Урок по окружающему миру, 2 класс
рабочая программа по окружающему миру (2 класс) по теме

Степанюк Светлана Васильевна

Урок-исследование

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok.docx20.22 КБ

Предварительный просмотр:

Урок-исследование по окружающему миру во 2-м классе

по теме "Про воздух"

Вид урока: урок-исследование.

Тип урока: получение новых знаний.

Цели урока:

Познакомить учеников с составом воздуха, его свойствами.

Воспитывать бережное отношение к окружающей среде.

Развивать умение исследовать свойства вещества экспериментальным способом.

Ход урока

  1. Организационный момент.

 2. Введение в тему.

-  В руках коробка.

-Ребята, послушайте, что-нибудь слышно в коробке?

- Попробуйте нащупать, что лежит в коробке?

-Хочется узнать, что в коробке?

У меня есть подсказка.  

   Кроме Атлантического, Тихого, Индийского и Северного Ледовитого океанов есть на свете еще один океан – самый большой из всех. И вы, каждый день, каждый час, каждую минуту, сами того не замечая, «купаетесь» в нем. И прохожие на улице, и кошки, и собаки, и голуби, даже автобусы и машины день и ночь «купаются» в этом океане.

Океан этот не соленый, не пресный и к тому же без берегов и воды.

Словно огромные серебряные рыбы, проплывают по его просторам самолеты.

- Как вы думаете, о каком океане идет речь? (Воздух.)  

-Так, что у меня есть в коробке?

3. Сообщение темы и целей урока.

- Определите тему сегодняшнего урока.

Воздух  

- Какую цель поставим перед собой на уроке? (Узнать свойства воздух.)  

4. Изучение нового материала.

1) Выяснение первоначальных знаний учащихся о воздухе.

- Что вы знаете о воздухе?

 Свободные высказывания учащихся, не комментируются учителем, но возможны замечания и вопросы: «Это интересно...», «Ты думаешь, что прав?..», «Откуда ты это знаешь?»

Сегодня мы подтвердим, или, наоборот, опровергнем все ваши знания по этой теме.

Итак, начнём. Представьте себе такую картину:  

Стоял жаркий июльский день. Малыш лежал на стоге сена и вдыхал аромат нагретой травы. Вокруг стрекотали насекомые, в небе парил сокол.

- А как летают птицы? И самолёты? – спросил Малыш. - А что такое небо? Из чего оно?

Малыш глубоко вздохнул. Пахла нагретая на солнце трава, шуршали крылья бабочек, а небо было таким голубым и ярким, что малыш зажмурился и... заснул. Мальчику снилось, что он летит. Далеко внизу осталась лужайка. Рядом кружили птицы, а потом Малыш ничего уже не видел, он быстро летел к высоким облакам. И вот он уже на большом белом облаке. Там малыш увидел надпись: «Добро пожаловать в Лабораторию чудесных превращений Воздуха!»  

- Итак, куда мы попали вместе с мальчиком?  

- Кто работает в лаборатории? (Учёные.)

Вот и мы с вами будем сегодня учёными, которые изучают воздух.

А все свои наблюдения учёные записывают в научный дневник.

(Обращаю внимание на листы наблюдений.)

 . Правила поведения при проведении опытов.

-Прежде, чем приступить к опытам мы должны познакомиться с «Правилами поведения при проведении опытов», которые вы видите на доске.

1. Необходимо бережно относится ко всем приборам. Их можно не только разбить, ими можно и пораниться.

2.Во время работы можно не только сидеть, но и стоять.

3.Опыты проводятся поочерёдно каждым учеником.

4. Если опыт проводит один ученик, то второй молча, наблюдает. Только после этого проводится обмен мнениями по результатам проведённого опыта.

5. Переговариваться друг с другом нужно тихо, не мешая остальным.

6.Подходить к столу  можно только с разрешения учителя.

7. После окончания работы необходимо тщательно вымыть руки с мылом.

Опыт 1

- В реальности существования воздуха легко убедиться, проделав простой опыт:

  Несколько раз  ладошками взмахни   около своего лица.

- Что вы почувствовали?     Это заколебался воздух.

- Какой вывод мы можем сделать? (Воздух окружает нас со всех сторон.)

Так что же такое воздух?

Всего 200 лет назад учёные установили, что воздух – это смесь многих газов, которая выглядит приблизительно так: азота в воздухе больше всего, кислорода – поменьше, а углекислого газа – совсем мало.

