Открытый урок по русскому языку "Правописание личных безударных окончаний глагола"
план-конспект занятия по русскому языку (4 класс) по теме

Махонова Анна Анатольевна

Открытый урок по ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_po_rus_yazyku_2.docx23.37 КБ

Предварительный просмотр:

№№

Этап урока

            Ход урока

Предполагаемые ответы детей

Предполагаемый результат

1

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10

Введение в урок

Формулировка цели урока и постановка учебных задач

Словарная работа

Повторение

Закрепление

Обобщение и систематизация

Работа над решением поставленных задач)

. Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу.

Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Домашнее задание

Мы знаем знания – нужны,

Для жизни каждого важны!

Друг другу будем помогать,

И друг друга уважать.

– Какова цель сегодняшнего урока? (Научиться без ошибок писать безударные окончания глаголов.)

– Сформулируйте учебные задачи.

– Учиться ставить глагол в неопределенную форму.

– Научиться безошибочно определять спряжение глагола и правильно писать безударные личные окончания глаголов.

- Продолжаем работать словарь этой недели.

Попробуйте составить словосочетания из двух колонок, вставив пропущенные буквы и объясняя пропущенные орфограммы.( или  дать под диктовку : по одному человеку на доске)

исправля.шь                на  .таж..

.тдыха.шь                    на  .кскурсии

встрет.ли                  без  .л.ктрич.ства

вспомн.м                     в  ч.тверг

подерж.т                    ч.л.века

игра.м                        в х.(к,кк)ей

с интересн.й            ф.мили.й

увид.т                         ур.жай

позн.ком.тся (они)          в тр.(л,лл)ейбус.

 увид.л                         тракт.р

стро.шь                    с т.п.ром.  

Откройте макбуки, повторите правило о двух спряжениях, те, кому надо, и выполните в уроке №4 части ……

- Вспомнили о двух спряжениях.

- Расскажите алгоритм определения спряжения

- Зачем необходимо определять спряжение глагола?

- Когда нужно определять спряжение глагола?

РАБОТА ПО КОМАНДАМ: в программе МИМИО:

Прочитайте алгоритм работы и выполните задание.

Алгоритм:

Построить пирамиду из слов:

- нижний (четвёртый) ряд: 4 глагола-исключения на –ать

- третий ряд: 3 глагола-исключения на –еть

- второй ряд: 2 обычных глагола

- первый ряд: глагол, не требующий проверки.

 Слова для МИМИО: обид.т ( они), ненавид.шь, терп.те, гон.шь, держ.т (он), дыш.м, слыш.те, се.т (они), игра.шь, сид.те.

 ПРОВЕРКА: с экрана по работе команды

- Что помогло правильно выполнить данную работу?

- А зачем надо уметь грамотно и без ошибок писать?

- Где можно услышать красивую правильную образную речь?

- Каких поэтов вы можете назвать?

- РАБОТА ПАРАМИ:

В МИМИО выложены строки из стихов известных поэтов. Вставьте буквы в пропущенные морфемы, попытайтесь вспомнить автора и продолжить стихотворения

Розы расцвета.т,         Сквозь волнистые туманы

Сердце отдохни;         Пробира.тся луна.

Скоро засия.т            

Благодатны дни.         И тихонько плач.т он в пустыне.

И дыш.т непонятная        Всход.т солнце над землёю

Святая прелесть в них.     С каждым днём всё выше.

САМОПРОВЕРКА с экраном: в каких морфемах были пропущены буквы?

- что  помогло справиться  с заданием?

- Сейчас наступило время самостоятельно поработать с карточкой.

Прочитайте задание и задайте вопросы, если что-то непонятно. 

Задание: 1. Вставить  буквы в пропущенные морфемы и определить спряжение

2. Выбрать карточку того уровня, который вам больше подходит.

I-й уровень – самый легкий, т. к. по неопределенной форме определяем спряжение и вставляем букву в окончание.

Все мы (испытывать) испытыва…м чувство радости при наступлении весны. Снег (сбегать) сбега…т с полей. Солнце (обливать) облива…т весенний лес светом. Птицы (строить) стро…т гнёзда.

II-й уровень – сложнее, т. к. в неопределенную форму глагол нужно поставить самим (мысленно)

Под прямыми лучами солнца та…т снег. Ве…т теплом. Мартовское равноденствие буд…т природу. Ему втор…т ручей. Скоро высоко в небе повисн…т жаворонок. Его сразу не заметишь, но песня его любого останов…т.

III-й уровень – еще более сложный, т. к. в нем встречаются глаголы-исключения.

Смотр…шь на прозрачный лёд и вид…шь, как под этим льдом ручей гон…т огромное стадо пузырей. Вот он выгоня…т их на открытую воду и мчит вперёд, тороп…тся согнать их в одно место.

IV уровень – самый сложный (творческий), т. к. глаголы нужно не только верно написать, но сначала их необходимо подобрать по смыслу.

______________ весна. Ярче ______________ солнце. ______________ тёплый ветерок. Последний снег ______________ в лесу. Природа ______________. Звери ______________ приближение весны. На реках скоро ______________ лёд.

Учащимся предлагается текст под диктовку: записать, отметить окончания, спряжения.

День прибавляется. Ярче светит солнце. Оно скоро растопит снег. Вскроется река. Прилетит первый вестник весны: грач.

Я люблю это время года и жду его. Ты идёшь по полю, с радостью слышишь песни ручейков, любуешься ярким синим небом.

ПРОВЕРКА : Самопроверка с экраном + 3 тетради для оценки.

– Какие глаголы не подходят к теме урока? (С ударным окончанием.

 – Со всеми поставленными задачами вы справились?

– На  шкале отметьте тот уровень, на котором вы сейчас, в конце урока, обладаете умением писать безударные личные окончания глаголов. Удалось ли каждому из вас ликвидировать свое затруднение?

– При работе над этой же темой какие задачи вы еще можете поставить перед собой? (Научиться безошибочно писать окончания глаголов, не пользуясь схемой-алгоритмом, еще лучше выучить глаголы-исключения.)

Ребята вместе говорят слова, глядя друг на друга с улыбкой.

Ребята на листочках отмечают на шкале свой уровень.

Ребята работают в уроке №4, осуществляют самопроверку.

1.Вопрос к данному глаголу

2Вопрос к н.ф.

3. На –ить? –глагол-исключение?

4. Спряжение, окончание.

- Чтобы правильно написать безударное окончание

- Если личное окончание безударное.

Ребята выполняют работу по предложенному алгоритму, Одна группа выполняет работу на моем макбуке или компьютере.

Умение правильно пользоваться алгоритмом.

Чтобы речь была правильной, красивой и понятной.

- В стихах русских поэтов.

А.С.Пушкин, М.Ю.Лермонтов,  ит.д.

Ребята выполняют задание.

- в окончаниях

- умение пользоваться алгоритмом

Каждый самостоятельно выполняет задание, применяя выученный алгоритм.

Дети выбирают нужный им смайлик, два на парту.

Хороший настрой на урок

Ребята пишут составленные словосочетания, указывая и объясняя орфограммы.

Алгоритм должен быть хорошо усвоен и чётко применяется при определении окончания.

Ребята должны правильно составить пирамиду:

                 Сидите

           Сеют, играешь      обидят, ненавидишь,терпи-

те,

Гонишь, держите, дышим,

слышите.

Дети правильно отвечают на поставленные вопросы

Правильно вставили пропущенные окончания и вспомнили-продолжили стихи

Дети должны выполнить задание без ошибок