РАБОТУ СО СЛОВОМ И СЛОВОСОЧЕТАНИЕМ
методическая разработка по русскому языку (1 класс) по теме

Артемьева Оксана Владимировна

РАБОТУ СО СЛОВОМ И СЛОВОСОЧЕТАНИЕМ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabotu_so_slovom_i_slovosochetaniem.doc51.5 КБ

Предварительный просмотр:

 УПРАЖНЕНИЯ НАПРАВЛЕННЫЕ НА РАБОТУ СО СЛОВОМ И СЛОВОСОЧЕТАНИЕМ

1.Задание: Подберите близкие по значению слова к данному слову, объясните различия. Бежит, глядит, спит, лечится, смотрит, несется, глаз не сводит.

А) Поймать – горевать, страдать, изловить, сдаваться, уважать, ценить, задержать, заподозрить, разыскать.

Б) Охранять – умывать, печалиться, беречь, отыскать, сторожить, лгать, караулить, дуться.

Сказать – наблюдать, молвить, засмотреться, сражаться, проговорить, примечать, тревожиться, болтать

2.Задание: Выделите две группы близких по смыслу слов.

А) Объяснить, предвещать отправить, предсказать, растолковывать, разъяснить,

      пророчить.

Б) Развлекать, желать, забавлять, беседовать, веселить, разговаривать, толковать.

     Извещать, командовать, приказывать, сообщать, распоряжаться, вещать, указывать.

В) Воевать, бороться, драться, биться, ополчаться, сражаться.

3. Задание: Расположите синонимы по возрастающей степени признака.

А) Важничать, хвалиться, зазнаваться, задаваться.

Б) Сердиться, дуться, злиться, гневаться.

В) Приближаться, подкрадываться, подходить.

Г) Писать, выводить, строчить.

4.Задание: 

А) Поставить ударение в словах - повторим, позвоним, осведомить, одолжить, дала,брала, спала, отворить, принять.

Б) Подчеркнуть в тексте синонимы к глаголу смеяться - хихикнули молодые зайчата, прикрыв мордочки лапками, засмеялись добрые старушки, улыбнулись старые зайцы, побывавшие в лапах у лисицы и отведавшие волчьих зубов. Очень уж смешной заяц.

5.Задание: Какие слова в стихотворении имеют переносное значение? Подчеркните.

Дождь пошел и не проходит.

Дождь идет, хотя не ходит.

Он будет лить часы подряд

Об этом тучи говорят,

Хоть говорить не могут.

                                 (А.Барто)

6.Задание: Указать прямое значение слов.

Детям предлагаются карточки с заданиями, в которых необходимо стрелкой указать прямое значение слов.

7.Задание: Найди слово.

Расставьте пропущенные буквы.  “Поселите” соседа противоположного значения в том же лице и числе.

        проводишь                                чистишь

         

     торопишь                               встанешь                                 ругаешь

8.Задание: Подбери слова.

Прочитайте, заканчивая предложение глаголами, противоположными по значению. Запишите их. Определите число и лицо глагола.

А) Противники нападают на ворота, а вратарь их

     надежно___________. (защищал).

            Б)  Мачеха свою дочь хвалит, а падчерицу_______________. (ругает).

В)  Звезды вспыхнули на мгновение и ________________ . (погасли).

            Г)  Детям разрешили играть на улице, но выбегать на дорогу

                 ________. (запретили).

9.Задание: Сочини сам.

В пустые   “окна” вставьте нужные глаголы.    

1. Мальчик __________(взял) с земли упавшее яблоко.

2. Мать ____________ (позвала) детей обедать.

3. На дом учитель__________ (задал, задала) несколько задач.

4. Девочка___________ (читает) интересную книгу.

5. Малышка хорошо_____________(спала) всю ночь.

10.Задание: Найдите глаголы, которые можно изменить по родам.

     Зеленел, работает, зимует, выбежал, прыгает, прилетает,

     вспоминает, осветил,держит, гонит, слышал, задрожала.

11.Задание: Составьте словосочетания со словами:

     предоставить…                                    обсудить…

     представить…                                      осудить…

     написать…                                            одеть…

     описать…                                              надеть

12.Задание: Как еще можно?

 К словосочетаниям подберите глаголы, близкие по

     значению, в том же лице и числе. Обведешь вокруг пальца

Гладить по голове

Клюем носом

             обмануть

             дремать

             хвалить

              Вставляет палки в колеса                               мешать    

                                                                           уставать               

13.Задание: Объясните разницу в значениях слов, которые одинаково

     произносятся, но по  разному пишутся.

Отварить сардельки – Отворить дверь.

Поласкать ребенка – полоскать белье.

Посидеть в парке – Поседеть в старости.

14.Задание: От имен существительных образуйте глаголы:

Трус - …                                   Друг - …

Труд - …                                   Ужин - …

Лень - …

15.Задание: Образуйте при помощи приставок новые глаголы.

     Определите вид глагола.

Летишь – улетишь                       поешь –

Ходишь -                                       читаешь –

Бежишь -                                       пьешь –

Смотришь -                                   несешь –

16.Задание: Найди «четвертое лишнее»:

1). Захотеть, запеть, забыть, закричать

2). Замирать, мирить, мирный, примирить

3). Улететь, убежать, упрекнуть, уплыть

17.Задание: Распределите данные глаголы на три группы: в первую -  

   обозначающие действие или движение, во вторую – обозначающее

   состояние, в третью – обозначающие появление или изменение

   признака.

Болеть, спать, краснеть, стереть, ходить, бежать, плавать, сидеть,

грустить, веселиться, лежать.

18.Задание: Замените фразеологические сочетания возвратными глаголами в неопределенной форме:

Совать нос -                              Бежать со всех ног –

Надуть губы -                            Распускать руки –

Попасть впросак -                     Повесить голову –

19.Задание: От каких глаголов вы не сможете образовать форму первого лица единственного лица.

Победить, побеждать, переубеждать, переубедить, очутиться, затмевать, затмить, дудеть, сечь, смутить, убедить, дерзить, держать, чудить.

20.Задание: Замените словосочетания одним словом:

Оказывать помощь - …; одержать победу - …; принять решение - …; прийти с опозданием - …; сделать белым - ….


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Предмет: «Русский язык». Тема: «Словосочетание существительное + прилагательное. Главное и зависимое слово в словосочетании». Класс 4 Программа 2100

Тема: «Словосочетание существительное + прилагательное. Главное и зависимое слово в словосочетании».Цели:1)    познакомить с понятиями «основное», «зависимое» слово в словосочетании, ут...

«Словосочетание сущ. +прил. Главное и зависимое слово в словосочетании».

ОТКРЫТЫЙ УРОКПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 4-ОМ КЛАССЕ.Тема урока: «Словосочетание сущ. +прил.  Главное и зависимое слово в словосочетании»....

Открытый урок по русскому языку по теме : "Словосочетание. Способы связи слов в словосочетаниях." 4 класс

Урок - закрепление по теме : "Словосочетание. Способы слов в словосочетаниях"....

«Словосочетание существительное + прилагательное. Главное и зависимое слово в словосочетании».

Цели урока:     - формирование представления о словосочетании сущ. + прил., о главном и зависимом  слове в словосочетании  ;                ...

Урок русского языка "Словосочетание. Назначение зависимого слова в словосочетании"

На уроке применяется технология смешанного обучения в модели "Ротация станций"...

Упражнения, направленные на работу над словом и словосочетанием

учебно-методический материал по русскому языку на тему В данной работы показаны практические упражнения, направленные на работу со словом, словосочетанием, предложением, текстом. Они являются сво...