Урок по русскому языку 4 класс "Правописание личных безударных окончаний глагола"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Напольских Елена Васильевна

Предмет: русский язык

Класс: 4

Тема: «Как определить спряжения глагола, если окончание безударное»

Тип урока: ОНЗ

Основные цели:

Предметные

1) открытие способа определения спряжения глаголов с безударным окончанием;

2) научиться применять этот способ

Метапредметные

1) принимать и сохранять учебную задачу, определять цель деятельности с помощью педагога и самостоятельно;

2) планировать учебную деятельность на уроке, осуществлять её контроль с помощью педагога;

3) определять успешность собственной деятельности и деятельности сверстников, сопоставляя результат и цель;

4) находить в материалах учебника ответ на заданный вопрос;

5) осуществлять взаимопроверку, обсуждать и оценивать результаты совместной деятельности; выбирать совместно общее решение, представлять это решение классу.

Личностные

формировать интерес к изучению русского языка, умение сотрудничества со сверстниками

Дидактические материалы: учебник: Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, О.В.Пронина, карточки для работы в парах, для самостоятельной работы.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор.

Технология: деятельностного метода Л.Г.Петерсон.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_otkrytyy_urok_po_russkomu_yazyku.docx43.39 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок

Напольских Елены Васильевны

Предмет: русский язык

Класс: 4

Тема: «Как определить спряжения глагола, если окончание безударное»

Тип урока: ОНЗ

Основные цели:

Предметные

1) открытие способа определения спряжения глаголов с безударным окончанием;

2) научиться применять этот способ

Метапредметные

1) принимать и сохранять учебную задачу, определять цель деятельности с помощью педагога и самостоятельно;

2) планировать учебную деятельность на уроке, осуществлять её контроль с помощью педагога;

3) определять успешность собственной деятельности и деятельности сверстников, сопоставляя результат и цель;

4) находить в материалах учебника ответ на заданный вопрос;

5) осуществлять взаимопроверку, обсуждать и оценивать результаты совместной деятельности; выбирать совместно общее решение, представлять это решение классу.

Личностные

формировать интерес к изучению русского языка, умение сотрудничества со сверстниками

Дидактические материалы: учебник: Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, О.В.Пронина, карточки для работы в парах, для самостоятельной работы.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор.

Технология: деятельностного метода Л.Г.Петерсон. 

Ход урока.

  1. Мотивация к учебной деятельности.

На слайде.

Не пером пишут, а умом.

-Как вы понимаете эти слова. (Когда мы пишем  не перо или ручка за нас думает, а мы сами. Поэтому мы должны знать правила орфографии).

-Правильно, чтобы грамотно правильно писать нужно знать правила русского языка и мы сегодня с вами продолжим изучение этих правил. У нас урок открытия новых знаний. Как ученик открывает новое знание? (Узнаёт что не знает, а потом сам найдёт способ.)

2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном учебном действии.

1)ЧИСТОПИСАНИЕ    ешь, ишь

-Почему на чистописание взяли сочетание этих букв? (Они являются орфограммами,  окончаниями глаголов 2 лица единственного числа I и II спряжения. На доске – эталон.)

2)Что такое спряжение? (Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени называется спряжением). Какие окончания имеют глаголы I спряжения, II спряжения. (На доску вывешивается эталон.)

3)Проспрягайте  глаголы: расти, стучать. Выделите личные окончания глаголов, определите спряжения.

Единственное число

Множественное число

расту  стучу 

растём  стучим

растёшь   стучишь

растёте стучите

растёт стучит

растут  стучат

4) Запишите под диктовку  следующие глаголы, выделите личные окончания, определите спряжение и устно образуйте неопределённую форму этих глаголов. Назовите орфограммы в этих словах.

Цветет, лежат, пищит, пьют, прилетите, горишь, замолчу, проползет, идет, поете, победят, сидишь, трещит, горим, кричим, сгрызут, утаит.

-Давайте подведём итог повторения:

1.Глаголы бывают I и II спряжения и имеют окончания

 На слайде:

I спряжение 

II спряжение 

Ед. число

1 л. 

я 

-у   -ю 

2 л.

ты 

-ёшь, -ешь 

 -ишь 

3 л.

он(а) 

-ёт, -ет 

-ат, -ят 

Мн. число

1 л.

мы 

-ём, -ем 

-им 

2 л.

вы 

-ёте, -ете 

-ите 

3 л.

они 

-ут, -ют 

-ат, -ят 

2. По ударному личному окончанию можно определить спряжение глагола.

- А какой следующий шаг учебной деятельности вы должны выполнить? (Пробное действие)

-Для чего? (Чтобы узнать, что я не знаю.)

  1. Задание на пробное действие.