- Как вы думаете, какой из газов в воздухе самый важный? (Кислород – мы все дышим кислородом.)

Запишите в лист наблюдения -  смесь газа.

Опыт2  

- Что в этой пробирке? (Ничего нет.)

Что ж, давайте проверим, действительно ли там пусто (топлю пробирку в стакане с водой). Видите. Из горлышка побежали пузырьки? А вы говорите, – «пусто». Так что за невидимка сидел в бутылочке, кого выдали пузырьки? (Воздух.)

- О каком свойстве воздуха мы только что узнали? (Бесцветен, прозрачен.)

Запишите это свойство на листочках.

Опыт 3.

- Как вы думаете, воздух имеет запах?

Давайте проверим. (Приглашаю ученика.) Закрой глаза. И не открывай. Понюхай воздух, сейчас чем-нибудь пахнет? (Открываю жидкость для снятия лака и машу рукой, чтобы запах распространился.) А сейчас?

 Сделайте вывод. (Без запаха.)

Запишите это свойство в листочках.

Опыт 4. «Подуй в трубочку!»

У вас на столе стоят стаканчики с водой и трубочками. Подуйте в трубочку, не вынимая её из воды. Что увидели? (Воздух превращается в пузыри и поднимается на поверхность.)

- Какой вывод можно сделать? (Воздух легче воды.)

 Физкультурная минутка.  

Опыт 5.

Попробуйте задержать дыхание и сосчитайте про себя. Какое время вы смогли обойтись без воздуха?

Без еды человек может обходиться в несколько недель, без воды – несколько дней, а вот без воздуха – несколько минут. А как вы думаете, кому ещё нужен воздух?

  Дышат люди, звери, птицы, и все выдыхают углекислый газ. Трубы заводов, фабрик, электростанций выпускают в воздух целые облака углекислого газа..

Ребята, а ещё такая профессия эколог. Как вы думаете чем он занимается.?

Всё живое задохнулось бы, если бы не растения. И дуб-великан, и травинка, и крохотные водоросли жадно ловят углекислый газ, он необходим растениям для питания. А возвращают в воздух кислород. Леса, луга, поля, парки, сады – все растения на Земле вместо углекислого газа дают нам живительный кислород. Чем больше вокруг зелени, тем чище воздух.  

  1.  Рефлексия.

- А теперь мы проверим, как усвоили знания о воздухе.

-я буду зачитывать предложения, а вы просигнальте сигнальными карточками:

ВЕРНО  ИЛИ НЕТ.

 ВОЗДУХ – ЭТО СМЕСЬ ГАЗОВ.

ВОЗДУХ ИМЕЕТ СИНИЙ ЦВЕТ.

ВОЗДУХ ЛЕГЧЕ ВОДЫ.

ВОЗДУХ ПРОЗРАЧНЫЙ.

  1. Итог.

А как вы думаете, сможем мы прожить без воздуха?

- Значит, нам нужен воздух.

- А что нам даёт чистый воздух? (Деревья и цветы)

Доска:   Город без цветов, деревьев.

Сделайте город чистым, добавьте цветы, деревья.

 6. Домашнее задание.

  1 группе –  приготовить сообщение  по теме «Воздух и его свойства» используя дополнительный материал.

  2 группе -  прочитать статью «Свойства воздуха» (учебник, стр. 45 -49).     

 3 группа – р.т.стр.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа формирования УУД на уроках литературного чтения(ФГОС), математики, русского языка, окружающего мира, 2класс, УМК ПНШ

В программе подробно расписано формирование УУД на уроках литературного чтения , русского языка, математики, окружающего мира в соответствии с требованиями ФГОС НОО 2 поколения....

разработка урока по окружающему миру. 2класс (Система Л.В.Занкова) "Рельеф.Ландшафт."

Урок окружающего мира «Рельеф. Ландшафт.» знакомит детей с основными формами и особенностями рельефа, красотой и разнообразием ландшафтов; учит понимать выделенные учителем ориентиры действ...

Конспект урока по окружающему миру, 2класс"И про воду"

Данный урок включает разнообразные формы работы, занимательный материал по теме урока....

конспект урока по окружающему миру (2класс)

Тема: «Водные богатства»Цели деятельности учителя: формирование представления о разнообразии водоемов, частях реки; формирование умений показывать на схеме части реки.  Планируем...

конспект урока по окружающему миру (2класс)

Тема урока «В гости к весне» Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: повторение характерных признаков весны в живой и неживой природе; формирование представления о связи...