алгоритму.

А сейчас вы самостоятельно попробуете определить алфавитную последовательность.

Детям раздаются карточки.

Найди ту группу букв, где они расположены по алфавиту.

Карточка 1

О   Н   П   Р

Карточка 2

Ё    Е    З   Ж

Карточка 3

У   Ф   Х   Ц

Карточка 4

П   С   Р    Т

 

Проверьте по алфавиту.

Поднимите руки те, кому было легко выполнить это задание?

Что помогло вам быстро выполнить это задание?

Учащиеся проверяют.

- Знание алфавита.

8. Включение в систему знаний и повторение.

Формирование ценностного отношения к закреплению знаний и способов действий, повторению раннее изученных знаний.

Личностные: ЦО к умению выполнять задания на повторение и закрепление изученного ранее.

Метапредметные:

Регулятивные: учитывать правило в планировании и контроле способа решения;

осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату.

Познавательные: осуществлять синтез как составление целого из части.

Коммуникативные: использовать речь для регуляции своего действия;

контролировать действия партнера.

Предметные: прочные знания и умения выполнять задания на повторение и закрепление изученного ранее.

Работа с Рабочими тетрадями.

Выполнение упр. 100.

Задание.

Вспоминай записанную часть алфавита и вставляй пропущенные буквы.

Й   Л    Н   П   С   У   Х   Ч   Ш    Щ  Ы  

(Индивидуальная проверка работ учителем.)

Проверьте правильность работы по алфавиту.

Если работа выполнена правильно,  поставьте на полях «+», если  в работе есть ошибки,  поставьте  количество ошибок.

Упр. 101. Прочитайте задание.

Что поможет определить, что задание выполнено, верно?

Задание.

Произноси алфавит, считай буквы, узнавай их по номерам и вписывай. У тебя должны получиться слова.

Номер буквы в алфавите

26 -_____          21- ______

12 - _____         25- ______

16 -______        6-   ______

13- ______        15 - ______

1 - _______       10 - ______

                           12 -_______  

Запиши эти слова.

______________        ______________

______________        ______________

2 человека выполняют работу у доски.

Коллективная проверка работ у детей, работающих у доски.

Какие слова получились?

Какое из этих слов будет располагаться раньше по алфавиту.

Самостоятельная работа учащихся.

Самоконтроль и самоанализ учащимися.

Чтение задания.

-Должны получиться слова.

Самостоятельная работа учащихся. Запись слов по памятке.

Проверка работ.

Школа, ученик.

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог).

Формирование и развитие ЦО к умению анализировать и осмысливать свои достижения.

Личностные: ЦО к умению анализировать и осмысливать свои достижения на основе критерия успешности.

Метапредметные:

Регулятивные: адекватно воспринимать оценку учителя.

Познавательные: обобщать, т.е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда;

Строить речевые высказывания в устной форме.

Коммуникативные: использовать речь для регуляции своего действия.

Предметные:  умение определять алфавитную последовательность;

 Чему учились на уроке?

Что нового узнали на уроке?

Можно ли сказать, что алфавит и азбука одно и тоже?

В каком словаре можно найти значение слова, если мы его не знаем?

Как располагаются слова в словарях?

Какие задачи мы поставили вначале урока?

Если вы легко теперь сможете называть и расставлять  буквы в алфавитном порядке, то на полях нарисуйте солнышко;

если еще есть затрудняетесь, нарисуйте солнышко с тучкой;

если вам было трудно на уроке, то нарисуйте тучку.

На следующем уроке мы продолжим работу по данной теме. Мы узнаем еще много полезного интересного.

Спасибо за работу.

Правильно произносить буквы алфавита.

Познакомились со  значением слов АЗБУКА и АЛФАВИТ.

Да, если мы говорим о порядке букв в определенном порядке.

В толковом словаре.

Слова в словарях располагаются в определенном порядке.

Оценивание своей деятельности.


Проект урока

по русскому языку

по теме

«Буквы русского языка. Алфавит.»

(УМК «ГАРМОНИЯ»)

1 класс

                                                                   Выполнила: учитель начальных классов

                                                                         МОУ «Гимназия №62»

                                                                           Шепетене Ирина Рихардасовна

                                                                                             Т. 8-903-983-96-71


Учитель. Поиграем в игру “Знаешь алфавит – угадаешь слово”.

  1. Первая буква этого слова стоит в алфавите за буквой “Б”, вторая за – буквой “Н”, третья – за “К”, последняя – за буквой “Й”.
  2. Первая буква этого слова стоит в алфавите перед буквой “Л”, вторая – перед буквой “П”, третья – перед “Т”, четвёртая – перед “Б”.
  3. Первая буква этого слова стоит в алфавите перед буквой “Ъ”, вторая – за буквой “Д”, третья – за буквой “К”, четвёртая – перед “Э”.
  4. В слове четыре буквы. Первая буква этого слова в алфавите – девятая, вторая буква в алфавите – двадцать первая, третья буква в алфавите – вторая, четвёртая буква в алфавите – восемнадцатая.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработки уроков для 3 класса по русскому языку

Здесь содержится материал для 3-4 четверти....

Методическая разработка урока для 1 класса по русскому языку

Методическая разработка урока для 1 класса по русскому языку "Письмо строчной буквы  «Л» с целью научить учеников  писать строчную  букву «Л»,  упражнять в выделении звуков [л], [л...

Методическая разработка урока открытия нового знания по русскому языку 1 класс "Перенос слов"

Данная методическая разработка урока открытия нового знания по теме "Перенос слов" для 1 класса разработана в соответствии с требованиями ФГОС....

Разработка урока во 2 классе по русскому языку "Звонкие и глухие согласные"

Разработка урока по ФГОС во 2 классе по теме "Звонкие и глухие согласные", с  презентацией...

Методическая разработка урока Правописание суффиксов -ёнок-, -онок-. Русский язык 2 класс УМК «Начальная школа 21 века»

Цель урока: познакомить с правописанием суффиксов -ёнок-, -онок- и образованием  новых  слов  с помощью суффиксов.Задачи:- создавать условия для формирования учебных компетенций: универ...

Разработка урока литературного чтения на родном русском языке для 4 класса: К.Д. Воробьев "У кого поселяются аисты?"

Цели урока: -Познакомить с произведением К. Д. Воробьева "У кого поселяются аисты?", с жизнью и творчеством писателя.- Подвести учащихся к мысли о необходимости развивать в себе милосердие.с...