- Допишите окончания следующих глаголов:

(Задание можно вывести на слайд или распечатать для каждого ученика)

Мы  принос (И, Е) м,

ты пуст(И, Е) шь,

мы счита (И, Е) м,  

он упад . т

-Кто считает, что он правильно подобрал все окончания глаголов ?

(Дети должны правильно определить окончание глагола упадёт, потому что под ударением )

- А что вы не смогли сделать? (Я не смог дописать окончание в глаголах с безударным окончанием, справился только с глаголом упадёт, потому что окончание  под ударением.)

- Обоснуйте свой ответ (если кто-то правильно определит все окончания)

- Что вы не смогли сделать? (Мы не смогли объяснить почему нужно писать такое окончание в глаголах с безударным окончанием.)

3. Выявление места и причины затруднения.

- Давайте попробуем разобраться. Какое задание вам нужно было выполнить? (Дописать окончание в глаголах с безударным окончанием)

- В каком случае вы выбрали бы букву И (если глагол относится ко II спряжению)

- А почему вы не смогли этого сделать? (Я не знаю, какому спряжению относятся глаголы  с безударным окончанием и поэтому не смог  правильно выбрать соответствующую букву  для написания окончания.)

4. Постановка цели урока

- Попробуем поставить цель. Что вы должны узнать? (Мы должны узнать способ для  определения  спряжения глаголов с безударным окончанием.)

- А чему вы должны научиться? (Мы должны научиться применять этот способ.)

- Как бы назвали тему сегодняшнего урока? («Как определить спряжение глаголов с безударным окончанием».)

5. Построение проекта выхода из затруднения.

- На слайде записан план вашей работы. Давайте с ним познакомимся. Но в плане перепутан порядок.

  1. Один ученик читает вслух. (На слайде)
  1. Выполнить задание учителя.
  1. Подумать, вывод.
  1. Составляем эталон.

-Наведите порядок в плане.

План работы.

  1. Выполнить задание учителя.
  2. Подумать, вывод.
  3. Составляем эталон.

План работы. (Записано задание на карточках.)

  1. Выполнить задание учителя.

  1. Прочтите глаголы в каждом столбике.
  2. Выделите личные окончания глаголов.
  3. Определите к какому спряжению они относятся.

4). Образуйте неопределённую форму этих глаголов.

  1. Подумать, вывод.

1). Проанализируйте глаголы  неопределённой формы в 2 столбиках.

2). Какую закономерность вы заметили? (Все глаголы II спряжения в неопределённой форме оканчиваются на –ить или –глагольный суффикс у этих глаголов в неопределённой форме  -И)

  1. Составляем эталон.

Используя вывод из этой таблицы составить алгоритм определения спряжения глаголов из рассыпанных частей.

5. Реализация построенного проекта.

- Чтобы разобраться с возникшей проблемой, вы будете работать в группах. Но сначала вспомните правила работы в группах.

(В каждой группе должен быть организатор. Надо, чтобы работал каждый ученик. Когда один говорит, другие слушают. Если ты не согласен, будь вежлив. Если тебе непонятно, переспроси.)

1.Работая в группах дети заполняют  таблицу

2.Анализируют таблицу и подводят итог: глаголы II спряжения в неопределённой форме оканчиваются на – ить

II спряжение

Неопределённая форма

I спряжение

Неопределённая форма

подарим

подарить

рисуем

рисовать

любишь

любить

борешься

бороться

верите

верить

откроете

открыть

делит

делить

тает

таять

3. У детей в группах следующие части из алгоритма.

Используя вывод из таблицы дети в группах собирают алгоритм и заклеивают на лист А3. Каждая группа выходит к доске с готовым алгоритмом.

- Итак, подведем итог вашей работы. Что нужно сделать, чтобы определить спряжение глаголов с безударным окончанием в первую очередь? Какой будет второй шаг? Третий?

  1. По ходу беседы учитель выставляет на доску карточки – «шаги» своего алгоритма на слайде.

ЭТАЛОН: Алгоритм определения спряжения  глагола с безударным окончанием.

  1. Ставлю ударение и определяю, какое окончание - ударное или безударное.
  2. Если ударное – пишу так, как слышу.
  3. Если безударное:
  1. Ставлю глагол в неопределённую форму.
  2. Определяю, на что оканчивается неопределённая форма.
  3. Если это глагол на –ИТЬ, то I I  спряжение
  4. Если не на –ИТЬ, то  I  спряжение

Проверим наше открытие по учебнику с.81

- А теперь вернитесь к пробному действию, и определите спряжение данных глаголов и правильно напишите окончание, используя новый эталон.

Мы  принос (И, Е) м – н.ф. приносить(II) - приносИм,

 ты пуст(И, Е) шь – н.ф пустить(II) -  пустИм ,

 мы счита (И, Е) м- н.ф.считать(I)  - считаЕм

Учащиеся в группах выполняют задание. Проверка проводится фронтально.

- Вам удалось справиться с затруднением?

- Что вам в этом помогло? (ЭТАЛОН)

6. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи.

-Работая в парах определите спряжение  и окончание следующих глаголов:

Неопределённая форма глагола

(что делать?

что сделать?)

спряжение

глагол с правильным окончанием

он копа.т

ты наблюда.шь

мы пойма.м

мы гуля.м

он  прав.т

они пил.т

вы чист.те

вы пада.те

  1. Самопроверка по эталону для самопроверки со слайда.

Неопределённая форма глагола

(что делать?

что сделать?)

спряжение

глагол с правильным окончанием

он копаЕт

копать

I

копает

ты наблюда.шь

наблюдать

I

наблюдаешь

мы пойма.м

поймать

I

поймаем

мы гуля.м

гулять

I

гуляем

он  прав.т

править

I I

правит

они пил.т

пилить

I I

пилят

вы чист.те

чистить

I I

чистите

вы пада.те

падать

I

падаете

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Карточка 1.

Запишите все глаголы во 2 лице в единственном числе ( -ешь или –ишь)

Неопределённая форма глагола

(что делать?

что сделать?)

спряжение

глагол во 2 лице в единственном числе

рису..

готов…

сглад…

сажа…

продикту…

пожела…

зажмур…

желте…

-У кого нет вопросов?

-У кого есть? В чём затруднение?

8. Включение в систему знаний и повторение.

- Откройте учебник на стр.84 упр. 257

Выполняем упражнение по заданию в тетради.

Учащиеся работают самостоятельно. После выполнения работы проводится самопроверка по образцу, записанному учителем на доске.

-Встаньте те, у кого нет ошибок в данном задании?

-У кого есть вопросы? В чём затруднение?

9.Рефлексия учебной деятельности на уроке.

- Подведем итог урока. Какова была тема урока? (Как определить спряжения глагола, если окончание безударное?)

- А цель урока?

1. Найти способ для  определения  спряжения глаголов с безударным окончанием.

2. Научиться применять этот способ.

- Как вы считаете, удалось ли вам достичь цели урока? Объясните свою точку зрения. (Мы составили алгоритм и по нему определяли спряжение глаголов.)

- Расскажите, как определить спряжение  глагола с безударным окончанием.

  1. Учащиеся вспоминают алгоритм определения спряжение  глагола с безударным окончанием.

- А теперь докажите, что вы были учениками.

(Поставили цель урока, сами открыли новое знание)

  • А теперь настало время оценить свою работу на уроке. Предложите свои критерии для оценивания работы на уроке

(Учитель может записать критерии на доске. Для учащихся, которые затрудняются назвать критерии, учитель может предложить опорные слова-антонимы: не понял — понял, не можем  рассказать — можем рассказать, нет вопросов — есть вопросы, нет ошибок — есть ошибки )

Могут получиться следующие критерии для оценивания:

  1. ступенька — не понял(-а), не могу рассказать, есть вопросы, есть ошибки.
  2. ступенька — понял(-а), не могу рассказать, есть вопросы, есть ошибки,
  3. ступенька — понял(-а), могу рассказать, есть вопросы, нет ошибок.
  4. ступенька — понял(-а), могу рассказать, нет вопросов, нет ошибок.

  • Поднимите руку, кто поставил себя на первую ступеньку? Почему?
  • Кто на вторую или третью? Кто на четвёртую? Объясни свою оценку.
  • Оцените, как работала ваша группа, все ли участвовали в работе на уроке. Обсудите, какие рекомендации вы бы дали себе и друг другу, чтобы улучшить вашу работу. И обязательно поблагодарите друг друга за работу.

 Учащимся даётся 3 минуты на обсуждение.

Домашнее задание:

1.ступенька  – упр.256 с.83 (учебник Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, 4 класс)

2.ступенька  – КАРТОЧКА №1 ДЛЯ ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ.

3. ступенька – упр.2, стр.107(учебник Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, 4 класс)

4.ступенька –КАРТОЧКА №2( исправить ошибки в безударных окончаниях глаголов в следующих словосочетаниях:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку русского языка на тему " Безударное окончание глаголов 1 и 2 спряжения"

Цели урока:·         закрепить знания о неопределенной форме глагола;·         упражнять в написании безударных личных о...

урок русского языка "Правописание личных безударных окончаний глаголов"

Класс: 4 класс, начальные классы   Тема урока: «Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени» Тип урока: изучение нового материала. За...

Конспект урока по русскому языку 3 класс "Безударные окончания существительных 1 и 2 склонения в единственном числе" 2 урок

Предмет: русский языкКласс: 3-2Тема урока: Безударные окончания существительных 1 и 2 склонения в единственном числеЦель урока: формировать навык написания безударных падежных окончаний существительны...

Урок русского языка 4 класс "Безударные окончания глаголов"

На уроке дети работают по группам опираясь на опорную схему...